Научная статья на тему 'Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России'

Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЕНЧУРНЫЕ КАПИТАЛ / VENTURE FINANCING / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INVESTMENT FUNDS / STATE POLICY / VENTURE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитренко Вадим Владимирович

Статья посвящена комплексному исследованию особенностей венчурного (рискового) финансирования в России в сфере малого бизнеса. Проанализированы современные методы распределения средств российских инвестиционных фондов в различные сектора экономики. Рассмотрены различные механизмы государственной политики в сфере российского венчурного инвестирования. Государство играет немаловажную роль в процессе становления инновационного процесса и создания инфраструктуры для процветания рискового инвестирования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VENTURE CAPITAL FINANCING OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

The article is devoted to complex research of the features of the venture capital financing in Russia in the sphere of small business. Modern methods of Russian investment funds distribution in various sectors of economy are analyzed. Various mechanisms of state policy in the sphere of Russian venture investment are considered. The state plays an important role in the course of innovative process formation and infrastructure creation for prosperity of hazardous investment in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России»

ОСОБЕННОСТИ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

УДК. 330.322

Вадим Владимирович Дмитренко,

аспирант кафедры Бухгалтерского учета и аудита,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. СевероЗападный институт. Тел. 89602808440, Эл. почта: vvdmitre@mail.ru

Статья посвящена комплексному исследованию особенностей венчурного (рискового) финансирования в России в сфере малого бизнеса. Проанализированы современные методы распределения средств российских инвестиционных фондов в различные сектора экономики. Рассмотрены различные механизмы государственной политики в сфере российского венчурного инвестирования. Государство играет немаловажную роль в процессе становления инновационного процесса и создания инфраструктуры для процветания рискового инвестирования в России.

Ключевые слова: венчурное финансирование, инновации, инвестиции, инвестиционные фонды, государственная политика, венчурные капитал.

Vadim V.Dmitrenko,

Post-graduate student, the Department of Accounting and Audit, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, NorthWest Institute, Те!.: 89602808440, E-mail: vvdmitre@mail.ru

FEATURES OF VENTURE CAPITAL FINANCING OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

The article is devoted to complex research of the features of the venture capital financing in Russia in the sphere of small business. Modern methods of Russian investment funds distribution in various sectors of economy are analyzed. Various mechanisms of state policy in the sphere of Russian venture investment are considered. The state plays an important role in the course of innovative process formation and infrastructure creation for prosperity of hazardous investment in Russia.

Keywords: venture financing, innovations, investments, investment funds, state policy, venture capital.

1. Введение

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования бизнеса являются:

- прямое инвестирование, которое приводит как к максимизации риска, так и к объемам прибыли при удачном исходе;

- совместное инвестирование крупного инновационного проекта, при котором минимизируется риск за счет разделения его на несколько составляющих, но вместе с тем уменьшается и индивидуальная норма прибыли;

- участие в независимых венчурных фондах, позволяющее рассредоточить финансовый риск, не требующее от инвесторов значительных вложений и специфичных для данного рода деятельности навыков управления, так как венчурные фонды создаются и управляются профессионалами рисковых капиталовложений. Ресурсы в независимые венчурные фонды могут поступать не только от крупных корпораций, но и из пенсионных фондов, страховых компаний, государственных и негосударственных фондов поддержки развития малого предпринимательства и других организаций.

Венчурный капитал является одним из перспективных источников формирования инновационного потенциала, расширения

предпринимательской инициативы и извлечения прибыли. Развитие малого инновационного предпринимательства сопряжено с высокими рисками в сфере финансирования НИОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость неформальных инвесторов венчурного капитала («бизнес-ангелов») выражается в поддержке венчурных фирм на ранних стадиях их развития, в динамичности и гибкости финансирования. В данной статье рассматриваются характерные черты рискового финансирования в сфере малого предпринимательства в России.

2. Роль государства в инновационной экономике

Анализ современных исследований инновационной экономики доказывает значительную роль государства в ее развитии на стадии создания финансовых условий и инфраструктуры для инноваций. Государственный интерес в появлении и распространении венчурного инвестирования состоит в том, что венчурный капитал эффективно поддерживает малый инновационный сектор и решает задачу внедрения новых технологий в производственный процесс, а переход к экономике, основанной на знаниях и интеллектуальном капитале, является приоритетом развития. Для запуска венчурной системы могут быть использованы механизмы государственно- частного партнерства, целью которых является появление прибыльного и самоподдерживающегося сектора венчурных инвестиций. Роль государства выражается в создании благоприятных условий для развития национальных и региональных сетей венчурных инвесторов; в запуске и управлении программами бизнес-инкубаторов; в содействии технологическому трансферту; в разработке и проведению инновационной, промышленной политики, политики региональной кластеризации и др.

Механизм венчурного финансирования инноваций в российском бизнесе имеет определенную специфику: в условиях неразвитости российского фондового рынка трудно найти рисковый капитал, но, тем не менее, российский венчурный капитал в Российской Федерации за последние годы значительно вырос.

3. Анализ состояния и развития венчурного инвестирования в России

По данным Российской Ассоциации венчурного финансирования, в Российской Федерации действует 62 общероссийских фонда, 8 региональных Фондов содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, 23 основных венчурных фондов (фонды прямых инвестиций) и 30 зарубежных фондов и компаний (полный список которых представлен на сайте «Инновационные проекты малого бизнеса. Портал информационной поддержки инновационных проектов» [3].

Российская венчурная компания является основным институтом развития национальной инновационной системы и ведущим игроком на рынке венчурного инвестирования. Как показано на рис. 1, по итогам 2010 года был показан более чем двукратный рост по сравнению с результатами 2009 года, как по числу но-

вых портфельных компаний, так и по объему инвестиций. За 2010 год в ОАО «Российская венчурная компания» от 7 ЗПИФ ОР(В)И, созданных с участием капитала РВК, поступило 44 проекта, по которым была проведена экспертиза (одобрено 17 проектов). В Фонд посевных инвестиций венчурными партнерами представлено 130 инвестиционных заявок, из которых Инвестиционным комитетом ФПИ отобрано 20 проектов. Общий объем инвестиций по одобренным сделкам фондов за весь период существования ОАО «РВК» составил более 6 млрд. руб. За 2010 год объем инвестиций составил около 2,7 млрд. руб., что составляет 45% от объема инвестиций, сделанных за весь срок работы РВК на рынке (рис.1) и почти вдвое превышает объем инвестиций, сделанных в 2009 году - 1,4 млрд. руб. [4].

В отраслевом разрезе фонды с участием капитала РВК инвестировали в 2010 году преимущественно в биофармацевтику, промышленное производство и информационные технологии (рис.2).

В 2010 году ОАО «РВК» было подключено к системе из 22-х региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно - технической сфере, созданных в 2006-2010 годах. Управляющим компаниям оказывается экспертная поддержка, по результатам которой инвестиционными комитетами фондов были одобрены 18 проектов (из 37 представленных) на общую сумму более 0,7 млрд. руб. ОАО «РВК» уже занимается продвижением портфельных компании этих фондов на рынке. В 2011 году ожидается заметное увеличение объема венчурных инвестиций, произведенных региональными фондами при экспертной и иной поддержке ОАО «РВК» [4].

В 2010 году ОАО «РВК» начало активную международную деятельность. Был получен доступ российскими участниками инновационного процесса к передовым практикам и технологиям глобального инновационного рынка. Созданные Российской венчурной компанией два фонда в зарубежной юрисдикции Russian Venture Capital I LP и Russian Venture Capital II LP общим объемом 600 млн. руб. уже пополнили портфель ОАО «РВК», совершив инвестиции совместно с крупнейшими глобальными участниками рынка венчурного инвестирования.

В целях развития инвестиционной активности по приоритетным на-

15%

16%

45%

2007 12008 2009 12010

24%

Рис. 1. Инвестиции в 2007-2010 годах в долях от общего объема [4]

Рис. 2. Объем инвестиций фондов РВК в различные сектора экономики

в 2010 г, млн. руб. [4]

правлениям и развития инфраструктуры технологического бизнеса в 2010 году были разработаны концепции и в настоящее время запускаются фонды: Биофармацевтический кластерный фонд («БиоФонд РВК»); Фонд инфраструктурных инвестиций («Инфра-Фонд РВК»).

Инфраструктура поддержки венчурного бизнеса в России на сегодняшний день достаточно развита и включает в себя ВИФ, РВК, Российскую корпорацию нанотехнологий, российские и региональные венчурные ярмарки, систему коучинг-центров, систему информационной поддержки - Интернет-портал по венчурному предпринимательству, систему подготовки специа-

листов для венчурного предпринимательства, специализированные биржевые площадки по торговле акциями высокотехнологичных компаний, не котируемых на фондовых биржах [5]. Реализуется Федеральная целевая программа поддержки малых предприятий, в том числе венчурных проектов. Однако по некоторым оценкам ежегодные венчурные инвестиции в России не превышают 0,01-0,02% ВВП, по сравнению с 0,08% ВВП в Польше, в Корее - 0,28%, а в США - 0,48%, что свидетельствует о начальной стадии формирования венчурного бизнеса в России [1].

В целях развития инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо

дальнейшее развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, в рамках проводимой единой государственной инновационной политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности академических институтов, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных ярмарок и выставок, в рамках предоставления информации о состоянии и развитии как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных венчурных проектов.

Анализ состояния и развития венчурного инвестирования в современной экономике России, позволяет констатировать то, что, несмотря на увеличение объемов рискового инвестирования в последние годы, значительный научно-технический потенциал в области конкурентоспособных технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, препятствующие развитию венчурного бизнеса в России. К ним относятся:

- правовая и экономическая среда, не стимулирующие создание венчурных фондов в Российской Федерации, фактическое отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование механизма венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

- низкие приоритеты предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса:

- недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе компаний венчурного капитала);

- использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

- неэффективное использование средств венчурных фондов;

- неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм;

- неразвитость фондового рынка, его отрыв от производства, низкая ликвидность венчурных инвестиций;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехно-

логичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

- отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в России;

Государственная поддержка венчурного бизнеса в России должна проводиться по следующим направлениям:

- нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной, венчурной деятельности;

- решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот, мотивации труда;

- создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного патентного права и др.;

- формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью, повышения эффективности управления государственными пакетами акций, обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов, с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в том числе государственных служащих и др.

Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со стратегией государственной политики в области венчурного бизнеса, интегрированной в единую концепцию развития отечественной инновационной и инвестиционной деятельности.

Таким образом, развитый рынок венчурного капитала позволил бы использовать потенциал малых фирм в формировании инновационной экономики. Дальнейшее развитие малого бизнеса на основе венчурного финансирования в итоге благоприятно отразится на экономике страны, поскольку деятельность небольших фирм характеризуется свободой поиска и поощрением инициативы, готовностью к риску, быстрой апробацией выдвинутых

оригинальных предложений, большей склонностью к нововведениям, чем крупные предприятия.

4. Заключение

Механизм венчурного финансирования в Российской Федерации должен быть интегрирован в инновационно-инвестиционную систему, основная цель которой - обеспечение высокого качества жизни населения при стабильной социально-экономической и экологической ситуации. Стимулирование роста высокотехнологичных секторов в Российской Федерации может быть более успешным через участие государства в венчурных фондах, чем путем выделения прямых государственных инвестиций.

Обобщая результаты исследования, следует отметить, что венчурное финансирование является реальным механизмом, обеспечивающим инновационное развитие национальной экономики. Для решения фундаментальных проблем венчурного бизнеса необходима активная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий и инфраструктуры для реализации инноваций.

Литература

1. Венчур по-министерски // Коммерсантъ. - №32 от 22 февраля 2006 г.

2. Гаврилова Н.М. Проблемы формирования финансовых институтов инновационной экономики в современной России // Инновационное развитие экономики России: роль университетов: Третья международная конференция: Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет, 21-24 апреля 2010 г. Сборник статей: Том 2 / под ред. В.П. Колесова, Л. А. Тутова. - М: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 2010. - с. 180-187.

3. Инновационные проекты малого бизнеса. Портал информационной поддержки инновационных проектов. [Электронный ресурс] URL: http:// www.projects.innovbusiness.ru/content/ section_r_6FA43BAD-2F33-4D67-BEDF-BEDCD1ECD26A CPage 1.html [дата обращения 30.05.12.]

4. Предварительные итоги инвестиционной деятельности фондов // Вестник инноваций и венчурного рынка [Электронный ресурс] - URL: http://venture- news.ru/news/2142-predvaritelnye-itogi-investicionnoy-deyatelnosti-fondov.html [дата обращения 01.06.12.]

5. Суворинов А.В. О развитии ин-

новационной деятельности в регионах России. // Инновации. - 2006. - №2 (89). - с.52.

References

1. Venture in the Ministerial // Kom-mersant». - №32 ot 22 fevralya 2006 g.

2. Gavrilova N.M. Problems of formation of financial institutions in today's innovation economy in Russia // Innovative development of the Russian economy: the role of universities: the Third Internation-

al Conference: Moscow, Moscow State University. MV Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics, 21-24 April 2010. Sbornik statey: Tom 2 / pod red. VP. Kolesova, L.A. Tutova. - M: Ekonomicheskiy fakul'tet MGU: TEIS, 2010. - s. 180-187.

3. Innovative small business projects. Information portal to support innovative projects. [Electronic resource] URL: http://www.projects.innovbusiness.ru/ content/section r 6FA43BAD-2F33-

4D67- BEDF-BEDCD1ECD26A CPage 1.html [date accessed 30.05.12.].

4. Preliminary results of the investment funds / / Bulletin of innovation and venture capital market [electronic resource] - URL: http://venture- news. ru/news/2142-predvaritelnye-itogi-inves-ticionnoy-deyatelnosti-fondov.html [date accessed 01/06/12 .]

5. Suvorinov A.V. On the development of innovation in the regions of Russia. // Innovacii. - 2006. - №2 (89). - s.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.