УДК 339.31
РАЗВИТИЕ ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАХ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ*
И. Б. ЮЛЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: financemrsu@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва
В статье показано развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования как одного из приоритетных направлений государственной инновационной политики, способной стать катализатором развития инновационной деятельности в России. Проведен анализ развития венчурного финансирования за рубежом, в субъектах Российской Федерации, определены направления государственной политики в области развития венчурного финансирования.
Ключевые слова: малый бизнес, венчурный капитал, венчурный фонд, инновации, бизнес-ангелы, стартапы, инвестиции.
Отличительной чертой современного этапа развития мировой и национальной экономики является возрастание роли инновационного предпринимательства.
Исходя из требований нормативных документов и в первую очередь Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также проекта Федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», инновационное предпринимательство предполагает процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в
* Статья публикуется при поддержке Гранта РГНФ 11-0200328 а «Методология формирования регионального сегмента национальной инновационной системы».
основе такой предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, инновационность является особым инструментом предпринимательства.
Из этого следует, что основная задача предпринимателя-новатора заключается в реформировании системы производства через использование новых технологических возможностей для производства новых или модернизации старых товаров новыми методами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Одним из катализаторов инновационной деятельности выступает венчурное финансирование. Венчурный капитал с учетом современных мировых тенденций его функционирования может быть охарактеризован как источник долгосрочных беззалоговых инвестиций с высокими рисками, предоставляемых на несколько лет (от 3 до 7) компаниям, находящимся на ранних стадиях своего становления, которые разрабатывают и производят наукоемкую продукцию и услуги, базирующиеся на высоких технологиях. Как правило, в мировой практике средства вкладываются в уставный капи-
тал создаваемых компаний, а прибыль инвестора образуется при продаже возросшего в цене пакета акций или доли данной компании.
Как экономическая категория, венчурный капитал отражает экономические отношения между субъектами по поводу интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности, инвестирования средств с высоким уровнем риска в доведение этих результатов до товарного вида, развития инновационного предпринимательства, взаимовыгодного распределения доходов от реализации инноваций.
Проблема развития венчурной индустрии активно обсуждается отечественными и зарубежными учеными, в числе которых Ю. П. Амосов, П. Г. Гулькин, Д. Глэдстоун, А. Т. Каржаув, А. И. Ка-ширин, А. С. Семенов, К. Кэмпбелл и др. Вместе с тем многие аспекты названной проблемы остаются дискуссионными и требуют дальнейшей научной и практической разработки.
Как следует из экономической науки, теоретической основой исследования венчурного финансирования является теория инноваций Й. Шумпетера. Согласно этой теории для предпринимателя-лидера единственным путем получения постоянной прибыли и, возможно, сверхприбыли являются непрерывные нововведения, имеющие в системе инновационного предпринимательства эндогенный и перманентный характер [3].
Применительно к современным условиям необходимо исследовать, опираясь на так называемые основные тенденции инновационного развития, новые модели экономического роста:
— модель с эндогенным технологическим прогрессом (модель Р. Лукаса);
— модель П. Ромера;
— модель растущего разнообразия товаров;
— модель ступенек качества;
— модель заимствования технологий и др.
В новых моделях экономического роста, наряду с традиционными факторами производства — трудом, землей и капиталом — приоритетное внимание уделяется человеческому капиталу и накопленным знаниям (интеллектуальному капиталу).
Системообразующий характер в исследовании экономических отношений на всех стадиях инновационного процесса в настоящее время приобретают разработки представителей институциональной и неоинституциональной экономической теории, активно использующих в качестве теоретико-ме-
тодологических основ теорию контрактов, транс-акционных издержек, экономическую теорию прав собственности [1].
Рассматривая указанные теории и направления в качестве базовых при формировании институциональной теории венчурного финансирования, следует учитывать их взаимосвязь с теориями финансов, риска, эффективности, инновационного менеджмента, маркетинга. Такая методология исследования диктуется современными реалиями процесса венчурного финансирования, интегрированного в сложную систему отношений по поводу доведения технологий до товарного вида, их трансфера, коммерциализации, создания новых компаний и фирм. В этой связи следует особо выделить теоретическую и практическую значимость концепции открытых инноваций Г. Чесбро. Согласно этой концепции, представители венчурного бизнеса участвуют в инновационном процессе в открытой инновационной среде во взаимосвязи с исследователями, менеджерами, маркетологами, потребителями, партнерами.
Проведенный анализ основных тенденций развития венчурного финансирования позволил выявить отличия этого процесса в развитых экономиках и Российской Федерации, и ее субъектах. Так, если в развитых странах приоритетное внимание уделяется проблеме создания инновационных компаний и вопросам их финансирования, то для России более актуальными являются вопросы, связанные с финансированием научно-технологических разработок и проектов на начальных стадиях, так как объемы такого финансирования на этих стадиях (преимущественно государственного) очень незначительны.
Венчурное финансирование в контексте трансфера и коммерциализации технологий в развитых странах является действенным инструментом активизации инновационной деятельности. Система венчурного инвестирования за рубежом хорошо развита и пользуется поддержкой со стороны различных структур — от крупных корпораций до пенсионных фондов.
Венчурный капитал зародился в США в середине 1950-х гг. С этого времени формируется и тенденция его преимущественной ориентации на финансирование новых и молодых инновационных компаний. Значительный успех венчурного предпринимательства и его динамичное развитие привлекли к нему повышенный интерес финансовых и
правительственных структур. Возникла объективная потребность создания современной инфраструктуры венчурного финансирования и совершенствования взаимосвязей в инвестиционной сфере в целом. В 1973 г. была образована Национальная ассоциация венчурного капитала (Natioral УепШге Capital Assоciation — NVCA) с целью формирования в широких кругах осознания важности венчурного финансирования для усиления конкурентоспособности экономики США, а также для представления в обществе интересов венчурных капиталистов и развивающихся компаний. Аффилированная структура ассоциации — «Американские предприниматели для экономического роста» (Атегюап ЕПгергепеиге for Eranomic Growth — AEEG) — это общенациональная организация, которая включает около 10 тыс. развивающихся компаний, на которых работают более миллиона американцев.
Отдельно следует выделить программу по инвестициям в малый бизнес — Smаll Busi^ss Invеstment ^mpanies (SBIC). SBIC представляет собой уникальную программу государственно-частного партнерства, с помощью которой было осуществлено венчурное финансирование более 150 тыс. малых и средних предприятий в объеме 90 млрд долл. Венчурный бизнес США сформировался как специфическая отрасль предпринимательства в период активного развития микроэлектроники и компьютерных технологий и дал мощный толчок для успешного развития данных направлений. Мировые лидеры компьютерной индустрии — компании Micrоsоft, Ме1, Арр1е СотрШ;еге, Cоmpаq — достигли впечатляющих финансовых результатов благодаря именно венчурному финансированию на ранних стадиях развития компаний.
В Европе венчурное финансирование стало развиваться в начале 1980-х гг. Несомненно, практика такого инвестирования существовала в европейских странах задолго до этого рубежа, но современные черты индустрия венчурного финансирования стала приобретать именно в этот период. Во многом быстрое развитие венчурного инвестирования в Европе было обосновано наличием двадцатилетнего американского опыта, который позволил избежать существенных ошибок и адаптировать к европейским условиям уже отработанные финансовые и управленческие технологии. Но нельзя также не учитывать заслуги и усилия европейских венчурных капиталистов, которые обеспечили сегодняшнее состояние отрасли.
С участием EVCA была создана Европейская ассоциация биржевых дилеров (EASD) — объединение венчурных капиталистов, инвестиционных банков, биржевых дилеров и других инвестиционных институтов — в целях формирования механизмов поддержки экономического развития и инноваций в Европе. Одной из первых инициатив EASD была организация европейской фондовой биржи для быстро растущих молодых компаний — Системы автоматической котировки Европейской ассоциации биржевых дилеров (EASDAQ). Ее структура и основные принципы функционирования были заимствованы у аналогичной американской NASDAQ. Акции некоторых компаний, которые торгуют в EASDAQ, также котируются и на NASDAQ.
Участие правительств европейских стран в процессе венчурного финансирования играет огромную роль. Доля средств страховых компаний и пенсионных фондов в венчурном капитале Европы достигает 35 % инвестиций. Примером участия государства в венчурном финансировании могут служить так называемые фонды фондов, которые организуются при существенном участии (до 40 %) государства. Наиболее известные из них фонды: UK High ТесЬио1о§у Fund (Великобритания), KFW (Германия) и ряд других.
Венчурные инвестиции в Европе размещают практически во все сектора экономики в относительно равных размерах. В отличие от США в тройке лидеров по объемам инвестиций кроме биофармацевтики и энергетики присутствует сектор бизнес-услуг. В последние годы происходит переориентация венчурных инвестиций в технологический сектор, что является общемировой тенденцией для развитых стран.
Развитие института венчурного финансирования в России началось с 1990 г. В 1993 г. в качестве помощи России со стороны ЕС и мирового сообщества Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) организовал 11 региональных венчурных фондов. В 1997 г. была создана Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), основными задачами которой являются содействие развитию венчурной индустрии и лоббирование интересов венчурного сообщества. В конце 2004 г. несколько ведущих мировых венчурных фондов (Menlo Ventures, Insight Venture Partners и др.) начали осуществлять финансирование российских компаний [4].
За период, прошедший с 1990 г., в России сформировались основы культуры венчурного
инвестирования, был реализован ряд крупных проектов развития бизнеса с привлечением венчурного капитала. Новый этап развития венчурного бизнеса связан с учреждением в 2006 г. Российской венчурной компании (РВК) в форме ОАО со 100 %-ным государственным капиталом и уставным фондом 15 млрд руб. Цель ее деятельности — способствовать формированию инновационной системы и модернизации экономики путем инвестирования в создание венчурных фондов, которые, в свою очередь, как запланировано, будут финансировать около 200 начальных этапов (стартапов) российских инновационных предприятий.
Как изменилась структура венчурных инвестиций в Российской Федерации в 2008—2011 гг. показано в табл. 1. Если в докризисном 2008 г. пятерка наиболее привлекательных отраслей и секторов для венчурных инвестиций включала в себя: потребительский рынок, финансовые услуги, телекоммуникации и компьютеры, строительство,
то в 2011 г. в структуре венчурных инвестиций произошли существенные (позитивные) изменения. На второй позиции по доле венчурных инвестиций после торговли оказалось промышленное оборудование, на третьей — телекоммуникации, на четвертой — финансовые услуги, на пятой — энергетика.
К негативным тенденциям посткризисного развития российского рынка венчурных инвестиций следует отнести по-прежнему минимальную долю финансирования инновационных проектов. В 2011 г. эта доля составила: в экологии — 0,02 %, в биотехнологии — 0,02 %, в медицине и здравоохранении — 0,46 %, в электронике — 0,57 %, в легкой промышленности и строительстве — 0 %. Такие тренды коренным образом отличаются от динамики венчурной индустрии в США и Европе, где по объемам инвестиций лидируют биотехнология и биофармацевтика, а инвестиции в торговлю варьируются от 2 до 13 %.
2008 2009 2010 2011
Сфера экономики инвестиции, млн долл. Проценты инвестиции, млн долл. Проценты инвестиции, млн долл. Проценты инвестиции, млн долл. Проценты 2011/ 2008, %
Легкая 4,5 0,31 0 0 0 0 0 0 —0,31
промышленность
Строительство 80 5,43 2 0,39 7,54 0,30 0 0 —5,43
Сельское 16,25 1,1 2,5 0,49 52,5 2,09 0 0 —1,1
хозяйство
Экология 0,54 0,04 0 0 0 0 0,6 0,02 —0,02
Биотехнологии 29,43 2 0,55 0,11 0 0 2,33 0,08 —1,92
Транспорт 10 0,68 0 0 3,37 0,13 8,5 0,28 —0,4
Медицина (здравоохранение) 2,44 0,17 37,65 7,41 52,7 2,10 14,31 0,46 0,29
Электроника 4,24 0,29 13,63 2,68 0 0 17,58 0,57 0,28
Химические 9,35 0,64 2,35 0,47 3,02 0,12 64,38 2,09 1,45
материалы
Энергетика 75 5,09 28,83 5,68 101,34 4,03 138,59 4,5 —0,59
Финансовые 312,16 21,2 80 15,75 842,27 33,51 233,74 7,58 —13,62
услуги
Промышленно е оборудование 61,1 4,15 3,16 0,62 94,93 3,78 493,12 15,99 11,84
Компьютеры 123,31 8,37 37,93 7,47 118,62 4,72 218,36 7,08 —1,29
Телекоммуника- 144,69 9,83 59,3 11,68 944,92 37,58 342,22 11,1 1,27
ции
Потребительский 596,4 40,5 240 47,25 292,33 11,64 1591,96 50,01 9,51
рынок
Друг°е 3 0,20 0 0 0,30 0,01 7,08 0,23 0,03
Итого... 1472,41 100 507,9 100 2513,84 100 3082,77 100 —
Источник: составлено по данным [5].
Таблица 1
Венчурные инвестиции в России по сферам экономической деятельности в период 2008-2011 гг.
Таблица 2
Динамика венчурного финансирования по федеральным округам в 2008—2011 гг.
Федеральный округ 2008 2009 2010 2011 2011/ 2008, %
Инвестиции, млн долл. Проценты Инвестиции, млн долл. Проценты Инвестиции, млн долл. Проценты Инвестиции, млн долл. Проценты
Северо-Кавказский — — — — 0 0 0 0 0
Южный 0,38 0,03 4,59 0,9 2 0,08 2 0,06 0,03
Дальневосточный 14 0,95 0 0 200,1 7,96 4,8 0,16 —0,79
Уральский 144,13 9,79 1,73 0,34 56,65 2,25 6,69 0,22 —9,57
Сибирский 45,09 3,06 2,7 0,53 13,45 0,53 58,77 1,91 —1,15
Приволжский 145,76 9,9 35,65 7,02 24,02 0,96 511,24 16,58 6,68
Северо-Западный 133,3 9,05 120 23,63 50,12 2 1 234,21 40,03 30,98
Центральный 989,75 67,22 343,23 67,58 2 167,5 86,22 1 265,06 41,04 —26,18
Итого... 1 472,41 100 507,9 100 2513,84 100 3 082,77 100 —
Источник: составлено по данным [5].
Как показывает анализ, на российском рынке отсутствуют венчурные инвестиции в такие сферы, как биотехнология, легкая промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт.
Что касается развития инновационного предпринимательства и венчурного финансирования в разрезе федеральных округов, то здесь ситуация выглядит следующим образом (табл. 2).
Как видно из табл. 2, тройка лидеров по объемам венчурных инвестиций в 2011 г. включала: Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Остальные федеральные округа значительно отстали от лидеров. Так, доля Сибирского федерального округа в суммарном объеме венчурных инвестиций составила только 1,9 %, а Уральского, Дальневосточного и Южного федеральных округов колеблется от 0,06 до 0,22 %. Изменение доли в объеме общероссийских венчурных инвестиций за период 2008— 2011 гг. показали Северо-Западный федеральный округ (+31 %), Приволжский федеральный округ — (+6,7 %) и Южный федеральный округ — (+0,03 %).
Указанная тенденция на рынке венчурных инвестиций в Российской Федерации в значительной степени обусловлена созданием региональной сети венчурных фондов.
На конец 2012 г. в России действовали 23 региональных венчурных фонда (табл. 3), созданных в 2006—2012 гг. Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов, общим объемом 9,6 млрд руб.
Среди субъектов РФ одно из лидирующих положений с точки зрения развития производственно-технологической и финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства занимает Республика Мордовия.
В настоящее время в Республике Мордовия созданы и функционируют следующие объекты инфраструктуры по поддержке предпринимательской деятельности:
— автономная некоммерческая организация «Республиканский бизнес-инкубатор»;
— бизнес-инкубатор Республики Мордовия;
— мордовский центр научно-технической информации;
— региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;
— технопарк «Мордовия»;
— центр трансферта технологий при Мордовском государственном университете;
— НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия;
— государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Научно-производственный центр информатизации и новых технологий»;
— ООО «Республиканский центр современных медицинских технологий»;
— ООО «Центр новых строительных материалов и технологий»;
— ООО «Инновационно-технологический центр Республики Мордовия»;
— ООО Мордовский республиканский научно-технический центр «Электротехника Мордовии» и др.
Так, в рамках созданного в регионе технопарка «Мордовия»» при тесном сотрудничестве ведущих технологических предприятий и ученых Мордовского государственного университета реализуются крупные инновационно-инвестиционные проекты в области оптических и оптико-электронных при-
Таблица 3
Региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере
Фонд субъекта РФ Управляющая компания Размер фонда, млн руб. Год создания
г. Москвы Альянс Инвестиции 800 2006
г. Москвы ВТБ Управление активами 800 2008
Воронежской области Сбережения и инвестиции 280 2009
Волгоградской области НИКОР Кэпитал Партнерз 280 2009
Калужской области Сбережения и инвестиции 280 2010
Краснодарского края Сбережения и инвестиции 280 2009
Красноярского края Тройка Диалог 120 2006
Московской области Тройка Диалог 284 2007
Нижегородской области ВТБ Управление активами 280 2007
Новосибирской области НИКОР Кэпитал Партнерз 400 2009
Пермского края Альянс Инвестиции 200 2006
Республики Башкортостан Сбережения и инвестиции 400 2009
Республики Мордовия Альянс Инвестиции 880 2007
Республики Татарстан Тройка Диалог 800 2006
Республики Татарстан (высоких технологий) АК Барс капитал 300 2007
Самарской области Инвест-Менеджмент 280 2009
Санкт-Петербурга ВТБ Управление активами 600 2007
Саратовской области ВТБ Управление активами 280 2007
Свердловской области Ермак 280 2006
Томской области Мономах 120 2006
Челябинской области Сбережения и инвестиции 480 2009
Чувашской Республики НИК Развитие 280 2009
Ставропольского края УК ООО «АктивФинансМенеджмент» 400 2012
Источник: составлено по данным [5].
боров, приемников оптического излучения, волоконной, нано- и интегральной оптики, лазерных приборов, оптоволоконного оборудования, светотехники; разрабатываются проекты в области опто-электроники, лазерной технологии, наноструктур, компонентов со сверххарактеристиками, а также проекты создания приборов нового поколения на их основе. Ведется поиск новых материалов, в том числе строительных, разрабатываются энергосберегающие и информационные технологии.
Становление и развитие технопарка будет способствовать развитию кластеров в сферах:
1) электронного приборостроения на основе монокристаллического нейтронно-легированного кремния, карбида кремния и арсенида галлия;
2) оптоэлектроники и кабельной промышленности;
3) производства энергосберегающих осветительных приборов, в том числе на основе ярких светодиодов.
В качестве инструмента государственной поддержки инновационной деятельности в Республике
Мордовия используются различные формы поддержки, в числе которых:
— предоставление льгот по уплате республиканских налогов и налога на прибыль организаций, в части зачисляемой в республиканский бюджет;
— субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков;
— предоставление бюджетных кредитов, инвестиционных налоговых кредитов, государственных гарантий Республики Мордовия под коммерческие кредиты и т. д.
В Республике Мордовия были оказаны следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:
— введены льготы по уплате налога на прибыль организаций, в части зачисляемой в республиканский бюджет Республики Мордовия. При привлечении инвестиций в форме капитальных вложений свыше 30 млн руб. предусмотрены льготы для пяти организаций на общую сумму 10,9 млн руб.;
- государственные гарантии Республики Мордовия под коммерческие кредиты предоставлены трем организациям на сумму 1 970 млн руб.:
- для оказания нефинансовых мер государственной поддержки, предусматривающих снятие административных, правовых и других барьеров на пути реализации инвестиционных проектов, одобрены 8 инвестиционных проектов.
В настоящее время в Республике Мордовия ведется работа по разработке нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства.
Наряду с принимаемыми мерами по поддержке инновационной деятельности в республике необходимо более пристальное внимание уделять развитию и совершенствованию механизма венчурного финансирования малого инновационного предпринимательства как одного из наиболее эффективных способов финансирования инноваций на раннем этапе их развития. Именно ранний период является для венчурных инвесторов самым рискованным, когда есть только идея и разработчики проекта, и нет точного представления о том, насколько данный проект будет коммерциализован и востребован на рынке, и вообще будет ли от этого проекта прибыль?
Именно на раннем этапе необходимо создавать действенный венчурный механизм финансовой поддержки российских «кулибиных». Ведь чтобы убедиться в том, что в идее есть рациональное коммерческое зерно, ей необходимо дать определенный жизненный цикл, что потребует финансовых вложений, включая проверку на патентоспособность, экономическую и правовую экспертизу, наличие аналогов и ожидаемый спрос у потребителя. Потратиться все равно необходимо даже для того, чтобы убедиться в бесперспективности разрабатываемой технологии.
Существует явный дефицит универсальных и отраслевых сервисных компаний, оказывающих специализированные услуги для малого инновационного предпринимательства. Одним из вариантов решения проблемы является распространение на уровне региона института бизнес-ангелов, т. е. частных инвесторов, осуществляющих вложение собственных средств в стартующие перспективные бизнес-проекты на ранних стадиях. Возможно, в обмен на долю в будущем бизнесе в целях приращения капитала. В России бизнес-ангелы немногочисленны. В настоящее время создана национальная ассоциация бизнес-ангелов, активно действует шесть бизнес-ангельских сетей. Но деятельность
их надо популяризировать, создавать соответствующие условия для работы и повышать мотивацию к финансированию инновационных проектов.
На стадии посева, когда изобретатель остро нуждается в финансировании, необходима помощь частных инвесторов. Например, в Республике Мордовия утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам — инновационным компаниям, осуществляющим инновационную деятельность — в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Под инновационными компаниями признаются юридические лица — субъекты малого или среднего предпринимательства, осуществляющие на момент принятия решения о предоставлении государственной поддержки деятельность в течение не менее одного календарного года, фактически производящие инновационные товары, выполняющие инновационные работы или оказывающие инновационные услуги, а также осуществляющие затраты на технологические инновации, разработку и внедрение технологически новых продуктов и процессов, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Общая сумма субсидии инновационной компании за счет бюджетных средств не должна превышать 5 млн руб. в текущем финансовом году.
Субсидии инновационным компаниям предоставляются на следующие виды работ:
1) исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
2) производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
3) приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
4) приобретение новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей);
5) приобретение программных средств;
6) аренду помещений, используемых для обеспечения деятельности;
7) компенсацию затрат, уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях;
8) сертификацию и патентование.
В предоставлении субсидии инновационной компании может быть отказано в случае, если:
a) доля доходов от выпускаемой (реализованной) инновационной продукции (работ, услуг) по итогам 2-х предыдущих лет составляет менее 20 % в сумме всех доходов инновационной компании за указанный период;
b) не представлены документы, определенные п. 9 настоящего Порядка, или представлены недостоверные сведения и документы;
c) имеется задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации.
Конечно, это хорошая поддержка уже действующим не менее двух лет инновационным малым и средним предприятиям. Но что же делать новым разработчикам инновационных идей, у которых нет финансовых средств на проверку своего изобретения на патентоспособность, проведение соответствующей правовой и экономической экспертизы инновационного проекта, составление бизнес-плана, производственных мощностей и т. д.
В соответствии с Порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства предусмотрено софинансирование начинающим субъектам малого предпринимательства расходов на реализацию бизнес-плана по созданию собственного бизнеса, отобранного на конкурсной основе, в размере не менее 10 % от общей суммы финансирования проекта. При этом размер гранта не может быть более 300 тыс. руб. Контроль целевого использования выделяемых средств государство оставляет за собой. Этот документ также направлен на поддержку малого предпринимательства, в том числе и инновационного. При этом, к сожалению, могут остаться не профинансированными действительно интересные инновационные предложения, которые не получат грант, если не пройдут конкурсный отбор.
В связи с этим необходимо дать возможность любому разработчику на ранней стадии создания своего инновационного проекта определить его будущее. И здесь, безусловно, нужна помощь не только государства, но и частных инвесторов. В этом могут помочь уже имеющиеся ресурсы, какими являются технопарки и бизнес-инкубаторы.
Необходимо создать условия и мотивацию для вовлечения в процесс коммерциализации инновационного проекта частных инвесторов — профессионалов, так называемых бизнес-ангелов, которые в силу своей компетенции, профессионального
опыта и финансовых возможностей могут выбрать перспективный проект и, используя венчурный механизм, в обмен на долю в будущем бизнесе осуществить свои материальные и нематериальные вложения. При этом должно быть составлено инвестиционное соглашение между разработчиком проекта и частным инвестором-профессионалом об условиях партнерства по коммерциализации инновационного проекта.
Успех такого финансирования может стать более действенным, когда частный инвестор будет не просто вкладывать свои средства в будущий бизнес, но и непосредственно участвовать в создании и управлении малого инновационного предприятия, т. е. он будет заинтересован в том, чтобы оно стало действительно прибыльным и конкурентоспособным.
Для мотивации участия бизнес-ангела в создании нового инновационного предприятия необходимо установить льготное налогообложение на средства, направляемые на финансирование нового инновационного проекта. Как показывает практика, действенность венчурного механизма проявляется особенно эффективно тогда, когда создаются условия для вовлечения в него именно частного капитала. Этот капитал более мобилен, управляем, и для его эффективного использования не надо создавать громоздкую государственную систему контролирующих органов, требующих дополнительных финансовых затрат для их функционирования.
Государство, внедряя венчурный механизм финансирования малого инновационного предпринимательства на основе частно-государственного партнерства, должно больше стимулировать частный капитал для финансирования инновационных проектов на ранних стадиях их становления. Одним из методов эффективного участия государства в этом процессе может стать применение практики предоставления государственных гарантий по заемным средствам венчурных фондов.
Анализ современного состояния и тенденций развития венчурного финансирования в России позволил выявить ряд организационно-экономических и правовых проблем, которые тормозят развитие этого ключевого элемента инновационной системы. Для их решения предлагается: • разработать нормативно-правовую базу стимулирования и регулирования венчурного финансирования, адекватную мировым трендам, стратегическим задачам перехода России к инновационно ориентированной экономике;
• создать необходимые институциональные условия для привлечения средств негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, отраслевых профсоюзов в венчурную индустрию;
• сфокусировать деятельность венчурных инвесторов на реализации Перечня критических технологий, что позволит кардинально изменить место и роль России на рынке инновационных товаров и услуг. Так, например, доля инновационных российских препаратов на отечественном фармацевтическом рынке в настоящее время составляет менее 1 %;
• стимулировать государственно-частное партнерство в сфере венчурной индустрии (если в США и Японии соотношение государственных и частных инвестиций при реализации венчурных проектов составляет 1/9, то в Российской Федерации — 9/1, а в отдельных случаях и 100 %-ное государственное финансирование);
• мотивировать региональные администрации на развитие малого инновационного предпринимательства, создание необходимой имущественной, финансовой и информационно-консалтинговой инфраструктуры для количественного и качественного роста этого сегмента в регионах и муниципалитетах;
• предоставить налоговые льготы для венчурных инвесторов на протяжении всех стадий развития инновационного предприятия и особенно на «посевной» и ранней стадиях;
• развивать инфраструктуру венчурного финансирования. К примеру, отсутствие отечественной инфраструктуры биофармацевтических и медицинских стартапов в России приводит к необходимости расходовать до 80 % инвестиционных ресурсов для оплаты зарубежных сервисов.
Таким образом, только системный подход к созданию необходимых правовых, организационных и экономических условий позволит в полной мере реализовать преимущества венчурного финансирования для решения масштабных задач модернизации российской экономики, перехода к инновационной модели развития общества.
Список литературы
1. Волкова Т. И. Рынок интеллектуальных продуктов. Теоретические основы анализа // Журнал экономической теории. 2008. № 4. С. 12—28.
2. Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011—2015 гг. URL: http://protown. ru/russia/obl/ artides/7286.html.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
4. PricewaterhouseCoopers / National Venture Capital Association MoneyTree™ Report. Thomson Reuters. 2009. URL: http://www. thomsonreuters. com.
5. Венчурное инвестирование в России — настоящее и будущее. URL: http://www. bishelp. ru.