References
1. Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj teoriii tehnologiiinoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2010.
2. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam. Inostrannyjyazyk v shkole. 2000; № 4: 9-15.
3. Skalkin V.L. Kommunikativnye uprazhneniya na anglijskom yazyke. Moskva: Nauka, 1983.
4. Suhova L.V. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku i yazykovaya parasreda kak ego sistemoobrazuyuschij faktor. Inostrannye yazyki v shkole. 2007; № 5: 15-18.
5. Kretinina N.A. Metodika obucheniya studentovpedagogicheskih vuzov obscheamerikanskomuproiznosheniyu na osnoveprosodicheskih harakteristik. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2001.
6. Richards J.C. Communicative Language Teaching Today. New York; Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
7. Milovanova L.A. Kommunikativno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku: opyt zarubezhnyh i rossijskih issledovanij. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; № 6: 152-156.
8. Kretinina N.A. Nekotorye aspekty ovladeniya obscheamerikanskim proiznosheniem. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. 2002; № 2: 139-141.
9. Cook A. American accent training. A guide to speaking and pronouncing American English for everyone who speaks English as a second language. New York: Barron's Educational Series, 2000.
Статья поступила в редакцию 11.01.23
УДК 378
Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the government of Russian Federation (Moscow, Russia),
E-mail: Digtyar@inbox.ru
MODERN PROBLEMS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE ENGLISH LANGUAGE IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM TODAY. The article discusses problematic areas of development of the English language in the Russian education system. The topic of the article is relevant today, since English plays an important role in the future activities of students. The solution of the issue of the limited time allotted for learning a foreign language due to the introduction of non-institutional educational practices is given. The article explains the necessity of using information and communication technologies in teaching English. The necessity of forming a foreign language competence of professionally directed English language teaching, in particular, teaching through Internet resources that combine theoretical research and practical organization of language learning, is given. The existing system of formation of foreign language competence of teaching a foreign language to students is relevant, however, there are strengths and weaknesses that require systematization, research, as well as the study of new methods of teaching.
Key words: English, foreign language, teaching, information environment, educational space.
О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при правительстве Российской федерации, г. Москва, Е-mail: Digtyar@inbox.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ
В статье рассматриваются проблемные зоны развития английского языка в российской системе образования. Тема статьи актуальна на сегодняшний день, так как английский язык играет важную роль в будущей деятельности обучающихся. Приведено решение вопроса ограниченности времени, отведенного на изучение иностранного языка за счет внедрения внеинституциональных образовательных практик. В статье дано объяснение необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Приведена необходимость формирования иноязычной компетенции профессионально направленного обучения английскому языку, в частности обучения посредством интернет-ресурсов, соединяющих теоретические исследования и практическую организацию изучения языка. Существующая система формирования иноязычной компетенции обучения иностранному языку студентов является актуальной, однако имеются сильные и слабые стороны, которые требуют систематизации, исследования, а также изучения новых методов и способов обучения.
Ключевые слова: английский язык, иностранный язык, обучение, информационная среда, образовательное пространство.
Актуальность работы заключается в том, из-за процессов глобализации увеличивается интерес к изучению английского языка в условиях мирового образовательного пространства, который постоянно меняется и корректируется в условиях современной информационно-образовательной среды.
Целью данной работы является разработка рекомендаций для процесса развития обучения английскому языку в условиях глобального образовательного пространства. В соответствии с поставленной целью выполнены задачи:
1. Выделены проблемные аспекты изучения английского языка в современном российском образовании.
2. Описаны тенденции развития английского языка в современных условиях.
3. Сформулирована необходимость формирования иноязычной компетенции путем использования информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку.
В качестве методологии исследования применяется междисциплинарный информационно-коммуникативный и педагогический анализ, демонстрирующий естественное изменение процесса обучения английскому языку в условиях трансформации информационно-языковой среды.
На основе полученного материала анализируются конкретные тенденции развития обучения английскому языку и его взаимодействия с институциональной педагогической практикой. Делается вывод о том, что потенциал внеинсти-туционального освоения иностранных языков сегодня явно выше, чем даже десятилетие назад, и за счёт его активного раскрытия возможно достичь взаимодополнения с формальным обучением для достижения синергетического эффекта в процессе непрерывного образования личности.
Новизна работы состоит в углублении общих идей о роли внеинституци-ональных образовательных практик в развитии личности через призму одной
дисциплины с выявлением конкретных тенденций их развития на определённом временном отрезке с учётом условий трансформации информационно-коммуникативной среды.
Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что подборка методических рекомендаций может быть использована в учебном процессе.
На сегодняшний день в российской системе образования особое место стало отводиться изучению иностранных языков, а в частности - английского языка. Одна из основных задач, которая стоит перед преподавателями английского языка, - это развитие достаточных компетенций у будущих специалистов в межкультурном общении в контексте профессиональной и научной деятельности [1, с. 227].
Так как в мире постоянно происходят открытия и нововведения, то чаще всего первые статьи и научные исследования публикуются в открытом доступе на английском языке. Если, работая в России, специалист свободно владеет английским языком, то это дает ему преимущество перед другими коллегами, так как он первым будет узнавать информацию, изучать её и применять на практике. В большинстве российских компаний приветствуется, а зачастую - требуется знание английского языка, так как многие глобальные проекты создаются совместно с иностранными компаниями. Все эти факторы указывают на необходимость обучения английскому языку в вузах, при этом специалистам необходим высокий уровень владения языком и объемный словарный запас технических терминов [2, с. 90]. Поэтому изучать иностранные языки - это приоритетная задача для каждого учебного заведения.
Однако процесс овладения иностранным языком не такой простой, обучение опирается на индивидуальные особенности, обучающихся, их цели, мотивацию, уверенность, развитие навыков мышления, когнитивные стратегии, предпочтения, опыт и так далее.
Одной из сложностей теории преподавания английского языка является восприятие речи на слух, поскольку основная ступень развития навыков иностранного языка заключается в аудировании и понимании.
Возникающие у обучающихся проблемы, связанные с аудированием и пониманием на слух английского языка, очень разные. Поскольку учащиеся не только слушают аудиозапись или видеофрагмент - им нужно понять контекст. Обучающиеся испытывают четыре основных проблемы при аудировании:
- качество техники. Многие преподаватели всё ещё используют оборудование для записи, не имеющее хорошего звучания. Качество звуковых систем может повлиять на слуховое понимание учащихся;
- разные культуры. Обучающиеся относятся к культуре языка, которая имеет большое значение для их понимания в процессе обучения. Если упражнения по аудиции включают в себя разные культурные составляющие, то ученики столкнутся с критическими проблемами в понимании;
- акцент Многие различные аспекты могут снизить понимание навыков аудиции. Согласно Концевой В.Н., внимание слушателя - один из главных факторов, влияющий на его понимание [3, с. 171]. При непонимании акцента, который используют говорящие, нарушается сам процесс подготовки;
- незнакомые слова. Впрочем, если контекст будет иметь большое число новых слов, слушателю сложнее будет разобраться в смысле контекста, понимать новые слова в целом.
Таким образом, студенты, обучающиеся английскому языку на начальном этапе обучения, испытывают серьезные проблемы, связанные с их способности к слушанию и пониманию. Таким образом, концентрация утрачивается в результате процесса переводов и пониманий.
Следующим проблемным аспектом изучения английского языка является разговорная речь. В этом аспекте выявлены следующие задачи:
- боязнь совершать ошибки. Обучающиеся действуют, боясь ошибиться, например, беспокоятся о том, что кто-нибудь посмеется над их произношением. Большинство обучающихся согласны, что повышенная тревога, связанная с осознанием плохого отношения к их произношению, может привести к тормозу дальнейшего развития их личностного потенциала в обучении английскому языку;
- застенчивость. Застенчивость связана с выступлением в аудитории, особенно, когда они ощущают себя неуютно;
- беспокойство. Беспокойство способно влиять на успех учеников. Признаки тревоги зависят от чувств обучающегося по отношению к его окружению. По мнению Флерова О.В. и других исследователей, тревожность является одним из психологических феноменов, которые, как правило, возникают при преподавании и обучении [4, с. 140].
При обучении чтению на английском языке также возникают проблемы. Чтение - наиболее важный вид деятельности при изучении английского языка, поскольку играет роль не только источника информации и развлечения, но также средства для объединения языкового знания и его расширения. Проблемы обучающихся, развивающих навыки чтения:
1. Неоднозначное толкование слов.
2. Использование иностранной лексики.
3. Ограниченное время для того, чтобы понимать текст.
Для решения вышеуказанных проблем необходимы следующие преимущества, например, обеспечение выбора, целостности, особенно в разговоре, аудировании, структуры говорения, чтения, поскольку они играют важную роль в обучении иностранному языку. Память тоже играет важную роль при изучении английского языка. Как следствие, при речевой деятельности необходимо развивать такие типы памяти, как зрительная, словарная, логическая, непроизвольная, свободная.
Одним из важных аспектов развития английского языка в российской системе образования является психологическая особенность к подготовке и преподаванию иностранных языков.
Тенденции развития английского языка в российской системе образования во многом зависят от степени дифференциальной и индивидуальной под-
Библиографический список
готовки, предполагающей знание, развитие индивидуальных качеств обучающихся.
Для развития английского языка в российской системе образования необходима система, включающая в себя сущность и содержание расширения образовательного пространства обучающихся.
Современные тенденции развития английского языка в российской системе образования рассматриваются как процесс, активно развивающийся не только на основе сугубо педагогического понимания значимости построения образовательных маршрутов, но и за счёт объективных информационных реалий, влияющих на специфику существования окружающего нас знания как «продукта» освоения информации. Так как во всем мире для обучения применяется Интернет, то и в данном вопросе невозможно игнорировать все его преимущества.
Интернет-ресурсы обучения английскому языку являются одним из альтернативных подходов, который может заменить очное или традиционное обучение и является одним из ключевых факторов развития высшего образования. Многие университеты так или иначе внедряют компьютерные технологии в сферу преподавания, в том числе и обучения иностранному языку. Кроме того, стали появляться исследования, которые показали, что дистанционное обучение также эффективно, как и очное.
Главным преимуществом образования посредством Интернета при изучении иностранных языков является практическая составляющая, непрерывность обучения и его индивидуализация.
Интернет является бесплатным ресурсом для изучения английского языка. Так, любой преподаватель может сформировать собственную программу обучения, дополнительно используя интернет-ресурсы. Главное, чтобы ресурсы, которые будут изучаться, были связаны с будущей профессией обучающегося. Специалистам необходимо понимать и знать основные термины, также важно уметь строить диалог с иностранными партнерами, то есть сформировать у обучающихся иноязычную компетенцию.
Данная организация обучения английскому языку позволяет использовать функциональный подход, фокусируясь на конечной цели, ради которой обучающиеся изучают иностранный язык. Программа обучения сосредоточена на реальных жизненных целях - например, на заказе в ресторане. Пользователи изучают словарный запас и грамматику, необходимые для достижения определенной цели, с помощью упражнений по чтению, письму, аудированию и разговорной речи.
В заключение можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день современное образование ставит своей целью выполнение не только своей традиционной функции, которая заключается в передаче социального опыта, но и подготовке обучающихся к быстроменяющемуся миру за счет формирования иноязычной компетенции. Компетенция представляет собой общую способность, которая основана на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, приобретенных посредством обучения. Наличие компетенции у обучающегося означает усвоенное им образование, формирующее его компетентность в какой-либо сфере деятельности.
Также формированию иноязычной коммуникативной компетенции должно способствовать привлечение студентов к исследовательской деятельности. Результатом синтеза коммуникативного и профессионального компонентов иноязычной коммуникативной компетенции становятся безмерные горизонты межкультурного профессионального, а также академического взаимодействия, которое направлено на преодоление барьеров развития английского языка в российской системе образования.
Таким образом, посредством реализации поставленных задач достигнута ее цель, а именно - разработаны рекомендации для процесса развития обучения английскому языку в условиях глобального образовательного пространства, заключающиеся в использовании интернет-ресурсов обучения английскому языку, формировании индивидуальных программ обучения с использованием просмотра фильмов/сериалов/телепередач/научных программ на английском языке, видеоканалов на Ютьюбе, изучения иностранных сайтов с определенной/технической тематикой.
1. Юсупова Л.Г., Зырянова Н.Э. О проблеме полилингвального образования. Лучшая научно-исследовательская работа 2017: сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и просвещение. 2017: 227-229.
2. Шеманаева М.А. Формирование универсальных компетенций бакалавра средствами иностранного языка. Высшее образование в России. Педагогика. 2018; № 27: 89-95.
3. Бим И.Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы. Москва: Просвещение, 2007.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.
5. Гарднер Г Структура Разума. Теория множественного интеллекта. Москва: Вильямс, 2007.
6. Krashen S.D. Second Language Acquisition. Theory, Applications, and Some Conjectures. Cambridge University Press, 2013.
7. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках. Киев: Вища школа, 1977.
8. Концевая В.Н. Информальное обучение как средство интенсификации процесса изучения иностранного языка. Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры. 2020: 169-173.
9. Флеров О.В. Развитие неформального и информального обучения иностранным языкам в 2010-х годах // Педагогика и просвещение. 2022; 1: 126-142.
10. Peters P., Fernández T. The lexical needs of ESP students in a professional field. English for Specific Purposes. 2013; 32: 236-247.
11. Ремизова С.В. Психологические особенности изучения иностранного языка и формирования иноязычного сознания. Известия Уральского государственного унти-верситета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010; № 1 (71): 165-174.
12. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2010; № 2: 3-8.
13. Сериков Г.Н. Влияние образования на развитие человека. ВестникЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014; № 2: 11-17.
References
1. Yusupova L.G., Zyryanova N.'E. O probleme polilingval'nogo obrazovaniya. Luchshaya nauchno-issledovatel'skaya rabota 2017: sbornik statej XI Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. Penza: Nauka i prosveschenie. 2017: 227-229.
2. Shemanaeva M.A. Formirovanie universal'nyh kompetencij bakalavra sredstvami inostrannogo yazyka. Vysshee obrazovanie v Rossii. Pedagogika. 2018; № 27: 89-95.
3. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshejstupeni obscheobrazovatel'noj shkoly: problemy iperspektivy. Moskva: Prosveschenie, 2007.
4. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.
5. Gardner G. Struktura Razuma. Teoriya mnozhestvennogo intellekta. Moskva: Vil'yams, 2007.
6. Krashen S.D. Second Language Acquisition. Theory, Applications, and Some Conjectures. Cambridge University Press, 2013.
7. Ocherki metodiki obucheniya chteniyu na inostrannyh yazykah. Kiev: Vischa shkola, 1977.
8. Koncevaya V.N. Informal'noe obuchenie kak sredstvo intensifikacii processa izucheniya inostrannogo yazyka. 'Elektronnoeinformacionnoeprostranstvodlya nauki, obrazovaniya, ku'tury. 2020: 169-173.
9. Flerov O.V. Razvitie neformal'nogo i informal'nogo obucheniya inostrannym yazykam v 2010-h godah // Pedagogika i prosveschenie. 2022; 1: 126-142.
10. Peters P., Fernández T. The lexical needs of ESP students in a professional field. English for Specific Purposes. 2013; 32: 236-247.
11. Remizova S.V. Psihologicheskie osobennosti izucheniya inostrannogo yazyka i formirovaniya inoyazychnogo soznaniya. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo untiversiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2010; № 1 (71): 165-174.
12. Slobodchikov V.I. So-bytijnaya obrazovatel'naya obschnost' - istochnik razvitiya i sub'ekt obrazovaniya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2010; № 2: 3-8.
13. Serikov G.N. Vliyanie obrazovaniya na razvitie cheloveka. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2014; № 2: 11-17.
Статья поступила в редакцию 12.01.23
УДК 378.4
Digtyar O.Yu, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Language and Professional Communication,
Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Digtyar@inbox.ru
MODERN METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER EDUCATION IN THE POST-PANDEMIC PERIOD. This article analyzes a situation related to the problem of teaching a foreign language in higher education at the present time. In the context of the increasing threat of the spread of a new coronavirus infection (C0VID-2019), a forced transition to a distance learning format was carried out, in March - July 2020, teachers were forced to develop a remote educational environment that would be aimed at adapting all students to distance learning and distance pedagogy in general. The massive forced introduction of information and communication technologies (ICT) into the educational process of universities in connection with the Covid-19 pandemic has exacerbated some pre-existing problems and attracted attention to their research. The work is based on the results of the analysis of researchers' views on the problems of distance e-education, presented in publications related to the period preceding the pandemic and to the present time, when the pandemic has not yet ended. Options for combining traditional, distance and electronic learning technologies are discussed. Conclusions are drawn about the need to introduce the methodology of mixed foreign language teaching. Results of the research show that mixed foreign language teaching will help students become good specialists in demand both in our country and abroad.
Key words: distance learning technologies, language training, educational platforms, quality of the educational process, motivation, blended learning,
ICT.
О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации,
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: Digtyar@inbox.ru
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ПОСТПАНДЕМИЙНЫЙ ПЕРИОД
В данной статье анализируется ситуация, связанная с проблемой преподавания иностранного языка в высшей школе в настоящее время. В условиях возрастающей угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (C0VID-2019) был осуществлен вынужденный переход на дистанционный формат обучения в марте - июле 2020 г, преподаватели были вынуждены разрабатывать дистанционно-образовательную среду, которая была бы направлена на адаптирование всех обучающихся к дистанционному обучению и дистанционной педагогике в целом [1, с. 69].
Массовое форсированное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс вузов в связи с пандемией COVID-19 обострило некоторые существовавшие ранее проблемы и привлекло внимание к их исследованию.
Настоящая статья базируется на результатах анализа взглядов исследователей на проблемы дистанционного электронного образования, изложенных в публикациях, относящихся к периоду, предшествовавшему пандемии, и к настоящему времени, когда пандемия еще не закончилась. Обсуждаются варианты сочетания традиционных, дистанционных и электронных технологий обучения. Сделаны выводы о необходимости внедрения методики смешанного обучения иностранного языка. Полученные результаты показывают, что смешанное обучение иностранному языку поможет студентам стать хорошими специалистами, востребованными как в нашей стране, так и за рубежом.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, языковая подготовка, образовательные платформы, качество образовательного процесса, мотивация, смешанное обучение, ИКТ.
Общепризнанным международным языком современной науки является английский, и мы наблюдаем его развитие на международном уровне как в устной, так и в письменной формах, как в строго научной, так и в научно-популярной стилистике. Успешное применение знания английского языка в профессиональной сфере зависит от сформированности иноязычной коммуникативной компетенции специалистов, что и является целью обучения иностранному языку. Актуальность заявленной темы связана с активным обсуждением преимуществ и недостатков дистанционного образования в общественном пространстве и в средствах массовой информации, а также его востребованности в будущем, обусловлена проблемами, возникшими в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе в постпандемийный период. В результате активной информатизации современного образования возникла методика смешанного обучения, считающегося за рубежом одной из самых качественных и перспективных моделей обучения. Однако в рамках российского высшего образования данный метод является недостаточно изученным и малоприменяемым, требует разработки и усовершенствования. Таким образом, поиск путей решения данной проблемы является необходимым для повышения эффективности изучения английского языка студентами высшей школы.
Целью исследования является выявление эффективных методов и стратегий обучения студентов высшей школы английскому языку на уровне, позволяющем применять знания языка для реализации задач будущей профессиональной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть сущность методов и стратегии обучения;
- изучить опыт дистанционного обучения иностранному языку в условиях пандемии;
- выявить преимущества и недостатки смешанной технологии обучения.
Для решения вышеперечисленных задач в работе использованы следующие методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что работа может быть использована для развития курса по обучению профессионально-ориентированному английскому языку.
Прежде чем перейти к рассмотрению методов обучения иностранному языку в высшей школе, следует разобраться в самом понятии «метод обучения». При обучении иностранному языку традиционно метод рассматривают как на-