Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сторителлинг / цифровое повествование / коммуникативные умения / технология обучения цифровому повествованию / иноязычная коммуникативная компетенция / storytelling / digital storytelling / communication skills / digital storytelling teaching technology / foreign language communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Ю. Дигтяр

В статье рассматривается содержание обучения цифровому повествованию в обучении английскому языку в неязыковых вузах. Тема статьи актуальна на сегодняшний день, так как английский язык играет главную роль в будущей деятельности обучающихся. Раскрывается технология обучения цифровому повествованию в курсе английского языка. Автор приходит к выводу о том, что применение цифрового сторителлинга позволяет не только формировать и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, но и способствовать совершенствованию комплекса метапредметных компетенций. В статье дано объяснение необходимости использования интерактивных методов в обучении английскому языку. Приведена необходимость формирования иноязычной компетенции профессионально направленного обучения английскому языку, в частности обучения посредством новых методик, соединяющих теоретические исследования и практическую организацию изучения языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A DIGITAL STORYTELLING TOOL IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES

The article discusses the content of teaching digital storytelling in teaching English in non-linguistic universities. The topic of the article is relevant today, since English plays an important role in the future activities of students. The technology of teaching digital storytelling in the English language course is revealed. The author comes to the conclusion that the use of digital storytelling allows not only to form and develop foreign language communicative competence, but also to contribute to the improvement of the complex of meta-subject competencies. The article explains the necessity of using interactive methods in teaching English. The necessity of forming a foreign language competence of professionally directed English language teaching, in particular, teaching through new methods combining theoretical research and practical organization of language learning, is presented.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ»

УДК 378

Digtyar O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Digtyar@inbox.ru

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A DIGITAL STORYTELLING TOOL IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES.

The article discusses the content of teaching digital storytelling in teaching English in non-linguistic universities. The topic of the article is relevant today, since English plays an important role in the future activities of students. The technology of teaching digital storytelling in the English language course is revealed. The author comes to the conclusion that the use of digital storytelling allows not only to form and develop foreign language communicative competence, but also to contribute to the improvement of the complex of meta-subject competencies. The article explains the necessity of using interactive methods in teaching English. The necessity of forming a foreign language competence of professionally directed English language teaching, in particular, teaching through new methods combining theoretical research and practical organization of language learning, is presented.

Key words: storytelling, digital storytelling, communication skills, digital storytelling teaching technology, foreign language communicative competence.

О.Ю. Дигтяр, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: Digtyar@inbox.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

В статье рассматривается содержание обучения цифровому повествованию в обучении английскому языку в неязыковых вузах. Тема статьи актуальна на сегодняшний день, так как английский язык играет главную роль в будущей деятельности обучающихся. Раскрывается технология обучения цифровому повествованию в курсе английского языка. Автор приходит к выводу о том, что применение цифрового сторителлинга позволяет не только формировать и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, но и способствовать совершенствованию комплекса метапредметных компетенций. В статье дано объяснение необходимости использования интерактивных методов в обучении английскому языку. Приведена необходимость формирования иноязычной компетенции профессионально направленного обучения английскому языку, в частности обучения посредством новых методик, соединяющих теоретические исследования и практическую организацию изучения языка.

Ключевые слова: сторителлинг, цифровое повествование, коммуникативные умения, технология обучения цифровому повествованию, иноязычная коммуникативная компетенция.

Актуальность работы заключается в том, что глобальные процессы информатизации общества и неизбежные социально-экономические изменения требуют опережающих изменений в образовательной деятельности. Традиционные подходы по предоставлению образовательных услуг не могут обеспечить все запросы общества. Заметные изменения в образовательной деятельности наблюдаются на фоне интеграции информационных и коммуникационных технологий и внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения.

Целью данной работы является описание преимуществ цифрового сторителлинга в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов. В соответствии с поставленной целью выполнены следующие задачи:

1. Описаны тенденции применения интерактивных методов обучения.

2. Рассмотрено использование цифрового сторителлинга в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов.

В качестве методологии исследования применяется междисциплинарный информационно-коммуникативный и педагогический анализ, демонстрирующий естественное изменение процесса обучения английскому языку в условиях развития интерактивных методов обучения.

На основе полученного материала анализируются конкретные тенденции развития обучения английскому языку студентов неязыковых вузов. Делается вывод о том, что использование интерактивных методов в обучении английскому языку, в том числе такого инструмента, как цифровой сторителлинг, сегодня обладает большим потенциалом, и за счёт его активного развития возможно достичь синергетического эффекта в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.

Новизна работы состоит в углублении данных о роли интерактивных методов обучения с выявлением конкретных тенденций их развития с учётом условий трансформации информационно-коммуникативных технологий.

Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что подборка методических рекомендаций может быть использована в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых вузов.

Для организации педагогического общения необходимо обеспечение эффективного коммуникационного процесса - обмена информацией между участниками образовательной деятельности с целью осознания и понимания передаваемой и получаемой информации. Данный процесс обеспечивают интерактивные методы обучения с использованием информационных технологий. Термин «интерактивный» имеет сложную структуру, давнюю историю, разный подход в понимании с исторической точки зрения. В первом подходе необходимо учитывать, что интерактивность появилась в период стремительного развития цифровых технологий - последние тридцать лет. Если в этом статусе говорить об интерактивном обучении, то смысл сводится к обучению, построенному на использовании в образовательном процессе средств и устройств (серверы, коммутаторы, сети Интернет, линии связи), позволяющих связать между собой объект обучения и субъект образовательной деятельности [1]. При этом возможно

использование таких средств обучения, как графические планшеты, видеокамеры, компьютеры, гаджеты, для формирования и транслирования в аналоговом и цифровом виде информации, непосредственно рассматриваемой в образовательном процессе. Предложенная трактовка позволяет интерпретировать интерактивный метод как:

- связанный с прямым взаимодействием между пользователями Интернета;

- основанный на непосредственном взаимодействии с участниками коммуникации (слушателями); происходящим в прямом эфире.

Здесь заложена принципиально важная позиция, заключающаяся в том, что речь идет, например, не просто о просмотре видеофильма, а об обсуждении увиденного в прямом эфире с использованием интернет-технологий.

Второй подход затрагивает активность участников обучения, где представлено взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности под непосредственным контролем педагога. С позиции лингвистики термин интерактивность содержит два корня: «интер» и «актив», что означает «взаимная активность» [2].

Так, обе стороны общения могут обоюдно управлять диалогом, перенимая инициативу. В рамках данной статьи принимаем термин «интерактивность» как сложный собирательный образ, тогда «интерактивный метод обучения» подразумевает под собой ряд положений.

1. Эффективное взаимодействие. Возможность постоянного двухстороннего общения всех участников как в отдельности, так и в группе - совместный процесс познания.

2. Использование современных 1Т-технологий.

3. Управляемость процесса обучения. Возможность вносить изменения в план (программу).

Последний определяет только структуру занятия и подвержен изменениям по инициативе обучающихся, что в значительной степени определяется интересами участников образовательного процесса к отдельным вопросам рассматриваемой темы [2].

Таким образом, методы интерактивного обучения представляют собой прогрессивную модель активного обучения. Центральная роль преподавателя уходит на второй план, уступая доминирующей активности самих обучающихся. Основной упор делается на диалоговое обучение и обсуждение предлагаемых обучающимися концепций для поиска «истинных» решений. Обсуждению подлежит не тот, кто предлагает к рассмотрению какой-то сценарий, а сама выдвинутая идея.

Интерактивная модель опирается на групповой опыт всех участников образовательной среды общения, где рассматриваются различные точки зрения, дается их оценка. Делясь своим опытом и знаниями, «обучающиеся» фактически переходят в статус «преподавателя», формируя новые знания. Очень важно научить их внимательно слушать, анализировать и активно общаться со всеми участниками группы [3].

Необходимо отметить, что интерактивное обучение не сводится к информационному общению и обмену деятельности. Его необходимо рассматривать также и с позиции формирования и развития личности. В процессе образовательной деятельности происходит замена речевой активности преподавателя на речевую активность обучаемых. Конечный результат общения зависит в равной степени от обучающихся и от преподавателя.

В современных условиях интерактивное обучение необходимо рассматривать с позиции использования информационных технологий реализуемого, к примеру, при помощи цифрового сторителлинга в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов.

С появлением в учебных заведениях современного компьютерного оборудования стали возникать новые методики обучения, позволяющие осваивать обучающимся информацию быстрее. Одной из таких методик является цифровой сторителлинг, эффективно использующий как современные технологии, так и человеческий фактор [4].

Среди исследователей данной темы используются различные трактовки термина на русском языке, такие как «цифровое повествование», «диджитал сто-рителлинг», «цифровой сторителлинг» и «цифровой рассказ». Наиболее употребительным и литературным термином является такая трактовка, как «цифровое повествование» [5].

Появление цифрового сторителлинга обусловлено рядом социокультурных и технологических предпосылок. Цифровое повествование влияет не только на рациональную, но и на эмоциональную сторону личности, так, реклама, поданная в виде рассказа, с большой вероятностью задержится в памяти человека, так как он почувствует себя сопричастным к переживаниям героя. Таким образом, цифровой сторителлинг преследует ту же цель, что и рассказывание историй нашими предками - делиться знанием с другими людьми [6].

Цифровое повествование активно распространяется внутри образовательной деятельности, является технологическим дополнением, которое предоставляет все возможности для того, чтобы задействовать пользовательский контент и помочь преподавателям преодолеть некоторые препятствия для продуктивного использования технологий. Материал объединяется с различными типами мультимедиа, включая компьютерную графику, записанный звук, сгенерированный с помощью компьютера текст, видеоклипы и музыку, после чего его можно воспроизводить на компьютере, загружать на веб-сайт или записывать на DVD [7].

Существует множество способов использования цифрового повествования в обучении иностранным языкам. Ряд исследователей, к примеру, Бернард Р., поддерживает использование подобного метода в начале занятия, чтобы помочь вовлечь студентов в процесс обучения или в качестве связующего между существующими знаниями и новым материалом [8]. Цифровое повествование может использоваться в качестве учебного пособия. У преподавателей появляется возможность презентовать своим ученикам ранее созданные цифровые истории, чтобы привлечь внимание обучающихся при представлении новых тем или идей.

Многие исследователи обнаружили, что интеграция визуальных изображений с письменным текстом улучшает и ускоряет восприятие информации обучающихся, а цифровое повествование является наилучшим технологическим инструментом для сбора, создания, анализа и объединения визуальных изображений с письменным текстом.

Цифровой сторителлинг обучает студентов:

- искать и сохранять найденную информацию;

- создавать гипертекстовые и мультимедийные информационные объекты;

Библиографический список

- записывать и обрабатывать звуки;

- творчески и критически мыслить;

- эффективно использовать устную и письменную коммуникацию на иностранном языке;

- организовывать коллективную деятельность;

- собирать и отбирать данные;

- правильно цитировать источники.

С учетом того, что современное обучение студентов основывается в первую очередь на «некоммуникативном, рационально-логическом стиле овладения английским языком», именно применение интерактивного обучения, а именно -цифрового сторителлинга позволяет развивать у студентов иноязычные коммуникативные навыки. Видеоматериал создает когнитивную фонетическую основу для восприятия иноязычного текста. Просмотр видеоматериалов позволяет сформировать алгоритм вербального и невербального воспроизведения модели поведения в ситуации профессионального общения.

Обучение иностранному языку в вузе требует новых образовательных решений. Это обусловлено в первую очередь тем, что специфика данного предмета создает благоприятные условия для реализации различных образовательных подходов и методик, которые также могут быть направлены на формирование основных компетенций, затрагивающих когнитивные аспекты личностного потенциала будущего специалиста, а также его навыки успешного взаимодействия с обществом. Именно поэтому наиболее перспективным направлением в обучении иностранному языку сегодня является цифровой сторителлинг

Таким образом, применение цифрового сторителлинга в качестве дидактического инструментария для формирования иноязычной коммуникации студентов служит достаточно эффективной технологией обучения, способствующей полноценной интеграции студентов в социокультурное и образовательное пространство.

В заключение можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день цифровой сторителлинг приобретает всё большие масштабы в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов, так как преподаватели активно познают и находят способы интегрировать цифровое повествование в учебный процесс. Потенциал этой области только начинает выявляться, и новые исследования, несомненно, обеспечат более глубокое понимание того, как цифровой сторителлинг может привлекать, информировать и просвещать новые поколения студентов и преподавателей.

В настоящее время существуют подходы, которые рассматривают цифровой сторителлинг в основном как инструмент обучения. Когда дело доходит до использования историй в качестве мотивационного инструмента, один из подходов опирается на повествовательные истории как средство профессионального развития. Другое применение историй заключается в содействии социальному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися и преподавателем. Результирующее взаимодействие включает в себя более длительные содержательные беседы и более активное принятие решений по инициативе обучающихся, что опять же способствует развитию языка.

Необходимо отметить, что преимуществом цифрового сторителлинга является гибкость его применения и многофункциональность. Это универсальный инструмент, который может быть успешно применен в учебной программе любого языкового курса (общего или для конкретных целей, например, ESP, EAP, EMI) со студентами любого уровня владения языком.

Таким образом, посредством реализации поставленных задач достигнуто осуществление ее цели, а именно: описаны преимущества цифрового сторител-линга в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов.

1. Коротаева Е.В., Андрюшина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики. Педагогическое образование в России. 2021; № 4: 26-33.

2. Кошкина В.А., Пазенко Е.А. Интерактивные средства обучения: классификация и потенциал. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; № 9: 3.

3. Шамов А.Н. Цифровые технологии и их применение в методике обучения иностранным языкам. Нижегородское образование. 2019; № 2: 89-94.

4. Dhillon S. An Investigation of EAP Teachers' Views and Experiences of E-Learning Technology. Educ. Sci. 2021; 1 1(2): 1-16.

5. Назарова О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика. Гуманитарная информатика. 2018; № 15: 15-28.

6. Горобцов Е.В. Короткие видео на платформе «TikTok» как средство формирования социокультурных навыков у обучающихся английскому языку. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021; № 26: 194: 25-34.

7. Karthika R. Intelligent e-learning system based on fuzzy logic. Vijayakumar. Neural Computing and Applications. 2020; № 32: 7661-7670.

8. Бернард Р Цифровое повествование: мощный технологический инструмент для обучения в 21-м веке. Теория в практике. 2008; № 47: 220-228.

References

1. Korotaeva E.V., Andryushina A.S. Interaktivnoe obuchenie: aspekty teorii, metodiki, praktiki. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 4: 26-33.

2. Koshkina V.A., Pazenko E.A. Interaktivnye sredstva obucheniya: klassifikaciya i potencial. Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya. 2021; № 9: 3.

3. Shamov A.N. Cifrovye tehnologii i ih primenenie v metodike obucheniya inostrannym yazykam. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019; № 2: 89-94.

4. Dhillon S. An Investigation of EAP Teachers' Views and Experiences of E-Learning Technology. Educ. Sci. 2021; 1 1(2): 1-16.

5. Nazarova O.S. Cifrovoj storitelling kak sovremennaya obrazovatel'naya praktika. Gumanitarnaya informatika. 2018; № 15: 15-28.

6. Gorobcov E.V. Korotkie video na platforme «TikTok» kak sredstvo formirovaniya sociokul'turnyh navykov u obuchayuschihsya anglijskomu yazyku. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2021; № 26: 194: 25-34.

7. Karthika R. Intelligent e-learning system based on fuzzy logic. Vijayakumar. Neural Computing and Applications. 2020; № 32: 7661-7670.

8. Bernard R. Cifrovoe povestvovanie: moschnyj tehnologicheskij instrument dlya obucheniya v 21-m veke. Teoriya v praktike. 2008; № 47: 220-228.

Статья поступила в редакцию 27.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.