Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / преподавание иностранного языка в неязыковом вузе / дистанционное обучение / студент / преподаватель / higher education / teaching a foreign language in a non-linguistic university / distance learning / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.П. Ростовцева

Раскрывается потенциал дистанционного обучения в ходе иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Для этого сначала анализируется ситуация в современном обществе, в частности в системе ВО. На этом основании доказывается необходимость модернизации их иноязычной подготовки. Выводится наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы статьи определение термина «дистанционное обучение». Далее демонстрируются наиболее характерные черты такой формы организации обучения. Рассматриваются дистанционные образовательные технологии, применимые в ходе иноязычной подготовки учащихся, осваивающих неязыковые специальности. Затем характеризуются основные проблемы, возникающие в ходе применения технологий дистанционного обучения иностранному языку в отечественной высшей школе. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд автора, пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING

The distance learning potential in the foreign language training of non-linguistic universities students is revealed. To do this, the author first analyzes the situation in modern society and particularly in the higher education system. On this basis, the necessity of their foreign language training modernization is proved. Then she gives definition of the term “distance learning”, which is the most adequate from the point of view of the article topic disclosure. The most characteristic features of this training organization form are demonstrated. Distance learning technologies usable in the course of students mastering non-linguistic specialties foreign language training are considered. The main problems arising during the application of distance learning technologies to a foreign language in the Russian higher school are characterized. The most effective, in the author’s opinion, ways of solving them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ»

4. Назарова А.В. Внутренняя структура иноязычной монологической речи студентов и учет ее особенностей при обучении студентов вуза. Международный журнал экспериментального образования. 2016; № 4: 262-265.

5. Alm A. Extensive listening 2.0 with foreign language podcasts. Innovation in Language Learning and Teaching. 2013; Vol. 7 (3): 266-280.

6. Дмитриев Д.В., Мещеряков А.С. Подкасты как инновационное средство обучения английскому языку в вузе. Гуманитарные науки. Педагогика. 2014; № 3 (31): 192-199.

7. Малушко Е.Ю. Формирование иноязычных компетенций магистрантов посредством информационно-коммуникационных подкастовых ресурсов. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону, 2012; Выпуск 6: 150-160.

8. Гусева А.А., Калинина Е.А. Подкасты для развития навыков говорения и аудирования на уроках английского языка. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2020: 177-181.

9. Протазанова Н.Г. Использование социального сервиса подкастов в обучении иностранным языкам. Ярославский педагогический вестник. 2011; Т. II, № 3: 95-97.

10. Bamanger E.M., Alhassan R.A. Exploring Podcasting in English as a Foreign Language Learners' Writing Performance. Journal of Education and Practice. 2015; Vol. 6 (11): 63-74.

References

1. Drozdova T.V. Osobennosti obucheniya studentov monologicheskomu vyskazyvaniyu na inostrannom yazyke v vuze. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. 2018; T. 2, № 2: 30-35.

2. Abishova G. Monologue Speech in a Foreign Language Lesson. International Journal on Integrated Education. 2022; № 5: 215-217.

3. Nesterova S.V. Sposoby optimizacii obucheniya ustnomu inoyazychnomu monologicheskomu vyskazyvaniyu v neyazykovom vuze. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2018; № 2: 136-147.

4. Nazarova A.V. Vnutrennyaya struktura inoyazychnoj monologicheskoj rechi studentov i uchet ee osobennostej pri obuchenii studentov vuza. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; № 4: 262-265.

5. Alm A. Extensive listening 2.0 with foreign language podcasts. Innovation in Language Learning and Teaching. 2013; Vol. 7 (3): 266-280.

6. Dmitriev D.V., Mescheryakov A.S. Podkasty kak innovacionnoe sredstvo obucheniya anglijskomu yazyku v vuze. Gumanitarnye nauki. Pedagogika. 2014; № 3 (31): 192-199.

7. Malushko E.Yu. Formirovanie inoyazychnyh kompetencij magistrantov posredstvom informacionno-kommunikacionnyh podkastovyh resursov. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Rostov-na-Donu, 2012; Vypusk 6: 150-160.

8. Guseva A.A., Kalinina E.A. Podkasty dlya razvitiya navykov govoreniya i audirovaniya na urokah anglijskogo yazyka. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii. 2020: 177-181.

9. Protazanova N.G. Ispol'zovanie social'nogo servisa podkastov v obuchenii inostrannym yazykam. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2011; T. II, № 3: 95-97.

10. Bamanger E.M., Alhassan R.A. Exploring Podcasting in English as a Foreign Language Learners' Writing Performance. Journal of Education and Practice. 2015; Vol. 6 (11): 63-74.

Статья поступила в редакцию 15.01.23

УДК 378

Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English and Professional Communication, Financial University

under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

THE POTENTIAL OF DISTANCE LEARNING IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING. The distance learning potential in the foreign language training of non-linguistic universities students is revealed. To do this, the author first analyzes the situation in modern society and particularly in the higher education system. On this basis, the necessity of their foreign language training modernization is proved. Then she gives definition of the term "distance learning", which is the most adequate from the point of view of the article topic disclosure. The most characteristic features of this training organization form are demonstrated. Distance learning technologies usable in the course of students mastering non-linguistic specialties foreign language training are considered. The main problems arising during the application of distance learning technologies to a foreign language in the Russian higher school are characterized. The most effective, in the author's opinion, ways of solving them are proposed.

Key words: higher education, teaching a foreign language in a non-linguistic university, distance learning, student, teacher.

П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: Rostovtseva_75@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Раскрывается потенциал дистанционного обучения в ходе иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов. Для этого сначала анализируется ситуация в современном обществе, в частности в системе ВО. На этом основании доказывается необходимость модернизации их иноязычной подготовки. Выводится наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы статьи определение термина «дистанционное обучение». Далее демонстрируются наиболее характерные черты такой формы организации обучения. Рассматриваются дистанционные образовательные технологии, применимые в ходе иноязычной подготовки учащихся, осваивающих неязыковые специальности. Затем характеризуются основные проблемы, возникающие в ходе применения технологий дистанционного обучения иностранному языку в отечественной высшей школе. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд автора, пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, дистанционное обучение, студент, преподаватель.

Актуальность выбранной для рассмотрения темы может быть обоснована фактом трансформации требований, предъявляемых современным обществом к выпускникам вузов (Э.П Азимов, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.П. Твердохле-бова, А.Н. Щукин) [1, с. 11]. В системе компетенций, необходимых специалисту, конкурентоспособному в новых условиях, конечно, сохраняют значимость профессиональные знания, умения и навыки (В.Х. Забирова, Е.Е. Коптякова, Е.Н. Лашина, З.И. Салиева, Н.В. Сидакова, М.В. Харламова) [2, с. 53-54]. Но при этом фиксируется неуклонное возрастание роли надпрофессиональных компетенций (Т. Андерсон, Д. Киган, РА. Уишер) [3, с. 253]. Среди них, в свою очередь, не последнюю роль играют высокая социальная мобильность, навыки коммуникации и умение ориентироваться в информационных потоках, представляющихся на сегодняшний день почти безграничными [4, с. 29]. Повышение эффективности процесса развития соответствующих умений и навыков подразумевает модернизацию иноязычной подготовки в пространстве отечественных неязыковых вузов.

При проведении такого рода изменений необходимо учитывать возможности, предоставляемые дистанционными формами обучения (О.Г Горина, Л.А. Краснова, Ю.Ф. Катханова, И.А. Нагаева, Н.А. Скурихин, В.Ю. Шурыгин)

[5, с. 43]. Вопросам их реализации в ходе иноязычной подготовки лиц, обучающихся в неязыковых вузах, посвящена настоящая статья.

Таким образом, в качестве её цели мы можем определить раскрытие потенциала дистанционного обучения в ходе иноязычной подготовки студентов неязыковых вузов.

С поставленной целью коррелируются следующие задачи:

- вывести наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы статьи определение термина «дистанционное обучение»;

- продемонстрировать наиболее характерные черты дистанционного обучения;

- рассмотреть дистанционные образовательные технологии, применимые в ходе иноязычной подготовки учащихся, осваивающих неязыковые специальности;

- охарактеризовать основные проблемы, решение которых будет способствовать повышению эффективности дистанционного обучения иностранному языку в отечественной высшей школе.

В ходе подготовки настоящей статьи использовались следующие методы исследования:

- анализ педагогического опыта автора;

- изучение литературы, затрагивающей соответствующую проблематику

Её научная новизна заключается в определении основных потенций, присущих дистанционному обучению в ходе иноязычной подготовки лиц, обучающихся в пространстве отечественных неязыковых вузов.

Теоретическая значимость статьи состоит в демонстрации наиболее характерных черт дистанционного обучения, могущих оказать положительное влияние на процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Практическая значимость заключается в определении наиболее эффективных дистанционных образовательных технологий, применимых в ходе иноязычной подготовки учащихся, осваивающих неязыковые специальности, а равно и сопутствующих их использованию проблем.

На сегодняшний день термин «дистанционное обучение» (англ. - distance education) не представляется окончательно сформулированным. В литературе можно встретить следующие его варианты:

- «электронное обучение» [6, с. 20];

- «дистантное образование» (англ. - distant education) (Р Гаррисон, Л.Я. Гозман, Л.А. Томей, Е.Б. Шестопал) [7, с. 117-118].

На страницах данной статьи будет использоваться дефиниция «дистанционное обучение». На основе анализа опыта, накопленного на сегодняшний день педагогами-исследователями и практиками, её с определённой долей уверенности можно трактовать как форму получения образования, в том числе иноязычного, при которой субъекты соответствующего процесса взаимодействуют на расстоянии с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (Д. Киган, О.Г Красикова, Х. Лин, И.А. Нагаева, Ж.В. Смирнова, РА. Уишер, К. Шанд). При этом большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся в соответствии с существующими образовательными программами. Её важными слагаемыми становятся:

- изучение студентами записей вебинаров;

- консультации с преподавателями в онлайн-чатах;

- отправка результатов учебной деятельности для их проверки, осуществляемая при помощи современных средств коммуникации [8, с. 165].

В число наиболее характерных черт дистанционного обучения входят:

- модульность;

- разделенность участников образовательных отношений расстоянием;

- преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны преподавателя [1, с. 10];

- широкое применение современных специализированных средств освоения учебных программ по иностранному языку;

- виртуальная кооперативность образовательного процесса [2, с. 55].

Таким образом, основное отличие дистанционного обучения от традиционного заключается в том, что первое создает новую образовательную информационную среду [4, с. 29-30]. Действуя в такой среде, осваивающий неязыковую специальность студент более точно понимает, какие именно знания, умения и

Таблица 1

Технологии дистанционного обучения,

применимые в ходе преподавания иностранного языка студентам, осваивающим неязыковые специальности

Наименование Характеристика

Кейс-технологии При использовании подобных образовательных технологий учебные материалы могут предоставляться учащимся на сетевых, мультимедийных или печатных носителях. Эффективное применение кейс-технологий подразумевает сочетание с очными формами занятий, такими как обзорные лекции, тренинги или консультации [5, с. 44]

Сетевые технологии Связаны с широким применением компьютерных обучающих программ и электронных учебников, размещаемых в большинстве случаев на интернет-серверах. Посредством сети Интернет также осуществляется коммуникация между субъектами образовательных отношений, реализуются текущие и промежуточные формы контроля. Данные технологии предоставляют широкие возможности для проведения учебных занятий по иностранному языку в режиме реального времени [9, с. 72]

Телевизионно-спутни-ковые технологии В целом схожи с сетевыми. Принципиальная разница между ними состоит в том, что в данном случае взаимодействие между участниками образовательных отношений осуществляется по спутниковым каналам связи [4, с. 26-27]

навыки, относящиеся к предметной области «Иностранные языки», необходимы ему [8, с. 164]. Последнее представляется возможным благодаря получению учащимися возможности самим добывать требуемые знания, пользуясь при этом различными информационными ресурсами.

Далее отметим, что современная стадия разработки соответствующей проблематики позволяет выделить ряд технологий дистанционного обучения (табл. 1).

Особенности развития современной системы ВО приводят к тому, что в последнее время наиболее широкое распространение получила смешанная модель обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку (Т.М. Дементьева, Т.В. Емельянова, С.А. Щенников). Эта, последняя, сочетает характеристики, присущие как очной, так и дистанционной моделям [8, с. 162].

Организация образовательного процесса в рамках дистанционной и смешанной модели обучения связана с проявлениями интерактивности на трех уровнях:

- между преподавателем и обучающимися;

- между обучающимися;

- между обучающимися и средствами обучения [10, с. 145].

Большинство затруднений, возникающих в ходе преподавания студентам

неязыковых специальностей иностранного языка в условиях дистанционного обучения, связано с принципиально иным, чем при традиционных формах взаимодействия, характером коммуникаций (табл. 2).

Таблица 2

Характер коммуникаций при очной и дистанционной формах обучения

Форма обучения Характер коммуникаций

Очная Синхронный

Дистанционная Асинхронный [6, с. 21]

На современной стадии развития системы отечественного ВО данная проблема поддаётся решению. Например, вместо выполнения упражнений на правильное использование конструкций прямой и косвенной речи студентам можно предложить задания, заставляющие сосредоточиться на взаимодействии в реальном времени [11, с. 272]. К таковым относятся:

- опросы;

- диалоги;

- ролевые игры;

- интервью;

- дискуссии [10, с. 84-85].

Следующей значимой проблемой, с которой руководство, методические службы и преподаватели отечественных вузов сталкиваются в ходе организации дистанционного обучения, является выбор конкретных методов текущего и промежуточного контроля. Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что при дистанционном взаимодействии между участниками образовательного процесса они находятся по разные стороны экрана [2, с. 54]. Конечно, преподаватель может, например, осуществлять запись ответов студентов на видео с целью дальнейшего их анализа. Однако это не исключает наличия у обучающихся шпаргалок, размещённых в тех местах, которые нельзя увидеть посредством веб-камеры. Они также могут использовать другое устройство и искать подсказки с его помощью [11, с. 275].

В данном случае необходимо более широко информировать студентов о том, насколько эффективно проходит процесс обучения, какие есть ошибки и недочеты, на что следует обратить внимание. Установление подобной обратной связи может помочь студентам преодолеть ощущение изолированности и связанное с ним стремление к нечестным действиям в ходе учебного процесса. Кроме того, как и для решения предыдущей проблемы, не лишним будет расширение использования заданий, связанных с обсуждениями, диалогами, дискуссиями и прочими формами взаимодействия в реальном времени, осуществляемого на изучаемом языке [3, с. 256]. Контроль сформированности умений и навыков письменной речи в условиях дистанционного обучения может осуществляться посредством выполнения заданий на время.

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что при сохранении в системе компетенций, необходимых специалисту, конкурентоспособному в условиях современного социума, важности профессиональных знаний, умений и навыков имеет место неуклонное возрастание роли надпрофессиональных компетенций.

Среди них не последнюю роль играют высокая социальная мобильность, навыки коммуникации и умение ориентироваться в информационных потоках, представляющихся на сегодняшний день почти безграничными. Повышение эффективности процесса их формирования подразумевает модернизацию языковой подготовки в пространстве отечественных неязыковых вузов.

При проведении такого рода модернизаций необходимо учитывать возможности, предоставляемые дистанционными формами обучения.

К наиболее характерным чертам дистанционного обучения относятся: модульность; разделенность участников образовательных отношений расстоянием;

преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны преподавателя; широкое применение современных специализированных средств освоения учебных программ по иностранному языку; виртуальная кооперативность образовательного процесса.

Современная стадия разработки соответствующей проблематики позволяет выделить ряд технологий дистанционного обучения: кейс-технологии, сетевые технологии, телевизионно-спутниковые технологии.

Далее отметим, что сегодня у истоков большинства затруднений, связанных с преподаванием студентам неязыковых специальностей иностранного языка в условиях дистанционного обучения, стоит принципиально иной, чем при традиционных формах взаимодействия, характер коммуникаций.

Данная проблема поддаётся решению. Например, вместо выполнения упражнений на правильное использование конструкций прямой и косвенной речи

Библиографический список

студентам можно предложить задания, заставляющие сосредоточиться на взаимодействии в реальном времени.

Следующей значимой проблемой, с которой руководство, методические службы и преподаватели отечественных вузов сталкиваются в ходе организации дистанционного обучения, является выбор конкретных методов текущего и промежуточного контроля.

Для её решения необходимо более широко информировать студентов о том, насколько эффективно проходит процесс обучения, какие есть ошибки и недочеты, на что следует обратить внимание. Кроме того, не лишним будет расширение использования заданий, связанных с различными формами взаимодействия в реальном времени, осуществляемого на изучаемом языке. Контроль сформирован-ности умений и навыков письменной речи в условиях дистанционного обучения может осуществляться посредством выполнения заданий на время.

1. Aчкасова Н.Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 10-12.

2. Oвезова y.A., Вагнер M.-Н.Л. Oсобенности обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 53-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Николаева ME. Дистанционное обучение и преподавание иностранных языков: подходы и возможные проблемы. Образование и право. 2020; № 9: 253-259.

4. Цветкова С.Е., Mинеева O.A. Oсобенности дистанционного курса по иностранному языку в условиях смешанного обучения в вузе. Профессиональное образование и рынок труда. 2020; № 4: 24-31.

5. Борщевская IO.M. Интернет-сайты как источник материала для самостоятельной работы студентов неязыкового вуза. Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018: 41-45.

6. Зубков A.ft Языковая поддержка формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов-экономистов с использованием MOOK Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 20-22.

7. Mинеева O.A., Ляшенко M.C, Борщевская O.M. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; T. 8, № 4: 115-119.

8. Ляшенко M.C, Mинеева O.A. Исследование эффективности ресурсов MOODLE для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка. Азимут научных исследований: педагогика и психология.2020; T. 9, № 2 (31): 162--166.

9. Новикова Н.Н. Oпыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 72-74.

10. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Mосква: Юрайт, 2020.

11. Aгеева M.T, Лапекина Ю.Ю. Педагогическая технология формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов-юристов. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; T. 6, Выпуск 2: 272-278.

References

1. Achkasova N.N. Formirovanie navykov samostoyatel'noj raboty studentov na zanyatiyah po anglijskomu yazyku kak sredstvo vklyucheniya ih v nepreryvnoe samoobrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 10-12.

2. Ovezova U.A., Vagner M.-N.L. Osobennosti obucheniya angloyazychnoj professional'no orientirovannoj diskussii studentov v vysshej shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 53-55.

3. Nikolaeva M.V. Distancionnoe obuchenie i prepodavanie inostrannyh yazykov: podhody i vozmozhnye problemy. Obrazovanie i pravo. 2020; № 9: 253-259.

4. Cvetkova S.E., Mineeva O.A. Osobennosti distancionnogo kursa po inostrannomu yazyku v usloviyah smeshannogo obucheniya v vuze. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020; № 4: 24-31.

5. Borschevskaya Yu.M. Internet-sajty kak istochnik materiala dlya samostoyatel'noj raboty studentov neyazykovogo vuza. Variativnost' i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2018: 41-45.

6. Zubkov A.D. Yazykovaya podderzhka formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetencii studentov-'ekonomistov s ispol'zovaniem MOOK. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 20-22.

7. Mineeva O.A., Lyashenko M.S., Borschevskaya Yu.M. Smeshannoe obuchenie kak sredstvo intensifikacii obucheniya inostrannomu yazyku studentov magistratury. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019; T. 8, № 4: 115-119.

8. Lyashenko M.S., Mineeva O.A. Issledovanie 'effektivnosti resursov MOODLE dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste izucheniya inostrannogo yazyka. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya.2020; T. 9, № 2 (31): 162--166.

9. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 72-74.

10. Polat E.S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya. Moskva: Yurajt, 2020.

11. Ageeva M.G., Lapekina Yu.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov-yuristov. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, Vypusk 2: 272-278.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 378

Tarasova L.Yu., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: LYUTarasova@fa.ru

OPTIMIZATION OF PRACTICAL CLASSES WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN ECONOMIC UNIVERSITY. The work demonstrates the most characteristic features of practical classes in an academic discipline "Foreign Language" taught in modern economic universities in Russia. The author reveals characteristics of the modern society requirements for graduates who have successfully completed their studies in the relevant field. It is proved that in order to comply with them, students must demonstrate a higher level of foreign language competence than before. The goal is determined, the achievement of which should be subordinated to the foreign language training process of future economists, competitive in the modern society with its unpredictable dynamics. The main requirements for the content of practical classes in the discipline "Foreign Language" are deduced. The role of the implementation of communicative-activity, cultural, competence, system-activity and environmental approaches in the practical classes optimizing process is investigated.

Key words: higher education, teaching a foreign language at a university, teaching a foreign language at an economic university, practical classes in a foreign language at a non-linguistic university, student, teacher.

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: LYUTarasova@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.