Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / преподавание иностранного языка в вузе / преподавание иностранного языка в экономическом вузе / практические занятия по иностранному языку в неязыковом вузе / студент / преподаватель / higher education / teaching a foreign language at a university / teaching a foreign language at an economic university / practical classes in a foreign language at a non-linguistic university / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Тарасова

Демонстрируются наиболее характерные черты процесса оптимизации практических занятий по академической дисциплине «Иностранный язык», проводимых в образовательном пространстве современного экономического вуза, действующего на территории Российской Федерации. Для этого в первую очередь даётся характеристика требований современного общества к выпускникам, успешно завершившим обучение по соответствующему направлению. Доказывается, что для соответствия им студенты должны демонстрировать более высокий уровень развития иноязычной компетентности, чем ранее. Далее определяется та цель, достижению которой должен быть подчинён процесс иноязычной подготовки будущих профессионалов этого профиля, конкурентоспособных в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой. Затем выводятся основные требования к содержанию практических занятий по дисциплине «Иностранный язык». Исследуется роль реализации коммуникативно-деятельностного, культурологического, компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов в процессе оптимизации практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PRACTICAL CLASSES WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN ECONOMIC UNIVERSITY

The work demonstrates the most characteristic features of practical classes in an academic discipline “Foreign Language” taught in modern economic universities in Russia. The author reveals characteristics of the modern society requirements for graduates who have successfully completed their studies in the relevant field. It is proved that in order to comply with them, students must demonstrate a higher level of foreign language competence than before. The goal is determined, the achievement of which should be subordinated to the foreign language training process of future economists, competitive in the modern society with its unpredictable dynamics. The main requirements for the content of practical classes in the discipline “Foreign Language” are deduced. The role of the implementation of communicative-activity, cultural, competence, system-activity and environmental approaches in the practical classes optimizing process is investigated.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА»

преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны преподавателя; широкое применение современных специализированных средств освоения учебных программ по иностранному языку; виртуальная кооперативность образовательного процесса.

Современная стадия разработки соответствующей проблематики позволяет выделить ряд технологий дистанционного обучения: кейс-технологии, сетевые технологии, телевизионно-спутниковые технологии.

Далее отметим, что сегодня у истоков большинства затруднений, связанных с преподаванием студентам неязыковых специальностей иностранного языка в условиях дистанционного обучения, стоит принципиально иной, чем при традиционных формах взаимодействия, характер коммуникаций.

Данная проблема поддаётся решению. Например, вместо выполнения упражнений на правильное использование конструкций прямой и косвенной речи

Библиографический список

студентам можно предложить задания, заставляющие сосредоточиться на взаимодействии в реальном времени.

Следующей значимой проблемой, с которой руководство, методические службы и преподаватели отечественных вузов сталкиваются в ходе организации дистанционного обучения, является выбор конкретных методов текущего и промежуточного контроля.

Для её решения необходимо более широко информировать студентов о том, насколько эффективно проходит процесс обучения, какие есть ошибки и недочеты, на что следует обратить внимание. Кроме того, не лишним будет расширение использования заданий, связанных с различными формами взаимодействия в реальном времени, осуществляемого на изучаемом языке. Контроль сформирован-ности умений и навыков письменной речи в условиях дистанционного обучения может осуществляться посредством выполнения заданий на время.

1. Ачкасова Н.Н. Формирование навыков самостоятельной работы студентов на занятиях по английскому языку как средство включения их в непрерывное самообразование. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 10-12.

2. Овезова У.А., Вагнер М.-Н.Л. Особенности обучения англоязычной профессионально ориентированной дискуссии студентов в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 53-55.

3. Николаева М.В. Дистанционное обучение и преподавание иностранных языков: подходы и возможные проблемы. Образование и право. 2020; № 9: 253-259.

4. Цветкова С.Е., Минеева О.А. Особенности дистанционного курса по иностранному языку в условиях смешанного обучения в вузе. Профессиональное образование и рынок труда. 2020; № 4: 24-31.

5. Борщевская Ю.М. Интернет-сайты как источник материала для самостоятельной работы студентов неязыкового вуза. Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: сборник статей по материалам научно-практической конференции с международным участием. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018: 41-45.

6. Зубков А.Д. Языковая поддержка формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов-экономистов с использованием МООК. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 20-22.

7. Минеева О.А., Ляшенко М.С., Борщевская Ю.М. Смешанное обучение как средство интенсификации обучения иностранному языку студентов магистратуры. Балтийский гуманитарный журнал. 2019; Т. 8, № 4: 115-119.

8. Ляшенко М.С., Минеева О.А. Исследование эффективности ресурсов MOODLE для организации самостоятельной работы студентов в контексте изучения иностранного языка. Азимут научных исследований: педагогика и психология.2020; Т. 9, № 2 (31): 162--166.

9. Новикова Н.Н. Опыт применения художественного текста в процессе изучения иностранного языка. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 72-74.

10. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Москва: Юрайт, 2020.

11. Агеева М.Г, Лапекина Ю.Ю. Педагогическая технология формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов-юристов. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 6, Выпуск 2: 272-278.

References

1. Achkasova N.N. Formirovanie navykov samostoyatel'noj raboty studentov na zanyatiyah po anglijskomu yazyku kak sredstvo vklyucheniya ih v nepreryvnoe samoobrazovanie. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 10-12.

2. Ovezova U.A., Vagner M.-N.L. Osobennosti obucheniya angloyazychnoj professionals orientirovannoj diskussii studentov v vysshej shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 53-55.

3. Nikolaeva M.V. Distancionnoe obuchenie i prepodavanie inostrannyh yazykov: podhody i vozmozhnye problemy. Obrazovanie i pravo. 2020; № 9: 253-259.

4. Cvetkova S.E., Mineeva O.A. Osobennosti distancionnogo kursa po inostrannomu yazyku v usloviyah smeshannogo obucheniya v vuze. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020; № 4: 24-31.

5. Borschevskaya Yu.M. Internet-sajty kak istochnik materiala dlya samostoyatel'noj raboty studentov neyazykovogo vuza. Variativnost' i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhnij Novgorod: NNGU im. N.I. Lobachevskogo, 2018: 41-45.

6. Zubkov A.D. Yazykovaya podderzhka formirovaniya professional'noj inoyazychnoj kompetencii studentov-'ekonomistov s ispol'zovaniem MOOK. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 20-22.

7. Mineeva O.A., Lyashenko M.S., Borschevskaya Yu.M. Smeshannoe obuchenie kak sredstvo intensifikacii obucheniya inostrannomu yazyku studentov magistratury. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019; T. 8, № 4: 115-119.

8. Lyashenko M.S., Mineeva O.A. Issledovanie 'effektivnosti resursov MOODLE dlya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste izucheniya inostrannogo yazyka. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya.2020; T. 9, № 2 (31): 162--166.

9. Novikova N.N. Opyt primeneniya hudozhestvennogo teksta v processe izucheniya inostrannogo yazyka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 72-74.

10. Polat E.S. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya. Moskva: Yurajt, 2020.

11. Ageeva M.G., Lapekina Yu.Yu. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov-yuristov. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 6, Vypusk 2: 272-278.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 378

Tarasova L.Yu., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: LYUTarasova@fa.ru

OPTIMIZATION OF PRACTICAL CLASSES WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF AN ECONOMIC UNIVERSITY. The work demonstrates the most characteristic features of practical classes in an academic discipline "Foreign Language" taught in modern economic universities in Russia. The author reveals characteristics of the modern society requirements for graduates who have successfully completed their studies in the relevant field. It is proved that in order to comply with them, students must demonstrate a higher level of foreign language competence than before. The goal is determined, the achievement of which should be subordinated to the foreign language training process of future economists, competitive in the modern society with its unpredictable dynamics. The main requirements for the content of practical classes in the discipline "Foreign Language" are deduced. The role of the implementation of communicative-activity, cultural, competence, system-activity and environmental approaches in the practical classes optimizing process is investigated.

Key words: higher education, teaching a foreign language at a university, teaching a foreign language at an economic university, practical classes in a foreign language at a non-linguistic university, student, teacher.

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: LYUTarasova@fa.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Демонстрируются наиболее характерные черты процесса оптимизации практических занятий по академической дисциплине «Иностранный язык», проводимых в образовательном пространстве современного экономического вуза, действующего на территории Российской Федерации. Для этого в первую очередь даётся характеристика требований современного общества к выпускникам, успешно завершившим обучение по соответствующему направлению. Доказывается, что для соответствия им студенты должны демонстрировать более высокий уровень развития иноязычной компетентности, чем ранее. Далее определяется та цель, достижению которой должен быть подчинён процесс иноязычной подготовки будущих профессионалов этого профиля, конкурентоспособных в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой. Затем выводятся основные требования к содержанию практических занятий по дисциплине «Иностранный язык». Исследуется роль реализации коммуникативно-деятельностного, культурологического, компетентностного, системно-деятельностного и средового подходов в процессе оптимизации практических занятий.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в вузе, преподавание иностранного языка в экономическом вузе, практические занятия по иностранному языку в неязыковом вузе, студент, преподаватель.

Актуальность темы данной статьи не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт факт трансформации требований, предъявляемых современным социумом к выпускникам неязыковых, в том числе экономических, вузов (Н.О. Ветлугина, Т.В. Лузянина, М.В. Фоминых, Б.А. Ускова) [1, с. 137-138]. Так, ввиду упрочения и расширения международных связей, характерного для трёх последних десятилетий, существенно возрастает важность развития иноязычной компетентности в ходе их профессиональной подготовки (Е.Н. Демченко, М.Н. Дудина, М.Ю. Клименкова, В.Ю. Панкова, Е.А. Спинова) [2, с. 84].

В подобной ситуации естественным образом обостряются вопросы модернизации процесса проведения учебных занятий с будущими экономистами по соответствующей академической дисциплине. Иноязычная подготовка профессионалов этого профиля с неизбежностью должна приобрести практико-ориентированный характер (К.П Герасимова, М.И. Мурнева, Н.В. Попова, Е.В. Самойлова, Т.Н. Сухарева, Н.А. Шестакова) [3, с. 277]. Соответственно, возрастает важность проблем оптимизации практических занятий по иностранному языку, частичному решению которых посвящена настоящая статья.

Её цель - рассмотрение ключевых вопросов, связанных с оптимизацией практических занятий по иностранному языку в образовательном пространстве экономического вуза.

Достижению вышеуказанной цели будет способствовать решение следующих задач:

- определить цель, достижению которой должен быть подчинён процесс иноязычной подготовки студентов современного экономического вуза;

- принимая во внимание данную цель, вывести основные требования к содержанию практических занятий по дисциплине «Иностранный язык»;

- продемонстрировать роль реализации инновационных методологических подходов в процессе оптимизации практических занятий.

В ходе подготовки статьи применялись методы исследования: анализ педагогического опыта автора, изучение специальной литературы.

Её научная новизна может быть обоснована фактом рассмотрения ключевых моментов процесса оптимизации практических занятий по иностранному языку, проводимых в отечественных экономических вузах.

Теоретическая значимость - определением той цели, достижению которой должна быть подчинена иноязычная подготовка студентов, осваивающих экономические специальности, а равно и основных требований к содержанию практических занятий по соответствующей дисциплине.

Практическая значимость состоит в демонстрации роли, которую реализация инновационных методологических подходов может сыграть в ходе оптимизации практических занятий по ИЯ, проводимых с будущими экономистами.

На современном этапе разработки интересующей нас проблематики педагогами-исследователями и практиками можно с определённой долей уверенности констатировать: цель изучения иностранных языков студентами современных российских экономических вузов состоит в формировании и совершенствовании иноязычной компетентности учащихся (В.И. Байденко, И.Л. Бим, И.А. Зимняя) [4, с. 42].

Следовательно, содержание практических занятий по иностранному языку, проводимых в таких ОО, должно быть направлено на:

- развитие у обучающихся конкретных компетенций;

- подготовку студентов к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации в ходе будущей профессиональной деятельности [5, с. 50].

Выполнению этих требований с большой вероятностью будет способствовать реализация коммуникативно-деятельностного подхода (Н.В. Гусева, И.А. Зимняя, Н.И. Соколова, М.В. Фоминых) [3, с. 279-280]. При его использовании в ходе практических занятий по ИЯ, проводимых с будущими экономистами, активность субъектов образовательных отношений характеризуется направленностью на подготовку и решение конкретных задач. Таким образом, расширение его использования на таких занятиях благоприятствует эффективному развитию умений и навыков профессионально ориентированной иноязычной речевой деятельности студентов [5, с. 50-51]. Интеграция коммуникативно-деятельностного подхода в процесс проведения практических занятий затрагивает четыре аспекта такой деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты профессионально ориентированной речевой деятельности будущих экономистов, оптимизации процесса формирования которых будет способствовать внедрение коммуникативно-деятельностного подхода

№ п/п Аспекты

1. Письмо

2. Чтение

3. Слушание

4. Говорение

Важным с точки зрения оптимизации процесса проведения с будущими экономистами практических занятий по иностранному языку представляется культурологический подход. Его внедрение позволит повысить эффективность процесса формирования у них межкультурной компетенции [3, с. 280]. Реализация этого подхода подразумевает усвоение изучаемого языка с позиций культурологической парадигмы. Это достигается путём использования некоторых методов (табл. 2).

Таблица 2

Методы, способствующие эффективному изучению ИЯ с позиций культурологической парадигмы

№ п/п Методы

1. Выявление страноведческого содержания текстов

2. Широкое использование лингвострановедческих комментариев

3. Изъяснение лексического фона изучаемых иноязычных текстов [6, с. 25]

Внедрение рассматриваемого подхода с большой вероятностью позволит расширить возможности для использования развивающих образовательных технологий [7, с. 107]. К ним мы можем отнести:

- технологии проективного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- технологии развивающего обучения [5, с. 51].

Расширение использования такого рода технологий может поспособствовать дальнейшему отходу от информационно-репродуктивной практики проведения практических занятий по иностранному языку со студентами, осваивающими экономические специальности (М.Ю. Антропова, Т.Н. Сухарева, М.В. Фоминых). Таким образом, интеграция культурологического подхода позволяет активизировать механизмы сознательного освоения иноязычной культуры учащимися [1, с. 136].

Компетентностный подход ориентирован на формирование у обучающихся ключевых компетенций [4, с. 42]. При этом меняется роль преподавателя. Он трансформируется в организатора. Основной задачей педагога становится оптимизация процесса самостоятельного получения студентами достаточного объёма знаний, умений и навыков [8, с. 51-52]. Главным результатом использования данного подхода на практических занятиях представляется развитие у будущих экономистов системы знаний, умений и навыков, связанных с самостоятельным решением проблем в различных сферах их будущей профессиональной деятельности [4, с. 43]. В ходе соответствующих процессов не последнюю роль играет собственный опыт, который студенты получают в ходе таких занятий [9, с. 2628].

Рассматриваемый подход может быть реализован посредством соблюдения принципа профессиональной направленности. Последний заключается в стимуляции обучающихся к реализации их коммуникативных потребностей в сфере будущего профессионального общения [8, с. 53].

Приоритет самостоятельной познавательной деятельности студентов прослеживается в русле не только компетентностного подхода, но и системно-деятельностного [10, с. 25]. Его суть заключается в использовании деятельности в качестве одного из основных средств, обеспечивающих развитие субъект-ности студентов, осваивающих программы по иностранному языку [9, с. 2630]. В основе указанного подхода лежит принцип приоритета исследовательской деятельности. В свою очередь, реализация данного принципа позволяет эффективно осуществлять формирование профессионала соответствующего профиля, конкурентоспособного в условиях современного общества (Е.В. Воеводина, В.Ю. Перов, М.В. Пашков, В.М. Пашкова, Н.И. Соколова) [1, с. 145]. Такой выпускник экономического вуза в дальнейшем будет характеризоваться высокой степенью развития способности к самостоятельному решению профессиональных и иных задач в динамично меняющихся условиях, характерных для современного социума [10, с. 26-27].

Средовой подход позволяет организовывать практические занятия по иностранному языку с будущими профессионалами интересующего нас профиля таким образом, что преподаватель практически прекращает активное воздействие на них [9, с. 2631]. При этом основной акцент делается на создании обучающей среды. Последняя представляет собой систему, включающую возможности и условия, содержащиеся в пространственно-предметном и социокультурном окружении субъектов образовательных отношений [11, с. 230].

Создание такой системы позволяет активизировать стремление студентов к саморазвитию и самовыражению при работе на практических занятиях [6, с. 25-26]. Происходит их превращение в субъектов образовательной деятельности. Это, в свою очередь, подразумевает формирование у них ценностных ориентиров и способов действий, позволяющих более эффективно усваивать знания, умения и навыки, предусмотренные соответствующей программой [11, с. 232]. Кроме того, у обучающихся формируется осознанное стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей дальнейшей профессиональной жизни [9, с. 2631].

Завершая исследование, отметим, что в виду упрочения и расширения международных связей, характерного для трёх последних десятилетий, существенно возрастает важность развития иноязычной компетентности будущих экономистов в ходе их профессиональной подготовки.

В подобной ситуации обостряются вопросы, связанные с оптимизацией процесса проведения практических занятий по иностранному языку.

Библиографический список

Цель его изучения лицами, осваивающими соответствующее направление подготовки, состоит в формировании и совершенствовании их иноязычной компетентности.

Соответственно, содержание практических занятий по данной дисциплине, проводимых в экономических вузах, должно быть направлено на складывание у обучающихся конкретных компетенций и их подготовку к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации в ходе будущей профессиональной деятельности.

Реализации вышеприведённых требований с большой вероятностью будет способствовать внедрение в образовательную практику коммуникативно-дея-тельностного подхода. При его использовании в ходе практических занятий активность субъектов образовательных отношений характеризуется направленностью на подготовку и решение конкретных задач.

Важным с точки зрения оптимизации процесса проведения с будущими экономистами практических занятий по иностранному языку представляется культурологический подход. Реализация последнего подразумевает усвоение обучающимися языка с позиций культурологической парадигмы.

Следующий, компетентностный подход ориентирован на формирование у обучающихся ключевых компетенций. При этом меняется роль преподавателя. Он трансформируется в организатора. Основной задачей педагога становится оптимизация процесса самостоятельного получения студентами достаточного объёма знаний, умений и навыков. Главным результатом использования данного подхода на практических занятиях представляется развитие у будущих экономистов системы знаний, умений и навыков, связанных с самостоятельным решением проблем в различных сферах их будущей профессиональной деятельности.

Приоритет самостоятельной познавательной деятельности студентов также прослеживается в русле системно-деятельностного подхода. Его суть в использовании деятельности в качестве одного из основных средств, обеспечивающих развитие субъектности студентов, осваивающих программы по иностранному языку. В основе указанного подхода лежит принцип приоритета исследовательской деятельности.

Средовой подход позволяет организовывать практические занятия по иностранному языку с будущими профессионалами интересующего нас профиля таким образом, что преподаватель практически прекращает активное воздействие на них. При этом основной акцент делается на создании обучающей среды.

1. Барышников Н.В., Бернштейн В.Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений. Язык и культура. 2018; № 43: 136-147.

2. Осипова О.В. Бизнес-кейсы в обучении студентов вуза языку делового общения (на примере английского языка). Colloquium-journal. 2019; № 6 (30): 84-85.

3. Восковская А.С., Карпова Т.А. Особенности обучения иностранному языку в многоуровневых группах неязыкового вуза: проблемы и способы их разрешения. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 276-280.

4. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Специфика реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в вузе на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 41-43.

5. Мирзоева Ф.Р Формирование умений в системе универсальных компетенций в процессе изучения иностранного языка в аспирантуре. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 49-51.

6. Оскольская И.А. Современные методики преподавания иностранного языка в вузе: комплексный подход в обучении. Современное педагогическое образование. 2020; № 6: 22-28.

7. Куликова О.О. К вопросу об организации ролевых игр на семинарах по изучению иностранного языка финансово-экономического профиля. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 106-109.

8. Фадеева С.А. Образовательная коллаборация как актуальная модель функционирования кафедры в контексте ДПО. Нижегородское образование. 2019; № 4: 49-54.

9. Мельничук М.В. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021; Т. 14, № 8: 2627-2632.

10. Красильникова Л.В. Формы и инструменты коллаборативного взаимодействия для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 25-27.

11. Выборнова Е.Ю. Возможности развития коммуникативных навыков на онлайн-уроках иностранного языка. Заметки ученого. 2021; № 4: 230-232. References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baryshnikov N.V., Bernshtejn V.L. Formirovanie professional'noj kommunikativnoj mezhkul'turnoj kompetencii: obobschenie opyta, poisk metodicheskih reshenij. Yazykikultura. 2018; № 43: 136-147.

2. Osipova O.V. Biznes-kejsy v obuchenii studentov vuza yazyku delovogo obscheniya (na primere anglijskogo yazyka). Colloquium-journal. 2019; № 6 (30): 84-85.

3. Voskovskaya A.S., Karpova T.A. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku v mnogourovnevyh gruppah neyazykovogo vuza: problemy i sposoby ih razresheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 276-280.

4. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Specifika realizacii kompetentnostnogo podhoda v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 41-43.

5. Mirzoeva F.R. Formirovanie umenij v sisteme universal'nyh kompetencij v processe izucheniya inostrannogo yazyka v aspiranture. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 49-51.

6. Oskol'skaya I.A. Sovremennye metodiki prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze: kompleksnyj podhod v obuchenii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 6: 22-28.

7. Kulikova O.O. K voprosu ob organizacii rolevyh igr na seminarah po izucheniyu inostrannogo yazyka finansovo-'ekonomicheskogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 106-109.

8. Fadeeva S.A. Obrazovatel'naya kollaboraciya kak aktual'naya model' funkcionirovaniya kafedry v kontekste DPO. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2019; № 4: 49-54.

9. Mel'nichuk M.V. 'Effektivnost' obucheniya inostrannomu yazyku v vuze: komponenty 'emocional'nogo i intellektual'nogo. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2021; T. 14, № 8: 2627-2632.

10. Krasil'nikova L.V. Formy i instrumenty kollaborativnogo vzaimodejstviya dlya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 25-27.

11. Vybornova E.Yu. Vozmozhnosti razvitiya kommunikativnyh navykov na onlajn-urokah inostrannogo yazyka. Zametki uchenogo. 2021; № 4: 230-232.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.