Научная статья на тему 'Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России'

Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2283
469
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / AGRARIAN POLICY / STRATEGY / FOOD SECURITY / IMPORT SUBSTITUTION / STATE REGULATION / COMPETITIVENESS / INTEGRATION / PARTNERSHIP / SOCIAL DEVELOPMENT / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Владимир, Михайлушкин Павел, Пресняков Денис

Основная цель данной научной статьи помочь широкому кругу читателей специалистам агропромышленного комплекса, научным работника, предпринимателям, студентам разобраться со стоящими проблемами и приоритетами устойчивого развития сельского хозяйства импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности страны, социальное развитие села, повышение конкурентоспособности отрасли и интеграция в мировую систему. Особое внимание уделено взаимодействию аграрной экономики, рынка и государства, подчеркивается необходимость в современных условиях усиления роли государства в формировании и реализации аграрной политики в России. В статье освещен передовой опыт аграрных преобразований в Краснодарском крае. Предлагаются конкретные рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства России. Это касается прежде всего разработки государственных программ по импортозамещению продовольствия, изменению расходов в бюджете страны на развитие сельского хозяйства, введение системы государственного заказа на производимую продукцию, восстановление государственного планирования сельской экономики, включая и стратегическое, которое позволяет учитывать, научно обосновать и прогнозировать координацию государственного, частного и международного партнерства. Особое внимание уделено созданию государственного механизма регулирования и использования сельскохозяйственных земель, который должен обеспечить не только регулирование земельных отношений в аграрном секторе, но и формирование цивилизованного рынка земли с учетом интересов государства и каждого сельхозпроизводителя, создание равных условий для всех форм хозяйствования. Считаем необходимым рекомендовать правительству управление земельными ресурсами передать в ведение Минсельхоза России. Социальному развитию села будет способствовать разработка и скорейшее принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно предусмотрены меры ускоренного устойчивого социально-экономического развития сельского хозяйства, усиления престижности и мотивации сельского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main objective of this research paper is to help a wide range of readers, i. e. AIC specialists, scientist, entrepreneurs and students to understand the problems and priorities of the sustainable development of agriculture, that is import substitution, ensuring of the food safety of the country, social development of rural areas, improving of the industry competitiveness and integration into the world system. Special attention is paid to the interaction of the agrarian economy, market and the government. The need for the increasing role of the government in the formation and implementation of the agrarian policy in Russia in modern conditions is emphasized. In this article the description of the up-to-date experience of the agrarian transformations in Krasnodar region is of great importance. The specific recommendations for the sustainable development of Russian agriculture are suggested in this article. It is primarily concerned with the development of the government policies on food import substitution, the budget expenditure changes for the development of agriculture, the introduction of the state orders system for manufactured products, the restoration of the state planning of the rural economy, including the strategic one, which allows to take into account, to substantiate scientifically and to predict the coordination of the state, private and international partnership. In this article special attention is paid to the creation of the state mechanism of regulation and use of the agricultural land. This mechanism must provide not only the regulation of the land relations in the agrarian sector but also the formation of a civilized land market, taking into account the interests of the government and each farmer, and creation of equal conditions for all forms of management. We consider it necessary to recommend to the government to transfer the land management and the further development of agriculture to the jurisdiction of the Ministry of agriculture of the Russian Federation. The development and the adoption of the Federal law «About agriculture development» will benefit to the social development of the rural areas. It will provide measures for the accelerated and sustainable socio-economic development of agriculture and for strengthening the prestige and motivation of rural labour.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

ос<*>о<><><><><><><><><><><><><^

УДК 338.984

Владимир Сидоренко,

доктор экономических наук, профессор,

заслуженный экономист Кубани,

Павел Михайлушкин,

доктор экономических наук, доцент,

Денис Пресняков,

аспирант,

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

<хх>оо<><><><><><><>сх><><><><><>^^

Основная цель данной научной статьи помочь широкому кругу читателей - специалистам агропромышленного комплекса, научным работника, предпринимателям, студентам разобраться со стоящими проблемами и приоритетами устойчивого развития сельского хозяйства - импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности страны, социальное развитие села, повышение конкурентоспособности отрасли и интеграция в мировую систему. Особое внимание уделено взаимодействию аграрной экономики, рынка и государства, подчеркивается необходимость в современных условиях усиления роли государства в формировании и реализации аграрной политики в России. В статье освещен передовой опыт аграрных преобразований в Краснодарском крае. Предлагаются конкретные рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства России. Это касается прежде всего разработки государственных программ по импортозамещению продовольствия, изменению расходов в бюджете страны на развитие сельского хозяйства, введение системы государственного заказа на производимую продукцию, восстановление государственного планирования сельской экономики, включая и стратегическое, которое позволяет учитывать, научно обосновать и прогнозировать координацию государственного, частного и международного партнерства. Особое внимание уделено созданию государственного механизма регулирования и использования сельскохозяйственных земель, который должен обеспечить не только регулирование земельных отношений в аграрном секторе, но и формирование цивилизованного рынка земли с учетом интересов государства и каждого сельхозпроизводителя, создание равных условий для всех форм хозяйствования. Считаем необходимым рекомендовать правительству управление земельными ресурсами передать в ведение Минсельхоза России. Социальному развитию села будет способствовать разработка и скорейшее принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно предусмотрены меры ускоренного устойчивого социально-экономического развития сельского хозяйства, усиления престижности и мотивации сельского труда.

S u m m a r y

The main objective of this research paper is to help a wide range of readers, i. e. AIC specialists, scientist, entrepreneurs and students to understand the problems and priorities of the sustainable development of agriculture, that is import substitution, ensuring of the food safety of the country, social development of rural areas, improving of the industry competitiveness and integration into the world system. Special attention is paid to the interaction of the agrarian economy, market and the government. The need for the increasing role of the government in the formation and implementation of the agrarian policy in Russia in modern conditions is emphasized. In this article the description of the up-to-date experience of the agrarian transformations in Krasnodar region is of great importance. The specific recommendations for the sustainable development of Russian agriculture are suggested in this article. It is primarily concerned with the development of the government policies on food import substitution, the budget expenditure changes for the development of agriculture, the introduction of the state orders system for manufactured products, the restoration of the state planning of the rural economy, including the strategic one, which allows to take into account, to substantiate scientifically and to predict the coordination of the state, private and international partnership. In this article special attention is paid to the creation of the state mechanism of regulation and use of the agricultural land. This mechanism must provide not only the regulation of the land relations in the agrarian sector but also the formation of a civilized land market, taking into account the interests of the government and each farmer, and creation of equal conditions for all forms of management. We consider it necessary to recommend to the government to transfer the land management and the further development of agriculture to the jurisdiction of the Ministry of agriculture of the Russian Federation. The development and the adoption of the Federal law «About agriculture development» will benefit to the social development of the rural areas. It will provide measures for the accelerated and sustainable socio-economic development of agriculture and for strengthening the prestige and motivation of rural labour.

Ключевые слова: аграрная политика, стратегия, продовольственная безопасность, импортозамещение, государственное регулирование, конкурентоспособность, интеграция, партнерство, социальное развитие, особые экономические зоны.

Keywords: agrarian policy, strategy, food security, import substitution, state regulation, competitiveness, integration, partnership, social development, special economic zones.

Международный сельскохозяйственный журнал

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Стратегия аграрной политики РФ

Рис. 1. Приоритеты аграрной политики России

_^_

Быт, образование, наука, спорт, культура

Для эффективного развития и регулирования сельской экономики государство разрабатывает и реализует аграрную политику. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную необходимость устойчивого развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и совершенствования аграрной политики.

Аграрная политика - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе социального развития села, занятости сельского населения и роста его жизненного уровня. Российская аграрная политика не выработала эффективных механизмов обеспечения перспективного развития сельского хозяйства, а различные модели, разрабатываемые советскими, а теперь уже российскими экономистами, не обеспечили достижение высокого уровня конкурентоспособности аграрного сектора экономики страны.

Следует отметить, что трудности в сельском хозяйстве в значительной мере объясняются именно несовершенством аграрной политики, недооценкой значения и роли аграрного сектора в экономике страны. Достаточно заметить, сегодня в бюджете страны на сельское хозяйство выделяется около 2% его расходной части, в СССР было 19-20%, в США в настоящее время - от 27 до 35%, в Японии и Финляндии - до 65-70%.

Мировой экономический кризис, а также антироссийские санкции ряда стран Европы, США и других в значительной мере затронули экономику АПК России. В связи с этим возникла необходимость разработки антикризисных программ регионов и предприятий АПК по обеспечению продовольственной безопасности на основе ускоренного импортозамещения продовольствия и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики. В этих программах вопросам импортозамещения должна отводится главенствующая роль при активном взаимодействии государства и бизнеса [1].

Поэтому сегодня актуальной задачей является разработка государственной стратегии аграрной политики страны, которая в ближайшие 10-15 лет должна обеспечить повышение конкурентоспособности аграрного сектора, продовольственную безопасность как в целом страны, так и ее отдельных регионов, социальное развитие села (рис. 1) [2].

Принято выделять следующие основные задачи аграрной политики на ближайшую перспективу: организационно-экономические, инвестиционные, инновационные, отраслевые, региональные, социальные и внешнеэкономические. Главная роль в реализации задач устойчивого развития АПК должна принадлежать государству при одновременном разумном синтезе государственного регулирования экономики и механизмов рынка [3].

Рис. 2. Организационная структура особой аграрной экономической зоны (проект)

Устойчивое развитие сельского хозяйства является важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности страны, улучшения занятости сельского населения, которое составляет почти 50 млн человек. Поэтому дальнейшему его развитию необходимо придавать большое значение, тем более, что в условиях мирового кризиса и ограничений на импорт продовольствия из стран, поддерживающих антироссийские санкции, перед Россией стоит задача ускоренного импортозамещения, которую невозможно решить без аграрного сектора экономики.

Приоритетное направление аграрной политики России в преодолении кризиса - развитие и совершенствование отечественного сельскохозяйственного производства. Для этого следует создать правовые и экономические условия, которые обеспечат привлечение частного капитала и капитала коммерческих структур в развитие АПК, развитие малого предпринимательства. Немаловажное значение в развитии АПК имеет изучение передового практического опыта и перспективных направлений аграрной политики в России и за рубежом, взаимодействие государства, экономики и бизнеса в аграрном секторе [4].

Мы считаем, что в ближайшей перспективе в качестве приоритета аграрной политики должна стать политика роста доходов сельхозтоваропроизводителей, престижности мотивации сельского труда.

Очень полезен для других регионов России опыт аграрных преобразований в Краснодарском крае. Сегодня АПК Краснодарского края является ведущим в аграрном секторе экономики России. Край производит 10% валовой сельскохозяйственной продукции в стране. Благодаря наличию сырьевой базы развито промышленное производство мясо-молочной продукции, сахара, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов, краснодарского чая и других видов. Увеличению объема продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, росту реальных доходов сельского населения края и его занятости способствует ускоренное развитие сельских подсобных производств и промыслов, малых форм хозяйствования, фермерских хозяйств, а также крупных агрохолдингов, в которых интегрировано производство, переработка и реализация готовой продукции. За 2014 г. в АПК края получено около 30 млрд руб. прибыли, а рентабельность достигла 22,5%.

В Краснодарском крае разработана долгосрочная программа устойчивого развития аграрного сектора экономики, в которой вопросам продовольственной безопасности и импортозамещения продовольствия отводится ведущая роль. Наряду с импортозамещением основными задачами данной программы должны стать повышение конкурентоспособности АПК на основе его модернизации и внедрения новейших технологий, социальное развитие села.

Мы считаем, что при реализации указанной стратегии, особое

внимание необходимо уделить разработке «Специальной программы развития малого агробизнеса», в которой следует предусмотреть создание промышленных цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, обеспечение единой системы сбыта продукции, произведенной в малых формах хозяйствования, организацию за-купочно-сбытовых кооперативов и оптовых сельскохозяйственных рынков.

С целью ускоренного развития малого бизнеса в Краснодарском крае следует разработать целый комплекс финансовых, экономических и социальных мер, направленных на усиление поддержки и стимулирования деятельности малого агробизнеса. Такими мерами являются льготное кредитование, создание специальных гарантийных фондов поддержки аграрного бизнеса, субсидий и дотаций, льготное налогообложение и ряд других. Разумеется, роль государства в регулировании работы оптовых сельскохозяйственных рынков, в развитии малого бизнеса остается значительной, особенно в политике ценообразования, качества продукции, соответствия ее стандартам.

Реализация программы развития АПК потребует увеличения государственной поддержки и привлечения иностранных инвестиций в АПК за счет развития в крае внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По данным краевой статистики, внешнеторговый объем участников ВЭД в 2014 г. составил около 5 млрд долл. США, при этом на экспорт приходится 63% в общем товарообороте.

Администрацией Краснодарского края с целью привлечения иностранных инвестиций в экономику проводится активная имиджевая политика, включающая организацию выставок и презентационных международных мероприятий во многих странах мира, создание совместных предприятий. Учитывая то обстоятельство, что АПК Краснодарского края, как было указано выше, является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья, необходимо разработать систему экономических мер по улучшению инвестиционной привлекательности аграрного сектора.

Реализация данных программных мероприятий позволит к 2020 г. повысить не только экономику АПК, но и экономику Краснодарского края, обеспечить работой сотни тысяч тружеников и реально повысить уровень качества жизни на селе. В этом суть аграрных преобразований, осуществляемых в Краснодарском крае.

Основная проблема, сдерживающая реализацию аграрных преобразований в стране, - проблема повышения конкурентоспособности АПК. Вхождение России в мировое хозяйство во многом зависит от решения проблемы конкурентоспособности экономики и особенно аграрного сектора. Стратегия повышения конкурентоспособности АПК не может быть реализована без модернизации экономики и усиления роли государства в аграрных преобразованиях страны. Нами разработаны схема модели конкурентоспособности аграрного производства, факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности АПК, а также критерии конкурентоспособности аграрного сектора.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности аграрной экономики являются перевод ее на инновационный тип развития, введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, проведение государством целенаправленной аграрной политики, обеспечивающей реализацию огромных конкурентных преимуществ и возможностей российской экономики, включая аграрную. Необходимо разработать специальную стратегию повышения конкурентоспособности экономики страны, включая и аграрную, разработать и принять Федеральный закон «О конкурентоспособности экономики России» [5].

Социальное развитие села - один из важнейших факторов роста благосостояния населения. Социальная программа должна быть комплексной, охватывать все стороны жизни человека. Было бы очень полезно каждому предприятию иметь свои социально-экономические программы, а на федеральном уровне разработать целевую программу «Социальное развитие села», затрагивающую интересы почти 50 млн россиян. Цель таких программ - максимальное использование социальных факторов для повышения эффективности производства, прежде всего, для улучшения использования трудовых ресурсов села, сохранения и развития традиционного уклада жизни сельского населения. Особое внимание при этом должно быть уделено подготовке и переподготовке кадров для села, в том числе экономических, способных обеспечить дальнейшее развитие производства, ускорение социального прогресса.

8

Главная цель аграрных преобразований в России - обеспечение продовольственной безопасности страны, которая, в свою очередь, является составной частью ее экономической безопасности. Продовольственную безопасность следует рассматривать как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность [6].

Государство выступает гарантом обеспечения населения страны продовольствием, прежде всего, за счет собственного производства. Эту жизненно важную функцию осуществляет агропромышленный комплекс - крупнейший сектор экономики, функционирование которого связано со всеми остальными отраслями народного хозяйства. Ослабление роли государства в развитии АПК, отмена госзаказа, отсутствие единого планирования и научной концепции проведения аграрной реформы привели к снижению роли сельского хозяйства в формировании бюджета страны, ухудшению продовольственной безопасности страны. Актуальной задачей в улучшении продовольственной безопасности России сегодня является изменение внешнеэкономической, а точнее таможенной, политики в отношении закупаемого импортного продовольствия, а также ускоренное импортозамещение продовольствия. Только в этом случае можно обеспечить спрос на отечественную продукцию, добиться реального роста российского аграрного сектора экономики.

В сложившихся в настоящее время условиях ускоренное им-портозамещение должно стать одним из основных приоритетов государственной аграрной политики. Поэтому осуществление мер в области обеспечения продовольственной безопасности требует научного подхода, необходимости разработки Государственной программы по импортозамещению.

При высоком уровне господдержки АПК импортозамещение становится стимулом устойчивого развития российского сельского хозяйства. Импортозамещение продовольствия - это стратегия государства, направленная на защиту отечественных сельхозтоваропроизводителей. Мы считаем, что решение проблемы импортозаме-щения следует поставить на прочную плановую основу, для чего в каждом регионе страны необходимо разработать конкретные планы импортозамещения продовольствия на период 2016-2020 гг. с финансовым обеспечением успешной их реализации на всех уровнях регулирования аграрной экономики с широким развитием государственно-частного партнерства.

Таким образом, устойчивое развитие сельского хозяйства, на наш взгляд, возможно, в первую очередь, при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать увеличение расходов на эти цели в государственном бюджете до 15-18% вместо 1,5-2% в настоящее время.

Вторым, не менее важным условием, является разработка государственной программы импортозамещения продовольствия, что обеспечит сбалансированность аграрной экономики по экспорту, импорту и внутреннему производству и потреблению продовольствия.

Третьим условием обеспечения реализации устойчивого инновационного развития АПК должно стать введение государственного заказа на производимую продукцию по гарантированным рентабельным ценам с учетом мировой конъюнктуры цен на продовольствие. Однако без восстановления государственного планирования основных параметров функционирования АПК в целях равностороннего развития и повышения эффективности его отраслей систему госзаказа и госзакупок сельскохозяйственной продукции трудно реанимировать. Составной частью государственного планирования АПК должна стать также система стратегического планирования АПК, которая, используя современные методы планирования, должна разрабатывать прогнозы развития АПК страны и регионов на основе выбора важнейших приоритетов стратегии аграрной политики страны, механизмы их реализации и методы контроля за достижением конкретных результатов. При разработке системы стратегического планирования АПК необходимо учитывать возможность развития и координации государственного, частного и международного партнерства.

Интегральным фактором реализации данных направлений является не только усиление роли государства, но и повышение мотивации и престижности сельского труда.

Не менее важным направлением развития АПК России, отдельных регионов является создание более эффективного экономиче-

Международный сельскохозяйственный журнал

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

ского регулирования земельных отношений в аграрном секторе, которое должно обеспечить формирование и регулирование ци-вилизационного рынка земли с учетом интересов государства и каждого сельхозпроизводителя. Создание государственного механизма регулирования и стимулирования рационального использования земель должно обеспечить социально справедливое перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования. Надо помнить, что земля выступает главным средством производства в аграрном секторе, фундаментом аграрных преобразований, от ее эффективного использования зависит прежде всего обеспечение продовольственной безопасности страны. Мы считаем, что управление земельными ресурсами следует передать в ведение Минсельхоза России, что позволит добиться гармонизации земельных отношений.

В решении задач по развитию АПК реальным способом привлечения инвестиций, в том числе и иностранного капитала, являются организация совместных предприятий и развитие на территории России особых аграрных экономических зон (ОАЭЗ) с участием частных и иностранных инвесторов.

Мировой опыт формирования ОЭЗ свидетельствует о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики региона, в котором размещается ОЭЗ, а также страны в целом. Создаваемые в ряде регионов России ОАЭЗ будут эффективно функционировать в трудоемких отраслях - овощеводстве, плодоводстве, свеклосахарном производстве, продукция которых производится в недостаточном объеме, и страна вынуждена ее импортировать. Считаем необходимым создать при Минсельхозе России специальную службу, которая будет заниматься проблемой организации ОАЭЗ в стране. В Краснодарском крае для этого имеются благоприятные природные и экономические условия.

Нами разработаны модели, условия и порядок создания ОАЭЗ в следующей последовательности: технико-экономическое обоснование, цель создания, характеристика территории, перспективы и программы развития, механизм и организационно-экономические мероприятия функционирования, оценка эффективности создания, схема управления и регулирования. Организационная структура особой аграрной экономической зоны представлена на рисунке 2. По нашим исследованиям, наиболее эффективным является организация ОАЭЗ на базе крупных агропромышленных комплексов и агрохолдингов в Краснодарском крае.

Очень перспективным будет создание ОАЭЗ на базе крупнейшего в Европе Крымского консервного комбината, который способен производить до 300 млн усл. банок овощных консервов. В настоящее время его производственные мощности задействованы лишь на 15-20%. С помощью указанной зоны можно обеспечить развитие овощеводства в Крымском районе, обеспечить занятость более 150 тыс. работников, повысить эффективность работы консервного комбината.

Эффективной будет организация ОАЭЗ в свеклосахарном комплексе, что позволит соединить интересы производителей сахарной свеклы, переработчиков (16 сахарных заводов) и иностранных инвесторов для модернизации указанного комплекса, повышения эффективности производства сахарной свеклы и работы сахарных заводов, проведения единой экономической политики в этой сфере.

В Краснодарском крае следует разработать проект создания ОАЭЗ на базе агрофирмы «Абрау-Дюрсо» с крупным производством шампанского, имеющего огромный спрос на потребительских рынках страны и за рубежом. Реальным фактором развития агрофирмы «Абрау-Дюрсо» станет создание ОАЭЗ, обеспечивающей привлечение иностранных инвестиций. Это даст возможность приобрести технологическое импортное оборудование, увеличить выпуск шампанского, решить проблему повышения эффективности производства, социального развития, а также дополнительных налоговых поступлений в бюджет.

Рекомендуем также создать ОАЭЗ на базе Дагомысской фирмы «Краснодарский чай». Такая необходимость вызвана тем, что субтропики Причерноморья Краснодарского края являются единственным в России регионом, где выращивают и перерабатывают чай, по праву считающийся самым северным в мире и пользующимся большим спросом.

Наряду с развитием особых экономических зон в России возрас-

тает объективная необходимость создания совместных предприятий в АПК, которые способны привлечь значительные инвестиции для модернизации и развития сельского хозяйства, обеспечить занятость сельского населения. Совместные предприятия в настоящее время стали играть существенную роль в экономике страны, отдельных регионов.

Что касается Краснодарского края, на его территории функционирует свыше 550 совместных крупных предприятий, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности экономики Кубани. В 2014 г. внешнеторговый оборот совместных предприятии достиг 460 млрд руб., что вдвое превышает бюджет Краснодарского края. На совместных предприятиях края занято более 60 тыс. человек.

По нашим расчетам, реализация программы развития ОАЭЗ и совместных предприятий обеспечит занятость до 300 тыс. работников, повысит эффективность всего АПК края.

В заключение следует отметить, что дальнейшему развитию сельского хозяйства, социальному развитию села будет способствовать принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно предусмотрены меры государственной поддержки сельского хозяйства как приоритетной отрасли экономики страны, механизмы обеспечения сбыта сельхозпродукции, вопросы социального развития села, меры по совершенствованию государственного регулирования налоговой и финансовой системы, земельных отношений, ценообразования, страхового дела, экологии и другие проблемы, от решения которых будет зависеть современный уровень аграрного сектора экономики. Особое место в этом законе должно быть уделено усилению мотивации труда.

Итак, проведение государством единой экономической, финансовой, бюджетной, социальной и внешнеэкономической политики в аграрной сфере позволит успешно решить проблему подъема сельской экономики, насытить рынок продуктами питания отечественного производства, повысить конкурентоспособность российского сельского хозяйства, повысить уровень жизни сельского населения страны, ускорить реализацию аграрных преобразований.

Литература

1. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.

2. Сидоренко В.В. Стратегия аграрных преобразований в России. Краснодар: Мир Кубани, 2013. 515 с.

3. Сидоренко В.В., Инюкин А.Ф. Государственное регулирование экономики. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 678 с.

4. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. 3б3 с.

5. Сидоренко В. Конкурентоспособность аграрного сектора России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 6. С. 7-11.

6. Коровкин В. Аномальные изменения климата и ситуация на мировом рынке требуют принятия закона о продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 3. С. 19-24.

Literatura

1. Sidorenko V.V., Mixajlushkin P.V. Strategiya antikrizisnogo razvitiya selskogo xozyajstva Rossii. Krasnodar: Mir Kubani, 2015. 209 s.

2. Sidorenko V.V. Strategiya agrarnyx preobrazovanij v Rossii. Krasnodar: Mir Kubani, 2013. 515 s.

3. Sidorenko V.V., Inyukin A.F. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki. Krasnodar: Mir Kubani, 2015. 678 s.

4. Trubilin A.I., Sidorenko V.V., Mixajlushkin P.V. Agrarnaya politika. Krasnodar: Prosveshhenie-Yug, 2012. 363 s.

5. Sidorenko V. Konkurentosposobnost agrarnogo sektora Rossii // Mezhdunarodnyj selskoxozyajstvennyj zhurnal. 2011. № 6. S. 7-11.

6. Korovkin V. Anomalnye izmeneniya klimata i situaciya na mirovom rynke trebuyut prinyatiya zakona o prodovolstvennoj bezopasnosti Rossii // Mezhdunarodnyj selskoxozyajstvennyj zhurnal. 2013. № 3. S. 19-24.

mikhaylushkinpv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.