Научная статья на тему 'Государственное регулирование аграрного сектора экономики'

Государственное регулирование аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2969
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ / FOOD SAFETY / GOVERNMENT REGULATION / IMPORT SUBSTITUTION / EFFICIENCY / AGRICULTURAL POLICY / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Владимир, Инюкин Андрей, Гаспарян Богдан

Показана роль государства в ускоренном развитии сельского хозяйства России. Подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования агропромышленного комплекса России с учетом мирового опыта, ориентированной на ускорение социального развития села, повышения конкурентоспособности производства, импортозамещения продовольствия и интеграции в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидоренко Владимир, Инюкин Андрей, Гаспарян Богдан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state in the accelerated development of agriculture in Russia. Emphasized need of improving the system of state regulation of agro-industrial complex in Russia, taking into account international experience. The system is to be focused on the acceleration of rural development, improving the competitiveness of production, import of food and integration into the world economy.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование аграрного сектора экономики»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 338.242

Владимир Сидоренко,

доктор экономических наук, профессор,

Заслуженный экономист Кубани,

Андрей Инюкин,

кандидат экономических наук, профессор,

Богдан Гаспарян,

экономист,

Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

о<х>о<><х><><><><х>о<><х>о<><><х><>о<х>о<><х>о<><><х><>о<х>о<><х><><><><х><>о<х><><><х><><><>^^

Показана роль государства в ускоренном развитии сельского хозяйства России. Подчеркивается необходимость совершенствования системы государственного регулирования агропромышленного комплекса России с учетом мирового опыта, ориентированной на ускорение социального развития села, повышения конкурентоспособности производства, импортозамещения продовольствия и интеграции в мировую экономику.

S u m m a r y

The role of the state in the accelerated development of agriculture in Russia. Emphasized need of improving the system of state regulation of agro-industrial complex in Russia, taking into account international experience. The system is to be focused on the acceleration of rural development, improving the competitiveness of production, import of food and integration into the world economy.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственное регулирование, импортозамещение, эффективность, аграрная политика, методы.

Keywords: food safety, government regulation, import substitution, efficiency, agricultural policy, methods.

Происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании народного хозяйства. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние годы привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций [1].

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры - основная задача государства. Ведь именно от этих форм государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны - сумеет ли она в приемлемые сроки выйти из кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамичное и эффективное развитие и повышение благосостояния народа [2].

Усложнение экономической роли и функции государства в экономике придает чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и укреплением государственного аппарата в центре и на местах, коррупцией, сращиванием с теневой экономикой.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность аграрных предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.

Государственное регулирование аграрного сектора экономики в жизни страны - объективная необходимость. Только государство в состоянии обеспечить сбалансированный подход к экономике, учитывающий интересы всех слоев и социальных групп общества. В своей деятельности государство руководствуется, в первую очередь, общественными, национальными интересами. Вопросы эффективного развития российского АПК отвечают этой группе интересов.

Аграрный сектор экономики России остается одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития отдельных

регионов и страны в целом. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих жизнедеятельность общества. Создание конкурентоспособного агропродовольственного производства невозможно без усиления роли государства и поддержки аграрного сектора экономики. Объективная необходимость госрегулирования сельского хозяйства обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: необходимость обеспечения продовольственной безопасности, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников села и др.

Отрицательно сказывается на темпах роста аграрной экономики России сокращение государственной поддержки сельского хозяйства. В настоящее время доля сельского хозяйства в расходной части бюджета по сравнению с долей сельского хозяйства в ВВП резко уменьшилась (за 1991-2014 гг. - с 12 до 1%) [3].

Во многих странах мира государство оказывает огромную экономическую и финансовую поддержку сельскому хозяйству. Например, в США в расчете на 1 га пашни ежегодно выделяется до 400 долл., а в России - 9 долл., то есть соотношение почти в 40 раз не в пользу российского сельхозпроизводителя. Основными проблемами на селе остаются высокая просроченная кредиторская задолженность, низкий уровень инвестиционной активности и технической оснащенности. Негативно влияют на развитие отечественного сельскохозяйственного производства возрастающие объемы импорта продовольственных товаров, доля которых в настоящее время в общем объеме товарных ресурсов продовольствия превысила 30%, а в некоторых регионах составляет более 50%.

Особенно отрицательно влияет на развитие аграрного сектора экономики отсутствие государственного заказа на производство необходимой продукции, федерального органа по закупкам продовольствия. В России при современных рыночных условиях необходим регулируемый государством аграрный рынок.

Опыт ряда зарубежных стран (Дания, Германия, Швеция, Венгрия, Франция и др.) свидетельствует о том, что в этих странах сельхозпроизводители уже в январе знают, какой заказ будет на их продукцию в наступающем году. Это создает у них уверенность

16

Международный сельскохозяйственный журнал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Рис. Система государственного регулирования аграрного сектора экономики России (проект)

в том, что их продукция будет востребована. Введение госзаказа на продовольствие в стране, разумеется, вызовет необходимость создания современной государственной системы закупок продукции, в ведении которой должна быть вся заготовительная инфраструктура, работающая на сельское хозяйство.

В настоящее время заготовительные организации или приватизированы, или акционированы, что не позволяет эффективно осуществлять закупки сельхозпродукции, ее хранение.

Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства в России в современных рыночных условиях невозможен без его реформирования на основе разработки государственной стратегии развития российской экономики, включая аграрную.

Такая стратегия не может быть принята без модернизации экономики и усиления роли государства в рыночных преобразованиях страны, обеспечения продовольственной безопасности, радикального повышения уровня жизни населения. Сильная вертикаль государственной власти, единое экономическое пространство, экономическая свобода и честная конкуренция, ответственность -основы стратегии развития села. Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на экономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает: защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание

государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовку кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны (рис.).

Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Особая роль принадлежит совершенствованию таких финансовых и экономических регуляторов, как налоговые системы планирование, введение госзаказа на производимую продукцию, совершенствование ценообразования в АПК, импортозамещение продовольствия и т.д.

Рекомендованная система государственного регулирования АПК представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны. Данная система должна обладать способностью адаптироваться к современным условиям, создать благоприятные условия для успешного функционирования аграрной отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны, отдельных регионов, стимулирования развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке, развития внешнеэкономической деятельности [4].

Следует отметить, что государственное регулирование аграрной сферы будет эффективно только при условии создании единого управляемого экономического пространства внутри страны, исключающего региональный сепаратизм.

Одновременно необходимо предусмотреть рациональное распределение функций между федеральным центром и регио-

№ 1/ 2016

17

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

нальными органами власти, обеспечивающих успешное развитие сельской экономики. При этом федеральные органы должны обеспечивать общие условия функционирования агропродовольственных рынков и их единства на всей территории страны путем единой экономической и финансовой политики, модернизации отрасли, развития инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.

Меры государственного воздействия можно разделить на две группы: прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, включающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли; косвенное воздействие - ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы.

Применительно к сельскому хозяйству государство осуществляет налоговое, антимонопольное, антикризисное, кредитное, бюджетное, ценовое и социальное регулирование, а также регулирование путем формирования государственных целевых программ и госзаказов, охрану окружающей среды и регулирование земельных отношений. Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей, экономистов и политиков, но и в обществе в целом. Необходимо создать более эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе России, обеспечивающий развитие цивилизованного рынка земли - рациональное ее использование с учетом интересов государства и каждого сельхозпроизводителя.

Наша точка зрения такова - система использования рынка земли и природных ресурсов в качестве источника дохода должна принадлежать государству, необходим цивилизованный, регулируемый и контролируемый рынок земли. Создание государственного экономического регулирования и стимулирования рационального использования земель должно обеспечить социально справедливое перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования.

В настоящее время основной проблемой, без решения которой нельзя двигаться вперед, является, прежде всего, финансовое оздоровление сельской экономики на основе разового списания безнадежных долгов, огромной кредиторской задолженности сельхозпредприятий страны. В отношении большинства убыточных предприятий, кроме экономически безнадежных, следует применять процедуру внешнего управления, подбирать наиболее эффективные варианты реорганизации хозяйств, дающие возможность использовать производственные фонды и рабочую силу, изменить применительно к местным условиям специализацию производства, найти более квалифицированных руководителей [5].

Одновременно с этим необходимо провести государственную аттестацию руководящих сельскохозяйственных кадров с целью определения их компетентности и возможности эффективной работы в рыночных условиях.

Особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономической деятельности, созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем продовольственном рынке от излишнего импорта продукции и одновременно обеспечению благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Стратегический план интеграции России в мировое хозяйство должен включать федеральную программу поддержки российского экспорта, систему подготовки кадров специалистов по внешнеэкономической деятельности, создание особых (свободных) экономических зон, организацию совместных предприятий с участием иностранных инвесторов [6].

При разработке стратегии устойчивого развития АПК страны важное значение имеет опыт передовых стран по государственному регулированию и поддержке аграрного сектора экономики.

Можно сделать вывод, что в государственном регулировании аграрного сектора АПК России есть определенные проблемы. Отсутствие системности, некомплектность мероприятий и опоздание

в принятии решений резко снижают эффективность регулирования. Кроме того, нужно также учесть сложность финансового состояния экономики, которая ограничивает возможности и масштабы поддержки АПК, вызывает необходимость усиления не только косвенного, но и прямого влияния на аграрную политику, совершенствования методов государственной поддержки сельского хозяйства [7]. Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации мировой экономики повышается роль государства в повышении конкурентоспособности АПК как на внутреннем, так и на внешнем рынках [8].

Очень важным является определение эффективности государственного регулирования аграрной экономики, которую можно определить как сопоставление поставленной социально-экономической цели с определенными аграрными издержками, которые желательно минимизировать.

Развиваются и другие подходы к оценке эффективности регулирования АПК. В качестве критерия эффективности регулирования АПК можно считать рентабельность функционирования аграрного сектора экономики. Другими показателями эффективности госрегулирования АПК могут быть рост производительности труда, темпы роста экономического развития, рост доходов и занятости сельского населения и др.

Эффективность системы государственного регулирования экономики зависит от функционирования органов управления, в задачу которых должно входить регулирование и поддержка экономических, социальных, культурных и других сфер села, что невозможно без подготовленных высококвалифицированных специалистов - экономистов, управленцев, менеджеров. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы, где его вмешательство не является необходимым.

В целом трудно переоценить роль государства в развитии сельской экономики. Она создает условия для экономической деятельности, защищает аграрный бизнес от монополий, обеспечивает продовольственную безопасность страны и социальное развития села, способствует интеграции сельского хозяйства в мировую систему. По нашему мнению, первым реальным шагом усиления государственного регулирования аграрного сектора экономики будет разработка госпрограммы импортозамещения, введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, создание федерального органа по закупкам продовольствия и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей прием, хранение и переработку продукции сельского хозяйства.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Основной закон. М.: Омега-Л, 2014. 64 с.

2. Сидоренко В.В., Инюкин А.Ф. Государственное регулирование экономики. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 678 с.

3. Сидоренко В.В. Актуальные задачи развития сельского хозяйства России. Краснодар: Мир Кубани, 2014. 252 с.

4. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.

5. Моисеев В.В., Постол М.Е., Муртазаева Ю.Л. Банкротство и меры его предупреждения // Актуальные проблемы развития экономики: Материалы научной конференции. Краснодар: КубГАУ, 2015. С. 62-67.

6. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика. Краснодар: Просвещение-юг, 2012. 363 с.

7. Бородин И. Совершенствование методов оценки государственной поддержки сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 3. С. 14-16.

8. Андреев С.Ю., Гаспарян Б.А. Роль конкуренции в развитии национальной экономики // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Прага, Чешская Республика. 2013. С. 58-60.

[email protected]

18

Международный сельскохозяйственный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.