УДК 338.43
Александр Трубилин,
доктор экономических наук, профессор, ректор,
Владимир Сидоренко,
доктор экономических наук, профессор,
Павел Михайлушкин,
доктор экономических наук,
Дмитрий Баталов,
кандидат экономических наук,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ
В данной научной статье рассмотрены современное состояние, проблемы и приоритеты аграрных преобразований в России и Краснодарском крае, предлагаются основные направления по повышению конкурентоспособности сельского хозяйства.
Особое внимание уделено взаимодействию аграрной экономики, рынка и государства, подчеркивается необходимость в современных условиях усиления роли государства в аграрных преобразованиях, обеспечения продовольственной безопасности на основе импортозамещения при одновременном разумном синтезе государственного регулирования и механизмов аграрного рынка.
Следует отметить, что трудности в сельском хозяйстве в значительной мере объясняются несовершенством аграрной политики, а также недооценкой значения и роли аграрного сектора в экономике страны. Достаточно отметить, что сегодня в государственном бюджете страны на развитие сельского хозяйства выделяется около 2% его расходной части, в СССР было 19-20, в США в настоящее время — от 27 до 35, в Японии и Финляндии — до 65-70%. Мировой экономический кризис, а также антироссийские санкции ряда стран Европы, США и других вызвали необходимость разработки более эффективной государственной стратегии аграрной политики страны, антикризисных программ отдельных регионов и предприятий агропромышленного комплекса.
На наш взгляд, немаловажное значение в аграрных преобразованиях АПК имеет изучение передового опыта и перспективных направлений аграрной политики в России и за рубежом (Китае, США, Испании, Венгрии и др.). Мы считаем, что в ближайшей перспективе в качестве приоритета аграрных преобразований должна стать политика роста доходов сельхозпроизводителей, престижности и мотивации сельского труда.
Важное значение в статье уделено освещению передового опыта агарных преобразований в Краснодарском крае. Сегодня агропромышленный комплекс Краснодарского края является ведущим в аграрном секторе экономики России, на его долю приходится больше 10% производимой продукции в стране.
В Краснодарском крае разработана долгосрочная программа устойчивого развития аграрного сектора, в которой, наряду с задачами обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, повышения конкурентоспособности сельской экономики и социального развития села, предусматривается развитие внешнеэкономической и торговой деятельности, привлечения иностранных и частных инвестиций в экономику, создание совместных предприятий и аграрных экономических зон.
В статье предлагаются конкретные рекомендации по устойчивому развитию сельского хозяйства России. Это касается, прежде всего, разработки государственных программ по импортозамещению продовольствия, изменению расходов в бюджете страны на развитие сельского хозяйства, введения системы государственного заказа на производимую продукцию, восстановления государственного планирования сельской экономики, включая и стратегическое, которые позволят учитывать, научно обосновывать и прогнозировать координацию государственного, частного и международного партнерства.
S u m m a r y
The current state, problems and priorities of agrarian reforms in Russia and Krasnodar region, major opportunities to improve the competitiveness of agriculture are considered in the present scientific article.
Particular attention is paid to the interaction of agrarian economy, the state and the market, the need in today's context of increasing the state's role in agrarian reforms, food security, based on import substitution, while reasonable synthesis of the state regulation and agrarian market mechanisms is emphasized.
It should be noted that the difficulties in the agricultural sector is largely explained by the imperfection of agricultural policy as well as an underestimation of the importance and role of the agricultural sector in economy. It is enough to say that today in the state budget of the country for the development of agriculture about two per cent of its expenditure share is released, 19-20 was in the USSR, at the present time from 27 to 35 in the USA, in Japan and Finland to 65-70%. The global economic crisis as well as anti-Russian sanctions of several countries in Europe, the USA and other countries necessitated the development of better public policy of agrarian strategy of the country, anti-crisis programs of individual regions and agro-industrial complex.
In our opinion, of great importance in the agrarian reforms of AIC is the study of the best practices and promising areas of agrarian policy in Russia and abroad (China, USA, Spain, Hungary and others). We believe that in the near future as a priority of agrarian reforms must be a policy of growth of farmers' incomes, prestige and motivation of rural labor.
The great importance is paid to the coverage of leading experience of agrarian reforms in Krasnodar region. Today, agro-industrial complex of Krasnodar Region is a leading one in the agricultural sector of the Russian economy, it accounts for more than 10% of production in the country.
In Krasnodar Territory, there was worked out the long-term program of sustainable development of the agricultural sector, which, along with the objectives of food security and import substitution, increasing the competitiveness of the rural economy and social development of a rural area providing for the development of foreign economic and trade activities, foreign and private investment in the economy, creation of joint enterprises and agricultural economic zones.
Specific recommendations for sustainable development of agriculture in Russia are offered in the article. This applies primarily to the development of the state on food import substitution programs, the changes in the budget of the country for development of agriculture, the introduction of the state order system for manufactured products, the restoration of the state planning of the rural economy, including strategic one that will allow us to take into account and scientifically substantiate and predict the coordination of the state, private and international partnership.
Ключевые слова: аграрные преобразования, конкурентоспособность, импортозамещение, мотивация, престижность сельского труда, государственное регулирование, аграрные экономические зоны, совместные предприятия, экспорт продовольствия.
Keywords: agrarian reforms, competitiveness, import substitution, motivation, prestige of the rural labor, government regulation, agricultural economic zones, joint ventures, export of food.
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2G17
www.mshj.ru
Как известно, в 2012 г. Министерством сельского хозяйства РФ была разработана и утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», направленная, в том числе, на усиление государственной поддержки агропрома, как это делается во многих развитых странах мира [2]. По существу, это госпрограмма аграрных преобразований, так как на развитие сельского хозяйства запланировано направить около 2,3 трлн руб.: 1,51 трлн руб. из федерального бюджета и 0,79 трлн руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. В данной программе, наряду с мерами государственной поддержки АПК, особое внимание уделяется поддержке приоритетных направлений региональных аграрных программ — развитию малых форм хозяйствования, фермерства, переработке сельскохозяйственной продукции мясного скотоводства, сделан акцент на сокращение импорта продовольствия [2].
В целом следует отметить положительное влияние разработанных государством мер по ускоренному развитию АПК, за последние годы общий объем аграрного производства ежегодно превышает 3-5%.
Анализ экономики сельского хозяйства России, Краснодарского края свидетельствует о значительных резервах аграрного производства, реализация которых обеспечит более полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, достижение высокой конкурентоспособности агропромышленного производства на внутреннем и мировом рынках, повышение занятости сельского населения. Следует признать, что концепция свободного рынка не отвечает задачам и целям развития аграрного производства. Отказ от системы государственного планирования, госзаказа на производимую продукцию, необоснованная ценовая политика в отрасли, недостаточный пока еще уровень господдержки, необоснованная в ряде случаев приватизация, особенно предприятий переработки продукции, сдерживают темпы роста сельской экономики, способствуют увеличению банкротства в АПК, привели к огромному долгу российских сельхозтоваропроизводителей (росту кредиторской задолженности), который в 2015 г. составил свыше 2,5 трлн руб., что сопоставимо с общим объемом производимой в стране продукции АПК [3].
Настало время, когда усиление государственного регулирования аграрного сектора, как и всей экономики России, должно стать основой новой аграрной политики. Не вызывает сомнения, что государствен-
ное регулирование является кратчайшим путем возрождения села [4].
На наш взгляд, стратегический курс аграрных преобразований должен включать:
• социальное развитие села;
• создание единого интегрированного экономического пространства России, позволяющего проводить эффективную аграрную политику во всех регионах страны, обеспечивающего соблюдение государственных интересов, исключая региональный сепаратизм;
• восстановление основных признаков планирования сельской экономики и федерального заказа на продовольствие, что вызывает необходимость создания Федеральной службы по закупкам продовольствия;
• формирование единой рыночной инфраструктуры аграрного рынка, обеспечивающей эффективное продвижение и сбыт продукции;
• усиление управленческой вертикали государственного регулирования и контроля в осуществлении стратегии аграрных преобразований;
• научное обеспечение АПК;
• установление паритета цен на сельскохозяйственную продукцию и других отраслей экономики, особенно на энергоносители, путем создания аграрному сектору режима наибольшего благоприятствования со стороны топливно-энергетического комплекса;
• подготовку управленческих кадров, способных обеспечить эффективную работу сельского хозяйства в условиях рынка;
• списание безнадежных долгов, кредиторской задолженности сельхозпредприятий, что обеспечит оздоровление и экономический рост аграрного сектора экономики; проведение, одновременно с этим, государственной аттестации руководящих сельскохозяйственных кадров с целью определения их компетентности и возможности эффективной работы в современных условиях;
• принятие Федерального закона «О сельском хозяйстве»;
• обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции АПК;
• повышение оплаты труда и его престижности в аграрном секторе;
• создание аграрных экономических зон и совместных агропредприятий;
• совершенствование системы госрегулирования АПК с использованием опыта поддержки агарного сектора в других странах, оказывающих огромную в сравнении с Россией, помощь как экономическую, так и финансовую сельскому хозяйству в этих странах;
• разработку государственной программы по импортозамещению, как это сде-
лали многие страны мира, что позволит минимизировать, а в конечном счете, исключить зависимость страны от импорта продуктов питания и, в конечном счете, исключить зависимость страны от импорта продуктов питания [5]. В современных условиях вопросы преодоления импортозависимости, как главного фактора обеспечения продовольственной безопасности, приобретают особую важность и значимость для всей экономики страны.
Осуществление мер в области обеспечения продовольственной безопасности вызывает необходимость разработки стратегии импортозамещения, как это сделали многие страны мира, что позволяет минимизировать зависимость страны от импорта продовольствия. Импортозамещение при высоком уровне господдержки АПК способствует созданию новых совершенных производств высококачественной, конкурентоспособной продукции. При высоком уровне господдержки АПК импорто-замещение становится стимулом для ускоренного развития российского аграрного производства. В этой связи государству необходимо срочно перейти к разработке и внедрению реальных механизмов импор-тозамещения на рынке продовольствия с подключением к реализации этой проблемы видных ученых-аграрников, представителей аграрного бизнеса и иностранных специалистов.
Успешная реализация задач по развитию и преобразованиям АПК страны возможна лишь при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать увеличение расходов на эти цели в государственном бюджете до 7-10% вместо 1,5% в настоящее время.
Проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что аграрные преобразования на основе модернизации и повышения конкурентоспособности АПК должны стать одним из основных приоритетов аграрной политики в стране, отдельных регионах. В каждом регионе следует разработать и внедрить перспективную программу оздоровления сельской экономики, создания экономических условий для ее развития на основе синтеза государственно-частного партнерства. Очень полезен для других регионов России опыт аграрных преобразований в Краснодарском крае.
Сегодня Краснодарский край является ведущим в аграрном секторе России. Край производит около 10% валовой сельскохозяйственной продукции в стране. Благодаря наличию сырьевой базы в крае развито промышленное производство мясо-молочной продукции, сахара, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов и других видов.
МСХЖ — 60 лет!
- 27
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
За последние годы в крае наблюдается устойчивый рост аграрной экономики. Продукция сельского хозяйства в 2015 г. достигла 335 млрд руб., против 290 млрд руб. в 2014 г., то есть рост составил 45 мл рд руб. или 16%. Рентабельность отрасли достигла 42,5%, прибыль — 53 млрд руб. Рост экономики АПК обеспечил повышение уровня доходов работников села, среднемесячная заработная плата 1 работающего в среднем по краю в сельском хозяйстве составила 25 тыс. руб. Поэтому АПК является локомотивом развития экономики Кубани [6].
Увеличению объема продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, росту рентабельных доходов сельского населения края и их занятости способствует ускоренное развитие сельских подсобных производств, малых форм хозяйствования, фермерских хозяйств, а также крупных агрохолдингов, в которых интегрировано производство, переработка и реализация готовой продукции. В крае эффективно работают крупные агрохолдинги, в которых воедино системно интегрировано производство, переработка, хранение и реализация продукции. К таким типам хозяйств следует, прежде всего, отнести агрохолдинг «Кубань» Усть-Лабинского района, ЗАО фирма «Агрокомплекс» Выселковского района, а также ООО «Успенский Агропромсоюз» и другие современные предприятия мирового уровня развития.
Эффективно работает в крае крупное аг-рообъединение «Кубань» Усть-Лабинского района, в котором работают свыше 5 тыс. человек. Агрохолдинг «Кубань» признан одной из ведущих агрокомпаний России по экономическим и социальным показателям. Выручка компании за 2015 г. превысила 10 млрд руб., а прибыль составила 2,8 млрд руб., рентабельность — свыше 50%. В агрохолдинге воедино интегрировано высокоэффективное производство продукции растениеводства, животноводства, переработка и реализация продукции. Достаточно отметить, что в его состав входят сахарный завод, зерновые элеваторы, мясокомбинат, а также фирменные магазины. Огромные финансовые средства агрокомплекс направляет ежегодно в социальную сферу.
Отличительной особенностью деятельности агрохолдинга «Кубань» является участие предприятия во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Он сотрудничает на внешнем рынке с международными торговыми фирмами ФЕСТ Альпине Интертрейдинг АГ и ООО «Аутспан Интернешнл», на долю которых приходится более 60% реализации пшеницы 4 класса. В 2014 г. от реализации пшеницы в размере 50 тыс. т на внешнем рынке агрохолдинг при цене 252 долл. США за 1 т полу-
чил экспортную выручку на общую сумму 12,6 млн долл. США, рентабельность экспорта достигла 180%.
Разумеется, огромный экспортный потенциал имеют и другие предприятия Краснодарского края. Это вызывает необходимость дополнительных мер по разработке стратегии преобразования АПК не только Краснодарского края, но и России. На наш взгляд, реализация стратегии ВЭД в системе АПК вызывает необходимость преобразований в организационной структуре, методов управления и стимулирования, кадровой политики, составления бизнес-проектов и дорожных карт эффективного продвижения сельскохозяйственной продукции за рубеж на основе внедрения новейших информационных систем для аграрного бизнеса. Однако непременным условием такой стратегии должен быть, прежде всего, высокий уровень качества и конкурентоспособности производимой продукции, и только в этом случае, как показывает опыт ВЭД Агрохолдинга «Кубань», можно добиться высоких показателей экономической эффективности экспорта продовольствия [7].
Несмотря на достаточно высокие темпы роста аграрной экономики, в крае имеются значительные резервы дальнейшего ускорения социально- экономического развития отрасли.
Негативными моментами в развитии аграрного сектора Краснодарского края являются недостаточно высокий уровень рентабельности продаж некоторых видов сельскохозяйственной продукции, рост числа убыточных организаций, значительно с каждым годом увеличивающаяся кредиторская задолженность, которая в 2015 г. превысила 44 млрд руб.
Вызывает озабоченность низкая окупаемость инвестиций, направляющаяся на модернизацию сельской экономики, которая за последние годы упала на 20%. В крае наблюдается рост банкротства в системе АПК.
Анализ современного состояния экономики сельского хозяйства за последние годы позволил выявить нежелательную тенденцию перехода на мелкотоварное производство в АПК Краснодарского края и сокращение числа крупных сельскохозяйственных организаций. Это в определенной степени повлияло на замедление развития животноводства в крае. Фермерские хозяйства занимаются сегодня в основном выращиванием продукции растениеводства и гораздо в меньшей мере — животноводством. Не умаляя роль малых форм хозяйствования как стратегически значимого сектора экономики АПК, нельзя не отметить, что эффективность работы многих фермерских хозяйств остается низкой. Несмотря на то, что на долю фермерских хозяйств приходится 30% всего
производимого в крае зерна, располагая 30% пашни от общего наличия земель в крае, фермеры производят лишь 7% молока, 1,5% мяса и 3,8% плодов и ягод. Это является значительным недостатком в деятельности фермерства. Изучение же опыта работы фермеров во многих странах мира свидетельствует о том, что именно малые формы хозяйствования в кооперации с крупными аграрными комбинатами, агрофирмами и агрохолдингами играют важную роль в производстве и поставке мяса, молока, плодов и другой продукции на продовольственный рынок.
В Краснодарском крае разработана долгосрочная программа устойчивого развития аграрного сектора экономики, в которой вопросам импортозамещения продовольствия отводится ведущая роль. В данной программе устойчивого развития АПК края, учитывая природно-эко-номические условия региона, намечено увеличение инвестиций в развитие животноводства, семеноводства и плодоводства, а также в переработку и реализацию продукции, развитие агротуризма и др.
Важная роль в реализации данной программы принадлежит эффективной системе сбыта продукции на основе организации в крае 7 оптово-логистических центров. Реализация перспектив развития АПК Краснодарского края потребует усиления господдержки и привлечения как государственных, так и частных иностранных инвестиций в эту важную отрасль экономики, которые в 2015 г. составили 458 млрд руб., что значительно превышает аналогичные показатели предыдущих лет.
Для Краснодарского края перспективным направлением привлечения частных и иностранных инвестиций в аграрный сектор будет организация аграрных экономических зон (АЭЗ) совместных предприятий [3]. Такие структуры с облегченным налоговым режимом создадут условия для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, торговли продовольствием в Краснодарском крае.
Разработанная нами модель аграрной экономической зоны представлена на рисунке. По результатам проведенных нами исследований, наиболее эффективным является организация АЭЗ на базе крупных агропромышленных комплексов и агро-холдингов в Краснодарском крае. Эффективным будет организация АЭЗ в свеклосахарном производстве на базе Крымского консервного производства, агрофирмы «Абрау-Дюрсо», АО «Дагомыс-чай» и др. Реализация проекта создания АЭЗ в Краснодарском крае обеспечит наращивание аграрных производств и занятость сельского населения до 150-200 тыс. человек.
Предлагаем создать в структуре Министерства сельского хозяйства РФ специальный орган по развитию и координации АЭЗ.
28 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017
www.mshj.ru
у
Транспорт
Наряду с развитием особых экономических зон в России возрастает объективная необходимость создания совместных предприятий в АПК, которые способны привлечь значительные инвестиции для модернизации и развития сельского хозяйства, обеспечить занятость сельского населения.
Что касается Краснодарского края, на его территории функционируют свыше 550 совместных крупных предприятий, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности экономики Кубани. Совместные предприятия сегодня обеспечивают занятость почти 100 тыс. человек.
В современных экономических условиях можно выделить следующие основные более значимые проблемы аграрных преобразований России, призванные ускорить реализацию государственной аграрной политики:
• повышение конкурентоспособности АПК на основе перевода его на инновационный путь развития и модернизации;
• обеспечение продовольственной безопасности на основе импортозаме-щения;
• усиление роли государства в развитии агропромышленного сектора экономики;
• социальное развитие села;
• активная интеграция российской аграрной экономики в мировую систему. Сегодня на первый план выходит проблема повышения конкурентоспособ-
Социальная инфраструктура
_^_
Гостиничный комплекс
т
Медицинское обслуживание
_у
Быт, образование, наука, спорт, культура
ности продовольствия, экспортируемого на мировой рынок, решение которой невозможно без модернизации АПК. Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства — одно из фундаментальных положений государственной аграрной политики России. Конкурентоспособность АПК, в конечном счете, определяет его успех на внутреннем и мировом рынках. Следует отметить, что состояние конкурентоспособности аграрного сектора России пока еще отстает от развитых стран.
Несмотря на заметный экономический рост последних 8-10 лет, низкая конкурентоспособность остается одной из серьезнейших проблем российской экономики. По данным ФАО, по уровню глобальной конкурентоспособности Россия в 2016 г. находилась на 46 месте в мире.
Глобальная конкурентоспособность АПК ассоциируется, прежде всего, с деятельностью крупных транснациональных корпораций. В 2014-2015 гг. рейтинг глобальной конкурентоспособности возглавила Швейцария, которая занимает 1 место уже шестой год подряд. Сингапур, как и в прошлом году, занимает 2 место. США улучшили свой рейтинг с 5 до 3 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и продовольствия. Китай в рейтинге конкурентоспособности мировой экономики занимает лишь 28 место.
Вхождение России в мировое хозяйство во многом зависит от решения проблемы конкурентоспособности экономики в целом и особенно аграрного сектора.
За последние четверть века мировое производство сельскохозяйственной продукции практически удвоилось, повысилась конкурентоспособность аграрного сектора, прежде всего в развитых странах. Развитые страны доминируют в экспорте и импорте продовольствия, за последние годы на их долю в среднем приходится 75% мирового экспорта и 70% импорта продовольствия.
В отличие от развитых и ряда развивающихся стран, Россия не только испытывает недостаток эффективных крупных компаний мирового уровня, но еще больше страдает от отсутствия растущих, крупных перспективных компаний как в сельскохозяйственном производстве, так и в переработке и сбыте продукции.
В последнее время в России, в том числе и в Краснодарском крае, при разработке стратегии развития АПК широко стала использоваться разработка «дорожной карты», с помощью которой определяются этапы и объекты, величина затрат и цены, необходимые для запуска инвестиционного проекта от начала и до выхода на конечный уровень конкурентоспособного производства.
Нами разработаны схема и модели регулирования конкурентоспособности аграрного производства, факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности АПК, а также критерии конкурентоспособности отдельных типов хозяйствования и сельского хозяйствав целом.
Создание конкурентоспособного агро-промышленногопроизводства, как показывает мировой и отечественный опыт, невозможно без усиления роли государства и поддержки аграрного сектора экономики. Необходимо разработать специальную стратегию повышения конкурентоспособности экономики страны, включая и аграрную, разработать и принять Федеральный закон «О конкурентоспособности экономики России». Создание и функционирование системы управления и регулирования конкурентоспособности будет способствовать повышению эффективности АПК и его интеграции в мировое хозяйство.
Социальное развитие села — один из важнейших факторов обеспечения продовольственной безопасности России, роста благосостояния населения. Социальная программа должна быть комплексной, охватывать все стороны жизни человека — условия труда и быта, образование, культуру, медицинское обслуживание и др. Было бы очень полезно каждому предприятию иметь свои социально-экономические программы, а на федеральном уровне разработать целевую программу «Социальное развитие села», затрагивающую интересы почти 50 млн россиян. Цель таких программ — максимальное использование социальных факторов для повы-
Рис. Организационная структура особой аграрной экономической зоны (проект)
МСХЖ — 60 лет!
- 29
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 / 2017
шения эффективности производства, прежде всего, для улучшения использования трудовых ресурсов села. Особое внимание при этом должно быть уделено подготовке и переподготовке кадров для села, в том числе экономических, способных обеспечить дальнейшее развитие производства, ускорение социального прогресса [9].
В условиях глобализации мировой экономики особое внимание государство должно уделять развитию и регулированию внешнеэкономической агропродо-вольственной деятельности, реализации экспортного потенциала АПК страны, отдельных регионов. Развитие экспортного агропромышленного потенциала способствует росту занятости сельского населения, созданию новых современных агропредприятий, переходу к производству высококачественной конкурентоспособной продукции, сохранению валютной выручки внутри государства, улучшению торгового баланса страны, обеспечению продовольственной безопасности на основе импортозамещения продовольствия.
Мы рассматриваем импортозамеще-ние в качестве важной составной части внешнеэкономической стратегии развития сельского хозяйства, предусматривающей расширение и координацию государственно-частного и международного партнерства с учетом факторов мирового рынка. По нашему мнению, активизация процессов импортозамещения в России способна в ближайшие 5-7 лет обеспечить рост аграрного производства на 15-20%, а следовательно, и увеличить экспортный потенциал по таким видам продукции, как пшеница, подсолнечник, мясо говядины, свинина и мясо птицы и некоторых других.
По данным Росстата, экспортная выручка от продовольствия России в 2015 г. превысила 16 млрд долл. США, Краснодарского края — 1,6 млрд долл. США.
Госпрограммой развития сельского хозяйства предусмотрено увеличение экспортного потенциала продукции растениеводства и продуктов его переработки, в частности, экспортного потенциала зерна — до 30 млн т, сахара — до 250 тыс. т, масла растительного — до 1,6 млн т, мяса птицы — до 400 тыс. т, свинины — до 200 тыс. т.
Поэтому сегодня необходимо разработать агропромышленную экспортную стратегию России и отдельных регионов, в том числе и Краснодарского края, на ближайшую перспективу, целью осуществления которой будет обеспечение формирования эффективной модели экспорта продовольствия, взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества в АПК, а расчеты осуществлять в национальных валютах. Проведенный нами мониторинг
внешнеторговых операций России по продовольствию показал взаимную заинтересованность и благоприятные перспективы со стороны стран ЕАЭС, Китая, Бразилии, Индии, Тайланда, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Финляндии, Египта, Ирана, ОАЭ и др.
Ярким примером реализации нового подхода стимулирования производства на экспорт является Китай. Сохранение значительного присутствия государства в сельской экономике в период аграрных реформ, проведенная модернизация аграрного сектора позволили резко увеличить производство на экспорт сельскохозяйственной продукции и занять лидирующие позиции на мировом аграрном рынке. Опыт Китая свидетельствует, что государство является не противником рынка, а способствует его развитию вместе с государственным сектором экономики, обеспечивая тем самым занятость огромного населения страны.
В заключение следует подчеркнуть, что успех аграрных преобразований в России во многом зависит от проведения государством более совершенной аграрной политики, принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в котором будут законодательно предусмотрены меры по совершенствованию государственного регулирования и поддержки АПК, границы приватизации и развития государственно-частного партнерства, механизмы обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения, сбыта и экспорта продовольствия, вопросы социального развития села, усиления престижности и мотивации сельского труда.
Вышеуказанный закон, мы в этом убеждены, может стать программой деятельности, в том числе внешнеэкономической, для сельхозпроизводителей любой формы собственности и организации на определенный, планируемый период, своеобразной Конституцией развития АПК страны, отдельных регионов, сельских территорий. Такие законы, как свидетельствует мировая практика, приняты в США, Германии и других развитых государствах [9].
Проведение государством единой экономической, финансовой, бюджетной, социальной и внешнеэкономической политики в аграрной сфере позволит успешно решить проблему подъема сельской экономики, насытить рынок продуктами питания отечественного производства, ускорить реализацию аграрных преобразований, повысить конкурентоспособность российского аграрного сектора экономики на внутреннем и мировом рынках [10].
Первым реальным шагом по усилению госрегулирования аграрной сферы эко-
номики будет введение госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, создание государственного (федерального) органа по закупкам продовольствия и соответствующей государственной производственной инфраструктуры, обеспечивающей прием, хранение и переработку продукции сельского хозяйства.
Успешной реализацией актуальных проблем аграрных преобразований в России будет способствовать проведение региональных, а затем Всероссийской научно-практической конференции по сельскому хозяйству с привлечением специалистов сельского хозяйства, фермеров, ученых-аграрников, представителей аграрного бизнеса и иностранных компаний и совместных предприятий.
Все эти меры позволят сконструировать более эффективную, с учетом современных реалий в мировой экономике, государственную аграрную политику, использовать огромный аграрный потенциал и занять достойное место на мировом агропродовольственном рынке.
Литература
1. Сельское хозяйство Краснодарского края: статистический сборник / Краснодарстат. Краснодар, 2016. 233 с.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. М.: Росинфор-магротех, 2012. 214 с.
3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.
4. Сидоренко В.В., Инюкин Н.Ф. Государственное регулирование экономики. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 678 с.
5. Сидоренко В.В. Стратегия аграрных преобразований в России. Краснодар: Мир Кубани, 2013. 349 с.
6. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика. Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. 363 с.
7. Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михай-лушкин П.В. Актуальные задачи развития сельского хозяйства Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 116 (2). С. 1-10.
8. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Конкурентоспособность аграрного сектора экономики // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 5. С. 4-8.
9. Сидоренко В.В., Инюкин А.Ф., Кове-лин Н.И., Баталов Д.А. Аграрная политика России. Краснодар, 2016. С. 386.
10. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михай-лушкин П.В. Приоритеты аграрной политики России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 5. С. 10-16.
30 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 / 2017
www.mshj.ru