ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
УДК 332.242
Александр Мельников,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономики и внешнеэкономической деятельности,
Владимир Сидоренко,
доктор экономических наук, профессор,
Павел Михайлушкин,
доктор экономических наук, доцент,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар Олег Макаревич,
кандидат экономических наук,
председатель совета директоров ОАО «Южная многоотраслевая корпорация», г. Краснодар
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК
В данной научной статье показана роль государства в устойчивом развитии сельского хозяйства России. Подчеркивается необходимость разработки концепции более совершенной системы государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики России с учетом мирового опыта, ориентированной на ускорение социального развития села, повышение конкурентоспособности отрасли и интеграцию в мировую агропродовольственную систему. Проведенные нами исследования показали, что отказ от государственного планирования госзаказа на производимую сельскохозяйственную продукцию, необоснованная ценовая политика в отрасли, недостаточный пока еще уровень господдержки, необоснованная в ряде случаев приватизация, особенно предприятий переработки и реализации продукции, сдерживают темпы роста сельской экономики, привели к огромному долгу российских сельхозтоваропроизводителей. Не вызывает сомнения, что усиление государственного регулирования является сегодня основой агарной политики, кратчайшим путем возрождения села. Особую актуальность сегодня, на наш взгляд, представляет совершенствование системы госрегулирования АПК с широким развитием государственно-частного партнерства. В настоящее время, по данным МСХ РФ, на территории России функционируют более 100 крупных агрохолдингов с привлечением частного капитала, которые производят около 70% валовой продукции сельского хозяйства, обеспечивают занятость сельского населения. Это вызывает необходимость разработки концепции системы регулирования, управления и прогнозирования развития крупных интегрированных агропромышленных структур (агрохолдингов). Исследования проведено на примере ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» (ЮМК) в Краснодарском крае.
S u m m a r y
This article shows the role of the state in the sustainable development of agriculture in Russia. The need to develop a concept of a more perfect system of state regulation and support of the agrarian sector of the Russian economy is emphasized, taking into account the world experience aimed at accelerating the social development of the village, increasing the competitiveness of the industry and integrating into the world agro-food system. Our studies have shown that refusal from state planning of state orders for agricultural products, unjustified price policy in the industry, insufficient state support, unjustified privatization in some cases, especially processing and marketing, restrain the growth of the rural economy, led to a huge The debt of Russian agricultural producers. There is no doubt that the strengthening of state regulation is today the basis of agrarian policy, the shortest way to revive the village. Of particular relevance today, in our opinion, is the improvement of the system of state regulation of the agro-industrial complex with a broad development of public-private partnership. At present, according to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, more than 100 large agricultural holdings operate in Russia with the involvement of private capital, which produce about 70% of the gross agricultural output, and provide employment for the rural population. This calls for the development of the concept of a system for regulating, managing and forecasting the development of large integrated agro-industrial structures (agroholdings). The research was conducted on the example of JSC «Southern Diversified Corporation» (UMK) in the Krasnodar Territory.
Ключевые слова: аграрная политика, продовольственная безопасность, модели, методы, механизмы, принципы регулирования, государственно-частное партнерство, конкурентоспособность.
Keywords: agrarian policy, food security, models, methods, mechanisms, regulatory principles, public-private partnership, competitiveness.
В условиях глобализации мировой экономики актуальной задачей является разработка новой стратегии аграрной политики страны, которая должна обеспечить повышение конкурентоспособности аграрного сектора, продовольственную независимость, как в целом страны, так и ее отдельных регионов, социальное развитие села, интеграцию АПК в мировую систему. Новые подходы к аграрным преобразованиям в стране на основе модернизации и интенсивного развития аграрного сектора вызывают необходимость разработки новых приоритетов, стратегии развития сельского хозяйства.
Главная роль в реализации стратегического курса устойчивого развития аграрного сектора экономики должна принадлежать государству.
Особое внимание необходимо уделять взаимодействию аграрной экономики, рынка и государства, подчеркивается необходимость в современных условиях усиления роли государства в аграрных преобразованиях, обеспечения продовольственной безопасности на основе импортозамещения при одновременном разумном синтезе государственного регулирования и механизмов аграрного рынка.
Следует отметить, что трудности в сельском хозяйстве в значительной мере объясняются не-
совершенством аграрной политики, а также, недооценкой значения и роли аграрного сектора в экономике страны. Достаточно отметить, сегодня в государственном бюджете страны на развитие сельского хозяйства выделяется около двух процентов его расходной части, в СССР было 1920, в США в настоящее время от 27 до 35, Японии и Финляндии до 65-70%. Мировой экономический кризис, а также антироссийские санкции ряда стран Европы, США и др. вызвали необходимость разработки более эффективной государственной стратегии аграрной политики страны, антикризисных программ отдельных регионов и предприятий агропромышленного комплекса.
МСХЖ — 60 лет!
- 37
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4 / 2017
На наш взгляд, немаловажное значение в аграрных преобразованиях АПК имеет изучение передового опыта и перспективных направлений аграрной политики в России и за рубежом (Китае, США, Испании, Венгрии и др.). Мы считаем, что в ближайшей перспективе в качестве приоритета аграрных преобразований должна стать политика роста доходов сельхозпроизводителей, престижности и мотивации производительности сельского труда.
Важное значение имеет также освещение передового опыта аграрных преобразований в Краснодарском крае.
Сегодня Краснодарский край является ведущим в аграрном секторе России. Край производит около 10% валовой сельскохозяйственной продукции в стране. Благодаря наличию сырьевой базы в крае развито промышленное производство мясо-молочной продукции, сахара, вин, растительного масла, плодоовощных и мясных консервов и других видов.
За последние годы в крае наблюдается устойчивый рост аграрной экономики. Продукция сельского хозяйства в 2015 г. достигла 335 млрд руб., против 290 млрд руб. в 2014 г., или на 45 млрд руб. больше, рост составил 16%.
Рентабельность отрасли достигла 42,5%, прибыль — 53 млрд руб. Рост экономики АПК обеспечил повышение уровня доходов работников села, среднемесячная заработная плата 1 работающего в среднем по краю в сельском хозяйстве составила 25 тыс. руб. Поэтому АПК является локомотивом развития экономики Кубани [1].
Увеличению объема продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, росту реальных доходов сельского населения и занятости способствует ускоренное развитие сельских подсобных производств, малых форм хозяйствования, фермерских хозяйств, и особенно крупных агрохолдингов, в которых интегрировано производство, переработка и реализация готовой продукции.
В крае работают эффективно крупные агро-холдинги, в которых воедино системно интегрировано производство, переработка, хранение и реализация продукции. К таким типам хозяйств следует, прежде всего, отнести агрохолдинг ЗАО Фирма «Агрокомплекс» Выселковского района, ООО «Успенский агропромсоюз» и другие современные предприятия мирового уровня развития.
Эффективно работает в крае крупное агро-объединение «Кубань» Усть-Лабинского района. АО «Кубань» признано одной из ведущих компаний России по экономическим и социальным показателям. Выручка компании за 2015 г. превысила 10 млрд руб., а прибыль составила 2,8 млрд руб., рентабельность — свыше 50%.
В агрохолдинге воедино интегрировано высокоэффективное производство продукции рас-
тениеводства, животноводства, переработка и реализация продукции. Достаточно отметить, что в его состав входят сахарный завод, зерновые элеваторы, мясокомбинат, а также фирменные магазины.
Огромные финансовые средства агроком-плекс направляет ежегодно в социальную сферу.
В настоящее время, по данным МСХ РФ, в России насчитывается более 100 крупных агрохолдингов с привлечением частного и иностранного капитала, которые приносят свыше 60% выручки, обеспечивают занятость сельского населения (табл. 1).
Однако сегодня актуальной проблемой является разработка на федеральном и региональном уровнях системы регулирования, управления и прогнозирования развития интегрированных агропромышленных структур 9агрохолдингов) с целью повышения эффективности их функционирования. Такое исследование проведено на примере ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» в Краснодарском крае, имеющая в своем составе более 40 предприятий по растениеводству, животноводству, переработке продукции и торговле. Использование разработанной [2] концепции методологии регулирования и управления развитием данного агрохолдинга, включая анализ, стимулирование, организацию, планирование, контроль и принятие решения, позволило значительно повысить эффективность как корпорации в целом, так и ее продуктовых подсистем.
Следует отметить положительное влияние разработанных в последние годы государством мер по ускоренному развитию АПК страны, за последние годы общий объем аграрного производства ежегодно составляет 3-5%.
Проведенный нами анализ экономики сельского хозяйства России, Краснодарского края свидетельствует о значительных резервах производства, реализация которых обеспечит более полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, достижение высокой конкурентоспособности отрасли на внутреннем и мировом аграрном рынках, обеспечения занятости сельского населения.
Сегодня аграрный сектор является важной составной частью экономики страны, с развитием которого связана деятельность почти трети отраслей народнохозяйственного комплекса. Кроме того, развитие агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.
В процессе аграрных реформ сформировано многоукладное рыночное сельское хозяйство. Вместе с тем либерализация экономики страны, поспешность, а зачастую ошибочность выбора приоритетов при проведении реформ, резкое
ослабление государственного регулирования и поддержки АПК в условиях формирования рыночной экономики привели к системному кризису в агропромышленном производстве и социальной сфере села
Рыночная экономика функционирует по присущим ей правилам, а ее неотъемлемым атрибутом является рыночное саморегулирование. В то же время рыночное саморегулирование не является всеобъемлющим и поэтому должно дополняться государственным регулированием, что обусловлено спецификой аграрного сектора экономики страны.
Следует признать, что концепция свободного рынка не всегда отвечает целям и задачам развития АПК. Отказ от системы государственного планирования госзаказа на производимую продукцию, необоснованная ценовая политика в отрасли, недостаточный пока еще уровень господдержки, необоснованная в ряде случаев приватизация, особенно предприятий переработки продукции, сдерживают темпы роста сельской экономики, способствуют увеличению банкротства в АПК, привели к огромному долгу российских сельхозтоваропроизводителей (кредиторской задолженности) в 2015 г. свыше 1 трлн руб., что сопоставимо с общим объемом производимой в стране продукции АПК.
Настало время, когда усиление государственного регулирования аграрного сектора, как и всей экономики России, должно стать основой новой аграрной политики. Не вызывает сомнения, что государственное регулирование является кратчайшим путем возрождения села. Особую актуальность сегодня, на наш взгляд, представляет совершенствование системы госрегулирования АПК с использованием опыта поддержки аграрного сектора в других странах, оказывающих огромную в сравнении с Россией, помощь как экономическую, так и финансовую сельскому хозяйству в этих странах [2].
Необходимость государственного регулирования АПК обуславливают следующие аспекты: финансово-экономические, социальные, технологические, экологические, организационно-правовые и внешнеэкономические.
Концептуальными основами госрегулирования отрасли являются обеспечение продовольственной безопасности страны, рациональное использование земельных и водных ресурсов, создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, социальное развитие села, регулирование импорта и стимулирование экспорта продовольствия.
Основными задачами по совершенствованию системы государственной поддержки аграрного производства являются создание благоприятных экономических и правовых условий для устойчивого развития отрасли; обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития и регулирования как всего сельского хозяйства, так и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с широким использованием таких инструментов как: налоги, льготы, ставки кредита, субсидии, дотации, цены, курсы валют, пошлины [8].
Надо отметить, что государственное регулирование АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизирован-ных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора; содействие развитию рыночной
Таблица 1
Эффективность работы крупнейших агрохолдингов России (2015 г.)
Наименование агрохолдингов Выручка, млрд руб. Прибыль, млрд руб. Регионы присутствия
ООО «АХ Мираторг» 96,3 21,0 Белгородская, Брянская и Курская области
ООО «ГК «Русагро» 72,4 23,6 Тамбовская, Воронежская, Самарская области, Приморский край и Екатеринбург
ОАО «Группа Черкизово» 77,0 6,0 Липецк, Тамбов, Пенза, Тула, Московская область, Калининград, Воронеж,Курск
ООО «Каргилл» 75,0 2,7 Тульская, Воронежская области, Краснодарский край, Москва
АО «Данон Россия» 45,7 -1,4 Свердловская, Тюменская, Кемеровская, Липецкая, Владимирская, Московская области и др.
АО фирма «Агрокомплекс» имени Н.И. Ткачева 38,6 6,6 Краснодарский край
38 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4/2017
www.mshj.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК
инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовку кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.
Однако, экономическое регулирование АПК, являясь основным, должно сочетаться в обоснованных размерах с административным регулированием и рыночным, что является необходимым условием построения рациональной концептуальной модели госрегулирования АПК. К элементам рыночного регулирования следует отнести спрос, предложение, конкуренцию, цену.
Разумеется, государство в соответствии с Конституцией РФ, осуществляет широко и административное регулирование АПК. Это и антимонопольная политика, стандартизация, госпланирование и прогнозирование, квотирование экспорта-импорта и др.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему законодательных, исполнительных и контролирующих мер, осуществляемых государством в целях обеспечения социально-экономического роста страны (рис. 1).
Данная система призвана создавать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, обладать способностью адаптироваться к современным условиям, создать благоприятные условия для успешного функционирования аграрной отрасли, обеспечения продовольственной безопасности страны, отдельных регионов, стимулирования развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке, развития внешнеэкономической деятельности [4].
Следует отметить, что государственное регулирование аграрной сферы будет эффективно только при условии создания единого управляемого пространства внутри страны, исключающего региональный сепаратизм.
Одновременно необходимо предусмотреть рациональное распределение функций между федеральным центром и региональными органами власти, обеспечивающих успешное развитие сельской экономики. При этом федеральные органы должны обеспечивать общие условия функционирования агропродовольственных рынков и их единства на всей территории страны путем единой экономической и финансовой политики, модернизации отрасли, развития инвестиционной и внешнеэкономической деятельности. В настоящее время господдержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 г.
Нами разработана концептуальная модель государственной господдержки сельхозтоваропроизводителей, которая позволит перейти от общей системы государственного регулирования аграрного сектора экономики России, отдельных регионов к конкретным направлениям господдержки с указанием ее целей, принципов и функций.
По данным Крайстата, общая сумма господдержки АПК в 2015 г. за счет федерального и краевого бюджета составили около 9 млрд руб., что в целом обеспечило сокращение убыточных хозяйств, снижение банкротства, повышение рентабельности до 42,5% против 28,7% в 2014 г.
При разработке стратегии устойчивого развития АПК страны важное значение имеет опыт передовых стран по государственному регули-
рованию и поддержке аграрного сектора экономики [7].
Современные модели госрегулирования аграрного сектора экономики развитых стран сформировали эффективную системы госрегулирования с учетом природно-экономических условий, принципов и методов проводимой аграрной политики, конкуренции на мировом аграрном рынке, обеспечения защиты интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, развития фермерских хозяйств на основе создания сельскохозяйственных кооперативов и банков [5].
Очень важным является определение эффективности госрегулирования АПК. При оценке эффективности регулирования необходимо комплексное применение системы показателей, так как АПК представляет единую систему сельскохозяйственных, агропромышленных и сервисных предприятий аграрного бизнеса. В качестве критерия эффективности регулирования АПК можно считать рентабельность функционирования аграрного сектора экономики. Другими показателями эффективности госрегулирования АПК могут быть рост производительности труда, темпы роста экономического развития, обеспечение продовольственной безопасности, рост доходов сельского населения и др.
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности регулирования АПК, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы регулирования. В ней абсолютная эффективность регулирования сопоставляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования.
Рис. 1. Система государственного регулирования аграрного сектора экономики России (проект)
МСХЖ — 60 лет!
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 4/2017
Поддержка финансово-экономической устойчивости Господдержка сельскохозяйственного производства
Субсидирование процентной ставки по кредиту, поддержка доходов, лизинг Поддержка развития растениеводства, животноводства
Поддержка мер по реструктуризации задолженности Поддержка развития малых форм хозяйствования
Компенсация затрат по договорам сельхозстрахования
Подготовка кадров для села
Налоговые льготы, спонсоры
Господдержка социального развития села
Поддержка мер по сохранению и воспроизводству природных ресурсов
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
Поддержка программ по модернизации АПК
Поддержка мер инновационного развития АПК Устойчивое развитие сельских территорий
Поддержка агропродовольственного рынка
Госзаказ, госзакупки, товарные интервенции Развитие внешнеэкономической деятельности АПК
Рис. 2. Основные направления господдержки АПК Краснодарского края (проект)
Что касается определения эффективности регулирования экономики АПК всей страны, то таким показателем, а точнее критерием, можно считать рентабельность функционирования аграрного сектора экономики [2].
Таким образом, основным показателем эффективности функционирования всего аграрного сектора экономики, а также отдельных отраслей, каждого предприятия, фермерского хозяйства, ЛПХ, на наш взгляд, является рентабельность. Существует целая система показателей рентабельности, характеризующая размер полученной прибыли в расчете на единицу вложенных средств.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа эффективности функционирования АПК, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов модернизации и инновационного развития аграрного сектора.
Эффективность системы государственного регулирования экономики зависит от функционирования органов управления, в задачу которых должно входить регулирование и поддержка экономических, социальных, культурных и других сфер села, что невозможно без подготовленных высококвалифицированных специалистов-экономистов, управленцев, менеджеров.
Создание эффективных органов государственного регулирования аграрной экономики должно обеспечить решение важных задач социально-экономического развития АПК. К их числу относятся:
• экономический рост;
• полная и эффективная занятость;
• ориентация на достижение экономической эффективности и конкурентоспособности;
• стабильный уровень цен;
• справедливое распределение доходов;
• импортозамещение продовольствия;
• социальное развитие села.
В условиях рыночной экономики роль управления, принятия обоснованных управленческих решений очень велика, если не решающая.
Министерство сельского хозяйства РФ, руководители органов управления, предприятий, предприниматели должны хорошо знать методы, виды, принципы и функции управления, используя их в определенной последовательности, создавая собственную модель регулирования АПК.
Одна из главных проблем регулирования АПК — установление рациональных связей между Федерацией и ее субъектами. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную и муниципальную (местное самоуправление).
Существующая система государственного регулирования сельскохозяйственного производства не всегда эффективно срабатывает на региональном, районном и ином уровнях, не всегда доходит до конкретного предприятия, что снижает ее эффективность. Поэтому, учитывая мировой опыт, необходимо совершенствовать систему государственного регулирования аграрного сектора экономики, создание характерных для современной экономики управленческих структур. Для проведения единой аг-ропродовольственной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов регулирования и управления АПК, их тесное взаимодействие в решении поставленных задач.
В целом трудно переоценить роль государства в развитии сельской экономики. Она создает условия для экономической деятельности, защищает аграрный бизнес со стороны монополий, обеспечивает продовольственную безопасность страны и социальное развитие села, способствует интеграции сельского хозяйства в мировую систему.
По нашему мнению, первыми реальными шагами по усилению государственного регулирования и поддержки аграрного сектора экономики будет, прежде всего, реализация госпрограммы по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещения, введения госзаказа на необходимую продукцию по рентабельным ценам, развитие государственно-частного партнерства в АПК, создание федерального органа по закупкам продовольствия и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей прием, хранение, переработку и реализацию продукции сельского хозяйства [6].
Литература
1. Сельское хозяйство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар, Крайстат, 2016. 233 с.
2. Сидоренко В.В. Аграрная политика и продовольственная безопасность России. Краснодар: Мир Кубани, 2017. 357 с.
3. Макаревич О.А. Актуальные методы управления корпоративными и интегрированными системами. Краснодар, КубГАУ, 2016. 321 с.
4. Сидоренко В.В., Инюкин А.Ф. Государственное регулирование экономики. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 678 с.
5. Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Актуальные задачи развития сельского хозяйства Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ, 2016. № 116 (2).
6. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Стратегия антикризисного развития сельского хозяйства России. Краснодар: Мир Кубани, 2015. 209 с.
7. Трубилин А.И., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В., Баталов Д. Современные проблемы аграрных преобразований в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 1. С. 26-30.
8. Бородин И. Совершенствование методов оценки государственной поддержки сельского хозяйства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 3. С. 14-16.
40 -
INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 4 / 2017
www.mshj.ru