Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / творческая деятельность / младший школьник / педагогические условия / развитие творческой деятельности / урок / creative abilities / creative activity / junior high school student / pedagogical conditions / development of creative activity / lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены как современные представления, так и представления, которые существовали более 100 лет назад (Л.Н. Толстой и др.), об условиях, необходимых для развития специальных способностей, в том числе и творческих, творческого мышления, творческой деятельности как детей, так и взрослых (М. Воллах и Н. Коган, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк В.Н. Дружинин, И.А. Киршин, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, И.Я. Лернер, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, А.В. Хуторской). Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выявили совокупность необходимых и достаточных педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников на уроке, которые, по нашему мнению, наиболее приемлемые, благоприятные для современных школ и школьников: 1) творческая деятельность младшего школьника осознается учителем как цель обучения; 2) творческая деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; 3) свобода творческой деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; 4) ведущими способами организации творческой деятельности на уроке в начальной школе являются методы проблемного обучения; 5) диагностируются результаты творческой деятельности школьников; 6) применяются средства коррекции творческой деятельности на уроке в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IDEAS ABOUT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY YOUNGER STUDENTS IN THE CLASSROOM

The article examines both modern ideas and ideas that existed more than 100 years ago (L.N. Tolstoy et al.) about the conditions necessary for the development of special abilities, including creative ones, creative thinking, creative activity of both children and adults (M. Vollakh and N. Kogan, L.S. Vygotsky, O.S. Grebenyuk and T.B. Grebenyuk V.N. Druzhinin, I.A. Kirshin, V.A. Lapshin and B.P. Puzanov, I.Ya. Lerner, E.G. Rechitskaya, E.A. Soshina, A.V. Khutorskoy). Having studied the psychological and pedagogical literature, we have identified a set of necessary and sufficient pedagogical conditions for the development of creative activity of younger schoolchildren in the classroom, which, in our opinion, are the most acceptable and favorable for modern schools and schoolchildren: 1) the creative activity of a younger student is recognized by the teacher as the purpose of learning; 2) creative activity is included in the content of primary education as its component; 3) the freedom of creative activity of a younger student is combined with its pedagogical organization and guidance from the teacher; 4) the leading ways of organizing creative activity in the classroom in elementary school are methods of problem-based learning; 5) the results of creative activity of schoolchildren are diagnosed; 6) means of correcting creative activity in the classroom in elementary school are used.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ»

УДК 373.3+37.025+159.922.7

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ

Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, АНО ДПО «НАППП и СР»,

г. Новосибирск, Россия E-mail: tch7tch@yandex.ru

MODERN IDEAS ABOUT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY YOUNGER STUDENTS IN THE CLASSROOM

Chernousova-Nikonorova Tatyana Vladimirovna

candidate of Pedagogical Sciences, Novosibirsk Academy of Pedagogy, Practical

Psychology and Social Work, Novosibirsk, Russia E-mail: tch7tch@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены как современные представления, так и представления, которые существовали более 100 лет назад (Л.Н. Толстой и др.), об условиях, необходимых для развития специальных способностей, в том числе и творческих, творческого мышления, творческой деятельности как детей, так и взрослых (М. Воллах и Н. Коган, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк В.Н. Дружинин, И.А. Киршин, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, И.Я. Лернер, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, А.В. Хуторской). Изучив психолого -педагогическую литературу, мы выявили совокупность необходимых и достаточных педагогических условий развития творческой деятельности

младших школьников на уроке, которые, по нашему мнению, наиболее приемлемые, благоприятные для современных школ и школьников:

1) творческая деятельность младшего школьника осознается учителем как цель обучения; 2) творческая деятельность включена в содержание начального образования как его компонент; 3) свобода творческой деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя; 4) ведущими способами организации творческой деятельности на уроке в начальной школе являются методы проблемного обучения; 5) диагностируются результаты творческой деятельности школьников; 6) применяются средства коррекции творческой деятельности на уроке в начальной школе.

Abstract. The article examines both modern ideas and ideas that existed more than 100 years ago (L.N. Tolstoy et al.) about the conditions necessary for the development of special abilities, including creative ones, creative thinking, creative activity of both children and adults (M. Vollakh and N. Kogan, L.S. Vygotsky, O.S. Grebenyuk and T.B. Grebenyuk V.N. Druzhinin, I.A. Kirshin, V.A. Lapshin and B.P. Puzanov, I.Ya. Lerner, E.G. Rechitskaya, E.A. Soshina, A.V. Khutorskoy). Having studied the psychological and pedagogical literature, we have identified a set of necessary and sufficient pedagogical conditions for the development of creative activity of younger schoolchildren in the classroom, which, in our opinion, are the most acceptable and favorable for modern schools and schoolchildren: 1) the creative activity of a younger student is recognized by the teacher as the purpose of learning;

2) creative activity is included in the content of primary education as its component;

3) the freedom of creative activity of a younger student is combined with its pedagogical organization and guidance from the teacher; 4) the leading ways of organizing creative activity in the classroom in elementary school are methods of problem-based learning; 5) the results of creative activity of schoolchildren are diagnosed; 6) means of correcting creative activity in the classroom in elementary school are used.

Ключевые слова, творческие способности, творческая деятельность, младший школьник, педагогические условия, развитие творческой деятельности, урок.

Keywords: creative abilities, creative activity, junior high school student, pedagogical conditions, development of creative activity, lesson.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию творческих способностей, творческой деятельности школьников.

Несмотря на то, что исследователи отмечают важность творческой деятельности младших школьников в достижении результатов обучения, видят в ней механизм развития личности, в научной литературе недостаточно описаны конкретные способы организации этой деятельности, приемы развития творческих способностей младших школьников. Не выявлены педагогические условия, необходимые для развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится творчеству учащихся, необходимо конкретизировать способы организации творческой деятельности учащихся начальных классов, определить педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы обнаружили, что многие психологи и педагоги рассматривают условия, необходимые для развития воображения, творческой деятельности школьников младшего, среднего и старшего звена.

Мы попытались выбрать из всего многообразия предлагаемых разными авторами условий наиболее приемлемые, благоприятные, по нашему мнению, для современных школ и школьников.

Прежде всего обратимся к позиции И.Я. Лернера [7]. Ученый считает, что обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом

социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и возможностями обучаемых к моменту обучения. Личность, по мнению И.Я. Лернера, формируется по мере усвоения определенного объема каждого из элементов или видов содержания социального опыта. Социальный опыт, будучи аналогом содержания образования, представляет собой систему четырех ввидов содержания: 1) знаний о природе, обществе, технике, человеке и способах деятельности; 2) опыта осуществления способов деятельности, т. е. реализации знаний о них; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-чувственного отношения к миру и его объектам.

Л.С. Выготский [1] считает, что необходимо расширять опыт ребенка для того, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Идею Л.С. Выготского поддержали Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина, А.А. Нестеренко и другие исследователи: любая серьезная работа опирается на большой пласт уже добытой ранее информации и начинается, как правило, с «раскопок» - изучения истории вопроса.

Следует сказать о яснополянской школе Л.Н. Толстого, где была создана оптимальная атмосфера для детского словесного творчества. Каковы условия, при которых были достигнуты высокие результаты? Главное условие - дух свободы и товарищества, на основе которого строилась вся система школы. Л.Н. Толстой стремился установить новые отношения между учителем и учеником, отношения «большей свободы», большей простоты и большего доверия, которые представляются нам идеалом того, к чему должна стремиться школа» [12].

И.А. Киршин [5] считает, что педагог призван создавать условия для проявления детского творчества, но не должен «формировать» его или

вмешиваться в тончайший творческий процесс. Он видит необходимость в построении педагогической среды, максимально способствующей развитию творческих сил ребенка. Под педагогической средой понимается коллектив педагогов-единомышленников, работающих в контакте с родителями, учителями и другими взрослыми и детьми, окружающими ребенка.

Среди изученного нами зарубежного опыта по развитию детского творчества интересна точка зрения М. Воллаха и Н. Когана [18], которые высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точность. По мнению М. Воллаха и Н. Когана, а также таких авторов, как П. Верон и Д. Харгривс, для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка.

М. Воллах и Н. Коган в своей работе изменили систему применения тестов креативности. Во-первых, они предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос, тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Итак, креативность проявляется в ситуациях, когда поведение испытуемых не регламентируется; свободные условия только создают возможности проявления креативности.

«Многие исследования, - пишет В.Н. Дружинин, - показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей» [4].

Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина [9], А.Н. Фомин [13] высказывают следующую точку зрения: время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.

Наблюдения В.П. Ягунковой [17] за работой школьников в литературно -творческих кружках показали, что важными условиями успешного развития их способностей являются максимальная самодеятельность, поддержание инициативы школьников в их творческих начинаниях, их самостоятельности, организация интересных для них и общественно значимых занятий и дел, которые могут получить определенное общественное признание и общественную оценку (например, выпуск литературно-творческих рукописных журналов и т. п.).

По мнению Н.П. Линьковой и Е.А. Шумилина [11], для создания благоприятных условий развития творческой деятельности ребенка необходимо, чтобы дети уже с дошкольного возраста имели бы достаточно ярких впечатлений, чтобы эмоциональная жизнь их была насыщена. Эмоциональная впечатлительность - важный компонент литературных способностей. Необходимо поощрять и стимулировать стремление детей зарисовывать и записывать свои впечатления. Впечатления, полученные школьниками в зоопарке, во время летней или зимней поездки и т. п., можно использовать для того, чтобы вместе с ребенком изготовить, например, альбом рисунков с соответствующими подписями и пояснениями или книжку-самоделку.

О важности детских вопросов и ответов взрослого на них говорят А.М. Матюшкин, В.В. Клименко и другие. Умению видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном придается большое значение в творчестве. Увидеть проблему и сформулировать ее в вопросе бывает иногда труднее, чем решить ее. Именно поэтому в ряде широко применяемых тестов способность человека к постановке вопроса выступает как один из важнейших критериев для диагностики его творческих возможностей. А.М. Матюшкин [8] выделяет исследовательскую функцию детских вопросов.

А.Т. Шумилин пишет: «Человек, оказавшийся в проблемной ситуации, вынужден искать ответы на вопросы. В процессе поиска он развивается, самообучается. Постоянное наличие проблемных ситуаций, необходимость

решения оригинальных задач - главные моменты тех условий, которые мы называем благоприятными для развития творческих способностей человека» [16].

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления младших школьников. Включение в структуру урока продуктивных заданий является одним из основных условий формирования у младших школьников таких процессов мыслительной деятельности, как выдвижение новых целей, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, контроль и оценка, которые играют большую роль в развитии творческого мышления, творческой деятельности [2].

«Творческий человек не должен видеть потолка над своей головой, каждое открытие или произведение должно восприниматься как очередная ступень восхождения, а не как шаг на горизонтальной плоскости, - пишет Л.А. Рудкевич, - степень взаимодействия с обществом выдающейся личности всегда чрезвычайно велика» [10]. Широкий спектр интересов и многоплановость деятельности рассматривается Л.А. Рудкевич как условие творческого труда.

По мнению Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной [9], использование игровой деятельности в обучении существенно повышает уровень его эффективности, поскольку нестереотипные учебные ситуации, создающиеся в ходе игры, требуют от учащихся творческого их осмысления и переноса приемов учебной деятельности для их решения.

Учителю необходимо постоянно вступать в диалог с детьми (это касается и оценивания работ). Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина предлагают учителю подробно выяснять вместе с детьми в каждом конкретном случае, оценивая творческие работы детей, за счет чего достигается их оригинальность, нетипичность, отмечать наиболее интересные способы воплощения учащимися их замыслов, указывая на необычность использования ими тех или иных материалов в работе, подчеркивая, что именно такие нетрадиционные действия с предметами и обеспечивают необычность, оригинальность изделий. Таким

образом, необходимо анализировать (оценивать) результаты творческой деятельности школьников, применяя диагностические средства, и, конечно же, не забывать о коррекционной работе, так как диагностика без коррекции лишена смысла. О необходимости диагностики творческих способностей, творческой деятельности говорит А.В. Хуторской [14]. Уровень развития у учащихся творческой деятельности определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года.

В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов [6] отмечают, что коррекционная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности развития личности в целом. Она не сводится к механическим упражнениям или к набору специальных упражнений развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности школьников, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк [3] выделяют общие условия, следуя которым можно с успехом развивать специальные способности.

Условие 1. Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям соответствующим видом деятельности. Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Условие 2. Развивать способности можно только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности.

Условие 3. Наличие элементарных общих задатков к занятиям данным видом деятельности (без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно; у человека обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект).

Условие 4. Наличие работоспособности.

Условие 5. Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности (желание во что бы то ни стало добиться успеха; такое желание проявляется, в частности, в

стремлении превзойти окружающих людей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов).

Условие б.Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего.

Условие 7. Высокий уровень притязаний человека (чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление человека к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности).

Условие 8. Вера в себя и свои возможности.

Условие 9. Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности.

Условие 10. Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных проблем.

Исследователи отмечают, что не любая деятельность развивает способности, а только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Нужно, чтобы ребенку нравилось что-то делать - не по требованию, не по обязанности, а по желанию.

Изучив, как современные представления, так и представления, которые существовали более 100 лет назад (Л.Н. Толстой и др.), об условиях, необходимых для развития специальных способностей, в том числе и творческих, творческого мышления, творческой деятельности как детей, так и взрослых (М. Воллах и Н. Коган, Л.С. Выготский, О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк В.Н. Дружинин, И.А. Киршин, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, И.Я. Лернер, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, А.В. Хуторской), мы пришли к следующему выводу: творческая деятельность младших школьников на уроке может выполнить свои развивающие функции, если будут комплексно реализованы следующие педагогические условия:

1) творческая деятельность младшего школьника осознается учителем как цель обучения;

2) творческая деятельность включена в содержание начального образования как его компонент;

3) свобода творческой деятельности младшего школьника соединяется с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

4) ведущими способами организации творческой деятельности на уроке в начальной школе являются методы проблемного обучения;

5) диагностируются результаты творческой деятельности школьников;

6) применяются средства коррекции творческой деятельности на уроке в начальной школе,

так как, включая в себя основные элементы целостного учебного процесса: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию, - указанные педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке являются необходимыми и достаточными.

Уровни творческой деятельности, освоенные учащимися, становятся устойчивыми новообразованиями личности только при целенаправленном, систематическом и длительном применении педагогических условий развития творческой деятельности младших школьников на уроке [15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

2. Гагай В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. - 1991. - № 6. - С. 2-5.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. -Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 572 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

5. Киршин И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): дис. ... канд. пед. наук. -Калининград, 1999. - 227 с.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,

26

1991. - 143 с.

7. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

8. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

9. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

10. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1994. -349 с.

11. Способности ваших детей / сост. Н.П. Линькова, Е.А. Шумилин. - М.: Просвещение, 1969. - 216 с.

12. Толстой Л.Н. Избр. труды. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с.

13. Фомин А.Н. Об индивидуальной работе со школьниками: приобщение к научному творчеству // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: сб. науч. тр. - Свердловск, Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. - С. 145-148.

14. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

15. Черноусова-Никонорова Т.В. Педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 198 с.

16. Шумилин А.Т. Талант и творчество // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: сб. науч. тр. - Свердловск, Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. - С. 40-53.

17. Ягункова В.П. Формирование компонентов литературных способностей у школьников V класса // Вопросы психологии способностей. -М.: Педагогика, 1973. - С. 175-214.

18. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.