Научная статья на тему 'УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уровни творческой деятельности / творческий / репродуктивный / младший школьник / levels of creative activity / creative / reproductive / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются классификации уровней творческой деятельности, предложенные отечественными педагогами, и предлагается (с описанием признаков каждого выделенного нами уровня) собственная классификация уровней творческой деятельности: 1) репродуктивный достаточный (Рд); 2) высокий репродуктивный (Рв); 3) репродуктивно-творческий (Р-Т); 4) творчески-репродуктивный (Т-Р); 5) творческий достаточный (Тд); 6) высокий творческий (Тв). Сделан вывод о том, что только применение совокупности, комплекса методик (целенаправленных длительных наблюдений, тестов, анкет, творческих задач и заданий, специальных контрольных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, наблюдения в школе, дома, в кружковой работе и т. д.) позволяет учителю сделать правильный вывод об уровне творческой деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVELS OF CREATIVE ACTIVITY

The article discusses the classifications of levels of creative activity proposed by domestic teachers, and offers (with a description of the features of each level we have identified) our own classification of levels of creative activity: 1) reproductive sufficient; 2) high reproductive; 3) reproductive and creative; 4) creative-reproductive; 5) creative sufficient; 6) high creative. It is concluded that only the use of a set of methods (purposeful long-term observations, tests, questionnaires, creative tasks, special control works, participation in competitions and Olympiads, observations at school, at home, in group work, etc.) allows the teacher to make the right conclusion about the level of creative activity of younger students.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.036.5+159.9

УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник,

АНО ДПО «НАППП и СР», г. Новосибирск, Россия E-mail: tch7tch@yandex.ru

LEVELS OF CREATIVE ACTIVITY

Chernousova-Nikonorova Tatiana Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, researcher, ANO DPO «NAPPP and SR», Novosibirsk, Russia E-mail: tch7tch@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются классификации уровней творческой деятельности, предложенные отечественными педагогами, и предлагается (с описанием признаков каждого выделенного нами уровня) собственная классификация уровней творческой деятельности:

1) репродуктивный достаточный (Рд);

2) высокий репродуктивный (Рв);

3) репродуктивно-творческий (Р-Т);

4) творчески-репродуктивный (Т-Р);

5) творческий достаточный (Тд);

6) высокий творческий (Тв).

Сделан вывод о том, что только применение совокупности, комплекса методик (целенаправленных длительных наблюдений, тестов, анкет,

творческих задач и заданий, специальных контрольных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, наблюдения в школе, дома, в кружковой работе и т. д.) позволяет учителю сделать правильный вывод об уровне творческой деятельности младших школьников.

Abstract. The article discusses the classifications of levels of creative activity proposed by domestic teachers, and offers (with a description of the features of each level we have identified) our own classification of levels of creative activity:

1) reproductive sufficient;

2) high reproductive;

3) reproductive and creative;

4) creative-reproductive;

5) creative sufficient;

6) high creative.

It is concluded that only the use of a set of methods (purposeful long-term observations, tests, questionnaires, creative tasks, special control works, participation in competitions and Olympiads, observations at school, at home, in group work, etc.) allows the teacher to make the right conclusion about the level of creative activity of younger students.

Ключевые слова, уровни творческой деятельности, творческий, репродуктивный, младший школьник.

Keywords: levels of creative activity, creative, reproductive, junior schoolchild.

В школе XXI века большое внимание уделяется развитию творческих способностей, творческой деятельности детей. В отечественной педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудновосполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с

самого раннего возраста, и этому можно научить» [4].

Для того, чтобы развить творческие способности, которые заложены в каждом человеке от природы, необходимо уже в начальной школе организовывать творческую деятельность и создавать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников.

Творческая деятельность начинается в детстве. Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, очень медленно и постепенно, развиваясь из более элементарных и простых форм в более сложные.

По мнению Л.С. Выготского [2], с точки зрения роли творчества в деятельности, ее можно разделить на два вида: репродуктивную (воспроизводящую) и творческую (комбинирующую). Репродуктивный, или воспроизводящий, вид деятельности теснейшим образом связан с памятью; его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее создававшиеся и выработанные приемы поведения или «воскрешает следы от прежних впечатлений». Когда человек срисовывает с натуры, пишет или делает что-то по заданному образцу, во всех этих случаях он воспроизводит только то, что существует перед ним, или то, что было им усвоено и выработано раньше. Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, принадлежит к творческой или комбинирующей, деятельности [2; 3].

По мнению М.И. Махмутова [7], внутри любой воспроизводящей деятельности скрыты зерна творчества; творчество базируется на выполнении больших объемов воспроизводящей деятельности. В жизни отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя как исполнительский, так и творческий компоненты, но в разных пропорциях, считает Б.П. Никитин [8].

В последние десятилетия в связи с распространением идей развивающего обучения заметно усилился интерес педагогов к той стороне самостоятельной работы, которая представлена деятельностью учащихся. Появилась и новая

классификация детских работ, отражающая современные подходы к процессу обучения. Некоторые педагоги выделяют воспроизводящие, тренировочные и творческие (Б.А. Сахаров); полусамостоятельные и самостоятельные творческие (Т.А. Асонова) работы [5]; воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные самостоятельные работы; эвристические самостоятельные; творческие (исследовательские) самостоятельные (П.И. Пидкасистый) работы [9].

Важным для педагогики является вопрос об уровнях творческой деятельности школьников, при этом следует иметь в виду, что эта творческая деятельность обладает прежде всего субъективной новизной. Рассмотрев классификации уровней творческой деятельности, предложенные Б.И. Коротяевым [6], Л.В. Жаровой [5], Е.Г. Речицкой и Е.А. Сошиной [10], А.В. Фурман [11], мы пришли к выводу, что для применения в процессе обучения наиболее оптимальна классификация, предложенная Б.И. Коротяевым [6], который выделяет следующие уровни творческой деятельности:

1) низкий (репродуктивный): умение применять известные способы действий на практике;

2) средний (репродуктивно-творческий): частичная самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание субъективно нового продукта в частичном виде;

3) высокий (творческий): полная самостоятельность, создание в процессе движения к цели субъективно нового продукта в полном виде.

Данная классификация применима как для научного и практического, так и для художественного типов творческой деятельности. Кроме того, в самом названии уровней отражается соотношение репродуктивного и творческого компонентов. Внутри любой воспроизводящей деятельности скрыты зерна творчества, творчество же базируется на выполнении больших объемов воспроизводящей деятельности - таким образом, человеческая деятельность включает в себя как исполнительский, так и творческий компоненты, но в

разных пропорциях.

Однако при попытках наложить критерии этих уровней на полученные нами решения заданий учащимися, оказалось, что предложенные Б.И. Коротяевым уровни и их критерии излишне общи, недостаточно конкретны, особенно при анализе «межуровневых» решений. Поэтому кроме трех уровней, предложенных Б.И. Коротяевым, мы выделяем еще три уровня овладения творческой деятельностью: высокий репродуктивный (Рв); творчески-репродуктивный (Т-Р); высокий творческий (Тв).

Таким образом, мы предлагаем оценивать работу каждого учащегося в соответствии с шестью уровнями творческой деятельности. Опишем признаки каждого выделенного нами уровня:

1) репродуктивный достаточный (Рд) - умение применять известные способы действий на практике; задание выполнено, но есть ошибки, недочеты, неточности; отказ от выполнения заданий творческого характера;

2) высокий репродуктивный (Рв) - умение применять известные способы действий на практике; задание выполнено без ошибок; попытка выполнить задания творческого характера;

3) репродуктивно-творческий (Р-Т) - частичная самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание нового продукта в частичном виде; учащийся предлагает одну, две (не более) идей, решений задач, ответов на вопросы;

4) творчески-репродуктивный (Т-Р) - частичная самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание нового продукта в частичном виде; оригинальность (оригинальность ответа, решения определяется отклонением от стереотипа); ученик предлагает несколько (более двух) идей, решений задач, ответов на вопросы; способен к фантазированию;

5) творческий достаточный (Тд) - полная самостоятельность, создание в процессе движения к цели нового продукта в полном виде; необычность, оригинальность и разработанность создаваемой идеи; способность решать проблемы, то есть способность к анализу, синтезу; создание множества

необычных способов решения проблем; учащийся обладает богатой фантазией, воображением;

6) высокий творческий (Тв) - полная самостоятельность, создание в процессе движения к цели нового продукта в полном виде; ученик обладает богатой фантазией, воображение; неординарный подход к выполнению заданий; задания выполнены с признаками явного своеобразия («изюминка»).

Например, задание творческого характера: «сочини сказку» - может быть отнесено как к творческому достаточному, так и высокому творческому уровню. Если ребенок в процессе движения к цели создал новый продукт -собственную сказку, которая отличается оригинальностью, необычностью, свидетельствует о том, что учащийся обладает богатой фантазией, воображением, то данное задание творческого характера относится к творческому достаточному уровню (см. описание пятого (творческого достаточного) уровня творческой деятельности). Если ребенок самостоятельно сочинил сказку, которая обладает всеми перечисленными выше характеристиками и, кроме этого, прослеживается неординарный подход к выполнению задания (учащийся пишет сказку в прозе и добавляет собственные стихи и рисунки, позволяющие глубже и точнее понять произведение ребенка и оценить его уровень творческой деятельности), что свидетельствует о том, что оно выполнено с признаками явного своеобразия, то данное задание творческого характера относится к высокому творческому уровню (см. описание шестого (высокого творческого) уровня творческой деятельности.

Итак, перечисленные и описанные нами уровни творческой деятельности выделены согласно следующим критериям: самостоятельность, вариативность, оригинальность.

Ясно, что об уровне творческой деятельности нельзя судить по эпизодическим, одноразовым действиям. Поэтому мы воспользовались правилами, предложенными В.И. Андреевым [1], адаптировав их к нашей работе:

Правило первое: в изучении творческой деятельности младших

школьников предпочтение отдается пролонгированному - длительному наблюдению и изучению учащихся в различных ситуациях и видах творческой деятельности.

Правило второе: целесообразно сочетать применение тестовых методик с «обычными», но целенаправленными наблюдениями за творческой деятельностью младших школьников.

Правило третье: трудность, сложность тестовых творческих задач и заданий, применяемых для диагностики, должна быть такова, чтобы младший школьник справился с ними либо на пределе мобилизации своих сил и способностей, либо с небольшой помощью учителя.

Следует иметь в виду, что младший школьник не всегда может справиться с предложенным тестовым заданием, однако это не означает, что у него нет способности к тому виду деятельности, который диагностировался предлагаемой тестовой методикой: возможно, ученик не смог собраться или проявил слабую мотивацию при выполнении предложенного задания.

Итак, только применение совокупности, комплекса методик (целенаправленных длительных наблюдений, тестов, анкет, творческих задач и заданий, специальных контрольных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, наблюдения в школе, дома, в кружковой работе и т. д.) позволяет учителю сделать правильный вывод об уровне творческой деятельности младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4. - 432 с.

4. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

5. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 79 с.

6. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 158 с.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1989. - 157 с.

9. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

10. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

11. Фурман А.В. Уровни решения проблемных задач учащимися // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 43-53.

12. Черноусова-Никонорова Т.В. Педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.