УДК [373.2.016: 74/76]:159.922.75 DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.019
А. В. Вязова, Н. Б. Смирнова
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассматривается творческое воображение дошкольников, его виды и механизмы синтеза, влияние на другие психические процессы (мышление, восприятие, память), а также связь эмоциональных впечатлений с художественно-творческой деятельностью. Приведены результаты исследовательской работы, описана форма развития воображения - игра-упражнение. Отмечена роль нетрадиционной техники рисования как способа самоопределения и раскрытия потенциала ребенка в творческой деятельности. Установлено влияние рисования разными материалами на развитие художественно-творческих способностей дошкольников.
Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие воображения.
A. V. Vyazova, N. B. Smirnova
DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. This article considers the creative imagination of preschoolers, its types and mechanisms of its synthesis, the connection with other mental processes (thinking, perception, memory), and also the connection of emotional impressions with artistic and creative activity. The paper also provides the results of the research work, describes the exercise in the form of games; stresses the role of non-conventional drawing techniques as a way of self-determination and unleashing a child's creative potential; specifies the influence of the ability to draw with different materials on the ability to the development of preschoolers' artistic and creative abilities.
Keywords: imagination, creative imagination, development of imagination.
Актуальность исследуемой проблемы. Изменения в развивающемся обществе и, как следствие, введение нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором они отразились, требуют пересмотра программ обучения в дошкольных организациях [12]. Одними из задач, поставленных перед российскими воспитателями в указанном стандарте, являются создание «благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [11, с. 4]. Повышается внимание к развитию личности дошкольника, в том числе его воображения, которое влияет на мышление, память, восприятие. Развитие воображения ребенка будет успешным, если оно будет проходить в процессе художественно-творческой деятельности. Цели исследования - дать характеристику воображению как психическому процессу и описать использование методов его развития в процессе художественно-творческой деятельности дошкольников.
Материал и методика исследований. В процессе подготовки статьи осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Для выявления уровня развития воображения дошкольников использованы методика О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур» и метод экспертных оценок творческих работ. Опытно-экспериментальная работа по исследованию и развитию воображения была проведена с детьми (25 человек) в возрасте 5 лет на базе образовательного учреждения «Детский сад № 17» города Чебоксары.
Результаты исследований и их обсуждение. Воображение имеет большое значение в жизни дошкольника. О его наличии мы можем судить по тому, как он внимательно слушает сказки, одушевляет в игре предметы и разыгрывает с ними сюжет, строит что-либо из конструктора, рисует предметы, явления природы. Игра ребенка есть не только простое воспоминание о пережитом, но и творческая переработка его впечатлений, комбинирование и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям его самого [2, с. 4]. Чем старше становится ребенок, тем больше накапливается у него представлений, которые вносят в его жизнь разнообразные навыки и умения. В художественном творчестве он лучше всего реализует себя, получает эмоциональное удовлетворение и стимул к дальнейшему развитию в этом направлении, развивает навыки экспериментирования и реализации замысла.
По мнению Л. В. Брушлинского, В. Вундта, О. К. Тихомирова, воображение - это психический процесс, создание нового в форме образа, представления или идей [6, с. 225]. Оно тесно связано с психическими функциями: мышлением, памятью, восприятием. Ученые утверждают, что воображение и мышление неразделимы, есть одно целое и отождествляются с мыслительным процессом.
А. Б. Петровский и М. Б. Беркинблит характеризуют эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности [10, с. 9]. Если воображение не связано с мышлением, то оно не связано и с новизной. Воображение лишено смысла тогда, когда не используется в мыслительной, умственной деятельности.
Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий - в основе мышления. Часто такая работа идет сразу на «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие [8, с. 342].
Согласно С. Л. Рубинштейну, воображение - это способ не только переработки имеющихся знаний, но и создания совершенно новых образов.
Психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. В. Петровкий различают два вида воображения: воссоздающее и творческое, тесно не связанные. Воссоздающее воображение - это создание образа чего-либо по словесному описанию или его условному изображению; творческое - создание совершенно новых образов, которые возникают, например, при прослушивании сказки, чтении книги и которые ранее не встречались в жизни человека. С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский и А. Я. Дудецкий относят эти два вида воображения к произвольной форме. Произвольное, контролируемое, воображение возникает в результате желания что-либо создать. Ребенок вызывает в памяти образы, необходимые ему для решения конкретной цели, выбора приема или средства ее достижения. Так формируется умение планировать результат в уме. Если попросить дошкольника нарисовать дерево, то он воспользуется своим воображением, воссоздавая определенный образ. Ребенок использует его и в сюжетной игре, целенаправленно, с применением окружающих предметов, воплощает образы воображения в реальность. Кроме того, существует еще одна форма воображения - мечта. Она направлена в будущее - на постановку цели, обдумывание или планирование действий для ее осуществления.
Остальные два вида воображения - галлюцинации и грезы - относятся к непроизвольному воображению, при котором образы памяти возникают сами, без намерения человека (во сне) или самопроизвольно (в течение дня) при отсутствии контроля за ними. Грезы сводятся к пребыванию в фантастическом мире, не преследуют цели осуществления действий, не требуют волевого усилия.
Воображение связано также с восприятием, представлением о предметах и явлениях, формируется на его основе. Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в цельные образы [4, с. 185]. На основе сенсорных эталонов и мер происходит развитие восприятия. В любом виде художественно-творческой деятельности необходим хороший уровень развития воображения, восприятия, мышления.
В процессе восприятия органами зрения, слуха, осязания информация накапливается, перерабатывается. Для характеристики данных операций используют понятия, введенные Т. Рибо. Воображение предполагает две основные операции: отрицательную и подготовительную (диссоциацию), положительную и учредительную (ассоциацию) [11, с. 11]. Диссоциация - это сложный процесс, в ходе которого элементы информации раздробляются, происходит предварительная их обработка, абстрагирование частей объекта и только затем ассоциация, то есть создание целостного образа из элементов опыта посредством синтеза, объединения, появления новых сочетаний и связей.
Формы, в которых происходит синтезирующая деятельность воображения, многообразны. К ним ученые относят аглютинацию, аналогию, гиперболизацию, акцентирование, типизацию, придачу, перемещение.
Аглютинация - синтез несоединяемых элементов реальности, качеств, свойств, частей предмета, например, русалки, пегаса, избушки на курьих ножках.
Акцентирование - увеличение или уменьшение объекта или его частей. Уменьшение объекта называется литолой, а увеличение - гиперболой.
Схематизация - выявление черт схожести (орнамент в качестве примера).
Типизация - определение существенного признака. В процессе такого отражения реальности происходит широкое обращение явлений, действий, предметов, выделение характерного признака (утро, день, вечер, ночь или времена года).
Воображение тесно связано с памятью: зрительной, слуховой, двигательной или смешанной; зрительный вид памяти - с наглядно-образным мышлением. Такой вид памяти позволяет легче запоминать цвет, форму, размер. Если у ребенка развит слуховой вид памяти, то ему легче запоминать сказки, стихи. При эмоциональном виде памяти воспоминание имеет тесную связь с эмоциями. Смешанный вид памяти встречается наиболее часто.
Вид памяти оказывает влияние на воображение, которое может проявляться не в изобразительном, а в речевом или конструктивном творчестве.
Если рассматривать воображение детей дошкольного возраста, то у них больше развито наглядно-образное мышление, связанное с практической деятельностью и опирающееся на зрительные представления. Для развития данного вида мышления педагогами организуются наблюдения, которые направлены на изучение качества предмета или явлений: величины, формы, строения и т. д. Без целенаправленного наблюдения за предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений творчество приобретает спонтанный, а не осознанный характер [9, с. 47]. Только имея в достаточном количестве образное наполнение, ребенок может оперировать ими, сочетать, создавать сказочные персонажи, опираться на разнообразный опыт. В результате постоянного процесса отображения предмета происходит накопление сенсорного опыта для развития воображения. Сенсорный опыт положительно влияет
на изобразительные умения в художественном творчестве. Постоянный процесс отображения предмета способствует его уточнению и укреплению знаний, пополнению представлений, а некоторое отсутствие знаний стимулирует воображение. Возникновению замысла в первую очередь способствуют те события и явления, которые у дошкольника вызывают эмоциональный отклик. Для такого воздействия используются музыка, художественное слово. Яркие впечатления поддерживают внимание ребенка. Разные материалы, применяемые в творчестве, помогают познать их выразительные возможности в запечатлении воображаемого образа, развивать интеллект, овладевать навыками и умениями в различных видах художественно-творческой деятельности. Предложения педагога по дополнению рисунка активизируют творчество и фантазию ребенка. Изобразительная деятельность всегда связана с элементами творчества. В творческой деятельности присутствует ощущение новизны, использование опорного материала, темы, направляющих слов способствует этому.
Интересные и выразительные изображения вызывают положительный отклик у детей, стимулируют их эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности. Творчество имеет большое значение и в удовлетворении коммуникативных потребностей детей. Коллективная работа в содержательной и интересной для ребенка форме создает положительное отношение к творчеству. В процессе созидания дети общаются друг с другом, делятся своими впечатлениями, замыслами, вариантами действий. Творчество тесно связано с эмоциями, успешностью или неуспешностью выполнения задания, трудностями в его осуществлении, результатом. Если творческая работа идет успешно, приложенные усилия и преодоление сложностей вызывают у ребенка положительные эмоциональные отношения, ему нравится полученный результат, то и удовлетворяется его потребность в самоутверждении, проявляющаяся уже на пятом году жизни. Творческая деятельность происходит в преодолении трудностей, но педагогический процесс должен проходить при положительном настрое и сопровождать все стадии творчества. Поддержанию интереса способствуют сюрприз, поисковая ситуация, образное слово. Непринужденная атмосфера, сотворчество способствуют развитию детей. Демонстрируемые произведения искусства, репродукции картин вызывают положительные эмоции, чувство радости и удовольствия.
Подбор произведений искусства для демонстрации происходит на основе высокоху-дожественности и доступности, выразительности и особой, отличной от других, манеры исполнения. Для развития воображения важен выбор произведений для обсуждения на одну тему, но разных художников. Включение в обучение дошкольников разных видов искусства, посещение музеев, выставочных залов и мастерских художников поддерживают их интерес к миру искусства. Так может быть привито ценностно-смысловое восприятие произведений.
На занятиях с дошкольниками нужны информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют проводить образовательную деятельность в яркой, доступной форме, обеспечивают наглядность процсса. В результате дети лучше усваивают материал, не только созерцают отдельные предметы искусства, наглядные пособия, модели, но и виртуально посещают архитектурные здания, осматривают монументы, участвуют в экскурсиях по музеям мира, знакомятся с народным искусством, сравнивают образцы с реальными объектами. В то же время всегда лучше проводить наблюдения за небом, полем, лугом, лесом, находясь на природе: ведь она воздействует на органы чувств, пробуждает любознательность.
Старания педагогов оказывают большое влияние на формирование и развитие творческих способностей ребенка. Дети относятся к выполнению заданий по-разному: одним нравится сам процесс участия в создании творческого продукта, другим хочется наиболее точно и ярко изобразить задуманное. Это связано с индивидуальными различиями нервной системы. Спокойные дети подходят к выполнению заданий более серьезно, основательно, их более активные сверстники раньше заканчивают задание и меньше прикладывают усилий по его выполнению.
В исследовательской деятельности по развитию воображения нами была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми 5 лет. В частности, для определения их уровня развития воображения мы использовали методику О. М. Дьяченко, которая предлагает анализ изображений на карточках-заданиях с изображением фигуры: контур элемента предлагаемого изображения или простая геометрическая форма [3, с. 20]. Нами были также составлены задания, в соответсвии с которыми необходимо было создать рисунок, представив развитие сюжета, с точными рекомендациями по использованию техник рисования.
Результаты исследования показали низкий уровень сформированности воображения у 70 % детей, участвовавших в опытно-экспериментальной работе. У большинства (55 %) возникли трудности с изображением сюжета, то есть с представлением того, что будет дальше, как продолжится рассказ. У меньшей части (32 %) отсутствовало умение изобразительного плана: проявилось неумение использовать выразительные средства разных техник рисования. И у 12 % испытуемых были проблемы и с составлением рассказа, и использованием техник рисования.
Для развития воображения дошкольников нами велась работа в двух направлениях: экспериментирование с изобразительными материалами, техниками и выполнение игровых заданий. Детям нужно было самим подумать и на свое усмотрение выполнить задание.
Экспериментирование с изобразительными материалами, техниками. Были использованы задания на тему «Кляксография» А. А. Быковой, которая предлагает «закапать краской лист бумаги, а потом вертеть его, придумывать, на что это похоже, дорисовывать до красивой картинки» [1, с. 4]. Выполняя задания, дети сами выбирали, чем рисовать и раскрашивать полученное изображение (карандашом или красками), продумывали, на что похожи произвольные пятна краски, дорисовывали их до узнаваемых изображений.
Экспериментируя с разными изобразительными материалами, мы начали использовать техники «витраж» и «эбру». Варьирование различных техник в детском творчестве позволяет повторять те же задания, но в новом аспекте. Для этого оказалось совсем необязательно иметь специальные краски, их можно приготовить самостоятельно. Для техники «витраж» нужны в качестве основных компонентов клей ПВА и гуашь, для «эбру» - вместо загустителя крахмал, а вместо красок - колеры для водорастворимых красящих средств.
Анализ детских рисунков показал, что задания по работе с цветом в предложенных техниках расширили цветовые предпочтения детей: колорит стал разнообразнее, чаще использовались цветовые гармонии.
Выполнение игровых заданий. Свою работу по развитию воображения мы начали с изучения техники «аппликация» с элементами дорисовывания. На подготовительном этапе, при обсуждении задания, дети охотно принимали участие в диалоге с педагогом, но в процессе выполнения задания возникли сложности, так как некоторые из детей не проявляли самостоятельность, а копировали чужие идеи. Поэтому картинки выглядели незавершенными, не хватало детализации, детали добавлялись после подсказки; в последующем результат стал улучшаться. В своей работе мы использовали сказки А. Лопати-ной. Придумывание другого завершения сказки, ее сочинение, продумывание еще одной сказки с теми же персонажами развивало воображение детей.
Выполнение рисунков на сюжеты народного фольклора (потешек, песенок, пословиц и поговорок) позволяет подключить народное творчество к процессу развития воображения. При выполнении заданий одной из основных проблем являлось продумывание сюжета композиции. Приходилось постоянно побуждать детей к развитию сюжета, созданию новой композиции.
Вызвать интерес и побудить дошкольников к творчеству можно и с помощью проигрывания музыкальных произведений при рассматривании произведений художников. Особенно важно, чтобы эта музыка была понятна детям, адаптирована под них. Она бывает
радостной, печальной, грустной и помогает воссоздать картины теплого летнего дня или дождливого вечера. Полотна, подбираемые к музыке, должны соответствовать ей по настроению. Дети сначала слушают музыку, затем рассматривают произведения искусства.
А. Лопатина предлагает включить ребятам «...музыку. Предложить ... представить, о чем рассказывает музыка, а потом нарисовать на листочках, что они представили, слушая...» [7, с. 456] ее. Если дети затрудняются выполнить задание, то они могут нарисовать рисунки на свое усмотрение. Затем педагог собирает работы и предлагает всем угадать, что изображено, оживить картину, высказать свое мнение от имени персонажа, предмета или дать послушать, что тот мог бы сказать.
С большим интересом и удовольствием дошкольники воспринимают предложение педагога-воспитателя создать рисунки на тему подвижных игр. Динамика этих игр незамысловата, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях. Дети рисуют не себя, а тех персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения [5, с. 79]. Такое задание позволяет закрепить сведения о композиции рисунка, передаче сюжетного содержания самыми простыми способами.
В процессе изобразительной деятельности нами были использованы интерактивные игровые технологии, позволяющие проигрывать сказочные сюжеты, создавать игровые ситуации, которые предшествуют изобразительной деятельности.
Для определения развития воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности мы разработала на основе исследования О. М. Дьяченко [3] его критерии, показатели и уровни. В качестве центральных были выбраны два критерия: количественная продуктивность и оригинальность (табл. 1).
Таблица 1
Критерии, показатели и уровни развития воображения у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности
Критерии и показатели 1 уровень (низкий) 2 уровень (средний) 3 уровень (высокий)
1. Количественная продуктивность: количество идей на основе одного и того же графического контура 1. Дети не могут даже при помощи взрослого соотнести геометрические фигуры с предметами. 2. Рисунки на 1-2 темы на основе одного и того же графического контура 1. Дети соотносят фигуры и знакомые предметы с помощью взрослого. 2. Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (3-4 темы) 1. Дети сами соотносят фигуры с предметами. 2. На основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения (от 5 тем и более)
2. Оригинальность: учитываются те работы, которые повторяются не более чем у двоих детей группы 1. Дети не могут отобразить в работе свой замысел даже с помощью взрослого. 2. Схематичность, схематичность с деталями (4 и менее рисунков) 1. Дети передают образ с помощью взрослого, его содержание примитивно и отдаленно напоминает реальный объект. 2. Предмет окружен «полем вещей», широко развернутая предметная среда (5-6 рисунков) 1. Дети могут самостоятельно передать выразительными средствами содержание образа. 2. Многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигура выступает в качестве мелкой, второстепенной детали (7-10 рисунков)
Развитие воображения дошкольников мы оценивали с использованием методики оценки сочиненной ребенком сказки (О. М. Дьяченко [3] и Е. Л. Пороцкая). Для определения уровня развития воображения по итогам сочинения сказки были определены показатели продуктивности, вариативности и оригинальности:
- продуктивность (беглость, скорость) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Оценивание проводилось по пятибалльной шкале с учетом следующих показателей:
0 баллов - за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла - если это было дополнено деталями;
4 балла - за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов - если ее изложение было развернутым.
В конце эксперимента было проведено итоговое тестирование. Низкий уровень сфор-мированности воображения сохранился у 29 % детей. В 23 % случаев остались трудности с композицией рисунка, в 14 % - отсутствовали умения изобразительного плана: проявилось неумение использовать выразительные средства разных техник рисования. У 8 % испытуемых остались проблемы и с составлением рассказа, и использованием техник рисования.
По итогам опытно-экспериментальной работы была составлена программа «Развитие воображения дошкольников в художественно-творческой деятельности», где были учтены особенности развития воображения в процессе художественно-творческой деятельности.
Резюме. Таким образом, на современном этапе развития дошкольного образования перед педагогами ставится задача развития личности ребенка, в том числе и его воображения, в процессе художественно-творческой деятельности. Для развития воображения дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы нами был сделан акцент на два направления: изучение новых изобразительных материалов и нетрадиционных техник и выполнение игровых заданий в творчестве. Анализ результатов работы показал, что выбранные задания позволили развить воображение детей дошкольного возраста в процессе их художественно-творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быкова А. А. Кляксотерапия. Рисуем с детьми 5-8 лет : развивающая тетрадь от «ленивой мамы». -М. : Изд-во «Э», 2016. - 80 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 160 с.
4. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». - М. : ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 176 с.
6. Кузин В. С. Психология живописи : учебное пособие для вузов. - М. : ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.
7. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию : в 5 кн. Книга IV. - М. : ИПЦ «Русский Раритет», 1997. - 576 с.
8. Петровский А. В. Общая психология. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.
9. Погодина С. В. Сущность детского изобразительного творчества // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 3. - С. 46-48.
10. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха : учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. -М. : ВЛАДОС, 2014. - 124 с.
11. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб. : Типография Ю. Н. Эрлихъ, 1901. - 328 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://fgos.ru.
Статья поступила в редакцию 06.08.2019
REFERENCES
1. Bykova A. A. Klyaksoterapiya. Risuem s det'mi 5-8 le t : razvivayushchaya tetrad' ot «lenivoj mamy». - M. : Izd-vo «Е», 2016. - 80 s.
2. VygotskijL. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. - SPb. : SOYuZ, 1997. - 96 s.
3. D'yachenko O. M. Razvitie voobrazheniya doshkol'nika : metodicheskoe posobie dlya vospitatelej i rodite-lej. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2007. - 160 s.
4. Kazakova T. G. Teoriya i metodika razvitiya detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam «Doshkol'naya pedagogika i psihologiya», «Pedagogi-ka i metodika doshkol'nogo obrazovaniya». - M. : VLADOS, 2006. - 255 s.
5. Komarova T. S. Detskoe hudozhestvennoe tvorchestvo. Dlya zanyatij s det'mi 2-7 let. - M. : MOZAIKA-SINTEZ, 2017. - 176 s.
6. Kuzin V. S. Psihologiya zhivopisi : uchebnoe posobie dlya vuzov. - M. : ONIKS 21 vek, 2005. - 304 s.
7. Lopatina A., Skrebcova M. Kniga dlya zanyatij po duhovnomu vospitaniyu : v 5 kn. Kniga IV. - M. : IPC «Russkij Raritet», 1997. - 576 s.
8. PetrovskijA. V. Obshchaya psihologiya. - M. : Prosveshchenie, 1976. - 479 s.
9. Pogodina S. V. Sushchnost' detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva // Sovremennoe doshkol'noe obra-zovanie. Teoriya i praktika. - 2012. - № 3. - S. 46-48.
10. Rechickaya E. G., Soshina E. A. Razvitie tvorcheskogo voobrazheniya mladshih shkol'nikov v usloviyah normal'nogo i narushennogo sluha : uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. - M. : VLADOS, 2014. - 124 s.
11. Ribo T. Tvorcheskoe voobrazhenie. - SPb. : Tipografiya Yu. N. Erlih", 1901. - 328 s.
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://fgos.ru.
The article was contributed on August 06, 2019
Сведения об авторах
Вязова Анастасия Вячеславна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Смирнова Наталья Борисовна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Vyazova, Anastasia Vyacheslavna - Third-year Student, Master's Training Program «Pedagogical Education» (Master's Program «Decorative and Applied Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Smirnova, Natalia Borisovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Fine Arts and Methods of Teaching, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]