УДК 373.24
Морозова Наталья Николаевна,
МБОУ СШ № 34 г. Твери,
e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ТРАНСФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Аннотация: В статье описываются результаты исследования по изучению возможности развития творческого воображения старших дошкольников под влиянием формирования способности к трансформированию представлений. Приводится пример занятия с детьми, формулируются рекомендации по развитию воображения дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, воображение, творческое воображение, представления.
Morozova Natalia Nikolaevna,
MBOU school № 34 Tver,
e-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION OF PRESCHOOL
CHILDREN THROUGH THE FORMATION OF ABILITY TO
TRANSFORM IDEAS
Abstract: the article describes the results of studies of possibilities of development of creative imagination of senior preschoolers under the influence of the formation of the ability to transform ideas. An example of classes for children, formuliruete recommendations for the development of imagination of preschool children.
Key words: preschool age, imagination, creative imagination, views.
Воображение является общей способностью, т.к. участвует во многих видах человеческой деятельности. Несмотря на повышенный интерес к проблеме развития воображения со стороны психологов и педагогов, эта проблема остается спорной и недостаточно разработанной. В отечественной психологии, в частности в исследованиях Л.С.Выготского
[1] было показано, что воображение есть процесс, постепенно развивающийся в ходе овладения различной деятельностью; процесс относительно автономный. Л.С. Выготский выдвинул тезис о том, что воображение достигает наибольшего развития в дошкольном детстве. В более поздних работах отечественных психологов (Т.А.Репина, Л.С.Славина, Ф.И.Фрадкина) развитие воображения рассматривалось как единый этап, в котором происходит постепенные изменения: обогащение образов воображения, проявляющееся в постепенном усложнении сюжетов рисунков, игр, рассказов, выделение собственно деятельности воображения, когда ребенок направленно фантазирует.
Развитие воображения существенно сказывается на развитии личности в целом, на развитии мышления и познавательных способностей. Поэтому так важно активировать его в дошкольном возрасте, когда происходит становление человека, когда начинает формироваться самосознание, мотивационная сфера, самооценка, познавательный интерес. Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность в теоретическом и практическом плане обусловили ее выбор в качестве темы исследования.
Продуктом процесса воображения являются образы воображения, которые создаются различными способами: агглютинация - создание образов путём соединения любых качеств, свойств, элементов; акцентирование - выделение какой-либо части, элемента целого; типизация - подчеркивание родственных черт; индивидуализации -выделение различных черт; гиперболизация - преувеличение; минимизация - преуменьшение. К основным характеристикам воображения относятся: яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов. Понятие воображение непосредственно связано с понятием креативности («творческости»). Творческие способности отражают возможности человека к созданию но-
вого, оригинального продукта в разных сферах деятельности и тесно связаны с различными особенностями личности человека (инициативностью, находчивостью, независимостью, эмоциональностью и
др.) [2].
На протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно приобретает произвольный характер, сопровождаясь созданием замысла, его планированием и реализацией. Дети осваивают приемы и средства создания образов воображения, которые характеризуются их конкретностью и наглядностью, недостаточно обобщенным характером, яркостью и большой эмоциональностью. Воображение постепенно переходит во внутренний план, исчезает необходимость в наглядной опоре для создания образов воображения [5].
Целью нашего исследования являлось изучение возможности развития творческого воображения старших дошкольников под влиянием формирования способности к трансформированию представлений. Гипотезу исследования составило предположение о том, что с помощью методики формирования способности к трансформированию представлений способом включения повышается уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе осуществлялся подбор методик для изучения уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, и проводилась диагностика в целях выявления изначального уровня развития данного психического процесса. На формирующем этапе апробировалась разработанная нами программа занятий по развитию воображения посредством формирования способности к трансформированию представлений. На контрольном этапе проводилось исследование, повторяющее в основных своих моментах
исследование констатирующего этапа, выявлялась степень различий в полученных показателях до и после формирующего эксперимента.
Исследование проводилось в ДОУ № 131, в подготовительной группе. Для эксперимента было отобрано 26 детей (13 девочек и 13 мальчиков). Данную выборку можно характеризовать как случайную и комбинированную (типическую: дети одного возраста и двух полов и серийную: часть группы). На констатирующем этапе перед нами стояла цель: выявить изначальный уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были отобраны методики, изучающие уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие методики: 1. Методика изучения уровня развития воображения О.М.Дьяченко, А.И.Булычёвой; 2. Методика изучения оригинальности решения задач на воображение О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой; 3. Тест Роршаха [3,4]. В результате обработки результатов проведения диагностики выяснилось, что из 26 обследуемых детей - 4 показали высокий уровень развития творческого воображения, 12 человек - средний уровень, 10 человек -низкий уровень.
В формирующем эксперименте приняли участие 13 детей, прошедших констатирующий эксперимент. Цель нашего формирующего эксперимента заключалась в том, чтобы развить у детей способность к трансформированию представлений способом включения. Занятия проводились 1 раз в неделю после полдника, так как в первой половине дня дети занимаются по программе. Программа включает 10 занятий, на которых детям предлагались задания, направленные на обучение их использованию действия включения. Это действие состояло в том, что при выполнении заданий на плоскостное конструирование от детей требовалось использовать детали первоначально построенной фигуры для построения другой заданной фигуры или использовать одну и ту же
деталь при повторном построении той же фигуры в другом качестве. Такой тип заданий способствует формированию у ребёнка особого типа манипулирования образами, при котором отдельная деталь может свободно использоваться при построении образов разных объектов или в разных качествах при построении образа одного и того же объекта.
В качестве персонажей для построения фигур были выбраны герои сказки А.Волкова "Волшебник изумрудного города", которая вызывает большой интерес у детей. Для проведения занятий был изготовлен конструктивный материал (из листа картона, путём разрезания его на различные геометрические фигуры) для каждого ребёнка и помещён в отдельные конверты. Задания предлагались детям последовательно: от более простых к более сложным. На первых занятиях работы выполнялись одновременно с воспитателем, на двух последних занятиях дети работали полностью самостоятельно (без показа последовательности выполнения работы). Привведем в качестве примера краткое описание последнего занятия в рамках формирующего эксперимента. Предварительная подготовка к занятию: дочитать книгу " Волшебник изумрудного города "до конца. Содержание занятия: Детям предлагают рассказать, чем кончилась сказка. Воспитатель задаёт вопросы: Все ли желания выполнил Гудвин? Как лев стал царём зверей? Почему Мигуны предложили дровосеку стать их правителем? Воспитатель предлагает детям составить корону, так как она является символом власти. Картинка демонстрируется, затем убирается и дети по памяти выкладывают её на рабочем столе. После взаимопроверки воспитатель спрашивает: кто помог Элли и Тотошке вернуться домой и просит представить себе встречу Элли с мамой, составив эту иллюстрацию из деталей конструктора. Дети по образцу самостоятельно выкладывают картинку. После проверки воспитатель предлагает картинку, на которой изображён цирк, в котором Элли встретила Гудвина. Дети выкладывают картинку. Подводится итог: какие
фигуры использовались? Какие изображения запомнились больше всего? Какие были самые сложные, а какие простые? Воспитатель подчёркивает, что одна и та же деталь может использоваться для построения различных изображений и одно и то же изображение можно комбинировать из различных деталей.
В итоге формирующего эксперимента все дети экспериментальной группы овладели умением самостоятельно выделять отдельные детали в объектах и свободно включать их в другие объекты. Это свидетельствует о существенном повышении у детей свободы в манипулировании образами, а именно о приобретении возможности переструктурировать их путём включения элементов образа одного объекта в новой функции и в образ другого объекта.
С целью выявления влияния развития у детей способностей к трансформированию на уровень творческого воображения на контрольном этапе эксперимента было проведено повторное обследование детей в составе экспериментальной и контрольной групп. Для обследования использовались те же методики, что и на констатирующием этапе эксперимента.
По результатам диагностики выяснилось, что в контрольной группе у большинства детей уровень развития творческого воображения остался без изменения: у 11 человек - без изменений, у 1 ребенка уровень поднялся с низкого на средний. В экспериментальной группе выявлено существенное повышение уровня развития творческого воображения: 4 человека остались на том же уровне, у остальных 9 человек произошли изменения: у 5 детей уровень развития воображения поднялся с низкого уровня на средний, у 4 - со среднего на высокий. Проведена статистическая обработка результатов исследования. Необходимо выяснить, отличаются ли уровни развития творческого воображения в группах на констатирующих и контрольных этапах статистически достоверно друг от
друга. С этой целью нами был использован 1-критерий Стьюдента. Принимая вероятность допустимой ошибки 0,05, табличное значение = 2,07 (0,75 < 2,07), следовательно, уровень развития творческого воображения контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах несущественно отличаются друг от друга. Принимая вероятность допустимой ошибки 0,05, табличное значение равняется 2,06 (2,78 > 2,06), следовательно уровень развития творческого воображения группы на констатирующем и контрольном этапах существенно и статистически достоверно отличаются друг от друга.
Таким образом, с помощью подсчета 1-критерия Стьюдента мы выяснили отличаются ли статистически достоверно друг от друга выборочные средних величин, принадлежащих к двум совокупностям. Выяснилось, что в контрольной группе детей различий в уровне развития творческого воображения нет. В экспериментальной группе уровень развития творческого воображения на контрольном этапе значительно выше уровня развития творческого воображения на констатирующем этапе. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о существенном повышении уровня развития творческого воображения на констатирующем этапе. Это дает нам право считать разработанную нами программу формирующего эксперимента эффективной. По результатам проведенного исследования мы сформулировали ряд рекомендаций: 1. Предложенные в данном исследовании методики целесообразно использовать для диагностики уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 2. Процесс развития творческого воображения старших дошкольников предлагается оптимизировать за счёт использования разработанной в исследовании программы занятий, направленной на формирование у детей способности к трансформированию представлений способом включения. 3. Среди задач, предусмотренных для выполнения на различных занятиях по программе
ДОУ и внеучебных мероприятиях включать задачи по развитию воображения дошкольников, совершенствовать предметную развивающую среду. 4. Осуществлять педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросу развития воображения детей, по созданию благоприятных условий для выполнения этой задачи.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
2. Гонина О.О. Психология. М.: Спутник+, 2014. - 141 с.
3. Дъяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. - 96 с.
4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // «Вопросы психологии», 1980. - №2.- С.107-114.
5. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 414 с.