Научная статья на тему 'Организация творческой деятельности младших школьников учителями начальных классов'

Организация творческой деятельности младших школьников учителями начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / учитель начальных классов / творческая деятельность / primary school student / primary school teacher / creative activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается следующий вопрос: в современной школе выявляет ли и развивает индивидуальные творческие способности и склонности младших школьников учитель начальных классов, осознает ли он, насколько важно развитие творческих способностей ребенка, понимает ли, что необходимо найти место в процессе обучения для творческой познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES

The following question is considered in the article: in a modern school, does the primary school teacher identify and develop individual creative abilities and inclinations of primary school children, does he realize how important the development of the child’s creative abilities is, does he understand that it is necessary to find a place in the learning process for creative cognitive activity

Текст научной работы на тему «Организация творческой деятельности младших школьников учителями начальных классов»

УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна.

Россия, г. Новосибирск, Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, кандидат педагогических наук, tch7tch@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматривается следующий вопрос: в современной школе выявляет ли и развивает индивидуальные творческие способности и склонности младших школьников учитель начальных классов, осознает ли он, насколько важно развитие творческих способностей ребенка, понимает ли, что необходимо найти место в процессе обучения для творческой познавательной деятельности.

Ключевые слова: младший школьник, учитель начальных классов, творческая деятельность.

ORGANIZATION OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER

SCHOOLCHILDREN BY TEACHERS OF ELEMENTARY CLASSES

Chernousova-Nikonorova Tatyana Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, candidate of pedagogical sciences, tch7tch@yandex.ru.

Annotation. The following question is considered in the article: in a modern school, does the primary school teacher identify and develop individual creative abilities and inclinations of primary school children, does he realize how important the development of the child's creative abilities is, does he understand that it is necessary to find a place in the learning process for creative cognitive activity.

Key words: primary school student, primary school teacher, creative activity.

Эффективность обучения в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащегося в большей степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроке.

В последние годы в педагогических исследованиях, научных трудах и статьях (М.Н. Скаткин, Л.В. Каткова, С.Г. Ярикова, Б.И. Коротяев, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.) все чаще присутствует мысль о том, что творческий подход к решению разнообразных задач, то есть творческое мышление необходимо развивать с детства.

Возникает вопрос: в современной школе выявляет ли и развивает индивидуальные творческие способности и склонности младших школьников учитель начальных классов, осознает ли он, насколько важно развитие творческих способностей ребенка, понимает ли, что необходимо найти место в процессе обучения для творческой познавательной деятельности.

Чтобы ответить на поставленный вопрос мы провели анкетирование учителей начальных классов. В нем приняли участие 700 респондентов, которым была предложена анкета из семи вопросов и заданий. Первое задание заключалось в следующем: учителям было предложено 12 определений термина «творчество», нужно было изучить эти определения и проранжировать их. Анализ результатов выполнения этого задания показал: большинство учителей младших классов отдают предпочтение следующим определениям понятия «творчество»:

1-ый ранг: творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество (58% выборов);

2-ой ранг: творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, оно оценивается по его социальной значимости и оригинальности, новизне (56% выборов);

3-ий ранг: творчество - активный поиск неизвестного, углубляющий наше познание, дающий возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя (38% выборов).

Результаты ранжирования позволили сделать следующий вывод: учителя начальных классов не придают должного значения субъективному аспекту творчества (они считают, что творчество оценивается по его социальной значимости), хотя в обучении важен именно момент его субъективной значимости.

Тем не менее 38% респондентов считают, что творчество - активный поиск неизвестного, углубляющий наше познание, дающий возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Иначе говоря, респонденты признают роль творчества в углублении познания, повышении познавательного интереса и активности. Следовательно, признают немаловажную роль творческой деятельности в обучении. Ответы на вопросы 1-6 приведены в таблице 1.

Проанализируем данные таблицы. 86% респондентов ответили, что на уроках целесообразно отводить приоритетную роль способам организации творческой деятельности, это зависит от специфики учебного материала, цели, индивидуальных особенностей учащихся.

В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство учителей (58%) умеют формулировать проблемные вопросы, задачи (задания). Учителя младших классов часто используют задания творческого характера (70% опрошенных), преимущественно - на уроках русского языка, литературы, природоведения («Окружающий мир»). С чем это связано? По мнению учителей, творческие задания на уроках русского языка способствуют повышению интереса к данной дисциплине, развитию логического, абстрактного мышления, помогают лучше усвоить изучаемый материал. На уроках литературы, природоведения («Окружающий мир»), выполняя творческие задания, учащиеся не только лучше

усваивают материал, но и стараются самостоятельно прийти к какому-то выводу, обосновать его.

Однако на уроках учителя чаще используют задания репродуктивно-творческого характера (76%).

Таблица 1

Результаты анкетирования учителей начальных классов (округлено, %)

№ Вопросы Ответы

1 Целесообразно ли, по вашему мнению, приоритетную роль на уроках отводить способам организации творческой деятельности (методу проблемного изложения, эвристическому и исследовательскому методам)?

- да, на всех уроках 14

- нет, ни на каких уроках 0

- в зависимости от специфики учебного материала, 86

цели, индивидуальных особенностей учащихся

2 Умеете ли вы формулировать проблемные вопросы, задачи (задания)? - да 58

- нет 0

- не всегда удается 42

3 Как часто используете на уроках задания творческого характера?

- часто 70

- иногда 28

- очень редко 2

- никогда 0

4 Назовите предметы, на которых вы используете Русский зык,

творческие задания наиболее часто. литература, окружающий мир.

5 Какие задания чаще используете на уроках?

- репродуктивного характера 12

- репродуктивно-творческого характера 76

- творческого характера 12

6 Вам нравится больше разрабатывать задания:

- репродуктивные; 4

- репродуктивно-творческие; 62

- творческие. 34

Анкетирование позволило установить, что учителям начальных классов больше нравится разрабатывать задания репродуктивно-творческого (62%) и творческого (34%) характера. Респонденты объясняют это следующим образом: «получаю удовлетворение от своего труда», «интересно», «дают возможность реализовать себя», «развивают творческие способности учащихся и делают урок интересным» и т.д.

Анкетирование показало, что учителя начальных классов осознают важность организации творческой деятельности в обучении, умеют формулировать проблемные вопросы, задачи (58%), разрабатывают (62%) и используют (76%) на уроках репродуктивно-творческие задания, так как репродуктивно-творческие задания доступны большинству учащихся, не требуют таких затрат учебного времени, как творческие. С другой стороны, репродуктивно-творческие задания способствуют развитию мышления, активизации мыслительной деятельности, воспитывают самостоятельность, способствуют раскрытию возможностей ребенка, формированию опыта творческой деятельности.

Следовательно, в современной начальной школе учитель выявляет и развивает индивидуальные творческие способности и склонности младших школьников, осознает, насколько важно развитие творческих способностей ребенка, понимает, что необходимо найти место в процессе обучения для творческой познавательной деятельности.

Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. -352 с.

3. Ниренберг Дж.И. Исскуство творческого мышления. - Минск: Попурри, 1996. - 240 с.

4. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.