Научная статья на тему 'О педагогических условиях формирования способности к гипотетичности у младших школьников'

О педагогических условиях формирования способности к гипотетичности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ГИПОТЕТИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / AN ABILITY TO PRODUCE HYPOTHESES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квасюк Елена Николаевна

Обоснована актуальность проблемы формирования способности к гипотетичности как общей творческой способности у младших школьников; дан анализ состояния исследуемой проблемы в литературе; выявлены основные подходы к изучению общих и специальных творческих способностей; рассмотрены аспекты понятийного и функционального аппарата феномена «гипотеза»; установлены сущность способности к гипотетичности как общей творческой способности и направления ее формирования в младшем школьном возрасте; выявлены особенности развития способности к гипотетичности в практике начальной школы. В описанной методике исследования определены основные педагогические условия, этапы и логика формирующего и констатирующего экспериментов; выделены показатели развития способности к гипотетичности у третьеклассников; представлены основные результаты в контрольных и экспериментальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPINOF HYPOTHESISM IN PRIMARY SCHOOL AGE

The article grounds a topicality of the problem of development of the ability to hypothesize in primary school age; it analyses different views on the problem in scientific literature; reveals some approaches to studying general and special creative abilities; examines the aspects of the phenomenon hypothesis; determines the essence of the creative ability to make hypotheses and the ways of developing it in primary school age; finds how hypothesism is developed in practice of junior school. In the methodic of the research work we describe pedagogical conditions, stages and logics of the formative and verifiable experiments; detail indexes of developing of hypothesism; show the results of experiments in control and experimental groups.

Текст научной работы на тему «О педагогических условиях формирования способности к гипотетичности у младших школьников»

Обоснована актуальность проблемы формирования способности к гипотетичности как общей творческой способности у младших школьников; дан анализ состояния исследуемой проблемы в литературе; выявлены основные подходы к изучению общих и специальных творческих способностей; рассмотрены аспекты понятийного и функционального аппарата феномена «гипотеза»; установлены сущность способности к гипотетичности как общей творческой способности и направления ее формирования в младшем школьном возрасте; выявлены особенности развития способности к гипотетичности в практике начальной школы.

В описанной методике исследования определены основные педагогические условия, этапы и логика формирующего и констатирующего экспериментов; выделены показатели развития способности к гипотетичности у третьеклассников; представлены основные результаты в контрольных и экспериментальных классах. Ключевые слова: формирование способности к гипотетичности, педагогические условия.

УДК 371.21:159.922

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ГИПОТЕТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2007 г. Е. Н. Квасюк

Мурманский государственный педагогический университет, г. Мурманск

Задача формирования творческих способностей давно превратилась в актуальную социальную проблему, которая нашла свое отражение во всех сферах жизни человека, и особенно в образовании. В современном мире с быстро развивающимся производством, общественно-политической жизнью, коммуникациями возрастает потребность в личности, готовой к самостоятельной творческой деятельности, к решению множества нестандартных задач, способной ориентироваться в постоянно изменяющемся информационном пространстве.

Поскольку творческая деятельность стала определяющей, важность формирования творческих способностей в образовательном процессе не вызывает сомнения [6, 7]. При этом существенное значение имеет формирование не только специальных (музыкальные, литературные, изобразительные и др.), но и общих творческих способностей. Гипотетичность, относящаяся к их числу, является неотъемлемым свойством личности, становление которого идет в течение всей жизни и помогает осуществлять гибкий и неординарный подход к разрешению возникающих проблем при условии выхода за пределы наличных знаний.

Младший школьный возраст рассматривается исследователями как сензитивный для развития креативных свойств личности в целом [2, 7] и способности к гипотетичности в частности [3]. Таким образом, очевидна необходимость формирования данной способности уже вначальной школе.

Несмотря на имеющиеся исследования структурных компонентов гипотезы [5, 11], а также особенностей гипотетичности [10, 16], проблема формирования данной способности в процессе решения разного рода задач не изучена; не определены возможности и педагогические условия ее целенаправленного формирования в младшем школьном возрасте, что обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования заключалась в выявлении педагогических условий формирования у младших школьников способности к гипотетичности.

Были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть и систематизировать теоретические основы развития способности к гипотетичности;

2) изучить возможности содержания начального образования и практику современной начальной школы по формированию этой способности;

3) определить структурные компоненты и показатели способности к гипотетичности;

4) выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия ее формирования у учащихся начальной школы;

5) разработать и апробировать методику формирования способности к гипотетичности в младшем школьном возрасте.

Для реализации поставленных задач использовался комплекс эмпирических и теоретических методов исследования: теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; опросный метод в форме анкетирования; методы статистической обработки результатов. Основным методом исследования выступил педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном вариантах.

Экспериментальной базой исследования явились образовательные учреждения г. Мурманска (прогимназия № 61) и г. Заполярного Мурманской области (СОШ № 19). Анкетированием были охвачены 78 учителей начальных классов Мурманска и Мурманской области. В различных видах эксперимента приняли участие 168 учащихся третьих классов, из которых контрольную группу составили 56 учеников, экспериментальную — 59; 53 человека принимали участие на этапе разработки бесед.

Теоретический анализ научной литературы убедил в том, что творческие способности изучаются через признак «свойства личности» и определяются как способность к свертыванию мыслительных действий, генерированию идей, способность предвидеть, подвергать сомнению очевидные истины [8, 12]. В рамках нашего исследования творческие способности характеризуются как комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, позволяющий ей успешно решать проблемные задачи, как готовность к творческой, созидательной деятельности.

Проблема выделения общих и специальных творческих способностей в настоящее время неоднозначна [8, 14]. Некоторые исследователи [3, 13, 15] к числу общих творческих способностей относят способности к гипотетичности, вариативности (способность вырабатывать разнообразные решения), импровизации (способность создавать за ограниченный промежуток времени законченный новый и оригинальный продукт) и переносу известных знаний в новые ситуации.

Интересующий нас в рамках исследования феномен гипотетичности рассматривается в науке через понятие «гипотеза», изучаемое в различных областях знаний: философии, логике, психологии [1, 5]. Понимаемая как результат познавательной деятельности, гипотеза относится к предположительному, вероятному знанию и является формой творческого мышления, в процессе которого осуществляется поиск разрешения проблем. Исследователи рассматривают гипотетичность (в узком понимании процесс выдвижения, проверки (верификации) и подтверждения либо изменения гипотез) в качестве необходимого элемента в структуре решения задач.

Творческая способность к гипотетичности как качество личности обеспечивает эффективность гипотетичности в структуре мыслительной деятельности по решению задач и необходима для определения подходов к решению, что происходит в ходе сближения объективной и субъективной информации посредством выдвижения и верификации гипотез.

Структуру способности к гипотетичности составляют содержательный (знания), операционный (действия по установлению причинно-следственной зависимости, выдвижению, обоснованию и проверке гипотез) и мотивационный компоненты (положительное отношение, возможность «выходить за свои пределы», потребность создания нового). В процессуальной структуре способности выделяют следующие умения: анализировать; выдвигать гипотезы; соотносить выдвигаемую гипотезу с условиями задания; обосновывать (доказывать) выдвинутую гипотезу; видеть альтернативу решения; проверять гипотезы с точки зрения их соответствия информации, содержащейся в условии задачи [4, 16].

В психолого-педагогической литературе описаны различные подходы к формированию творческих способностей. Разработчики современного направления [3, 13, 15], которого мы придерживаемся в своей работе, исследуют проблему прямого формирования общих творческих способностей как свойств личности. Этот подход предполагает формирование в единстве трех компонентов: знания о способности, положительного отношения к ней и применения в деятельности по решению разного рода задач.

В ходе исследования было проведено анкетирование учителей начальных классов, результаты которого свидетельствовали о том, что педагоги недостаточно четко представляют сущность творческой способности к гипотетичности, не владеют в полной мере приемами ее формирования у младших школьников.

С целью выявления возможностей содержания начального образования в формировании этой способности были проанализированы программы и задания из действующих учебников по математике и природоведению для третьего класса. Это позволило сделать вывод, что при специальной организации обучения и целенаправленном создании педагогических условий учителя начальных классов могут эффективно использовать потенциальные возможности содержания начального образования.

Методика исследования

Описанные выше положения явились теоретическими предпосылками для организации экспериментального обучения. Принципиальным моментом в его разработке стало выделение и обоснование системы педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования способности к гипотетичности у третьеклассников. Под педагогическими условиями мы понимаем условия успешности, характеризующие технологию педагогического воздействия, позволяющие достичь наилучших результатов в обучении и, что немаловажно, не приводящие к снижению общего уровня развития испытуемых.

Для оптимизации развития этой способности у младших школьников были выделены следующие педагогические условия:

1) формирование способности в единстве и взаимосвязи всех ее компонентов, то есть знания о способности, положительного отношения к ней и способов ее реализации;

2) овладение учащимися специфическими умениями, составляющими процессуальную структуру гипотетичности;

3) формирование гипотетичности на различном учебном материале, чтобы использовать весь потенциал, которым обладают различные учебные предметы начального цикла. Это позволяет младшим школьникам применять способность вне зависимости от определенного содержания или предмета и не только в учебной деятельности, но и в жизни;

4) отбор необходимых методов и приемов, которые способствуют пониманию младшими школьниками сущности и содержания гипотетичности, ее значимости при решении учебных и жизненных задач, а также побуждают учащихся к сознательному применению этого свойства личности. Среди таких методов и приемов можно назвать аналогию, постановку вопросов, мозговой штурм (метод коллективного поиска решения проблем путем выдвижения гипотез), проблемный метод;

5) создание ситуаций для установления доверительных отношений в процессе творческой работы, воспитания культуры ведения учебной дискуссии, в ходе которой выдвигаются гипотезы, использования имеющегося опыта в новых ситуациях;

6) постепенное повышение степени самостоятельности в процессе формирования гипотетичности;

7) осуществление поэтапного формирования способности, при котором на определенных этапах экспериментального обучения акцентируется внимание на развитии отдельных компонентов ее структуры.

Соблюдение перечисленных педагогических условий определило внутреннюю логику формирования способности к гипотетичности, которая предусматривала ряд взаимосвязанных этапов, последовательно приближающих учеников к самостоятельному осуществлению процесса выдвижения и верификации гипотез при решении разного рода задач.

На первом этапе задача исследования состояла в том, чтобы раскрыть содержание такого свойства личности, как гипотетичность, пробудить интерес и сформировать положительное отношение к нему, а также познакомить учащихся с учебными и жизненными ситуациями, требующими ее проявления. Проводился ряд разработанных бесед, в которых объяснялись понятие «гипотеза», особенности построения предположений, показывалась значимость гипотез для осуществления как учебной, так и внеучебной деятельности, анализировались личностные качества и поведение литературных персонажей, проявляющих способность к гипотетичности.

Второй этап являлся логическим продолжением заданий и бесед первого и был посвящен формированию культуры ведения учебной дискуссии, в ходе которой происходит коллективный поиск способов решения проблемы путем выдвижения и проверки гипотез. Здесь шла работа по преодолению учащимися психологического барьера при высказывании и доказательстве своего мнения (пусть даже ошибочного); по созданию доверительных отношений и доброжелательной атмосферы; по обогащению

лексики третьеклассников такими понятиями, как «дискуссия, спор, диалог, оппонент, довод, суждение», вежливыми выражениями; по выведению соответствующих правил поведения в процессе обсуждения и отстаивания своей точки зрения.

На третьем этапе особое внимание уделялось развитию умения анализировать задачу, которое является основой для выдвижения гипотез, позволяет установить всевозможные связи и зависимости между компонентами задания и помогает выделить ключевые элементы гипотетичности: осмысление и принятие проблемы, ее формулирование и детализацию, нахождение нескольких подходов к решению и др.

На четвертом и пятом этапах формировались сначала отдельные умения (строить предположения, видеть альтернативу решения, обосновывать и проверять гипотезы), составляющие процессуальную структуру способности к гипотетичности, далее — вся их совокупность как общее образование. Работа на этих этапах подразумевала использование разнообразных приемов, а также постепенное усложнение деятельности за счет включения задач разной степени стандартизации (стандартные задачи, задачи с алгоритмическими предписаниями, эвристические задачи), а также уменьшение роли учителя и увеличение степени самостоятельности учеников в формулировании проблем и выдвижении гипотез. В результате совместно с учениками была составлена памятка по процедуре выдвижения и обоснования гипотез при решении задач.

На шестом этапе приведенные приемы чередовались таким образом, чтобы позволить учащимся самостоятельно использовать сформированные умения, составляющие способность к гипотетичности, при решении разных типов задач, построенных на различном учебном содержании.

Результаты исследования

Констатирующий эксперимент проводился по трем направлениям: определение знаний младших школьников о способности к гипотетичности, отношения к ней и изучение особенностей ее применения при решении учебных задач (на математическом и природоведческом материале) и внеучебных заданий. Последний компонент сообразно возрасту и развитию младших школьников изучался по таким показателям, как правдоподобие (степень соответствия выдвигаемой гипотезы условиям задания), обоснованность (формально-логическая правильность и доказательность обоснования выдвинутой гипотезы), количество гипотез (продуцирование большого количества разнообразных идей при рассмотрении подходов к решению проблемы) и самоконтроль (наличие или отсутствие проверки результатов).

Количественные данные, полученные в результате обработки результатов эксперимента, со статистической достоверностью свидетельствуют об эффективности разработанной методики, опирающейся на выделенные педагогические условия. Уровень значимости различий р4 определялся нами с помощью углового критерия Фишера 1, при котором во

всех случаях различия статистически значимы при р> 0,95 [9].

О наличии знаний третьеклассников о гипотетичности представлялось возможным судить по количеству правильных и полных ответов в задании «Продолжи предложения», содержащем проверку понимания термина «гипотеза» (здесь использовался термин «предположение»), ее значения и процесса построения в ходе решения задач. Вторым моментом в этой части эксперимента был вопрос, является ли выражение «В другой галактике есть жизнь» предположением, и просьба объяснить, почему. От среза I к срезу II был обнаружен значительный статистически значимый рост знаний о гипотетичности у учащихся из экспериментальных классов (р4 > 0,99).

Об изменениях положительного отношения к изучаемой способности свидетельствуют данные, полученные при выполнении испытуемыми второго блока заданий. Результаты позволили увидеть, что на срезе II в экспериментальных классах возросло количество учащихся, выбирающих из списка предъявленных личностных качеств умение выдвигать предположения (уровень значимости различий между классами р4 > 0,99). Еще в начале исследования было выявлено положительное отношение большинства испытуемых к личности, обладающей способностью к гипотетичности, при предъявлении им учебной и вне-учебной ситуаций. На срезе II в экспериментальных классах число учеников, отдающих предпочтение такой личности, достигло 100 %.

Изучение особенностей применения способности к гипотетичности при решении задач осуществлялось при выполнении испытуемыми серии разработанных учебных и внеучебных задач. Анализ полученных результатов позволил установить уровни развития исследуемой способности у третьеклассников. Для этого по каждому из четырех выделенных показателей ответы на предъявленные задачи были отнесены в группы, характеризующиеся той или иной степенью выраженности определенного показателя.

Например, с точки зрения правдоподобия выдвинутых гипотез ответы учащихся стало возможным разделить на следующие группы: не выдвигается

Таблица 2

Проявление показателей способности к гипотетичности при решении третьеклассниками задач, %

Правдоподобие Количество гипотез Обоснованность Самоконтроль

Уровень проявления Контрол. классы Экспе- римент. классы Контрол. классы Экспе- римент. классы Контрол. классы Экспе- римент. классы Контрол. классы Экспери- мент. классы

Низкий Срез I 39,70 38,80 46,30 43,40 41,80 39,70 41,80 39,30

уровень Срез II 35,10 5,70 41,10 10,80 38,90 9,80 37,80 7,90

Статистическое различие — р( > 0,99 — р1 > 0,99 — р1 > 0,99 — р1 > 0,99

Средний Срез I 44,50 46,30 45,80 48,20 45,30 46,80 46,80 47,20

уровень Срез II 46,30 57,10 50,30 61,50 46,10 62,80 48,50 64,30

Статистическое различие - р( > 0,95 — р1 > 0,95 — р1 > 0,95 — р1 > 0,97

Высокий Срез I 15,80 17,90 7,90 8,40 12,90 13,50 11,40 13,50

уровень Срез II 18,60 37,20 8,60 27,70 13,80 27,40 13,70 27,80

Статистическое различие — р( > 0,99 — р1 > 0,99 — р1 > 0,99 — р1 > 0,99

никакая гипотеза, ответ отсутствует; выдвинутая гипотеза не соответствует имеющимся в задании условиям, связь гипотезы с содержанием несущественна, неоправданное сохранение ложной гипотезы; гипотеза частично соответствует заданным условиям; выдвинутая гипотеза полностью соответствует заданным условиям.

Результаты изучения проявления способности при решении математических задач по показателю правдоподобия выдвинутых гипотез представлены в табл. 1.

Согласно данным таблицы, на срезе II в классах, где организовывалось специальное обучение, результаты показывают значительный рост количества выдвинутых учащимися правдоподобных гипотез. Подобным образом были проанализированы имеющиеся экспериментальные данные по всем выделенным показателям на учебном и внеучебном материале. На основе этих результатов были определены уровни развития показателей способности, динамика изменения которых представлена в табл. 2.

Таблица 1

Особенности правдоподобия выдвинутых гипотез при решении математических задач третьеклассниками, %

Критерий Не выдвигается ни одна гипотеза Условия не учитываются Условия учиты- ваются частично Полностью со-ответствует условиям

Контрольные классы 18,20 37,60 32,70 11,50

Срез I Экспери- ментальные классы 19,40 36,30 33,60 10,70

Статистическое различие — — — —

Контрольные классы 12,90 29,60 38,70 18,80

Срез II Экспери- ментальные классы 9,60 48,70 41,70

Статистическое различие р1 > 0,99 р1 > 0,99 р1 > 0,95 р1 > 0,99

Статистическая обработка данных, представленных в таблице, на срезе I показала отсутствие статистически значимых различий между контрольными и экспериментальными классами, которые находились в основном на низком уровне проявления выделенных показателей. У учащихся контрольных классов от среза I к срезу II не произошло значительных изменений. Ученики из экспериментальных классов, в свою очередь, проявили очевидные преимущества формирующего обучения в реализации развития способности к гипотетичности как качества личности, поскольку на срезе II они, как правило, оказывались на среднем и высоком уровнях по всем исследуемым показателям (во всех случаях р4 > 0,99).

Таким образом, можно констатировать, что создаваемые в процессе экспериментального обучения педагогические условия способствуют развитию способности к гипотетичности как свойства личности у младших школьников.

Список литературы

1. Баженов Л. Б. Основные вопросы теории гипотез / Л. Б. Баженова. — М., 1961. — 68 с.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М., 2002. — 320 с.

3. Вергелес Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г. И. Вергелес, А. И. Раев // Младший школьник : формирование и развитие его личности. — СПб., 2002. — С. 3.

4. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. — Воронеж, 1976. — 327 с.

5. Копнин П. В. Гипотеза и ее роль в познании / П. В. Копнин. — М., 1958. — 40 с.

6. Крутецкий В. А. Вопросы психологии способностей / В. А. Крутецкий. — М., 1973. — 260 с.

7. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. — М., 1974. — 54 с.

8. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей / А. Н. Лук. — М., 1979. — 37 с.

9. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований : учебно-методическое пособие / Н. В. Локоть. — Мурманск, 1999. — 90 с.

10. Мещерякова Е. Д. Построение гипотез младшими школьниками в процессе решения стандартных и нестан-

Контактная информация:

Квасюк Елена Николаевна — сотрудник кафедры иностранных языков и методики преподавания Мурманского государственного педагогического университета Тел. (8152) 47-37-06; е-шаіі: [email protected]

дартных задач : дис. ... канд. психол. наук / Мещерякова Елена Давидовна. — СПб., 2003. — 198 с.

11. Моляко В. А. Психология решения школьниками творческих задач / В. А. Моляко. — Киев, 1983. — 95 с.

12. Мясищев В. Н. Проблемы способностей / В. Н. Мя-сищев. — М., 1962. — 328 с.

13. Пирогова С. В. Приемы формирования способности к импровизации в начальной школе / С. В. Пирогова // Гер-ценовские чтения «Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия». — СПб., 1999. — С. 86.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — М. : Наука, 1976. — 280 с.

15. Тимофеева С. А. Об особенностях формирования способности к вариативности решений в учебной деятельности младших школьников / С. А. Тимофеева // Герценовские чтения «Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия». — СПб., 1999. — С. 15.

16. Улицын А. И. Развитие гипотетичности в структуре мышления младших школьников : дис. . канд. психол. наук / Улицын Александр Иванович. — СПб., 2000. — 178 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING OF HYPOTHESISM IN PRIMARY SCHOOL AGE

E. N. Kvasuk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Murmansk State Pedagogical University, Murmansk

The article grounds a topicality of the problem of development of the ability to hypothesize in primary school age; it analyses different views on the problem in scientific literature; reveals some approaches to studying general and special creative abilities; examines the aspects of the phenomenon “hypothesis”; determines the essence of the creative ability to make hypotheses and the ways of developing it in primary school age; finds how hypothesism is developed in practice of junior school. In the methodic of the research work we describe pedagogical conditions, stages and logics of the formative and verifiable experiments; detail indexes of developing of hypothesism; show the results of experiments in control and experimental groups.

Key words: an ability to produce hypotheses, pedagogical conditions.

Статья поступила 27.09.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.