Научная статья на тему 'Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора'

Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И УРОКАХ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПОДОБНОЙ ФОРМЕ РАБОТЫ / CHILDREN'S HEALTH / SPECIAL GAME MOVEMENTS AT CLASSES / MOTIVE AND EMOTIONAL ILLUSTRATION OF A TEACHING MATERIAL / TRAINING OF TEACHERS TO THE SIMILAR FORM OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малюкова Ирина Борисовна

Автор обращает внимание на патогенные факторы дошкольного и школьного образования, которые являются причиной ухудшения состояния здоровья детей. Подчеркивается важность использования динамической, эмоциональной и творческой иллюстрации учебного материала, что способствует снижению позно-тонического и нервно-психического напряжения детей на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF FORMATION OF TEACHERS OF A PRESCHOOL, INITIAL SCHOOL AND CORRECTIONAL PROFILE OF ABILITIES TO A DYNAMIC AND EMOTIONAL ILLUSTRATION OF A TEACHING MATERIAL AS A HEALTH-SAVING FACTOR

The author pays attention to pathogenic factors of preschool and school education which are at the bottom of deterioration of a health state of children. Importance of use of a dynamic, emotional and creative illustration of a teaching material that promotes decrease in pose-tonic and psychological pressure of children at classes is underlined.

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора»

ва младшего школьника к социальным и природным объектам, объектам природы реализуются в бессознательном плане, не становятся предметом специальной рефлексии, не осознаются с позиций социальной значимости, не являются результатом его сознательного «само-озадачивания» и направленной активности на решение задачи. Иначе говоря, дети младшего школьного возраста не осознают социальной значимости своих эмоциональных переживаний и необходимости производить отбор способов их проявления. Такая непосредственная данность эмоциональных переживаний сознанию младшего школьника, с одной стороны, только усиливает их воспитательную ценность, с другой, - увеличивает объективность диагностических результатов.

В-пятых, эффекты работы «механизмов» эмоциональной отзывчивости - эмпатии, социальной перцепции, проекции, идентификации, децентрации - проявляются ярче при измене-

нии условий протекания деятельности ребёнка, например, вне границ пространства и времени педагогического общения-взаимодействия, вне школы.

Таким образом, внутренний мир младшего школьника характеризуют следующие особенности: единство процессов познания и эмоционального развитием, доверие миру, способность к состраданию и сорадованию, соучастию и сопереживанию и т. д. Вместе с тем, в воспитании эмоциональной отзывчивости у младших школьников решающее значение не принадлежит ни одному из существенных обстоятельств, в том числе и возрастным психологическим особенностям. Результаты исследования убеждают в том, что обобщённая типичная характеристика младшего школьного возраста преломляется в окружающих природных и социальных условиях и влияниях, в конкретных проявлениях каждого ребёнка.

И. Б. Малюкова

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ПРОФИЛЯ УМЕНИЙ К ДИНАМИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ФАКТОРА

Автор обращает внимание на патогенные факторы дошкольного и школьного образования, которые являются причиной ухудшения состояния здоровья детей. Подчеркивается важность использования динамической, эмоциональной и творческой иллюстрации учебного материала, что способствует снижению позно-тонического и нервно-психического напряжения детей на занятиях.

Ключевые слова: здоровье детей, игровые движения на занятиях и уроках, двигательная и эмоциональная иллюстрация учебного материала, обучение педагогов подобной форме работы.

I. B. Malukova

NECESSITY OF FORMATION OF TEACHERS OF A PRESCHOOL, INITIAL SCHOOL AND CORRECTIONAL PROFILE OF ABILITIES TO A DYNAMIC AND EMOTIONAL ILLUSTRATION OF A TEACHING MATERIAL AS A HEALTH-SAVING FACTOR

The author pays attention to pathogenic factors of preschool and school education which are at the bottom of deterioration of a health state of children. Importance of use of a dynamic, emotional and creative illustration of a teaching material that promotes decrease in pose-tonic and psychological pressure of children at classes is underlined.

Key words: children's health, special game movements at classes, motive and emotional illustration of a teaching material, training of teachers to the similar form of work.

Результаты специальных исследований, проводимых в последние годы, свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья детей в нашей стране. Значительный вклад в этот негативный процесс вносит процесс образования и воспитания.

Обратимся к публикациям российских учёных, медиков и педагогов, рассматривающих проблемы возникновения патогенных факторов в дошкольном и школьном образовании.

По мнению В.Ф. Базарного (1981-1991), источниками утомления и истощающего разви-

тия детей в современной школьной среде являются:

— возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, или обеднённой природными сенсорными стимулами среды обитания;

— возрастающее воздействие жёстких форм излучения: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающе-светового и т. д.;

— возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной информации на фоне беднеющей образной среды (воображения);

— возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне мотор-но-закрепощённых позно-тонических спастических состояний организма;

— угасание духовного потенциала в общении между педагогом и детьми [1. С. 9].

«Исследования учёных показали, что основными причинами ухудшения здоровья и снижения уровня физического развития детей раннего возраста являются следующие:

— нарушение гигиенических и психологических требования к организации жизни малышей в ДОУ (отсутствие гибкого режима дня, рационального чередования умственной и физической нагрузки, нервные расстройства, отсутствие положительных эмоций и т. д.);

— снижение двигательной активности детей (не созданы оптимальные условия, недостаточно развита материально-техническая база, отсутствует двигательный режим в ясельных группах ДОУ и т. д.);

— авторитарный стиль общения;

— недостаточный уровень знаний об особенностях воспитания и развития малышей;

— отсутствие совместной работы ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка;

— недостаточное внимание к осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям;

— недостаточное внедрение современных педагогических технологий» [2. С. 73].

«Наибольшую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение дня и их длительности без учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. В частности, в настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении характеризуется возрастанием объёма и интенсивности учебно-

познавательной деятельности детей

(Р.Б. Стёркина, 1996; З А. Кокарева, 2002). Чрезмерная нагрузка приводит не только к выраженному утомлению детей, но и к серьёзным нарушениям в распорядке дня: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой деятельности, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей (А.Ф. Киселёв, 2000)» [3. С. 107].

Отдельного внимания требуют дошкольники и младшие школьники с особыми образовательными потребностями. Любая патология сама по себе искажает естественный ход психофизического развития детей. У них отмечаются нарушения костно-мышечного аппарата, функционального состояния физиологических систем организма; отставание в развитии физических качеств, двигательных навыков; повышенная утомляемость и т. д. Однако именно такие дети несут более интенсивную учебную нагрузку за счёт дополнительных коррекцион-ных занятий, а значит, ещё больше подвергаются негативному воздействию одного из многих педагогических патогенных факторов - вынужденному длительному статическому и нервно-психическому напряжению.

Длительное позно-тоническое напряжение большого количества мышечных групп приводит к застою крови в венозных сосудах органов грудной и брюшной полостей, органов малого таза, нижних конечностей, всех отделов позвоночного столба, нарушающему кровоснабжение и нормальное функционирование всего организма в целом; «снижается вентиляция лёгких, и там легко возникают воспалительные процессы» (А.Б. Ситель); «нарушается энергетика позвоночного столба и головного мозга» (Л.Ф. Тихомирова) и т. д. Неоднократно приходилось наблюдать, как возникающее в подобных случаях утомление приводило к тому, что ребёнок переставал воспринимать не только учебный материал, но и самого педагога.

Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать физкультминутки как эффективное средство повышения работоспособности детей на занятиях и уроках. Однако практика показывает, что неожиданная смена позы и характера деятельности после проведения физкультминутки может привести к их длительной двигательной и эмоциональной расторможен-ности. Неоднократно приходилось наблюдать

за тем, как педагог безуспешно стремится вернуть класс, группу или отдельного ребёнка в состояние нарушенного покоя, сконцентрировать его внимание на изучаемом материале, добиться полной тишины и сосредоточенности, погасить излишне яркий эмоциональный всплеск. Ни для кого не секрет, что многократные неудачи в проведении физкультминуток вынуждают некоторых педагогов свести их к минимуму или вообще отказаться от них.

Попробуем проанализировать причины подобных явлений, высказать своё мнение и поделиться с коллегами опытом в «использовании ресурсов педагогической науки в плане сохранения и укрепления здоровья детей» (Л.Ф.Тихомирова, 2004).

Проводимые нами в течение многих лет анкетирование, интервьюирование, устные и письменные опросы позволили выяснить, что большинство педагогов, работающих с дошкольниками и младшими школьниками (не говоря уже о студентах-практикантах), используют в своей работе ограниченное количество физкультминуток (в среднем от 3 до 5). В нашем исследовании самыми распространёнными динамическими паузами оказались следующие: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...», «Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.», «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.», «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.», «Мы капусту рубим, мы морковку трём.», «На двери висит замок.» и т. д. Причём, возрастная граница их использования начинается в младших группах ДОУ и заканчивается в 4-5 классах обычных школ и в 7 классах коррекционных школ.

Некоторые педагоги используют одну-единственную физкультминутку на уроках по всем предметам. Многие из наших респондентов применяют определённую динамическую паузу на уроках математики, другую - на уроках русского языка, третью - на уроках чтения. У более чем 89 % опрошенных нами педагогов возникли затруднения в подборе динамических пауз к конкретным темам урока или занятия. Это позволяет предположить, что в их работе физкультминутка не является гармоничной частью урока или занятия, нарушая его тематическую, смысловую, логическую и лексическую структуру.

В течение почти двадцати лет мы исследовали проблему повышения эффективности физкультурно-оздоровительной, коррекционно-

развивающей и реабилитационной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Для решения этой проблемы мы предлагаем применять комбинированные игровые упражнения - комплексные упражнения творческого характера. Это серии специальных двигательных режимов, окрашенных художественным словом, требующих осмысления и регуляции.

Итогом нашей работы стала реабилитационная программа «Театр исцеляющих и развивающих движений». Изначально она была разработана нами для восстановления здоровья у детей с двигательными нарушениями центрального органического генеза, такими как детский церебральный паралич. Но на практике выяснилось, что эту программу можно использовать в качестве здоровьесберегающей технологии в работе со здоровыми детьми как развивающее, общеукрепляющее и профилактическое средство. Каждое упражнение представляет собой совокупность нескольких образов: зрительного - яркая иллюстрация, речеслухо-вого - проговаривание стихотворения, кинестетического - двигательная структура упражнения, поэтому удовлетворяет требованиям де-тей-визуалов, аудиалов и кинестетиков.

В нашей программе представлено более 600 комплексных упражнений творческого характера, которые можно использовать в качестве динамических пауз на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе. В структуру программы входят упражнения зрительной, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, мимической гимнастики, общеразвиваю-щие упражнения для разных мышечных групп, способствующие профилактике нарушения осанки и плоскостопия, улучшающие координационные способности, приёмы самомассажа и т. д. Условно они распределены по следующим лексическим темам: «Цветы», «Зайчики пушистые», «Пернатые друзья», «Котенька-коток», «Ветер, ветерок, ветрище», «Дождик», «Весна в окно стучится», «Лето красное», «Осенние деньки», «Зимушка-зима», «Мир насекомых», «В лесу», «Вот так мастера», «Мы растём сильными, умелыми, здоровыми и смелыми», «В царстве водяного», «Зоопарк», «Солдаты», «Я учусь считать», «Домашние животные», «Транспорт», «Игрушки и гости из сказки», «Смех и радость мы приносим людям», «Невероятные истории», «Часы», «Птичий двор».

Этот «художественно-двигательно-поэти-ческий арсенал» позволяет нам в считанные секунды подобрать соответствующую любой теме урока динамическую паузу. Специфической особенностью наших физкультминуток является то, что мы используем только стихи профессиональных детских поэтов, учитывая генетически запрограммированную потребность детей в красоте родного слова.

Грамотно подобранная динамическая иллюстрация учебного материала способствует повышению эффективности его усвоения. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников и младших школьников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлых поколений, практически не играют в подвижные игры, предпочитая виртуальные компьютерные суррогаты, которые никак не могут удовлетворить биологическую потребность растущего и развивающегося организма в движениях и положительных эмоциях, сопровождающих реальные игровые действия. Многочасовое пребывание у мониторов и телевизоров, подавляющее физическую активность, снижает потенциал интеллектуального и личностного развития, поэтому использование двигательных действий в качестве динамической, творческой и эмоциональной иллюстрации изучаемого материала способствует предохранению ещё не окрепшей нервной системы и опорно-двигательного аппарата от длительных статических перегрузок; повышает эффективность усвоения учебного материала; совершенствует восприятие; мобилизует разные виды памяти (словесно-логическую, моторную, тактильную, эмоциональную, рефлекторную).

Русская народная педагогика широко использовала речевое опосредование игровых, бытовых, трудовых, учебных действий как «вербализованную форму этнопедагогической культуры» (И.Е. Видт). Потребность человека в такой форме организации деятельности заложена в его энергоинформационной основе. «Оречевление» и «одушевление» движений и «одвижествление» речи способствует развитию творческой, речевой, двигательной, эмоциональной, познавательной, сенсорной сферы детей, а также совершенствованию сомато-пространственной и пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации и т. д.

Обратимся ещё к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков. Подобная «техника телесных упражнений» (Т.Д. Зинке-вич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко) широко используется в практикумах по креативной терапии «для стабилизации психических процессов и эмоционального состояния, снижения напряжения, зарядке энергией, активизации потенциалов (добра, восприимчивости), развития личности ребёнка и т. д.» [4].

Проблема специальной подготовки педагогов дефектологического профиля к использованию динамической и эмоциональной иллюстрации учебного и коррекционно-развива-ющего материала на дефектологическом факультете решается посредством введения специального курса «Театр лечебной физкультуры». Его цель - внедрение игровых комплексных упражнений-образов в учебную, бытовую, трудовую, игровую и оздоровительную работу с детьми. Задачами этого курса являются следующие: знакомство слушателей с существующими нетрадиционными отечественными и зарубежными подходами к реабилитационной, развивающей и оздоровительной работе с детьми; теоретическое, в том числе, историческое, нейрофизиологическое, медицинское, психолого-педагогическое обоснование необходимости комплексного подхода в медико-педагогической работе; обучение навыкам практического применения комплексных упражнений в работе с детьми.

Наши многолетние наблюдения позволяют сделать следующие выводы:

— успешность применения физкультминуток на занятиях и уроках зависит от их разнообразия и качественных характеристик;

— грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме занятия или урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала;

— креативность и педагогическое мастерство воспитателей и учителей начальных клас-

сов, умелый подбор и неоднократное (в те- — в программы подготовки педагогов дошко-

чение урока или занятия) включение в льного, младшего школьного и коррекци-

структуру учебной деятельности соответст- онного профиля необходимо ввести специ-

вующих игровых движений, сопровождае- альный курс, в рамках которого будет про-

мых речью, способствует повышению инте- водиться обучение приёмам динамической

реса детей к учебному материалу, позитив- и эмоциональной иллюстрации учебного

ному комплексному воздействию на разные материала как здоровьесберегающего фак-

сферы детей, сохранению и укреплению их тора. физического и психического здоровья;

Библиографический список

1. Базарный, В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде [Текст] / В. Ф. Базарный. - Сергиев Посад, 1995. - 45 с.

2. Васильева, Н. Н. Актуальные вопросы физического развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Н. Васильева // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы Международной научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - С. 71-76.

3. Дунаевская, Ю. Л. Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников с речевыми нарушениями в условиях современного образовательного процесса [Текст] / Ю. Л. Дунаевская // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования: материалы Международной научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - С. 106-108.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. -СПб.: Речь, 2001. - 400 с.

5. Сабодах, Р. В. Проблема адаптации детей к обучению в школе [Текст] / Р. В. Сабодах // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 66-69.

6. Ситель, А. Б. Соло для позвоночника [Текст] / А. Б. Ситель. - М.: Метафора, 2007. - 240 с.

7. Теория и методики физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина [и др.]. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.