Научная статья на тему 'Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня'

Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2636
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня»

нального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

Современные исследования показывают, что не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированное обучение предпочтительнее специального. Интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии. Это дети, имеющие функциональные нарушения, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Однако оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно если речь идет о тяжелых формах умственной отсталости. Для них подходят такие формы интеграции, как совместное пребывание в образовательном учреждении, проведение досуга в различных внешкольных мероприятиях.

Т. А. Левина

Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня

«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных -малоподвижный образ жизни ребенка.

Задача педагогов - создание всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически развитыми, здоровыми и крепкими.

Оздоровительная работа в ДОУ имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка. В ДОУ созданы следующие условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, современный спортивный комплекс для детей на улице, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет медсестры, кабинет учителя-логопеда. Регулярно проводятся осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники. В ДОУ созданы условия для

179

оказания помощи детям с нарушениями речи. Функционирует группа компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, турники, лестницы для лазания.

Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.

Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся ежедневно. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Режим дня ДОУ - это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным и психофизиологическим особенностям ребёнка.

Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок, самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребёнка и содействовать укреплению его физического и психического здоровья.

Таким образом, двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

Каждому возрастному периоду характерен свой двигательный режим. Образовательной программой дошкольного образования учреждения предусмотрена следующая модель двигательной активности в режиме дня ДОУ:

180

• утренняя гимнастика (систематическое проведение её под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса);

• самостоятельная двигательная деятельность (воспитателю следует чередовать разные виды самостоятельной двигательной деятельности в течение дня, предоставляя детям возможность выбирать занятия по душе);

• физкультурные минутки (в случае необходимости проводятся в середине занятия, когда наступает утомление, внимание детей ослабевает, они начинают отвлекаться, небрежно выполнять задания);

• использование игровых приёмов на занятиях;

• обучение играм и упражнениям на прогулке (поощряются спортивные, народные игры, прогулки за пределы участка);

• гимнастика «пробуждения»;

• физкультурные занятия;

• физкультурные досуги, праздники;

• культурно-массовые мероприятия (по годовому плану ДОУ);

• музыкальные занятия.

В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для прогулки подбираются игры с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания.

Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества.

Одним из элементов, способствующих развитию движений, является проведение пеших прогулок и походов по окрестностям города. Во время данных мероприятий с дошкольниками проводятся подвижные и малоподвижные игры, беседы и прочее соответственно поставленным задачам.

Во вторую половину дня больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать динамические паузы, пальчиковую гимнастику, подвижные игры. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация

181

звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка. Учитывая положительное влияние движений, способствующих активному отдыху и повышению работоспособности, надо включать в занятия двигательные компоненты, т. е. физкультминутки. Упражнения для физкультминуток подбирается не реже одного-двух раз в месяц.

На занятиях по формированию математических представлений физкультминутки можно связать с содержанием занятия. Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько Наташа ударит мячом об пол, или присесть на единицу больше названного числа. Иногда можно использовать физкультминутки для закрепления порядкового или количественного счета, величины и т. д.

На формирование двигательных навыков у детей положительное влияние оказывает музыкальное сопровождение. Музыка способствует координации, ритмичности движений (ходьба, бег). Дети приучаются согласовывать свои движения с темпом, указанным воспитателем, при помощи музыки. Ярко выраженный характер музыки (веселая пляска, бодрый марш) сказывается и на характере движений. Движения детей становятся более выразительными, четкими.

Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников. Физкультурные развлечения в детском саду - это всегда зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей.

Игровые физкультурные занятия, развлекательные досуги и праздники наполнены веселыми занимательными упражнениями, интересными спортивными номерами, встречами с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Они вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу, дают возможность реализовать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество или, другими словами, развивают двигательную активность.

Немаловажную роль в развитии движений в детском саду отводится и культурно-массовым мероприятиям. В детском саду проводят праздники «Воздушных шаров», «Масленица», «Юные пешеходы», «День здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья» и другие, где используется множество подвижных игр, игр-соревнований, хороводных игр.

Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса -педагоги, дети, родители - были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно до-

182

стичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данная проблема в нашем детском саду решается при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома.

Будем надеяться, что разработанная модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.

Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская

Механизмы социльного включения ребенка с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями

Проблема социального включения потребовала формирования и уточнения методологии научного поиска, который определен фе-номенологически-гуманистической парадигмой.

Анализируя опыт центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, государственных учреждений образования для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями в Республике Беларусь, и личный практический опыт попытаемся обосновать механизмы социального включения особенных детей. Заметим, что излагаемое нельзя рассматривать как единственно правильный, рецептурный путь коррекционно-развивающей помощи. Мы стоим на позициях нелинейности, многозначности правильных решений и зависимости индивидуализации деятельности от имеющихся у детей потребностей.

Механизмом первостепенной важности считаем обеспечение мобильной среды, благоприятной для жизни и развития ребенка, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей ребенка, включение его в деятельность и общение на доступном для него уровне коммуникации. Среда переоснащается, тем самым включаются новые механизмы перестройки психической деятельности. Изменения вносятся постепенно, осторожно. Со временем создаются стрессовые ситуации, когда осуществляются коренные изменения. Стрессы могут выполнять двоякую роль: активизировать ребенка и тормозить. Важен психолого-педагогический анализ того, как у ребенка меняются существующие связи, как перестраивается его пси-

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.