УДК 373.24
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Н.Н. КОЛЕСНИКОВА, О.В. МАКСИМУК
Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Продолжающееся в настоящее время снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста и увеличение их заболеваемости вызывает серьезную тревогу у специалистов. К сожалению, существующая система оздоровления детей в условиях дошкольных учреждений все еще далека от совершенства и не так эффективна, как того требуют интересы общества. Используемые с целью оздоровления меры практически всегда носят единичный характер, что, чаще всего, не приносит ожидаемого результата. Несмотря на появление большого количества разнообразных программ, разработанных в последнее время для дошкольников, показатель заболеваемости детей данного возраста неуклонно растет, что свидетельствует о недостаточной их эффективности. Тем не менее, обеспечение жизни и нормального развития детей представляет собой первоочередную задачу, которую общество должно решать в приоритетном порядке, вне зависимости от политической и экономической ситуации. Воздействие целого ряда неблагоприятных факторов определяет необходимость дальнейшей разработки профилактических и коррекционных мер в отношении здоровья дошкольников с учетом их возрастных особенностей. Не вызывает сомнения, что желаемый эффект снижения заболеваемости может быть достигнут посредством использования комплексной системы лечебно - профилактических мероприятий в условиях детского сада. Однако, обширный арсенал традиционных и нетрадиционных средств и методик оздоровления, предлагаемых учеными и практиками, предполагает строгую избирательность выбора, а успех профилактической и коррекционной работы в значительной мере обусловлен разумным и рациональным их сочетанием. Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинское и педагогическое направление работы с ослабленными детьми изначально будут заданы в органическом единстве. При этом каждый предлагаемый вариант должен быть научно обоснован и экспериментально проверен.
Педагогический эксперимент, проведенный авторским коллективом, предполагал оценку эффективности системы оздоровительной и коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в здоровье, включающей в себя комплекс нетрадиционных средств оздоровления, физкультурных и лечебно-профилактических мероприятий (рисунок 1).
Комплекс педагогических и фармакологических средств профилактики заболеваемости и оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада
4
Целенаправленное, систематическое, деятельное применение приоритетных средств и методик с учетом возрастных особенностей детей.
4
Формирование осознанной мотивации оздоровительного процесса у дошкольников
4
Вовлечение родителей в данный процесс с целью оказания помощи и осуществления контроля
4
Стимулирование активности детей
Рисунок 1 - Схема технологии управления процессом реализации проекта
Отличительными чертами системы оздоровления на экспериментальном и практическом уровне явилась комплексность - следование совокупности определенных принципов построения и развер-
тывания развивающей оздоровительной работы (приоритетность ее развивающих форм; развитие двигательной активности детей; формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки; использование системы эффективного закаливания; организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка; обеспечение полноценного лечебного питания; применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств), выведение из этих принципов конкретики многообразных условий оздоровления и развития ослабленных детей. Коллектив ДОУ работал в тесном сотрудничестве с узкими специалистами детской городской поликлиники. При их непосредственном участии проводились регулярные медицинские осмотры детей, корректировалась дальнейшая оздоровительно-профилактическая работа.
Научно-экспериментальная работа в рамках проекта по созданию системы оздоровительной и коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в здоровья, строилась с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его функциональных возможностей и велась по следующим направлениям: профилактика простудных заболеваний, физическая реабилитация детей с нарушениями осанки, внедрение нетрадиционных методов оздоровления, формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни воспитанников ДОУ и их родителей, сотрудников ДОУ, диагностика состояния здоровья детей и выстраивание модели двигательного режима с учетом состояния психологического и физиологического здоровья каждого ребенка. При этом были продуманы и четко отработаны схемы структуры целостного педагогического процесса (рисунок 2.) и схема организации развивающей оздоровительной работы (рисунок 3.).
Педагогическая деятельность в русле проекта осуществлялась в трех направлениях: физкультурно-оздоровительная работа, коррекционная психолого-педагогическая работа, лечебно-профилактическая работа.
Рисунок 2 - Структура целостного педагогического процесса
Рисунок 3 - Схема организации развивающей оздоровительной работы
Содержание физкультурно-оздоровительной работы в рамках эксперимента составили: оптимальный двигательный режим, лечебная физическая культура, оздоровительное плавание.
Оптимизация двигательного режима - один из элементов неспецифической защиты детского организма. Оптимальный двигательный режимдостигался путем комплексного использования различных форм двигательной активности в режиме дня дошкольников. С этой целью была разработана модель двигательного режима детей в дошкольном учреждении (таблица 1.). Организация двигательной активности ребенка строилась на условиях соблюдения принципа сознательности и активности, что способствовало не только достижению развивающих и оздоровительных эффектов, но и формированию у детей ценностного отношения к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.
Таблица 1 - Модель двигательного режима детей в подготовительной к школе группе
Вид занятий и форма двигательной деятельности Особенности организации
I. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1.Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность 12-15 мин.
1.2. Двигательная разминка во время перерывов между занятиями (с преобладанием статических поз). Ежедневно в течение 7-10 мин.
1.3. Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, длительность 3-5 мин.
1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин.
1.5. Дифференцированные игры, упражнения на прогулке Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 10-15 мин.
Окончание таблицы 1
1.6. Экскурсии в лес, прогулка в лес Два раза в месяц, во время занятий по ознакомлению с природой, и во время отведенного дня для физкультурного занятия, с организацией игр и упражнений воспитателем, длительность 60-120 мин.
1.7. Оздоровительный бег Три раза в неделю, во время утренней гимнастики, длительность 5-7 мин.
1.8. Ходьба по массажным дорожкам «дорожки здоровья» в сочетании с контрастными воздушными ваннами Ежедневно, после дневного сна, в течение 5-7 мин.
1.9. Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) Ежедневно, после пробуждения детей, длительность 3-5 мин.
1.10. Занятия плаванием Два раза в неделю, длительность 20-25 мин.
1.11. Сауна с контрастным обливанием, а так же с последующими играми в бассейне. Один раз в неделю, в первой половине дня, длительность 25-35 мин.
1.12. Лечебная гимнастика (ЛФК) Ежедневно, 20-25 мин.
1.13. Лечебный массаж После дневного сна, 2 раза в год, в течение 10 дней подряд.
1.14. Гидромассаж После дневного сна, 2 раза в год, в течение 10 дней подряд.
1.15. Обливание тела от плеч в сочетании с растиранием полотенцем Ежедневно, в утренний отрезок времени, после утренней гимнастики, 5-7 мин.
II. Учебные занятия в режиме дня
2.1. Физкультурные занятия Три раза в неделю, одно занятие на улице во второй половине дня, 25-30 минут.
III. Самостоятельная двигательная активность
3.1. Самостоятельная двигательная активность Ежедневно, под руководством воспитателя на прогулках, в свободное время, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, занятий дня.
IV. Физкультурно-массовые занятия
4.1. Физкультурно-спортивные праздники, развлечения Один раз в месяц, 35-40 мин.
4.2. Неделя здоровья Два раза в год (на зимние и весенние каникулы).
4.3. Физкультурные досуги Один раз в месяц, длительность 25-30 мин.
V. Внегрупповые( дополнительные) виды занятий
5.1 Спортивный кружок «Городки» По желанию родителей, 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 мин.
6.2.Кружок хореографии По желанию родителей 2 раза в неделю, длительность 45 мин.
VI. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
6.1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ Один раз в квартал, длительность 45-60 мин.
6.2. Посещение открытых занятий (физкультурных занятий, занятий в бассейне, занятий хореографического кружка) Один раз в месяц (День открытых дверей), по желанию родителей
6.3. Домашние задания Рекомендации, письменные консультации
В содержание лечебно-профилактической работы вошли организация рационального питания, закаливание, ингаляции, УФО, КУФ, массаж, сауна.
Комплексное использование физкультурно - оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий позволило значительно снизить уровень заболеваемости детей, посещавших экспе-
риментальную группу, о чем свидетельствуют результаты повторных медицинских обследований (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика показателей заболеваемости детей, посещавших экспериментальную
группу за период эксперимента
№ п/п Показатели Период обследования
2008 год 2009 год 2010 год
1 Количество случаев заболевания 40 39 23
2 Количество случаев заболевания на одного ребенка 2 1,7 1,4
3 Количество дней, пропущенных по болезни в группе 364 322 172
4 Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком 15,7 14,6 9,5
5 Средняя продолжительность болезни (в днях) 9,1 8,2 7,5
6 Индекс здоровья(%) 17 27 33
Динамика физического развития детей отражает также влияние рекомендуемых физических упражнений на процессы роста, особенности телосложения и состояние функциональных систем организма. При анализе исследуемых показателей физического развития детей после эксперимента, во всех группах выявлены достоверные однонаправленные изменения массы тела, длины тела, окружности грудной клетки, следовательно, используемые методы и средства соответствовали возможностям детского организма на данном возрастном этапе (таблица 3). При этом у детей, посещавших экспериментальную группу, прирост показателей длины тела и окружности грудной клетки оказался более значительным (Р<0,05), чем у детей, посещавших контрольную группу. В показателях массы тела достоверных различий у детей контрольной и экспериментальной групп не отмечено (Р>0,05).
Таблица 3 - Динамика показателей физического развития дошкольников
за период эксперимента
Группа Период Показатели физического развития
обследования Вес (кг) Рост (см) ОКГ (см)
Э До эксперимента 18,4 ±0,25 96,2±1,0 50,4 ±0,47
После эксперимента 25,3 ±0,30 117,2± 0,98 60,0± 0,88
Достоверность различий Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001
1=4,090 1=4,34 1=5,62
1К До эксперимента 18,5 ±0,39 96,3± 1,1 50,6± 0,71
После эксперимента 25,7± 0,40 113,6 ±1,39 57,2 ±0,70
Достоверность различий Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001
1=3,054 1=1,65 1=0,91
Достоверность различий Э-К Р>0,05 Р<0,05 Р<0,05
групп после эксперимента 1=3,463 1=0,97 1=2,75
За экспериментальный период произошли существенные изменения в показателях гармоничности физического развития дошкольников (таблица 4). В экспериментальной группе количество детей, имеющих гармоничное развитие, увеличилось на 51,9%. На 30,7% уменьшилось число дошкольников, имеющих дисгармоничное и на 21,2% имеющих резко дисгармоничное развитие.
Таблица 4 - Динамика показателей гармоничности развития дошкольников
за период эксперимента
Гармоничность развития
Группы Гармоничное Дисгармоничное Резко дисгармоничное
До эксперимента 30,7 46,1 23,2
Э После эксперимента 82,6 15,4 2
До эксперимента 32,7 40,6 26,7
К После эксперимента 53,8 30,7 15,5
В контрольной группе также произошли положительные изменения данного показателя, однако эти изменения менее выражены.
К концу эксперимента количество детей, имеющих гармоничное развитие, возросло на 21,1%, число имеющих дисгармоничное развитие уменьшилось на 9,9%, имеющих резко дисгармоничное развитие уменьшилось на 11,2%.
Сравнительный анализ полученных результатов позволяет утверждать, что экспериментальная программа оказала значительное позитивное воздействие на физическое развитие детей, в достаточной мере улучшив его количественные и качественные показатели. Эти данные подтверждают мнение, что целенаправленные, методически правильно организованные занятия физическими упражнениями, а также использование оздоровительных технологий могут влиять на формирование отдельных макроморфологических и функциональных признаков и, тем самым, способствовать гармоничному развитию тела и организма в целом.
Позитивные результаты экспериментальной работы указывают на эффективность предпринятых мер и диктуют необходимость их использования в практике детских садов.
Думается, что инновационные процессы в образовательных дошкольных учреждениях, благодаря их организации на научной основе, будут способствовать выработке оптимальной стратегии воспитания и оздоровления детей в масштабах всего общества.
USE OF INTEGRATED SYSTEMS IMPROVEMENT IN THE NURSERY N.N. KOLESNIKOVA, O. V. MAKSIMUK Summary
In the article an estimation over of efficiency of the system of health and correction-pedagogical work is brought with children, having problem in a health, plugging in itself the complex of untraditional facilities of making healthy, athletic and the treatment and prophylactic measures.
© Колесникова Н.Н., Максимук О.В.
Поступила в редакцию 22 апреля 2011 г.