М. А. Пышненко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ТУБИНФИЦИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Работа представлена кафедрой педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Якутского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева
В статье рассматриваются общеоздоровительные мероприятия для тубинфи-цированных детей дошкольного возраста, педагогические условия для полноценного их развития, особенности валеологического воспитания, организация питания в санаторных группах дошкольного учреждения с учетом территориальных особенностей.
The article views general corrective measures for pre-school tuberculosis-infected children, pedagogical conditions for their full-fledged development, features of valeologi-cal education, catering in sanatory groups of a pre-school institution taking into account territorial features.
На современном этапе проблема одной из самых актуальных. Статистика
профилактики здоровья детей является состояния здоровья детского населения
показывает прогрессирующие тенденции к росту заболеваемости, снижению уровня здоровья1. Исследования состояния здоровья дошкольников, проживающих в Якутске, показывают, что здоровыми из них могут быть признаны лишь не более 5%. Остальные 95% имеют те или иные хронические заболевания, нарушения в состоянии здоровья2. По последним данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста является тубинфи-цированным3.
В 2006 г. Муниципальное управление образованием по предложению главного детского фтизиатра улуса на базе детского сада «Брусничка» открыло две санаторные группы и санаторный 1-й класс, функционирующие в круглосуточном режиме, для тубинфицирован-ных детей улуса.
Сотрудниками дошкольного учреждения внедряются в образовательный процесс современные здоровьесберегающие и здоровьесоставляющие технологии. Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы благоприятные условия: имеется зимний сад, музыкальный зал, физкультурный зал, плавательный бассейн, фитобар, люстры Чижевского, освежающие и насыщающие воздух отрицательно заряженными ионами, кабинеты медперсонала, физио-, кабинет массажиста, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, имеется коррекционный центр (логопед, педагог-ва-леолог, психолог), комната релаксации. В распоряжении детей врач-педиатр, фтизиатр.
В санаторные группы детского сада направляются дети после обследования в противотуберкулезном диспансере и по направлению врача-фтизиатра.
Для тубинфицированных и контактных по вирусу детей проводится химиопрофилактика - превентивное ле-
чение противотуберкулезными препаратами. Наличие показаний на лечение определяет фтизиатр, который назначает соответствующее лечение. Химиопрофилактика проводится медсестрой детского сада с ежедневным заполнением процедурного листа4. В конце курса лечения процедурный лист передается в противотуберкулезный диспансер. Лечение проводится под контролем клинических и биохимических анализов.
С целью оздоровления детей в ДОУ проводятся общеоздоровительные мероприятия - это мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости организма к туберкулезной инфекции:
1) организовано дополнительное питание;
2) проведение закаливающих процедур:
• плавание в бассейне;
• умывание и мытье рук до предплечья прохладной водой 3-4 раза в день;
• сухое растирание спины, груди, верхних и нижних конечностей;
• влажные обтирания до пояса попеременно теплой и прохладной водой;
• контрастные обливания ног;
• босоножье, ходьба по влажным солевым и рефлекторным дорожкам;
• нёбное закаливание, полоскание полости рта прохладной водой 4 раза в день (круглогодично);
• утренняя гимнастика босиком в трусиках и майке при температуре +17°С;
• физкультурные занятия на улице зимой при температуре не ниже -15°С;
• ежедневные прогулки на свежем воздухе 2 раза в день при температуре не ниже -30°С;
3) дыхательная гимнастика;
4) занятия лечебной физкультурой, оздоровительный дозированный бег, утренняя гимнастика, ритмика, хореография;
5) массаж (классический, точечный, сегментарный, аппаратный);
6) организован щадящий режим дня (сокращается время занятий, увеличивается время сна и т. д.);
7) фито-, арома-, кислородо- и витаминотерапия;
8) музыко-, смехо- и сказкотерапия;
9) противорецедивное лечение хронических заболеваний (детей состоящих на учете у гастроэнтеролога, невропатолога, лор врача, педиатра, аллерголога);
10) неспецифическая и специфическая имунопрофилактика (для экстренной профилактики гриппа и ОРЗ используем препарат гриппферон в виде капель в нос и арбидол);
11) физиолечение детям из группы часто болеющих, после перенесенного острого заболевания. В ДОУ представлены основные виды физиотерапии (свето-, тепло-, электролечение, ультразвук). Используется ультразвуковой ингалятор, тубус-кварц, лампа «Соллюкс», аппараты «Геска», «Ультратон»;
12) общее УФО в зимний период времени с целью повышения иммунитета;
13) санация очагов хронической инфекции (кариеса, хронического тонзиллита).
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Для правильной организации питания детей в детском саду имеются два перспективных меню (зимне-весеннее и летне-осеннее) на 10 дней, утвержденные Госсанэпиднадзором.
Согласно Положению о санаторных детских садах, дети санаторных групп получают усиленное питание, которое финансируется за счет средств местного бюджета. Ежедневно в 10 часов утра дети получают фрукты (яблоки, мандарины, бананы, виноград) или на-
туральные соки, на обед овощи. В течение года в саду проводится С-витамини-зация первых и третьих блюд.
Питание в санаторных группах пятиразовое. Ежедневно дети получают кисломолочные продукты - каши на молоке, творожные блюда, сметану, на поздний ужин кефир, йогурт.
Чтобы выжить в суровых условиях Севера, якуты издавна занимались скотоводством, охотой, рыбалкой и питались натуральными продуктами -кумысом, рыбой, мясом и лесными ягодами. Учитывая территориальные особенности питания и состояние здоровья детей, в саду организованы два раза в неделю рыбные дни. В рацион включаются лесные ягоды - брусника и клюква с медом. Повара стряпают детям национальные якутские лепешки. Детские фтизиатры рекомендуют для детей санаторных групп кумыс, так как он особенно полезен для здоровья.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка необходимо сформировать у дошкольников знания по ва-леологии. С этой целью разработана и внедрена в педагогический процесс авторская парциальная программа «Крепыш» (автор М. А. Пышненко), которая была издана в 2002 г. в Якутске.
Программа «Крепыш» включает в себя следующие нововведения:
1. Обучение детей средствам и методам диагностики своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины, стоп по системе А. Уманской; бесконтактный массаж; тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастика по М. И. Чистяковой,
гимнастика для глаз и другие ее виды). Все виды массажа проводятся в игровой форме в виде легких поглаживаний с использованием наглядных дидактических пособий.
2. Формирование навыков саморегуляции поведения (социально-поведенческие тренинги, тренинги эмоций, аутотренинги).
3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья детей и организация работы по оздоровлению через систему занятий в валеологическом центре (живопись с помощью зубов, рук, ног с последующим успокаивающим массажем - проводится только одно занятие в подготовительной к школе группе с целью воспитания сочувствия людям с ограниченными возможностями - инвалидам; включение в занятия валео-логических песен, оздоровительных игр, просмотров видеозаписей мультфильмов).
4. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для оздоровления в семье.
Валеологическое воспитание дошкольников основано на принципах системного и деятельностного подхода, безопасных приемов оздоровления, принципах меры, гуманизма и альтруизма («Научился сам - научи друга»).
Особенностью валеологического воспитания является то, что оно опирается на произведения русского и якутского народного творчества и литературы. Занятия по валеологии проводятся во всех возрастных группах по подгруппам (8-10 человек). Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеоло-
гические тесты и задачи, видео- и аудиозаписи.
Современные дети, особенно проживающие в суровых условиях Севера, в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, что приводит к серьезным функциональным нарушениям различных органов и систем организма. Помимо занятий по валео-логии, общеразвивающих физкультурных занятий, ЛФК, программа «Крепыш» предусматривает проведение оздоровительной гимнастики на основе восточной рефлексотерапии, фитотерапии, лечебного массажа. Комплексное проведение этих традиционных и нетрадиционных оздоровительных мероприятий в северных условиях просто необходимо. Обогащение двигательного режима, особенно направленное на воспитание выносливости, способствует более интенсивному развитию не только всех двигательных навыков и качеств у детей, но и увеличению физической работоспособности, повышению закаленности детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды, ведет в конечном счете к снижению заболеваемости.
Вся работа основывается на диагностике и контроле по выявлению исходных показателей психофизического развития, двигательной подготовленности детей. Повышается уровень физической подготовленности детей. Совершенствуются их двигательные навыки. Развиваются физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и т. д. Уменьшилось количество детей с III группой здоровья.
Мониторинг состояния здоровья наших детей позволяет сделать нам следующие выводы:
1. Снижение уровня соматических заболеваний детей, травматизма, а также заболеваний связанных с отравлениями и т. д.
2. Снижение количества часто болеющих детей на 5% и эпизодов острой заболеваемости, предотвращение развития хронических процессов.
3. Улучшение повторных общеклинических анализов тубинфициро-ванных детей после прохождения курса химиопрофилактики и оздоровительных мероприятий.
4. Сокращение длительности заболеваемости и пропусков по болезни одним ребенком в год от 24 до 14 дней.
5. Повышение индекса здоровья от 72 до 91%.
6. Увеличение количества детод-ней на 20%.
7. Повышение уровня физической подготовленности детей, повышение их общей работоспособности.
8. Уменьшение количества детей с III группой здоровья.
9. Эффективная коррекция физического и психического развития ребенка в условиях образовательного учреждения.
10. Сформированность у каждого дошкольника:
• понятий ценности здорового образа жизни;
• чувства эмоционального благополучия, положительного самоощущения, инициативности и любознательности, осмысленной произвольности действий и поступков, способности к творческому самовыражению;
• скорректированности у отдельных детей психических и физических недостатков и свободное вхождение этой категории детей в мир детства, свободное общение с ровесниками и взрослыми;
• компетентности в сфере отношений к окружающему миру, к людям, к собственному организму и живой природе.
11. Повышение уровня валеологи-ческой образованности родителей:
• рост их посещаемости мероприятий по педагогическому просвещению;
• участие в конкурсах, играх, педсоветах;
• стремление анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
• проявление у родителей осознанного отношения к оздоровительной работе в семье;
• общественное мнение родителей
о работе детского сада.
8. Комплексная система оценки эффективности оздоровительной работы в учреждении.
12. Отбор наиболее эффективных методов оздоровления и валеологиче-ского воспитания детей с целью использования их в дальнейшей работе по формированию здоровья детей.
13. Укрепление сотрудничества педагогических и медицинских работников.
14. Сформированность положительного имиджа ДОУ в республике.
Ежегодный анализ показателей заболеваемости и индекса здоровья детей позволяет сделать вывод о том, что все воспитательно-оздоровительные
мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными.
Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста нашего региона имеет огромный учебновоспитательный потенциал. Предложенные средства, формы и методы оздоровительно-профилактической работы с применением якутских народных традиций оздоровления и использованием нетрадиционных систем, а именно восточной рефлексотерапии, в детском саду служит основой укрепления здоровья дошкольников, что очень важно в воспитании здорового поколения.
1 Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка. Л.: Медицина, 1991. С. 87-111.
2 Андреева А. А. Решающий фактор - ЗОЖ // Якутск вечерний. 2007. № 95. С. 2.
3 Тарасова Л. И. Палочки Коха наступают // Хангалас. 2008. № 8. С. 4.
4 Приказ Министерства здравоохранения РС(Я), Министерства образования РС(Я), Территориального Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) № 456 «О мерах по предупреждению туберкулеза в детских образовательных учреждениях РС(Я)» от 29.12.2004 г.