Е. А. Москаленко, воспитатель, г. Норильск, Красноярский край
Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств
В последние годы происходит неуклонное снижение уровня здоровья взрослого и особенно детского населения страны. Недостатки развития функциональных органов и систем, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания, низкий уровень физической подготовленности наблюдаются у большинства детей, поступающих в школу.
Здоровье человека в большей степени зависит от:
• наследственности;
• состояния окружающей среды;
• образа жизни.
Каждый из перечисленных выше факторов имеет в Норильске свой негативный «северный оттенок».
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Норильского промышленного района воспитывается третье поколение северян, наследственность которых существенно ослаблена продолжительным пребыванием их родителей в экстремальных условиях Заполярья.
В условиях Крайнего Севера потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью ее осуществления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют общему утомлению, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка, его двигательных функциях и умственной активности.
В сложившейся системе физического воспитания детей на Крайнем Севере проблема гиподинамии и повышения уровня физического развития детей на протяжении многих лет решалась в основном за счет увеличения объема двигательной активности, моторной плотности и количества регламентированных форм занятий в режиме дня ДОУ.
Стремление максимально увеличить моторную плотность специальных занятий повлекло
за собой уменьшение, а зачастую полное исключение общения педагога с детьми и детей между собой во время занятий физическими упражнениями. Увеличение регламентированных форм занятий, их продолжительности сократило время для самостоятельной и игровой деятельности дошкольников.
Учитывая особенности развития детей в конкретном регионе, основным направлением работы на данном возрастном этапе является ликвидация некоторых отставаний в моторном развитии детей.
Правильно организованные занятия физкультурой способствуют формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению самочувствия.
При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма.
Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.
Условия нормального развития и укрепления здоровья детей:
1. Режим дня ребенка.
2. Питание.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
4. Закаливание (традиционные и нетрадиционные методы закаливания).
5. Формирование осанки и профилактика плоскостопия.
На организм человека в условиях Крайнего Севера влияют следующие факторы:
• необычная для высоких широт фотопериодичность (полярная ночь и полярный день);
• воздействие низких температур в сочетании с высокой скоростью ветра на открытые участки тела;
• снижение физической активности, обусловленная неблагоприятными метеорологическими факторами;
• несбалансированное питание; • промышленное загрязнение внешней среды. Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей предусматрива- ют научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.
Оптимизация двигательного режима
Физкультурные занятия 2 раза в неделю
Утренняя гимнастика босиком Ежедневно
Гимнастика после дневного сна Ежедневно
Прогулки с включением подвижных игр и игровых упражнений Ежедневно
Занятия в бассейне 2 раза в неделю
Музыкальное занятие 2 раза в неделю
Динамический час 4 раза в неделю
Физкультурные мероприятия, динамические паузы Ежедневно (во время занятий)
Спортивный досуг 1 раз в месяц
День здоровья 1 раз в квартал
Неделя здоровья В дни каникул
Диагностика физической подготовленности детей 2 раза в год
Здоровьесберегающие технологии
Использование приемов релаксации: минутки тишины, музыкальные паузы Ежедневно несколько раз в день
Игры-упражнения для формирования правильной осанки Во время утренней и вечерней гимнастики, физ. занятий, двигательно-игровой разминки
Игры-упражнения профилактики и коррекции плоскостопия Во время утренней и вечерней гимнастики, физ. занятий
Дыхательная гимнастика 3 раза в день во время утренней гимнастики, на прогулке, после сна
Пальчиковая гимнастика 2-3 раза в день
Гимнастика глаз Во время занятий
Лечебно-оздоровительная работа
Прием детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей Ежедневно
Полоскание зева водой в утренние часы по схеме Ежедневно
Санация носоглотки оксалиновой мазью Ежедневно
Ароматизация помещения (чесночные букетики) В течение дня ежедневно
Чесночно-луковые закуски Перед обедом
Чесночные бусы В течение дня ежедневно
Обширное умывание Ежедневно
Полоскание зева водой Ежедневно после приема пищи
Занятия в плавательном бассейне 2 раза в неделю
Проветривание помещения Ежедневно
Витаминотерапия: Ежедневно
Прием витаминов «Ревит»
Йодопрофилактика препаратом «Йодомарин»
Дополнительная витаминизация по плану медсестры оздоровления Ежедневно
Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В. И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания в ДОУ.
В течение года показатели физических качеств могут изменяться.
Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.
Например, в младшей группе детского сада физкультурно-оздоровительная работа представлена в виде следующей системы.
Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.
К основным направлениям оздоровительной деятельности в данной группе, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей, следует отнести:
1. Организацию санитарно-эпидимеологи-ческого режима, создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
2. Организацию питания.
3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
4. Организацию лечебно-профилактической работы с детьми.
5.Физическое воспитание детей с учетом возрастных особенностей детей.
6. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, учитывая деятельност-ный и региональные компоненты.
Все это способствует улучшению развития физических качеств детей дошкольного возраста.
Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля обеспечивают нормальное физическое воспитание детей дошкольного возраста. ■