Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств'

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
593
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Москаленко Елена Антоновна

В последние годы происходит неуклонное снижение уровня здоровья взрослого и особенно детского населения страны. Недостатки развития функциональных органов и систем, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания, низкий уровень физической подготовленности наблюдаются у большинства детей, поступающих в школу. Здоровье человека в большей степени зависит от наследственности; состояния окружающей среды; образа жизни. Каждый из перечисленных выше факторов имеет в Норильске свой негативный «северный оттенок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Москаленко Елена Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств»

Е. А. Москаленко, воспитатель, г. Норильск, Красноярский край

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств

В последние годы происходит неуклонное снижение уровня здоровья взрослого и особенно детского населения страны. Недостатки развития функциональных органов и систем, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания, низкий уровень физической подготовленности наблюдаются у большинства детей, поступающих в школу.

Здоровье человека в большей степени зависит от:

• наследственности;

• состояния окружающей среды;

• образа жизни.

Каждый из перечисленных выше факторов имеет в Норильске свой негативный «северный оттенок».

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Норильского промышленного района воспитывается третье поколение северян, наследственность которых существенно ослаблена продолжительным пребыванием их родителей в экстремальных условиях Заполярья.

В условиях Крайнего Севера потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью ее осуществления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют общему утомлению, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка, его двигательных функциях и умственной активности.

В сложившейся системе физического воспитания детей на Крайнем Севере проблема гиподинамии и повышения уровня физического развития детей на протяжении многих лет решалась в основном за счет увеличения объема двигательной активности, моторной плотности и количества регламентированных форм занятий в режиме дня ДОУ.

Стремление максимально увеличить моторную плотность специальных занятий повлекло

за собой уменьшение, а зачастую полное исключение общения педагога с детьми и детей между собой во время занятий физическими упражнениями. Увеличение регламентированных форм занятий, их продолжительности сократило время для самостоятельной и игровой деятельности дошкольников.

Учитывая особенности развития детей в конкретном регионе, основным направлением работы на данном возрастном этапе является ликвидация некоторых отставаний в моторном развитии детей.

Правильно организованные занятия физкультурой способствуют формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению самочувствия.

При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма.

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

Условия нормального развития и укрепления здоровья детей:

1. Режим дня ребенка.

2. Питание.

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

4. Закаливание (традиционные и нетрадиционные методы закаливания).

5. Формирование осанки и профилактика плоскостопия.

На организм человека в условиях Крайнего Севера влияют следующие факторы:

• необычная для высоких широт фотопериодичность (полярная ночь и полярный день);

• воздействие низких температур в сочетании с высокой скоростью ветра на открытые участки тела;

• снижение физической активности, обусловленная неблагоприятными метеорологическими факторами;

• несбалансированное питание; • промышленное загрязнение внешней среды. Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей предусматрива- ют научный подход к работе персонала, совершенствование диагностики, методов оценки состояния здоровья детей, организации реабилитационных мероприятий в местных условиях.

Оптимизация двигательного режима

Физкультурные занятия 2 раза в неделю

Утренняя гимнастика босиком Ежедневно

Гимнастика после дневного сна Ежедневно

Прогулки с включением подвижных игр и игровых упражнений Ежедневно

Занятия в бассейне 2 раза в неделю

Музыкальное занятие 2 раза в неделю

Динамический час 4 раза в неделю

Физкультурные мероприятия, динамические паузы Ежедневно (во время занятий)

Спортивный досуг 1 раз в месяц

День здоровья 1 раз в квартал

Неделя здоровья В дни каникул

Диагностика физической подготовленности детей 2 раза в год

Здоровьесберегающие технологии

Использование приемов релаксации: минутки тишины, музыкальные паузы Ежедневно несколько раз в день

Игры-упражнения для формирования правильной осанки Во время утренней и вечерней гимнастики, физ. занятий, двигательно-игровой разминки

Игры-упражнения профилактики и коррекции плоскостопия Во время утренней и вечерней гимнастики, физ. занятий

Дыхательная гимнастика 3 раза в день во время утренней гимнастики, на прогулке, после сна

Пальчиковая гимнастика 2-3 раза в день

Гимнастика глаз Во время занятий

Лечебно-оздоровительная работа

Прием детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей Ежедневно

Полоскание зева водой в утренние часы по схеме Ежедневно

Санация носоглотки оксалиновой мазью Ежедневно

Ароматизация помещения (чесночные букетики) В течение дня ежедневно

Чесночно-луковые закуски Перед обедом

Чесночные бусы В течение дня ежедневно

Обширное умывание Ежедневно

Полоскание зева водой Ежедневно после приема пищи

Занятия в плавательном бассейне 2 раза в неделю

Проветривание помещения Ежедневно

Витаминотерапия: Ежедневно

Прием витаминов «Ревит»

Йодопрофилактика препаратом «Йодомарин»

Дополнительная витаминизация по плану медсестры оздоровления Ежедневно

Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В. И. Усаковым, используется для оценки эффективности системы физического воспитания в ДОУ.

В течение года показатели физических качеств могут изменяться.

Это происходит за счет естественного роста детей, роста их двигательной активности, целенаправленной работы по физическому воспитанию.

Например, в младшей группе детского сада физкультурно-оздоровительная работа представлена в виде следующей системы.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в данной группе, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей, следует отнести:

1. Организацию санитарно-эпидимеологи-ческого режима, создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

2. Организацию питания.

3. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

4. Организацию лечебно-профилактической работы с детьми.

5.Физическое воспитание детей с учетом возрастных особенностей детей.

6. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, учитывая деятельност-ный и региональные компоненты.

Все это способствует улучшению развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы, организация постоянного медико-педагогического контроля обеспечивают нормальное физическое воспитание детей дошкольного возраста. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.