Научная статья на тему 'Медико-психологическая поддержка сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса'

Медико-психологическая поддержка сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
308
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общая заболеваемость детей / неврологические и аллергические заболевания / комплекс закаливающих / оздоровительных и профилактических мероприятий по их снижению / медико-психологическая поддержка

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронова Тамара Петровна

Автор предлагает для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в ДОУ использовать медико-психологическую поддержку, раскрывает ее содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронова Тамара Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическая поддержка сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса»

Проблемы здоровьесбережения в образовании

ния, материалов), пользуется им в соответствии с назначением.

5.3. Источниками финансирования являются:

• бюджетные и внебюджетные средства;

• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;

• доходы, получаемые от реализации продукции и услуг, а также других видов разрешенной самостоятельной деятельности;

• другие источники в соответствии с действующим законодательством.

5.4. РЦСРР отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств.

5.5. РЦСРР вправе осуществлять международное сотрудничество в порядке, установленном законодательством; устанавливать прямые связи с аналогичными учреждениями СНГ и России.

VI. Прекращение деятельности РЦСРР

6.1. Ликвидация и реорганизация РЦСРР осуществляется по решению учредителя в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании».

6.2. При ликвидации денежные средства и иное имущество направляется на цели развития образования.

Автор предлагает для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в ДОУ использовать медико-психологическую поддержку, раскрывает ее содержание.

Миронова Тамара Петровна,

заведующая МДОУ № 20 «Дружная семейка» компенсирующего вида

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Каково может быть содержание медико-психологической поддержки, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса?

Ключевые слова: общая заболеваемость детей, неврологические и аллергические заболевания, комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий по их снижению, медико-психологическая поддержка

Цель: снижение общей заболеваемости детей, степени тяжести неврологических и аллергических заболеваний. Разработка и внедрение оздоровительных методик, гипоаллергенных диет, позволяющих снизить частоту обострения хронической патологии.

Задачи:

1. Сохранить и укрепить здоровье детей, посещающих ДОУ с помощью построения системы оздоровления детей, включающую ряд оздоровительных комплексов.

2. Повысить адаптационные возможности их организма к воздействию неблагоприятных экологических и социальных факторов.

3. Осуществлять медицинский и педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой.

4. Расширить спектр технологий медико-психологической поддержки.

5. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Ожидаемый результат:

6. Укрепление здоровья детей.

7. Совершенствование резервов социальной и биологической адаптации.

8. Формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

9. Гармонизация психоэмоциональных состояний.

Используя комплекс закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий удалось снизить уровень соматической заболеваемости среди детей, посещающих ДОУ (дети преимущественно со второй и третьей группой здоровья). Снижение заболеваемости характеризовалось не только количественным улучшением показателей. Среди детей с неврологической патологией удалось добиться стабилизации процесса, а также значительного улучшения состояния здоровья у части детей.

Среди детей с аллергопатологией отмечалось отсутствие обострений основного заболевания, дости-

12

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Проблемы здоровьесбережения в образовании

жение стойкой ремиссии (в частности бронхиальной астмы) и расширение диеты до общего стола, что позволило повысить качество их жизни.

Таким образом, медико-психологическая, оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ в течение 2006-2008 г.г. проводилась эффективно, что является несомненным результатом тесного сотрудничества специалистов и педагогов ДОУ.

сами и сбросами предприятий энергетической, нефтеперерабатывающей промышленности, а также транспорта.

Это является одним из главных факторов высокой заболеваемости населения, в том числе и детского.

Поэтому проблема снижения заболеваемости очень актуальна и является одной из главных в деятельности ДОУ для детей с неврологическими и с аллергическими заболеваниями.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2006-2008 г.

Заболеваемость на 1000 детей в ДОУ Сравнение с общегородским показателем

2006 2007 2008 2006 2007 2008

ясли сад ясли сад ясли сад ясли сад ясли сад ясли сад

1146 856 1825 793 1575 615 1122,9 804,9 1432 823 1186,3 792

Пропущено ребенком по болезни Сравнение с общегородским показателем

2006 2007 2008 2006 2007 2008

в среднем в среднем в среднем в среднем в среднем в среднем

7,6 8,2 6,0 8,3 8,0 7,2

Анализ показателей заболеваемости детей позволил отметить тенденцию к ее снижению. Показатель заболеваемости по ДОУ снижен по сравнению с предыдущими годами и не превышает средний показатель по городу.

Проблема оздоровления детей - это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей.

Приоритетные направления работы ДОУ

Заболеваемость на 1000 детей садовских групп ДОУ в сравнении с общегородскими показателями за 2006 - 2008 г.

1000 800 600 400 200 0

2006 2007 2008

Тесная связь между состоянием окружающей среды, условиями жизни и здоровья населения является в настоящее время неоспоримым фактом.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% -от образа жизни.

На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком, социальном аспекте.

Анализ экологической обстановки в городе показывает, что уровень загрязнения окружающей среды достаточно высок и характеризуется в основном выбро-

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя:

• создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

• реализацию здоровьесберегающих технологий;

• обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• формирование привычек здорового образа жизни;

• реализацию рационального здорового питания детей, соблюдение гипоаллергенной диеты;

• проведение лечебно-профилактической работы;

• регулярный контроль за состоянием здоровья детей и их эмоциональном состоянии.

У детей с аллергической патологией, особенно с проявлениями атопического дерматита, ведущим нарушением ЦНС являются проявления эмоциональной лабильности, раздражительности.

Это вызвано основными проявлениями атопического дерматита - кожным зудом и расчесами на теле, сухостью кожных покровов. Дети с подобными проявлениями отличает повышенная возбудимость, нервозность, сниженная способность к концентрации внимания. Дети склонны к острым аллергическим реакциям, таким как отек Квинке, крапивница.

Для детей с неврологической патологией характерны следующие особенности поведения: раздражительность, слабость, неустойчивость поведения, трудность при засыпании и беспокойный сон; нарушение

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

13

Проблемы здоровьесбережения в образовании

процессов запоминания, постоянная отвлекаемость. Из постоянных симптомов присутствуют: головная боль, двигательное беспокойство, эмоциональная лабильность.

В ДОУ апробирована система оздоровления включающая ряд комплексов, являющихся наиболее перспективным направлением современной профилактической медицины. Созданы все условия, позволяющие проводить профилактическое лечение в комплексе. Широко используется фитотерапия, физиотерапия (УФО, УВЧ, электрофарез), ингаляции с лекарственными травами, аэроионотерапия. Внедрена методика использования парафина в комплексе с лечебным массажем, что дает хорошие результаты в лечении неврологических заболеваний и атопического дерматита.

Основные требования, предъявляемые к оздоровительному комплексу:

1) гарантированная безопасность, даже в условиях сверхдлительного применения;

2) высокая клиническая эффективность;

3) доступность и техническая простота применения.

Хорошо апробированные профилактические технологии - закаливание и оздоровительные (адаптационные) гимнастики - основной метод профилактики, применяемый в ДОУ.

Главным принципом выбора дополнительных оздоровительных мероприятий является принцип комплиментарности - принцип их взаимного дополнения при отсутствии дублирующего воздействия. При этом наблюдается усиление профилактического эффекта.

К хорошо апробированным профилактическим мероприятиям в программу оздоровления включены следующие комплексы:

• модифицированная гимнастика Воробьева;

• гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы (ГКПС);

• комплекс дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой;

• психофизический комплекс по оптимизации работы системы пищеварения по А.С.Руденко.

Основным лечебным мероприятием для детей с аллергическими заболеваниями и пищевой аллергии в ДОУ №20 «Дружная семейка» является: назначение специальных элиминационных диет. Непременным условием диет является замена одних продуктов на другие, равноценные по питательной ценности и кало-ражу. Создана специальная картотека блюд, включающая в себя три лечебные диеты: безмолочная, вегетарианская и диета, которая предусматривает исключение из рациона всех облегатных аллергенов. Разработаны технологические карты приготовления блюд с соблюдением адекватной замены продуктов. Применение таких диет, восстанавливает процессы пищеварения и всасывания, дает в последующим возможность расширения диеты путем постепенного введения в рацион питания ребенка ранее исключенных продуктов. Таким образом, каждые три месяца в рацион вводят-

ся ране исключенные продукты. Это позволяет в течение одного года - полутора лет расширить рацион ребенка практически до общего стола. Контроль за выполнением гипоаллергенной диеты осуществляется постоянно врачом - аллергологом и диетсестрой путем ведения пищевого дневника на группах. Все диеты носят индивидуальный характер в соответствии с пищевым дневником ребенка. Среди других элимина-ционных мероприятий у детей с аллергическими заболеваниями очень важное значение имеет уменьшение контакта с бытовыми и эпидермальными аллергенами. В связи с этим не используется организация живого уголка в группе.

Дети с аллергическими и неврологическими заболеваниями имеют различные нарушения в эмоциональной сфере, что приводит к осложнению процесса адаптации и дальнейшего обучения. Причина этого деструктивные взаимоотношения в системе «ребенок - взрослый». Возникновение неблагоприятной ситуации связано с одной - стороны с недостаточным уровнем психолого-педагогической грамотности ближайшего окружения (родители, педагоги), с другой - с эмоционально - личностными проблемами взрослых.

Таким образом, работа по профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у детей с неврологическими и аллергическими заболеваниями актуальная задача специалистов ДОУ.

Работа педагога - психолога

осуществляется в нескольких направлениях:

1. Работа с детьми - организация и проведение психолого-педагогической диагностики. Проведение групповых занятий с детьми (до 6 человек), направленных на профилактику и коррекцию психоэмоциональных нарушений в кружке «Страна эмоций».Такие еженедельные встречи представляют психологу новые возможности как в общении с детьми, так и в работе с педколлективом.

2. Работа с родителями - оптимальными формами работы являются индивидуальные и групповые консультации, стендовая информация, психологические акции. В результате повысился уровень мотивации родителей на совместную деятельность с участниками воспитательного - образовательного процесса, в решении проблем воспитания и развития детей.

3. Работа с педагогами - индивидуальные консультации, тематические консультации, психологические акции, стендовая работа. Проведение мероприятий с созданием необходимых условий, безопасных для психического и психологического здоровья детей. Результат: увеличилось количество педагогов, использующих рекомендуемые формы работы с детьми с эмоциональными нарушениями в практической деятельности.

4. Работа психолога с администрацией ДОУ -создание комфортной образовательной среды в ДОУ.

14

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

Проблемы здоровьесбережения в образовании

Таким образом, применение психолого-педагогических средств, направленных на купирование и предупреждение у детей негативных проявлений, помогают добиться положительных результатов. Психорегулирующие тренировки способствуют повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. Занятия в кружке «Страна эмоций» помогают ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.

Рассмотрим, как осуществляется нами повышение неспецифической резистентности организма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Фитотерапия:

а) фиточаи;

б) соки.

2. Медикаментозные средства (поливитаминные препараты).

3. Профилактика ЛОР заболеваний - полоскание полости рта и носоглотки:

а) физиологическим раствором соли;

б) отварами трав, зеленым чаем;

в) закапывание в нос масляного раствора календулы - ежедневно (курс - по 2 недели, с октября по март);

г) 2 раза в неделю раствор чесночно-масляных ка-

пель (чередовать в период повышенной заболеваемости).

4. Нормализация функции ЦНС:

а) соблюдение режима дня;

б) музыкотерапия (музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий), арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия;

в) упражнения на релаксацию.

5. Йодная профилактика: йодированная соль.

6. Основные виды услуг:

лечебно-оздоровительные и профилактические:

- орошение зева подсоленной водой 2-3 раза в день, настоем трав;

- ингаляции;

- люстра «Чижевского» (аэроионотерапия);

- лечебное смазывание носа;

- парафинолечение;

- УФО, УВЧ, электрофорез;

- индивидуальная фитотерапия;

- медикаментозная терапия;

- полоскание рта после еды (профилактика кариеса);

- лечебный и оздоровительный массаж (индивидуально);

- использование бактерицидных ламп (кварцева-ние);

- точечный массаж;

- сухой бассейн;

- проведение электрофореза;

физкультурно-оздоровительные:

- физкультурные досуги, спортивные праздники, корригирующая гимнастика (для глаз, пальчиковая, дыхательная), физминутки на занятиях, музыкотерапия, КУФ, физкультурные занятия, физкультурные занятия на воздухе, гимнастика пробуждения (после сна), подвижные игры;

закаливающие мероприятия:

- полоскание рта прохладной водой;

- игры с водой;

- ходьба по массажным коврикам, дорожкам, по мокрому одеялу перед сном;

- пребывание в группе в облегченной одежде;

- прогулки;

- воздушные ванны;

- умывание в течение дня прохладной водой;

- обтирание варежками;

- закаливание по рижскому методу;

- обеспечение чистоты среды (лампа Чижевского, лампа «Истион»);

- специальное закаливание по Уманской (точечный массаж);

- лечебные игры Галанова;

специальные врачебные:

- осмотр детей врачами - специалистами, консультации, прививочная работа, назначение медикаментозного лечения и физиопроцедур, гипоаллергенная диета, лечебная работа по оздоровлению детей, динамика восстановительного лечения, определение уровня физического здоровья, беседа с персоналом по санитарно-гигиеническим, техническим мероприятиям;

коррекционные:

- профилактическая коррекционно-развивающая работа психолога;

- коррекционная работа по профилактике плоскостопия (занятия ЛФК);

- кружковая работа: кружок «Топотушки» для детей с нарушением осанки и плоскостопием;

- дополнительные занятия коррекционной направленности по коррекции речи детей (логопункт);

- занятия в соответствии с образовательной программой коррекционной направленности.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/4

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.