Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в детском саду'

Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
774
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОПЫТ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванцова Татьяна Петровна

Статья знакомит с эффективными подходами к комплексному решению вопросов здоровьесбережения детей. Рекомендуется для работников дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванцова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие компоненты организации учебно-воспитательного процесса в детском саду»

в инновационном учреждении, значительно выше стоимости содержания ребенка в отдельно взятых учреждениях традиционных систем образования и здравоохранения (в детском дошкольном учреждении, в полной средней общеобразовательной школе, в стационаре детской соматической больницы и в специализированном стационаре). Однако, при необходимости осуществления в течение года образовательных и лечебно-оздоровительных программ в указанных учреждениях общая затратность значительно превышает расходы на одного ребенка в инновационном комплексе, выполняющем интегрированные образовательно-оздоровительные программы. Кроме того, содержание ребенка в инновационном учреждении в несколько раз дешевле, чем круглогодичное оздоровление дошкольника и школьника в специализированном санатории, а также лечения в специализированном стационаре. Но самое главное -это громадный социальный эффект комплексной реабилитации детей и подростков: возможность полноценной трудовой деятельности для родителей, укрепление семьи, возвращение нормального детства и возможностей профессионального обучения и труда во взрослой жизни для воспитанников Центра.

За период с 1989 по 2003 г. в Центре прошли реабилитацию более 8000 детей из Тюмени и всех районов Тюменской области. Интеграция образовательной деятельности с системой медико-психологического и социально-педагогического сопровождения развития ребенка обеспечивает более высокую эффективность комплексных реабилитационных программ по сравнению с реабилитацией хронически больных и физически ослабленных детей в автономно функционирующих учреждениях традиционных систем образования, здравоохранения и социальной защиты.

УДК 374.24 ББК Ч411.2

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ

Т. П. Иванцова

Ключевые слова: оздоровление детей, дошкольное учреждение, опыт работы.

Резюме: Статья знакомит с эффективными подходами к комплексному решению вопросов здоровьесбережения детей. Рекомендуется для работников дошкольных учреждений.

Здоровье детей - богатство нации. Этот тезис не утрачивает актуальности во все времена, а сегодня он просто самый главный, учитывая социальную

неустроенность и материальную необеспеченность значительной части населения, несовершенство системы охраны материнства и детства, алкоголизацию и рост наркомании общества.

Долгое время считалось, что забота о здоровье - прерогатива медицины, и образовательные учреждения просто выполняли ее инструкции. Но состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает озабоченность в обществе. И думающие педагоги, желая детям добра, поневоле начинают задавать себе непростые вопросы. А насколько я сам ответственно отношусь к своему здоровью? А могу ли взять ответственность за здоровье детей? Да и как это здоровье оберегать?

Наше дошкольное учреждение - это детский сад комбинированного вида № 111 г. Тюмени на 12 групп, три из которых - коррекционные для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад функционирует уже 25 лет, проект здания не предусматривал даже физкультурного зала. Поэтому на протяжении этих лет приходится заниматься реконструкцией: веранду приспособили под зал лечебной физкультуры и физкабинет; групповое помещение оборудовали под физкультурный и тренажерный залы, комнату психологической разгрузки. На сегодня материальная база детского сада, созданная для осуществления задач физического воспитания детей, выглядит вполне достойно: здесь многообразие тренажеров, изобилие физкультурного оборудования, достаточное количество спортивного инвентаря.

Здоровьесберегающее направление в работе коллектив взял с 1994 г. Внедрение программы «Здоровье» Алямовской стало основой в организации лечебно-профилактической работы в ДОУ.

Программа «Из детства в отрочество» дала возможность учесть выявленные у детей отклонения в состоянии здоровья, корригировать их с обязательным участием родителей и педагогов по индивидуальной схеме.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждает состояние здоровья вновь поступающих детей. Более 10% из них приходят с третьей группой здоровья, дефицит массы тела - у 9% детей. Функциональные отклонения имеют около 50%, ведущими из которых являются нарушения опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, аллергические проявления. Кроме этого прослеживается тенденция к увеличению количества детей, нуждающихся в специальной коррекционной работе.

В нашем городе, конечно, функционируют дошкольные учреждения компенсирующего типа, но всех нуждающихся обеспечить ими, наверное, сложно, да и не всегда это совпадает с местом жительства ребенка, а возить его на общественном транспорте сложно. Поэтому мы считаем, что эффективное оздоровление и воспитание здорового ребенка возможно и в обычном детском саду при соблюдении таких условий, как:

• организация оздоровительного режима и двигательной активности;

• учет индивидуальных особенностей детей в образовательном процессе;

• реализация системы лечебно-оздоровительной работы;

• обеспечение благоприятного психологического климата;

• взаимодействие с семьей в вопросах воспитания здорового образа жизни ребенка.

Главным компонентом здоровьесберегающей системы в учебно-воспитательной работе с детьми является организация оздоровительного режима и рационально организованная двигательная активность дошкольников.

Каждый педагог нашего детского сада старается строить оздоровительный режим с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья ребенка, возраста, эмоционального состояния, которое зависит от внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребенка.

С четырех лет ежедневно и в любое время года дети принимаются на свежем воздухе. Во всех возрастных группах зарядка проводится два раза в день: утром и после сна. В течение дня чередуются дыхательная гимнастика и «гимнастика» для глаз; индивидуальная и коррекционная работа; массаж по Уманской и мышечная релаксация; традиционные формы организации обучения и современные (комплексные, интегрированные, секционно-кружковые) занятия; комплексы упражнений, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Оптимальный уровень двигательной активности детей достигается на занятиях в тренажерном зале ДОУ, в котором находится более тридцати тренажеров. Значение данных занятий велико: во-первых, происходит избирательное действие на заданную группу мышц, тем самым ускоряя процесс их развития, совершенствуются физические качества (сила, ловкость, выносливость); во-вторых, достигается положительный эмоциональный настрой; в-третьих, это позволяет проявлять творческую инициативу ребенка. Только упражняясь на кольцах, можно сделать «уголок», «петрушку», «кольцо», «лягушку», «солдатика» и т. д. Занятия прививают интерес к физической культуре и спорту, умение рационально использовать свободное время.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении строится с учетом особенностей возраста, здоровья и физического развития детей. Диагностический комплекс осуществляется коллективом специалистов. Врач оценивает и прогнозирует здоровье детей, разрабатывает рекомендации для воспитателей. Медицинская сестра оценивает гармоничность физического развития, дифференцирует детей по группам для коррекционной работы. Воспитатель проводит обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности, получает дополнительную информацию от родителей.

Лечебно-профилактическая работа в детском саду проводится в соответствии с планом, разработанным врачом и утвержденным руководителем ДОУ. Мероприятия комплексного плана осуществляются медицинскими сестрами и педагогами. Курс оздоровления предусматривает три этапа:

• I подготовительный - включает в себя физиотерапию (УФО общее и местное), фитотерапию (общеукрепляющие, успокаивающие сборы), витаминотерапию (напитки «Золотой шар», отвар шиповника), точечный массаж по Уманской, полоскание зева минеральной водой;

• II этап - интенсивной терапии в целях профилактики заболеваний органов дыхания и, прежде всего, гриппа - курс неспецифической профилактики: закладывание оксолиновой мази в нос, фитонциды (лук, чеснок), полоскание зева отварами противовоспалительных трав, медикаментозное лечение (дибазол, глюконат кальция, настойка элеутерококка, бифидум, бактерин, на-ринэ); ароматерапия (мята, пихта, шалфей); массаж грудной клетки;

• III этап - реабилитационный: фитотерапия, витаминотерапия и физиопроцедуры с целью профилактики сопутствующих заболеваний.

Одним из факторов здоровьесберегающей системы является сохранение психического здоровья и создание психологического комфорта. На основании диагностики составляются планы индивидуальных и групповых коррекционных занятий, которые проводятся в форме игровой психотерапии по темам: «Победи свой страх», «Где живет радость», «Научись слушать себя». Психологом ДОУ разработана программа «Практическая психология для воспитателей» для помощи педагогу замечать негативные проявления у детей и правильно взаимодействовать с ними.

Успехов в полноценном развитии детей можно добиться только при единстве здоровьесберегающей системы в ДОУ и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей. А нарушение режима в выходные и праздничные дни создает предпосылки нервного напряжения ребенка.

Одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка, является рациональное и сбалансированное питание, какого мы и стараемся добиться в детском саду. Важной задачей считаем оказание помощи в организации питания детей в семье. В течение месяца родители писали в дневниках, что кушает ребенок дома. К анализу этих анкет мы подключили городской центр лечебного питания. Результаты заставили серьезно задуматься и педагогов, и родителей. Так, из мясных продуктов предпочтение получили колбаса, сосиски и очень редко печень; из овощей - картофель; рыбу, сыры, кисели, компоты дети дома получали 1-2 раза в месяц. Но почти ежедневно: печенье, кексы, конфеты. Все это мы обсудили с родителями на общем собра-

нии. Предложили ряд рекомендаций по организации питания ребенка. Ежедневно рекомендуем состав домашних ужинов и меню в выходные дни. Периодически консультируем по технологии приготовления блюд.

Подводя итоги восьмилетнего труда коллектива детского сада, можно сделать следующие выводы.

Одним из основных показателей, отражающих состояние здоровья детей и эффективность физически-оздоровительной работы, является заболеваемость. Так вот - до 1994 г. пропуски по болезни составляли до 22 дней на одного ребенка, а в последние годы не превышают 13 дней.

У большинства детей наметилась тенденция к активизации и повышению объема физических сил и возможностей.

Устанавливаются доверительные отношения между семьей и детским садом.

Но вместе с этим, детский сад переживает трудности с оснащением детской мебелью, компьютерной техникой, с созданием микроклиматических условий. Существенно осложняет организацию здоровьесберегающей системы ДОУ отсутствие в типовом штатном расписании врача, инструктора ЛФК, массажиста. Необходима новая нормативно-методическая документация, обеспечивающая гарантии качественного образования и медицинского обслуживания с учетом видового разнообразия ДОУ.

Мы считаем, что наш подход к укреплению здоровья детей отличается профилактической эффективностью, не требует дорогостоящей аппаратуры, способствует значительному улучшению состояния здоровья, не превращая при этом образовательное учреждение в лечебный санаторий.

УДК 37.018.58 ББК Ч421.0

ГОРОДСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Ш. А. АМОНАШВИЛИ

Г. А. Ядрышникова

Ключевые слова: развитие и воспитание младших школьников, гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили.

Резюме: В статье обсуждается проблема методики воспитания современного ребенка. За основу ее берется гуманно-личностная концепция Ш. А. Амонашвили, включающая основы семейного воспитания. Свою концепцию Амонашвили назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителей вверх. В статье приведены некоторые результаты деятельности учителей начальных классов по этой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.