УДК 796.011
В. А. Ильин, А. А. Карпушкин
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье обобщен опыт работы педагогического коллектива детского сада № 15 г. Заречного Пензенской области по формированию здоровьесберегающей среды в процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), здоровьесберегающее образовательное пространство, программа комплексного оздоровления детей дошкольного возраста с ЗПР, физкультурно-оздоровительные технологии, коррекционно-развивающий маршрут развития ребенка, хронические заболевания.
Abstract. The article results experience of work of pedagogical collective of kindergarten № 15 (number fifteen) of town Zarechny Penza region on formation of an environment - saving health in process of learning and education of children with mental retardation.
Keywords: mental retardation (MR), educational space saving health, program of complex improvement of children, sport - improving technologies, correctional developing route of development, chronic diseases.
Современное состояние нашего общества, высочайшие темпы его развития предъявляют новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. При этом постоянно усиливающееся негативное влияние на организм человека разнообразных факторов (от социально-экономических до экологических) приводит к ухудшению состояния здоровья не только взрослого населения нашей страны, но и детей, к снижению уровня их физического и интеллектуального потенциала.
Дошкольный возраст является важным периодом в развитии человека. Это время, когда у него закладываются фундаментальные основы физического и интеллектуального здоровья, прививаются общекультурные ценности, и от того, как организован процесс его воспитания и обучения в этот период, какие созданы условия для его взросления и гармоничного развития, зависит его дальнейшее развитие и здоровье в последующие годы. То, что упущено в этот период, трудно наверстать в последующие годы. Это обязывает работников дошкольных образовательных учреждений углубленно работать над проблемами укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
Мониторинг состояния здоровья населения России, проводимый Мин-здравсоцразвития РФ, свидетельствует о его постоянном ухудшении. По данным за 2009 г., коэффициент здоровья россиян составлял 0,2 - это значит, что из десяти человек здоровы только два.
За последние пять лет продолжает сохраняться и тенденция к ухудшению состояния здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей Российской академии медицинских наук, физиологически зрелыми на сегодняшний день рождается не более 14 % детей, а количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10 %.
Проведенные рядом ученых исследования свидетельствуют о том, что среди контингента детей дошкольного возраста наиболее часто наблюдается
задержка психофизического развития. Количество таких детей среди дошкольников в ряде регионов России достигает 25 % от детской популяции [1-4].
Быстрая утомляемость дошкольников с ЗПР, низкий уровень их умственной работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы сопровождаются более низкими, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, показателями физического развития и физической подготовленности. Все это существенно усложняет процесс обучения и воспитания данной категории детей [1, 3, 5, 6].
Анализ литературных источников показывает, что, если вопросы клиники и диагностики ЗПР у дошкольников изучены достаточно подробно [1-3], то практически отсутствует информация о комплексных программах оздоровления данной категории детей в условиях специализированных детских садов.
Все это свидетельствует об актуальности нашей работы, направленной на разработку и внедрение комплексной программы оздоровления детей с нарушениями психофизического развития, которую мы проводили совместно с педагогическим коллективом детского сада компенсирующего вида № 15 г. Заречного Пензенской области.
Так как все дети, поступающие в детский сад, имеют различные нарушения в психофизическом развитии, то их оздоровление является приоритетным направлением в его деятельности, для реализации которого нами была разработана комплексная программа коррекционных, физкультурно-оздоровительных и лечебных мероприятий, направленных на формирование в дошкольном учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты и родители согласованно решали общие задачи, связанные с заботой о здоровье детей.
В разработанной нами комплексной программе использовались современные коррекционные и физкультурно-оздоровительные технологии, которые помогали решать следующие задачи:
- создание оптимальных гигиенических, экологических, санитарных и других условий обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
- обеспечение организации и проведения такого процесса обучения и воспитания детей, который не позволял формировать у них дезадаптивных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;
- создание и обеспечение работы комплексной системы, включающей в себя медико-психолого-педагогическую диагностику и коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей с ЗПР;
- контроль за динамикой состояния здоровья детей с ЗПР;
- организация лечебно-профилактической работы;
- проведение учебно-воспитательной работы, позволяющей формировать у детей с ЗПР культуру здоровья, воспитывать стремление к ведению здорового образа жизни;
- проведение тематической работы с родителями детей, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Материально-техническое обеспечение детского сада позволяет проводить оздоровительную работу с детьми в комплексе. В нем имеется бассейн, два зала для занятий лечебной физкультурой, физиотерапевтическое отделе-
ние (кабинет электросна, кабинет электрофореза, «соляная шахта»), офтальмологический кабинет, оборудованный специальными аппаратами для лечения нарушений зрения, музыкальный зал, медицинский кабинет, кабинеты учителей-логопедов и дефектологов.
Вся работа по оздоровлению детей в детском саду проводится в двух взаимосвязанных направлениях: лечебно-оздоровительном и коррекционноразвивающем. Как правило, одно (ведущее) нарушение в развитии ребенка влечет за собой цепочку других. Поэтому именно только такое дошкольное учреждение, в котором работают узкие специалисты различных направлений, дает возможность оказать комплексную помощь каждому ребенку с ЗПР, укрепить его здоровье и подготовить его к обучению в школе.
В начале учебного года педагогами и медиками дошкольного учреждения проводится диагностика каждого ребенка. Диагностическая работа носит комплексный и индивидуальный характер. Ее ближайшая цель - изучение особенностей ребенка, более отдаленная - прогнозирование адекватных его состоянию здоровья лечебных и оздоровительных средств, а также коррекционных путей его развития.
На первом этапе проводится обследование соматического состояния ребенка, собираются аналитические сведения, определяется уровень его физического развития и физической подготовленности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер, изучаются условия, в которых ребенок растет и развивается в семье.
В дальнейшем диагностическое направление обеспечивается комплексным динамическим наблюдением. Вся информация о ребенке собирается в единый блок данных, который затем ложится в основу перспективного плана его индивидуального развития, постановки четких целей физкультурнооздоровительной и коррекционной работы, путей и сроков ее достижения, выработки адекватного состоянию здоровья ребенка подхода со стороны взрослых, выделения сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, и прогнозирования результатов работы (рис. 1).
Вся лечебно-оздоровительная работа, проводимая под руководством врача-педиатра (он координирует работу узких специалистов), ведется в нескольких направлениях:
- создание охранительного режима, гибкого режима дня;
- проведение лечебно-профилактического лечения всех детей - два раза
в год;
- проведение физиотерапевтического и медикаментозного лечения по показаниям врачей;
- специфическое лечение детей ЗПР;
- офтальмологическое лечение всех нуждающихся детей;
- витаминизация всех детей;
- общий массаж и массаж оральной мускулатуры;
- закаливающие процедуры с использованием естественных факторов природной среды, меняющихся в зависимости от сезона и погоды;
- дополнительные занятия плаванием;
- питание по индивидуальному меню;
- занятия лечебной физкультурой;
- проведение различных видов гимнастик.
Педагогическое
обследование
Подготовка специалистами информации о детях по своему профилю (блок данных о ребенке)
Психологическое Медицинское
обследование обследование
Экспертиза социальной недостаточности
Свободный план предстоящего цикла комплексной реабилитации и анализ данных
Реализация реабилитационных мероприятий установленного временного периода
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА
■ занятия физкультурой;
■ занятия плаванием;
■ ритмика, логоритмика;
■ все виды гимнастик (глазная, на речевой аппарат, дыхательная, пальчиковая);
■ физкультурно-оздоровительные мероприятия;
■ массаж;
■ физио- и медикаментозное лечение;
■ витаминизация;
■ офтольмологическое, специфическое лечение детей с ЗПР;
■ общеукрепляющее лечение два раза в год;
■ закаливающие процедуры
КОРРЕКЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
- систематизация рекомендаций специалистов и подбор индивидуальных программ;
- коррекционно-педагогическая работа, связанная со спецификой нарушений
в развитии: с ЗПР, нарушением зрения, речевыми нарушениями;
- специальные подгрупповые занятия;
- индивидуальная коррекционная работа
Сводный план предстоящего цикла комплексной реабилитации и анализ данных
Сводный план предстоящего цикла комплексной реабилитации и анализ данных
I
ДА
-НЕТ-
Сводный план предстоящего цикла комплексной реабилитации и анализ данных
Рис. 1. Алгоритм реализации комплексной программы реабилитации ребенка в детском саду № 15 г. Заречного Пензенской области
Вторым направлением, тесно связанным с лечебно-оздоровительным блоком, является коррекционно-педагогическая работа. При ее проведении ведущая роль отводится дефектологу и логопеду. Работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, требует от педагогов хорошей профессиональной подготовки, складывающейся из опыта работы с дошкольниками, имеющими нарушения психофизического развития и овладении современными здоровьесберегающими технологиями.
Наиболее значимым и актуальным в коррекционно-педагогической работе является выбор эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса. Коррекционно-педагогические мероприятия предполагают комплекс мер, воздействующих на личность ребенка в целом, на его оздоровление и определяют общие подходы в коррекции детей с ЗПР, а именно:
- систематизация рекомендаций всех специалистов и подбор индивидуальных оптимальных программ развития;
- организация коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы, учитывающей специфику нарушений в развитии ребенка;
- проведение специальных подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедами, дефектологами и педагогом-психологом;
- включение в общеразвивающие занятия специальных приемов, направленных на коррекцию отклонений в познавательной и эмоциональноволевой сферах детей с ЗПР.
Любое занятие с детьми, имеющими трудности в усвоении программного материала, с целью достижения максимального педагогического эффекта организуется при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребенка к этим занятиям. Для этого при реализации комплексной программы оздоровления детей с ЗПР соблюдались следующие организационно-педагогические требования:
- проведение занятий в динамических паузах (отход от школьных форм организации детей на занятиях);
- поддержание доброжелательной атмосферы в общении ребенка и педагога, что достигается путем исключения отрицательных оценок деятельности ребенка, которые могут вызвать у него реакцию отказа от выполнения задания, от желания присутствовать на занятиях;
- обеспечение близкой и понятной каждому ребенку мотивации деятельности;
- широкое использование на занятиях наглядности, игровых и сюрпризных моментов;
- постепенное усложнение задания для каждого ребенка, создание ситуации успеха, что позволяет ребенку преодолеть трудности, испытать радость победы;
- обязательное присутствие на занятиях предметно-практической деятельности как важнейшего условия развития у детей операций анализа и синтеза.
Использование предметно-практической деятельности способствует тесному взаимодействию между ручной моторикой и речевым центром в коре головного мозга. Эта взаимосвязь научно обоснована и оправдывает использование на занятиях пальчиковых гимнастик, графических упражнений, заданий по развитию мелкой моторики рук (плетение, шнуровки, застежки и др.).
За время работы по реализации комплексной программы по оздоровлению детей педагогами детского сада был накоплен разнообразный дидактический материал в виде перфокарт, схем, таблиц и рисунков. Специфика учреждения подтолкнула педагогический коллектив к разработке целой серии практических заданий, которые позволяют успешнее решать оздоровительные и коррекционные задачи, осуществлять дифференцированный подход в обучении и активизации каждого ребенка.
Практика показала, что в работе с проблемными детьми самым эффективным является индивидуальный метод воздействия, и он активно использу-
ется в практике коррекционно-педагогической работы детского сада. Индивидуальная работа планируется до тех пор, пока ребенок не усвоит программный материал.
Список подгрупп находится в постоянном движении, пополняется новыми детьми, которые продвинулись в своем развитии.
Динамическое отслеживание результатов продвижения детей позволяет своевременно определить перспективу их дальнейшего развития и активно реагировать, если реабилитационный потенциал ребенка реализован не полностью.
Обсуждение результатов развития наиболее результативных форм воздействия на детей постоянно входит в тематику мини-педсоветов и консилиумов.
Мини-педсоветы по направлениям работы коррекционных групп прочно вошли в практику работы педагогического коллектива детского сада. Они способствуют созданию благоприятных условий для обмена опытом и отработке новых технологий в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В детском саду успешно используется песочная терапия, сказкотера-пия, игровые физкультурные задания типа «Физкультурная азбука», сюжетно-ролевые подвижные игры, коррекционные игры и упражнения с применением кистевых тренажеров «Бабочка».
Очень важной в системе работы детского сада является организация оптимального двигательного режима. Рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для детей с ЗПР. Для этого в режиме дня детского сада проводились следующие формы физкультурно-оздоровительной работы:
1. Утренняя гимнастика на улице или в зале, в зависимости от состояния погоды.
2. Динамические паузы во время перерыва между занятиями.
3. Физкультминутки во время всех занятий.
4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
5. Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке.
6. Прогулки-походы в лес или ближайший парк (пешие, лыжные).
7. Оздоровительный бег.
8. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
9. Различные виды гимнастик (дыхательная, глазная, артикуляционная
и др.).
10. Занятия по физической культуре.
11. Занятия плаванием в бассейне.
12. Коррекционная ритмика.
13. Логоритмические занятия.
14. Занятия по лечебной физкультуре.
15. Игры-соревнования между возрастными группами.
16. Физкультурные праздники, дни здоровья, спортивные развлечения и соревнования с участием родителей и детей.
Комплексная помощь в оздоровлении детей предусматривает углубленную работу с родителями. Одна из главных задач детского сада - вооружить родителей детей с проблемами в развитии знаниями специальной педагогики и психологии, научить конкретным приемам помощи детям.
Практика показала, что подготовленный родитель может идти рука об руку с педагогом, активно помогать работникам детского сада в преодолении отклонений в развитии своего ребенка и его оздоровлении.
Благодаря внедрению комплексной программы оздоровления детей с ЗПР, направленной на создание здоровьесберегающей среды в детском саду, были достигнуты следующие результаты:
- стабилизировалось количество случаев заболеваемости в пересчете на одного ребенка. Так, за последние три года этот показатель остается в пределах от 1,3 до 1,5 случаев. Также практически стабилен и индекс здоровья, его показатели колеблются от 26 до 26,5 %;
- анализ показателей групп здоровья у детей из подготовительных к школе групп показывает, что если за последние три года в начале каждого учебного года дети с I группой здоровья отсутствуют, то к концу учебного года отмечается увеличение их количества. Так, к моменту окончания 20062007 учебного года их было 11 человек (23,4 %); 2007-2008 учебного года -12 (24,0 %) и 2008-2009 учебного года - 10 (24,4 %).
Детский сад как специализированное дошкольное учреждение, постоянно находится в поиске новых технологий оздоровления детей с ЗПР. Педагогический коллектив творчески работает над созданием условий для сохранения и укрепления здоровья данной категории детей, коррекции и компенсации имеющихся у них отклонений в развитии, что положительно влияет на результативность проводимой с ними работы и реализации одной из главных задач дошкольного периода - успешной подготовки детей к обучению в школе.
1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
2. Дети с задержкой психического развития / Т. Я. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цапина [и др.]. - М., 1984. - 256 с.
3. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. - М. : Изд-во Московск. ун-та, 1985. - 163 с.
4. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. - 1972. - № 3. - С. 3-9.
5. Преслени, Л. И. Механизм нарушения восприятия у аномальных детей: Психофизиологическое исследование / Л. И. Преслени. - М. : Педагогика, 1984. -
6. Блинов, Ю. А. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития / Ю. А. Блинов, Л. Н. Мордич // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 1. - С. 17-22.
Список литературы
160 с.
Ильин Валерий Алексеевич кандидат педагогических наук, профессор, кафедра физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Ilyin Valery Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, professor, sub-department of physical training and sport, Penza State University
Карпушкин Александр Алексеевич кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
УДК 796.011 Ильин, В. А.
Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду для детей с задержкой психического развития / В. А. Ильин, А. А. Карпушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 3 (15). - С. 122-129.
Karpushkin Alexander Alexeevich Candidate of pedagogic sciences, associate professor, head of sub-department of physical training and sport,
Penza State University