Научная статья на тему 'Медицинское обеспечение в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида г. Железногорска'

Медицинское обеспечение в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида г. Железногорска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / структура заболеваемости / деятельность медицинских работников / preschool age / structure of desease / activity of medical workers

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. Ю. Томилова, О. В. Вилкова, Г. Ф. Варочкина

В статье представлены основные моменты профилактической направленности в детских дошкольных учреждениях г. Железногорска, их медицинская составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. Ю. Томилова, О. В. Вилкова, Г. Ф. Варочкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL MAINTENANCE IN NURSERIES ESTABLISHMENTS OF COMPENSATING KIND IN ZHELEZNOGORSK CITY

In clause the basic moments of a preventive orientation in children's preschool establishments of Zheleznogorsk, their medical component are presented.

Текст научной работы на тему «Медицинское обеспечение в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида г. Железногорска»

© ТОМИЛОВА А.Ю., ВИЛКОВА О.В., ВАРОЧКИНА Г.Ф.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА А. Ю. Томилова, О. В. Вилкова, Г.Ф. Варочкина

ФГУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», г. Железногорск, Красноярского края, Россия

662990 Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова д.3. Е-таП: Kb-51@med26.krasnoyarck.ru

Резюме. В статье представлены основные моменты профилактической направленности в детских дошкольных учреждениях г. Железногорска, их медицинская составляющая.

Ключевые слова: дошкольный возраст, структура заболеваемости, деятельность медицинских работников

Введение. Дошкольный возраст является особенно важным и ответственным периодом, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. «Пластичность» и высокая «лабильность» организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В последнее десятилетие отмечается снижение показателей здоровья детей - дошкольников. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции.

Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, врожденные пороки развития, аллергические заболевания, патология мочеполовой системы и органов пищеварения, заболевания кожи. До 70% детей страдают кариесом.

Важным звеном в системе профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья организованных детей, является комплекс реабилитационных, оздоровительных и корректирующих мероприятий.

В настоящее время в детских учреждениях компенсирующего (санаторного) вида оздоравливаются 841 ребенок, что составляет 20% от общего числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

Из 37 муниципальных дошкольных учреждений в городе 8 учреждений компенсирующего вида, в том числе:

• с патологией зрения (МДОУ № 37) - 49 детей;

• для часто болеющих и длительноболеющих, ту-

бинфицированных детей (МДОУ № 65, 70, 54, б6)

- 457 детей;

• для детей со сниженным интеллектом, дефектами речи (МДОУ № 23, 72, 66) - 230 детей;

• МДОУ № 71, где функционируют группы:

- со сниженным интеллектом

- для тубинфицированных детей

- часто и длительно болеющих детей

- для детей инвалидов с диагнозом: детский церебральный паралич.

Контингент детей детских дошкольных учреждений компенсирующего вида формируется врачебной комиссией детской поликлиники в соответствии с показаниями и противопоказаниями, утвержденными МЗ РФ и специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Работа в детских дошкольных учреждениях проводится в тесном контакте педиатров с врачами - специалистами детской поликлиники, педагогами, психологами, дефектологами. Перед началом воспитательно - оздоровительных мероприятий проводится комплекс тестов, включающий определение исходных показателей физического развития, двигательной подготовки, объективных и субъективных критериев здоровья.

Такой комплексный подход помогает решить основные задачи оздоровительной работы по укреплению физического, психического развития и двигательной подготовленности детей.

Основной задачей деятельности медицинских работников детского учреждения является обеспечение стабильного уровня здоровья детей и профилактики заболеваний. С этой целью проводится комплекс оздоровительных мероприятий, включающих в себя следующие моменты:

1. Щадяще-охранительный режим

• создание комфортной среды,

• наполняемость в группах:

- ясельного возраста-10 детей

- садового возраста- 15 детей,

• пролонгированный дневной сон,

• профилактика нарушений зрения,

• профилактика нарушений осанки,

• формирование навыков по самообслуживанию (у детей с ДЦП),

• дозированная двигательная активность,

• формирование познавательной деятельности,

• формирование культурно-гигиенических навыков,

• коррекция речевых нарушений.

2. Диетическое питание

Принципы построения диеты осуществляются с

Таблица 1. Формы оздоровления детей в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида.

Взаимодействие Медицинские мероприятия Взаимодействие

с родителями с педагогами

Беседы Диетическое питание Коррекция речевых и

психических нарушении

Лекции Физическое воспитание

(ЛФК, физзанятия, утренняя Формирование культурно-

гимнастика, зарядка, гигиенических навыков

дыхательная гимнастика,

физкультминутки, спортивные

праздники, подвижные игры,

дни здоровья)

>1 Х

Консультации Закаливающие мероприятия Формирование культурно-

(бассейн, комната гигиенических навыков

контрастных температур,

контрастное закаливание

после сна и мероприятия,

осуществляемые в

повседневной жизни)

I_I

Массаж Развитие познавательной

деятельности

1_I

Витаминотерапия, Дозирование двигательной

адаптогены, фитотерапия активности

I_1

Физиопрофилактика Формирование благоприятной

внутренней среды

I_

Санация очагов инфекции

учетом хронических заболеваний, реактивности и повышенной чувствительности к отдельным пищевым ингредиентам.

3. Физическое воспитание

В системе физического воспитания используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

• физкультурные занятия,

• утренняя гигиеническая гимнастика,

• физкультминутки,

• подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке,

• спортивные упражнения,

• физкультурные праздники и дни здоровья,

• лечебная физкультура, где используются тренажеры, мягкие модули, спортивный комплекс.

4. Закаливание

Важное место в оздоровительной работе в

детских дошкольных учреждениях занимает правильно организованное закаливание. Из основных форм закаливания применяются:

• воздушно-контрастное закаливание в режиме дошкольного учреждения,

• солнечно- воздушные ванны летом,

• местные водные процедуры (контрастное обливание ног, полоскание зева),

• общие водные процедуры (обтирание тела, душ, бассейн)

• комната контрастных температур (сауна).

5. Массаж

Массаж широко используется в комплексе современного лечения и оздоровления часто болеющих и ослабленных детей. Выполняются следующие виды массажа - классический и точечный.

6. Физиопрофилактика (электросветолечение, ингаляции, теплолечение).

7. Санация полости рта.

8. Общеукрепляющая терапия (витамины, адап-тагены, фитотерапия).

9. Сенсорная интеграция (ДОУ № 71).

Детям с патологией зрения по индивидуальным планам проводятся курсы плеопто-

ортоптодиплотического лечения, упражнения по методу Бейтса, лечебные компьютерные программы.

Лечение детей с нарушением осанки проводится на фоне рационального двигательного режима, с использованием коррекционных упражнений в кабинетах ЛФК, плавание 2 раза в неделю, массаж, физиотерапевтическое лечение при сколиозах (электрофорез с кальцием, электростимуляция мышц спины и живота). В оздоровительной работе детей с заболеванием детский церебральный паралич (ДОУ № 71) широко используются: разнообразные средства передвижения (коляски, ходунки, трости, опоры для ходьбы); специальная мебель на время занятий для развития и закрепления навыков правильной осанки, занятия лечебной физкультурой с использованием упражнений на мечах, на тренажерах; массаж, физиотерапия; логопедическая и психологическая коррекция.

Заключение. Перед медицинскими работниками, педагогами, логопедами, дефектологами, воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию помимо задач развития и воспитания детей, стоит первостепенная задача - оздоровление детей.

Здоровье - это национальная безопасность. Главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей - планомерное осуществление мероприятий оздоровительной и профилактической работы, соблюдение саниторно-гигиенического режима.

MEDICAL MAINTENANCE IN NURSERIES ESTABLISHMENTS OF COMPENSATING KIND IN ZHELEZNOGORSK CITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.Y.Tomilova, O.B. Vilkova, G.F.Varochkina

Clinical Hospital №51 of Federal Biomedical Agency of Russia Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region

Abstract. In clause the basic moments of a preventive orientation in children's preschool establishments of Zheleznogorsk, their medical component are presented.

Key words: preschool age, structure of desease, activity of medical workers

Статья поступила в редакцию 23.07.2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.