обработки данных; технология автоматизированного офиса; технология текстового поиска; технология поддержки принятия решений; технология экспертных систем; информационная технология управления; мультимедиа-технология; технология создания информационных систем; сетевые информационные технологии.
Литература
1. Дридзе Т. М.Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. № 3.
2. Стрельников А. В., Габрик Е. Ф. Коммуникационный аспект в понятии информационно -коммуникационной культуры // Вестник Таджик. нац. ун-та. Душанбе: «СИНО». № 3 / 7 (148). 2014. С. 217-220.
3. Хорошев А. Искусственный интеллект. Информационные коммуникации и общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kшwledge.aИbest/ (дата обращения: 05.03.2016).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm493-1.pdf. (дата обращения: 10. 04. 2015).
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://фцпро.рф/ (дата обращения: 07.09.2015).
Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования Гладских Л. А.
Гладских Лариса Алексеевна / Gladskih Ьапза Л1екзеета - инструктор по физической культуре, Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад № 52 «Ласточка», Старооскольский городской округ, г. Старый Оскол
Аннотация: в статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ в соответствии с современными требованиями.
Ключевые слова: физическое развитие, здоровый образ жизни, двигательная активность, здоровье.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», указано, что «Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования -модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управления образованием - это, прежде всего управление процессом его развития» [3, с. 1].
Миссия ДОУ состоит в создании благоприятных условий для воспитания дошкольника. Созданная предметно-развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является физическое развитие детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
Как известно, образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях ДОУ не вызывает у дошкольников столько положительных эмоций, сколько развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Кроме того, традиционная составляющая в режиме дня в ДУ - прогулка - наиболее доступное средство закаливания детского организма, способствующее физическому и умственному развитию. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 ч. Во время прогулки с дошкольниками необходимо проводить игры и физические упражнения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада.
Наиболее рациональная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ может быть представлена в следующей таблице.
Таблица 1. Формы организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Формы работы Содержание Условия организации
Утренняя гимнастика Цель проведения: повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. 1. Традиционная гимнастика. 2. Гимнастика из набора подвижных игр. 3. Гимнастика с речитативом. 4. Оздоровительный бег. 5. Гимнастика на музыкальном материале. В музыкальном зале. В летний период на свежем воздухе Ежедневно перед завтраком
Занятия по физической культуре, это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. Упражнения подбираются в зависимости от задач, от возраста, физического развития, состояния здоровья детей, физкультурного оборудования. Виды занятий: традиционное, сюжетно-игровое, из набора подвижных игр, тренировочное и др. Используются формы занятий с включением подвижных игр, упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту, праздники, развлечения. На воздухе, в музыкальном зале, на физкультурной площадке. 3 раза в неделю в утреннее время
Подвижные игры Используются различные виды игр. В группе, на воздухе, на спортивной площадке ежедневно
Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы) Варианты: Упражнения на развитие, ритмические движения, упражнения на внимание и координацию движений. Упражнения на равновесие, гимнастика расслабления, упражнения на формирование правильной осанки. На воздухе, на игровой площадке, на спортивной площадке ежедневно
Гимнастика после сна Используются комплексы гимнастик В групповой комнате ежедневно
Закаливающие мероприятия Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей. Элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, мытье ног после прогулки в летнее время, топтание по мокрой, сухой дорожке с использованием массажных дорожек «Здоровья») С учетом специфики закаливающего мероприятия По плану
Индивидуальная работа в режиме дня Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования двигательной активности, предусматривается оказание помощи детям. Устанавливается индивидуально ежедневно
Праздники, досуги, развлечения. Способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями В зале, на спортивной площадке По плану
Для оптимизации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ проводятся следующие мероприятия: Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течение года
2. Гимнастика после сна /ежедневно в течение года
3. Дыхательная гимнастика / 2 раза в неделю
4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ
5. Воздушные ванны / перед сном, после сна
6. Физкультурные занятия / 3 раза в неделю
7. Проветривание (ванны) / перед, после сна
8. Пальчиковая гимнастика / 3 раза в неделю
9. Полоскание горла / ежедневно / Травами / 1 раз в квартал по 10 дней
10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
11. Профилактические прививки
12. Закаливание солнцем, водой / в летний период
13. Профилактика плоскостопия / ежедневно
14. Профилактика осанки детей / ежедневно
15. Физкультминутки / ежедневно
16. Подвижные игры / ежедневно
17. Прогулки / в теплое время года
18. Проводить работу с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
• мини спортивные залы в обоих зданиях, оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
• разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
• имеется музыкальный зал;
• существует кабинет медицинского работника.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Основными из них являются:
• подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
• оборудование физкультурного уголка;
• организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
• оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Одно из направлений нашей деятельности - воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни, они должны знать:
• значение здорового образа жизни;
• осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
• обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
• взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасна для жизни;
• научиться приемам самомассажа;
• усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности [1, с. 209].
Исходя из вышесказанного следует, что данное направление работы, бесспорно, является одним из наиболее важных и значимых в работе дошкольного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы [2, с. 1].
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься общественно полезным трудом.
Литература
1. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.
Ростов н/Д: Феникс, 209. 222 с. (Мир вашего ребенка).
2. Интернет-ресурс «Всё для детского сада».
3. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru.