Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительная программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»'

Физкультурно-оздоровительная программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасмурова Л.Э., Матвеев Г.М., Шамгуллина Г.Р.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка это основа формирования личности. Дошкольный возраст в развитии ребенка это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пасмурова Л.Э., Матвеев Г.М., Шамгуллина Г.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительная программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»»

УДК 373.2:379.8

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС!»

Л.Э. Пасмурова - кандидат педагогических наук, доцент Г.М. Матвеев - старший преподаватель Г.Р. Шамгуллина - старший преподаватель Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

HEALTH PROMOTION PROGRAM «DO WITH US, DO AS WE SHOW YOU, DO BETTER THAN WE DO!»

L.E. Pasmurova - Candidate of Education, associate professor G.M. Matveev - senior teacher G.R. Shamgullina - senior teacher The Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: fra-tolik@narod. ru

Ключевые слова: дополнительные образовательные услуги, физкультурно-оздоровительная программа, дошкольники, физическое воспитание.

Аннотация. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Дошкольный возраст в развитии ребенка - это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

Key words: additional educational services, health promotion program, preschool children, physical education.

Summary. Full-fledged physical development and health are the basis of personality formation. Preschool age is the period when the foundations of his (her) health, physical development and motion culture are laid. The follow up year's health and development depend upon the way a child's education and upbringing are being organized, the terms and conditions for maturation and development of physical and spiritual strength.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует потребностям и потенциальным возможностям современного общества. Данные научных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Сохраняется тенденция к учащению заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, аллергических проявлений. Около 40% детей входят в группу риска по развитию психических нарушений. Растет число врожденных аномалий и последствий родовых травм, увеличивается число часто болеющих детей.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов - биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.

В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности.

Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста.

Выше изложенное определило необходимость разработки физкультурно-оздоровительной программы и ее апробации.

Цель: Разработать физкультурно-оздоровительную программу повышения двигательной активности дошкольников в различных физкультурно-оздоровительных формах занятий, укрепления здоровья.

Задачи исследования.

1. Провести теоретический анализ и обобщение научно-методических литературных источников по проблеме укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа, повышения двигательной активности дошкольников.

2. Создать условия для оптимального двигательного режима и атмосферы психологического комфорта, оздоровительных и закаливающих мероприятий.

3. Оценить эффективность разработанной физкультурно-оздоровительной программы.

Физкультурно-оздоровительная программа включает:

1) Разработку и теоретическое обоснование дополнительных образовательных услуг физкультурно-оздоровительной направленности.

Логоритмика, футбол, синхронное плавание, беби-йога, таэквандо - это новые формы организации физкультурно-оздоровительной работы продолжительностью 20-30 минут, в зависимости от возраста дошкольников (проводится 1 раз в неделю), состоящие преимущественно из игровых упражнений, проводимых на воздухе, в физкультурном зале, плавательном бассейне ДОУ. Дополнительные образовательные услуги проводятся с детьми 3-7 лет дополнительно к 4 основным занятиям по физическому развитию.

2) Участие в организации и проведении массовых физкультурно-оздоровительных праздников и досугов. Договор о сотрудничестве с Камской государственной академией физической культуры, спорта и туризма позволяет проведение совместных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении. Совместно со студентами ежегодно проводятся физкультурные праздники продолжительностью один час с охватом детей всего детского сада, а также с участием родителей.

В нашу программу были включены трехдневные соревнования «Малые Олимпийские игры» с участием детей всего детского сада, воспитателей и родителей, где общее число участников составило около 500 человек.

Первый день соревнования включает в себя: торжественное открытие, поднятие флага, занесение Олимпийского огня, показательные выступления лучших спортсменов города.

Теоретический раздел программы включает: проверку знаний по истории Олимпийских игр; символике Олимпийских игр; классификации олимпийских видов спорта; олимпийских чемпионов нашего города, Республики Татарстан и России.

Практический раздел первого дня соревнования включает: полосу препятствий по тропе здоровья, эстафеты с мячами, обручами, и т.д.; игры большой подвижности, которые отражают элементы спортивных игр, включенных в Олимпийские игры. Во второй половине дня в саду проводится конкурс на лучшую поделку и рисунок с символикой Олимпийских игр.

Второй день включает: соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, хоккею на траве и некоторым видам легкой атлетики (бег, метание, прыжки). Во второй половине дня проводятся соревнования по шахматам и шашкам.

Третий день соревнований включает участие в установлении рекорда Гиннеса в легкоатлетическом марафоне в поддержку Универсиады-2013 года (который проводился в июле в г. Набережные Челны).

Торжественное закрытие соревнования; показательные выступления детей; подведение итогов; награждение.

Также, ежегодно проводится национальный традиционный праздник «Сабантуй» в июне, «Зимние Олимпийские игры», «Проделки Снежной Королевы», «Масленица» в зимний период.

В рамках работы к исследованию были привлечены около 300 дошкольников МА ДОУ № 1 «Шатлык».

С целью выявления уровня физической подготовленности детей в ДОУ ежегодно (3 раза в год) проводится диагностика по модели конечного результата, где к обследованию привлекаются дети 4-7 лет.

Модель двигательной активности в ДОУ включает такие оздоровительные формы работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, оздоровительный бег, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке, физкультминутки, логоритмическая гимнастика, индивидуальная работа по развитию движений, тропа здоровья и другие.

«Модель конечного результата» позволяет отслеживать динамику развития ребенка за учебный год, разрабатывать и обеспечивать индивидуальной программой формирования и укрепления здоровья каждого ребенка в рамках взаимодействия поликлиники № 1, ДОУ и семьи.

По результатам исследования было установлено, что количество дошкольников I группы здоровья составляет 21 ребенок (7,5%), II группы здоровья - 279 детей (90%), III группы здоровья - 8 детей (2,5%). Анализ хронических заболеваний исследуемого контингента позволил установить наличие нарушений ЦНС, пиелонифрит, тугоухость, плоскостопие, нарушение осанки, сутулость, косолапие, деформация реберных дуг, деформация грудной клетки.

В ходе внедрения физкультурно-оздоровительной программы было выявлено: на конец 2005-2006 уч. года - физическая подготовленность детей составляла 65%, а на конец 2007-2008 уч. года - стало 83%, отсюда видно, что динамика составила 20%, что позволяет утверждать об улучшении результатов физической подготовленности дошкольников.

В рамках программы, особое внимание в режиме дня выделяется проведению закаливающих процедур. Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических и лечебных мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей, различные виды закаливания: а) массаж; б) дыхательная гимнастика по Иванову; в) витамино-физиотерапия; г) босохождение по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске. Два раза в неделю проводятся занятия по валеологии, где на занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

В результате проведенной оздоровительной работы отмечено, снижение процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,0%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, пропуска по болезни детей с 3,6 до3,5 улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

С целью создания системы сохранения и укрепления здоровья детей, валеологизации процесса и научного обеспечения оздоровительной работы в ДОУ разработано Положение об оздоровительной работе по системе «Поликлиника - детский сад - школа».

В рамках общегородской программы «Преемственность», в тесной связи со школой № 10 «Золотого уровня», ведется работа по оздоровлению.

Методическая работа включает в себя совместные семинары, педсоветы, взаимопосещения, круглые столы с приглашением медработников. Договор о сотрудничестве позволяет проведение совместных занятий и физкультурно-оздоровительных

мероприятий на физкультурно-спортивной базе школы (катание на лыжах, коньках, пеший туризм).

3) Разработку и теоретическое обоснование мероприятий, адресованных воспитанникам, их родителям и педагогам.

Детский сад и семья - это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, был выбран родительский клуб, который осуществляет работу по формированию знаний, практических умений и навыков, связанных с обучением родителей организации здорового образа жизни своего и ребенка. Встречи в клубе проводятся 1-2 раза в месяц. Базу исследования составили 157 семей.

Результативность проведенной работы мы оценивали: по динамике представлений родителей о степени важности различных факторов, влияющих на здоровье детей; по динамике ценностного отношения родителей к прогулкам с детьми на свежем воздухе; по динамике адекватного представления родителей о понятии «Здоровый образ жизни».

Проведенная с родителями работа изменила последовательность приоритетов различных факторов, влияющих (в представлении родителей) на здоровье детей.

По результатам первоначального опроса, родители указывали в качестве наиболее важных факторов здоровья на такие, как экологическая обстановка (31,6 %), наследственность (22,4%), а на образ жизни, как важнейший фактор указывали лишь 17%, то после проведенной работы на образ жизни, как на важнейший фактор указывали уже 53,7%. Уменьшилось и количество отказов от ответов с 13,7% до 3,5%.

Установлено, что родители, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, более осознанно подходят к вопросу организации двигательного режима детей, активно вовлекая их в занятия различными видами физкультурно-оздоровительной деятельности.

Исходя, из приоритетных запросов родителей, нами выстраивается просветительская работа по пропаганде ценностей здорового образа жизни в семье и ДОУ. Ежегодно проводится неделя открытых дверей по теме: «Здорвьесберегающее и здоровьеформирующее физическое воспитание в ДОУ».

Круглый стол «Расти здоровым» включает встречу с педагогами, с приглашением врача поликлиники и родителей; посещение родителями оздоровительных занятий и кружков; спортивное развлечение с участием родителей; практикум для родителей.

Полученные данные подтверждают известный факт, что процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение.

Таким образом, применение физкультурно-оздоровительной программы «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» в дошкольном образовательном учреждении дает возможность при благоприятной работе персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей - будущего здоровья нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.