Научная статья на тему 'Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья'

Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1172
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / MODES OF LOCOMOTIVE ACTIVITY / PHYSICAL HEALTH / AN IMPELLENT MODE / TIMEKEEPING OF FORMS OF IMPELLENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна

На основании проведенного исследования выявлены приоритетные формы двигательной активности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми. Выявлены их продолжительность, объем движений и интенсивность. Определены уровни физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью метода экспресс-оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of various modes of locomotive activity on physical health of children of the senior preschool age under conditions of Middle Priobje

On the basis of the conducted research the forms of locomotive activity on duration, number of locomotive motions and intensity are theoretically proved. The influence of various locomotive modes of activity on physical health of preschool children is revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей старшего дошкольного возраста в условиях среднего Приобья»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

*

УДК 796 М. Е. СНИГУР

Сургутский государственный педагогический университет

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ___________________________________

На основании проведенного исследования выявлены приоритетные формы двигательной активности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях в работе с детьми. Выявлены их продолжительность, объем движений и интенсивность. Определены уровни физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с помощью метода экспресс-оценки.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дети старшего дошкольного возраста, физическое здоровье, двигательный режим.

Актуальность

Цель физического воспитания в детском саду — укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста. В настоящее время существует проблема оптимизации двигательной активности детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Двигательный режим детей, посещающих ДОУ, разрабатывается педагогическим коллективом совместно с медработниками на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и методических рекомендаций к организации медико-педагогического контроля [1].

Под определением «двигательный режим» понимается совокупность организованной и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников. Санитарными нормами предусматривается двигательная активность детей 5 — 7 лет в объеме до 6 — 8 часов в неделю. В ходе практической реализации двигательного режима в ДОУ удовлетворяется только 50 — 60 % естественной потребности детей в движении [2].

При разработке двигательного режима важно учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, но и климатические условия места их проживания [3, 4, 5]. Для Среднего Приобья характерны продолжительная холодная зима, короткое жаркое лето, резкие перепады температуры и атмосферного давления, дефицит кислорода и ультрафиолета. Перечисленные климатические особенности региона создают дополнительные трудности для адаптационных возможностей растущего организма ребенка. Поэтому поиск эффективных форм и методов физического воспитания, способствующих гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в условиях Среднего Приобья, является актуальным.

На первом этапе исследования нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определить уровень физического здоровья детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Сургута.

2. Выявить приоритетные формы двигательной

активности, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута, и их количественные показатели.

3. Разработать варианты двигательных режимов для детей старшего дошкольного возраста, позволяющих оптимизировать процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений «Радуга», «Ромашка», «Микки-Маус» города Сургута. Под наблюдением находилось 129 детей 5 — 6 лет (61 девочка и 68 мальчиков).

Для определения уровня физического здоровья детей использовали метод экспресс-оценки индексов Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой и Ру-фье. Индекс Кетле характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения обследуемого, индекс Робинсона — состояние регуляции сердечно-сосудистой системы, индекс Скибинского — функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма к гипоксии, индекс Шаповаловой — уровень развития скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса, индекс Руфье — степень реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку. Автором экспресс-оценки С.Д. Поляковым (2006) разработана шкала оценки физического здоровья детей, в которой задействованы показатели перечисленных индексов [6].

В ходе наблюдения за двигательным режимом дошкольников определяли продолжительность каждой формы двигательной активности, применяемой в ДОУ г. Сургута, ее объем (количество локомоций) и интенсивность (количество движений в минуту). Исследуемые показатели двигательного режима детей в дошкольных учреждениях представлены в таблице 1.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование, проведенное нами в трех дошкольных образовательных учреждениях г. Сургута, позволило установить, что физическое здоровье детей стар-

Показатели двигательного режима детей старшего дошкольного возраста

№ Формы двигательной активности Продолжительность занятия, мин. Кол-во занятий в неделю Объем двигательной активности, кол-во локомоций Интенсивность двигательной активности, дв/мин.

1 Утренняя гимнастика 8-10 5 520-970 65-97

2 Физкультминутки 3-5 5 110-155 31-33

3 Динамическая разминка после обучающих занятий 7-10 5 420-850 60-85

4 Индивидуальная работа по развитию движения 12-15 5 950-1800 79-120

5 Гимнастика после дневного сна 10 5 80-105 8-10

6 Подвижные игры и упражнения на прогулке 20-25 5 1750- 2000 80-87

7 Физкультурные занятия в зале 20-25 3 1600-3759 80- 150

8 Самостоятельная двигательная деятельность на утренней прогулке 50-55 5 1850-2100 37-39

9 Самостоятельная двигательная деятельность на вечерней прогулке 55-60 5 1500-1750 27-29

Итого 2,15 8780-11739 51-72

шего дошкольного возраста имеет разные уровни (рис.

1, 2). В детских садах преобладает количество детей, имеющих уровни физического здоровья «средний» (60 — 70 %), «выше среднего» (10-35 %) и «высокий» (0 — 5 %). Наличие уровней «ниже среднего» (0 — 29 %) и «низкий» (0 — 4 %) указывает на необходимость индивидуального подхода в физическом воспитании детей с целью расширения резервных возможностей их организма.

Изучение двигательного режима детей в дошкольных учреждениях г. Сургута позволило выявить недостатки в его организации: 1) низкая моторная плотность (менее 65 %) и интенсивность (частота сердечных сокращений у детей равнялась 110—130 уд/мин.) занятий физической культурой; 2) недостаточное использование циклических упражнений, направленных на развитие выносливости; 3) при подборе средств физического воспитания не в полной мере учитываются климатические и погодные условия времен года, а также индивидуальные проявления детей в двигательной деятельности.

В ходе исследования нами выявлены девять приоритетных форм двигательной активности, которые используются в дошкольных учреждениях г. Сургута: утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, динамическая разминка после обучающих занятий, индивидуальная работа по развитию движений, физкультурные занятия в зале, подвижные игры и упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная активность на утренней и вечерней прогулках. Продолжительность этих форм двигательной активности равняется в среднем 2,15 часа в день. Количество движений, выполненных дошкольником в течение дня, составляет от 8780 до 11739 шагов, а интенсивность его двигательной активности — 51—72 дв/мин.

С целью повышения эффективности физического воспитания детей в дошкольных учреждениях нами были разработаны двигательные режимы разной направленности. По нашему мнению, их применение поможет педагогам в работе с детьми в большей степени учитывать их индивидуальные особенности и уровень здоровья.

В детском саду «Ромашка» в физическом воспитании детей дополнительно применяли такие формы занятий, как оздоровительный бег, ритмическая гим-

настика, занятия по хореографии, корригирующая гимнастика, сауна с контрастным душем, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники, неделя здоровья, которые позволили придать двигательному режиму рекреационно-оздоровительную направленность. Общий объем двигательной активности детей составил 3,54 часа в день.

В детском саду «Микки-Маус» дополнительные формы двигательной активности носили характер оздоровительно-корригирующей направленности — физкультурные занятия на открытых площадках в любое время года, оздоровительный бег, подвижные игры различной интенсивности во время каждой прогулки, занятия в бассейне. Общий объем двигательной активности детей составил 3,35 часа.

В детском саду «Радуга» в физическом воспитании детей дополнительно применяли учебно-тренировочные занятия по общефизической подготовке, спортивные кружки, дни здоровья, игротеку и динамическую тропу. Общий объем двигательной активности детей в этом детском саду составил 3,46 часа, а двигательный режим имел образовательно-тренирующую направленность.

На основании анализа результатов исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Для осуществления объективного контроля физического здоровья детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать метод экспресс-оценки по пяти индексам, результаты которого помогут педагогам дошкольного образовательного учреждения оперативно внести коррективы в процесс физического воспитания.

2. Выявленные приоритетные формы двигательной активности, которые используются в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, недостаточно эффективны в работе с детьми, имеющими уровень физического здоровья «ниже среднего» и «низкий».

3. С целью повышения эффективности процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях разработаны двигательные режимы рекреационно-оздоровительной, оздоровительно-корригирующей и образовательно-тренирующей направленности, которые предназначены для детей старшего дошкольного возраста с разными уровнями физического здоровья.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009

Рис. 1. Уровни физического здоровья девочек старшего дошкольного возраста

Рис. 2. Уровни физического здоровья мальчиков старшего дошкольного возраста

Библиографический список

1. Филиппова, С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. О.С. Филипповой. — СПб. : Детство-пресс, 2005. — 416 с.

2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : методическое пособие / Т.Л. Богина. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.

3. Осокина Т.И. Физическое воспитание детей на Севере: из опыта работы / Т.И. Осокина, В.А. Чунтова. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.

4. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей /

А.М.Рунова. — М. : Мозаика-Синтез, 2002. — 256 с.

5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб пособие для студ. высших педагогических заведений / Э.Я. Степаненкова. — М. : Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

6. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников : метод. пособие / С.Д.Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 96 с.

СНИГУР Марина Евгеньевна, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания.

Е-шаП: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 28.05.2009 г.

© Снигур М.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.