Научная статья на тему 'МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая деятельность / уровни творческой деятельности / творческие способности / младший школьник / диагностика / creative activity / levels of creative activity / creative abilities / junior high school student / diagnostics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

В статье представлена разработанная нами методика анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника. Описана классификация уровней творческой деятельности, предложенная нами для диагностики, выявления, определения уровня творческой деятельности школьников. Сделан акцент на то, что измерение творческих процессов, творческих способностей, уровня творческой деятельности представляет большую сложность, поэтому любые критерии необходимо применять исключительно осторожно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF THE ANALYSIS OF THE DIAGNOSTIC TEST AIMED AT IDENTIFYING THE LEVEL OF CREATIVE ACTIVITY OF A YOUNGER STUDENT

The article presents a methodology for analyzing a diagnostic test aimed at identifying the level of creative activity of a younger student, developed by us. The classification of levels of creative activity, proposed by us for the diagnosis, identification, and determination of the level of creative activity of schoolchildren, is described. The emphasis is placed on the fact that measuring creative processes, creative abilities, and the level of creative activity is very difficult, so any criteria must be applied extremely carefully.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

УДК 37.025+159.922.7

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, АНО ДПО «НАППП и СР»,

г. Новосибирск, Россия E-mail: tch7tch@yandex.ru

THE METHODOLOGY OF THE ANALYSIS OF THE DIAGNOSTIC TEST AIMED AT IDENTIFYING THE LEVEL OF CREATIVE ACTIVITY OF A

YOUNGER STUDENT

Chernousova-Nikonorova Tatyana Vladimirovna

candidate of Pedagogical Sciences, Novosibirsk Academy of Pedagogy, Practical

Psychology and Social Work, Novosibirsk, Russia E-mail: tch7tch@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена разработанная нами методика анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника. Описана классификация уровней творческой деятельности, предложенная нами для диагностики, выявления, определения уровня творческой деятельности школьников. Сделан акцент на то, что измерение творческих процессов, творческих способностей, уровня творческой деятельности представляет большую сложность, поэтому любые критерии необходимо применять исключительно осторожно.

Abstract. The article presents a methodology for analyzing a diagnostic test

aimed at identifying the level of creative activity of a younger student, developed by us. The classification of levels of creative activity, proposed by us for the diagnosis, identification, and determination of the level of creative activity of schoolchildren, is described. The emphasis is placed on the fact that measuring creative processes, creative abilities, and the level of creative activity is very difficult, so any criteria must be applied extremely carefully.

Ключевые слова, творческая деятельность, уровни творческой деятельности, творческие способности, младший школьник, диагностика.

Keywords: creative activity, levels of creative activity, creative abilities, junior high school student, diagnostics.

Развитию творческих способностей, творческой деятельности школьников в настоящее время уделяется большое внимание.

Как же диагностировать творческую деятельность? Поддается ли творческая деятельность диагностике?

Изучив психолого-педагогическую литературу, в которой рассматриваются уровни творческой деятельности (Б.И. Коротяев [2], Л.В. Жарова [1], Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина [3], А.В. Фурман [4]), мы пришли к выводу: ни одна из классификаций не является оптимальной и достаточной для выявления, определения уровня творческой деятельности школьников. Поэтому мы разработали свою классификацию уровней творческой деятельности, взяв за основу классификацию, предложенную Б.И. Коротяевым [2]. Важно иметь в виду, что творческая деятельность детей обладает прежде всего субъективной новизной.

Рассмотрим классификацию уровней творческой деятельности, разработанную нами. Мы выделяем шесть уровней творческой деятельности:

1) репродуктивный достаточный (Рд) - умение применять известные способы действий на практике; задание выполнено, но есть ошибки, недочеты, неточности; отказ от выполнения заданий творческого характера;

2) высокий репродуктивный (Рв) - умение применять известные способы действий на практике; задание выполнено без ошибок; попытка выполнить задания творческого характера;

3) репродуктивно-творческий (Р-Т) - частичная самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание нового продукта в частичном виде; учащийся предлагает одну, две (не более) идей, решений задач, ответов на вопросы;

4) творчески-репродуктивный (Т-Р) - частичная самостоятельность, поиск и перебор возможных вариантов движения к цели, создание нового продукта в частичном виде; оригинальность (оригинальность ответа, решения определяется отклонением от стереотипа); ученик предлагает несколько (более двух) идей, решений задач, ответов на вопросы; способен к фантазированию;

5) творческий достаточный (Тд) - полная самостоятельность, создание в процессе движения к цели нового продукта в полном виде; необычность, оригинальность и разработанность создаваемой идеи; способность решать проблемы, то есть способность к анализу, синтезу; создание множества необычных способов решения проблем; учащийся обладает богатой фантазией, воображением;

6) высокий творческий (Тв) - полная самостоятельность, создание в процессе движения к цели нового продукта в полном виде; ученик обладает богатой фантазией, воображением; неординарный подход к выполнению заданий; задания выполнены с признаками явного своеобразия («изюминка»).

Уровни творческой деятельности, предложенные нами, выделены согласно следующим критериям: самостоятельность, вариативность, оригинальность [5].

Необходимо помнить, что об уровне творческой деятельности нельзя судить по эпизодическим, одноразовым действиям; с предложенным тестовым заданием младший школьник не всегда может справиться в данный момент, однако это не означает, что у него нет способности к тому виду деятельности, который диагностировался предлагаемой методикой: возможно, учащийся не

смог собраться или проявил слабую мотивацию при выполнении предложенного задания.

Рассмотрим методику анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника.

Тесты, разрабатывавшиеся нами для диагностики творческих способностей, выявления уровня творческой деятельности младших школьников, состояли из заданий трех типов: репродуктивного, репродуктивно-творческого и творческого характера, при этом каждый тип заданий включал по три задания данного типа (каждый тест состоял из девяти заданий). Задания оценивались в соответствии с критериями шести уровней творческой деятельности: репродуктивным достаточным (Рд), высоким репродуктивным (Рв), репродуктивно-творческим (Р-Т), творчески-репродуктивным (Т-Р), творческим достаточным (Тд), высоким творческим (Тв). Отметим, что задания репродуктивного характера могут быть отнесены как к репродуктивному достаточному, так и высокому репродуктивному уровням, согласно их критериям; задания репродуктивно-творческого характера - как к репродуктивно-творческому, так и творчески-репродуктивному уровню, в соответствии с критериями уровней; задания творческого характера - как к творческому достаточному, так и высокому творческому.

Итоговый уровень работы определялся следующим образом:

1) рассматривалось количество выполненных заданий на каждом из уровней творческой деятельности; в частности, при определении итогового уровня работы акцент делался на количестве заданий, выполненных на высоких уровнях творческой деятельности (Тв и Тд). С опорой на эти данные работа относилась либо к Тв, либо к Тд, Т-Р или Р-Т уровням (для удобства и облегчения работы мы составили таблицу анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника, в которой прослеживаются все варианты выполнения девяти, восьми и семи заданий, из предложенных девяти; см. таблицу 1);

2) работы, в которых на уровнях Тв иТд не выполнено ни одного задания, но на Т-Р уровне выполнено хотя бы одно задание, относятся к Р-Т уровню;

3) работы, в которых на Тв, Тд, Т-Р уровнях не выполнено ни одного задания, но на Р-Т выполнено три или два задания, относятся к Р-Т уровню;

4) работы, в которых на Тв, Тд, Т-Р уровнях не выполнено ни одного задания, а на Р-Т выполнено одно задание, относятся к Рв уровню;

5) работы, в которых на Тв, Тд, Т-Р, Р-Т уровнях не выполнено ни одного задания, а на Рв выполнено три или два задания, относятся к Рв уровню;

6) работы, в которых на Тв, Тд, Т-Р, Р-Т уровнях не выполнено ни одного задания, а на Рв выполнено одно задание, относятся к Рд уровню;

7) работы, в которых на Тв, Тд, Т-Р, Р-Т, Рв уровнях не выполнено ни одного задания, а на Рд выполнено три или два задания, относятся к Рд уровню;

8) все остальные варианты, которые не описаны нами, оцениваются по усмотрению учителя, с опорой на методику анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника, разработанную нами.

Таблица 1

Таблица анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника (цифры 2-7 в четвертой линии горизонтальной прографки указывают на количество выполненных заданий на данном уровне)

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

9 3 0 3 0 3 0 Т-Р

9 3 0 3 0 2 1 Т-Р

9 3 0 3 0 1 2 Тд

9 3 0 3 0 0 3 Тд

9 3 0 2 1 3 0 Т-Р

9 3 0 2 1 2 1 Т-Р

9 3 0 2 1 1 2 Тд

9 3 0 2 1 0 3 Тд

9 3 0 1 2 3 0 Тд

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческии работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

9 3 0 1 2 2 1 Тд

9 3 0 1 2 1 2 Тд

9 3 0 1 2 0 3 Тд

9 3 0 0 3 3 0 Тд

9 3 0 0 3 2 1 Тд

9 3 0 0 3 1 2 Тд

9 3 0 0 3 0 3 Тв

9 2 1 3 0 3 0 Т-Р

9 2 1 3 0 2 1 Тд

9 2 1 3 0 1 2 Тд

9 2 1 3 0 0 3 Тд

9 2 1 2 1 3 0 Тд

9 2 1 2 1 2 1 Тд

9 2 1 2 1 1 2 Тд

9 2 1 2 1 0 3 Тд

9 2 1 1 2 3 0 Тд

9 2 1 1 2 2 1 Тд

9 2 1 1 2 1 2 Тд

9 2 1 1 2 0 3 Тв

9 2 1 0 3 3 0 Тд

9 2 1 0 3 2 1 Тд

9 2 1 0 3 1 2 Тв

9 2 1 0 3 0 3 Тв

9 1 2 3 0 3 0 Т-Р

9 1 2 3 0 2 1 Тд

9 1 2 3 0 1 2 Тд

9 1 2 3 0 0 3 Тд

9 1 2 2 1 3 0 Тд

9 1 2 2 1 2 1 Тд

9 1 2 2 1 1 2 Тд

9 1 2 2 1 0 3 Тд

9 1 2 1 2 3 0 Тд

9 1 2 1 2 2 1 Тд

9 1 2 1 2 1 2 Тв

9 1 2 1 2 0 3 Тв

9 1 2 0 3 3 0 Тд

9 1 2 0 3 2 1 Тд

9 1 2 0 3 1 2 Тв

9 1 2 0 3 0 3 Тв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 0 3 3 0 3 0 Тд

9 0 3 3 0 2 1 Тд

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

9 0 3 3 0 1 2 Тд

9 0 3 3 0 0 3 Тд

9 0 3 2 1 3 0 Тд

9 0 3 2 1 2 1 Тд

9 0 3 2 1 1 2 Тв

9 0 3 2 1 0 3 Тв

9 0 3 1 2 3 0 Тд

9 0 3 1 2 2 1 Тд

9 0 3 1 2 1 2 Тв

9 0 3 1 2 0 3 Тв

9 0 3 0 3 3 0 Тд

9 0 3 0 3 2 1 Тд

9 0 3 0 3 1 2 Тв

9 0 3 0 3 0 3 Тв

8 3 0 3 0 2 0 Т-Р

8 3 0 3 0 1 1 Т-Р

8 3 0 3 0 0 2 Т-Р

8 3 0 2 1 2 0 Т-Р

8 3 0 2 1 1 1 Т-Р

8 3 0 2 1 0 2 Тд

8 3 0 2 0 3 0 Т-Р

8 3 0 2 0 2 1 Т-Р

8 3 0 2 0 1 2 Тд

8 3 0 2 0 0 3 Тд

8 3 0 1 2 2 0 Т-Р

8 3 0 1 2 1 1 Т-Р

8 3 0 1 2 0 2 Тд

8 3 0 1 1 3 0 Т-Р

8 3 0 1 1 2 1 Тд

8 3 0 1 1 1 2 Тд

8 3 0 1 1 0 3 Тд

8 3 0 0 3 2 0 Т-Р

8 3 0 0 3 1 1 Т-Р

8 3 0 0 3 0 2 Тд

8 3 0 0 2 3 0 Т-Р

8 3 0 0 2 2 1 Т-Р

8 3 0 0 2 1 2 Тд

8 3 0 0 2 0 3 Тд

8 2 1 3 0 2 0 Т-Р

8 2 1 3 0 1 1 Т-Р

8 2 1 3 0 0 2 Тд

8 2 1 2 1 2 0 Т-Р

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

8 2 1 2 1 1 1 Т-Р

8 2 1 2 1 0 2 Тд

8 2 1 2 0 3 0 Т-Р

8 2 1 2 0 2 1 Тд

8 2 1 2 0 1 2 Тд

8 2 1 2 0 0 3 Тд

8 2 1 1 2 2 0 Т-Р

8 2 1 1 2 1 1 Т-Р

8 2 1 1 2 0 2 Тд

8 2 1 1 1 3 0 Т-Р

8 2 1 1 1 2 1 Т-Р

8 2 1 1 1 1 2 Тд

8 2 1 1 1 0 3 Тд

8 2 1 0 3 2 0 Т-Р

8 2 1 0 3 1 1 Т-Р

8 2 1 0 3 0 2 Тд

8 2 1 0 2 3 0 Т-Р

8 2 1 0 2 2 1 Т-Р

8 2 1 0 2 1 2 Тд

8 2 1 0 2 0 3 Тд

8 2 0 3 0 3 0 Т-Р

8 2 0 3 0 2 1 Т-Р

8 2 0 3 0 1 2 Тд

8 2 0 3 0 0 3 Тд

8 2 0 2 1 3 0 Т-Р

8 2 0 2 1 2 1 Тд

8 2 0 2 1 1 2 Тд

8 2 0 2 1 0 3 Тд

8 2 0 1 2 3 0 Т-Р

8 2 0 1 2 2 1 Тд

8 2 0 1 2 1 2 Тд

8 2 0 1 2 0 3 Тд

8 2 0 0 3 3 0 Тд

8 2 0 0 3 2 1 Тд

8 2 0 0 3 1 2 Тд

8 2 0 0 3 0 3 Тд

8 1 2 3 0 2 0 Т-Р

8 1 2 3 0 1 1 Т-Р

8 1 2 3 0 0 2 Тд

8 1 2 2 1 2 0 Т-Р

8 1 2 2 1 1 1 Т-Р

8 1 2 2 1 0 2 Тд

8 1 2 2 0 3 0 Т-Р

Общее Характер заданий Итоговый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

8 1 2 2 0 2 1 Т-Р

8 1 2 2 0 1 2 Тд

8 1 2 2 0 0 3 Тд

8 1 2 1 2 2 0 Т-Р

8 1 2 1 2 1 1 Т-Р

8 1 2 1 2 0 2 Тд

8 1 2 1 1 3 0 Т-Р

8 1 2 1 1 2 1 Т-Р

8 1 2 1 1 1 2 Тд

8 1 2 1 1 0 3 Тд

8 1 2 0 3 2 0 Т-Р

8 1 2 0 3 1 1 Т-Р

8 1 2 0 3 0 2 Тд

8 1 2 0 2 3 0 Тд

8 1 2 0 2 2 1 Тд

8 1 2 0 2 1 2 Тд

8 1 2 0 2 0 3 Тд

8 1 1 3 0 3 0 Т-Р

8 1 1 3 0 2 1 Т-Р

8 1 1 3 0 1 2 Тд

8 1 1 3 0 0 3 Тд

8 1 1 2 1 3 0 Т-Р

8 1 1 2 1 2 1 Тд

8 1 1 2 1 1 2 Тд

8 1 1 2 1 0 3 Тд

8 1 1 1 2 3 0 Т-Р

8 1 1 1 2 2 1 Тд

8 1 1 1 2 1 2 Тд

8 1 1 1 2 0 3 Тд

8 1 1 0 3 3 0 Тд

8 1 1 0 3 2 1 Тд

8 1 1 0 3 1 2 Тд

8 1 1 0 3 0 3 Тд

8 0 3 3 0 2 0 Т-Р

8 0 3 3 0 1 1 Т-Р

8 0 3 3 0 0 2 Т-Р

8 0 3 2 1 2 0 Т-Р

8 0 3 2 1 1 1 Т-Р

8 0 3 2 1 0 2 Тд

8 0 3 2 0 3 0 Т-Р

8 0 3 2 0 2 1 Тд

8 0 3 2 0 1 2 Тд

8 0 3 2 0 0 3 Тд

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

8 0 3 1 2 2 0 Т-Р

8 0 3 1 2 1 1 Т-Р

8 0 3 1 2 0 2 Тд

8 0 3 1 1 3 0 Тд

8 0 3 1 1 2 1 Тд

8 0 3 1 1 1 2 Тд

8 0 3 1 1 0 3 Тд

8 0 3 0 3 2 0 Тд

8 0 3 0 3 1 1 Тд

8 0 3 0 3 0 2 Тд

8 0 3 0 2 3 0 Тд

8 0 3 0 2 2 1 Тд

8 0 3 0 2 1 2 Тд

8 0 3 0 2 0 3 Тд

8 0 2 3 0 3 0 Т-Р

8 0 2 3 0 2 1 Т-Р

8 0 2 3 0 1 2 Тд

8 0 2 3 0 0 3 Тд

8 0 2 2 1 3 0 Т-Р

8 0 2 2 1 2 1 Т-Р

8 0 2 2 1 1 2 Тд

8 0 2 2 1 0 3 Тд

8 0 2 1 2 3 0 Тд

8 0 2 1 2 2 1 Тд

8 0 2 1 2 1 2 Тд

8 0 2 1 2 0 3 Тд

8 0 2 0 3 3 0 Тд

8 0 2 0 3 2 1 Тд

8 0 2 0 3 1 2 Тд

8 0 2 0 3 0 3 Тв

7 3 0 3 0 1 0 Р-Т

7 3 0 3 0 0 1 Р-Т

7 3 0 2 1 1 0 Р-Т

7 3 0 2 1 0 1 Р-Т

7 3 0 2 0 2 0 Р-Т

7 3 0 2 0 0 2 Т-Р

7 3 0 1 2 1 0 Т-Р

7 3 0 1 2 0 1 Т-Р

7 3 0 1 0 3 0 Т-Р

7 3 0 1 0 2 1 Т-Р

7 3 0 1 0 1 2 Тд

7 3 0 1 0 0 3 Тд

7 3 0 0 3 1 0 Т-Р

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

7 3 0 0 3 0 1 Т-Р

7 3 0 0 2 2 0 Т-Р

7 3 0 0 2 0 2 Тд

7 3 0 0 1 3 0 Т-Р

7 3 0 0 1 2 1 Т-Р

7 3 0 0 1 1 2 Тд

7 3 0 0 1 0 3 Тд

7 2 1 3 0 1 0 Р-Т

7 2 1 3 0 0 1 Р-Т

7 2 1 2 1 1 0 Р-Т

7 2 1 2 1 0 1 Р-Т

7 2 1 2 0 2 0 Р-Т

7 2 1 2 0 0 2 Т-Р

7 2 1 1 2 1 0 Т-Р

7 2 1 1 2 0 1 Т-Р

7 2 1 1 0 3 0 Т-Р

7 2 1 1 0 2 1 Т-Р

7 2 1 1 0 1 2 Тд

7 2 1 1 0 0 3 Тд

7 2 1 0 3 1 0 Р-Т

7 2 1 0 3 0 1 Т-Р

7 2 1 0 2 2 0 Т-Р

7 2 1 0 2 0 2 Тд

7 2 1 0 1 3 0 Т-Р

7 2 1 0 1 2 1 Т-Р

7 2 1 0 1 1 2 Тд

7 2 1 0 1 0 3 Тд

7 2 0 3 0 2 0 Т-Р

7 2 0 3 0 0 2 Т-Р

7 2 0 2 1 2 0 Т-Р

7 2 0 2 1 0 2 Т-Р

7 2 0 2 0 3 0 Т-Р

7 2 0 2 0 2 1 Т-Р

7 2 0 2 0 1 2 Тд

7 2 0 2 0 0 3 Тд

7 2 0 1 2 2 0 Т-Р

7 2 0 1 2 0 2 Тд

7 2 0 0 3 2 0 Т-Р

7 2 0 0 3 0 2 Тд

7 2 0 0 2 3 0 Т-Р

7 2 0 0 2 2 1 Тд

7 2 0 0 2 1 2 Тд

7 2 0 0 2 0 3 Тд

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

7 1 2 3 0 1 0 Р-Т

7 1 2 3 0 0 1 Р-Т

7 1 2 2 1 1 0 Р-Т

7 1 2 2 1 0 1 Р-Т

7 1 2 2 0 2 0 Т-Р

7 1 2 2 0 0 2 Т-Р

7 1 2 1 2 1 0 Т-Р

7 1 2 1 2 0 1 Т-Р

7 1 2 1 0 3 0 Т-Р

7 1 2 1 0 2 1 Т-Р

7 1 2 1 0 1 2 Тд

7 1 2 1 0 0 3 Тд

7 1 2 0 3 1 0 Т-Р

7 1 2 0 3 0 1 Т-Р

7 1 2 0 2 2 0 Т-Р

7 1 2 0 2 0 2 Тд

7 1 2 0 1 3 0 Т-Р

7 1 2 0 1 2 1 Т-Р

7 1 2 0 1 1 2 Тд

7 1 2 0 1 0 3 Тд

7 1 0 3 0 3 0 Т-Р

7 1 0 3 0 2 1 Т-Р

7 1 0 3 0 1 2 Тд

7 1 0 3 0 0 3 Тд

7 1 0 2 1 3 0 Т-Р

7 1 0 2 1 2 1 Т-Р

7 1 0 2 1 1 2 Тд

7 1 0 2 1 0 3 Тд

7 1 0 1 2 3 0 Тд

7 1 0 1 2 2 1 Тд

7 1 0 1 2 1 2 Тд

7 1 0 1 2 0 3 Тд

7 1 0 0 3 3 0 Т-Р

7 1 0 0 3 2 1 Т-Р

7 1 0 0 3 1 2 Тд

7 1 0 0 3 0 3 Тд

7 0 3 3 0 1 0 Р-Т

7 0 3 3 0 0 2 Т-Р

7 0 3 2 1 1 0 Р-Т

7 0 3 2 1 0 1 Р-Т

7 0 3 2 0 2 0 Т-Р

7 0 3 2 0 0 2 Т-Р

Общее Характер заданий Итоговый

кол-во Репродуктивный Репродуктивно- Творческий уровень

выполненных творческий работы

заданий Рд Рв Р-Т Т-Р Тд Тв

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 0 3 1 2 1 0 Т-Р

7 0 3 1 2 0 1 Т-Р

7 0 3 1 0 3 0 Т-Р

7 0 3 1 0 2 1 Т-Р

7 0 3 1 0 1 2 Тд

7 0 3 1 0 0 3 Тд

7 0 3 0 3 1 0 Т-Р

7 0 3 0 3 0 1 Т-Р

7 0 3 0 2 2 0 Тд

7 0 3 0 2 0 2 Тд

7 0 3 0 1 3 0 Т-Р

7 0 3 0 1 2 1 Т-Р

7 0 3 0 1 1 2 Тд

7 0 3 0 1 0 3 Тд

7 0 2 3 0 2 0 Т-Р

7 0 2 3 0 0 2 Т-Р

7 0 2 2 1 2 0 Т-Р

7 0 2 2 1 0 2 Тд

7 0 2 2 0 3 0 Т-Р

7 0 2 2 0 2 1 Т-Р

7 0 2 2 0 1 2 Т-Р

7 0 2 2 0 0 3 Тд

7 0 2 1 2 2 0 Т-Р

7 0 2 1 2 0 2 Тд

7 0 2 0 3 2 0 Т-Р

7 0 2 0 3 0 2 Тд

7 0 2 0 2 3 0 Т-Р

7 0 2 0 2 2 1 Тд

7 0 2 0 2 1 2 Тд

7 0 2 0 2 0 3 Тд

7 0 1 3 0 3 0 Т-Р

7 0 1 3 0 2 1 Т-Р

7 0 1 3 0 1 2 Тд

7 0 1 3 0 0 3 Тд

7 0 1 2 1 3 0 Т-Р

7 0 1 2 1 2 1 Т-Р

7 0 1 2 1 1 2 Тд

7 0 1 2 1 0 3 Тд

7 0 1 1 2 3 0 Т-Р

7 0 1 1 2 2 1 Т-Р

7 0 1 1 2 1 2 Тд

7 0 1 1 2 0 3 Тд

7 0 1 0 3 3 0 Т-Р

7 0 1 0 3 2 1 Т-Р

Общее кол-во выполненных заданий Характер заданий Итоговый уровень работы

Репродуктивный Репродуктивно-творческий Творческий

Рд уровень Рв уровень Р-Т уровень Т-Р уровень Тд уровень Тв уровень

1 2 3 4 5 6 7 8

7 0 1 0 3 1 2 Тд

7 0 1 0 3 0 3 Тд

Итак, применяя методику анализа диагностического теста, направленного на выявление уровня творческой деятельности младшего школьника, можно узнать, на каком уровне творческой деятельности находится ребенок. Кроме этого необходимо системно диагностировать результаты творческой деятельности учащихся начальной школы и на этой основе управлять, влиять на развитие творческой деятельности младших школьников.

Следует обратить внимание на то, что измерение творческих процессов, творческих способностей, уровня творческой деятельности представляет большую сложность, поэтому любые критерии необходимо применять исключительно осторожно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 79 с.

2. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989. - 158 с.

3. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

4. Фурман А.В. Уровни решения проблемных задач учащимися // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 43-53.

5. Черноусова-Никонорова Т.В. Педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.