Научная статья на тему 'Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии'

Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ШКОЛЬНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГИМНАЗИЯ / CREATIVE / CREATIVITY / ARTISTIC AND AESTHETIC ACTIVITIES / CREATIVE STYLE OF ART-AESTHETIC ACTIVITY / LEVELS OF FORMATION OF THE CREATIVE STYLE OF ACTIVITY / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS / GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

Социальные преобразования, происходящие в современном мире, предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию современного человека. Доминирующей целью образовательных учреждений становится приоритет творчества и культуры, поэтому все больше осознается необходимость в воспитании личности нового типа, обладающей не только глубокими знаниями, умениями и навыками, но и способностями к самореализации и саморазвитию в различных областях человеческой деятельности, умеющей творчески подходить к решению актуальных жизненных проблем. В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты творческого развития обучающихся. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам творчества, проблема формирования творческого стиля деятельности школьников в условиях образовательного процесса разработана недостаточно. Современная педагогика, рассматривая возможности творческого развития обучающихся средствами искусства, не в полной мере уделяет внимание раскрытию механизмов реализации этого процесса в контексте формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности. Автор представляет результаты лонгитюдного исследования формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии. Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. В статье раскрывается понятие «творческий стиль художественно-эстетической деятельности», рассматриваются этапы его формирования, приводится оценка результативности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников на основе разработанных критериев и показателей. Автором определены уровни сформированности творческого стиля деятельности и представлены их качественные характеристики. Оценка уровня сформированности творческого стиля деятельности школьников осуществляется на основе таких критериев, как творческая направленность личности, самостоятельная творческая позиция, проявление творческой индивидуальности, потребность в творческом самовыражении и их показателей. В статье представлен комплекс методик определения сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, позволяющих выявить динамику его формирования. В заключении констатируется эффективность формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of efficiency of formation of creative style of artistic and aesthetic activity of pupils in conditions of the educational process of the gymnasium

Social transformations taking place in the modern world, placing increasingly high demands on the training and education of modern man. The dominant purpose of educational institutions becomes art and culture a priority, so more and more awareness of the need in the education of a new type of personality that has not only deep knowledge, skills and abilities, but also the ability to self-realization and self-development in various fields of human activity, able to be creative in solving urgent life problems. In the scientific literature adequately covered various aspects of the creative development of students. However, despite the increased interest in issues of creativity, problem of formation of the creative style of activity of pupils in the conditions of the educational process is not sufficiently developed. Modern pedagogy, considering the possibilities of creative development of students through art, not fully paying attention to the disclosure mechanisms for the implementation of this process in the context of formation of creative style art-aesthetic activity. The author presents the results of a longitudinal study of formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolboys in the conditions of the educational process of a grammar school. The study was conducted based on the "School №37" in Petrozavodsk. The article deals with the concept of "creative style art-aesthetic activity", discusses the stages of its formation, provides an assessment of the impact of the formation of the creative style of art-aesthetic activity of pupils on the basis of developed criteria and indicators. The author defined the levels of formation of the creative style of activity and presented their qualitative characteristics. Assessment of the level of formation of creative activity of pupils style is based on criteria such as the creative orientation of the person, independent creative position, the manifestation of the creative personality, the need for creative self-expression and performance. The article presents a set of methods for determining the formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolchildren, allowing to reveal the dynamics of its formation. In conclusion, stated the efficiency of formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolboys in the conditions of the educational process of the gymnasium.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/3 8PDMN216.pdf Статья опубликована 11.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Останина С.А. Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37.036

Останина Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова», Россия, Петрозаводск

Доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии

Аннотация. Социальные преобразования, происходящие в современном мире, предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию современного человека. Доминирующей целью образовательных учреждений становится приоритет творчества и культуры, поэтому все больше осознается необходимость в воспитании личности нового типа, обладающей не только глубокими знаниями, умениями и навыками, но и способностями к самореализации и саморазвитию в различных областях человеческой деятельности, умеющей творчески подходить к решению актуальных жизненных проблем.

В научной литературе достаточно полно освещены различные аспекты творческого развития обучающихся. Однако, несмотря на повышенный интерес к вопросам творчества, проблема формирования творческого стиля деятельности школьников в условиях образовательного процесса разработана недостаточно. Современная педагогика, рассматривая возможности творческого развития обучающихся средствами искусства, не в полной мере уделяет внимание раскрытию механизмов реализации этого процесса в контексте формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Автор представляет результаты лонгитюдного исследования формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии. Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска.

В статье раскрывается понятие «творческий стиль художественно-эстетической деятельности», рассматриваются этапы его формирования, приводится оценка результативности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников на основе разработанных критериев и показателей.

Автором определены уровни сформированности творческого стиля деятельности и представлены их качественные характеристики. Оценка уровня сформированности творческого стиля деятельности школьников осуществляется на основе таких критериев, как

творческая направленность личности, самостоятельная творческая позиция, проявление творческой индивидуальности, потребность в творческом самовыражении и их показателей.

В статье представлен комплекс методик определения сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, позволяющих выявить динамику его формирования. В заключении констатируется эффективность формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии.

Ключевые слова: творчество; творческая деятельность; художественно-эстетическая деятельность; творческий стиль художественно-эстетической деятельности; уровни сформированности творческого стиля деятельности; школьник; образовательный процесс; гимназия

Творчество является одной из наиболее значимых сфер жизнедеятельности человека, освоение которой предполагает овладение видами, формами, способами и средствами творческой деятельности. Важным аспектом при реализации творчества является формирование творческого стиля деятельности как непрерывного процесса, который осуществляется на протяжении всех этапов творческого развития личности [9].

В исследовании «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» мы рассматриваем как особый индивидуальный способ самовыражения личности средствами искусства, для которого характерно устойчивое взаимодействие разнообразных приёмов организации и реализации художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих творческую направленность мыслительных и практических действий, позволяющих достигнуть свободы творческих проявлений и значимых результатов в различных видах художественного творчества [6; 7].

Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников рассматривается нами как сложный многокомпонентный процесс, направленный на изменение личности, способной к творческой самореализации и самоактуализации в различных сферах жизни. В экспериментальном исследовании приняли участие 900 школьников МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска, из них на формирующем этапе - 432 человека. Диагностическое исследование на выявление уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников осуществлялось по разработанным нами критериям и показателям, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (разработано автором)

Критерии Показатели

Творческая направленность личности Проявление интереса и мотивации к достижению успехов в художественно-эстетической деятельности, ценностно-смыслового отношения к творчеству

Самостоятельная творческая позиция Самостоятельное нахождение приемов и средств осуществления художественно-эстетической деятельности, владение знаниями в ее организации, проявление творческой позиции

Проявление творческой индивидуальности Выдвижение оригинальных идей в процессе решения творческих задач, отсутствие стереотипов, нестандартность мышления, наличие творческих способностей

Мир Науки

Критерии Показатели

Потребность в творческом самовыражении Проявление активности, продуктивности и успешности в различных видах художественного творчества; потребность в открытии «себя», способность к саморегуляции в деятельности

На основании критериев и показателей нами были определены уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется системным и устойчивым проявлением интереса к творческой художественно-эстетической деятельности, мотивацией на достижение успехов в ней. Школьник постоянно стремится к самосовершенствованию; у него сформировано ценностно-смысловое отношение к творчеству. Он обладает глубокими, осознанными, полными и прочными знаниями в области творческой художественно-эстетической деятельности; успешно осваивает приемы и средства её осуществления; высказывает самостоятельные суждения, делает выводы и обобщения, при этом всегда самостоятельно находит способы решения возникающих проблем. Школьник креативен, склонен к инновационным решениям, проявляет нестандартность мышления, выдвигает оригинальные идеи в процессе решения творческих задач; обладает достаточно развитыми творческими способностями.

Он активен и целеустремлён, проявляет успешность и продуктивность в различных видах учебной и внеучебной творческой художественно-эстетической деятельности, умеет самостоятельно планировать и инициировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Средний уровень характеризуется бессистемным и эпизодическим проявлением интереса к творческой художественно-эстетической деятельности; устойчивая мотивация наблюдается в некоторых её видах. Школьник имеет фрагментарные, неполные, не достаточно осознанные и прочные знания в области творческой художественно-эстетической деятельности; не в полной мере осознает её сущность. Он старается найти самостоятельный выход из проблемной ситуации, при этом не всегда может убедительно представить свою позицию при выполнении творческого задания. Школьник включается в творческую деятельность, используя консультативную поддержку со стороны учителя; стремится развивать свои творческие способности, проявлять творческую индивидуальность. Он в достаточной мере активен и целеустремлен, проявляет самостоятельность в организации, реализации и прогнозировании своей деятельности, стремится осуществлять самоконтроль и самооценку, при этом успешность и продуктивность учебной и внеучебной творческой художественно-эстетической деятельности обнаруживаются лишь в некоторых ее видах.

Низкий уровень характеризуется отсутствием заинтересованности процессом и результатом творческой художественно-эстетической деятельности. У школьника не сформированы мотивация и ценностно-смысловое осознание творческого акта. Школьник имеет обрывочные и неосознанные знания в области творческой художественно-эстетической деятельности; не включается в процесс принятия самостоятельных решений, не умеет выразить свою творческую позицию. Он не склонен к новшеству, действует по алгоритму, не стремится развивать творческие способности, характеризуется пассивностью поведения; выполняет творческие задания под контролем учителя, индифферентен к проявлению инициативы в различных видах художественно-эстетической деятельности, не планирует деятельность на достижение результата.

Одной из задач являлось определение комплекса методик на выявление сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Методики определения сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (разработано автором)

Критерии Методы и методики диагностического исследования

• анкетирование;

• интервьюирование;

Творческая • беседа;

направленность • наблюдение за деятельностью школьников в учебное и

личности внеучебное время; • методика незаконченных предложений (Ж. Нюттен в модификации А.Б. Орлова).

• оценка знаний, умений в организации творческой

художественно-эстетической деятельности;

Самостоятельная • наблюдение за деятельностью школьников в учебное и

творческая позиция внеучебное время; • анализ продуктов творческой художественно-эстетической деятельности школьников.

• творческие задания на диагностику творческих способностей (на основе тестов Е. Торренса и Дж. Гилфорда);

• диагностика вербальной креативности (методика С. Медника,

Проявление адаптированная А.Н. Ворониным);

творческой • диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса,

индивидуальности адаптированная А.Н. Ворониным); • опросник креативности Дж. Рензулли (адаптирован Е.Е. Туник); • тест «Проверь себя» на основе теста В.И. Андреева на выявление творческого потенциала личности.

• наблюдение за деятельностью школьников в учебное и

внеучебное время;

Потребность в • анкетирование;

творческом • беседа;

самовыражении • анализ продуктов творческой художественно-эстетической деятельности школьников; • самооценка.

Для оценивания уровня сформированности творческой направленности личности нами выбраны следующие методы: анкетирование, интервьюирование, беседа, а также наблюдение за деятельностью школьников в учебное и внеучебное время. Как показывают данные анкетирования, все обучающиеся младших классов (100%) проявляют значительный интерес к творческой художественно-эстетической деятельности и отводят ей важное место в своей жизни. Но уже в среднем звене проявляется снижение интереса к творческой художественно-эстетической деятельности: только 60,6% школьников стремятся к занятиям творчеством, а 39,4% респондентов ответили, что данная область жизнедеятельности не занимает важного места в их жизни вообще.

В ходе индивидуальных бесед с обучающимися мы постарались выяснить основания снижения их интереса к творчеству. Среди причин, которые мешают самореализации в творческой художественно-эстетической деятельности, школьники выделяли следующие: недостаточный уровень необходимых знаний и умений (15,4%), развития творческих способностей (13,6%); нехватка времени (16,4%); психологические факторы (неуверенность в себе, неумение довести до конца задуманное дело, трудности в общении и т.д.) - (14,6%) и другие. Исследователи (Г.С. Абрамова, А.Д. Алфёров, И.Ю. Кулагина и др.) отмечают, что в подростковом возрасте усиливается сознательное отношение к своей деятельности, стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих мыслях и действиях. Школьники становятся более критичными и к своему творчеству, высказывая суждения о недостаточной степени готовности к продуктивной реализации творческой деятельности

[1; 2; 4].

С целью выявления интересов различных возрастных групп к творчеству, мы выделяли аспект приоритетных направлений творческой деятельности обучающихся. Оказалось, что школьники младших классов отдают предпочтение игровым (50%) и художественным (47%) направлениям творческой деятельности, что объясняется психолого-возрастными особенностями детей этого периода. Психологи (И.Ю. Кулагина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова и др.) подчёркивают, что у младших школьников преобладает художественный тип сознания; активно развито и продолжает развиваться наглядно-образное мышление, которое служит основой развития художественного творчества [4; 5; 12]. В это время увлечение художественной деятельностью имеет первостепенное значение для ребёнка.

В ходе нашего исследования выяснилось, что школьникам 1-4 классов более всего нравится рисовать иллюстрации к литературным и музыкальным произведениям, сочинять сказки, музыкальные зарисовки, петь, танцевать, создавать игровые ситуации. Обучающиеся 5-9 классов помимо вышеперечисленных направлений творческой деятельности проявляют значительный интерес к исследовательской и проблемно-поисковой деятельности, что объясняется интенсивным интеллектуальным развитием личности в подростковом возрасте. Наряду с сочинением стихов, историй, музыкальных мелодий их увлекает процесс создания исследовательских творческих работ, проектов и решение проблемных заданий.

Обобщая результаты диагностического исследования на выявление уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности по критерию творческая направленность личности, мы получили следующие данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Исходные уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (творческая направленность личности)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Высокий 23,3%

Средний 33,4%

Низкий 43,3%

Второй критерий оценки сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников - самостоятельная творческая позиция - оценивался по результатам собеседований, диспутов, диалогов, олимпиад, конкурсов, концертов, учебно-исследовательских конференций, проектной деятельности, тематических игр и викторин по

предметам художественно-эстетической направленности. Накопление знаний становится необходимым фундаментом для творческой самореализации школьников в различных видах и направлениях учебной и внеучебной деятельности. Характеристиками высокого уровня сформированности знаний являются их системность, осознанность, прочность, полнота. Требования к уровню знаний обучающихся разрабатывались на основе государственного образовательного стандарта, программ художественно-эстетического образования гимназии.

На констатирующем этапе эксперимента школьники продемонстрировали высокий уровень знаний по предметным дисциплинам. Вместе с тем, беседуя с детьми о возможных приемах, способах и средствах осуществления творческой художественно-эстетической деятельности, вариантах выполнения творческих заданий, мы обратили внимание на то, что багаж знаний обучающихся в данной области довольно низкий. Лишь 12,4% из них понимают её сущность и осознают необходимость формирования собственного творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Для определения показателей сформированности умений и навыков школьников в выполнении творческих работ мы посещали уроки по предметам художественно-эстетического цикла, выставки, презентации, изучали продукты деятельности обучающихся (рисунки, музыкальные и литературные сочинения, хореографические композиции, театральные постановки и др.). При оценке творческих работ школьников учитывались сложность замысла и тщательность его разработки; характер и качество выполнения, а также выразительность, свобода, своеобразие манеры, индивидуальный почерк совершаемой творческой деятельности; соответствие продуктов творчества художественным требованиям. В таблице 4 мы представили данные, полученные в результате анализа творческих работ учеников 1-9 классов.

Таблица 4

Показатели сформированности умений и навыков выполнения творческих работ

(разработано автором)

Уровни сложности замысла выполняемых работ (низкий, средний, высокий) Характер выполнения работ (репродуктивный, поисково-исполнительский, творческий) Качество выполнения работ (низкое, среднее, высокое)

Н. С. В. Р. П.- И. Т. Н. С. В.

60% 26% 14% 50% 38% 12% 58% 34% 8%

Полученные в результате анализа обобщенные данные, включающие в себя знания и умения школьников в области осуществления творческой художественно-эстетической деятельности, умение высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и обобщения, самостоятельно находить способы решения возникающих проблем, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Исходные уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (самостоятельная творческая позиция)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Высокий 33,3%

Средний 48,3%

Низкий 18,4%

Для определения уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию проявление творческой индивидуальности нами были выбраны следующие методы исследования: творческие задания, составленные на основе тестов Е. Торренса и Дж. Гилфорда, диагностика вербальной креативности по методике С. Медника, диагностика невербальной креативности по методике Е. Торренса (адаптация А.Н. Воронина); адаптированный вариант опросника креативности Дж. Рензулли (Е.Е. Туник); тест «Проверь себя» на выявление творческого потенциала личности (на основе теста В.И. Андреева).

При оценке тестовых творческих заданий мы учитывали показатели качества творческих действий и продукции художественного творчества детей, разработанные Н.А. Ветлугиной [3, с. 36-37] и дополненные нами в соответствии с обозначенными диагностируемыми способностями (таблица 6).

Таблица 6

Показатели развития творческих способностей (разработано автором)

Диагностируемые способности Показатели

Оригинальность - умение высказывать оригинальные и нестандартные идеи, воплощать их в творческой деятельности; - находить оригинальные приёмы решения творческих заданий.

Воображение - умение представить музыкальный образ и отразить его в творческих работах; - соответствие творческой модели эмоциональному настроению и содержанию музыки; - нахождение адекватных выразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, музыкальной, литературной, театральной и хореографической композициях.

Дивергентное мышление - скорость или беглость мышления (общее количество творческих решений); - пластичность или гибкость (степень разнообразия творческих решений); - быстрота реакций, находчивость в действиях; - хорошая ориентировка в новых условиях.

Открытие нового - умение создавать новые комбинации, варианты из усвоенных элементов; - находить новые приёмы решения заданий; - вносить дополнения, изменения в процессе преобразования знакомого материала; - самостоятельно применять известные знания в новых ситуациях.

Результаты тестирования на выявление уровня развития творческих способностей обучающихся мы отразили в рисунке 1.

Мир Науки

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ Высокий уровень

□ Средний уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Низкий уровень

О.

В.

Д.м.

О.н.

Рисунок 1. Уровень развития творческих способностей обучающихся (О. - оригинальность, В. - воображение, Д.м. - дивергентное мышление, О.н. - открытие нового)

(разработано автором)

Как видно из рисунка, уровень развития творческих способностей школьников на констатирующем этапе эксперимента в целом можно определить как невысокий. Из всех диагностируемых творческих способностей у школьников наиболее развитыми оказалось воображение (26,4%), которое является необходимыми при выполнении художественно-творческой деятельности. Это обусловлено тем, что его развитие в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла особенно активизируется учителями. Высокий уровень оригинальности был отмечен только у 12% обучающихся; способности к открытию нового - у 11,8% школьников.

На констатирующем этапе эксперимента в процессе наблюдения за деятельностью школьников в учебное и внеучебное время мы также диагностировали уровни развития таких творческих способностей как быстрота, гибкость мышления, познавательная активность, способность к самостоятельным действиям и суждениям, проявлению собственной индивидуальности, а также образное мышление, эмоциональность, эстетическое отношение к действительности. Мы определяли развитие специальных художественных способностей в области музыкальной, изобразительной, хореографической, театральной художественной деятельности (слух, ритм, музыкальную, зрительную память, сенсорные качества и др.) [8].

Анализ результатов наблюдения показал высокую степень познавательной активности обучающихся. Интересным для нас является тот факт, что у всех обучающихся есть желание открывать для себя новые знания, заниматься чем-то новым. 70% школьников указывают на то, что им очень нравится задавать вопросы, чтобы узнать неизвестные факты и события. Тем не менее, мы констатировали, что у обучающихся недостаточно развиты стремление к самостоятельности и желание выразить собственную индивидуальность. Лишь 33,4% гимназистов проявляют самостоятельность при выполнении заданий и только 33,3% -стараются выразить свою индивидуальность в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

Суммируя все полученные результаты, мы получили следующие показатели исходных уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию проявление творческой индивидуальности (таблица 7).

Таблица 7

Исходные уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (проявление творческой индивидуальности)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Высокий 22,4%

Средний 34,3%

Низкий 43,3%

На этапе констатирующего эксперимента нами определялся уровень сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности по критерию потребность в творческом самовыражении. С этой целью мы использовали наблюдения и беседы с обучающимися, анкетирование, анализ продуктов их учебно-творческой деятельности.

Большое значение для формирования творческого стиля имеет участие школьников в различных видах творческой художественно-эстетической деятельности. В результате диагностического исследования были получены следующие данные: только 33,4% учеников регулярно и систематически участвуют в творческой деятельности; 8% школьников вообще не принимают участие в творческих мероприятиях. В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявляли продуктивность и успешность творческой деятельности обучающихся. Оказалось, что только у 33,4% школьников творческую деятельность можно считать продуктивной, и лишь у 12,2% гимназистов - успешной.

В процессе анкетирования школьникам предлагалось оценить свою творческую активность в урочное и во внеурочное время. Анализ ответов позволяет сделать вывод, что активно включаются в творческую деятельность на уроках 48% обучающихся; 32% респондентов оценили свою творческую деятельность как недостаточно активную; 20% школьников индифферентно относятся к занятиям творчеством на уроках. Творчески активными во внеурочной деятельности считают себя 50% обучающихся; 33,4% опрошенных утверждают, что занимаются творчеством периодически; 16,6% респондентов вообще не проявляют творческую активность во внеурочной творческой деятельности.

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что по мере взросления школьники обращаются к творчеству реже (и на уроках и во внеурочное время). Обучающимися отмечалось, что в большей степени они проявляют творческую активность на предметах художественно-эстетического цикла, и подобные творческие уроки вызывают у них большой интерес. Такого мнения придерживаются 86,4% младших школьников и 62,8% учеников среднего звена.

В таблице 8 представлены исходные уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию потребность в творческом самовыражении.

Таблица 8

Исходные уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (потребность в творческом самовыражении)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Высокий 10,7%

Средний 37,3%

Низкий 52%

В сводной таблице представлены данные уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по всем оцениваемым критериям и показателям (таблица 9).

Таблица 9

Сводная таблица уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников на этапе констатирующего эксперимента

(разработано автором)

Уровни сформированности Оцениваемые критерии сформированности творческого стиля деятельности Средний показатель

Творческая направленность личности Самостоятельная творческая позиция Проявление творческой индивидуальности Потребность в творческом самовыражении

Высокий 23,3% 33,3% 22,4% 10,7% 22,4%

Средний 33,4% 48,3% 34,3% 37,3% 38,3%

Низкий 43,3% 18,4% 43,3% 52% 39,2%

Подводя итоги диагностического исследования на выявление уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, мы констатировали положительное отношение их к творческой деятельности, потребность в обогащении своего творческого опыта. Вместе с тем обучающиеся недостаточно мотивированы на творческую деятельность; знания о способах, приемах и средствах ее организации носят фрагментарный характер; умения и навыки слабо выражены; в осуществлении самоконтроля и самооценки они испытывают определенные трудности.

На формирующем этапе эксперимента основной целью являлось апробация разработанной модели формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников. Содержательный компонент модели основан на предметных дисциплинах образовательной области «Искусство», предусмотренных государственным образовательным стандартом и базовым учебным планом, а также включает курсы по выбору и факультативы художественно-эстетической направленности. Реализация содержательного компонента модели легла в основу формирующего эксперимента, состоящего из трех взаимосвязанных этапов формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, каждый из которых имел собственные цели, задачи, формы и методы организации [10].

На первом этапе реализации содержательного компонента модели школьникам (1-3 классы) были предложены факультативные курсы «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», включающие ролевые игры, творческие мастерские и лаборатории. Основной целью данного этапа являлось формирование интереса и мотивации школьников к творчеству в области искусства, повышение их активности, уверенности в своих творческих проявлениях, способностей к

творческому самовыражению в различных видах учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности.

В процессе проведения творческих уроков (урок-путешествие, урок-сказка, урок-фантазия, урок-концерт) раскрывались различные подходы к понятию творчества и личности творца, обосновывались способности каждого человека к созиданию. При этом было отмечено положительное отношение обучающихся к проблемам творчества, активное участие в их обсуждении, выполнении творческих заданий.

В процессе проведения творческих мастерских и лабораторий обучающиеся создавали следующие виды работ: иллюстрации к музыкальным произведениям; декорации и эскизы костюмов для героев музыкальных спектаклей (изобразительное творчество); оперные и балетные либретто, сочинения на темы музыкальных произведений, музыкальные и литературные сказки (музыкально-литературное творчество); танцевальные и театральные инсценировки под музыку (танцевальное и театральное творчество). Выполняя различные творческие задания, школьники постигали основы творческого процесса: от художественного восприятия к пониманию художественного языка искусства; от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству; от сотворчества к самостоятельному творчеству. При этом они представляли свой вариант решения поставленной творческой задачи, демонстрируя проникновение в художественный образ и индивидуальную манеру самовыражения. К концу первого этапа реализации модели школьники стали проявлять устойчивый интерес к творческой художественно-эстетической деятельности; активно участвовали в различных конкурсах, фестивалях, концертах, творческих проектах; повысилась их продуктивность и успешность в различных видах художественного творчества.

На втором этапе реализации содержательного компонента модели (4-6 классы) были включены курсы по выбору («Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе»), которые ориентированы на формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к творчеству, освоение опыта художественно-эстетической деятельности, поиск средств в раскрытии своей творческой индивидуальности.

На втором этапе значительное внимание уделялось осуществлению различных направлений художественно-эстетической деятельности, ведущими из которых являлись: исполнение композиций (музыкальных, литературных, танцевальных и театральных), представляющее собой процесс воссоздания художественных образов через интерпретацию; сочинение (создание) собственных произведений в различных видах искусства. Так, на уроке хореографии обучающимся предлагалось прослушать незнакомое музыкальное произведение, которое становилось темой для разнообразных пластических фантазий, выявлявших их индивидуальные творческие предпочтения. Поначалу обучающиеся включались в исполнительскую творческую деятельность, используя консультативную поддержку со стороны учителя в поиске способов и средств организации деятельности, в выражении собственной творческой позиции в танце. В дальнейшем школьники учились не просто воспроизводить уже известные художественные композиции, а самостоятельно находить оригинальные варианты интерпретаторских решений, творчески реализовывать художественный замысел, выстраивая и воплощая свой индивидуальный путь понимания и осознания произведений искусства.

В процессе создания собственных произведений постижение художественного смысла создаваемых композиций постепенно происходило через творческое самовыражение, самоактуализацию личности в процессе творения новой реальности, отражающей неповторимое проявление внутреннего мира школьника. Так, в курсе предмета «Музыкальный инструмент» школьники, используя приёмы и методы импровизации,

создавали небольшие музыкальные образы-зарисовки, эскизы (портреты сказочных героев, явления природы, чувства и настроения человека); сочиняли сказки с музыкальным озвучиванием главных персонажей, музыкальные игры. В начале обучения их деятельность в основе своей была репродуктивной, самостоятельных проявлений в ней было недостаточно. Музыкальные импровизации носили подражательный характер, отличались стандартностью и не позволяли в полной мере раскрыть свою индивидуальность.

Постепенно у школьников формировались творческо-исполнительские навыки, они приобретали опыт самостоятельного использования композиторских умений, осуществляли их качественный перенос в новые условия, индивидуально применяя в различных творческих ситуациях. В дальнейшем темы и образы «мгновенных» импровизаций-эскизов становились основой для создания более крупных музыкальных произведений разных жанров, различных по исполнительскому составу и стилевым особенностям. Таким образом, к моменту завершения второго этапа у школьников создавалось целостное представление о творчестве, начинала складываться устойчивая система индивидуальных (присущих только им) способов, приемов и средств, которые они использовали в осуществлении творческой деятельности, возникала потребность формирования индивидуального творческого стиля деятельности [11].

Третий этап реализации модели (7-9 классы) включал организацию факультативных курсов «Исторические аспекты творческой деятельности в различных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств». Целевой установкой данного этапа являлось создание условий для свободного проявления творческой индивидуальности школьников, становления их самостоятельной творческой позиции и самовыражения в различных видах художественного творчества. На этом этапе активно использовались такие формы уроков, как коллоквиум, диспут, проблемная лекция, семинар и др. При подготовке к ним школьникам предлагался определённый круг вопросов, работая над которыми, они должны были самостоятельно выявить для себя проблему, найти оригинальные пути и способы её решения, спрогнозировать возможные последствия своих «открытий». Важным фактором в процессе формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся являлась организация учебно-исследовательской деятельности в области искусства. Если на первом этапе школьникам предлагалось написание небольших сообщений и мини-докладов, то на втором и третьем этапах они работали над рефератами, учебными исследованиями и творческими проектами по проблемам культуры и искусства, с которыми выступали на городских, республиканских и российских конференциях, неоднократно становясь их победителями. В своих выступлениях школьники демонстрировали творческий подход к решению исследовательских задач, оригинальность и нестандартность оформления презентаций, своеобразие индивидуальной манеры выступления, что свидетельствовало о высоком уровне сформированности их творческого стиля деятельности.

К концу третьего этапа школьники достигли более высокого уровня мотивации к различным видам художественного творчества, овладения методами, приемами и средствами его организации, демонстрируя при этом нестандартность мышления, развитое творческое воображение, способность к генерированию оригинальных идей в процессе решения творческих задач. Им стали свойственны потребность в самовыражении, проявление творческой индивидуальности, умение самостоятельно планировать свою деятельность, проявление рефлексивного уровня художественного сознания, критически-оценочное отношение к результатам собственного художественного творчества [10; 11].

На заключительном этапе эксперимента нами была проведена оценка уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников

в динамике. Сравним результаты констатирующего и заключительного этапов эксперимента по первому критерию - творческая направленность личности (таблица 10).

Таблица 10

Результаты анкетирования на выявление отношения школьников к творческой художественно-эстетической деятельности (разработано автором)

Высказывания школьников Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент Заключительный эксперимент

Мне нравится заниматься творческой деятельностью 83,2% 91,7% 100%

Я активно включаюсь в

творческую деятельность 31,4% 66,7% 89,8%

на уроках

Мне нравятся уроки творчества 76,6% 88,5% 98%

Творчество занимает важное место в моей 72,3% 86,6% 98,4%

жизни

Из данных таблицы мы видим, что у обучающихся значительно выросло желание и стремление заниматься творческой художественно-эстетической деятельностью: 89,8% обучающихся отметили, что стали активнее включаться в творческую деятельность на уроках; 98% школьников нравятся уроки творчества; 98,4% школьников отводят творчеству важное место в своей жизни.

На констатирующем и заключительном этапах эксперимента мы изучали мотивы обращения школьников к творческой художественно-эстетической деятельности (таблица 11), используя метод ранжирования. Из таблицы видна положительная динамика выраженности мотивов обращения школьников к творческой художественно-эстетической деятельности. Так, на заключительном этапе эксперимента обучающихся увлекает сам процесс занятий творчеством (100%); возможность общения с друзьями (42%), проявление фантазии (34%). При этом мы видим изменения в предпочтительности мотивов обращения школьников к творческой деятельности, которые на этапе заключительного эксперимента в большей степени начинают осознавать важность творчества как необходимого условия их личностного становления и развития.

Таблица 11

Мотивы обращения школьников к творческой деятельности (разработано автором)

Мотивы обращения к творческой деятельности Констатирующий эксперимент Заключительный эксперимент

Кол-во в % Ранг ценности Кол-во в % Ранг ценности

Увлекает сам процесс занятий 92% 1 100% 1

Расширение кругозора 21% 6 53% 7

Развитие творческих способностей 15% 8 72% 5

Творчество необходимо в нашей жизни 12% 9 82% 4

Творческая деятельность -хороший способ использования свободного времени 72% 3 28% 10

Возможность общения с друзьями 85% 2 42% 8

Мир Науки

Констатирующий Заключительный

Мотивы обращения к творческой эксперимент эксперимент

деятельности Кол-во в % Ранг ценности Кол-во в % Ранг ценности

Можно проявить свою фантазию 64% 4 34% 9

Стремление к творческой самореализации 34% 5 85% 2

Обогащение внутреннего мира 8% 10 62% 6

Формирование личностных творческих качеств 20% 7 83% 3

Мы предложили школьникам написать мини-сочинения на тему: «Что для Вас значит творчество?» Приведем некоторые выдержки из них: «Творчество - это часть моей жизни. Я люблю заниматься изобразительным творчеством и не представляю без него своей жизни» (Аня С., 2 класс). «Для меня творчество - это возможность проверить свои силы, характер. Творчество помогает мне познать окружающий мир и богатство своего внутреннего мира» (Денис Х., 7 класс). «Творчество в моей жизни просто необходимо. Я хочу открыть новое, что ещё никто до сих пор не знает и стать великим и известным человеком» (Дима Г., 8 класс). Встречались и другие варианты высказываний школьников, что такое творчество: «источник радости», «удовольствие», «любимое увлечение», «хорошее настроение», «способ найти друзей», «увлекательное времяпрепровождение».

Сравнительный анализ результатов исследования на констатирующем и заключительном этапах позволил сделать вывод о значительном расширении диапазона творческой художественно-эстетической деятельности школьников (таблица 12).

Таблица 12

Приоритетные направления творческой деятельности школьников

(разработано автором)

Классы Направления творческой деятельности

Художественная Игровая Исследовательская Проблемно-поисковая

Конст. этап. Закл. этап Конст. этап. Закл. этап Конст. этап. Закл. этап Конст. этап. Закл. этап

1-4 классы 47% 82% 50% 80% 8,2% 24,8% 4,6% 38,2%

5-9 классы 40% 84,2% 23,2% 42% 24,6% 82,1% 12,2% 64,2%

Результаты наблюдений за деятельностью школьников в учебное и внеучебное время позволили судить о положительной динамике ценностно-смыслового осознания школьниками необходимости занятий художественным творчеством. Увеличилось количество обучающихся, проявляющих устойчивый интерес к творческой художественно-эстетической деятельности (+40%), осознающих важность творчества в своей жизни (+54%); повысилась мотивация к достижению успехов в учебно-творческой деятельности (+58%), стремление к творческому самосовершенствованию в области художественно-эстетической деятельности (+42%).

Данные, полученные на заключительном этапе исследования, позволили выявить динамику уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию творческая направленность личности (таблица 13).

Таблица 13

Динамика уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (творческая направленность личности)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Констатирую щий эксперимент Заключительный эксперимент

Высокий Средний Низкий 23,3% 54,6%

33,4% 37,2%

43,3% 8,2%

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что показатели сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию творческая направленность личности увеличились. В процессе реализации модели нами обращалось особое внимание на обеспечение направленности учебной и внеучебной деятельности обучающихся на творчество; вовлечение школьников в разнообразные и постепенно усложняющиеся формы и виды творческой деятельности. Всё это способствовало развитию интереса и мотивации обучающихся к творческой художественно-эстетической деятельности, достижению успехов в ней.

Второй критерий оценки сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников - самостоятельная творческая позиция. Особенно важным для нас явился факт обогащения знаний школьников в области организации творческой деятельности, понимания её смысла и значения, осознания необходимости формирования индивидуального творческого стиля художественно-эстетической деятельности как проявления субъектности, самовыражения средствами искусства. Все это обеспечивает творческую направленность мыслительных и практических действий обучающихся, позволяет им достигнуть значимых результатов в различных видах художественного творчества. Если на начальном этапе эксперимента мы отмечали, что только 12,4% понимают сущность творчества и осознают важность формирования индивидуального творческого стиля художественно-эстетической деятельности, то на заключительном этапе исследования их количество увеличилось до 82,4%.

На констатирующем и заключительном этапах в процессе анализа деятельности школьников в учебное и внеучебное время мы выявляли, насколько они включаются в процесс принятия самостоятельных решений; умеют высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и обобщения, самостоятельно находить способы решения возникающих проблем (таблица 14).

Таблица 14

Показатели сформированности самостоятельной творческой позиции школьников

(разработано автором)

Показатели сформированности самостоятельной творческой позиции Количество обучающихся (в %)

Констатирующий этап Заклю чител ьный этап

Умеют высказывать самостоятельные суждения 32,4% 74,3%

Умеют делать выводы и обобщения 26,4% 64,8%

Умеют самостоятельно находить способы решения возникающих проблем 31,3% 77,3%

Мир Науки

Показатели сформированности самостоятельной творческой позиции Количество обучающихся (в %)

Констатирующий этап Заклю чител ьный этап

Умеют убедительно представить и обосновать свою творческую позицию 24,8% 76,8%

Если на начальном этапе исследования высокое качество выполнения творческих работ наблюдалось лишь у 8% школьников, то на заключительном этапе мы отмечали его у 28%; высокий уровень сложности замысла на заключительном этапе продемонстрировали 34% гимназистов по сравнению с 14% обучающихся на этапе констатирующего эксперимента. Организация и проведение в гимназии конкурсов, фестивалей, презентаций творческих проектов обеспечили повышение уровня сложности и качества работ школьников, изменение характера их выполнения: от репродуктивного к поисковому и от него к творческому.

Результаты наблюдений за деятельностью обучающихся в учебное и внеучебное время позволяют сделать вывод, что большинство школьников (85%) показали осознанные и прочные знания в организации творческой художественно-эстетической деятельности, понимание ее сущности; была отмечена положительная динамика сформированности приемов и способов осуществления художественного творчества (+48%); увеличилось количество школьников, умеющих самостоятельно находить пути решения возникающих проблем (+46%) и убедительно представлять и обосновывать свою творческую позицию (+52%).

Полученные в результате анализа обобщенные данные, включающие в себя знания и умения школьников в области осуществления творческой художественно-эстетической деятельности, умение высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и обобщения, самостоятельно находить способы решения возникающих проблем, представлены в таблице 15. Анализ результатов, приведенных в таблице, позволяет судить о значительном повышении уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию самостоятельная творческая позиция.

Таблица 15

Динамика уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (самостоятельная творческая позиция)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Констатирующий эксперимент Заключительный эксперимент

Высокий Средний Низкий 33,3% 67,3%

48,3% 30,3%

18,4% 2,4%

Разработка учителями новых авторских программ; усиление интегрированных и межпредметных связей учебных дисциплин в целях более углублённого изучения школьниками предметов художественно-эстетического цикла и основ учебно-творческой деятельности; вовлечение обучающихся в проведение учебно-практических конференций, викторин, олимпиад позволили целенаправленно формировать их индивидуальный творческий стиль художественно-эстетической деятельности.

Для сформированности проявления творческой индивидуальности определялся уровень развития творческих способностей школьников (воображение, дивергентное мышление, оригинальность, открытие нового и др.). Результаты позволяют сделать вывод, что

на заключительном этапе эксперимента высокий уровень развития творческих способностей школьников постепенно возрастал по сравнению с констатирующим этапом. Если в начале эксперимента только 28% школьников уверенно справились с предложенными творческими заданиями, то при повторном (заключительном) тестировании 86% обучающихся удалось преодолеть трудности и решить поставленные учителем задачи.

Результаты тестирования школьников на выявление творческого потенциала представлены в таблице 16.

Таблица 16

Результаты тестирования школьников на выявление творческого потенциала

(разработано автором)

Высказывания школьников Констатирующий этап Заклю чител ьный этап

Я многим интересуюсь, и мне нравится задавать вопросы 70% 100%

Я предпочитаю самостоятельно выполнять задания 33,4% 80%

Я люблю представлять то, что нужно будет сделать 80% 100%

Мне нравится открывать «новое для себя» 70% 100%

Я люблю находить оригинальные способы выполнения заданий 33% 80%

Мне нравится выполнять задание, у которого нет однозначного ответа 42% 86,4%

Я считаю, что на большинство вопросов существует множество правильных ответов 20% 96%

Мне нравится проявлять свою индивидуальность при выполнении заданий 33,3% 86,6%

Я могу придумать много различных выходов из сложившейся ситуации 40% 80%

Мои суждения часто отличаются от общепринятых норм 18% 76,4%

Меня можно считать генератором идей 12% 48%

Я всегда стремлюсь к творческим достижениям 20% 84,2%

Из результатов, представленных в таблице, мы видим, что увеличилось количество школьников, которые стараются находить оригинальные способы выполнения творческих заданий (80%); всегда стремятся к творческим достижениям - 80%; пытаются мыслить нестандартно - 76,4%; генератором идей считают себя 48% респондентов.

Если на этапе констатирующего эксперимента у школьников был зафиксирован наиболее высокий уровень развития воображения и образного мышления, то результаты итоговых исследований, проведённых на заключительном этапе, убедительно доказывают значительное повышение уровня сформированности всех диагностируемых творческих способностей. Важным для нас явился тот факт, что на заключительном этапе эксперимента значительно выросло стремление школьников вносить элементы творчества в различные виды как учебной, так и внеучебной деятельности, что подтверждает наш вывод о положительной динамике сформированности их творческих способностей и мотивации к творческой деятельности. Обучающиеся уверенно демонстрировали творческое переосмысление

различных вариантов предлагаемых заданий, выбор оригинальных и нестандартных способов их выполнения [8].

Так, в художественной деятельности при рассуждении об искусстве школьники отдавали предпочтение форме сочинения, в которой возможно наиболее свободно проявить личностное отношение, раскрыть собственное творческое прочтение шедевров мирового искусства. На заключительном этапе эксперимента мы также наблюдали высокий интерес школьников к исследовательской деятельности. Так, при написании реферата они самостоятельно выбирали актуальные темы, наиболее значимые для них; творчески оформляли материал исследования, оригинально представляли его в презентациях. При подготовке сообщений о композиторах, художниках школьники выбирают нестандартные формы изложения информации, например, «Интервью с композитором», «Если бы художник вёл дневник», «Жизнь музыканта, рассказанная им самим» и т.д.

Исходя из полученных данных, уровень сформированности проявления творческой индивидуальности определялся по среднему показателю результатов, полученных на заключительном этапе эксперимента по данному критерию (таблица 17).

Таблица 17

Динамика уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (проявление творческой индивидуальности)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Констатирующий эксперимент Заключительный эксперимент

Высокий Средний Низкий 22,4% 56%

34,3% 32%

43,3% 12%

На заключительном этапе эксперимента нами проводилось исследование на выявление уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию потребность в творческом самовыражении. В процессе опытно-экспериментальной работы мы определяли степень участия школьников в творческой художественно-эстетической деятельности; результаты представлены в таблице 18.

Таблица 18

Участие школьников в творческой деятельности (разработано автором)

Участие школьников в творческой деятельности Регулярно участвуют Периодически участвуют Редко участвуют Не участвуют

Конст. этап Закл. этап Конст. этап Закл. этап Конст. этап Закл. этап Конст. этап Закл. этап

Кол. чел. (в %) 33,4% 66,6% 27% 22,1% 31,6% 9,3% 8% 2%

В контексте исследования нас интересовало, в каких видах и направлениях творческой художественно-эстетической деятельности обучающиеся принимают наиболее активное участие. Данные результаты исследования (таблица 19) свидетельствуют о том, что спектр проявления творческой активности школьников достаточно разнообразен.

Таблица 19

Проявление творческой активности школьников в различных видах творческой художественно-эстетической деятельности (разработано автором)

Виды и направления творческой художественно-эстетической деятельности Количество обучающихся в %

Констатирующий этап Заключительный этап

Виды творческой деятельности

Музыкальное творчество 42,3% 96%

Литературное творчество 24,2% 86,4%

Изобразительное творчество 62% 98,2%

Театральное творчество 12% 48%

Хореографическое творчество 12,4% 72,4%

Направления творческой деятельности

Игровая 58% 96,4%

Художественная 62% 94,2%

Исследовательская 12,4% 68,2%

Проблемно-поисковая 16,4% 62,4%

Все эти данные позволяют констатировать положительную динамику проявления активности обучающихся в различных видах и направлениях творческой художественно-эстетической деятельности.

В результате анализа продуктов творческой деятельности школьников мы определили, насколько повысилась продуктивность и успешность их творчества. Так, на заключительном этапе эксперимента призовые места в городских и республиканских конференциях получили 32,4% учеников; лауреатами и дипломантами конкурсов стали 58,2% обучающихся; успешные результаты в олимпиадах продемонстрировали 46,8% гимназистов. Важным для нас явилось и увеличение числа творческих работ, создаваемых школьниками ежегодно. Большое количество обучающихся (64,6%) имеют в своём творческом багаже значительное количество авторских опусов в различных видах художественной деятельности (музыкальной, литературной, изобразительной, танцевальной).

Всё это позволило нам выявить динамику сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по критерию потребность в творческом самовыражении (таблица 20).

Таблица 20

Динамика уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников (потребность в творческом самовыражении)

(разработано автором)

Уровни сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Количество обучающихся (в %)

Констатирующий эксперимент Заключительный эксперимент

Высокий Средний Низкий 10,7% 66,6%

37,3% 27%

52% 6,4%

Динамика уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников по всем оцениваемым критериям на заключительном этапе эксперимента представлена в таблице 21.

Таблица 21

Сравнительный анализ уровней сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности (разработано автором)

Этапы Констатирующий этап Заключительный этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии (%) Критерии (%)

Уровни 1 2 3 4 Средний показатель 1 2 3 4 Средний показатель

Высокий 23,3 33,3 22,4 10,7 22,4 54,6 67,3 56 66,6 61,1

Средний 33,4 48,3 34,3 37,3 38,3 37,2 30,3 32 27 31,6

Низкий 43,3 18,4 43,3 52 39,2 8,2 2,4 12 6,4 7,3

(1 - Творческая направленность личности; 2 - Самостоятельная творческая позиция; 3 - Проявление творческой индивидуальности; 4. - Потребность в творческом самовыражении)

Как показывают приведённые данные, на заключительном этапе эксперимента количество обучающихся с высоким уровнем сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности увеличилось на 38,7%, а с низким сократилось на 31,9%. Таким образом, проанализировав количественные и качественные результаты проведенного исследования, можно сделать вывод об эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Г.С. Абрамова. - 6-е изд. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. - 698 с.

2. Алфёров, А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие [Текст] / А.Д. Алфёров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 384 с.

3. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребёнка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1967. - 415 с.

4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 464 с.

5. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

6. Останина С.А. К вопросу о сущности и структуре понятия «творческий стиль художественно-эстетической деятельности» [Текст] / С.А. Останина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. №3. С. 170-180.

7. Останина, С.А. Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса [Текст] С.А. Останина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №4 (99). С. 34-41.

8. Останина, С.А. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А. Останина // Образование и саморазвитие: научный журнал. №1 (11). - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - С. 23-28.

9. Останина, С.А. Ретроспективный анализ проблемы творчества в междисциплинарном контексте [Текст] / С.А. Останина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. №1 -Челябинск, 2014. - С. 175-185.

10. Останина, С.А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. Т. 15. №3. - Кострома, 2009. - С. 378-382.

11. Останина, С.А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования [Текст] / С.А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. Т. 15. №2. - Кострома, 2009. - С. 438-442.

12. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. заведений [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гумм. Изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с.

Ostanina Svetlana Aleksandrovna

Petrozavodsk state Conservatory them. A.K. Glazunov, Russia, Petrozavodsk

E-mail: [email protected]

Research of efficiency of formation of creative style of artistic and aesthetic activity of pupils in conditions of the educational

process of the gymnasium

Abstract. Social transformations taking place in the modern world, placing increasingly high demands on the training and education of modern man. The dominant purpose of educational institutions becomes art and culture a priority, so more and more awareness of the need in the education of a new type of personality that has not only deep knowledge, skills and abilities, but also the ability to self-realization and self-development in various fields of human activity, able to be creative in solving urgent life problems.

In the scientific literature adequately covered various aspects of the creative development of students. However, despite the increased interest in issues of creativity, problem of formation of the creative style of activity of pupils in the conditions of the educational process is not sufficiently developed. Modern pedagogy, considering the possibilities of creative development of students through art, not fully paying attention to the disclosure mechanisms for the implementation of this process in the context of formation of creative style art-aesthetic activity.

The author presents the results of a longitudinal study of formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolboys in the conditions of the educational process of a grammar school. The study was conducted based on the "School №37" in Petrozavodsk.

The article deals with the concept of "creative style art-aesthetic activity", discusses the stages of its formation, provides an assessment of the impact of the formation of the creative style of art-aesthetic activity of pupils on the basis of developed criteria and indicators.

The author defined the levels of formation of the creative style of activity and presented their qualitative characteristics. Assessment of the level of formation of creative activity of pupils style is based on criteria such as the creative orientation of the person, independent creative position, the manifestation of the creative personality, the need for creative self-expression and performance.

The article presents a set of methods for determining the formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolchildren, allowing to reveal the dynamics of its formation. In conclusion, stated the efficiency of formation of creative style of art-aesthetic activity of schoolboys in the conditions of the educational process of the gymnasium.

Keywords: creative; creativity; artistic and aesthetic activities; creative style of art-aesthetic activity; levels of formation of the creative style of activity; the student; the educational process; gymnasium

REFERENCES

1. Abramova G.S. Psychology: Textbook. manual for students in higher education [Text] / G.S. Abramov. - 6 th ed. - M.: Academic Project: Alma Mater, 2006. - 698 p.

2. Alferov, A.D. Developmental Psychology students: Textbook. Manual [Text] / A.D. Alferov. - Rostov n/D: "Phoenix", 2000. - 384 p.

3. Vetlugina, N.A. musical development of the child [Text] / N.A. Vetlugina. - M.: Education, 1967. - 415 p.

4. Kulagina I.Yu. Psychology. The complete life cycle of human development. Textbook for students of higher education institutions [Text] / I.Y. Kulagina. - M.: "Sphere" TC, 2004. - 464 p.

5. Obukhov L.F. Children (age) psychology. Tutorial [Text] / L.F. Obukhov. - M.: Russian pedagogical agency, 1996. - 374 p.

6. Ostanina S.A. To a question about the nature and structure of the concept of "creative style art-aesthetic activity" [Text] / S.A. Ostanina // Vestnik of the Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2015. №3. P. 170-180.

7. Ostanina, S.A. The model of formation of the creative style of art-aesthetic activity of schoolboys in the conditions of the educational process [Text] S.A. Ostanina // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2015. №4 (99). P. 34-41.

8. Ostanina, S.A. Development of creative abilities of students in the process of artistic and aesthetic education [Text] / S.A. Ostanina // Education and self-development: scientific journal. №1 (11). - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2009. - P. 23-28.

9. Ostanina, S.A. Retrospective analysis of creative problems in an interdisciplinary context [Text] / S.A. Ostanina // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University: scientific journal. Number 1 - Chelyabinsk, 2014. - P. 175-185.

10. Ostanina, S.A. Organization of educational and creative activity of students in the process of artistic and aesthetic education [Text] / S.A. Ostanina // Bulletin of the Kostroma State University. Nekrasov: scientific and methodical journal. T. 15. №3. -Kostroma, 2009. - P. 378-382.

11. Ostanina, S.A. Formation of creative style of activity of schoolboys in the artistic and aesthetic education [Text] / S.A. Ostanina // Bulletin of the Kostroma State University. Nekrasov: scientific and methodical journal. T. 15. №2. - Kostroma, 2009. - P. 438-442.

12. Smirnova E.O. Child Psychology: Textbook. for students. Executive. ped. institutions [Text] / E.O. Smirnova. - M.: Gum. Ed. center «n», 2003. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.