Научная статья на тему 'Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса'

Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ХУДОЖЕСТ-ВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ХУДОЖЕСТ-ВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CREATIVE STYLE OF ARTISTIC AND AESTHETIC WORK / MODEL OF FORMATION OF THE CREATIVE STYLE OF ARTISTIC AND AESTHETIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

Дается теоретическое обоснование моде-ли формирования творческого стиля ху-дожественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса. Модель состоит из взаимосвязан-ных между собой компонентов: целевого, содержательного, процессуально-художест-венного, критериально-оценочного. Результатом реализации модели является повышение уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the model of formation of the creative style of pupils’ artistic and aesthetic work in the educational process conditions. The model consists of the interconnected components: target, contents, process and artistic, criteria and assessment. The result of the model implementation is improvement of the level of creative style in the artistic and aesthetic work.

Текст научной работы на тему «Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С.А. ОСТАНИНА (Петрозаводск)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Дается теоретическое обоснование модели формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса. Модель состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: целевого, содержательного, процессуально-художественного, критериально-оценочного. Результатом реализации модели является повышение уровня сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Ключевые слова: творческий стильхудожест-венно-эстетической деятельности, модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Исследователи отмечают, что главной особенностью творческой личности является потребность в творчестве. Чтобы данная потребность возникла, стала устойчивой и сохранялась на протяжении всей жизни, нужно не только создавать условия, необходимые для активного развития творческого потенциала личности, но и способствовать формированию ее индивидуального творческого стиля деятельности, что в дальнейшем позволит успешно реализовать жизненные планы в соответствии со своими интересами, взглядами, предпочтениями.

Творческий стиль художественно-эстетической деятельности мы определяем как особый индивидуальный способ самовыражения личности средствами искусства, для которого характерно устойчивое взаимодействие разнообразных приёмов организации и реализации художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих творческую направленность мыслительных и практических дей-

ствий, позволяющих достигнуть свободы творческих проявлений и значимых результатов в различных видах художественного творчества [3].

Формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников рассматривается нами как сложный многокомпонентный процесс, направленный на изменение личности, способной к творческой самореализации и самоактуализации в различных сферах жизни. Процесс формирования творческого стиля мы представляем в виде разработанной нами модели, которая была апробирована в МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. Модель состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, теоретико-методологических подходов, педагогических условий, содержания, организационных форм, методов и технологий обучения, направленных на формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся (см. рис. на с. 35).

Среди основных принципов реализации модели можно выделить следующие: творческая направленность процесса обучения, межсубъектное взаимодействие в режиме диалога и сотворчества, обеспечение единства учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности школьников, учёт психолого-возрастных особенностей, свобода выбора, субъектность. теоретической основой модели являются современные научные подходы: культурологический, деятельност-ный и личностно ориентированный, которые мы рассматриваем как методологические основания в формировании творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Культурологический подход к построению образовательного процесса является важной методологической предпосылкой, т. к. формирование творческого стиля представляет собой определенным образом организованную систему, измеряемую ценностями культуры, которые становятся стимулами жизнедеятельности субъекта, осознающего и присваивающего эти ценности на личностном уровне. Данный подход предполагает анализ педагогических событий через призму культурных норм и ценностей, развитие личности как человека культуры, способного к самоопределению и творческой самореализации в различных видах художественно-эстетической деятельности.

© Останина С.А., 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Целевой компонент

Цель - формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников Теоретические подходы: культурологический, деятельностный, личностно ориентированный

Педагогические условия:

- включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности;

- организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления личностных интересов и потребностей обучающихся;

- обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетического цикла;

- проявление индивидуального творческого стиля учителей и школьников в совместной художественно-эстетической деятельности

Принципы:

-творческая направленность процесса обучения;

- межсубъектное взаимодействие в режиме диалога и сотворчества;

- обеспечение единства учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности школьников;

- учет психолого-возрастных особенностей;

- свобода выбора;

- субъектность

Содержательный компонент

Учебная деятельность:

- предметные дисциплины художественно-эстетического цикла; -факультативы;

- предметы по выбору

Внеучебная деятельность:

- конкурсы, фестивали, концерты, презентации творческих проектов по искусству;

- сотрудничество с организациями и деятелями культуры

Учебно-исследовательская деятельность:

- учебно-исследовательские проекты;

- учебно-исследовательские конференции гимназии;

- городские и республиканские научно-практические конференции

Дополнительные образовательные услуги:

- хоровые, театральные, танцевальные студии; творческие мастерские и лаборатории

Процессуально-художественный компонент

Формы:

- урок: путешествие, игра, сказка, концерт, фантазия; театральный урок;

- семинар, проблемная лекция, коллоквиум;

-фестивали, конкурсы, конференции;

- мастер-класс и др.

Методы:

- дискуссионные методы (диалог, круглый стол, мозговой штурм);

- игровые методы (ролевые игры; методы прямой и фантастической аналогии, инверсии, эмпатии, наводящих вопросов);

- проектные методы

Технологии:

-технологии личностно ориентированного, интегрированного, проблемного обучения;

- игровые технологии;

- портфолио творческих достижений;

- технология сотрудничества

Критериально-оценочный компонент

Критерии сформированности

Уровни сформированности Методы диагностики

- творческая направленность личности

- самостоятельная творческая позиция

- проявление творческой индивидуальности

- потребность в творческом самовыражении

Высокий Средний Низкий

анкетирование, тестирование, интервьюирование,

наблюдение, самооценка, беседа

Результат: повышение уровня сформированности творческого стиля художестве н но-эстети ч ее ко й деятел ь ности

модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся в образовательном пространстве гимназии

Деятельностный подход создает предпосылки для самовыражения и самореализации школьников, развития их творческих способностей. В активной деятельности развиваются восприятие, мышление, воображение; формируются знания, умения и навыки; проявляются эмоциональные, умственные, нравственные свойства человека, приобретается опыт. В результате создаются условия для развития самой деятельности, возникновения ее новых видов и обогащения содержания.

Личностно ориентированный подход реализуется в ряде особенностей педагогического процесса, в том числе в принципе индивидуального подхода, который требует знания особенностей обучающихся и выбора адекватных целей, содержания и методов работы. Данный подход означает также учет особенностей учителя в педагогическом процессе, его направленности, потребностно-мотивационной сферы, индивидуального стиля деятельности, профессионального роста и самореализации в процессе работы.

В рамках образовательного процесса гимназии мы определили комплекс педагогических условий, способствующих формированию творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся:

- включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созидательной деятельности, обеспечивающих его творчески ориентированную направленность;

- организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления личностных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их индивидуальные траектории творческого развития и саморазвития;

- обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения интерактивной направленности предметных дисциплин художественно-эстетического цикла;

- проявление индивидуального творческого стиля учителей и школьников в совместной художественно-эстетической деятельности на основе их духовно-нравственного взаимодействия, способствующего формированию у обучающихся ценностно-смыслового отношения к творчеству.

Остановимся на теоретическом обосновании каждого из этих условий.

1. Включение в образовательное пространство гимназии совокупности целенаправленно организованных видов созида-

тельной деятельности, обеспечивающих его творчески ориентированную направленность.

Образовательное пространство не является данностью, оно создаётся усилиями многих людей (обучающихся, учителей, руководителей, родителей) и соответствует концепции образовательного учреждения. Создание творчески ориентированной направленности образовательного пространства гимназии является важным условием формирования положительной мотивации к творческому осуществлению учебной и внеучебной деятельности; становления мировосприятия школьников, создания активного образа жизнедеятельности, под влиянием которого проявляются и закрепляются те или иные установки, ценности, стереотипы поведения. творчески ориентированная направленность образовательного пространства проявляется в продуктивном творческом общении, адекватной самооценке ребенка, его оценке достижений других участников творческого процесса, ориентации на общечеловеческие ценности, готовности защищать свои интересы, уважении прав других людей.

Компонентами творчески ориентированного образовательного пространства гимназии являются следующие:

1) учебная деятельность школьников (предметные дисциплины, факультативные курсы, предметы по выбору, олимпиады, коллоквиумы);

2) внеучебная деятельность школьников (фестивали, конкурсы, концерты, презентации творческих проектов, интеллектуальные и тематические игры, учебно-исследовательские конференции);

3) дополнительное образование (кружки, студии, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

4) проблемные группы по вопросам творческого развития обучающихся;

5) методические лаборатории по различным предметным дисциплинам;

6) открытые уроки и мастер-классы учителей.

Мы выделяем следующие требования к организации творчески ориентированного образовательного пространства гимназии:

- творческая направленность учебно-воспитательного процесса;

- создание условий для включения обучающихся в различные виды творческой деятельности;

- ориентация на проявление активности школьников в творческой деятельности (участие в презентации творческих достижений, организации конкурсов, фестивалей, концертов, совместных творческих проектов учителя с учениками);

- приобщение обучающихся к искусству (знакомство с шедеврами мирового искусства; посещение творческих мероприятий: концертов, музыкальных и драматических спектаклей, художественных выставок);

- создание культуротворческого «поля», где каждый школьник может реализовать свои возможности и интересы.

Важным фактором обогащения творчески ориентированного образовательного пространства гимназии является его организация на основе взаимосвязи искусств, что образует интегративное образовательное пространство (социальное, культурное, художественно-эстетическое); создает возможности для выбора обучающимися содержания, форм и способов урочной и внеурочной творческой деятельности, определяет характер креативного, созидательного, развивающего взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Общение с произведениями искусства способствует пробуждению творческой активности, формированию эстетического сознания, вкуса, высоких эстетических ценностей, без которых невозможна творческая деятельность, особенно в области художественного творчества. Как известно, искусство играет огромную роль в формировании творчески развитой личности. Главное, считал Л. С. Выготский, «создать сотканную из творчества атмосферу и погрузить в неё детей, чего нельзя сделать без искусства» [1, с.90].

2. Организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления личностных интересов и потребностей обучающихся, что позволяет выстраивать их индивидуальные траектории творческого развития и саморазвития.

Важным условием формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности является, на наш взгляд, индивидуальный подход к обучающимся. В своём понимании индивидуального подхода мы опираемся на определение И. С. Якиманской, рассматривающей его как «основной психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребёнка как проявление особенностей его

психофизиологической организации в её неповторимости, своеобразии, уникальности» [5, с. 89].

Индивидуально-дифференцированный подход к каждому школьнику заложен в основе личностно ориентированного обучения, целью которого являются изучение и раскрытие индивидуальности ребёнка (особенностей характера, темперамента, привычек и других особенностей), развитие его индивидуальных познавательных интересов и способностей, максимальное выявление, инициирование, использование индивидуального (субъектного) опыта. Образовательный процесс строится на учебном диалоге школьника и учителя, который направлен на совместное конструирование деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальный выбор учеником содержания, вида и формы учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно в ситуациях, не заданных обучением.

Организация учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности на основе выявления личностных интересов и потребностей обучающихся позволяет наиболее эффективно выстраивать их индивидуальные траектории творческого развития и саморазвития и формировать индивидуальный творческий стиль художественно-эстетической деятельности [2].

3. Обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения интерактивной направленности предметных дисциплин художественно-эстетического цикла.

Для наиболее эффективного формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности обучающихся считаем важным обеспечение целостного междисциплинарного содержания и комплексного учебно-методического сопровождения предметных дисциплин художественно-эстетической направленности через создание системы программ, нацеленных на формирование определенной системы ценностей, становление самостоятельной творческой позиции, проявление творческой индивидуальности школьников и устойчивой потребности в творческом самовыражении.

Для формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности содержательный компонент модели включает в себя 13 образовательных программ: «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», «Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе», «Исторические аспекты творческой деятельности в различных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «Творческое содружество искусств»; дополнительные образовательные услуги художественно-эстетической направленности (хоровые, танцевальные, театральные студии и др.). Данные дисциплины ориентированы на организацию образовательного процесса в контексте междисциплинарной интеграции их содержания и обеспечения учебно-методического сопровождения художественно-эстетической направленности.

Отдельные виды художественного творчества не существуют изолированно друг от друга, что выражается в интегративности художественного мышления. Интеграция видов художественной деятельности (музыки, литературы, живописи и др.) наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого школьника в свободном проявлении своих способностей и интересов. В условиях интеграции художественная деятельность формирует творческую личность ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, возможности самореализации, формирование положительных устойчивых взаимодействий в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.

Модель формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников предполагает планомерное и комплексное изучение предметных дисциплин художественно-эстетической направленности, что способствует формированию мотивации, углублению, упорядочению (систематизации) полученных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, развитию креативных способностей и, в конечном итоге, становлению творческой личности.

Модель включает в себя разнообразные коллективные, групповые и индивидуальные формы художественно-эстетической деятельности, предполагает оптимальное сочетание инновационных форм, методов и технологий обучения, обеспечивая органическое единство и взаимосвязь всех структурных компонентов на основе их взаимодополнения и преемственности, взаимообогащения и взаимокомпенсации.

4. Проявление индивидуального творческого стиля учителей и школьников в совместной художественно-эстетической деятельности на основе их духовно-нравственного взаимодействия, способ-

ствующего формированию у обучающихся ценностно-смыслового отношения к творчеству.

Качество профессиональной деятельности педагога зависит от его творческой направленности, активного включения своего личностного потенциала, готовности не только использовать имеющиеся педагогические методы и технологии обучения, но и выходить за рамки нормативной деятельности. Многие ученые (Е. С. Громов, В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Моляко, Н. Д. Никан-дров, Е. л. Яковлева и др.) считают, что педагогу наряду с педагогическими способностями необходимы творческие качества личности, к числу которых они относят следующие: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, стремление к познанию нового, целеустремленность, широта ассоциаций, развитая профессиональная память, профессиональное творческое мышление, внутренняя мотивация на творческую педагогическую деятельность, нетрадиционное личное мировоззрение, богатство фантазии и интуиции.

Согласно нашей позиции, педагогический труд является истинно творческим в том случае, когда у учителя сформирован индивидуальный творческий стиль профессиональной деятельности, который В. А. Сластёнин определяет как систему «способов и тактик, обеспечивающих выход преподавателя за пределы нормативной педагогической деятельности и обогащающих её оригинальными, нестандартными педагогическими решениями, находками, открытиями» [4, с. 97]. Индивидуально-личностное творческое начало таких учителей проявляется в каждом из компонентов учебно-воспитательного процесса, позволяя им раскрыть свою неповторимость.

Для эффективного формирования творческого стиля обучающихся важным является реализация учителями творческого стиля в своей профессионально-педагогической деятельности. Показателями этого процесса, по нашему мнению, являются:

1) стремление учителей к постоянному совершенствованию своего профессионального творческого стиля деятельности (участие в научно-практических и методических конференциях, конкурсах, концертных выступлениях, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков, мастер-классов и др.);

2) активное участие в творческой инновационной деятельности по совершенствованию процесса формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности

обучающихся (творческое планирование и реализация образовательного процесса).

Если учитель сам ориентирован на творчество, оно является сущностью всей его профессиональной деятельности, он сможет выбрать лучшие варианты творческой организации педагогического процесса, предвидя их результаты и ориентируясь на личностные возможности каждого ученика.

Содержательный компонент модели представляет собой поэтапное программное обеспечение комплекса дисциплин, дополнительных образовательных услуг художественно-эстетической направленности, курсов по выбору, учебно-исследовательской работы школьников по актуальным проблемам культуры и искусства. Данный компонент модели состоит из трех основных этапов (мотивацион-ный, содержательно-процессуальный, итоговый), соответствующих основным этапам формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников.

Принцип поэтапности формирования творческого стиля предполагает, что каждая образовательная дисциплина логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. При этом соблюдается принцип преемственности, который способствует обеспечению неразрывной связи между основными этапами. рассмотрим целевые установки и содержание основных этапов содержательного компонента модели.

I этап является первой ступенью формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности и направлен на формирование интереса и мотивации школьников к творчеству в области искусства, повышение их активности, уверенности в себе, способностей к творческому самовыражению, постановке индивидуальных целей в различных видах учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности. На первом этапе реализации содержательного компонента модели школьникам предлагаются факультативные курсы «Музыкальная мозаика», «Разноцветная акварель», «Танцевальный калейдоскоп», «Учусь сочинять», включающие ролевые игры, творческие мастерские и лаборатории.

В процессе развития мотивации у обучающихся формируются внутренние психологические побуждения к саморазвитию на основе заинтересованности и удовлетворенности обучением. Заинтересованность может достигаться за счет создания эмоционально-психологического климата учебных и внеучеб-ных занятий на основе гуманно-личностного

подхода в контексте педагогики сотрудничества и успеха. Удовлетворенность процессом обучения может быть достигнута в результате получения позитивного практико-ориентированного опыта на основе приобретенных знаний, умений и навыков, саморазвития тех или иных творческих качеств.

Результатом I этапа реализации содержательного компонента модели является повышение уровня активности, инициативности школьников; возрастает их интерес к творческой деятельности; повышается продуктивность и успешность творчества в различных видах учебной и внеучебной художественно-эстетической деятельности.

II этап включает комплекс образовательных дисциплин практико-ориентированной направленности («Рисуем музыку», «Сочиняем хореографическую сказку», «Я танцую», «Маленький маэстро», «Играем вместе»), дополнительные образовательные услуги (хоровые, танцевальные, театральные студии и др.), которые ориентированы на формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к творчеству, самосовершенствованию, самопознанию; освоение опыта творческой художественно-эстетической деятельности в различных её видах; творческий поиск в раскрытии своей индивидуальности.

К моменту завершения II этапа реализации содержательного компонента модели творческое самовыражение, раскрытие собственной творческой позиции в процессе осуществления художественно-эстетической деятельности становятся потребностью школьников. У них создается целостное представление о творчестве, начинает складываться устойчивая система индивидуальных (присущих только им) способов, приемов и средств, которые они используют в творческой деятельности, развивается способность к анализу, рефлексии собственного творчества, определяются перспективы формирования индивидуального творческого стиля деятельности.

III этап включает организацию факультативных курсов «Исторические аспекты творческой деятельности в различных видах искусства», «Основы импровизации», «Композиция», «творческое содружество искусств», ориентированных на практическое применение знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на предыдущих этапах. Целевой установкой данного этапа является создание условий для свободного проявления творческой индивидуальности школьника, становления его самостоятельной творческой позиции и самовыражения в различных видах

художественного творчества. На данном этапе решаются следующие задачи:

- формирование у обучающихся системы теоретических знаний, практических умений и навыков в различных видах художественно-эстетической деятельности с использованием современных педагогических технологий творчества (проблемное и проектное обучение, технология «Портфель ученика», игровые технологии, мастер-классы и др.);

- обучение школьников творческим приемам, способам и методам организации и реализации художественно-эстетической деятельности.

Важным фактором в процессе формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности являются организация и реализация исследовательской и проблемно-поисковой деятельности обучающихся в области искусства, что обеспечивает развитие их познавательной активности, формирование умений самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике, организовывать свою деятельность согласно собственным интересам.

Использование проблемных творческих заданий, активных методов обучения, проведение творческих мастерских в процессе третьего этапа реализации модели призваны помочь полнее раскрыть индивидуальные креативные возможности обучающихся, активизировать их творческий поиск, способствовать развитию инициативы, самостоятельности, играют важную роль в формировании творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

К концу третьего этапа большинство школьников достигают высокого уровня мотивации к различным видам художественно-творческой деятельности, овладевают методами, приемами и средствами ее организации и реализации, демонстрируя при этом нестандартность мышления, развитое творческое воображение, способность к генерированию большого числа оригинальных идей в процессе решения творческих задач. Им свойственны потребность в творческом самовыражении, проявление творческой индивидуальности, умение самостоятельно планировать свою деятельность, рефлексирующее художественное сознание, критически-оценочное отношение к результатам собственного художественного творчества, определение перспективы формирования индивидуального творческого стиля художественно-эстетической деятельности.

Особенностью содержательного компонента модели является включенность школь-

ников во внеучебную (участие в конкурсах, фестивалях, концертах, презентациях творческих проектов по искусству; сотрудничество с организациями и деятелями культуры) и учебно-исследовательскую (участие в учебно-исследовательских проектах, конференциях гимназии; городских и республиканских научно-практических конференциях) деятельность, способствующую восприятию, осмыслению, закреплению полученных знаний, их усвоению и применению на практике.

Процессуально-художественный компонент модели представлен формами, методами и технологиями обучения, обеспечивает создание оптимальных условий обучения и формирование творческого стиля художественно-эстетической деятельности. В образовательном процессе гимназии при реализации процессуально-художественного компонента используются следующие формы и методы:

- творческие уроки (урок-путешествие, игра, сказка, концерт, фантазия, театральный урок); семинар, проблемная лекция, коллоквиум, конференция; мастер-класс и др;

- дискуссионные методы (диалог, круглый стол, мозговой штурм);

- игровые методы (ролевые игры; методы прямой и фантастической аналогии, инверсии, эмпатии, наводящих вопросов);

- проектные методы.

Критериально-оценочный компонент включает критерии, по которым определяется уровень сформированности творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников: творческая направленность личности, самостоятельная творческая позиция, проявление творческой индивидуальности, потребность в творческом самовыражении.

Таким образом, разработанная нами модель формирования творческого стиля представляет собой систему взаимосвязанных теоретико-методологических основ и структурно-функциональных компонентов (целевого, содержательного, процессуально-художественного и критериально-оценочного), отражает общие существенные признаки формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии. В результате проведенного лонгитюдного экспериментального исследования была доказана эффективность предложенной модели формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников, которая позволила повысить общий уровень его сформированности по разработанным критериям и показателям.

список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999.

2. Останина С.А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 15. № 3. Кострома, 2009. С. 378-382.

3. Останина С.А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 15. № 2. Кострома, 2009. С. 438-442.

4. Сластенин В.А. Педагогика творчества // Сов. педагогика. 1991. №1. С.147-149.

5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

* * *

1. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaja psihologija / pod red. V.V. Davydova. M.: Pedagogika-press, 1999.

2. Ostanina S.A. Organizacija uchebno-tvorcheskoj dejatel'nosti shkol'nikov v processe hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. T. 15. № 3. Kostroma, 2009. S. 378-382.

3. Ostanina S.A. Formirovanie tvorcheskogo stilja dejatel'nosti shkol'nikov v processe hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. T. 15. № 2. Kostroma, 2009. S. 438-442.

4. Slastenin V.A. Pedagogika tvorchestva // Sov. pedagogika. 1991. №1. S.147-149.

5. Jakimanskaja I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole. M., 2000.

Model of development of creative style of pupils' artistic and aesthetic work in the conditions of educational process

There is substantiated the model of formation of the creative style of pupils' artistic and aesthetic work in the educational process conditions. The model consists of the interconnected components: target, contents, process and artistic, criteria and assessment. The result of the model implementation is improvement of the level of creative style in the artistic and aesthetic work.

Key words: creative style of artistic and aesthetic work, model of formation of the creative style of artistic and aesthetic work.

(Статья поступила в редакцию 16.02.2015)

педагогическая деятельность л.А. Перова

(Архангельск)

вовлечение обучающихся в разработку программы развития образовательного учреждения

(на примере Архангельского педагогического колледжа)

Предлагается описание опыта вовлечения обучающихся в разработку программы развития образовательного учреждения (на примере Архангельского педагогического колледжа). Рассмотрены вопросы теории и практической разработки программы развития профессиональной организации.

Ключевые слова: программа развития, управление по воспитательной работе и социальной защите, обучающиеся.

Выпускник современного среднего профессионального учебного заведения должен быть специалистом, свободно владеющим профессией, способным к постоянному саморазвитию. на одно из первых мест выдвигается умение решать проблемы, возникающие при освоении профессиональных технологий, в ситуациях управления и самоорганизации. Коммуникативная компетентность предполагает обеспечение эффективного взаимодействия с различными организациями, органами власти, умение вести переговоры, общаться с коллегами по работе, способность разрешать напряженные и конфликтные ситуации [1]. Такое взаимодействие организуется и при разработке необходимых документов, локальных актов учреждения.

Важнейшим документом образовательного учреждения является программа развития. Программа развития является программой изменений, т.е. тем инструментом, с помощью которого образовательное учреждение целенаправленно создает свое будущее [2]. В создание такого будущего должны включаться все участники образовательного процесса. Программа развития определяет модель совместной деятельности коллектива образовательного учреждения по достижению желаемого состояния.

Программа развития - важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инно-

© Перова Л.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.