Научная статья на тему 'Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования'

Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
575
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Останина Светлана Александровна

В статье рассматривается проблема формирования творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования. Основными ориентирами для определения категории «творческий стиль деятельности» являются понятия «стиль», «индивидуальный стиль деятельности». Особенности формирования творческого стиля рассматриваются в системе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. Эффективности становления творческого стиля способствует реализация учебной и внеучебной деятельности школьников в единстве и взаимосвязи различных её видов. К числу наиболее важных из них относятся художественная, игровая, проблемно-поисковая, исследовательская. Формирование творческого стиля деятельности является необходимым итогом в процессе становления творческой личности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Останина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования»

укрепить в их правоте, в том, что не все рискованные эксперименты необходимо ставить на себе, что мода сопровождается разумными размышлениями. Объективная, вызывающая доверие информация сочетается с воспитанием навыков самостоятельного и адекватного поведения, с развитием способности к объективной самооценке, с обучением технике саморегуляции и правильного поведения в ситуации риска приобщения к психоактивным веществам.

Библиографический список

1. Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю и наркотикам: вопросы клиники и терапии. - М., 1999. - 216 с.

2. Гарифуллин РР. Скрытая профилактика наркомании // Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

3. Жарков А.Д. Педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности в противодействии наркомании // Славянские чтения «Православная культура против наркомании: Материалы научно-практической конференции». - М.: МГУКИ, 2004. - С. 28-45.

4. Киселёва Т.Г., ЖарковА.Д., Чижиков В.М. Культура против наркотиков. Отраслевая программа. - М., 2001. - 135 с.

5. НиколовА.С. За пеленою «кайфа»: О наркомании. - Краснодар: Кн. издательство, 1987. - 28 с.

УДК 373

С.А. Останина

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования. Основными ориентирами для определения категории «творческий стиль деятельности» являются понятия «стиль», «индивидуальный стиль деятельности». Особенности формирования творческого стиля рассматриваются в системе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. Эффективности становления творческого стиля способствует реализация учебной и внеучебной деятельности школьников в единстве и взаимосвязи различных её видов. К числу наиболее важных из них относятся художественная, игровая, проблемно-поисковая, исследовательская. Формирование творческого стиля деятельности является необходимым итогом в процессе становления творческой личности школьников.

Ключевые слова: стиль, индивидуальный стиль деятельности, творческий стиль деятельности, творческая личность.

Проблема становления творческой личности является одной из основных пе-. дагогических проблем, требующей глубокого исследования. Её актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, что повлекло за собой обновление общеобразовательной школы, одной из основных целей которой стало формирование опыта творческой деятельности школьников.

По справедливому утверждению А.И. Савенкова, «если креативность для середины ХХ века -роскошь, позволительная немногим избранным, то для XXI века - это необходимое условие выживания и достойного существования каждого» [8, с. 84]. Для успешного и продуктивного осуществ-

ления творческой деятельности важным, на наш взгляд, является устойчивое и целенаправленное формирование творческого стиля деятельности личности, который проявляется в креативном выполнении любого вида человеческой активности.

Согласно позиции В.И. Андреева для творческой личности «характерен творческий стиль деятельности, т.е. устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных лично значимых творческих результатов» [1, с. 58].

Возникнув первоначально в античной риторике понятие «стиль» использовалось для харак-

438

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© С.А. Останина, 2009

теристики выразительных средств языка, впоследствии этот термин получил чрезвычайно широкое употребление. Начало философско-эстетичес-кому осмыслению категории «стиль» положил Аристотель, который рассматривал его как характерный способ художественного видения и изображения действительности.

В терминологический аппарат психологической науки категория «стиль» была введена в 1927 году А. Адлером, определившем его как совокупность особенностей поведения человека, способствующих компенсации его индивидуальных дефектов (физических, психологических, социальных). В отечественной психологии понятие «стиль» первым сформулировал Ю.А. Самарин. Согласно его утверждению, стиль играет опосредующую роль в развитии способностей человека и является производным трёх компонентов: направленности личности, степени сознательного владения своими психическими процессами, технических приёмов деятельности. В. Даль в Толковом словаре под стилем понимает «образ, вкус, манеру» [2, с. 324].

Сфера употребления понятия «стиль» настолько широка, что исследователи считают его междисциплинарным, входящим в аппарат языкознания, искусствознания, психологии, педагогики, лингвистики, социологии, культурологии, эстетики, философии. Во всех перечисленных областях знаний данная категория употребляется в различных, порой противоположных значениях. В педагогической науке вводится понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения» [7, с. 127].

Термин «индивидуальный стиль деятельности» впервые применил В.С. Мерлин и определил его как «целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определённый результат» [5, с. 131]. Е.А. Климов рассматривает индивидуальный стиль как «обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности» [4, с. 49].

Категорию «творческий стиль деятельности» одной из первых ввела в научный обиход Н.Ю. Посталюк. Она рассматривает её как «устойчивое единство способов и средств деятель-

ности, обеспечивающих её творческий характер и целостность» и считает, что для педагогики категория «творческий стиль деятельности» не менее (а может и более) важна, чем «индивидуальный стиль деятельности» [6, с. 69]. Согласно её мнению, индивидуальный стиль деятельности -это то, что отличает конкретные феномены творческой деятельности друг от друга. Творческий стиль - то, что характеризует сходные их признаки. Если первое фиксирует различие, то второе утверждает тождество в явлениях [6, с. 60].

Л.Б. Ермолаева-Томина определяет «творческий стиль деятельности» как специфический стиль выполнения любой деятельности, для которого характерны «самостоятельная постановка проблемы, самостоятельный способ решения уже готовых проблем» [3, с. 76]. Она рассматривает творчество именно как стиль, а не вид деятельности. По её мнению, творческий стиль деятельности не всегда совпадает со специальными способностями к какой-либо конкретной деятельности и может проявляться в разных её видах.

В нашем понимании, творческий стиль деятельности - это особый почерк, особая манера осуществления деятельности, суть которой заключается в стремлении любую деятельность осознавать и выполнять творчески. Опираясь на междисциплинарный подход в раскрытии сущности категории «стиль», мы определяем творческий стиль как особый образ жизни и действий, как способ существования человека, который придаёт всей его деятельности творческий характер.

Мы рассматриваем формирование творческого стиля деятельности школьников, осуществляемое в процессе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска. На наш взгляд, эффективному становлению творческого стиля деятельности способствует реализация учебной и внеучебной деятельности в единстве и взаимосвязи различных их видов. К числу наиболее важных из них мы относим художественную, игровую, исследовательскую, проблемно-поисковую творческую деятельность.

Художественно-творческая деятельность на предметах художественно-эстетического цикла осуществляется в двух направлениях: исполнение музыкальных, танцевальных, театральных композиций, сочинение произведений различных видов искусств. Мы считаем, что в процессе исполнения важно научить ребёнка не просто воспроизводить уже готовые художественные композиции, а само-

му находить интересные варианты интерпретатор-ских решений, представлять исполнительский образ, творчески реализовывая свой творческий замысел, выстраивая и воплощая индивидуальный путь постижения произведений искусства. Всё это способствует развитию эмоциональности, артистизма, формированию индивидуальности творческого стиля деятельности школьников.

Творческое воспроизведение художественного образа осуществляется на предметах «Ритмика», «Хореография» (исполнение танцевальных номеров и театральных постановок); «Музыкальный инструмент», «Сольфеджио», «Историко-теорети-ческие основы музыки» (исполнение музыкальных композиций), «Хоровое пение» (исполнение хоровых и сольных произведений); «Мировая художественная культура» (исполнение литературных произведений и театральных композиций).

Исполнение художественных композиций реализуется и в рамках внеучебной творческой деятельности школьников. Остановимся лишь на некоторых традиционных мероприятиях, участие в которых способствует креативному развитию школьников и повышает эффективность формирования творческого стиля деятельности. К их числу относятся:

- фестивали («Лейся песня», «Вместе весело живется, вместе весело поется», «Подснежник», «Весенний бал», «Бал культур», «Учусь импровизировать» и др.);

- концерты («Музыкальная гостиная», «Музыкальный серпантин», «Наполним музыкой сердца», «Лауреаты года», «Музыки волшебная страна», «Играем в ансамбле» «Моё любимое музыкальное произведение» и др.);

- конкурсы («Читаем с листа»; «Восходящие звезды»).

Второе направление художественно-творческой деятельности - сочинение произведений искусств - реализуется на всех предметах художественно-эстетического цикла гимназии, и в зависимости от предметной области мы подразделяем его на следующие виды: музыкальное, литературное, изобразительное, танцевальное, театральное. Так, на начальном этапе обучения по предмету «Фортепиано» школьники занимаются импровизацией, что обеспечивает развитие творческой фантазии, гибкости и беглости мышления.

Обучающиеся импровизационно создают музыкальные образы-зарисовки (портреты сказочных героев, явления природы, чувства и на-

строения человека); сказки с музыкальным озвучиванием главных персонажей; музыкальные игры. Начиная с двух-трёх нот в простейшем ритме, ученики постепенно овладевают всем диапазоном инструмента, основными видами фактуры, штрихами. В дальнейшем темы и образы этих мгновенных импровизаций перерастают в процесс длительной и тщательной отработки с целью создания законченных музыкальных произведений разных жанров, стилей, для различного исполнительского состава.

На предметах «Сольфеджио» и «Хоровое пение» дети импровизируют и сочиняют различные ритмические модели, варианты мелодий, формы многоголосия, музыкальное сопровождение пройденного теоретического материала. В курсе предмета «Историко-теоретические основы музыки» школьники создают следующие творческие работы: цветовой фон, графическое моделирование музыки (изобразительное творчество); фантазии по выбранным ролям (театральное творчество); инсценировки под музыку (танцевальное творчество). Более длительным процессом фантазирования отмечены такие труды учеников, как: составление оперных и балетных либретто, создание декораций и эскизов костюмов для героев музыкальных спектаклей, иллюстрации к музыке (изобразительное творчество); написание сочинений на темы музыкальных произведений (литературное творчество); создание стихотворных опусов с музыкой, музыкальных и литературных сказок (музыкально-литературное творчество).

Использование учителями различных вариантов сочинения произведений искусств способствует пробуждению художественных интересов школьников, развитию их креативных способностей, проявлению самостоятельности в выборе видов личностно значимой деятельности и обеспечивает эффективность формирования творческого стиля деятельности обучающихся.

Регулярно в гимназии проводятся презентации творческих работ школьников, которые позволяют им реализовать свои потенциальные возможности, воспитывают художественный вкус, способствуют развитию общей культуры гимназистов. Такие презентации с одной стороны, являются итогом проделанной работы, а с другой - стимулом к дальнейшему развитию творчества обучающихся. Наибольший интерес у них вызывают следующие внеучебные творческие мероприятия:

- конкурсы юных композиторов, художников («Учусь сочинять», «Маленький маэстро», «Снежная Калевала», «Город мой у синего Онего»);

- выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества по темам: «Мой любимый город», «Природа Карелии», «Моя гимназии», «Герб моей семьи», «Рисуем музыку», «Сказка в музыке и живописи» и др.

Игровая деятельность, также как и художественная, является важной областью в процессе формирования творческого стиля деятельности обучающихся. Игра всегда полна неожиданности и новизны, требует от детей перевоплощения, фантазии, воображения и превращает творческую деятельность в интересный и плодотворный процесс. Использование учителями игровых методов даёт возможность расширить направление творческой деятельности учеников. Особенно важным для нас является факт, что игра способствует становлению творческого мира ребёнка, обогащает фантазию и воображение, содействует раскрытию его индивидуальности и творческого потенциала.

В опытно-экспериментальной работе мы используем игровое моделирование в учебной и внеучебной деятельности школьников и выделяем в связи с этим два его вида: игровое перевоплощение и игровое соревнование.

В ходе ролевой игры, используемой в рамках предмета «Историко-теоретические основы музыки», школьники перевоплощаются в людей творческих профессий (архитектор, художник, хореограф, писатель, режиссёр и др.) с целью создания и защиты собственных проектов, исходя из особенностей творческой деятельности выбранных ими ролей. Так, «архитекторы, проектируют здание, в котором могла бы звучать прослушанная музыка, органично сливаясь с его формами; «художники» рисуют картину, соответствующую настроению музыкального произведения. «Хореографы» сочиняют танцевальный номер; задачей «писателей» является создание литературной композиции, на основе которой «режиссёры» планируют сценарий и постановку спектакля.

Таким образом, в процессе выполнения данного творческого задания художественное произведение одного вида постигается посредством смысловой семантики другого. Если вначале своего творческого пути школьники выполняют одну роль, то в дальнейшем их деятельность обогащается различными творческими выступлениями (композитор,

скульптор, актёр, либреттист, критик и др.). В процессе игрового перевоплощения ученики становятся творцами собственного стиля деятельности.

После защиты всех творческих проектов решается основная задача: выясняется время сочинения музыки (век), её стилевая и жанровая принадлежность, особенности творческого почерка композитора, к перу которого относится данный опус (возможно, его фамилия). Все знания (фамилия композитора, время сочинения музыкального произведения, название и т.д.) не сообщаются ученикам в готовом виде. Перед ними ставится проблема, в ходе решения которой они приходят к новым для себя открытиям. Хочется отметить творческую атмосферу подобных уроков, увлечённость, заинтересованность школьников процессом и результатом своей деятельности.

На уроках сольфеджио применяются такие виды игр, как «Музыкальное лото» и «Музыкальный алфавит». В программы уроков хора и индивидуальных занятий на музыкальном инструменте включаются игры-импровизации «Мелодическое (ритмическое) эхо», «Беседа», «Дразнилка», «Вопрос - ответ», «Музыкальный кроссворд» и др., что повышает творческую активность учеников и делает процесс обучения успешным.

Большое значение в решении задач формирования творческого стиля деятельности имеет подготовка и проведение таких внеучебных мероприятий, как творческие игры-соревнования (музыкальная игра «Весёлые нотки», музыкальный КВН, творческий конкурс-игра «Музыкальный эрудит», викторина «Искусство вокруг нас» и др.).

Игровые соревнования служат развитию интуиции, логического мышления, обострению реакции к творческим проблемам, развитию навыков коллективной работы, пробуждают интерес к творчеству. Особо важное место в них занимает элемент напряжения, преобладающий и в индивидуальных играх, но особенно усиливающийся по мере того, как игра приобретает соревновательный характер. Специально разработанные планы проведения творческих игр предоставляют возможность всем ученикам 1-9-х классов участвовать в этих традиционных мероприятиях. Участники самостоятельно придумывают название, девиз, эмблему своей команды, при этом используя вариативность творческого самовыражения.

Совместная работа коллектива класса, учителей, само выступление создают атмосферу увлечённости, развивают чувство ответственности

и взаимопонимания. Высокие качества литературного, музыкального, изобразительного материала, оформление зала и в целом вся подготовительная работа способствуют становлению и развитию творческой личности учеников, обладающих своим неповторимым творческим стилем.

Развитию творческой и познавательной активности оказывает содействие привлечение школьников к исследовательской деятельности. Обучающимся предлагаются следующие её виды: написание сообщений, мини-докладов, рефератов, учебно-исследовательских работ. На начальном этапе ученики выполняют простейшие творческие задания, например, выясняют: «Что такое камертон?», «Почему метроном является необходимым для всех музыкантов?», «В чём сходство и отличие пианино и рояля?».

Темы сообщений и мини-докладов, предлагаемых учителями, формулируются с учетом познавательных интересов детей, в дальнейшем этот выбор осуществляется самостоятельно каждым школьником. Круг тем затрагивает самые различные области знаний: «Музыкальные и драматические спектакли театров города Петрозаводска», «Музыка, которая мне нравится», «Мой любимый художник, писатель» и др.

Сообщения и доклады обучающихся заслушиваются на различных предметах художественно-эстетического цикла, конференциях, коллоквиумах. В процессе исследовательской творческой деятельности у школьников развивается интерес к этому виду творчества, умение применять знания в практической деятельности. Исследовательские работы на более серьезные темы («Музыкальные гимны: история и современность», «Хоровое искусство: истоки и перспективы», «Музыкальные традиции гимназии» и др.) разрабатываются школьниками среднего и старшего звена.

Неоценимую роль в творческом развитии обучающихся и углублении их знаний играют конференции, которые ежегодно проводятся в гимназии. Участвуя в учебно-исследовательских («Юность. Наука. Культура», 3-8 классы) и научно-исследовательских («Ломоносовские чтения», 5-11 классы) конференциях, школьники повышают свой интеллектуальный уровень, творчески подходят к осмыслению проблем научных исследований. Исследовательские работы учеников оцениваются по следующим критериям: научность, оригинальность выбранной темы, грамотность оформления, наглядность, самостоятельность в поиске

новых знаний, творческий подход к решению поставленных проблем, нестандартность мышления, глубина, полнота и оригинальность раскрытия темы, убедительность и своеобразие индивидуальной манеры выступления.

Проблемно-поисковая творческая деятельность осуществляется в процессе решения проблемных творческих заданий в рамках всех предметов художественно-эстетического цикла. Основные функции этого вида деятельности - творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности. Показателем увлечённости детей творчеством, является их активное участие во всех творческих мероприятиях гимназии. Творческие коллективы и отдельные обучающиеся добиваются высоких результатов, становясь лауреатами и дипломантами городских и республиканских конкурсов и фестивалей.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что формирование творческого стиля деятельности -необходимый итог творческого развития школьников, которое способствует раскрытию и реализации их творческого потенциала, открытию ими горизонтов творческого освоения действительности.

Библиографический список

1. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 567 с.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: «Прогресс», «Уни-верс», 1994. - Т. 4. - 864 с.

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 278 с.

5. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Че Ро, 2000. - 776 с.

6. ПосталюкН.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. - 205 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 672 с.

8. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.