УДК 373.512
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Л.С. Семенова
В статье рассматриваются сущность эстетической культуры личности, критерии и показатели ее сформированное™, способы и приемы взаимодействия учителя и учащихся на разных этапах и стадиях создания творческих проектов эстетической направленности, а также влияние каждого этапа на формирование компонентов эстетической культуры школьников.
Ключевые слова: эстетическая культура, творческая проектная деятельность, способы и приемы педагогического взаимодействия.
В современной педагогической науке и практике одним из основных методологических подходов является культурологический, что обуславливает разработку проблемы не столько эстетического воспитания личности, сколько формирования ее эстетической культуры.
Эстетическая культура - сложное и многогранное явление, представляющее собой одну из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, аспект каждой из этих составляющих. Одним из первых термин «эстетическая культура» употребил Ф. Шиллер в своей работе «Письма об эстетическом воспитании человека» [5]. В дальнейшем в специальной литературе и педагогических исследованиях предпочтение отдавалось термину «эстетической воспитание», в содержание которого включалось развитие составных компонентов эстетической культуры.
Философским проблемам в области эстетики и эстетического воспитания посвящены труды Ю. Борева, А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Ю.А. Лукина и др. Психологический аспект теории эстетического воспитания рассматривается в работах Л.С. Выготского, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. Развитие и формирование отдельных компонентов эстетической культуры анализируется в работах М.А. Верба, М.П. Гальперина, С.С. Гольдендтрихт, Б.Т. Лихачева, В.М. Муриана, В.К. Скатерщикова и др. Возможности отдельных школьных предметов в эстетическом воспитании школьников освещены в работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, И.П. Волкова, Д.Б. Кабалевского, В.С Кузина, Б.Т. Лихачева, Б. Неменского, В.Н. Шацкой и др.
Анализ философской и педагогической литературы показал, что в настоящее время нет однозначной трактовки понятия эстетической культуры, имеются разные подходы к определению ее сущности и структуры. Например, Н.И. Киященко и Н.Л. Лейзеров дают следующее определение: «Эстетическая культура - совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в соответствии с эстетическими представлениями своего времени и продолжающих служить ему в другие времена, .. .вся сфера материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты» [6, с. 38]. Традиционным является и определение эстетической культуры личности как совокупности ее «способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты» [6, с.18].
Обобщенно можно констатировать следующее: авторы современных исследований не рассматривают эстетическую культуру как компонент базовой культуры личности; исследователи, определяющие эстетическую культуру как часть общей культуры личности, не анализируют ее конкретное проявление в других компонентах общей культуры; в большинстве определений эстетической культуры личности, данных авторами исследований, не отражен ее родовой признак - эстетическое отношение к окружающей действительности.
Мы формулируем сущность эстетической культуры следующим образом: эстетическая культура личности - это интегральный компонент базовой культуры, проявляющийся в уровне сформированности эстетического отношения к окружающей действительности, способностях и потребностях личности воспринимать, чувствовать, оценивать и преобразовывать эту действительность и самого человека «по законам красоты».
В качестве основы для определения структуры эстетической культуры мы рассматриваем четыре сферы личности: когнитивную, эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и сферу деятельности. Когнитивная сфера связана с познанием эстетического многообразия мира и выражается в эстетическом кругозоре, взглядах и убеждениях, вкусах и идеалах. Она отображает рационально-интеллектуальный уровень эстетической культуры. Эмоционально-чувственная сфера эстетической культуры личности связана со способностью эмоционально переживать и чувствовать красоту окружающей действительности. Проявление интереса к эстетически значимым предметам и явлениям, выражающегося в потребности воспринимать и преобразовывать себя и окружающую действительность по законам красоты, составляет потребностно-мотивационную сферу Способность к эстетическому восприятию и творческой эстетической деятельности мы относим к деятельностной сфере. Все компоненты эстетической культуры личности, в том числе интересы и потребности, формируются в основном в эстетической деятельности. Отсюда возникает необходимость активного включения в нее учащихся.
Любая эстетическая деятельность по своей сути творческая и преобразовательная. Одной из форм преобразовательной деятельности является творческая проектная деятельность. Она определяется как «интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость» [4, с. 123].
Проектная деятельность учащихся имеет своим содержанием и целью создание творческого проекта. Е.С. Полат выделяет следующие типологические признаки и соответствующие им виды проектов: по доминирующей в проекте деятельности (исследовательские, информационные, прикладные, ролевые, игровые, творческие); по предметно-содержательной области (монопроекты, межпредметные); по характеру координации (со скрытой и открытой координацией); по количеству участников (личностные, парные, групповые); по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные); по характеру контактов (внутришкольные, региональные) [2, с. 71].
В нашем исследовании основным средством эстетического развития учащихся выступало создание проектов эстетической направленности по литературе, музыке, изобразительному искусству. Ю. Борев отмечает: «Искусство - ядро и генеральное средство эстетического воспитания» [1, с. 480]. Определяющая роль предметов художественно-эстетического цикла в этом процессе диктуется полифункциональностью искусства, выполняющего познавательно-эвристическую, воспитательную, эстетическую, преобразовательную и другие функции.
Исходя из особенностей содержания художественно-эстетических предметов, мы предложили школьникам для выполнения следующие виды творческих проектов: исследовательские, оформительские (прикладные), графические, эпистолярные, аналитические. Особое внимание уделялось выполнению учащимися интегрированных проектов по следующим темам: «Художественный образ в искусстве», «Музыка в произведениях изобразительного искусства и литературе», «Этюд в музыке и живописи» (исследовательские проекты); «Литературно-художественное оформление фонотеки», «Литературно-поэтическая коллекция эпиграфов к произведениям музыки и живописи», «Словарь по искусству: литература, музыка, живопись» (оформительские проекты); «Музыкальные, литературные, художественные кроссворды», «Жанры в искусстве», «Формы в искусстве» (графические проекты); «Переписка с композитором, художником, писателем»» (эпистолярные проекты); «Сказка о том, как однажды поссорились, а потом помирились музыкальные инструменты» (литературно-музыкальный проект) и др.
Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие, представляющее собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях [3, с. 63]. Выполнение творческих проектов предполагает большую долю самостоятельности учащихся, что делает их активными субъектами данного процесса.
Процесс выполнения учащимися творческих проектов включает в себя три этапа: организационно-подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. На каждом из них используются свои способы и приемы по созданию творческого проекта.
Цель организационно-подготовительного (исследовательского) этапа заключается в теоретической и практической подготовке учащихся к выполнению проекта. На данном этапе решаются следующие задачи: ознакомление с особенностями и тематикой творческих проектов в области искусства, формирование интереса к эстетическому преобразованию себя и окружающей действительности, формирование первоначальных эстетических знаний и умений, выявление направленности учащихся на определенный вид эстетического творчества, углубление представления учащихся о возможностях искусства и собственных возможностях в эстетическом преобразовании окружающей действительности. Здесь можно выделить следующие способы и приемы педагогического взаимодействия.
Первая стадия - поиск проблемы. Учитель ставит перед учащимися проблему эстетического преобразования окружающей действительности и самих учащихся, раскрывает возможности творческих проектов и художественно-эстетических предметов в данном процессе. Учащиеся слушают учителя, анализируют окружающую действительность и свои качества с точки зрения их эстетического совершенствования, осознают направленность своих эстетических интересов и потребностей.
В процессе выбора и обоснования темы проекта учитель уточняет эстетические интересы учащихся, информирует о видах проектов по предметам искусства, знакомит с тематикой, помогает выбрать и сформулировать тему проекта. Учащиеся изучают банк проектов, сравнивают свои эстетические интересы и потребности с темами проектов, составляют перечень приемлемых видов проектов, выбирают конкретную тему.
На стадии выбора оптимального варианта выполнения проекта учитель убеждает учащихся в необходимости приобретения первоначальных эстетических знаний и умений, помогает в выборе варианта выполнения проекта, знакомит учащихся с требованиями к выполнению проекта и критериями их оценивания. Учащиеся изучают первоначальную информацию по теме проекта, соотносят свои возможности с требованиями к выполнению проекта, разрабатывают варианты выполнения проекта, выбирают приемлемый для себя вариант выполнения проекта.
Следующая стадия - анализ предстоящей деятельности. Учитель знакомит учащихся с технологиями выполнения проекта определенного вида, консультирует по поводу режима работы, временных затрат, количества участников. Учащиеся разрабатывают алгоритм создания проекта, анализируют свои эстетические знания, умения и навыки, распределяют обязанности и роли.
При подборе необходимых материалов и средств учитель информирует учащихся об информационных и литературных источниках по проблеме искусства и культуры. Учащиеся анализируют информацию, исследуют литературу и материалы по теме проекта, подбирают и изучают произведения искусства, необходимые материалы и инструменты, подготавливают рабочее место.
В процессе планирования технологического процесса и разработки документации учитель обращает внимание учащихся на содержание, условия и средства различных этапов эстетической деятельности.
Технологический этап имеет своей целью выполнение учащимися конкретных действий по созданию проекта. На данном этапе решаются следующие задачи: расширение эстетических знаний учащихся, формирование умений и навыков художественно-эстетической деятельности, развитие способности к эстетической оценке и суждениям, избирательному и тонкому эстетическому восприятию, формирование устойчивых эстетических интересов и потребностей, развитие творческих способностей.
Способы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся на технологическом этапе выполнения проекта эстетической направленности также соотносятся со стадиями выполнения проекта.
На стадии выполнения технологических операций учитель наблюдает, консультирует, помогает, анализирует результаты эстетического творчества учащихся. Учащиеся овладевают эстетическими знаниями, умениями и навыками эстетического творчества; знакомятся с содержанием различных видов эстетической деятельности: воспринимают, анализируют, сочиняют, музицируют, оформляют.
На стадии самоконтроля деятельности учитель акцентирует внимание учащихся на самооценке их эстетической деятельности и ее результатов.
В ходе корректирования технологического процесса учитель обращает внимание на недочеты, оказывает необходимую помощь в совершенствовании процесса создания проекта. Учащиеся уточняют последовательность действий, порядок соединения элементов проекта, подбирают недостающие материалы и средства.
Также учитель контролирует дисциплину, убеждает в необходимости сотрудничества, поддерживает проявление творческого отношения к труду. Учащиеся формируют в себе организационные, коммуникативные качества, творческое отношение к труду.
Целью заключительного этапа выполнения проекта является завершение работы учащихся над творческим проектом. Здесь решаются следующие задачи: развитие способности к анализу собственного творчества и творчества одноклассников посредством эстетической оценки, формирование умения ярко и эмоционально представить собственный проект, расширение эстетических интересов и потребностей, осознание значимости эстетического преобразования.
На стадиях заключительного этапа выполнения творческого проекта учитель наблюдает, обобщает результаты эстетической деятельности. Учащиеся анализируют полученные результаты и сравнивают их с задуманным, подготавливают демонстрацию и защиту проекта.
Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют проект, отвечают на вопросы зрителей и жюри. При подведении итогов учитель высказывает свое мнение по поводу творческой деятельности учащихся, оценивает качество защиты проекта, предлагает новые варианты и план дальнейшей работы.
Наглядно этапы и стадии выполнения творческих проектов представлены в таблице 1.
Таблица 1
_Этапы и стадии выполнения творческих проектов_
Этапы Стадии
Организационно -подготовительный Поиск проблемы Выбор и обоснование темы проекта Выбор оптимального варианта выполнения Анализ предстоящей деятельности Подбор необходимых материалов и средств Планирование технологического этапа и разработка документации
Технологический Выполнение технологических операций Самоконтроль деятельности Корректирование технологического процесса Соблюдение трудовой дисциплины и культуры труда Соединение деталей проекта и оформление
Заключительный Контроль и испытание изделия Оформление документации Защите проекта Подведение итогов
Эффективность процесса выполнения творческих проектов в рамках художественно-эстетических предметов отражалась в изменении уровня сформированности эстетической культуры учащихся. Исходя из структуры эстетической культуры личности, мы выделили следующие критерии и показатели:
- эмоционально-чувственный критерий: эмоциональная отзывчивость, способность испытывать разнообразные эстетические чувства и эстетическое наслаждение; сенсорная культура: чувство цвета, формы, ритма, лада, интонационное и мелодическое чувство;
- потребностно-мотивационный критерий: устойчивый интерес к эстетическим явлениям в природе, к эстетическим ценностям искусства и культуры, к эстетическому творчеству; потребность в эстетическом наслаждении и разнообразных эмоционально-чувственных переживаниях, в общении с эстетическими ценностями искусства и действительности; потребность создавать эстетически значимые предметы (художественные образы) и преобразовывать окружающую действительность; потребность в самостоятельном приобретении знаний и информации в области искусства и культуры; стремление к эстетическому самосовершенствованию (облик, поведение, деятельность, знания);
- когнитивный критерий: представления о красоте и основных эстетических категориях; теоретические знания в области искусства; практические знания способов художественно-эстетической деятельности; способность к эстетической оценке и суждениям по поводу эстетической значимости явлений искусства и действительности;
- деятельностный критерий: способность к творческому восприятию; активность в изучении литературы и информационных источников по искусству и культуре; сформированность умений и навыков художественно-эстетической деятельности; активность в эстетическом преобразовании окружающей действительности; способность создавать художественные образы в любом из видов искусства.
Для выявления динамики развития эстетической культуры младших подростков в процессе выполнения творческих проектов эстетической направленности мы использовали экспресс-анкету, вопросы которой были составлены по каждому из критериев сформированности эстетической культуры.
Анкетирование учащихся экспериментальных классов проводилось в конце каждого этапа выполнения проекта, что позволило выяснить динамику формирования эстетической культуры каждого ученика. Для выявления количества учащихся с низким, средним и высоким уровнем сформированности эстетической культуры по каждому из этапов выполнения творческих проектов мы использовали квалиметрическую методику. Суммируя количественные данные по каждому критерию и уровню, мы вывели средний количественный показатель сформированности эстетической культуры учащихся по этапам выполнения проектов и получили следующую таблицу (таблица 2).
Таблица 2
Распределение учащихся по уровням сформированности эстетической культуры на каждом этапе выполнения проектов (в %)
Этапы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Итого
Организационно -подготовительный 26 46 28 100
Технологический 41 44 15 100
Заключительный 39 41 20 100
В среднем 35 44 21 100
На основании полученных данных мы можем констатировать, что на первом и втором этапе выполнения проекта наиболее активно формируются когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностный компоненты эстетической культуры учащихся. На этом этапе эмоционально-чувственная сфера не имеет такой ярко выраженной положительной динамики развития. Третий этап выполнения проекта оказывает наиболее положительное влияние на развитие эмоционально-чувственного, потреб-ностно-мотивационного и деятельностного компонентов эстетической культуры учащихся. Уменьшение школьников с высоким и средним уровнем сформированности когнитивного компонента на заключительном этапе создания проектов объясняется отсутствием необходимости в приобретении новых эстетических знаний в силу практической завершенности проекта.
Таким образом, экспериментальная работа показала, что в ходе выполнения творческих проектов по предметам художественно-эстетического цикла у учащихся развиваются и формируются все компоненты эстетической культуры, а наиболее эффективным в данном процессе является технологический этап.
The article considers the essence of a person aesthetic culture, stages of creative projects creation in the aspect of ways and devices of teacher and students. Interaction and also the influence of each stage on the schoolchildren components aesthetic culture formation. Keywords: aesthetic culture, creative project activity, creative project, ways and devices of pedagogical interaction.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2000. - 272 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во БГУ 2003. - Кн. 1 - 174 с.
4. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологические аспекты. - Брянск: БГПУ 1999. - 230 с.
5. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. - М.: Наука, 1957.-791 с.
6. Эстетическая культура / Рук. авторского коллектива Н.И. Киященко. - М.: Российская Академия наук, Институт философии, 1996. - 201 с.
Об авторе
Семенова Л.С. - кандидат педагогических наук, заместитель директора Института экономики и права, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Г.В. Серая, Е.А. Горнева, Е.В. Тасоева
Математический инструментарий является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов экономического профиля, от грамотного использования которого во многом зависит ее эффективность. Вместе с тем, во многих вузах математическая подготовка ориентирована на формирование у обучаемых предметных знаний и слабо учитывает специфику профессиональной сферы, не позволяя выпускникам вуза понять личностную и прикладную значимость математического знания. Это, в конечном итоге, сказывается и на академической успеваемости студентов вузов, которые после окончания вуза зачастую оказываются не способными к выполнению профессиональных функций, требующих применения математического аппарата. Таким образом, возникает объективная необходимость повышения качества математической подготовки на экономических факультетах вузов и создания условий, позволяющих раскрыть прикладную значимость дисциплин математического цикла. Одним из средств решения этой проблемы выступают учебные задачи с профессионально-экономической составляющей. Авторами раскрывается сущность и основные характеристики задач данного класса, определены, обоснованы и экспериментально проверены основные педагогические условия их использования в учебном процессе вуза как средства формирования профессиональных компетенций бакалавров.
Ключевые слова: учебные задачи, федеральный государственный образовательный стандарт, математическая подготовка, высшее образование, бакалавр, профессиональные компетенции.
В условиях перехода к уровневой структуре высшего образования стратегические ориентиры его модернизации, отраженные в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Национальном проекте «Образовании», модели «Российское образование - 2020», в федеральных государственных образовательных стандартах поколения «3+», «направлены на результат подготовки выпускников, в качестве которого выступает сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций» [8, с. 16]. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска путей совершенствования профессиональной подготовки в высшей школе на основе инновационных форм и методов обучения.
В значительной степени сказанное касается математической подготовки бакалавров экономического профиля, для которых математический инструментарий стал одним из важнейших средств решения профессиональных задач. Студентам, обучающимся по направлениям «Бизнес-информатика (электронный бизнес)», «Прикладная информатика (в экономике)», «Экономика (по отраслям)», «Торговое дело» и пр., недостаточно знать лишь предметное содержание математического факта. Им также необходимо уметь видеть и понимать способы организации этих фактов в целостную систему, определять их место в структуре трудовой деятельности, осуществлять моделирование бизнес-процессов, описывая их математическим языком.
В рамках компетентностного подхода целью математической подготовки бакалавров-экономистов выступает формирование у них профессионально-математической компетентности, которая характеризует, с одной стороны, результаты функционирования системы математического образования в высшей школе, а с другой стороны - полноту усвоения будущими экономистами прикладных математических компетенций, обеспечивающих эффективность реализации их профессиональных функций и задач в соответствии с установленными нормами хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, профессионально-математическая компетентность должна рассматриваться в контексте процесса формирования целостной личности выпускника вуза, развития его способности к целесообразной хозяйственной деятельности на основе комплексного использования системы знаний естественно-математического образования и математических средств и технологий. В связи с этим считаем допустимым следующее определение данной дефиниции: «профессионально-математическая компетентность - это интегративное, динамически развивающееся личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретической естественно-математической подготовленности и практической способности компетентно применять математические методы и технологии для решения профессионально-экономических задач» [12, с. 4].
Данная компетентность выражается в овладении выпускником вуза комплексом естественно-математических знаний и способов действий в системе «человек - экономическая информация - профессиональный анализ информации на основе математических методов и технологий - принятие экономического решения в результате математического моделирования». Ее структура, на наш взгляд, соответствует квалификационным требованиям к уровню прикладной математической подготовленности будущего экономиста и включает в себя следующие компоненты: