Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / творческая деятельность / интеллект / уровни / креативность / дети / младшие школьники / creative ability / creative activity / intelligence / levels / creativity / children / primary school students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются три основных подхода к проблеме творческих способностей: 1) как таковых творческих способностей нет; 2) творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; 3) высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Мы придерживаемся второго подхода, а именно: творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Эту точку зрения мы проверили экспериментально и подкрепили ее данными исследователей – психологов и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVITY AND INTELLIGENCE

The article discusses three main approaches to the problem of creative abilities: 1) there are no creative abilities as such; 2) creative ability (creativity) is an independent factor independent of intelligence; 3) a high level of intelligence development implies a high level of creative abilities and vice versa. We adhere to the second approach, namely: creative ability (creativity) is an independent factor, independent of intelligence. We tested this point of view experimentally and supported it with data from researchers – psychologists and educators.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 159.9+37

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА

Черноусова-Никонорова Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник,

АНО ДПО «НАПППиСР», г. Новосибирск, Россия E-mail: tch7tch@yandex.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVITY AND INTELLIGENCE

Chernousova-Nikonorova Tatiana Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, researcher, ANO DPO «NAPPP and SR», Novosibirsk, Russia E-mail: tch7tch@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются три основных подхода к проблеме творческих способностей: 1) как таковых творческих способностей нет; 2) творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта; 3) высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Мы придерживаемся второго подхода, а именно: творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Эту точку зрения мы проверили экспериментально и подкрепили ее данными исследователей - психологов и педагогов.

Abstract. The article discusses three main approaches to the problem of creative abilities: 1) there are no creative abilities as such; 2) creative ability

160

(creativity) is an independent factor independent of intelligence; 3) a high level of intelligence development implies a high level of creative abilities and vice versa.

We adhere to the second approach, namely: creative ability (creativity) is an independent factor, independent of intelligence. We tested this point of view experimentally and supported it with data from researchers - psychologists and educators.

Ключевые слова, творческие способности, творческая деятельность, интеллект, уровни, креативность, дети, младшие школьники.

Keywords: creative ability, creative activity, intelligence, levels, creativity, children, primary school students.

По мнению детского физиолога И.А. Аршавского, каждый ребенок, рождающийся на свет, каждый без исключения, если его развитие протекало в условиях нормального течения беременности, потенциально таит в себе творческие способности [1]. Другими словами, у каждого новорожденного ребенка есть общечеловеческие задатки. Они развиваются и превращаются в способности сначала под воздействием родителей, воспитателей, учителей, а позднее - посредством самовоспитания и самообразования в течение всей жизни. Чем раньше задатки будут «возбуждены», тем легче они поддаются развитию, чем позднее - тем труднее они превращаются в способности или совсем исчезают (задатки не разовьются сами по себе).

Существует три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом,

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу). К числу основных черт творческой

161

личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской [2], которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, по ее мнению, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, изобретателям.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительна корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса [11]: если ^ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор; при ^ выше 120 творческая способность становится независимой величиной. Иначе говоря, нет креативности с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Э.П. Торренса соответствует данным Д.Н. Перкинса [6], согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с ^ ниже определенного уровня не могут овладеть определенной профессией, но если ^ выше - прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности не существует. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг) [4].

162

Мы придерживаемся второго подхода, а именно: творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Эту точку зрения мы проверим далее экспериментально, а пока подкрепим ее данными исследователей - психологов и педагогов.

В исследованиях, проведенных в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН А.Н. Ворониным [4] на студентах экономического колледжа, получены результаты, аналогичные тем, которые получили М. Воллах и Н. Коган [12] при обследовании детей 11 -12 лет: фактор интеллекта и фактор креативности являются независимыми. Подход М. Воллаха и Н. Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Тестируя интеллект и креативность учащихся, они выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающихся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем (табл. 1).

Таблица 1

Личностные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и _творческих способностей (по М. Воллаху и Н. Когану)_

Интеллект

Высокий Низкий

и н о о н ю о о о с Высокие Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания. Большой интерес ко всему новому. Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями. Недостаточное самоуважение, вера в себя. Боязнь оценки со стороны окружающих.

о е и к о е ч а о в н Низкие Энергия направлена на достижение успеха в учебе. Неудачи воспринимаются как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность. Боязнь самооценки. Хорошая (по крайней мере, по внешним признакам) адаптация и удовлетворенность жизнью. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким

самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если этого требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки; крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей; избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли; сдержаны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе, страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто попадают в позицию «изгоев» (становятся «изгоями»). Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне» (занятия в кружках, хобби и т. д.), где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как непонимающих, незнающих, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе [4].

Итак, согласно результатам исследований М. Воллаха и Н. Когана, уровень творческих способностей не зависит от уровня интеллекта, не коррелирует с ним.

Г. Вильсон и Д. Гриллз [3] отмечают, что выдающиеся спортивные, музыкальные или художественные способности практически не зависят от интеллекта. КИ (коэффициент интеллекта)-тесты неспособны определить ни будущего обладателя золотых олимпийских медалей, ни будущего гения в той или иной области художественного творчества. По мнению В.А. Сухарева, «наличие интеллекта само по себе не превращается в творческие свершения» [8, с. 84]; «отличники и двоечники в равной степени способны к творческому мышлению», - пишет В.М. Воскобойников [5, с. 279].

Мы разделяем позицию Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Грубера, Я.А. Пономарева, М. Воллаха и Н. Когана, А.Н. Воронина, Г. Вильсона и Д. Гриллз, В.А. Сухарева и считаем, что уровень творческих способностей не зависит от уровня интеллекта (т. е. высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений); низкий же интеллект не является препятствием для творческих способностей (например, оригинальные, талантливые рисунки детей и взрослых с низким уровнем интеллекта).

Для того, чтобы установить взаимосвязь между творческими способностями и интеллектом, необходимо продиагностировать их.

Для диагностики творческих способностей младших школьников мы использовали тест «Творческие способности», разработанный Э.П. Торренсом [7, с. 35-36], шкалу «Творческие характеристики», созданную под руководством Дж. Рензулли [7, с. 44-45], наблюдение, анализ результатов педагогической деятельности и т. п. Тест «Творческие способности» состоял из двух этапов.

I этап: вербальный тест. Задания:

1) вы видите рисунок гномика, который рассматривает свое отражение в пруду (луже); задайте по этой картинке как можно больше вопросов (примечание: вопросы должны быть оригинальными, необычными);

2) придумайте как можно больше причин этого события (по каким причинам гномик попал под дождь, оказался около пруда (лужи);

3) перечислите последствия данного события;

4) усовершенствование игрушки (детям показывают рисунок надувного

165

игрушечного слона); задание: назовите разнообразные пути изменения этой игрушки, т. е. что бы вы сделали, чтобы эта игрушка стала лучше, интересней;

5) необычное использование; окружающие нас вещи можно применять не только по их прямому назначению; придумайте и запишите как можно больше способов использования картонных коробок;

6) придумайте и запишите необычные вопросы о картонных коробках;

7) невероятные ситуации; представьте, что к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли; задание: придумайте и запишите как можно больше догадок и предположений о последствиях этой ситуации.

II этап: образный тест. Задания:

1) конструирование картин; задание: приклеить овальную фигуру, по форме напоминающую плод боба или капли, к чистому листу и добавить различные линии так, чтобы получилась оригинальная картинка, а затем придумать название и историю к ней;

2) закончи рисунок; задание: у каждого из вас на листе бумаги 10 незавершенных фигур, которые нужно дополнить так, чтобы получились предметы или сюжетные картинки; постарайтесь придумать такую картинку, которую другой придумать не сможет; сделайте ее полней и интересней, добавляйте к ней новые идеи; придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его;

3) линии; на вашем листе изображено 30 пар параллельных линий; необходимо завершить их до предметов или сюжетов.

Возникает вопрос: на что направлены вербальные и образные тесты? Каждый из вербальных тестов отражает различные виды творческой активности, главные из них: проявление любопытства, вероятностное прогнозирование, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных отношений (задания 1-3; 7); пути усовершенствования идеи (адаптация, добавление, комбинирование и т. д. - 4 задание); преодоление ригидности мышления (задание 5; 6). Образные тесты креативности направлены на актуализацию всех четырех направлений дивергентного мышления: «беглость»

мысли, гибкость, оригинальность и усовершенствование. Например, инструкция к заданию по конструированию картин максимально ориентирует на необычность (оригинальность) и разработанность создаваемой идеи. Задание на завершение рисунка в большей степени отражает способность к варьированию различными типами ответов или гибкости мышления. Задание «Линии» с наибольшей полнотой дает проявиться «беглости» мысли при дорисовывании множества повторяющихся фигур.

Итак, мы протестировали 288 учащихся третьих классов школ г. Калининграда с целью выявить уровень творческих способностей, творческой деятельности младших школьников. Для того, чтобы диагностировать полученные результаты, мы использовали собственную классификацию уровней творческой деятельности [10]:

1) репродуктивный достаточный (Рд);

2) высокий репродуктивный (Рв);

3) репродуктивно-творческий (Р-Т);

4) творчески-репродуктивный (Т-Р);

5) творческий достаточный (Тд);

6) высокий творческий (Тв).

Итак, опираясь на эти уровни овладения творческой деятельностью, мы проанализировали задания теста «Творческие способности». Для этого каждая работа оценивалась определенным баллом в соответствии с ее качественным уровнем. Например, композиция, отнесенная к I уровню, получала 1 балл, композиция II уровня - 2 балла и т. д. Полученные баллы суммировались и делились на общее число композиций, созданных каждым учащимся. В результате мы получали цифровое выражение среднего индивидуального показателя уровня творческой деятельности, творческих способностей младшего школьника.

Результаты тестирования отражены в таблице 2.

Затем мы осуществили диагностику интеллектуальных способностей младших школьников, выявили их коэффициент интеллекта. Для этого мы

воспользовались методикой Г. Вильсона и Д. Гриллз [3], которая имеет цель: определить (выявить) коэффициент интеллекта младшего школьника. Тестирование представляет собой подборку оригинальных тестов для детей 511 лет (пять тестов для оценки разных аспектов интеллекта): тест I - словарный (на понимание значений слов); тест II - классификация; тест III -наблюдательность; тест IV - научное понимание; тест V - завершение картинки. Итак, получив пять коэффициентов - по одному для каждого из пяти тестов, мы расположили их (пять коэффициентов) по убывающей, так как наилучшей оценкой общего коэффициента интеллекта младшего школьника будет серединное значение пяти коэффициентов, то есть балл, который получится в середине. Например, если младший школьник получил коэффициенты 112; 110; 102; 85; 80, то коэффициент его интеллекта будет равен 102. По мнению Г. Вильсона и Д. Гриллз [3], этот способ предпочтительнее обычного расчета среднего значения, потому что он меньше учитывает крайние значения. Узнав (получив) значение коэффициента интеллекта младшего школьника, необходимо интерпретировать его следующим образом:

более 140 - очень высокий; 120-140 - высокий; 110-120 - выше среднего; 90-110 - средний; 80-90 - ниже среднего; 70-80 - пограничный; менее 70 - низкий.

Необходимо акцентировать внимание на следующей особенности: каждый из пяти частных коэффициентов менее надежен, чем общий коэффициент интеллекта (КИ), поскольку они основаны на какой-то одной области умственной деятельности, и нельзя рассчитывать на их стабильность.

Возникают вопросы: почему мы выбрали для диагностики интеллекта младшего школьника именно тест, разработанный Г. Вильсоном и Д. Гриллз?

Согласны ли мы с точкой зрения (мнением), что невозможно определить, выявить коэффициент (уровень) интеллекта человека при помощи теста? Измерение интеллекта, конечно, всегда чревато ошибками. Поскольку это измерение основано на некоем эталонном наборе способностей человека, стабильность результатов зависит от того, насколько удачно составлен этот набор. «Очевидно следующее, - пишут Г. Вильсон и Д. Гриллз, - чем больше количество отобранных для теста испытаний (т. е. чем длиннее тест), тем более надежно полученное значение КИ. Лучшие КИ-тесты, проводимые должным образом, занимают более часа и дают доверительный интервал плюс-минус 5 баллов. Иными словами, можно достаточно уверенно сказать, что «истинное» значение КИ будет отличаться от значения, полученного при тестировании, не более, чем на 5 пунктов. Это очень высокая степень точности для всех практически целей» [3, с. 18].

Результаты анкетирования интеллекта младшего школьника представлены нами в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь между творческими способностями (уровнем творческой деятельности) и интеллектом младшего школьника (округлено в %)

Интеллект

очень высокий высокий выше среднего средний ниже среднего пограничный низкий

Уровень творческой деятельности, творческих способностей Рд* - 8 чел., 2,8% 8 чел., 2,8% 12 чел., 4,2% 8 чел., 2,8% 12 чел., 4,2% —

Рв* 8 чел., 2,8% — 12 чел., 4,2% 16 чел., 5,5% 16 чел., 5,5% — —

Р-Т* - 12 чел., 4,2% 8 чел., 2,8% 20 чел., 6,9% 16 чел., 5,5% - —

Т-Р* 8 чел., 2,8% 8 чел., 2,8% 8 чел., 2,8% 12 чел., 4,2% 8 чел., 2,8% — —

Тд* — 4 чел. 1,4% 16 чел., 5,5% 16 чел., 5,5% 12 чел., 4,2% 8 чел., 2,8% —

Тв* 8 чел., 2,8% — — 20 чел., 6,9% 4 чел. 1,4% — —

Примечание: * - 1) репродуктивный достаточный (Рд); 2) высокий репродуктивный (Рв); 3) репродуктивно-творческий (Р-Т); 4) творчески-репродуктивный (Т-Р); 5) творческий достаточный (Тд); 6) высокий творческий (Тв).

Проанализируем данные таблицы 2. Младший школьник, обладающий очень высоким уровнем интеллекта, может иметь высокий репродуктивный уровень (2,8%), творчески-репродуктивный (2,8%), высокий творческий (2,8%); ученик начальной школы с высоким уровнем интеллекта, может иметь как репродуктивный достаточный (2,8%) уровень, репродуктивно-творческий (4,2%), творчески-репродуктивный (2,8%), творческий достаточный (1,4%). Младшие школьники со средним уровнем интеллекта могут иметь как репродуктивный достаточный (4,2%) уровень; высокий репродуктивный (5,5%); репродуктивно-творческий (6,9%); творчески-репродуктивный (4,2%); творческий достаточный (5,5%); высокий творческий (6,9%). Младший школьник с пограничным уровнем интеллекта может обладать как репродуктивным достаточным (4,2%) уровнем творческой деятельности, творческих способностей, так и творческим достаточным (2,8%). Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод: творческие способности (креативность) являются самостоятельным фактором, независимым от интеллекта.

Итак, наше исследование подтвердило высказывание, что уровень творческих способностей не зависит от уровня интеллекта (т. е. высокий и даже сверхвысокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений); низкий же интеллект не является препятствием для творческих способностей (например, оригинальные, талантливые рисунки детей с пограничным уровнем интеллекта). Данную точку зрения разделяют Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев, М. Воллах и Н. Коган, Г. Вильсон и Д. Грилл, В.А. Сухарев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский И.А. Физиология развития детей. - Пущино: АН СССР, 1985. - 270 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Б. и., 1983. - 138 с.

3. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка /

170

Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 1998. - 156 с.

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

5. Как определить и развить способности ребенка / сост. В.М. Воскобойников. - СПб.: Респекс, 1996. - 432 с.

6. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. - 1988. - № 4. - С. 88-92.

7. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.

8. Сухарев В.А. Психология интеллекта. - Донецк: Сталкер, 1997. - 416 с.

9. Черноусова-Никонорова Т.В. Педагогические условия развития творческой деятельности младших школьников на уроке: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2003. - 198 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Черноусова-Никонорова Т.В. Уровни творческой деятельности. -Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. - 2023. - № 1. - С. 103-110.

11. Torrance E.P. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting Its Growth. In: Kagan: Creativity and Learning, Boston. 1968. P. 73-91.

12. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.