Научная статья на тему 'Современные политические элиты России'

Современные политические элиты России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3522
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITES / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / РЕКРУТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ / THE RECRUITMENT OF POLITICAL ELITES / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / "НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ" / THE "NATIONALIZATION OF THE POLITICAL ELITE"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

В статье проводится анализ особенностей и состояние современных российских политических элит и перспектив их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern political elite of Russia

The article analyzes the features and the state of modern Russian political elite and their development prospects.

Текст научной работы на тему «Современные политические элиты России»

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ*

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ**

Современные политические элиты России

На протяжении всей истории Российского государства его политическая элита находилась под влиянием культурно-исторических традиций, географического положения, необходимости защиты обширной территории страны, особенностей менталитета русской нации и других факторов. Все это обусловило необходимость сильной государственной власти. Как духовная преемница Византии Россия переняла не только православие, но и имперскую концепцию, что позволило стране превратиться в уникальную полиэтническую империю, способную существовать лишь при сильной вертикали власти. Вместе с тем, специфика развития страны проявилась в слабой артикуляции обществом своих интересов, нечеткости формулирования требований к политической элите. В отличие от стран Запада, где запрос на социально-политические преобразования формируется "снизу", все значимые преобразования государственного уровня в России происходят по инициативе правящих элит, определяющих вектор, динамику развития и масштабы перемен.

Современная российская политическая элита, как отмечает Я.А. Пляйс, образовалась в результате синтеза советской партийно-государственной номенклатурной элиты с "элитами" переходного периода, прежде всего, бизнес-элитой, включая ее криминальный сегмент, с элитой, вышедшей из силовых структур и пр. Она, в целом, выполнила свою историческую миссию, состоявшую, главным образом,

* Родионов Михаил Александрович, e-mail: rodionovma2015@ya.ru

** Волкова Татьяна Александровна, e-mail: Volkova237@mail.ru

в том, что революционный этап переходного периода должен быть преодолен без катастрофических последствий (гражданской войны, дальнейшего развала страны и др.). Россия ранее не сталкивалась с такой необычной ситуацией в элитообразовании, как за последние 20-25 лет. Этого не было после Октябрьской революции, которая уничтожила всю политико-административную элиту царской России как классово чуждую. Подобных процессов не было в годы перестройки. Столкнувшись с тем, что закрытый механизм элитообразования для создавшихся условий имеет серьезные недостатки, высшее руководство страны решило сделать его более открытым. Возвращение к выборам губернаторов, мэров, формирование Совета Федерации через систему выборов в регионах одновременно с выборами губернаторов несмотря на фильтры делает процесс формирования российской элиты более демократичным. Со временем это обстоятельство может сделать нашу политическую элиту не только более конкурентоспособной, но и приблизит ее к интересам общества1.

Как отмечают А.И. Подберезкин и М.В. Харкевич, именно правящая элита стала главным объектом соперничества государств и цивилизаций, когда победа, т.е. навязывание извне чужой воли правящей элите, означает и победу в противоборстве. Именно такая победа была одержана над правящей партийно-советской и хозяйственной элитой всего лишь за несколько лет "перестройки" и "демократических реформ", когда правящая элита СССР потеряла не только власть и собственность, контроль над институтами государства и общества, но и была вынуждена отказаться от своей идеологии, системы ценностей. Победа над элитой

означает окончательную победу, не допускающую возвра-

2

щения прежних правил, норм и порядков .

Формирование современной российской политической элиты происходило в 90-х гг., когда в качестве оппозиции советской бюрократической номенклатуре инициатором процесса реформ выступил Б.Н. Ельцин. События августа 1991 г. и последующий распад СССР вывели новую рос-

1 См.: Пляйс Я.А. Политико-административная элита современной России: проблемы трансформации // Власть, 2015, № 4, с. 31.

2 См.: Подберёзкин А.И., Харкевич М.В. Политическая элита как объект принудительного воздействия в современной мировой политике // Вестник МГИМО Университета, 2015, № 5(44), с. 137, 139.

сийскую политическую элиту на уровень большой политики, необходимости принятия стратегических решений, определяющих не только развитие, но и само существование независимого российского государства.

Различие взглядов на выбор стратегии развития России привело к политическому кризису 1992-1993 гг., выразившемуся в противостоянии между законодательной и исполнительной ветвями власти. В результате в 1993 г. произошел роспуск Верховного совета и Съезда народных депутатов РСФСР, упразднение Советов народных депутатов, принятие новой Конституции России, произошла трансформация политической системы.

В конце 1999 г., накануне отставки Б. Ельцина, экономическое и политическое состояние России было критическим, существовала реальная опасность утраты суверенитета и распада государства. Ельцинский режим выживал за счет децентрализации власти. В условиях политической неопределенности региональные лидеры руководствовались "рен-тоищущим" поведением для расстановки локальных приоритетов1. В ряде регионов принимались противоречащие Конституции РФ местные законы, направленные на независимость отдельных субъектов РФ. Национальные интересы формулировались политической элитой расплывчато, практически не отстаивались, внутренняя и внешняя политика страны определялась западными странами. Либеральные ценности и идеология, превозносящие индивидуальные свободы атомизированных членов общества, теоретическое равенство возможностей в честной конкурентной борьбе индивидов, личный комфорт и возможности высокого уровня потребления раскололи российское общество.

Изменение ситуации произошло в 2000 г., когда В. Путин начал процесс восстановления сильного централизованного государства, приоритета национальных интересов, устранения сепаратизма, проведения административной реформы и обновления состава политической элиты. Представителей старой элиты эпохи Б. Ельцина, так называемой "семейной" группировки, сменили представители "питерской" элиты и "силовиков", из элиты бизнеса и экономистов оформилось "либеральное" крыло.

1 См.: Магомедов А.К. Ресурсная база постсоветской российской власти // Власть и элиты / Гл. ред. А.В. Дука. СПб., 2014, т.1, с. 78.

В. Путин занимал пост главы государства с 2000-2008 гг. С 2008-2012 гг. на посту президента находился Д. Медведев, В. Путин занимал должность Премьер-министра, оставаясь лидером нации. В это время центр принятия решений временно переместился в аппарат Правительства. Возник властный "тандем". Это позволило в ходе институциональной коррекции персонализма найти рациональное конституционное решение проблемы его трансляции в период очередного электорального испытания. Конструкция, когда "главные - оба", но есть "старший товарищ", лидер нации, позволила власти сохранить эффективный контроль над персоналистским ресурсом в ходе электорального цикла 2007-2008 гг.1.

В период президентства Д. Медведева доминирующим трендом был курс на либерализацию политического и экономического пространства, либеральное крыло политической элиты усилило свои позиции. Либерализация выражалась в переходе от централизованного контроля над обществом к децентрализации политического управления, активизации гражданского общества и общественных инициатив, изменении идеологии административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса.

В 2012 г. произошла обратная рокировка, В. Путин был избран Президентом России на третий срок, а Д. Медведев назначен Премьер-министром. С этого момента стали происходить изменения правил игры для российской политической элиты, выразившиеся в политике "национализации элит", направленной на обеспечение лояльности политической элиты государству и Президенту, минимизации риска осуществления внешнего влияния на российские властные структуры.

В Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г. указывалось, что человек, выбравший родом деятельности государственную службу, "должен быть готов к ограничениям, к общественному контролю, к выполнению специальных требований, как это принято практически во всех странах мира"2. В 2013 г. был принят Федеральный закон, по которому со-

1 См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития. Дубна, 2014, с. 378.

2 Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/17118

ответствующие должностные лица обязывались указывать сведения о принадлежащей им, их супругам и несовершеннолетним детям заграничной недвижимости, источники получения средств, на которые она приобретена, сведения об обязательствах имущественного характера за рубежом1.

Продолжением политики "национализации элит" стала кампания по контролю за неправительственными организациями, направленная на ограничение легальных и перекрывание нелегальных каналов зарубежного финансирования. Были проведены мероприятия в отношении протестной части либеральной политической элиты, внесистемной оппозиции, рассматриваемых с учетом украинских событий в качестве пятой колонны и агентов западного влияния. Рокировка в тандеме, реализовавшая негласный внутриэлит-ный консенсус, также способствовала недопущению социально-политического хаоса в стране, аналогичного Украинскому "евромайдану".

Ряд исследователей пишет о противоположности взглядов в тандеме на выбор стратегии развития страны. Другие авторы придерживаются иного мнения. Например, С. Бел-ковский считает: "Представление о том, что Медведев в отличие от Путина либерал, ни на чем не основано. Существует противоречие между ролью указанных лиц в системе, извне это выглядит как конфронтация в тандеме. Медведеву важно показать международному сообществу, что он либерал и западник, а Путину, напротив, важно показать, что он не либерал и не западник"2.

А.И. Подберезкин полагает, что значительная часть либеральной элиты сознательно противодействует реализации стратегии руководства страны. Смысл современного геополитического соперничества заключается в принуждении правящей элиты противника действовать в рамках системы ценностей нападающей стороны. Применительно к современной России это означает, что западная цивилиза-

1 Федеральный закон от 07 мая 2013 г. №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" // Правовая система «ГАРАНТ», 2016.

2 Медведев или Путин: какая разница? // Ведомости, 28.03.2011. URL: http://info.vedomosti.ru/special/comments.shtml

ция стремится заставить ее правящую элиту действовать в соответствии с либерально-западническими интересами1.

Политической элите России пока удается разработка и реализация мероприятий, направленных на стабилизацию экономической и социально-политической ситуации. В перспективе задача будет усложняться в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, падением цен на нефтяном рынке и геополитическим противостоянием мировых держав.

Прежняя партийно-государственная номенклатурная элита, перемешанная с контрэлитой, подстраиваясь под обстоятельства, ориентируясь на различные ценности, продолжает находиться в состоянии перманентной перетряски и переформирования. Так будет до тех пор, пока Россия не определится с новыми идейно-политическими ценностями, государственной идеологией, пока в соответствии с ней не будут выстроены новая политическая система и система подготовки и рекрутирования элит2. Вместе с тем, современный мир движется к созданию системы корпоративных элит, которые формируются в результате слияния верхушки политических и бизнес-элит, оказывая определяющее влияние на важнейшие политические решения .

Отметим, с одной стороны, стабильно высокий уровень поддержки электоратом политики Президента, фиксируемый, к удивлению Запада, соцопросами последних лет. С другой стороны, имеется гораздо меньшая лояльность и критическое отношение к партиям и отдельным представителям власти, особенно в регионах, выражающееся, в частности, в поражении поддерживаемых "Единой Россией" кандидатов на выборах глав регионов страны.

По данным исследования ВЦИОМ, проведенного весной 2016 г., деятельность Путина одобряют 82% граждан, а 84% готовы проголосовать за него на президентских выборах, Президента поддерживают сторонники парламентских и

1 См.: Подберезкин А.И. Российская либеральная элита и война. 07.09.2015. URL: http://viperson.ru/articles/rossiyskaya-liberalnaya-elita-i-voyna

2 См.: Пляйс Я.А. Политико-административная элита современной России: проблемы трансформации // Власть, 2015, № 4, с. 32.

3 Кочетков А.П. Корпоративные элиты в мировой системе корпоративно-экономических отношений // Материалы Первого Всероссийского элитоло-гического конгресса с международным участием «Элитология России: современное состояние и перспективы развития». Ростов-н/Д., 2013, т. 1, с. 444.

непарламентских партий. 76% сторонников КПРФ одобряют деятельность главы государства, 79% - готовы поддержать его на выборах. Среди приверженцев ЛДПР 69% одобряют деятельность Путина и 76% допускают для себя возможность проголосовать за него на выборах1. Все это показывает консолидацию общества вокруг фигуры Президента. Одной из причин этого является то, что Путин реализовал запросы общества по целому ряду направлений, прежде всего, это запросы на суверенность государства, на самостоятельную внешнюю политику и развитие. Несмотря на то, что президент является надпартийным и моральным лидером "Единой России", ее основателем, той же партии передается только часть рейтинга Путина. Все партии понимают, что живут "под зонтиком" его рейтинга.

В ходе реформ Путину и его окружению удалось выстроить новую политическую систему и вывести Россию на самостоятельные позиции на мировой арене. Относительно долговечности и эффективности этой системы в экспертном сообществе ведутся дискуссии. В качестве недостатков отмечаются: исключительная централизация системы власти и финансов, узкий круг лиц, способных оказывать влияние на принятие стратегических решений, отсутствие политического плюрализма и политической конкуренции, слабость социального контроля и институтов гражданского общества. Сильная вертикаль власти не обязательно является угрозой демократии и движением к авторитарному режиму. Исторически сильное государство традиционно для России. Большинство россиян поддерживают или не имеют ничего против такого подхода. Политическая конкуренция и плюрализм политических элит - новые тенденции для России, требующие правовой регламентации и практической реализации, что предполагает наличие способности и готовности политических элит, в том числе оппозиционных, к компромиссу и стратегическому видению. Политическая конкуренция предполагает также наличие механизмов горизонтального и вертикального взаимодействия, циркуляции политических элит, артикуляции населением своих ценностей и позиции.

На современном этапе о политической конкуренции можно говорить, в основном, в теоретическом аспекте. При-

1 «Путинское большинство» не становится меньше. 05.05.2016. // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/612512#ixzz47rWDeG3L

сутствие на политическом ландшафте различных партий, их активность в медиа-пространстве, в реальности, к сожалению, является лишь имитацией деятельности с отсутствием какого-либо эффекта и воздействия на политическую систему. Из 77 зарегистрированных Минюстом политических партий1 периодически в какой-либо степени проявляются на политической арене и имеют политический вес немногим более 5 политических партий.

Слабость институтов гражданского общества, апатия электората вызывают риск бесконтрольности политической элиты, проведения реформ преимущественно в интересах узкого круга лиц внутри самой элиты, минимального учета интересов народа, в объеме, необходимом для удержания приемлемого уровня социально-политической стабильности и исключения обострения социальных конфликтов. Происходит развитие государства рывками, когда повышение внимания к проблемам народа и, следовательно, проведение реформ происходит, как правило, при приближении очередного избирательного цикла. Отсутствие активного широкого "среднего класса", его слабая организация, доминирование процессов нисходящей социальной мобильности являются причинами социальной напряженности, низкого уровня доверия к власти, раскачивания внутриполитической обстановки.

При исследовании современной элиты необходимо учитывать особенности меняющегося мира, переход к информационному обществу, появление новых вызовов и возможностей, в том числе в области информационного противоборства, вследствие которых качественно изменяется сама политическая элита2. Безопасность и независимость политических элит в информационном обществе XXI в. становится важнейшей составляющей безопасности государства и одним из условий его устойчивого развития и независимого существования. Данные вопросы были

1 См.: Список зарегистрированных политических партий // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 12.05.2016. URL: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok

2 См.:Родионов М.А. К вопросу о формах ведения информационной борьбы. Военно-теоретический журнал "Военная мысль", 1998, № 2 (март-апрель). 1998, с. 58.

рассмотрены в предыдущих исследованиях1. Особую роль данные аспекты приобретают в современных условиях разворачивающейся мировой финансово-экономической рецессии, что предъявляет к политической элите повышенные требования в части знания основных положений антикризисного менеджмента2. Необходимым условием эффективности современного антикризисного управления является использование при принятии решений политическими элитами современных информационных технологий3.

Смена политических элит может происходить эволюционным или революционным путем. Проблемой России всегда была опасность реализации второго пути, отбрасывающего страну в развитии на десятилетия назад. Политические реформы 2012-2016 гг. (прямые выборы глав российских регионов, упрощение порядка регистрации партий, возвращение думских выборов в одномандатных округах и др.) направлены на обновление состава элиты, расширение пространства и каналов ее рекрутирования, развитие политической конкуренции. Высшее руководство страны понимает важность обеспечения эволюционной циркуляции элит, меритократических принципов отбора кандидатов, необходимых для разработки и проведения последовательного политического и экономического курса, обеспечивающего устойчивое развитие государства и его безопасность. Как отметил Президент России: "Постоянно повторяющаяся в истории проблема России - это стремление ее элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперед и ниспровержения без созидания"4.

1 См.: Белов В.П., Дербин Е.А., Родионов М.А. Информационная безопасность государственного управления. Учеб. пособие для вузов МО. М., 2004, с. 155; Родионов М.А. Информационная безопасность политических элит // Социально-гуманитарные знания, 2016, № 1, с. 118.

2 См.: Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте // Научный вестник МГТУ ГА, № 131(7), серия Менеджмент, экономика, финансы. М., 2008, с. 126.

3 См.: Родионов М.А. Проблемы информационно-аналитического обеспечения современного стратегического менеджмента // Научный вестник МГТУ ГА, № 202. М., 2014, с. 65.

4 Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. 16.01.2012. // Известия. Россия. URL: http://izvestia.ru/news-/511884#ixzz45jC2XDth

Рассматривая циклы смены российских политических элит, В.И. Пантин и В.В. Лапкин указывают, что в последнем десятилетии они развиваются в противофазе с мировой конъюнктурой. В текущем российском цикле (2013-2025 гг.), которому могут быть присущи внешнеполитическая напряженность и последующий застой, в развитии российского общества и государства намечается своего рода инверсия. Сохранение баланса и предотвращение революционных перемен в структуре элиты может уберечь Россию от конфронтации как с Западом, так и с Востоком1.

Анализируя восприятие элитами текущей ситуации, В.Т. Третьяков обращает внимание на проблему консолидации политических элит, констатируя отсутствие единства как внутри "правящего класса", так и между ним и основной массой населения. За последние два года российское общество, по оценке эксперта, консолидировалось, сделав выбор между "Крымом и хамоном", в то время как внутри элиты произошел раскол. Выходом из сложившейся ситуации может быть устранение части истеблишмента, рассогласованной с основной массой населения, и замена не консолидировавшейся части правящего класса другими людьми. В.А. Фадеев обратил внимание на то, что достичь подобного можно лишь за счет ненасильственного вытеснения "выбравших хамон" из рядов истеблишмента, посредством продуманной кадровой стратегии, включая механизмы праймериз, при этом процесс "очищения" элиты может занять достаточно длительный период времени даже при условии подключения механизмов общественного контроля, подобных Общероссийскому Народному фронту2.

Сейчас Россия вступает в избирательный цикл 20162018 гг. Последствия мирового финансово-экономического кризиса3, экономические санкции в отношении России, падение мировых цен на нефть и, как следствие, ухудшение экономической ситуации в России дали неожиданный для

1 См.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Историческое прогнозирование в XXI веке: Циклы Кондратьева, эволюционные циклы и перспективы мирового развития, с. 386-387.

2 См.: Круглый стол на тему «Политические и экономические итоги года с опорой на концепцию консолидации элит». 09.12.2015. http://www.inop.ru-/page1237/page1661/

3 См.: Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические элиты в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Социально-гуманитарные знания,2016 , №2, с. 90-103.

Запада обратный эффект, вызвав рост процессов интеграции и консолидации элит, увеличение рейтинга Президента. Внешние вызовы и наличие образа внешнего врага в лице западных стран способствуют консолидации элиты вокруг лидера, единению нации, позволяют политической элите сохранять высокую лояльность народных масс к проводимому политическому курсу.

С. Лавров в октябре 2014 г. отмечал: "Наши партнеры, которые фактически ввели санкции, не скрывают, что цель этих мер - не Украина. По сути, в их заявлениях и поступках постоянно сквозит истинная цель рестрикций - переделать Россию, изменить ее позицию по ключевым, принципиальнейшим для нас вопросам и заставить принять позицию Запада. Это прошлый век, прошлая эпоха, колониальное инерционное мышление"1. Характерное на протяжении исторического развития для российской элиты отсутствие внутри-элитного консенсуса и стремления к компромиссу стало изменяться в современных геополитических условиях. Санкции сплотили политическую элиту, обеспечив В. Путину дополнительную поддержку. Попадание в "список наказанных США" воспринимается как заслуга, подтверждающая верность Президенту, что формирует антиамериканскую позицию санкционированных лиц. Персональные санкции обеспечивают дополнительную лояльность и привязывают лиц, попавших под санкции, к команде В. Путина. Поэтому не стоит ожидать предполагаемый Западом "раскол элит"2.

Для обновления политических элит и повышения уровня их легитимации "Единая Россия" ввела обязательное предварительное народное голосование, так называемые прай-мериз. По словам Президента, предварительное голосование "делает всю жизнь общественной организации, партии более прозрачной и приближает её к людям". По его мнению, праймериз позволят создать систему, которая "будет выталкивать наверх людей, заинтересованных и желающих работать в интересах общества, в том числе и в высшем

1 Лавров: истинная цель санкций - заставить Россию принять позицию Запада // ТАСС Информационное агентство России, 19.10.2014. URL: http://tass.ru/politika/1517691

2 См.: Морозов А. Новое общество Путина как европейский проект // Русский Журнал, 2014,31.10. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Novoe-obschestvo-Putina-kak-evropejskij-proekt

законодательном органе страны" . Тем самым "Единая Россия" дает сигнал остальным политическим игрокам на большую политическую открытость, состязательность и ответственность, улучшая свои позиции на фоне политических конкурентов, не готовых к переменам. Праймериз может позволить сформировать список реальных конкурентных кандидатов, решить для "Единой России" проблему с выборами в одномандатных округах. В целом праймериз является подтверждением расширения партией власти пространства рекрутирования политических элит, внедрения элементов политического плюрализма и конкуренции элит.

При взаимодействии элит во внешнеполитической сфере необходимо расширение рамок сотрудничества России. Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Президент призвал создать большое Евразийское партнерство с участием ЕАЭС, Индии, Китая, стран

СНГ и других государств, указывая, что ЕАЭС может стать

2

одним из центров широкого интеграционного контура .

Движение к открытости политической системы, плюрализму элит и политической конкуренции является важным направлением развития, но такое движение должно способствовать укреплению государства, а не создавать угрозы национальной безопасности3. На перспективы развития политических элит влияют как внутренние факторы (накопление кризисных явлений в социально-экономической сфере, избирательный цикл 2016-2018 гг.), так и внешние (мировой финансовый кризис, экономические санкции, создание очагов напряженности вдоль российских границ). Существует риск революционного слома политической системы и смены властных элит. Для предотвращения негативных последствий этого необходимо использовать весь доступный спектр мероприятий, направленных на повышение качества элит, уделяя большее внимание их образованию, совершенствованию системы рекрутирования, практичес-

Медиафорум региональных и местных СМИ «Правда и справедливость»,201б,07.04. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/51685

2 ПМЭФ-2016: как проходило пленарное заседание с участием Владимира Путина. 17.06.2016. // URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3372471

3 Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России. Учеб. пособие. М., 2009, с. 9; Родионов М.А. Информационная безопасность социального развития. М., 2006, с. 12.

кой реализации меритократических принципов, движению к антрепренерской системе, рационализирующей отбор претендентов.

Родионов М.А., Волкова Т.А. Современные политические элиты России. В статье проводится анализ особенностей и состояние современных российских политических элит и перспектив их развития.

Ключевые слова: политические элиты, политическая система, рекрутирование политических элит, социально-политическое развитие, гражданское общество, "национализация политической элиты".

Rodionov M.A., Volkova T.A. Modern political elite of Russia.

The article analyzes the features and the state of modern Russian political elite and their development prospects.

Key words: political elites, the political system, the recruitment of political elites, social and political development, civil society, the "nationalization of the political elite".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.