Научная статья на тему 'Особенности политической элиты Франции'

Особенности политической элиты Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
353
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / ФРАНЦУЗСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / THE FRENCH POLITICAL ELITE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волкова Татьяна Александровна

Проводится исторический анализ процессов формирования и развития французских политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the political elite of France

Conducted a historical analysis of the formation and development of the French political elite.

Текст научной работы на тему «Особенности политической элиты Франции»

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ*

Особенности политической элиты Франции

Франция, являясь одной из ведущих стран Евросоюза, сталкивается с проблемами, возникшими из-за конкуренции с Германией за доминирование в Европе, внутренней социально-политической обстановкой, событиями на Украине, необходимостью адаптации институтов управления к новым геополитическим условиям. Поиск путей решения усугубляется кризисом политического лидерства и расколом элит, причины которых просматриваются на протяжении всей истории государства.

В Средневековье Франция была раздроблена на мелкие королевства. Империя Карла Великого объединила многие территории бывшей Западной Римской империи1. С распадом франкской державы в 843 г. Западно-Франкское королевство обрело самостоятельность. В XI-XII вв. страна являлась совокупностью замкнутых анклавов, центрами власти были укрепленные замки и их домены. Политического общества не существовало, в отличие от Англии, где феодальная аристократия искала компромисс с претендующей на власть буржуазией. Французская феодальная элита пошла по пути конфронтации с буржуазией, за что в дальнейшем поплатилась.

Королевский аппарат управления стал формироваться во Франции в конце XII в., формируя централизованное государство. Основой управления были постоянно действующие и законодательно оформленные ведомства, реализующие функции королевской власти2. В середине XV в. формируется абсолютная монархия. Исполнительная

* Волкова Татьяна Александровна, е-mail: [email protected]

1 См.: Родионов М.А., Волкова Т.А. Западноевропейские политические элиты: от Священной римской империи до Евросоюза // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 3, с. 112.

2 См.: Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XII{-XV веков. М., 2012, с. 76.

власть принимала на себя в лице короля и его аппарата законодательные и судебные функции, основываясь на убеждении, что она является единственным источником справедливости в стране1. Главным институтом управления был королевский двор.

«Абсолютизация» Франции в XVI-XVII вв. породила длительную внутриэлитную борьбу: гражданскую войну 15621598 гг., убийство двух королей - Генриха III и Генриха IV, вооруженное сопротивление дворянства королевской семье и восстание Фронды в 1648-1653 гг. В XVIII в. произошел раздел французских элит: одни были сторонниками монархии, церкви, сохранения привилегий аристократии; вторые состояли из представителей третьего сословия и растущей буржуазии, разделявших рационалистические взгляды и считавших, что социально-политические институты являются легитимными в той мере, в какой служат на благо общества.

В 1770-1780 гг. расходы на военные кампании и реформы привели к гигантскому бюджетному дефициту. Распространение либеральных идей среди элиты создало возможности для радикальной агитации. В июле 1789 г. монархия и офицерский корпус были лишены власти, которая перешла к активистам и ораторам во вновь созданных муниципальных органах власти. На национальном уровне взамен Генеральных штатов была создана Национальная ассамблея, не обладавшая инструментами управления

государством. Множественный суверенитет стал носить

2

затяжной характер .

В результате Великой французской революции 1789 г. монархию и феодальные институты власти заменила республика и парламент (конвент). Произошло образование «политических протопартий с определенными программами и организационной структурой, когда созванное королем Людовиком XVI представительство сословий - Генеральные штаты превратились по своей воле в Учредительное собрание. Именно там и тогда наметился основной водораздел, который сохраняется в той или иной форме до наших дней -деление французских партий на левые и правые»3.

1 См.: Шишкин В.В. Королевский двор и политическая борьба во Франции в ХМ-ХУИ веках. СПб., 2004, с. 7.

2 См.: Хигли Дж. Революционные элиты // Сравнительная политика, 2012, №2(8), с. 10.

3 Франция в поисках новых путей / Под ред. Ю.И. Рубинского. М., 2007, с. 316.

Представители революционных элит агрессивно распространяли идеи отказа от традиционной системы власти и ликвидации аристократических привилегий. Когда к 1792 г. этот рецепт спасения перестал действовать, единственным доступным способом оказался массовый террор. Аристократия и духовенство как социальные классы были ликвидированы, их привилегии отменены. Жизнь большинства людей стала хуже, чем до 1789 г. Политика власти сводилась к бесперебойной работе гильотины.

Революция во Франции имела итоги, аналогичные революции в Англии. В конце 50-х гг. Национальный конвент, сменивший Национальную ассамблею, проголосовал за арест Робеспьера, который был казнен. Правые прекратили террор, восстановили контроль над территорией страны. Между 1794 и 1799 гг. было совершено несколько попыток государственного переворота. Получив титул императора, Наполеон ликвидировал политический плюрализм и до своего поражения в 1815 г. вел завоевательные войны. Французская политика характеризовалась борьбой за власть между различными группами элит.

Принадлежность элит к левым или правым, которая вначале определялась отношением к балансу полномочий между законодательной и исполнительной властями, затем - выбором между монархией и республикой, на современном этапе приобрела не только политический и социально-экономический, но и философско-этический смысл.

Основатель Пятой республики генерал де Голль избегал любого упоминания о левых и правых, не причисляя себя ни к тем, ни к другим. Считая это разделение причиной раскола нации, он исходил из того, что глава государства

должен быть «президентом всех французов», включая тех,

1

кто голосовал против него .

С образования Пятой республики и до 1981 г. страной правила правая элита, с 1981-1986 гг. власть принадлежала левой элите во главе с Ф. Миттераном. В период 1995-1997 гг. у власти вновь находилась правая элита во главе с Ж. Шираком, она также была у власти в 2002, 2007, 2012 гг. В модели Пятой республики, как и в России, доминирует институт президента, личность которого становится критически важ-

1 См.: Франция в поисках новых путей, с. 317.

ной, поскольку при слабых президентах модель оказывается неработоспособной.

За время президентства Н. Саркози произошло реформирование политических институтов, изменения в трудовом и пенсионном законодательстве, репрезентативности профсоюзов, университетов, однако, реформы не принесли ожидаемых результатов. Президентство Ф. Олланда - одно из самых провальных в новейшей истории. Несамостоятельность и непоследовательность действий главы государства, нерешительность, путаница мнений в правящих элитах привели к рекордному падению рейтинга власти. Франция теряет свои позиции на политической арене, следуя желаниям партнеров по Североатлантическому альянсу, не учитывая собственные потери в экономике и имидже страны1 .

Представление о современной элите как о замкнутой касте сформулировал французский политолог Р.-Ж. Швар-ценберг . Эта каста во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политиков, высшей администрации и деловых кругов. Она полностью контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками.

В настоящее время политическая элита Франции формируется путем демократических процедур, одним из главных каналов рекрутирования элиты является образование. Эта традиция началась с XVII в., когда Университет стал поставщиком новой элиты. Университетские интеллектуалы активно участвовали в выработке идеологических основ королевской власти3. Доступ к карьере в сфере государственной службы открывает созданная в 1945 г. Де Голлем Национальная школа администрации (ENA), являющаяся элитарным учебным заведением, обладающим открытостью, широким кругом претендентов и высокой конкурентностью отбора, что отражает черты антрепренерской системы формирования элиты. Этот процесс содержит и элементы системы гильдий. Материальные возможности ограничивают круг потенциальных претендентов, служат барье-

1 См.: Андреева А. Деклинизм Пятой республики: французская немощь во внешней и внутренней политике.13.01.2015. // Сайт: ИА REGNUM. Адрес доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1883789.html

2 См.: Шварценберг Р. Политическая социология. В 3 ч. М., 1992, ч. 1, с. 87.

3 См.: Цатурова С.К. Формирование института государственной службы во Франции XШ-XV веков, с. 63.

ром на пути вертикальной социальной мобильности, поддерживая закрытый характер элиты и систему социального неравенства во Франции.

Особенностью функционирования политической элиты Франции является возможность совмещения одним человеком нескольких мандатов, предоставленных различными подразделениями или инстанциями, что дает множественные привилегии и возможности для злоупотреблений.

Чередование в течение последних 30 лет у власти партий, программы которых сходятся по основным вопросам, не дают электорату реальной альтернативы выбора и создают впечатление застоя элит. Отсутствие сильного лидера, способного предложить альтернативу Пятой республике и устаревшей Конституции 1958 г., усугубляет ситуацию.

Специфика французской внешней политики последних веков связана с двойственным географическим положением Франции в Европе. С одной стороны, Франция - континентальная держава, претендующая на особое место на континенте и конкурирующая по силе с Германией, с другой - страна всегда претендовала на роль морской державы. Противостояние с Британией в «войне за испанское наследство» закончилось поражением французов и утратой Францией статуса морской державы. Во время войны за независимость США Франция имела возможность взять реванш, но континентальные имперские амбиции привели к поражению. Британия выигрывала в гибкости политической системы, в рамках которой британцы выдвигали образованных лидеров1. Франции, по результатам Венского конгресса, удалось вернуться в клуб великих держав. Она вышла победительницей из Первой Мировой войны, но понесла огромные потери. В результате Второй мировой войны величие Франции было утрачено.

В настоящее время внешнеполитическим приоритетом было укрепление структуры Евросоюза, которое после провала инициируемого Парижем в 2005 г. проекта ЕвроКонс-титуции стало ударом по французским притязаниям на лидерство. Подписание в 2009 г. договора в Лиссабоне, восстановление диалога с США, возврат под объединенное

1 См.: Родионов М.А., Волкова Т.А. Влияние геополитических факторов на формирование и развитие властных элит // Социально-гуманитарные знания, 2014, № 6, с. 105.

командование НАТО частично способствовали восстановлению позиций Франции.

В качестве лидера Евросоюза Франции не позволяет утвердиться экономическое превосходство Германии. Общая тенденция поляризации доходов, свойственная с конца ХХ в. всем постиндустриальным странам, воспринимается во Франции особенно болезненно. Отставание от Германии уже не компенсируется политическими преимуществами -постоянным местом Франции в СБ ООН, принадлежностью к официальному ядерному клубу. В таких условиях французское лидерство в тандеме Париж-Берлин, а следовательно, и Евросоюзе в целом оказывается под вопросом1.

В 2015 г. волна мигрантов из стран Ближнего востока и Северной Африки оказала существенное влияние на экономическую и политическую жизнь страны, расколов французское общество, обострив угрозы социальных конфликтов. Возникает политический вакуум, который стремится заполнить Национальный фронт М. Ле Пен2. Перед политической элитой стоит задача реформирования модели интеграции мигрантов и поиска путей объединения французского общества. Социалистическая партия переживает не лучшие времена. После успеха 2012 г. французский социализм явно выдыхается во многом под влиянием незалеченных недугов прошлого: расхождения партийной доктрины и вызовов современного развития, острой фракционной борьбы, дефицита политического лидерства.

Важным фактором является усиление геополитической борьбы в информационной сфере, что вызывает необходимость использования принципиально новых способов обеспечения информационной безопасности французского социума и политических элит, включая их соответствующую подготовку по информационным вопросам3 .

Франция особенно трудно переживает революционные перемены в мире не только из-за неразвитости либеральной

1 См.: Рубинский Ю.И. Франция: годы Саркози. Внешняя политика 20072010. М., 2010, с. 21-22.

2 См.: Вершинин А. Политический ветер с Востока: миграционный кризис обостряет борьбу партий во Франции. 24.09.2015 // Российский Совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6609#top-content

3 См.: Родионов М.А. Влияние информационных аспектов геополитических факторов на формирование и развитие властных элит // Евразийский союз, 2015, № 1-2, с.55.

культуры и неверия в рыночные ценности. Глобализация испытывает на прочность национальную идентичность страны, во многом выражающуюся как раз во французской социальной модели. Население страны воспринимает глобализацию как американизацию их жизненного уклада, разрушение привычного образа жизни, традиций. Политическая элита страны и рядовые граждане психологически травмированы тем, что «мягкое могущество» страны, статус «великой гуманитарной державы» в последние годы стали терять свою привлекательность в мире и Европе1. Программа реформ президента Ф. Олланда оказалась хорошим инструментом в политической борьбе, но не была реализована на практике. Франция все меньше походит на великую державу, которая в прошлые исторические периоды определяла расстановку сил на международной арене.

Волкова Т.А. Особенности политической элиты Франции.

Проводится исторический анализ процессов формирования и развития французских политических элит.

Ключевые слова: политические элиты, политические партии, французские политические элиты.

Volkova T.A. Features of the political elite of France. Conducted a historical analysis of the formation and development of the French political elite.

Key words: political elites, political parties, the French political elite.

1 См.: Социальная Европа в XXI веке / Под ред. М.В. Каргаловой. М. 2011, с. 270 - 271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.