Научная статья на тему 'Германские политические элиты'

Германские политические элиты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
672
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITES AND NATIONAL ELITES / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ИМПЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / IMPERIAL ORGANIZATION / КОНФЕДЕРАЦИЯ / CONFEDERATION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ / ECONOMIC COOPERATION AND PEACEFUL COEXISTENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

Проводится ретроспективный исторический анализ процессов формирования и развития германских политических элит от периода образования первого немецкого национального государства до современности. Рассматриваются специфические особенности германских политических элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Of the German political elite

Conducted a retrospective analysis of the historical process of formation and development of the German political elite from the formation of the first period of the German nation-state to the present day. Consider specifics of the German political elite.

Текст научной работы на тему «Германские политические элиты»

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ*

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ**

Германские политические элиты

Продолжая исследования роли политических элит раз-

1

личных стран в истории и геополитике , рассмотрим особенности становления и развития политических элит Германии, одной из основных мировых державы суши.

Германские племена попали в Европу из Центральной Азии и занимались преимущественно набегами и военными походами. В конце II в. до н.э. кимвры и тевтоны появились на границах Римской империи. Позднее, после заката римской эпохи, германские племена были покорены Карлом Великим, государство которого политически объединило многие территории бывшей Западной Римской империи. Огромная территория и многообразный этнический состав усложняли вопросы управления.

Власть элит обеспечивалась контролем над бассейнами крупнейших рек. Несмотря на попытки Святого престола привить сухопутным германцам "вирус" античной универсальности (объявление Карла Великого римским императором), государство Каролингов оставалось теллурократичес-ким. Это подтвердил его Верденский раздел 843 г. на три части, соответствовавшие трём "контрольным бассейнам":

* Родионов Михаил Александрович, е-mail: rodionovma2015@ya.ru

** Волкова Татьяна Александровна, е-mail: Volkova237@mail.ru 1 Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические элиты и национальная безопасность // Социально-гуманитарные знания, 2014, №2, с. 154-156; Родионов М.А., Волкова Т.А. Ретроспективный анализ формирования и трансформации российских элит // Социально-гуманитарные знания, 2014, № 3, с.137-152.

Францию, Германию и Северную Италию1. Основой будущей Священной Римской империи стало Германское (Восточно-франкское) королевство, доминировавшее в Западной Европе2. Священная Римская империя германской нации (962-1806 гг.) в историографии иногда называется Первым рейхом.

В данной статье рассмотрим особенности политических элит в период образования первого немецкого национального государства, основы которого были заложены канцлером Отто фон Бисмарком. Этот период соответствует так называемому Второму Рейху - Кайзеровской Германии (1871-1918 гг.).

После наполеоновских войн участники Венского конгресса 1815 г. не стали реанимировать Священную Римскую империю. Было создано новое конфедеративное образование -Германский союз, существовавший в 1815-1866 гг. Дальнейшее объединение сдерживалось соперничеством двух ведущих немецких государств - членов Союза, Австрии и Пруссии.

Объединение Германии в XIX в. происходило путем войн, которые вела Пруссия с целью утверждения своего главенства над остальными немецкими землями. Значительную роль в этом играли милитаристские настроения прусского юнкерства (крупных землевладельцев). Преимущество Пруссии предопределялось высоким уровнем экономического развития, передовой для своего времени системой образования, превосходством над остальными германскими государствами по территории и численности населения. При этом из "немецкой семьи" всячески исключался основной соперник за гегемонию - Габсбургская монархия3. Победа Пруссии над Францией в войне 18701871 гг. завершила процесс создания единого немецкого государства - Германской империи, объединившей тогда 22 германские монархии, три вольных города (Любек, Бремен,

1 См.: Видеманн В. Различные цивилизационные типы с точки зрения геополитических констант. Адрес доступа: http://www.imperativ.net/imp5/11 .html

2 См.: Колесницкий Н.Ф. Священная римская империя: притязания и действительность. М., 1977, с. 66-70; Родионов М.А., Волкова Т.А. Западноевропейские политические элиты: от Священной Римской империи до Евросоюза // Соиально-гуманитарные знания, 2015, № 3, с. 111.

3 См.: Филитов А.М. Германская нация и германское национальное сознание в исторической ретроспективе. 29.06.2012. URL: http://ecsoc-man.hse.ru/data/2012/06/29/1261715772/005_22-38.pdf

Гамбург). В 1871 г. была принята Конституция, утвердившая федеративное государственное устройство.

Само по себе объединение Германии было прогрессивным явлением. Оно способствовало созданию единой немецкой нации, интенсифицировало процессы капиталистических образований. Вместе с тем, реализованная силовая форма этого объединения позволила правящим элитам страны превратить военную составляющую государства в основной инструмент реализации последующих планов установления мирового господства, что явилось одной из основных причин произошедших в XX в. двух мировых войн, самых разрушительных в истории человечества.

В конце XIX - начале XX в. в США и Англии формируется геополитическая концепция морской силы1. Как ответ на это континентальной державы происходит становление немецкой геополитики (труды К. Риттера, Ф. Ратцеля и др.). Объединенная в 1871 г. Бисмарком Германия оказалась "опоздавшей" к разделу мира. Но мечта о государстве, объединяющем всех немцев, стала основой деятельности Пангерманской лиги, созданной в 1891 г. Эти идеи была продолжены в трудах К. Хаусхофера. На них впоследствии основывалась гитлеровская программа расширения Третьего Рейха (присоединение Австрии в 1938 г., захват Судетской области)2.

Бисмарк с 1871 г. - рейхканцлер германской империи до марта 1890 г. Когда он ушел в отставку вследствие разногласий с императором Вильгельмом II занимал центральное место в политической системе Германии. Для начала канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных подходов в управлении обществом и государством. В 1875 г. создается руководимый канцлером центральный имперский банк, ставший мощным рычагом осуществления экономической политики правительства. Создаются различные политические партии: национально-либеральная, мелкобуржуазная Прогрессистская партия, Католическая партия, рабочая Социал-демократическая партия, Социалистическая единая партия Германии и др. Социальными "ноу-хау" мирового значения явились заложенные им основы социального страхо-

1 См.: Родионов М.А., Волкова Т.А. Влияние геополитических факторов на формирование властных элит // Социально-гуманитарные знания, 2014, № 6, с. 93-107.

2 См.: Моро де Фарж. Введение в геополитику. М., 1996, с. 48, 55.

вания. Справедливости ради отметим, что они были введены с целью осуществления социального маневра - лишить набравшую силу партию социал-демократов опоры в массах. Вместе с тем, канцлер проводил жесткую антидемократическую внутреннюю политику, особенно после покушений на императора Вильгельма II в 1871 г. и 1878 г.

Экономические трудности, рост популярности социалистов, успехи оппозиционных партий на выборах в рейхстаг определили конец "либерального периода" канцлерства Бисмарка и начало политики "твердой руки" с резким политическим поворотом вправо. В 1889-1890 гг. социальная политика Бисмарка зашла в тупик, началось массовое забастовочное движение. Особое место занимали разногласия канцлера с императором по вопросу об отношении к России. Бисмарк всегда считал войну против России гибельной. В таких условиях Вильгельм II, претендующий на роль "народного монарха", "творца новой социальной политики", посчитал, что больше не нуждается в услугах "железного канцлера". Однако впоследствии предвоенный милитаристский курс Вильгельма II привел к введению новых репрессивных законов.

Кайзер был правомочен назначать правительство, не зависящее от поддержки большинства в избираемом Рейхстаге. Полномочия принятия решений и законодательная власть Рейхстага ограничивались. Политический перевес левоцентристских партий привел к утрате консервативными партиями доминирующего положения, привилегированного доступа к исполнительным органам власти. Эти перемены не были восприняты традиционными элитами, особенно бизнес-элитами, руководителями органов правопорядка, армии, вызвали недовольство, занимавшей ключевые позиции бюрократии.

Перед I Мировой войной в правящей элите преобладали потомственные аристократы и военные дипломаты, крупные землевладельцы. Определяющая роль в подготовке и принятии решений перешла к военной элите, для которой взгляды на государственное устройство определялись соображениями обеспечения безопасности границ, а не геополитическими интересами.

Цели войны 1914-1918 гг., которых рассчитывали достичь в Восточной Европе реакционные круги германских элит, имели явно негуманистический характер. В меморандуме Пангерманского союза, подготовленном в сентябре 1914 г. его председателем Г. Классом, одобренном ведущи-

ми промышленниками, говорилось, что "русского врага" необходимо ослабить путем сокращения численности его населения, предотвращения самой возможности ее дальнейшего роста, "чтобы он никогда в будущем не был бы в состоянии аналогичным образом угрожать нам"1. Эти настроения во многом явились результатом геополитических манипуляций англо-саксонских элит, для которых основной задачей всегда было недопущение практической реализации "кошмара" для англосаксонского мира - союза двух великих континентальных держав, России и Германии. Причем необходимо было не только поссорить их между собой, но и, для верности, взять под контроль политическую и экономическую системы и происходящие процессы в этих странах2.

В начале войны Германии и Австро-Венгрии сопутствовал успех, затем Германия оказалась не в состоянии воевать на два фронта. Военные неудачи, отсутствие единства в военных кругах, политический кризис, социальная напряженность в обществе сделали положение Кайзера Вильгельма II критическим. В октябре 1918 г. мятеж на военном флоте перерос в революцию во всей стране. В ноябре 1918 г. был образован взявший государственную власть Совет народных депутатов. Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию. В ноябре 1918 г. было сформировано временное правительство - Совет народных уполномоченных, Германия стала республикой. Первая мировая война завершилась распадом Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской империй.

По результатам Версальского мирного договора Германия лишалась всех своих колоний, утратила 1/8 часть своих европейских территорий с населением около 6,5 млн. человек, лишилась зарубежных авуаров и инвестиций, 90% судов торгового флота, значительной части материальных ресурсов, боеспособной армии, была обязана десятилетия выплачивать державам - победительницам огромные репарации.

Имеется сходство политической обстановки в Германии в двух мировых войнах. До I мировой войны и сразу после

1 Айххольц Д. Цели Германии в войне против СССР/ Пер. с нем. О.В. Вишлева // Новая и новейшая история, 2002, № 6; URL: http://vivovoco.ast-ronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/WARCRIME.HTM

2 См.: Елишев С. Обыкновенный нацизм. 30.07.2015. // Русская народная линия информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/analiti-ka/2015/07/30/obyknovennyj_nacizm/

нее, еще до появления Гитлера как политика, общество было заражено экспансионистскими идеями. Лозунг о "жизненном пространстве" на Востоке, расовые и колонизаторские идеи, империалистические внешнеэкономические установки, появившиеся после поражения Германии и революций в ней и России в 1917-1918 гг., реваншизм и антибольшевизм являлись составной частью идеологии политических элит.

Возникновение Веймарской Республики основывалось на организационной и элитной преемственности1. Социал-демократы в 1918-1919 гг. стали ведущей партией, однако, не обладая поддержкой других элитных групп, вынуждены были для административного управления использовать профессиональных чиновников, старую бюрократию, использовавшей все возможности для затягивания реализации решений новых управленцев.

В Веймарской республике (1918-1933) государственную власть представляли: рейхспрезидент, Рейхсканцлер (премьер-министр), рейхстаг (парламент). Существовали политические партии: Социал-демократическая партия Германии, Германская народная партия, Германская демократическая партия, Партия Центра, Баварская народная партия, Германская национальная народная партия, Коммунистическая партия Германии, Национал-социалистическая германская рабочая партия.

В 1925 г. президента социал-демократа Ф. Эберта сменил генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург. Последние три рейхсканцлера Веймарской Германии возглавляли кабинеты, зависимые от рейхспрезидента Гинденбурга. Выборы в парламент демонстрировали постепенную трансформацию к недемократическим формам политического устройства, что обусловливалось, в числе прочего, изменениями настроений электората. Результатом стала замена на посту президента рейхстага социал-демократа нацистом.

Рассмотрение правящей политической элиты на примере представителей законодательной, исполнительной и партийной власти Веймарской республики позволяет выделить два этапа ее трансформации. Первый этап - 1919-1925 гг. - характеризовался сохранением демократических основ республики, когда рейхспрезидентом являлся социал-демократ.

1 У. Хоффман-Ланге. Элиты и демократизация: Германский опыт // Социологические исследования, 1996, № 4, с.50-51.

Главы и состав правительственных кабинетов придерживались ориентации "слева" - в "центр". Руководство правительственных партий было склонно к компромиссу. Контрэлиты, стремившиеся неконституционным путем прийти к власти, потерпели неудачу (Капповский путч, восстание в Гамбурге, путч Гитлера - Людендорфа). На втором этапе -1925-1933 гг. - Германия была консервативной республикой, во главе которой находился генерал-фельдмаршал Гинден-бург. Главы и состав правительственных кабинетов придерживались ориентации из "центра" - "направо". В большинстве государственных партий наблюдался раскол, к власти пришло руководство, уставшее от политической неразберихи и склонное к наведению порядка с помощью использования силы нацизма. Контрэлиты изменили тактику: став на конституционную основу, они добились успеха путем парламентских и внепарламентских методов. Нацисты, демонстрировавшие в этой ситуации системную оппозиционность, получив власть в правительстве, оказались внесистемной

оппозицией, ориентированной на радикальные изменения

1

имеющихся структур .

В 1933 г. к власти в Германии пришла Национал-социалистическая партия, политическая платформа которой строилась на идее реванша, А. Гитлер был назначен канцлером. Этот период связан с понятием Третьего Рейха, которое до прихода к власти нацистов использовалось германскими правыми силами для обозначения будущего страны, а затем стало одним из неофициальных названий гитлеровской Германии (1933-1945). В мае 1935 г. Гитлер переименовал рейхсвер в вермахт, назначив себя верховным главнокомандующим вооруженных сил (вермахта). Основы будущей "восточной политики" Гитлера были изложены в его книге "Майн кампф". Это был симбиоз "национальной" идеи, расовой теории, антисемитизма, тезисов о необходимости обеспечения "жизненного пространства".

Германия начинает процесс перевооружения. Соседние страны, едва пришедшие в себя от Первой мировой войны, ужасались от восстановления германской военной машины, оказавшейся способной в 1914-1918 гг. воевать на равных

1 См.: Евдокимова Т.В. Этапы трансформации правящей политической элиты Веймарской Германии в 1919-1933 // Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 2. М., 2011, с. 35-40.

едва ли не со всем миром . Приоритетами германской политики стали искоренение марксизма, строительство вооруженных сил, завоевание нового "жизненного пространства" на Востоке.

В среде германских элит выделились две группы, имевшие различные взгляды на методы осуществления нового "рывка к мировому господству". Одна группа считала военный конфликт с державами-победительницами в Первой мировой войне нецелесообразным, поскольку в войне на два фронта Германия будет обречена на поражение. Другая группа, воодушевленная успехами гитлеровского режима, была готова рискнуть развязать "большую войну". В части экспансии в восточном направлении и "уничтожения большевизма" эти группировки были едины.

Аннексия Австрии, Мюнхенский сговор способствовали принятию остатками оппозиции среди германских элит военных планов Гитлера. Они поверили в способность решить вопрос о "жизненном пространстве", создать "макро-пространственное оборонное хозяйство", вести "большую войну". Захват Украины и кавказской нефти рассматривался как необходимое условие для успеха нового германского рывка к мировому господству .

В 1940-1941 гг. германское руководство создает специальные организации, которые должны были обеспечить реализацию имперских целей Германии на территории СССР. Общее руководство этим было возложено на Геринга, разъяснившего в ноябре 1940 г. генералам вермахта, что "Срединную Европу можно прокормить только с помощью богатых украинских урожаев". Германии "необходимо прорваться к Кавказу, чтобы овладеть кавказскими нефтяными районами, поскольку без них невозможно ведение широкомасштабной воздушной войны против Англии и Америки"2.

Среди причин успеха нацистов отметим высокий уровень пропаганды, во многом обеспечивавшийся специальной организацией "Аненэрбе", неподконтрольной даже Геббельсу. "При помощи умелой пропаганды можно даже самую убогую жизнь представить раем и, наоборот, самую благополучную окрасить самыми черными красками", - писал Гитлер в "Майн Кампф". Организация провела огром-

1 См.:Уткин А.И. Вторая Мировая война. М., 2002, с. 3.

2 Айххольц Д. Указ. соч.

ную кампанию по подготовке немцев к мировой войне. Удалось не только победить страх людей перед тяжелыми потерями, но и заставить их поверить в то, что иной альтернативы нет и борьба с врагами - священная необходимость. Веру в неминуемую победу немецкие солдаты сохраняли до самого конца войны.

В современном геополитическом соперничестве особую опасность представляют новые способы и формы противоборства в информационной сфере1.

После разгрома Германии во Второй мировой войне в 1945 г. Австрия становится самостоятельным государством, Германия была разделена на два государства до 1989-1990 гг., развивавшихся разными путями. В 1945 г. на Потсдамской конференции были сформулированы принципы послевоенного устройства Германии: демилитаризация, деноминация, демократизации страны, однако, принятые на конференции решения не были полностью выполнены.

После 1945 г. в ФРГ старые германские элиты утратили позиции. Западные союзники обеспечивали приоритет и гарантии преимуществ новых демократических элит. Главой государства ФРГ является Федеральный Президент, в полномочия которого входит представление интересов страны, заключение от ее имени договоров с иностранными государствами, назначение верховных судей. Реальную политику определяет Федеральное правительство в составе федерального канцлера и министров.

Первым федеральным канцлером ФРГ стал К. Аденауэр, представитель ХДС. Период его правления (1949-1963) отмечается ускоренным развитием социальной рыночной экономики, денежной реформой. Аденауэр сумел превратить ФРГ в экономически и политически стабильное государство. В 1963 г. пост канцлера занял министр экономики Л. Эрхард, также представитель ХДС, продолживший реализацию политики Аденауэра. С 1966-1969 гг. пост канцлера занимал К.Г. Кизингер, возглавлявший "большую коалицию" ХДС/ХСС и СДПГ, продолжавший курс предшественников. В 1969 г. канцлером становится В. Брандт, занимавший этот пост до 1974 г. В. Брандт проводил политику,

1 См.: Белов В.П., Дербин Е.А., Родионов М.А. Информационная безопасность государственного управления. Учеб. пособие для вузов МО. М., 2004, с.155.

направленную на улучшение отношений с Восточной и Западной Европой. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор, закрепляющий принцип нерушимости границ европейских государств и отказ от территориальных претензий в будущем. В 1971 г. усилиями В. Брандта было заключено Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, установившее начало транзита через территорию ГДР между Западным Берлином и ФРГ.

С 1974-1982 гг. пост Федерального канцлера занимал Г. Шмидт, представитель СДПГ. В период мирового нефтяного кризиса 1973-1975 гг. Шмидт справлялся с трудностями лучше прочих западных лидеров, западногерманские показатели инфляции и безработицы были значительно ниже, чем в других странах1. Шмидт придерживался политики разрядки, поддерживал отношения с Л. Брежневым. В 1982 г. в результате вынесения правительству вотума недоверия канцлером ФРГ был избран председатель ХДС Г. Коль, возглавлявший правительство до 1998 г. Г. Коль - "канцлер единства", при котором произошло объединение Германии.

В сентябре 1998 г. на выборах в Бундестаг одержала победу СДПГ и пост канцлера до 2005 г. занял Г. Шредер. В период правления Шредера были проведены реформы, позволившие Германии стать одним из лидеров Европы, выстроен диалог с Россией. Одновременно осложнились отношения с США по причине вторжения американцев в Ирак. В середине 2000-х гг. СДПГ постиг кризис, к 2004 г. большинство членов партии, придерживающихся левых взглядов, покинуло ее.

В результате досрочных выборов в Бундестаг в сентябре 2005 г. СДПГ и блок ХДС/ХСС получили равное число голосов. В процессе переговоров о создании "большой коалиции" ХДС/ХСС и СДПГ было принято решение, что новым канцлером станет А. Меркель, председатель ХДС с 1998 г. В истории Германии А. Меркель - первая женщина канцлер. Под руководством Меркель в августе 2009 г. ФРГ стала одной из стран, которые первыми вышли из начальной волны глобального кризиса, возобновив экономический рост. По итогам первого полугодия 2012 г., в разгар финансового

1 См.: Красненкова И., Чукова Т. Досье. Канцлеры ФРГ. // Международная панорама, 2013, 24.09. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panora-ma/681278

кризиса в еврозоне бюджет ФРГ показал профицит в 8,3 млрд. евро. Германия выдвинулась на лидирующую роль Европе. В 2013 г. А. Меркель в третий раз подряд была избрана федеральным канцлером Германии.

На современном этапе Германия является ведущим государством Евросоюза, проводит политику европейской интеграции. Однако в связи с "политикой открытых дверей" и миграционным кризисом страна сталкивается с самыми сложными проблемами за последние десятилетия. Совместно с другими странами Евросоюза Германия поддержала санкции в отношении России, инициированные США в связи с событиями на Украине. Несмотря на экономический ущерб для самой Германии А. Меркель продолжает эту неконструктивную политику, изменить которую не рискует из-за грядущих парламентских выборов 2017 г.

По мнению ряда политологов, в критических условиях 2016 г. германская элита во главе с Меркель демонстрировала несостоятельность в решении проблем беженцев и возрастающих угроз терактов. По результатам выборов в Парламенты Федеральных земель представляемая А. Меркель партия Христианско-демократический союз проиграла выборы в двух из трех федеральных земель, пишет Deutsche Welle1, а правая партия Альтернатива для Германии, выступающая против миграционной политики канцлера Меркель, проходит в земельные парламенты федеральных земель Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Саксония-Анхальт.

Заметим, что в Германии специализированные элитарные учебные заведения не играют большой роли. Около 80% представителей элиты имеют дипломы различных высших учебных заведений. Повышение до элитарных должностей возможно в рамках лишь одной сферы деятельности, мобильность между секторами элит ограничена. Аналогичное положение наблюдается в политической сфере. Министры последних семи кабинетов А. Меркель при вступлении в должность обладали, в среднем, более чем 17-летним опытом работы на политических выборных постах. Административная элита также рекрутируется преимущественно из своих собственных рядов. Менее 30% карьер относятся к

1 Правые популисты проходят в парламенты трех земель ФРГ / Deutsche Welle, 2016, 13.03. URL: http://www.dw.com/ru/a-19114260

смешанному типу, а люди с отсутствием опыта в госу-

1

дарственном управлении практически не встречаются .

С вступлением в должность А. Меркель процесс рекрутирования политической элиты сместился в сторону буржуазии. Если раньше около трети членов правительства представляли буржуазные слои, то сейчас этот показатель вырос до 60%. Эти изменения произошли, прежде всего, по причине упадка двух крупнейших народных партий2. Можно отметить отсутствие внутриэлитного единства в коалиционном правительстве, потерю германской элитой в лице канцлера А. Меркель самостоятельности, в угоду навязываемым Вашингтоном моделям действий. Последние очевидно направлены на исключение возможности сближения континентальных сил России и Германии, что является традиционным для США как доминанта мировой "морской силы". Это, в частности, привело Германию к участию в создании кризиса на Украине, который является следствием целенаправленной политики Запада по переформатированию системы международных отношений в Европе в условиях постепенного разрушения Ялтинско-Потсдамской системы, сложившейся в результате Второй мировой войны.

В современной обстановке перед политической элитой Германии стоит сложная задача по определению, установлению и сохранению рационального, динамически изменяющегося баланса между своей ведущей политической и экономической ролью в Евросоюзе, сохранением отношений с США, приоритетами международного права, своими геополитическими интересами как одной из мощнейших сухопутных держав мира. От успешности решения этой задачи зависит будущее самой политической элиты, судьбы германской нации и государства, а также всего мирового развития. Распространенное высказывание в отношении нашей страны о том, что Россия исчерпала свой лимит на революции, в отношении Германии имеет свою аналогию: она исчерпала свой лимит на "рейхи". В прошедшем XX в.

1 См.: Хартман М. Властные структуры и группы доминирования // Материалы десятого Всероссийского семинара «Социологические проблемы институтов власти в условиях российской трансформации» / Под ред. А.В. Дуки. СПб., 2012, с. 21-22.

2 См.: Терехов В.П. Материалы Круглого стола на тему "Восточная политика ФРГ" и российско-германские отношения, 2014, 19.05, с. 11. URL: http://www.ieras.ru/pub/anaNtlkaM.pdf

определенные представители властных элит одной и другой страны, манипулируемые внешними силами, устроили для своих обществ и государств своеобразные "дискотеки на граблях". В настоящее время народы обеих стран вправе ожидать осознания политическими элитами Германии и России общей определяющей роли своих государств как центров мировой "сухопутной мощи", в установлении нового, более справедливого мирового порядка, способствующего корректировке вектора движения человечества в сторону от тупикового состояния современной технологической цивилизации к выходу на тренд устойчивого социально-экономического, политического и духовного развития. Германия как своеобразная преемница Священной Римской империи и Россия как духовная наследница Византийской цивилизации, при совместном сотрудничестве, безусловно, имеют для этого все возможности.

Родионов М.А., Волкова Т.А. Германские политические элиты. Проводится ретроспективный исторический анализ процессов формирования и развития германских политических элит от периода образования первого немецкого национального государства до современности. Рассматриваются специфические особенности германских политических элит.

Ключевые слова: политические элиты, национальные элиты, геополитика, имперская организация, конфедерация, экономическое сотрудничество, мирное сосуществование.

Rodionov M.A., Volkova T.A. Of the German political elite.

Conducted a retrospective analysis of the historical process of formation and development of the German political elite from the formation of the first period of the German nation-state to the present day. Consider specifics of the German political elite.

Key words: political elites and national elites, geopolitics, imperial organization, confederation, economic cooperation and peaceful coexistence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.