М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ'
Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ
Западноевропейские политические элиты: от Священной Римской империи до Евросоюза
Началу формирования европейской цивилизации во многом способствовала греко-персидская война V века до н. э., когда в Персидской империи началось восстание населения греческих городов Малой Азии. В дальнейшем развитая часть Европы Древнего мира была интегрирована в рамках Римской империи, которая в 395 г. была разделена на Западную и Восточную. Не выдержав натиска варварских племен, Западная Римская империя окончательно пала в 476 г. Восточная (Византия) просуществовала еще почти тысячу лет. Для возрождения процессов консолидации Западной Европы потребовались многие века. Современная Европа создала единую экономическую и информационную структуру. Единое политическое пространство (аналог "pax Romania") возникло лишь в последнем десятилетии прошлого века в форме Евросоюза.
Продолжая научную дискуссию о роли политических элит в истории и геополитике1, обратимся к анализу особенностей становления и взаимодействия политических элит на территории современного Евросоюза со времен Империи Карла
* Родионов Михаил Александрович, e-mail: [email protected]
1 Родионов М.А., Волкова Т.А. Влияние геополитических факторов на формирование властных элит // Социально-гуманитарные знания, 2014, №6, с. 93-107; Они же. Ретроспективный анализ формирования и трансформации российских элит. Социально-гуманитарные знания, 2014,№ 3, с. 137-152.
Великого. В этот период не объединенные государственно и политически, разные в социальном плане региональные территориальные образования вынужденно уживались друг с другом, жертвуя частью своего суверенитета для военной и политической защиты, а позднее - в целях экономического развития и осуществления территориальной экспансии. Империя Карла Великого политически объединила многие территории бывшей Западной Римской империи.
Власть теллурократии обеспечивалась контролем над бассейнами крупнейших рек. Несмотря на попытки Рима привить сухопутным германцам "вирус" античной универсальности (объявление Карла Великого в 800 г. Папой Львом III римским императором) государство Каролингов оставалось теллурократическим, что подтвердил его Верденский раздел 843 года на три домена, соответствовавших трём "контрольным бассейнам": Францию, Германию и Северную Италию1. Распад Каролингской империи привел к возникновению системы феодальных государств. Основой будущей Священной Римской империи стало Германское (Восточно-франкское) королевство, доминирующее в Западной Европе2.
Германия обладала политическим и военным потенциалом, но ее единству мешала борьба германских королей и герцогов, победу в которой одержал король Оттон I, использовавший возможности церкви, выполнявшей объединительную функцию. В основании имперской организации находился принцип духовно-идеологического авторитета и легитимности верховной власти, что позволяло править с минимально необходимой степенью принуждения, используя непрямые методы3. Принадлежность к христианской религии была одним из признаков общности европейцев. Укрепление королевской власти осуществлялось агрессивной внешней политикой и завоеваниями.
Священную Римскую империю основал в 962 г. Оттон I после завоевания Италии. Он был коронован Папой Иоанном XII, что закрепило доминирование императора над
1 См.: Видеман В. Различные цивилизационные типы с точки зрения геополитических констант. Адрес доступа: http://www.imperativ.net/imp5/11.html
2 См.: Колесницкий Н.Ф. Священная римская империя: притязания и действительность. М., 1977, с. 1-198.
3 См.: Гоачев Н.И. Империя как форма государства: понятие и признаки // Проблемы теории и истории государства и права. Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 5, Юриспруд., 2012, № 2 (17), с. 18-26.
папством, привело к борьбе между стремящейся к обогащению церковью и императором, закончившейся подписанием Вормского конкордата 1122 г.1. По нему выборы епископов должны были проводиться в Германии под надзором императора, в других частях - без участия имперской власти2. Это позволило церкви выйти из-под власти императора, усилив позиции отдельных княжеств.
До Верденского договора "солидарность правящего класса цементировалась благодаря обороту порожденных войной "даров", что сохраняло относительно устойчивую структуру публичного правления, ...но к концу тысячелетия возможности внешних завоеваний были исчерпаны.. В условиях ослабления имперской власти кризис солидарности правящего класса привел к постепенному дроблению имперского государства" . В империи сосуществовали конфедерации, герцогства, графства, пфальцы, вольные и имперские города. Постепенно независимое территориальное государство становилось важней имперского объединения. Власть шателе-нов превзошла власть короля. Усиление властных полномочий происходило сверху вниз: от герцогов к маркграфам, графам, виконтам, до шателена, присвоившего королевские полномочия бана, развитие которых к концу X в. привело к феодальной революции, породившей, по мнению французского историка Р. Фосье, "важнейший социальный феномен Средневековья" - "включение" людей в рамки сеньорий4.
Местная знать обособила свои земли, превратив их в наследуемые, обложила население налогами, закрепостила крестьян. Право суда и военного командования было главным источником доходов знати. Служилая аристократия при отсутствии жесткого центрального управления превратилась в феодальную аристократию, усилив фрагментацию власти. Демографический рост и право первородства в правящем классе, обеспечивающее неделимость семейной собственности, привело к избытку безземельных
1 См.: Колесницкий Н.Ф. Указ. соч., с.1-198.
2 См./ Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х т. М., 2000, т. 1, с. 29.
3 См.: Тешке Б. Миф о 1648 годе: класс, геополитика и создание современных международных отношений / Пер с англ. Д. Кралечкина. М., 2011, с.132-133.
4 См.: Fossier R.Enfance de l'Europe. Aspects économiques et sociaux. Tt.1-2. P., 1982, р. 288-290.
младших сыновей, которые, рекрутировавшись в рыцари, стали носителями геополитической экспансии конца XI в. Стремление к обладанию землей "сорвало путы территориальной самодостаточности. Транснациональная франкская знать принялась завоевывать Европу"1.
В Германии XII в., на фоне соперничества Гогенштауфе-нов и Вельфов наблюдалась тенденция к государственной фрагментации, чему способствовала местная знать, подчинившая население и создавшая замкнутые княжества. Крупные феодалы присвоили высшую судебную, административную и военную власть. В отсутствии наследования престола продолжился процесс ослабления королевской власти и укрепления князей - избирателей - курфюрстов и церкви, участвующих в избрании королей. После прекращения династии Гогенштауфенов в 1250 г., потери части территорий несмотря на усилия Габсбургов роль центральной власти продолжала падать, а региональных правителей - возрастать. Священная Римская империя в средние века существовала как союз феодалов, который так и не трансформировался в единое государственное образование, распался на отдельные почти независимые политические единицы, среди которых доминировали Австрия, Пруссия и Бавария.
Главой империи был избираемый император, власть которого ограничивалась высшей аристократией. После конституционной реформы Карла IV (Золотая Булла 1356 г.) император избирался коллегией курфюрстов из семи членов2, которые определяли политику империи, сохранив при этом внутренний суверенитет, усилив раздробленность империи. Единогласие выборщиков было необходимо до середины XIV в., потом стали довольствоваться принципом большинства3. Формирование в княжествах собственного аппарата управления, военной, судебной и налоговой систем привело к возникновению сословных представительных органов. С конца XV в. до начала Тридцатилетней войны избрание императора осуществлялось сословно-представи-тельным рейхстагом из нескольких кандидатов. Несоот-
1 Тешке Б. Указ. соч., с. 149-150.
2 Золотая Булла Карла IV (1356 г.). Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учеб. пособие / Под ред. проф. З.М. Черниловского. М., 1996, с. 93.
3 См.: Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009, с. 43.
ветствие имперских институтов требованиям времени, развал военной и финансовой организации, децентрализация способствовали потере императором реальной власти. За ним оставался лишь титул.
Реализация имперского суверенитета предполагала жесткие отношения иерархической субординации между верховной властью и периферией при решении вопросов всеим-перского значения и достаточно мягкую координацию при решении многих иных вопросов. Попытки реформирования системы управления империей в XV - начале XVI в., предусматривавшие разделение империи на округа, создание высшего имперского суда, ежегодный созыв рейхстага, запрет использования военной силы при разрешении конфликтов между субъектами империи, не были завершены и оказались малоэффективными. Вследствие конфессионального раскола произошел подрыв религиозной основы единства империи, еще больше ослабив императорскую власть. Так, учреждение в 1608 г. протестантскими князьями Евангелической унии, в 1609 г. католиками - Католической лиги усугубило межконфессиональное противостояние и привело в 1618 г. к пражскому восстанию против нового императора и короля Чехии Фердинанда II, послужило началом Тридцатилетней войны (1618-1648). После нее имперское устройство определялось положениями Вестфальского мира - власть императора стала номинальной, а сама империя стала Германской конфедерацией, лишившись ведущей роли в Европе, утратив к XVIII в. возможности осуществления экспансии и ведения наступательных войн. В то же время Священная Римская империя обеспечивала баланс сил между германскими государствами, препятствовала поглощению их более крупными государствами.
Вестфальские соглашения признавали уникальную конфедеративно-имперскую конституцию и закрепляли ее статус в международном праве. На протяжении всего существования империя не обладала государственно-политическим единством, не стала централизованным национальным государством, сочетая в своем государственно-территориальном устройстве черты федерации и конфедерации. Вестфальский мир был прелюдией формирования системы суверенных государств.
Священная Римская империя просуществовала до 1806 г., когда был сформирован Рейнский союз и последний импе-
ратор - Франц II отрекся от престола в ходе наполеоновских войн. Неформальные механизмы господства и разрешения конфликтов были заменены договорами и правилами, основанными на римском праве. Над средневековым представлением о божественной королевской власти, вассальной связи, кодексе рыцарства, социальных порядков был надстроен новый дискурс светского суверенитета1. Произошла демилитаризация знати, создание постоянных королевских армий, внешняя политика сосредотачивалась в руках монарха.
После поражения Наполеона участники Венского конгресса 1815 г.отказались восстанавливать империю. Новое государственно-политическое устройство Германии было установлено в виде конфедерации. Созданный для поддержания безопасности участников, существовавший в 1815-1866 гг. Германский союз составляли государства, сохранявшие свой суверенитет, что позволяло сепаратистски настроенным князьям сдерживать процесс объединения немцев в единое государство. Высшим органом управления было союзное собрание князей. Дальнейшее развитие процесса объединения затруднял постоянный антагонизм между двумя мощными немецкими державами - Австрией и Пруссией, которые в качестве влиятельных членов Союза конкурировали между собой2.
Идеи европейской интеграции и попытки ее осуществления звучали на Парижской конференции 1867 г., но не получили практической реализации. Политико-административная система Австро-Венгрии после 1867 г. имела монар-хическо-федеративный характер и к началу XX в. стояла на пороге кризиса. В 1871 г. усилиями Отто фон Бисмарка многочисленные немецкоязычные княжества и королевства были объединены в империю с авторитарным политическим режимом и элементами демократии. Ведущая роль в системе власти отводилась кайзеру, назначавшему канцлера и определявшего состав правительства. Парламент состоял из двух палат. Большинство в Верхней палате имела Пруссия, которая могла блокировать большинство инициатив нижней палаты парламента. Система голосования на выборах давала преимущество верхним слоям об-
1 См.: Тешке Б. Указ. соч., с. 227.
2 См.: Репина Й. Федерализм и демократия. Конституционный порядок в ФРГ. Адрес доступа: http://poli.vub.ac.be/publi/orderbooks/federal_r/06reling.pdf.
щества. Основное влияние на государственную политику оказывала прусская элита, состоящая из военных, бюрократии и земельной аристократии.
Перед началом I мировой войны в составе правящих элит Германии, Австро-Венгрии, Франции преобладали высшая потомственная аристократия, крупные земельные собственники, потомственные военные дипломаты. Решающая роль в подготовке и принятии решений по военно-политическим вопросам перешла от парламента к военным специалистам. В Германии эти решения разрабатывала военная элита1, которая накануне войны занималась подготовкой к боевым действиям, но фактически не прорабатывала условий будущего мира. Взгляды на послевоенное устройство определялись соображениями обеспечения безопасности германских границ, а не геополитическими предпочтениями.
В XX в. идеи "Срединной Европы" разрабатывали немецкие и шведские ученые. Здесь можно назвать работы И. Парча"Mitteleuropa" (1906 г.) и Ф. Науманна под тем же названием (1915 г.). Срединная Европа в концепции Ф. Нау-мана включала в себя преимущественно германские территории бывшей Священной римской империи. При этом полагалось, что в целях выдерживания конкуренции с Англией, США и Россией государства Центральной Европы должны объединиться и организовать новое политико-экономическое пространство, основой которого будет Герма-ния2. Тогда практической реализации эти идеи не получили.
Автором планов объединения Европы являлся также Р.Н. фон Куденхове-Калерги, австрийский общественный деятель, выдвинувший в 1923г. в своей работе "Пан-Европа" концепцию объединения европейских стран. Она базировалась на общей культуре, в основе которой лежат хрис-тианско-эллинские корни, что позволяло говорить о единой "европейской нации".Соединенные Штаты Европы или Панъевропейская федерация, которой угрожают три могущественные державы (США, Британская империя и Россия), рассматривалась как проект объединения после I Мировой войны демократических европейских государств. Европейская солидарность основывалась, в том числе, на
1 См.: Bond В. War and Society in Europe 1870-1970. London, 1984.
2 См.: Баранов Н.Н. Срединная Европа Фридриха Наумана: становление концепции // Известия Уральского гос. ун-та. Сер.2, Гуман. науки, 2009, №2, с. 50-80.
совместном обеспечении безопасности границ с Россией в форме оборонительного союза1.
В 40-х, 50-х и 60-х гг. XX в. разрабатывались различные концепции европейской интеграции: в Британии (Движение за Объединенную Европу У. Черчилля), Франции (Комитет действия за Соединенные Штаты Европы Ж. Монне), Италии (Движение Европейских федералистов А. Спинелли) и др. При этом шла борьба за адаптацию принципов федерализма к межгосударственным отношениям третьей четверти XX в.2.
В 1947 г. госсекретарь Дж. Маршалл огласил "план спасения Европы", позволяющий Соединенным Штатам контролировать европейское развитие3. В дальнейшем политические элиты "pax Romania" находились под очевидным влиянием "морской" силы США и Великобритании.
Объединению Западной Европы способствовала Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в апреле 1948 г.4. Важным этапом собственно европейской интеграции можно назвать создание в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (European Coaland Steel Community) сроком на 50 лет в целях координации восстановления промышленности Европы, которое подписали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса. В 1957 г. эти же страны одобрили Римские договоры, вступившие в действие с 1958 г.: о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в целях устранения таможенных барьеров, обеспечения свободы перемещения и предпринимательской деятельности.
Единый европейский акт 1987 г. санкционировал углубление интеграции через выполнение рекомендаций Европейской комиссии по созданию к 1992 г. единого внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Договор о Европейском Союзе 1992 г. углубил интеграцию, определив основные сферы сотрудничества: функционирование таможенного союза и Единого внутреннего рынка, соз-
1 См.: Р.Н. фон Куденхове-Калерги. Пан-Европа. Пер. с немецкого / Отв. ред. Е. Айзпурвит. М., 2006, с. 41-42.
2 См.: Байков А.А.Идеологический компонент в эволюции Евросоюза // ПОЛИС, 2013, № 1, с. 130-141.
3 См.: Уткин А. Мировая «холодная война». М., 2005, с. 197.
4 Европа: проблемы интеграции и развития. В 2-х т. / Кол. авт. под общей ред. академика О.А. Колобова. Нижний Новгород, 2008, т.1, ч.1, с. 77.
дание экономического и валютного союза, общая внешняя и внутренняя политика безопасности.
Заключение Маастрихтского и Амстердамского договоров позволило установить форму общеевропейского гражданства, при которой гражданство государства - члена ЕС приравнивается к гражданству ЕС. Сегодня Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 стран. Официальными целями ЕС являются: укрепление мира, распространение общих ценностей, повышение благосостояния народов. Особенностью создания союза является добровольный отказ его членов от части национального суверенитета. Когда страна вступает в ЕС, больше всего теряют национальные элиты - парламенты и правительства, в то время как местная власть сохраняет свои полномочия, в какой-то степени упрочивая их.
В 2002 г. впервые в ЕС был созван конвент для разработки общеевропейской Конституции, текст которой был согласован и подписан в 2004 г. Конституция предполагала расширение полномочий органов ЕС и переход к принятию решений квалифицированным большинством. Но на референдумах во Франции и Нидерландах это не было одобрено. Политический кризис в Европе продолжался до подписания в 2007 г. Лиссабонского договора, исключившего все формулировки, которые могли бы рассматриваться как шаг к федеративному устройству ЕС.
Структура элит, принимающих участие в создании нового государственного образования, влияет на свойства создаваемых институтов. Национальные элиты, получившие законный статус в рамках национальных институтов, несут основную ответственность за создание и развитие нового государственного образования, а также его функционирование1.
Система организации власти в Евросоюзе не имеет единого центра, способного реально принудить национальные правительства к исполнению решений. Сформированы располагающиеся в Брюсселе центральные органы - Евроко-миссия, Совет Европейского Союза, Европарламент, Европейский суд, Европейский центральный банк. Система сдер-жек и противовесов ЕС заключается в разделении полномо-
1 См.: Котта М. Политические элиты и становление политической системы на примере Европейского союза // Сравнительная политика, 2012, №3(9), с. 24-45.
чий между Европарламентом, Еврокомиссией и Советом ЕС, который вправе наложить вето на любое решение. Совет ЕС является, по сути, главным удерживающим фактором, предотвращающим распад европейских государств и ЕС.
Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников и играет активную роль, противодействуя центробежным тенденциям. Особенностью системы управления ЕС является совместное существование двух уровней организации власти - национального и общеевропейского, при этом ни один из них не является доминирующим.
Последующее развитие структуры управления ЕС, увеличение количества полномочий центральных органов европейского интеграционного объединения в сферах внешней политики и экономики, развитие элементов надгосу-дарственности потребует согласования интересов стран -участников. При успешном решении общеевропейскими институтами проблем, не поддающихся решению на национальном уровне, это будет способствовать развитию общеевропейской элиты. В то же время интересы общеевропейских и национальных элит противоречивы и в чем-то аналогичны противоречиям, существовавшим в Священной Римской империи. Процесс развития и институционального укрепления общеевропейской элиты будет сдерживаться интересами национальных элит.
Степень интегрированности в ЕС различных стран варьируется соглашениями, регламентирующими членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Примером разной степени интеграции является Великобритания, не вступившая в зону евро и подписавшая Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Премьер-министр Д. Кэмерон в ноябре 2014 г. выразил готовность начать общественную кампанию за выход Великобритании из ЕС, если отношения Лондона и Брюсселя не будут пересмотрены. Основной причиной этого названо резкое снижение суверенитета Великобритании в рамках ЕС, особенно в экономической и миграционной политике.
По мнению М. Котта европейское государственное образование поддерживается стремлением "местных", т.е. национальных элит к сотрудничеству (при содействии все еще слабой центральной элиты). По этой причине представляется более корректным говорить о "многосоставной европейской системе элит", чем о собственно европейской
элите. Эта система состоит из национальных элит, которые по отдельности действуют на национальном уровне, но могут и объединиться для осуществления деятельности на европейском уровне. Эта система полицентрична, является
продуктом консенсуса, ее целостность базируется на поло-
1
жительной оценке интеграционных процессов .
Страны-участницы ЕС различаются по степени влияния. Большая часть вопросов в ЕС решаются в зависимости от позиции "большой четверки" - Германии, Франции, Великобритании и Италии, интересы и позиции национальных элит которых во многих ключевых сферах сотрудничества различаются и иногда являются противоположными.
На территории современного Европейского союза процессы интеграции и дезинтеграции исторически сменяли друг друга в зависимости от интересов политических элит, необходимости конкурирования с крупными державами - США, Великобританией, Россией, Китаем. Созданный первоначально как экономический союз ЕС позволил политическим элитам стран-участниц решить ряд вопросов укрепления позиций ЕС в мире, достичь политической стабильности внутри региона, развить и укрепить экономику, сократить издержки, повысить степень культурной и социальной коммуникации, способствующей появлению социопсихологической общности в ЕС, укрепить позиций самих национальных элит.
Когда европейская интеграция подошла к формированию политического, основанного на принципе федерализма наднационального союза, процесс объединения замедлился. Национальные элиты опасаются возрастания угроз национальным интересам, ослаблению своих позиций.
Полноценной общеевропейской интеграции мешает также отсутствие единой культурной и религиозно-философской основы. Исследования К. Дойча в Германии (ФРГ) и Франции показали, что сформировавшийся в этих странах благоприятный образ единой Европы не привел к утрате населением приверженности национальным ценностям, а наличие общей идентичности и взаимное доверие являются необходимыми факторами возникновения уверенности в мирном сосуществовании.
1 См.: Котта М. Политические элиты и становление политической системы на примере Европейского союза, с. 24-45.
По мнению Ю. Петропавловского "по сути сегодняшний ЕС - это реинкарнация первой общеевропейской империи Каролингов, весьма космополитичной по духу. Но сегодня у очень многих политиков появилось ощущение, что канцлер Германии Ангела Меркель хочет переформатировать Евросоюз в духе Священной Римской империи германских народов с главенствующей ролью немецкой нации. Это выражается в той активной квазиимперской политике, которую Меркель проводит на востоке, в нарастающем противостоянии с Россией. Но ряд областей, те же баварцы не слишком-то желают влачить на себе бремя расходов и убытков, связанных с возникшей конфронтацией"1.
Позиционированию Евросоюза как "сухопутной" силы во многом препятствует существенное изменение после Второй Мировой войны геополитических условий в связи с мощным развитием новых форм обеспечения глобальной коммуникации. Коммуникационная монополия водных и сухопутных путей была нарушена авиацией, а затем - космонавтикой2.
На протяжении всей истории Евросоюза несмотря на противоречивость национальных интересов, создающих внутри Союза нестабильность (Бавария, Шотландия, Каталония, Греция, Великобритания, Исландия и др.), политическим элитам удавалось находить баланс между интеграционными и дезинтеграционными процессами. В современных условиях поиск устойчивой модели осложняется развитием интеграционных процессов на Восток. Особые проблемы вызывает ситуация с Украиной, которая является иллюстрацией столкновения интересов сил "суши" и "моря", напоминает положение перед Первой мировой войной, когда англосаксонская элита сталкивала между собой великие сухопутные державы в целях их ослабления, делая при этом все чужими руками.
В связи с отсутствием у элит государств ЕС готовности определиться с общим видением цели внутреннего развития возрастает вероятность попыток сосредоточиться на
1 Петропавловский Ю. Мы присутствуем при начале тектонических сдвигов в Европе. Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы // Столетие, 2015. 02.12. Адрес доступа: http://www.sto-letie.ru/rossiya_i_mir/jurij_petropavlovskij_my_prisutstvujem_pri_nachale_ tektonicheskih_sdvigov_v_jevrope_918.htm
2 Видеманн В. Различные цивилизационные типы с точки зрения геополитических констант. Адрес доступа: http://www.imperativ.net/imp5/11.html
таких внешних вызовах, которые бы отражали «евросоли-дарность» и были бы при этом удобными и неконфронта-ционными. К ним следует отнести вопросы изменения климата, энергетическую безопасность, миграцию, международную торговлю и др.1. Крупные национальные партии, находясь у власти в стране, обычно избегают решительных высказываний по интеграционным вопросам, придерживаясь умеренной линии в поддержку Евросоюза, так как радикальные заявления грозят им сокращением электоральной базы. Правящие национальные партии предпочитают не усугублять раздражение тех своих сторонников, которым интеграционные условия не нравятся2. Как отмечает О.В. Буторина, есть основания считать политическое устройство ЕС близким к воплощению модели конфе-деральной консоциации, в которой сотрудничают элиты, а
3
нерядовые граждане .
Следует отметить разнородность взглядов стран-членов на будущее Союза, неспособность одной или группы стран исполнять функции политического лидера. Сохраняется разрыв между восприятием новых стран-членов со стороны государств "Старой Европы" и растущей самооценкой "новых европейцев". Заявленное представителями Комиссии Европейских сообществ ее стремление стать локомотивом европейской интеграции и политическим лидером Евросоюза не получило достаточной поддержки среди населения и многих государств-членов Евросоюза4.
Дальнейшее развитие Европейского союза в плане территориального увеличения, расширения полномочий потребует упрочнения и гибкости его институтов. Новые вызовы могут привести к существенной трансформации принципов функционирования власти и правил взаимодействия политических элит, их адаптации и изменению. Остается открытым вопрос: кем и каким образом будет осуществляться
1 Россия - Европейский союз: к новому качеству отношений / Под общ. ред. проф. И.Ю. Юргенса. М., 2008, с. 9.
2 Стрежнева М.В. Европа: Новые реалии структурирования политического пространства в европейском союзе (Демократизация) 2010 г. // Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 1, с. 61-72.
3 Европейская интеграция. Учебник / Под ред. О.В. Буториной. М., 2011, с. 33.
4 Россия-Европейский союз: к новому качеству отношений / Под общ. ред. проф. И.Ю. Юргенса. М., 2008, с. 10.
управление в Объединенной Европе, насколько оно будет легитимным и эффективным?
Родионов М.А., Волкова Т.А. Западноевропейские политические элиты: от Священной Римской империи до Евросоюза.
Проводится ретроспективный исторический анализ процессов формирования и развития западноевропейских политических элит от империи Карла Великого как предшественницы Священной Римской империи до современности. Рассматриваются особенности политических элит Европейского Союза.
Ключевые слова: политические элиты, национальные элиты, геополитика, теллурократия, имперская организация, конфедерация, исторический анализ.
Rodionov M.A., Volkova T.A. West European political elites: from the Holy Roman Empire to the European Union. The
retrospective historical analysis of processes of formation and development of the West European political elites from Charlemagne's Empire as predecessor of the Holy Roman Empire to the present is carried out in the current article. The European Union's political elites are considered as well.
Key words: political elites, national elites, geopolitics, tellurocracy, imperial organization, confederation, historical analysis.