Научная статья на тему 'Китайские политические элиты: история и современность'

Китайские политические элиты: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2610
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL ANALYSIS / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ / POLITICAL ELITES / РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ / БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ / BUREAUCRACY / МЕРИТОКРАТИЯ / MERITOCRACY / ELITE'S RECRUITMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родионов Михаил Александрович, Волкова Татьяна Александровна

В статье проводится ретроспек­тивный исторический анализ формирования и развития китайских политических элит. Рассматриваются их состав, особенности формирования и функционирования от глубокой древности до нашего времени, тенденции дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese political elites: Past and Present

The article presents a comparative historical retrospective analysis of the evolution processes and development of Chinese political elites. Оf the subjects of the article their structure, special aspects of the formation and performance from the ancient times to the present, as well as the trend of further development.

Текст научной работы на тему «Китайские политические элиты: история и современность»

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ'

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ"

Китайские политические элиты: история и современность

"Лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь"

СуньЦзы

Современный Китай - один из основных центров мировой геополитики. Об этом свидетельствуют размеры его ВВП, золотовалютных резервов, объем внешней торговли, сумма выданных кредитов, численность армии и др. Необходимым условием достижения таких показателей, по ряду из которых Китай обогнал США, явилось эффективное функционирование политических элит, от которых во многом зависит выбор методов и средств осуществления преобразований общества и государства, обеспечение национальной безопасности. Продолжая предыдущие исследования вопросов элитизма, обратимся к анализу особенностей китайских политических элит.

Китайская цивилизация - одна из самых древних. В силе и стабильности исторической традиции заложен ее стратегический ресурс, основанный на социальной гармонии. Менталитет китайской политической элиты сочетает два соперничающих философских начала . Первое - основанная на учении Конфуция концепция этноцентризма, противопоставляющая Поднебесную и окружающий "варварский" мир. Второе - обосновываемая школой легистов концепция

* Родионов Михаил Александрович, e-mail: rodionov 3413 @ya.ru ** Волкова Татьяна Александровна, e.mail: volkova 237@ mail.ru

1 Дергачев В. Цивилизационная геополитика (Геофилософия). Междисциплинарный учебник для вузов. Киев, 2004. URL: http://dergachev.ru/book-geof/7.html

внешней открытости, выгодных контактов с другими народами. В соответствии с конфуцианством, главное - это достижение гармонии в семье, обществе, государстве в целом, остальные народы рассматриваются как нарушающие гармонию варвары. Легистская теория предполагает, что над всей жизнью китайского общества должна стоять власть всемогущего правителя1. Отношения между элитой и народом рассматриваются как отношения между родителями и детьми, государство - как большая семья.

По словам Г. Киссинджера, Китай исторически является не традиционной нацией-государством, а постоянно существующим естественным феноменом. Поскольку современная китайская политическая элита во многом руководствуется сложившейся тысячелетия назад имперской концепцией мироустройства, "любая попытка понять дипломатию Китая в XX в. или его роль в XXI в. должна базироваться, даже если это покажется примитивным, на понимании и в контексте традиций этой страны"2.

Из идеального представления Конфуция об управлении государством вытекает принцип меритократии в отборе элиты. Истоки китайской системы экзаменов уходят в 165 г. до н.э., когда император вызывал кандидатов на управленческие государственные должности для прохождения теста на моральные качества. По всей стране проводились экзамены на государственные должности, при этом любой человек мог поступить на государственную службу. Дальнейшее развитие системы привело к обязательным письменным экзаменам для желающих стать служащими и введению экзаменов для дворцовых и военных чинов. В части наказаний китайский кодекс был очень жестким, что позволяло поддерживать в элите высокий процент честных, талантливых, преданных людей. Правительство Китая было опорой династии на протяжении веков, являясь одной из самых эффективных администраций той эпохи3. Система экзаменов для чиновников совершенствовалась в течение тысячелетий и действует до сегодняшнего времени. Помимо экзаменов руководящие лица должны работать честно и быть

1 См.: Литвак Б.Г. Дэн Сяопин. Великие управленцы. Электронный ресурс. URL: http://www.bglitvak.ru/?page_id=274/&tpwf_mode=main

Киссинджер Г. О Китае. Пер.с англ. В.Н. Верченко. М., 2013, с. 19.

3 См.: Рейн Крюге. КИТАЙ. Полная История Поднебесной / Пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга. М., 2006, с. 145-149.

справедливыми, в противном случае их ждет суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Китайской политической элите исторически присуще стратегическое мышление, базирующееся на исторических и культурно-цивилизационных особенностях Китая, для которого характерно долгосрочное планирование и накопление преимуществ для достижения целей, с учетом геополитических и социально-экономических факторов. В современных условиях вопросы стратегического планирования приобрели особую значимость .

Прагматизм Китая выражается в его отношении к завоевателям. Когда они побеждали в сражениях, чиновничья элита Поднебесной предлагала свои услуги, убеждая в эффективности китайских подходов. С каждым поколением завоеватели все более ассимилировались в тот порядок, который они стремились покорить. Все это происходило благодаря китайской элите, которая натравливала одни страны на другие, руководствуясь принципом "внутренние войны между варварами благоприятны для Китая"2. "Конфуцианский" и "легистский" стержни культуры, величина китайского суперэтноса также всегда являлись гарантом его сохранения.

Во времена династии Цин Китай привлек внимание западной цивилизации, превосходившей Китай технологически, предлагавшей свободную торговлю, открытие посольств и расходившиеся с китаецентристской картиной мира правила взаимодействия. Сопротивление этому спровоцировало недовольство "варваров", закончилось проигранными опиумными войнами с Британией и другими великими державами. Китай при наличии технических возможностей быть морской державой, но за века до этого отказавшись от этого, оказался не готов к угрозе с моря, считавшейся естественной преградой. Элита не смогла обеспечить национальные интересы. Самоизоляция Китая, игнорирование научно-технических достижений Запада, недооценка геополитических факторов привели к поражению Китая в морском противостоянии экспансии западных стран. Срединная

1 См.: Родионов М.А. Проблемы информационно-аналитического обеспечения современного стратегического менеджмента // Научный вестник МГТУ ГА, 2004,№ 202, с.65-69.

2 Мелихов Г.В. Политика Минской империи в отношении чжурчженей. (1402-1413 гг.) // Китай и соседи в древности и средневековье / Отв.ред. С.Л. Тихвинский. М., 1970, с. 264.

империя из "центра вселенной" превратилась в колонию западноевропейских "варваров", которые поделили страну на зоны своего влияния. Начался упадок Цинской империи.

Возросла коррупция, произошел разрыв власти и народа, раскол политической элиты. Консервативная бюрократия выступала за политику "закрытых дверей"1, часть буржуазии и интеллигенции - за социальные и политические реформы по европейскому образцу. Начало реформ было положено изданием указа императора "Об установлении основной линии государственной политики" в 1898 г. Одной из перемен была отмена традиционной системы императорских экзаменов в 1905 г., повлекшая "разрыв иерархического соподчинения между центром и местными элитами; общество, до того ориентированное на конфуцианское образование, оказалось в разброде, без новой идейной системы, под шквалом перемен..."2. Межклановая борьба привела к кризису, в результате чего правившая Китаем с XVII в. династия Цин была свергнута в ходе Синьхайской революции 1911 г. Политический кризис, войны, в результате которых страна практически выпала из тренда мирового развития, продлились до 1949 г., когда Правительство Китая бежало на Тайвань, положив начало расколу политических элит на гоминьдановс-кий и коммунистический блоки. Завершился столетний период хаоса созданием Китайской народной республики во главе с Мао Цзэдуном, представлявшим "первое поколение" современных китайских элит.

Политическая система основывалась на абсолютной власти Коммунистической Партии над государственным управлением и вооруженными силами. С помощью СССР в 1964 г. Китай оказался в составе "ядерного клуба", что не могло не вызвать определенных страхов в США и странах Западной Европы3. Однако реализация мер, направленных на восстановление национальной экономики и самосознания, известных как "Большой скачок" в 1958-1960 гг., во время которого по разным оценкам погибло от 20 до 30 млн. человек, "практически полностью уничтожил ту ограниченную солидарность, которая существовала в рядах комму-

1 См.: Дергачев В. Китайская империя. URL: http://www.derga-chev.ru/Landscapes-of-life/Imperial-geopolitics/03.html#.VQrOqI6sWao

2 Гоачева Т.В. Китай в объятиях дракона. М., 2013, с. 255.

3 См.: Кузнецов Д.В. Китай в зеркале общественного мнения. Благовещенск, 2013, с. 49.

нистической элиты, и привел к борьбе между антиэлитистс-кой фракцией Мао Цзэдуна и другими фракциями в Коммунистической партии Китая"1. Теряя позиции лидерства, Мао Цзэдун развернул "Культурную революцию". В целях недопущения возврата старого режима и развития социалистического строя власть принимает решение "разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных "авторитетов" в науке, раскритиковать идеологию буржуазии, преобразовать просвещение, литературу и искусство"2. Подавление оппозиции осуществлялось руками молодежи. Далее была развернута кампания по "захвату власти" с помощью армии, контролировавшей объекты коммуникации. Создавались новые антиконституционные органы местной власти - "ревкомы" и в конце лета 1967 г. фактически была установлена военно-бюрократическая диктатура. Принятый в 1970 г. Устав КПК оградил личную власть Мао Цзэдуна от каких-либо посягательств со стороны коллегиальных партийных органов, закрепив его положение как никем не избираемого и ни перед кем не подотчетного главы государства

3

и главнокомандующего вооруженными силами .

Большинство исследователей считают "культурную революцию" политической чисткой в ходе внутриэлитной борьбы за власть. Как отмечает Ди Бай (США): "Культурная революция затевалась для решения множества вопросов, связанных, например, с ростом бюрократии и формированием новой элиты и новой социальной иерархии. К сожалению, эти изначальные цели были впоследствии преданы и искажены. Сегодня, с переходом Китая к капитализму, элитарность и иерархичность общества растут ускоренными темпами. Если теперь Культурную революцию оценивают те, против кого она была направлена, то нет ничего странного в том, что элита рассматривает ее лишь как "историческое заблуждение"4. После смерти Мао Цзэдуна

1 Хигли Д. Революционные элиты // Сравнительная политика, 2012, № 2(8), с. 23.

2 Антонов И. Была ли культурной революция? // Международная жизнь, 2011.15.08. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=7831

3 См.: Гудошников Л.М., Барахта Б.П., Карымов В.Г., Неронов Р.М.. Китай после «культурной революции» (политическая система, внутриполитическое положение). М., 1979, с. 10.

4 Ди Бай. Сегодня Культурную революцию оценивают те, против кого она была направлена. // Русский Журнал, 2009,01.10. URL:

конфликт между элитными группами перерос в жестокую борьбу за право занять место лидера, повлекшую за собой, среди прочего, убийство Линь Бяо и уничтожение маоистской фракции. В 1981 г. ЦК КПК принял решение, в котором Мао Цзэдун признавался выдающимся политическим деятелем, указывалось на ошибки и факты жестоких репрессий и признавалось, что его заслуги занимают главное, а ошибки - второстепенное место.

В итоге власть перешла к инициатору успешных китайских реформ Дэн Сяопину, представляющему "второе поколение" политических элит. Избавившись от идеологов "культурной революции", он провозгласил политику реформ и открытости, выдвинув новый девиз развития: "практика -критерий истины", означающий, что теории не имеют смысла, если их применение не приносит реальных результатов - улучшения жизни народа и роста могущества государства. Это выразилось в афоризме о кошке: не важно, какого она цвета, черная или белая, важно, чтобы ловила мышей. Дэн Сяопин отказался от догматического следования советским канонам социалистического строительства, вел поиск собственной модели социализма с китайской спецификой. Главное внимание уделялось достижению высоких темпов экономического роста при открытости китайской экономики. Это привело к росту иностранных инвестиций и способствовало проведению реформ. Ядро политической идеологии Дэн Сяопина составляла политическая стабильность как гарантия успеха модернизации1. Реформирование политической системы было направлено на создание под контролем КПК механизма адаптации политического управления и контроля к постоянным изменениям и новым вызовам рыночных реформ. Предпринимались меры по усилению внутрипартийной дисциплины и контроля, был налажен механизм рекрутирования и подготовки кадров в целях плавной передачи власти и преемственности политического курса. Сформированная Дэн Сяопином политическая элита осуществила и продолжает осуществлять успешные экономические реформы в Китае.

http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Segodnya-Kul-tumuyu-revolyucii-ocenivayut-te-protiv-kogo-ona-byla-napravlena

1 См.: Смирнов Д. Дэн Сяопин и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2004, №5, с. 25.

С 1992-2003 гг. у власти находилось "третье поколение" китайских элит во главе с Цзян Цзэминем, которое делало упор на развитие частного бизнеса, обеспечившее экономический рост, при этом удалось сохранить социальную стабильность. После объявления политической элитой России в качестве внешнеполитической стратегии "построение многополярной системы международных отношений", совпадавшей с видением руководства КНР, в противовес американской модели "однополярного мира" политическое взаимодействие между Россией и Китаем расширилось. Был подписан Договор "О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве", определяющий стратегическое сотрудничество, создана Шанхайская организации сотрудничества.

Бывший председатель Китайской народной республики Ху Цзиньтао, "четвертое поколение" китайской элиты, перешёл на высшие должности после "комсомольской карьеры", руководил страной в 2003-2013 гг. Он продолжил проведение реформ, направленных на поддержание социальной справедливости, сокращение разрыва между бедными и богатыми, улучшение качества жизни. Частным предпринимателям разрешили вступать в КПК. На XVIII съезде КПК Ху Цзиньтао заявил о необходимости совершенствовать контроль органов власти1. Проведенные реформы позволили Китаю перейти от страны - источника дешевой рабочей силы для мировых корпораций, к стране - одной из крупнейших мировых экономик.

Каждое поколение китайских элит, соблюдая преемственность, вносило новые элементы, отвечающие современным геополитическим вызовам. Важным аспектом является заложенный Дэн Сяопином принцип кадрового обновления высшего политического и военного руководства страны. Согласно ему любой чиновник по достижении возраста свыше 70 лет должен уступить пост молодым руководителям. Действуют меритократические принципы рекрутирования элит, китайская государственная система экзаменов для претендентов на высшие государственные должности. "Основным пулом, из которого черпаются руководящие кадры, является

1 См.: Семенов А.А. Перспективы развития общественных организаций КНР после XVIII съезда КПК. (Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов Китая иДв РАН. XVIII Съезд КПК: новые задачи и перспективы развития. Москва, 20 марта 2013 г.). Вып. 28. М., 2013, с 108.

партийно - государственный аппарат. Рекрутирование и ротация носят относительно открытый характер: госслужба по партийной или государственной линии доступна всем независимо от происхождения, главное - качество образования и эффективность работы... приоритет КПК не подлежит обсуждению. Армия не является кадровым резервом: по сложившейся в Китае традиции партия командует винтовкой, а не винтовка командует партией"1. Стабильность политического курса обеспечивается порядком смены руководящего состава КПК, преемственностью и передачей власти от одного поколения руководителей к другому, гарантируя предсказуемость выбора преемников партийных лидеров.

Переход к новому "пятому" поколению руководителей произошел в 2012 г. на XVIII съезде КПК, смена главы государства и правительства - в марте 2013 г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей. В партии при соблюдении внешнего организационного единства сложились три течения, представители которых имеют разные взгляды на содержание реформ. Первые считают курс открытости угрозой потери корней, вторые выступают за расширение демократии и переход к рыночной системе по американскому образцу, третьи - доминирующие в КПК, включая Ху Цзиньтао, отстаивают строительство поэтапного китаизированного социализма. Последние считают, что в переходный период стране требуется сильная власть, способная провести реформы, основу которых составляют "ориентация на рыночную экономику и поддержание политической и социальной стабильности с помощью сил и средств авторитарной, но постепенно модернизирующейся, обретающей правовую основу и сочетающейся с этапом демократизации политики .экономика и политика должны идти в ногу синхронно"2. Си Цзиньпин сосредоточил в своих руках огромные полномочия, занимая одновременно посты в КПК и Центральной военной комиссии. КПК традиционно сохраняет тотальный контроль над политической ситуацией и курсом экономических реформ. Особенностью современной китайской политической элиты можно назвать ее состав, в основе

1 Гаман-Голутвина О.В. Страны БРИК: элитообразование и внутри-элитные расколы относительно характера, направлений и скорости модернизации //Политическая концептология, 2014, № 3, с. 140.

2 Титаренко М.Л. Китай и Россия в современном мире. СПб., 2013, с. 35.

которого люди, принадлежащие к специфической китайской элите: социальной группе "принцев" (детей и родственников китайских революционеров-партийцев, к которым принадлежит и Си Цзиньпинь) и "комсомольцев" (государственных деятелей старшего поколения). Сейчас в составе Постоянного комитета Политбюро семь человек, пять из которых -принцы1. Это вызывает критику со стороны либерально настроенной части общества, влечет политические риски.

Переход к рыночной экономике в Китае, в отличие российской "шоковой терапии", происходил постепенно, на проработанной правовой основе, с полным контролем государства. Это модель инновационного роста за счет внутренних ресурсов. Возрождение великой цивилизации происходит на основе сочетания мировых достижений и местных культурно-исторических традиций. Как пишет Д. Хигли: ".возникновение и дальнейший рост процветающего среднего класса остается возможным, не подрывая власти идеологически сплоченной элиты. Можно добавить, что понятие государственного социализма становится все более выхолощенным., но правящие элиты замещают его националистической идеологией"2.

Сложность стоящих перед Китаем вызовов приводит к различным течениям внутри политической элиты. Для стабилизации общественно-политической ситуации китайской элите нужна консолидация. Любые потенциальные политические вызовы жестко подавляются. Решительные меры против оппозиции принимаются еще на стадии её становления, до того, как оппозиция превратится в реальную угрозу правящей элиты. Эффективно используется борьба с коррупцией, которая идет параллельно с борьбой за власть. «В условиях противостояния различных политических сил внутри КПК антикоррупционный фактор заменил идеологические или политические мотивы, в соответствии с которыми ранее устранялись противники в условиях перераспределения власти"3. Масштабы коррупции и уровень злоупотреблений служебным положением в высших рядах КПК выявило дело Бо Силая, популярность которого представляла угрозу положению Си Цзиньпина. Возможно,

1 См.: Гоачева Т.В. Китай в объятиях дракона, с. 333.

2 Хигли Д. Революционные элиты, с. 25.

3 Титаренко М.Л. Китай и Россия в современном мире, с. 30.

что, убрав соперников в лице Бо Силая и других, "ядро руководства" во главе с Си Цзиньпином приступит, как это уже неоднократно случалось в истории Китая, к реализации более лево-эгалитаристской программы, перехваченной им у поверженного противника1. "Став свидетелями распада советской политической элиты, китайская ... правящая элита может с чрезвычайной бдительностью и осторожностью следить за возможными ситуациями и действиями, способными привести к их собственному падению"2.

Все преобразования в Китае осуществляются постепенно, элементы демократии вводятся с адаптацией к китайским условиям, не приводя к потрясениям и коренным изменениям политического курса. Американский футуролог Д. Нейс-бит указывает на наличие в Китае выстраиваемой им собственной "вертикальной демократии", в которой взаимодействие и коммуникационные связи идут в основном сверху вниз в отличие от западной "горизонтальной" демократии, при этом жестко фиксируется понимание правил игры и единство цели. Подобные модели вертикальной демократии могут служить вызовом для остального мира в XXI в.3 В настоящее время начата подготовка новой смены политической элиты, которая будет избрана на очередном Съезде КПК. Четкая регламентация системы рекрутирования и ротации кадров делает эти процессы предсказуемыми.

Вызовом для китайской политической элиты является рост националистических настроений4. Под ними понимается совокупность идейно-теоретических установок, в соответствии с которыми китайская нация трактуется как высшая форма общественного единства, как гармоничное целое с тождественными основными интересами всех составляющих ее социальных слоев, объединяющим началом которого выступает культурное единство Китая. В условиях переходного периода карта национализма разыгрывается китайской элитой как средство подкрепления легитимности

1 См.: Корсун В. Новые лидеры КНР продолжат строить социализм и наращивать ВВП. 16.11.2012. URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/do-cument230430. phtm l

2 Хигли Д. Революционные элиты, с. 28.

3 См.: Нейсбит Дж., Нейсбит Д. Китайские мегатренды. Восемь столпов нового общества. М., 2012;. Нейсбит Дж «Вертикальная демократия» в Китае URL: http://www.intertrends.ru/twenty-first/008.htrn

4 См.: Портяков В.Я. О некоторых особенностях внешней политики Китая в 2009 -2011 гг. // Проблемы Дальнего Востока, 2012, № 2.

режима и социальной стабильности, а также как инструмент мобилизации граждан и блокирования сепаратизма. Новое китайское руководство, учитывая настроение населения, будет активнее конфликтовать с соседями в целях утверждения собственного авторитета. Эта ситуация несет риски для соседей КНР, в том числе для России. Китайские националисты, отмечает А. Габуев, не считают границу на Дальнем Востоке окончательной и предполагают вернуть "исконные территории и города" вроде Читы, Хабаровска и Владивостока . Об указанных вызовах писал еще Л.Н. Гумилев: "Имея историческую перспективу, мы можем сделать вывод, пресловутое миролюбие китайцев мнимо. Оно было вынуждено тяжелыми поражениями и иноземным владычеством, а отнюдь не национальным психологическим складом. Как только Китай набирал силу, он начинал расширяться по всем направлениям. Конечно, и в Китае с глубокой древности имелись противники завоевательных войн, но правящие круги с ними не считались, и война с варварами, т.е всеми соседями, была три тысячи лет лейтмотивом китайской внешней политики"2.

В Китае широко обсуждается проблема глобализации и китаизации мира при создании своей модели развития, полагают китайцы. Она начнет распространяться по всему миру через пропаганду, прежде всего, идей Конфуция, боевых искусств и т. д. Вместе с тем, под влиянием Запада ощущается процесс дифференциации идеологии. Китай уделяет большое внимание идеологическому и нравственному воспитанию молодежи, сохранению традиций в образовании и науке. В качестве заслона вестернизации в информационной сфере используется проект "Золотой щит" (The Great Firewall of China), начатый в 2003 г. Его целью является цензура и контроль всей онлайн-активности как в Китае, так и за его пределами. Китайцы пытаются сочетать модерн с традиционными идеологиями, что хорошо передают слова бывшего премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю: "Главное -сохранить национальную китайскую традицию и через нее

1 Габуев А. Вражда заставила. Доминирующей идеологией Китая становится воинствующий национализм // Коммерсант-Власть, 2012, № 38(992), 24.09. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1348463160

2 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М.; 2007, с. 378.

переосмыслить весь современный модерн" . По итогам XVIII съезда КПК в ее устав внесено дополнение: наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и принципом "тройного представительства" Цзян Цзэминя партия в своей деятельности руководствуется "концепцией научного развития" Ху Цзиньтао - теоретической системы социализма с китайской спецификой.

Благодаря стратегическому мышлению китайской элиты и ее следованию конфуцианским принципам политика Китая во всех сферах жизнедеятельности строится на стратегии будущего, все важные решения принимаются с опорой на историческое прошлое. Это на протяжении всей истории позволяло Китаю создавать структуры управления государством, выдерживающие смутные времена и возрождающие страну после кризисов.

Китай достиг больших геополитических успехов. Проявлением этого стала его роль в "группе двадцати", вопросах урегулирования мирового финансового кризиса. Россия и Китай взаимодействуют в рамках БРИКС, ШОС и других организаций. При этом Китай не "появляется" благодаря стечению обстоятельств, а возвращается на мировую арену в качестве несущего стержня "даннической системы", которая существовала в течение почти 3600 лет (для сравнения "вестфальская система" насчитывает менее 370 лет) на беспрецедентно огромном пространстве, известном как Подне-бесная2. В последние годы Китай развивается быстрее других стран в различных сферах общественной жизни, но больше всего он выиграл от глобализации в сфере экономики. Он - один из крупнейших получателей финансовых инвестиций среди развивающихся стран. Выбранная элитой стратегия развития позволила Китаю успешно противостоять экономическому кризису, конкурировать с США на различных уровнях. Возрождение цивилизации происходит на основе сочетания мировых достижений и местных традициий.

Взаимоотношения российских и китайских политических элит, учитывая неурегулированные пограничные вопросы, были не простыми. Основу российско-китайского полити-

1 Бергер Я.М. Китайская модель глобализации // Век глобализации, 2009, №1, с. 94.

2 См.: Корсун В.А. Китай приспособится и обеспечит себе свою долю «сирийского пирога». 11.03.2012. URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/do-cument220486. phtm l

ческого взаимодействия составляло, прежде всего, создание стратегического партнерства в ответ на устремления США и НАТО, нежели объективная потребность двух сторон. Последнее обострение геополитического противостояния США и России 2014 г. определило повышенный спрос на качество отношений с китайским соседом. Китай выступает против антироссийских санкций, выстраивая свою политику с учетом стратегической перспективы. Возросло экономическое сотрудничество, продвинулся уже сложившийся российско-китайский энергетический альянс - крупномасштабное сотрудничество в области поставок и переработки нефти и газа. Подписаны крупнейшие в истории мировой энергетики контракты, продолжается работа над новыми контрактами, в частности в области поставок газа1. Председатель правления ОАО "Газпром" А. Миллер и председатель Совета директоров CNPC Чжоу Цзипин подписали Рамочное соглашение о поставках природного газа из России в Китай по "западному" маршруту, также ОАО "Газпром" и CNPC подписали контракт на поставку до 38 млрд. куб. м газа в год по "восточному маршруту" в течение 30 лет, общая цена контракта - 400 млрд. долл.2 АО "Роснефть" в 2013 г. - контракт на поставку 360 млн. т нефти в течение 25 лет, сумма контракта 270 млрд. долл., осуществляется поставка вооружений и строительство АЭС3.

Рост экономического сотрудничества с Китаем и стремление китайской элиты к созданию общей геополитической, экономической инфраструктуры в рамках международных организаций является позитивным фактором. Однако, учитывая стратегическое мышление китайской политической элиты, декларируемое стратегическое партнерство осуществляется в целях усиления Китая и мягкого сдерживания России. Закрепляется идея о возможности возвращения территорий, которая по мере усиления Китая будет использована против России, учитывая ее территориальные приобретения - 1,6 млн. кв. километров земель на Дальнем

1 См.: Денисов А. Сотрудничество России и Китая выдержало испытание непростого 2014 г. Интервью. 29.12.2014. URL: http://tass.ru/opinions/inter-views/1677673

2 См. РФ и КНР подписали 17 документов, в том числе о поставках газа по "западному маршруту". 09.11.2014. URL: http://tass.ru/ekonomika/1560521

3 См./ Габуев А. Государство ушло из китаистики. Коммерсант.^. http://www.kommersant.ru/doc/2593673

Востоке и Приморье в XIX в. В эту концепцию вписывается также проводимая современными китайскими элитами политика китаецентризма - экономическая, демографическая, культурная экспансия, направленная на присутствие Китая во всех точках планеты, в том числе приграничных с нашей страной регионах, способная в будущем обеспечить победу без применения оружия, мирными средствами в мирное время. Как отмечает А. Девятов, у Китая нет союзников, а есть партнеры на путях бесконечной стратегической хитрости. Вся китайская политика - это игра "го", т. е. тактика поглощения - удержания и вбирания в себя»1

Это достаточно полно отражено в древней китайской военной теории Сунь-цзы2, по праву считающейся основой современных концепций информационных войн. Суть последней состоит в умении эффективно управлять действиями не только своих сил и средств, но и в определенном смысле действиями контр-партнера . Важно отметить, что современное понятие информационной войны логично укладывается в рамках другого известного понятия - "стратегии непрямых действий", наиболее полно изложенной в трудах одного из наиболее крупных военных теоретиков XX столетия Б.Г.Лиддел Гарта . Несомненно, что воззрения Сунь-Цзы и Лиддел-Гарта имеют различия. Цивилизации Европы и Китая на протяжении целых эпох развивались независимо друг от друга. Однако расхождение по ключевым теоретическим вопросам у Сунь Цзы и Лиддел-Гарта менее значимо, чем глубинное сходство содержания4. Вопросы применения политическими элитами Китая положений современных концепций информационных войн требуют дальнейшего углубленного научного исследования.

Родионов М.А., Волкова Т.А. Китайские политические элиты: история и современность. В статье проводится ретроспективный исторический анализ формирования и развития китайских политических элит. Рассматриваются их состав, особенности

1 См.: Девятов А. Китайские игры, или каким образом выстраивается стратегия и тактика политики Пекина, 2008. Электронный ресурс. URL:http\\ www centrasia.ru\ news A.php?st=1214393100

2 См.: Сунь Цзы. Искусство войны. М., 2012, с. 27, 61.

3 См.: Лиддел-Гарт Б.Г. Стратегия непрямых действий. М., 2003.

4 Родионов М.А. Информационное противоборство: история и современность // Информационный сборник "Безопасность", 2002, № 7-8 (58).

формирования и функционирования от глубокой древности до нашего времени, тенденции дальнейшего развития.

Ключевые слова: геополитика, исторический анализ, политические элиты, рекрутирование элит, бюрократический аппарат, меритократия.

Rodionov M.A., Volkova T.A. Chinese political elites: Past and Present. The article presents a comparative historical retrospective analysis of the evolution processes and development of Chinese political elites. Of the subjects of the article - their structure, special aspects of the formation and performance from the ancient times to the present, as well as the trend of further development.

Key words: geopolitics, historical analysis, political elites, elite's recruitment, bureaucracy, meritocracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.