1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011 10.24412/2305-8404-2021-5-3-9
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
О.Н. Алавердова, В.М. Гумовская, Г.Г. Малыгин
Рассмотрена проблема формирования физической культуры личности детей,
обучающихся в начальной школе сельской местности, и исследованы интегрированные
показатели их развития. Предложена и доказана эффективность технологии форми-
рования физической культуры личности ребенка 7–9 лет в условиях дополнительных
форм физического воспитания сельской школы с учетом индивидуальных особенно-
стей.
Ключевые слова: физическая культура личности, физкультурная деятельность
детей, сельские школьники, самоопределение.
MODERN APPROACHES IN THE Алавердова Ольга Николаевна, доц., olenka_
FORMATION OF THE PHYSICAL [email protected], Россия, Хабаровск, Дальневосточ-
CULTURE OF THE PERSONALITY ная государственная академия физической культуры,
OF YOUNGER PUPILS Гумовская Валентина Михайловна, канд. пед.
наук, доц., [email protected], Россия, Хабаровск, Даль-
Alaverdova O.N., associate professor, olen- невосточная государственная академия физической куль-
[email protected], Russia, Khaba- туры,
rovsk, Far Eastern State Academy of Physical Малыгин Геннадий Георгиевич, доц., klbas-
Culture, [email protected], Россия, Хабаровск, Дальневосточная
Gumovskaya V.M., candidate of pedagogical государственная академия физической культуры
sciences, associate professor, klbasketball@
mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State
Academy of Physical culture, О современном состоянии физи-
Malygin G.G., associate professor, klbasket- ческого воспитания в общеобразователь-
[email protected], Russia, Khabarovsk, Far East-
ern State Academy of Physical Culture ных учреждениях России высказывают
свое мнение многие ученые. Они счи-
The problem of the formation of physical тают, что физическая культура в разделе
culture of the personality of a child studying
in an elementary school in rural areas is con- общего образования способствует гармо-
sidered, and integrated indicators of their de- низации телесного и духовного единства
velopment are investigated. The effectiveness
of the technology of formation of physical учащихся, формированию у них здоровья
culture of the personality of children of 7-9 физического и психического. Л.И. Лу-
years old in the conditions of additional forms бышева (2010) и Д.В. Шлыкова (2015)
of physical education of a rural school, taking
into account individual characteristics, has отмечают, что процесс физического вос-
been proposed and proved. питания является непрерывным и преем-
Key words: physical culture of a person, ственным в различных возрастных груп-
physical activity of children, rural school- пах на всех ступенях образования [3, 8].
children, self-determination. Проблема на сегодняшний день в усло-
виях сельской местности состоит в том,
3
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
что формирование физической культуры личности у детей начальной
школы сводится к уроку физической культуры, где, по требованию
стандарта, индивидуально формируются универсальные учебные действия,
на наш взгляд, в недостаточной степени, следствием этого и формирование
физической культуры личности (ФКЛ) у младших школьников происходит
не интегрально, не сбалансированно, не во взаимодействии с семьей и
дополнительными формами физического воспитания.
А.А. Пауков (2021), Г.Л. Драндров (2019) полагают, что основопо-
лагающим принципом физкультурного воспитания является единство
мировоззренческого, интеллектуального и двигательного (телесного) ком-
понентов в формировании физической культуры личности, обусловли-
вающее образовательную, методическую и деятельно-практическую
направленность воспитательного процесса [2, 5, 6]. С.Ю. Щетинина (2014),
О.В. Видонова (2015), Е.В. Осипенко (2013), Н.В. Пичкалева (2018) обос-
новывают педагогические условия реализации модели, интегрированной
воспитывающей физкультурно-спортивной средой. Акцентируют внима-
ние на создании педагогических условий, обеспечивающих возможности
самореализации и самопроявления учащегося в интегрированной воспиты-
вающей физкультурно-спортивной среде [1, 4, 7, 9].
Своевременная организация педагогической поддержки в началь-
ной школе позволяет последовательно перейти ко второй ступени школь-
ного обучения, к стимулированию и самоуправлению внешней и внутрен-
ней активности детей. Вследствие этого нами разработана технология
формирования физической культуры личности детей 7–9 лет в условиях
дополнительных форм физического воспитания сельской школы.
Целью исследования являлось повышение уровня физической куль-
туры личности детей 1–4-х классов сельской школы в процессе реализации
экспериментальной технологии.
В эксперименте приняли участие младшие школьники сельской
местности района имени Лазо Хабаровского края (по 12 чел. из каждой
группы).
Реализация технологического критериально-ориентированного
подхода к повышению эффективности физкультурной деятельности детей
сельской школы в период адаптации к обучению основывалась на 3 бло-
ках.
Первый блок (информационно-контрольный) включает сбор ин-
формации об уровне сформированности физической культуры детей и
уровне сформированности компетенции родителей к осуществлению физ-
культурной деятельности ребенка в семье.
Второй блок (экспертный) состоит из проектно-прогностического
модуля, предполагающего анализ, дифференциацию, проектирование и
прогнозирование.
4
3
Физическая культура [Physical culture]
Третий блок технологии представлен совокупностью методических
воздействий, направленных на развитие двигательных, интеллектуальных,
мотивационных и эмоционально-коммуникативных качеств детей и их
родителей. Данный блок основан на программе «Здоровячок» и рассчитан
на период обучения в 1–4-х классах.
Методика, лежащая в основе программы «Здоровячок», включает
элемент разработки семейных проектов, целью которых выступает повы-
шение уровня ФКЛ ребенка. Содержание программы «Здоровячок» реали-
зуется в первом и втором управляющих воздействиях (в 1-м и 2-м классах)
и характеризуется освоением детьми комплексов упражнений для развития
силы мышечного корсета, координации движений, комплексов тан-
цевальных упражнений, валеологических подвижных игр, упражнений
антистрессовой пластической гимнастики, психогимнастики и усвоением
знаний о здоровом образе жизни, освоением простейших способов саморе-
гуляции, самоконтроля за физической нагрузкой. Данный цикл занятий
рассчитан на 9 мес. – во 2-м классе и на 6 мес. – в 1-м классе, начиная с
декабря. Занятия в группах проводятся в условиях школы в группе про-
дленного дня и семьи под руководством родителей с применением про-
стейших способов саморегуляции, самоконтроля за физическим развитием.
С третьим управляющим воздействием ребята знакомятся в 3-м и 4-м клас-
сах, оно включает проведение специалистом физкультурных занятий с
разновозрастными группами детей начальных и средних классов (с маль-
чиками и девочками раздельно). В методику управляющего воздействия
для 3-го класса также включен проектный метод для возрастных групп
детей. Эти проекты направлены на повышение уровней психофизических
способностей детей, формирование самостоятельной физкультурно-оздо-
ровительной деятельности для подготовки к выполнению нормативов
ВФСК ГТО. Проекты дети создают сами под контролем взрослых. На
занятиях используются современные средства оздоровительной физиче-
ской культуры: скиппинг, функциональный тренинг, фитбол-гимнастика,
реализуются такие методы, как стандартно-интервальный, переменно-
интервальный и метод круговой тренировки для гармонизации развития
физических способностей. Структура занятия соответствует традиционной
схеме оздоровительной тренировки. Данный цикл занятий рассчитан на
9 мес. и состоит из четырех этапов: втягивающего, развивающего, трени-
рующего и поддерживающего. Занятия проводятся как и во 2-м управ-
ляющем воздействии, но добавляется еще одно занятие для проведения в
условиях семьи под контролем родителей.
Итоговыми показателями эффективности разработанной техноло-
гии являются интегральные уровни сформированности физической куль-
туры личности детей. Суммарный показатель уровня сформированности
ФКЛ рассчитывался индивидуально для каждого ребенка. В общую сумму
входили средние баллы, которые ребенок получил по категориям: знания,
5
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
осознанность, умения физкультурной деятельности, техника выполнения
программных двигательных действий, физическая подготовленность, мор-
фофункциональное развитие, психоэмоциональное состояние, посещае-
мость обязательных форм физического воспитания, участие во внеурочных
формах физического воспитания, участие в семейных формах физического
воспитания. Общая сумма средних баллов каждого ребенка сравнивалась с
таблицами Е.В. Скриплевой (2004), относительно которых определялся
индивидуальных уровень сформированности ФКЛ ребенка.
Результаты проведенных исследований в начале эксперимента
показали, что в контрольной группе (КГ) у 5 чел. наблюдался низкий уро-
вень сформированности ФКЛ, а в экспериментальной (ЭГ) – у 6 чел. В
обеих группах выявлено равное количество детей (по 6 чел.) с уровнем
ниже среднего. Средний уровень сформированности ФКЛ имел только
один ребенок из контрольной группы (рисунок).
12
10
й
е
т 8
е
д
о 6
в
-
л
о 4
К
2
0
Контр. Экспер. Контр. Экспер.
До эксперимента После эксперимента
Высокий 0 0 0 0
Выше среднего 0 0 0 3
Средний 1 0 3 5
Ниже среднего 6 6 7 4
Низкий 5 6 2 0
Интегральные показатели сформированности ФКЛ
в контрольной и экспериментальной группах
К концу эксперимента (через 2,5 года) произошли соответствующие
изменения уровня сформированности ФКЛ у детей. Так, в ЭГ не осталось
ни одного ребенка с низким уровнем, в то время как в КГ – 2 чел. Уровень
ниже среднего наблюдался у 7 чел. в КГ и 4 чел. – в ЭГ. Средний уровень
был характерен для 3 чел. КГ и 5 чел. ЭГ. Уровня сформированности ФКЛ
выше среднего достигли только 3 ребенка ЭГ, чьи родители проявили
активное участие в организации физкультурно-спортивной деятельности
своих детей.
6
5
Физическая культура [Physical culture]
Таким образом, можно констатировать, что разработанная техноло-
гия оказалась более эффективной, чем традиционно используемая техно-
логия в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в сельской школе.
Отчетливо видна динамика интеграции тела и сознания, которая прояви-
лась в психофизической относительной стабильности в первом, втором и
третьем управляющих воздействиях. Так, средний показатель физической
подготовленности в конце эксперимента в ЭГ составил 18,1 %, в КГ –
11,9 %, на 6,2 % произошел прирост показателей в ЭГ. Средний показатель
психоэмоционального состояния, где исследовались отрицательные сим-
птомокомплексы по тесту Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек», в ЭГ составил
20,4 %, а в КГ – 46,5 % (отрицательных показателей осталось на 26,1 %
больше, чем в ЭГ). Уровень интеллектуальных способностей в ЭГ за время
эксперимента вырос в среднем на 4,4 балла, а в КГ – на 1,2 балла. Лабора-
торные исследования адаптированности детей по тесту «Омега» к школь-
ному обучению показали, что уровень адаптации к физическим нагрузкам
у школьников ЭГ составил – 84 %, в КГ – 45 %, уровень тренированности
организма в ЭГ – 85,7 %, в КГ – 43,0 %, уровень энергетического обеспе-
чения в ЭГ – 85,7%, в КГ – 43,1%, уровень психоэмоционального состоя-
ния в ЭГ – 71,9 %, в КГ – 45,8 %, уровень физического состояния в ЭГ
характеризовался как «отличный», в КГ – «удовлетворительный».
Пошаговое введение методик в 1-м классе во втором полугодии
способствовало приспособляемости и постепенной адаптации, стабилиза-
ции, во 2-м классе выявлена интегративная взаимосвязь психофизических
составляющих младших школьников на основании преобразующих пока-
зателей, в 3-м и 4-м классах экспериментально обоснована эффективность
разработанной технологии на основе анализа процесса формирования фи-
зической культуры личности детей при участии родителей и педагогов.
Список литературы
1. Видонова О.В., Видонова А.С. Проблемы адаптации детей млад-
шего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // Разви-
тие современного образования: теория, методика и практика: материалы IV
Междунар. науч.-практ. конф. / редкол. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 166–167.
2. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учеб-
ных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Фи-
зическая культура» // Современные проблемы науки и образования.
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.
И.Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 160–169.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ака-
демия, 2010. 272 с.
7
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
4. Осипенко Е.В. Содержание и направленность физкультурно-
оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продлен-
ного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2013. 22 с.
5. Пауков А.А. Обучение младших школьников действиям с мячом
на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебок-
сары, 2021. 24 с.
6. Пауков А.А. Формирование у младших школьников универсаль-
ных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча» // Физическая
культура и спорт. Олимпийское образование: материалы Междунар. науч.-
практ. конф. Краснодар: КубГУФКСиТ, 2019. С. 141–143.
7. Пичкалева Н.В. Формирование универсальных учебных действий
на уроках физической культуры // Пермский педагогический журнал. 2018.
№ 9. С. 77–81.
8. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные
науки. 2015. № 4. С. 111–121.
9. Щетинина С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспи-
тывающей физкультурно-спортивной среды в регионе // Педагогико-пси-
хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и
спорта. 2014. №1 (30). С. 167–177.
References
1. Vidonova O.V., Vidonova A.S. Problemy adaptacii detej mladshego shkol'nogo
vozrasta k umstvennym i fizicheskim nagruzkam [Problems of adaptation of children of pri-
mary school age to mental and physical stress] // Development of modern education: theory,
methodology and practice: materials of the IV Intern. scientific-practical conf. / editorial
board IS HE. Shirokov [et al.]. Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2015.
P. 166–167.
2. Drandrov G.L., Paukov A.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij u
mladshih shkol'nikov v processe obucheniya predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Formation of
universal educational actions in younger schoolchildren in the process of teaching the subject
"Physical culture"] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Vestnik Chuvashskogo
gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Modern problems of
science and education. Bulletin of the Yakovleva Chuvash State Pedagogical University].
2019. No. 1 (101). P. 160–169.
3. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of physical
culture and sports]: textbook. manual for stud. higher. study. institutions: 3rd ed., rev. and
add. M.: Academy, 2010. 272 p.
4. Osipenko E.V. Soderzhanie i napravlennost' fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij s
mladshimi shkol'nikami v gruppah prodlennogo dnya [The content and orientation of physical
culture and health-improving classes with younger schoolchildren in extended-day groups]:
author. dis. ... cand. ped. sciences. Smolensk, 2013. 22 p.
5. Paukov A.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov dejstviyam s myachom na urokah
fizicheskoj kul'tury [Teaching younger schoolchildren to operate with a ball in physical edu-
cation lessons]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Cheboksary, 2021. 24 p.
8
7
Физическая культура [Physical culture]
6. Paukov A.A. Formirovanie u mladshih shkol'nikov universal'nyh uchebnyh
dejstvij v processe obucheniya «Shkole myacha» [Formation of universal educational actions
in younger schoolchildren in the process of teaching the "School of the ball"] // Physical cul-
ture and sport. Olympic education: materials of the Intern. scientific-practical conf. Krasno-
dar: KubSUFKSiT, 2019. P. 141–143.
7. Pichkaleva N.V. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah fizi -
cheskoj kul'tury [Formation of universal educational actions at physical culture lessons] //
Permskij pedagogicheskij zhurnal [Perm pedagogical journal]. 2018. No. 9. P. 77–81.
8. Shlykova D.V. Problemy shkol'noj adaptacii detej [Problems of school adaptation
of children] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: so-
cial'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social
Sciences]. 2015. No. 4. P. 111–121.
9. Shchetinina S.Yu. Perspektivy razvitiya integrirovannoj vospityvayushchej fiz-
kul'turno-sportivnoj sredy v regione [Prospects for the development of an integrated upbring-
ing physical culture and sports environment in the region] // Pedagogiko-psihologicheskie i
mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and
medical-biological problems of physical culture and sport]. 2014. No. 1 (30). P. 167–177.
9