Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура личности / физкультурная деятельность детей / сельские школьники / самоопределение / physical culture of a person / physical activity of children / rural schoolchildren / self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алавердова Ольга Николаевна, Гумовская Валентина Михайловна, Малыгин Геннадий Георгиевич

Рассмотрена проблема формирования физической культуры личности детей, обучающихся в начальной школе сельской местности, и исследованы интегрированные показатели их развития. Предложена и доказана эффективность технологии формирования физической культуры личности ребенка 7–9 лет в условиях дополнительных форм физического воспитания сельской школы с учетом индивидуальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алавердова Ольга Николаевна, Гумовская Валентина Михайловна, Малыгин Геннадий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN THE FORMATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF YOUNGER PUPILS

The problem of the formation of physical culture of the personality of a child studying in an elementary school in rural areas is considered, and integrated indicators of their development are investigated. The effectiveness of the technology of formation of physical culture of the personality of children of 7-9 years old in the conditions of additional forms of physical education of a rural school, taking into account individual characteristics, has been proposed and proved.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011 10.24412/2305-8404-2021-5-3-9

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О.Н. Алавердова, В.М. Гумовская, Г.Г. Малыгин

Рассмотрена проблема формирования физической культуры личности детей,

обучающихся в начальной школе сельской местности, и исследованы интегрированные

показатели их развития. Предложена и доказана эффективность технологии форми-

рования физической культуры личности ребенка 7–9 лет в условиях дополнительных

форм физического воспитания сельской школы с учетом индивидуальных особенно-

стей.

Ключевые слова: физическая культура личности, физкультурная деятельность

детей, сельские школьники, самоопределение.

MODERN APPROACHES IN THE Алавердова Ольга Николаевна, доц., olenka_

FORMATION OF THE PHYSICAL makarova_60@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточ-

CULTURE OF THE PERSONALITY ная государственная академия физической культуры,

OF YOUNGER PUPILS Гумовская Валентина Михайловна, канд. пед.

наук, доц., klbasketball@mail.ru, Россия, Хабаровск, Даль-

Alaverdova O.N., associate professor, olen- невосточная государственная академия физической куль-

ka_makarova_60@mail.ru, Russia, Khaba- туры,

rovsk, Far Eastern State Academy of Physical Малыгин Геннадий Георгиевич, доц., klbas-

Culture, ketball@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная

Gumovskaya V.M., candidate of pedagogical государственная академия физической культуры

sciences, associate professor, klbasketball@

mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State

Academy of Physical culture, О современном состоянии физи-

Malygin G.G., associate professor, klbasket- ческого воспитания в общеобразователь-

ball@mail.ru, Russia, Khabarovsk, Far East-

ern State Academy of Physical Culture ных учреждениях России высказывают

свое мнение многие ученые. Они счи-

The problem of the formation of physical тают, что физическая культура в разделе

culture of the personality of a child studying

in an elementary school in rural areas is con- общего образования способствует гармо-

sidered, and integrated indicators of their de- низации телесного и духовного единства

velopment are investigated. The effectiveness

of the technology of formation of physical учащихся, формированию у них здоровья

culture of the personality of children of 7-9 физического и психического. Л.И. Лу-

years old in the conditions of additional forms бышева (2010) и Д.В. Шлыкова (2015)

of physical education of a rural school, taking

into account individual characteristics, has отмечают, что процесс физического вос-

been proposed and proved. питания является непрерывным и преем-

Key words: physical culture of a person, ственным в различных возрастных груп-

physical activity of children, rural school- пах на всех ступенях образования [3, 8].

children, self-determination. Проблема на сегодняшний день в усло-

виях сельской местности состоит в том,

3

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

что формирование физической культуры личности у детей начальной

школы сводится к уроку физической культуры, где, по требованию

стандарта, индивидуально формируются универсальные учебные действия,

на наш взгляд, в недостаточной степени, следствием этого и формирование

физической культуры личности (ФКЛ) у младших школьников происходит

не интегрально, не сбалансированно, не во взаимодействии с семьей и

дополнительными формами физического воспитания.

А.А. Пауков (2021), Г.Л. Драндров (2019) полагают, что основопо-

лагающим принципом физкультурного воспитания является единство

мировоззренческого, интеллектуального и двигательного (телесного) ком-

понентов в формировании физической культуры личности, обусловли-

вающее образовательную, методическую и деятельно-практическую

направленность воспитательного процесса [2, 5, 6]. С.Ю. Щетинина (2014),

О.В. Видонова (2015), Е.В. Осипенко (2013), Н.В. Пичкалева (2018) обос-

новывают педагогические условия реализации модели, интегрированной

воспитывающей физкультурно-спортивной средой. Акцентируют внима-

ние на создании педагогических условий, обеспечивающих возможности

самореализации и самопроявления учащегося в интегрированной воспиты-

вающей физкультурно-спортивной среде [1, 4, 7, 9].

Своевременная организация педагогической поддержки в началь-

ной школе позволяет последовательно перейти ко второй ступени школь-

ного обучения, к стимулированию и самоуправлению внешней и внутрен-

ней активности детей. Вследствие этого нами разработана технология

формирования физической культуры личности детей 7–9 лет в условиях

дополнительных форм физического воспитания сельской школы.

Целью исследования являлось повышение уровня физической куль-

туры личности детей 1–4-х классов сельской школы в процессе реализации

экспериментальной технологии.

В эксперименте приняли участие младшие школьники сельской

местности района имени Лазо Хабаровского края (по 12 чел. из каждой

группы).

Реализация технологического критериально-ориентированного

подхода к повышению эффективности физкультурной деятельности детей

сельской школы в период адаптации к обучению основывалась на 3 бло-

ках.

Первый блок (информационно-контрольный) включает сбор ин-

формации об уровне сформированности физической культуры детей и

уровне сформированности компетенции родителей к осуществлению физ-

культурной деятельности ребенка в семье.

Второй блок (экспертный) состоит из проектно-прогностического

модуля, предполагающего анализ, дифференциацию, проектирование и

прогнозирование.

4

3

Физическая культура [Physical culture]

Третий блок технологии представлен совокупностью методических

воздействий, направленных на развитие двигательных, интеллектуальных,

мотивационных и эмоционально-коммуникативных качеств детей и их

родителей. Данный блок основан на программе «Здоровячок» и рассчитан

на период обучения в 1–4-х классах.

Методика, лежащая в основе программы «Здоровячок», включает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

элемент разработки семейных проектов, целью которых выступает повы-

шение уровня ФКЛ ребенка. Содержание программы «Здоровячок» реали-

зуется в первом и втором управляющих воздействиях (в 1-м и 2-м классах)

и характеризуется освоением детьми комплексов упражнений для развития

силы мышечного корсета, координации движений, комплексов тан-

цевальных упражнений, валеологических подвижных игр, упражнений

антистрессовой пластической гимнастики, психогимнастики и усвоением

знаний о здоровом образе жизни, освоением простейших способов саморе-

гуляции, самоконтроля за физической нагрузкой. Данный цикл занятий

рассчитан на 9 мес. – во 2-м классе и на 6 мес. – в 1-м классе, начиная с

декабря. Занятия в группах проводятся в условиях школы в группе про-

дленного дня и семьи под руководством родителей с применением про-

стейших способов саморегуляции, самоконтроля за физическим развитием.

С третьим управляющим воздействием ребята знакомятся в 3-м и 4-м клас-

сах, оно включает проведение специалистом физкультурных занятий с

разновозрастными группами детей начальных и средних классов (с маль-

чиками и девочками раздельно). В методику управляющего воздействия

для 3-го класса также включен проектный метод для возрастных групп

детей. Эти проекты направлены на повышение уровней психофизических

способностей детей, формирование самостоятельной физкультурно-оздо-

ровительной деятельности для подготовки к выполнению нормативов

ВФСК ГТО. Проекты дети создают сами под контролем взрослых. На

занятиях используются современные средства оздоровительной физиче-

ской культуры: скиппинг, функциональный тренинг, фитбол-гимнастика,

реализуются такие методы, как стандартно-интервальный, переменно-

интервальный и метод круговой тренировки для гармонизации развития

физических способностей. Структура занятия соответствует традиционной

схеме оздоровительной тренировки. Данный цикл занятий рассчитан на

9 мес. и состоит из четырех этапов: втягивающего, развивающего, трени-

рующего и поддерживающего. Занятия проводятся как и во 2-м управ-

ляющем воздействии, но добавляется еще одно занятие для проведения в

условиях семьи под контролем родителей.

Итоговыми показателями эффективности разработанной техноло-

гии являются интегральные уровни сформированности физической куль-

туры личности детей. Суммарный показатель уровня сформированности

ФКЛ рассчитывался индивидуально для каждого ребенка. В общую сумму

входили средние баллы, которые ребенок получил по категориям: знания,

5

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

осознанность, умения физкультурной деятельности, техника выполнения

программных двигательных действий, физическая подготовленность, мор-

фофункциональное развитие, психоэмоциональное состояние, посещае-

мость обязательных форм физического воспитания, участие во внеурочных

формах физического воспитания, участие в семейных формах физического

воспитания. Общая сумма средних баллов каждого ребенка сравнивалась с

таблицами Е.В. Скриплевой (2004), относительно которых определялся

индивидуальных уровень сформированности ФКЛ ребенка.

Результаты проведенных исследований в начале эксперимента

показали, что в контрольной группе (КГ) у 5 чел. наблюдался низкий уро-

вень сформированности ФКЛ, а в экспериментальной (ЭГ) – у 6 чел. В

обеих группах выявлено равное количество детей (по 6 чел.) с уровнем

ниже среднего. Средний уровень сформированности ФКЛ имел только

один ребенок из контрольной группы (рисунок).

12

10

й

е

т 8

е

д

о 6

в

-

л

о 4

К

2

0

Контр. Экспер. Контр. Экспер.

До эксперимента После эксперимента

Высокий 0 0 0 0

Выше среднего 0 0 0 3

Средний 1 0 3 5

Ниже среднего 6 6 7 4

Низкий 5 6 2 0

Интегральные показатели сформированности ФКЛ

в контрольной и экспериментальной группах

К концу эксперимента (через 2,5 года) произошли соответствующие

изменения уровня сформированности ФКЛ у детей. Так, в ЭГ не осталось

ни одного ребенка с низким уровнем, в то время как в КГ – 2 чел. Уровень

ниже среднего наблюдался у 7 чел. в КГ и 4 чел. – в ЭГ. Средний уровень

был характерен для 3 чел. КГ и 5 чел. ЭГ. Уровня сформированности ФКЛ

выше среднего достигли только 3 ребенка ЭГ, чьи родители проявили

активное участие в организации физкультурно-спортивной деятельности

своих детей.

6

5

Физическая культура [Physical culture]

Таким образом, можно констатировать, что разработанная техноло-

гия оказалась более эффективной, чем традиционно используемая техно-

логия в физкультурно-оздоровительной работе с детьми в сельской школе.

Отчетливо видна динамика интеграции тела и сознания, которая прояви-

лась в психофизической относительной стабильности в первом, втором и

третьем управляющих воздействиях. Так, средний показатель физической

подготовленности в конце эксперимента в ЭГ составил 18,1 %, в КГ –

11,9 %, на 6,2 % произошел прирост показателей в ЭГ. Средний показатель

психоэмоционального состояния, где исследовались отрицательные сим-

птомокомплексы по тесту Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек», в ЭГ составил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20,4 %, а в КГ – 46,5 % (отрицательных показателей осталось на 26,1 %

больше, чем в ЭГ). Уровень интеллектуальных способностей в ЭГ за время

эксперимента вырос в среднем на 4,4 балла, а в КГ – на 1,2 балла. Лабора-

торные исследования адаптированности детей по тесту «Омега» к школь-

ному обучению показали, что уровень адаптации к физическим нагрузкам

у школьников ЭГ составил – 84 %, в КГ – 45 %, уровень тренированности

организма в ЭГ – 85,7 %, в КГ – 43,0 %, уровень энергетического обеспе-

чения в ЭГ – 85,7%, в КГ – 43,1%, уровень психоэмоционального состоя-

ния в ЭГ – 71,9 %, в КГ – 45,8 %, уровень физического состояния в ЭГ

характеризовался как «отличный», в КГ – «удовлетворительный».

Пошаговое введение методик в 1-м классе во втором полугодии

способствовало приспособляемости и постепенной адаптации, стабилиза-

ции, во 2-м классе выявлена интегративная взаимосвязь психофизических

составляющих младших школьников на основании преобразующих пока-

зателей, в 3-м и 4-м классах экспериментально обоснована эффективность

разработанной технологии на основе анализа процесса формирования фи-

зической культуры личности детей при участии родителей и педагогов.

Список литературы

1. Видонова О.В., Видонова А.С. Проблемы адаптации детей млад-

шего школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам // Разви-

тие современного образования: теория, методика и практика: материалы IV

Междунар. науч.-практ. конф. / редкол. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары:

ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 166–167.

2. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учеб-

ных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Фи-

зическая культура» // Современные проблемы науки и образования.

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.

И.Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 160–169.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ака-

демия, 2010. 272 с.

7

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

4. Осипенко Е.В. Содержание и направленность физкультурно-

оздоровительных занятий с младшими школьниками в группах продлен-

ного дня: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2013. 22 с.

5. Пауков А.А. Обучение младших школьников действиям с мячом

на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебок-

сары, 2021. 24 с.

6. Пауков А.А. Формирование у младших школьников универсаль-

ных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча» // Физическая

культура и спорт. Олимпийское образование: материалы Междунар. науч.-

практ. конф. Краснодар: КубГУФКСиТ, 2019. С. 141–143.

7. Пичкалева Н.В. Формирование универсальных учебных действий

на уроках физической культуры // Пермский педагогический журнал. 2018.

№ 9. С. 77–81.

8. Шлыкова Д.В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник

Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные

науки. 2015. № 4. С. 111–121.

9. Щетинина С.Ю. Перспективы развития интегрированной воспи-

тывающей физкультурно-спортивной среды в регионе // Педагогико-пси-

хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и

спорта. 2014. №1 (30). С. 167–177.

References

1. Vidonova O.V., Vidonova A.S. Problemy adaptacii detej mladshego shkol'nogo

vozrasta k umstvennym i fizicheskim nagruzkam [Problems of adaptation of children of pri-

mary school age to mental and physical stress] // Development of modern education: theory,

methodology and practice: materials of the IV Intern. scientific-practical conf. / editorial

board IS HE. Shirokov [et al.]. Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2015.

P. 166–167.

2. Drandrov G.L., Paukov A.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij u

mladshih shkol'nikov v processe obucheniya predmetu «Fizicheskaya kul'tura» [Formation of

universal educational actions in younger schoolchildren in the process of teaching the subject

"Physical culture"] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Vestnik Chuvashskogo

gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva [Modern problems of

science and education. Bulletin of the Yakovleva Chuvash State Pedagogical University].

2019. No. 1 (101). P. 160–169.

3. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of physical

culture and sports]: textbook. manual for stud. higher. study. institutions: 3rd ed., rev. and

add. M.: Academy, 2010. 272 p.

4. Osipenko E.V. Soderzhanie i napravlennost' fizkul'turno-ozdorovitel'nyh zanyatij s

mladshimi shkol'nikami v gruppah prodlennogo dnya [The content and orientation of physical

culture and health-improving classes with younger schoolchildren in extended-day groups]:

author. dis. ... cand. ped. sciences. Smolensk, 2013. 22 p.

5. Paukov A.A. Obuchenie mladshih shkol'nikov dejstviyam s myachom na urokah

fizicheskoj kul'tury [Teaching younger schoolchildren to operate with a ball in physical edu-

cation lessons]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Cheboksary, 2021. 24 p.

8

7

Физическая культура [Physical culture]

6. Paukov A.A. Formirovanie u mladshih shkol'nikov universal'nyh uchebnyh

dejstvij v processe obucheniya «Shkole myacha» [Formation of universal educational actions

in younger schoolchildren in the process of teaching the "School of the ball"] // Physical cul-

ture and sport. Olympic education: materials of the Intern. scientific-practical conf. Krasno-

dar: KubSUFKSiT, 2019. P. 141–143.

7. Pichkaleva N.V. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah fizi -

cheskoj kul'tury [Formation of universal educational actions at physical culture lessons] //

Permskij pedagogicheskij zhurnal [Perm pedagogical journal]. 2018. No. 9. P. 77–81.

8. Shlykova D.V. Problemy shkol'noj adaptacii detej [Problems of school adaptation

of children] // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: so-

cial'nye nauki [Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social

Sciences]. 2015. No. 4. P. 111–121.

9. Shchetinina S.Yu. Perspektivy razvitiya integrirovannoj vospityvayushchej fiz-

kul'turno-sportivnoj sredy v regione [Prospects for the development of an integrated upbring-

ing physical culture and sports environment in the region] // Pedagogiko-psihologicheskie i

mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and

medical-biological problems of physical culture and sport]. 2014. No. 1 (30). P. 167–177.

9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.