1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
УДК 796.332:796.011 10.24412/2305-8404-2021-5-58-64
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ)
Ю.В. Помилуйко, Н.Х. Хакунов, И.К. Гунажоков, М.Х. Коджешау
Рассмотрены вопросы, связанные с дополнительным образованием детей в
сфере физической культуры и спорта. Представлены результаты исследования, от-
ражающие уровень сформированности физической культуры личности подростков в
результате реализации разноуровневой программы дополнительного образования де-
тей физкультурно-спортивной направленности «Футбол как средство формирования
физической культуры личности подростков».
Ключевые слова: дети, дополнительное образование, физическая культура
личности, разноуровневая программа, футбол.
FORMATION OF THE PERSONALITY OF Помилуйко Юрий Валерьевич, старший пре-
THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS подаватель, [email protected], Россия, Краснодар,
IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY Кубанский государственный университет,
EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF Хакунов Нурбий Хасанбиевич, д-р пед. наук,
FOOTBALL) проф., [email protected], Россия, Майкоп, Адыгей-
ский государственный университет,
Pomiluiko Yu.V., senior lecturer, pomiluyko Гунажоков Игорь Кимович, канд. пед. наук,
[email protected], Russia, Krasnodar, Kuban State доц., [email protected], Россия, Майкоп, Адыгейский госу-
University, дарственный университет,
Hakunov N.Kh., doctor of pedagogical sci- Коджешау Маджид Хамидович, канд. пед.
ences, professor, [email protected], наук, доц., [email protected], Россия, Майкоп, Ады-
Russia, Maykop, Adyghe State University, гейский государственный университет
Gunazhokov I.K., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, [email protected],
Russia, Maykop, Adyghe State University, Федеральный закон от 29.12.2012
Kodzheshau M.Kh., candidate of peda- №273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об обра-
gogical sciences, associate professor, pomi-
[email protected], Russia, Maykop, Adyghe зовании в Российской Федерации» опре-
State University деляет дополнительное образование де-
тей как вид образования, который на-
The issues related to the additional education
of children in the field of physical culture and правлен на всестороннее удовлетворение
sports are considered. The results of the study, образовательных потребностей человека
reflecting the level of formation of the physi-
cal culture of the personality of adolescents as в интеллектуальном, духовно-нравствен-
a result of the implementation of a multilevel ном, физическом и (или) профессиональ-
program of additional education of children of ном совершенствовании и не сопровож-
physical culture and sports orientation "Foot-
ball as a means of forming the physical culture дается повышением уровня образования.
of the personality of adolescents". Отличительной особенностью до-
Key words: children, additional education, полнительного образования детей явля-
physical culture of the individual, multilevel ется его доступность. Многими исследо-
program, football. вателями даются высокие оценки пер-
спективности дополнительного образования в плане успешной социализа-
ции и развития ребенка [2, 4, 6, 8].
58
2
Физическая культура [Physical culture]
Физкультурно-спортивное направление является одним из важных
направлений дополнительного образования, где особое значение приобре-
тает решение задач, связанных с повышением уровня физического разви-
тия детей, формирования устойчивой мотивации к систематическим заня-
тиям физическими упражнениями как основы здорового образа жизни,
формированием личностных качеств обучающихся и в целом формирова-
нием физической культуры личности.
Физическая культура и спорт в XXI веке представляют собой соци-
альные феномены, которые способны преобразовывать как современное
общество, так и личность. Воспитательный потенциал физической куль-
туры и спорта в этом отношении имеет свои специфические особенности, а
именно: в результате освоения ценностного потенциала этой части куль-
туры общества достигается цель физкультурного воспитания – формиро-
вание физической культуры личности. Ценностный потенциал физической
культуры и спорта можно считать реализованным лишь тогда, когда он
становится достоянием личности, именно в этом его основная ценность [1,
3, 7, 10, 12].
Особенностями дополнительного образования физкультурно-спор-
тивной направленности можно считать то, что занимающимся необходимо
предоставить такую систему обучения, которая отражает закономерности
двигательной деятельности, связанные в первую очередь с развитием
физических качеств, формированием двигательных умений и навыков. В
процессе обучения должны формироваться специальные знания в сфере
физической культуры и спорта и осознанная потребность к регулярным
занятиям физическими упражнениями.
Технологиям формирования физической культуры личности детей,
подростков, старшеклассников, студентов посвящены труды многих отече-
ственных исследователей в различные годы. При этом эффективность реа-
лизации таких технологий во многом обеспечивается профессиональным
мастерством спортивных педагогов, уровнем их личностно-профессио-
нального развития [9, 11].
Целеустремленная, систематическая работа учреждений дополни-
тельного образования, реализующих образовательные программы физ-
культурно-спортивной направленности, обладает большим потенциалом
приобщения подростков к физкультурно-спортивной деятельности [8].
Физкультурно-спортивная деятельность предоставляет возмож-
ность освоения знаний теоретического и методического характера и воз-
можность реализовать эти знания на практике.
Одним из принципов государственной политики развития дополни-
тельного образования детей является принцип программоориентированно-
сти, предполагающий, что базовым элементом дополнительного образова-
ния детей является не образовательная организация, а образовательная
программа.
59
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Цель исследования – разработка и экспериментальная апробация
разноуровневой программы дополнительного образования детей физкуль-
турно-спортивной направленности «Футбол как средство формирования
физической культуры личности подростков».
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образова-
ния детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Феде-
рации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, одним из принципов проектирова-
ния и реализации дополнительных общеобразовательных программ явля-
ется разноуровневость.
Содержание и материал разработанной программы дополнитель-
ного образования подростков представлен по принципу дифференциации в
соответствии со следующими уровнями сложности:
1. «Досуговый уровень» (начальный этап подготовки) – участнику
предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими
владения специализированными предметными знаниями и концепциями,
участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем
сложности, необходимым для освоения содержания программы. Один год
обучения в количестве 144 ч (может быть использована как первая ступень
– переход к познавательному уровню).
2. «Познавательный уровень» (базовый этап подготовки) – участ-
нику предлагается участие в постановке и решении таких заданий и задач,
для которых необходимо использование специализированных предметных
знаний, концепций, создающих общую и целостную картину изучаемого
предмета (1 год обучения – 144 ч). Может быть использована как ступень –
переход к продвинутому уровню.
3. «Продвинутый уровень» (предпрофессиональный этап подго-
товки) – участнику предлагается участие в постановке и решении таких за-
даний и задач, для которых необходимо использование сложных, специа-
лизированных предметных знаний, концепций (1 год обучения – 144 ч).
Категория учащихся, для которой программа актуальна: учащиеся
средних и старших классов общеобразовательных школ (подростки в воз-
расте 13–16 лет).
Срок реализации программы: 3 года (432 ч).
Содержательная часть программы представлена тремя крупными
блоками:
1) теоретическим;
2) учебно-тренировочным;
3) диагностическим.
Содержание каждого из блоков дифференцировано в зависимости
от этапа подготовки (начальный, базовый, предпрофессиональный) и
уровня сложности (досуговый, познавательный, продвинутый).
Новизна разработанной программы заключается в ее образователь-
ной направленности. При этом реализация программы предусматривает
60
4
Физическая культура [Physical culture]
использование современных педагогических технологий (модульного обу-
чения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, про-
блемного обучения, междисциплинарного обучения, здоровьесберегаю-
щих) и методик преподавания, обеспечивающих формирование интереса
обучающихся к физкультурно-оздоровительной, физкультурно-спортивной
деятельности на основе включения их непосредственно в эту деятельность.
Результаты экспериментальной работы. Оценка уровня сформиро-
ванности физической культуры личности подростков на начальном этапе
подготовки свидетельствует о том, что в начале этапа низкий уровень
сформированности физической культуры личности отмечается больше чем
у половины подростков, а средний и высокий уровни – лишь у 36 % подро-
стков, приступивших к обучению на этом этапе (рисунок).
70
64
60
55 55.6
%
,
в 50
о
к
т
с
о 38.8
р 40
д
о
п
о 30
в 30 28
т
с
е
ч
и
л
о 20
К 15
10 8
5.6
0
Начальный Базовый Предпрофессиональный
этап (n=25) этап (n=20) этап (n=18)
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Динамика уровня сформированности физической культуры
личности подростков в результате реализации
разноуровневой программы дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
В результате реализации разработанной разноуровневой программы
по окончании начального этапа подготовки увеличивается число подрост-
ков, имеющих средний уровень сформированности физической культуры
61
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
личности (от 28 % в начале этапа до 64 % в конце). Соответственно, число
подростков со средним и высоким уровнями сформированности физиче-
ской культуры личности по окончании этапа начальной подготовки соста-
вило 88 %, тогда как в начале этого этапа было всего лишь 36 % подрост-
ков, приступивших к обучению (Р<0,05).
Практически аналогичные результаты, характеризующие степень
сформированности физической культуры личности подростков, были
получены по окончании освоения подростками познавательного уровня
программы на базовом этапе подготовки.
Число подростков со средним и высоким уровнями сформирован-
ности физической культуры личности в начале базового этапа подготовки
составляло 45 %, а по окончании этапа число подростков со средним и
высоким уровнями сформированности физической культуры личности
увеличилось в 2 раза и составило 90 % (Р<0,05).
Анализируя результаты экспериментальной работы, связанной с
формированием физической культуры личности подростков на этапе пред-
профессиональной подготовки при освоении ими продвинутого уровня
программы, следует отметить, что число подростков со средним и высоким
уровнями сформированности физической культуры личности по оконча-
нии этапа предпрофессиональной подготовки составило 94,4 % (см. рису-
нок).
Это означает, что у 17 подростков из 18, освоивших продвинутый
уровень программы, отмечаются средний и высокий уровни сформирован-
ности физической культуры личности и лишь у одного подростка сформи-
рованность физической культуры личности соответствует низкому
уровню.
Таким образом, можно констатировать рост числа подростков на
каждом из этапов подготовки, у которых отмечаются высокий и средний
уровни сформированности физической культуры личности, что свидетель-
ствует об эффективности реализации разноуровневой программы в плане
формирования физической культуры личности подростков.
Список литературы
1. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характе-
ристики педагогической технологии формирования физической культуры
личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 3. С. 38–47.
2. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития
системы дополнительного образования детей // Дополнительное образова-
ние. 1999. № 2. С. 4–6.
3. Гунажоков И.К. Особенности формирования физической куль-
туры личности в условиях регламентированных занятий в общеобразова-
тельной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 1995. 17 с.
62
6
Физическая культура [Physical culture]
4. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного об-
разования // Дополнительное образование. 2000. № 9. С. 6–9.
5. Коджешау М.Х. Факторы, определяющие физкультурно-спор-
тивную активность студентов // Теория и практика физической культуры.
1999. № 3. С. 56–57.
6. Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности
участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями
в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте
проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168–190.
7. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической
культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и
практика физической культуры. 1997. № 6. С. 10–15.
8. Непсо Б.А., Вержбицкий И.В., Вержбицкая Е.Г. Решение задач по
формированию личности дзюдоистов в учебно-тренировочном процессе //
Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности: материалы
заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо
Адыгейского государственного университета / под ред. А.Б. Бгуашева,
Е.Г. Вержбицкой. Майкоп: Изд-во «Электронные издательские техноло-
гии», 2018. С. 82–86.
9. Профессионально значимые личностные качества спортивного
педагога / Н.Х. Хакунов [и др.] // Вестник Адыгейского государственного
университета. 2013. № 2. С. 153–160.
10. Формирование физической культуры личности обучающихся на
основе соуправления процессом физического воспитания / Р.З. Османов //
Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и про-
паганда здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конф.
Грозный: Изд-во ЧГПУ, 2015. С. 39–42.
11. Хазова С.А., Бгуашев А.Б., Бегидова С.Н. Личностно-профес-
сиональное развитие спортивных педагогов в процессе профессиональной
подготовки: монография. Владикавказ: Владикавказский ин-т упр., 2015.
332 с.
12. Хакунов Н.Х., Ахтаов Р.А. Физическая культура и спорт в со-
временном мире – социальные аспекты: учеб.-метод. пособие для студ. и
аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 168 с.
References
1. Vilenskij M.Ya., Solov'ev G.M. Osnovnye sushchnostnye harakteristiki
pedagogicheskoj tekhnologii formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti [The main essential
characteristics of the pedagogical technology of personal physical culture formation] //
Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2001. No. 3.
P. 38–47.
2. Gorskij V.A., Zhurkina A.Ya. Pedagogicheskie principy razvitiya sistemy
dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Pedagogical principles of development of the system of
63
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
additional education for children] // Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education]. 1999.
No. 2. P. 4–6.
3. Gunazhokov I.K. Osobennosti formirovaniya fizicheskoj kul'tury lichnosti v
usloviyah reglamentirovannyh zanyatij v obshcheobrazovatel'noj shkole [Features of the
formation of a person's physical culture in the conditions of regulated classes in a
comprehensive school]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Maykop, 1995. 17 p.
4. Zhurkina A.Ya. Vospitatel'nyj potencial dopolnitel'nogo obrazovaniya
[Educational potential of additional education] // Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional
education]. 2000. No. 9. P. 6–9.
5. Kodzheshau M.H. Faktory, opredelyayushchie fizkul'turno-sportivnuyu aktivnost'
studentov [Factors determining the physical culture and sports activity of students] // Teoriya
i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1999. No. 3. P. 56–
57.
6. Kosareckij S.G., Kupriyanov B.V., Filippova D.S. Osobennosti uchastiya detej v
dopolnitel'nom obrazovanii, obuslovlennye razlichiyami v kul'turno-obrazovatel'nom i
imushchestvennom statuse semej i meste prozhivaniya [Features of the participation of
children in additional education, due to differences in the cultural, educational and property
status of families and place of residence] // Voprosy obrazovaniya [Educational issues]. 2016.
No. 1. P. 168–190.
7. Lubysheva L.I. Sovremennyj cennostnyj potencial fizicheskoj kul'tury i sporta i
puti ego osvoeniya obshchestvom i lichnost'yu [Modern value potential of physical culture
and sports and ways of its development by society and individuals] // Teoriya i praktika
fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 1997. No. 6. P. 10–15.
8. Nepso B.A., Verzhbickij I.V., Verzhbickaya E.G. Reshenie zadach po
formirovaniyu lichnosti dzyudoistov v uchebno-trenirovochnom processe [Solving problems
on the formation of the personality of judokas in the educational and training process] //
Physical culture and sport, life safety: materials of round tables at the Institute of Physical
Culture and Judo of the Adyghe State University / ed. A.B. Bguasheva, E.G. Verzhbitskaya.
Maikop: Publishing house "Electronic publishing technologies", 2018. P. 82–86.
9. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva sportivnogo pedagoga
[Professionally significant personal qualities of a sports teacher] / N.H. Hakunov [et al.] //
Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Adyghe State
University]. 2013. No. 2. P. 153–160.
10. Formirovanie fizicheskoj kul'tury lichnosti obuchayushchihsya na osnove
soupravleniya processom fizicheskogo vospitaniya [Formation of physical culture of the
personality of students on the basis of co-management of the process of physical education] /
R.Z. Osmanov // Physical culture and sport in the modern world: the social role and
promotion of a healthy lifestyle: materials of the Intern. scientific-practical conf. Grozny:
Publishing house of ChGPU, 2015. P. 39–42.
11. Hazova S.A., Bguashev A.B., Begidova S.N. Lichnostno-professional'noe
razvitie sportivnyh pedagogov v processe professional'noj podgotovki [Personal and
professional development of sports teachers in the process of professional training]:
monograph. Vladikavkaz: Vladikavkaz Institute of Management, 2015. 332 p.
12. Hakunov N.H., Ahtaov R.A. Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire –
social'nye aspekty [Physical culture and sports in the modern world - social aspects]: study
guide. manual for stud. and graduate students. Maikop: ASU Publishing House, 2008. 168 p.
64