Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
УДК 373
Помилуйко Юрий Валерьевич Pomiluyko Yuri Valerievich
старший преподаватель senior lecturer
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» IN FGBOU "Kuban state University»
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ
VALUE POTENTIAL OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FORMING OF HEALTHY WAY OF LIFE AND THE DEVELOPMENT OF PERSONAL
QUALITIES OF STUDENTS
Аннотация. Современная парадигма гуманизации системы образования не противопоставляет интересы государства и личности. В этом отношении ценностный потенциал физической культуры и спорта, представляющий собой материальные и духовные ценности, создаваемые нашим социумом, через физическое воспитание, в различных его проявлениях, через систему спортивной подготовки, становятся достоянием личности.
Ключевые слова. физическая культура, спорт, ценности, физкультурно-спортивная деятельность, здоровый образ жизни.
Abstract. The modern paradigm of humanization of the education system does not oppose the interests of the state and the individual. In this regard, the value potential of physical culture and sports, which is the material and spiritual values created by our society, through physical education, in its various manifestations, through the system of sports training, become the property of the individual.
Key words. physical culture, sport,values, physical culture and sports activities, healthy lifestyle.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что в связи с повышением значимости и возможностей самореализации в современном обществе все более возрастает социальная сущность физической культуры и спорта, так как они, прежде всего, интегральное средство профилактики заболеваний, в том числе и
173
Международная научно-практическая конференция психических, что было отмечено в Декларации Всемирного саммита (Берлин, 35 ноября 1999 г.) по физической культуре и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под патронажем ЮНЕСКО.
Физическая культура и спорт в XXI веке представляют собой социальные феномены, которые способны преобразовывать как современное общество, так и личность [9, с. 11].
Воспитательный потенциал физической культуры и спорта, в этом отношении, имеет свои специфические особенности. Целью физкультурного воспитания является формирование физической культуры личности в результате освоения ценностного потенциала этой части культуры общества [4, с.10].
Со времён появления первых систем физического воспитания человечеством накоплен огромный опыт, ставший общественным достоянием, иначе, тем, что понимают под общественными ценностями, относящимися к физической культуре и спорту:
- знания о закономерностях, связанных с повышением работоспособности человека, о средствах и методах развития физических способностей, о возрастных закономерностях и влиянии физических упражнений на физическое развитие человека и т. д. (интеллектуальные ценности физической культуры и спорта);
- эталонные образцы двигательной деятельности, демонстрируемые в физическом воспитании и в процессе соревновательной деятельности, индивидуальные достижения на пределе физических и психических возможностей человека, отражающие его потенциал (ценности двигательного характера);
- технологии формирования здорового образа жизни, формирования физической культуры личности, повышения физической подготовленности, формирования двигательных навыков, технологии планирования (ценности педагогических технологий);
- ценности интенционного характера: популярность и престижность в оценках общества спорта и физической культуры, мотивация, ценностные
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований ориентации и потребности различных слоёв населения, определяющие их установки на саморазвитие, готовность к самосовершенствованию [3, с.45; 8, с.11].
Ценностный потенциал физической культуры и спорта можно считать реализованным лишь тогда, когда он становится достоянием личности, именно в этом его основная ценность.
Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что физическая культура и спорт являются эффективным средством воспитания личностных качеств детей и подростков, при этом важное место отводится формированию у детей и подростков физической и спортивной культуры личности.
Особенно важна эта деятельность для подростков, потому что в этом возрасте формируются определенные нравственные позиции и установки, мировоззрение и духовные ценности.
Вовлечение подростков в физкультурно-спортивную деятельность способствует решению стратегической задачи, связанной с их приобщением к здоровому образу жизни и формированием у них учебно-познавательных умений и навыков, то есть неких стереотипов действий, которые могут стать образом повседневной жизни. Физкультурно-спортивная деятельность предоставляет возможность формировать умения и навыки бережного отношения к своему здоровью, на основе знаний теоретического и методического характера. Знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, знания о закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков т. п., и возможность реализовать эти знания на практике.
Формирование учебно-познавательных умений и навыков связано с необходимостью использования передовых технологий организации и построения учебно-воспитательного процесса: развитие критического мышления; обучение в глобальном информационном сообществе и т.п.
В этом отношении, целеустремлённая, систематическая работа учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные
Международная научно-практическая конференция программы физкультурно-спортивной направленности, обладает большим воспитательным потенциалом в вопросах организации свободного времени подростков.
При этом В. П. Лукьяненко указывает на то, что: «готовность обучающихся к непрерывному образованию в области физической культуры должна непременно выражаться в сознательном их стремлении управлять собственным процессом познания - в самопознании самого себя, и как объекта познания, и как объекта воздействия средствами физической культуры с целью физического самосовершенствования» [6, с.211].
Занятия физическими упражнениями и спортом создают условия для формирования личности, на это указывают многие исследователи.
Создание отечественной системы физического образования связано с именем П.Ф. Лесгафта. В фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он излагает основы системы физического образования. П.Ф. Лесгафт, определяя особенности методики проведения занятий по физическому образованию, указывает на тесную связь между физическим и духовным развитием человека. Говоря о значении культуры для развития умения управлять своим поведением (волевая сфера личности), П.Ф. Лесгафт выявляет в физической культуре две стороны: действие и поведение. Поведение он рассматривает как отношение к себе и к другим, а действие умение владеть своим телом таким образом, чтобы содействовать собственному здоровью (отношение к себе) и не оскорблять общественный вкус, «ограничивать произвол в действиях».
Для подростков он рекомендует применять упражнения с более высокой физической нагрузкой с увеличивающимися напряжением и сложностью. Эти упражнения, по убеждению П.Ф. Лесгафта, учат подростков настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках, то есть такие упражнения развивают волевую сферу личности ребенка [2, с.241].
На сколько, влияют занятия физической культурой и спортом на процесс развития личности указывали ещё древние греки.
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
В частности, Платон, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку, как область духовной и интеллектуальной культуры. При этом приоритетным являлось физическое воспитание.
Величайший врач древности Гиппократ представлял физическое воспитание как эффективное средство разностороннего развития человека, в особенности его духа и воли.
Эпоха Возрождения - это период бурного развития искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры. В этот период появляются теоретические трактаты, в которых предлагается делать ссылки на опыт физического воспитания античности; утверждается идеал гармонично развитого человека.
Физическое развитие индивидуума происходит независимо от того, является ли он участником процесса физического воспитания или нет, ведет активный или малоподвижный образ жизни. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что физическое воспитание и регулярные занятия физическими упражнениями оказывают существенное влияние на показатели, характеризующие физическое развитие человека (показатели телосложения, показатели здоровья, показатели развития физических качеств).
В. В. Гнатюк, выступая на Всесоюзном съезде врачей и касаясь непосредственно работы в общеобразовательной школе, говорит: «Непонятно также, до каких пор мы будем игнорировать колоссальные издержки в физическом воспитании наших детей. Не секрет, что занятия физической культурой по школьной программе покрывают лишь 15-20% двигательной потребности ребенка».
К сожалению, приходится констатировать, что такая тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Многие специалисты в области теории и методики физического воспитания указывают на проблему недостаточной двигательной активности детей школьного возраста, ибо регламентированные
Международная научно-практическая конференция занятия физическим воспитанием не удовлетворяют этой потребности даже на треть.
В последние годы в области физической культуры и спорта интенсивно идет процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных технологий, способных обеспечить каждому человеку индивидуализированный подход к проблеме его личного здоровья и безопасности. Имеется достаточно большой ассортимент, как видов, так и форм, методов и средств физической подготовки. Для правильного выбора средств физической культуры и спорта, в целях оптимизации образа жизни подростков важно выявить их интересы в этой сфере. Такие мотивы как высокая физическая подготовленность, возможность испытать свои силы, улучшить свою оценку, развить определенные физические качества доминируют у подростков обоих полов [7, с. 39].
Таким образом, ценностный потенциал физической культуры и спорта невозможно переоценить, когда это касается развития конкурентоспособности личности, что особенно актуально для современной молодёжи. Физическое, психическое и социальное здоровья человека, во многом может быть обеспечено за счёт использования средств физической культуры и спорта.
Библиографический список:
1. Гунажоков, И.К. Особенности формирования физической культуры личности в условиях регламентированных занятий в общеобразовательной школе: автореф. дис: канд. пед. наук / И.К.Гунажоков // - Майкоп, 1995. - 17с.
2. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. - М., 1988.- С. 241-247.
3. Лубышева, Л.И. Развитие ценностного потенциала физической культуры и спорта на рубеже XXI века / Л.И. Лубышева // Олимпийское движение и социальные процессы. - Краснодар, 1996. - С. 45-50.
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
4. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - М., 1997. - №6. - С. 10-15.
5. Лубышева, Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования физической культуры личности / Л.И. Лубышева.// Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 6. - С. 96.
6. Лукьяненко, В.П. Самостоятельность как показатель готовности обучающихся к непрерывному физкультурному образованию / В.П. Лукьяненко, Н. В. Муханова // Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: Материалы III международной научно-практической конференции (г. Грозный, 15 октября 2019 г.). - Грозный: изд-во ЧГПУ, 2019. - С. 211-217.
7. Османов, И. К. Гунажоков, Р. М. Магомедов и др. // Физическая культура и спорт в современном мире: соци-альная роль и пропаганда здорового образа жизни: Матер. Межд. научн-практ. конф. - Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2015. - С. 39-42.
8. Столяров, В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - М., 1998. - №5. - С. 1115.
9. Хакунов Н.Х. Физическая культура и спорт в современном мире -социальные аспекты / Н.Х. Хакунов, Р.А. Ахтаов // Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов. - Майкоп: изд-во АГУ, 2008. - 168с.
10. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы / К.Д. Чермит // - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.
© Ю.В. Помилуйко, 2020