УДК 796.01 ББК 75.1 X 15
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Р.З. Османов
Кандидат педагогических наук, заместитель декана факультета физической культуры НОУ ВПО «Институт «Юждаг»»; E-mail: [email protected]
P.M. Магомедов
Кандидат педагогических наук, декан факультета физической культуры НОУ ВПО «Институт «Юждаг»»; E-mail: [email protected]
И.Н. Манько
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
СИСТЕМА СОУПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация. В данной статье изложен один из возможных способов оптимизации процесса физического воспитания современных школьников. Обоснована актуальность и неотложность ценностно-целевого и организационно-педагогического реформирования данного педагогического процесса. Охарактеризованы теоретически и эмпирически доказанная иерархическая система принципов организации физического воспитания школьников. В качестве комплексного средства в работе рассматривается соуправление физическим воспитанием в общеобразовательной школе, представлена модель его организации. Целью моделируемой деятельности обосновано формирование физической культуры личности обучающихся. В соответствии с целью охарактеризованы критерии эффективности функционирования модели, подобраны адекватные формы и методы физического воспитания школьников. Действенность разработанной модели обоснована результатами ее экспериментальной апробации.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура личности, соуправление процессом физического воспитания в общеобразовательной школе.
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Bases of Physical Training of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
R.Z. Osmanov
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Dean of Faculty of Physical Culture of Yuzhdag Institute; E-mail: [email protected]
R.M. Magomedov
Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of Faculty of Physical Culture of Yuzhdag Institute; E-mail: [email protected]
I.N. Manko
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Biomechanics and Medicobiological disciplines of Institute of Pphysical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
SYSTEM OF COMANAGING BY PHYSICAL TRAINING OF PUPILS AND RESULTS OF ITS PRACTICAL
REALIZATION
Abstract. This paper describes one of the possible ways of optimization of pupils' physical training. Relevance and urgency of valuable, target, organizational and pedagogical reforming of this pedagogical process is proved. The authors give a characteristic of a theoretically and empirically proved hierarchical system of the principles of the organization of pupils' physical training. Comanaging by physical training at comprehensive school is considered as complex means, the model of its organization is presented. The purpose of the modeled activity is the formation of physical culture of the personality of the trainee. In this connection, criteria for efficiency of model functioning are characterized, and adequate forms and methods of physical training of school students are identified. Effectiveness of the developed model is proved by results of its experimental approbation.
Keywords: physical training, physical culture of the personality, comanaging by process of physical training at comprehensive school.
В настоящий момент в стране остро встала проблема ухудшения здоровья населения на фоне невозможности ее решения исключительно средствами здравоохранения. При этом важное значение для повышения показателей здоровья, работоспособности, физического развития имеет физическое воспитание личности [1], [2], [3] и др.
Несмотря на то, что вопросы модернизации российской системы физического воспитания населения приобрели в последние годы большую популярность в научно-педагогических исследованиях, тем не менее проблема повышения качества физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций образования далека от окончательного решения. Свидетельством этому является в том числе продолжающее ухудшаться здоровье граждан, несоблюдение большинством представителей подрастающего поколения правил здорового образа жизни, лавинообразное распространение вредных привычек среди детей, подростков, учащейся молодежи. Это во многом является следствием того, что
в процессе физического воспитания у школьников не формируется личностная физическая культура. В связи с этим возникает необходимость поиска теоретических, методологических, технологических ориентиров для реформирования целей и содержания физического воспитания в общеобразовательной организации.
Сознательность и активность любой деятельности в значительной степени зависит от того, соответствует ли ее содержание интересам и потребностям личности, а также от возможности субъекта участвовать в планировании содержания и организации процесса деятельности [4], [5], [6] и др. Это актуализирует проблему обоснования возможностей и разработки практических способов организации соуправле-ния физическим воспитанием в общеобразовательной школе как эффективного комплексного средства формирования личностной физической культуры обучающихся.
Модернизация системы образования, в том числе и системы физического воспитания подрастающего поколения во многом связана
с переосмыслением целевых ориентиров и планируемых результатов. Принятие ценностных ориентиров, позволяющих реализовать потенциал физической культуры, определяет цель и планируемый результат системы физического воспитания в современных условиях: это формирование физической культуры личности обучающихся.
Изучение и анализ ранее проводимых исследований в области теории и методики физического воспитания, медицины, психологии, педагогики, посвященных здо-ровьесбережению детей школьного возраста, обобщение педагогического опыта, связанного с модернизацией современной образовательной системы в средних образовательных учреждениях, а также анализ ряда регламентирующих документов в сфере физической культуры позволил констатировать ряд проблем и недостатков, характерных для физического воспитания в общеобразовательной организации. Они касаются следующих моментов:
1. Негативное влияние образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся.
2. Отсутствие возможностей для оптимальной двигательной активности обучающихся в рамках регламентированных занятий физическими упражнениями и в режиме школьного дня.
3. Методики и технологии формирования физической культуры личности не используются в процессе физического воспитания обучающихся.
4. Отсутствие у обучающихся и их родителей возможностей участвовать в планировании и управлении процессом физического воспитания.
Вышесказанное позволило предположить, что организация управления процессом физического воспитания в общеобразовательной школе на основе эффективного взаимодействия обучающихся, педагогов, родителей, администрации в
рамках соуправления может стать эффективным путем формирования физической культуры личности.
Результаты собственных исследований, проведённые в рамках констатирующего эксперимента, позволяют говорить о том, что существующие на сегодняшний день целевые установки и программно-методическое обеспечение сложившейся системы физического воспитания не обеспечивают эффективного формирования физической культуры личности. В констатирующем эксперименте принимали участие учащиеся 8-9-х классов средних общеобразовательных школ города Дербента (Республика Дагестан) в количестве 300 человек. Целью его проведения стало выявление уровня сформированности физической культуры личности подростков, обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о низкой эффективности системы физического воспитания, занимающей доминирующее положение в большинстве регионов и муниципалитетах. Свидетельством этому являются:
- низкий уровень сформированности у подростков общетеоретических и методических знаний в области физической культуры (лишь каждый шестой подросток имеет необходимый уровень теоретико-методических знаний в области физической культуры, при этом более чем у 80% подростков отмечается низкий уровень знаний по теоретико-методическим разделам программы);
- уровень физкультурно-спортивной активности подростков может быть оценен в целом как недостаточный (38,4% мальчиков-подростков и 52,5% девочек не приобщены ни к одной из форм физкультурно-спортивной деятельности, а регулярно занимаются физическими упражнениями самостоятельно лишь 14,1% мальчиков и 12,3% девочек);
- в структуре мотивов, побуждающих к занятиям физическими упражнениями, преобладает внешний (отрицательный) тип мотивации (внутренний тип мотивации в ранговой структуре побудительных причин как у мальчиков, так и у девочек занимает последние позиции);
- тенденция к более раннему приобщению учащейся молодежи к вредным бытовым привычкам (в возрасте 13 лет 24,7% подростков приобщены к табакокурению, а 35,6% систематически употребляют алкогольные напитки).
Первым шагом к обеспечению эффективность функционирования системы физического воспитания, на наш взгляд, является определение теоретико-методологических положений, отражающих иерар-хизированную систему ценностей, принципов, подходов, на основе которых необходимо строить процесс физического воспитания. Таковыми являются:
1) ценностный потенциал физической культуры через систему физического воспитания должен способствовать формированию физической культуры личности. В этой связи целью физического воспитания необходимо считать не достижение абстрактного физического совершенства, по сути сводящегося к физической подготовке, а формирование физической культуры личности [1], [2], [3], [7] и др.
2) процесс физического воспитания в общеобразовательной организации должен строиться на основе принципов единства мировоззренческого и двигательного компонентов, воспитывающего характера обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, региональности и соответствия [раскрыты в 7].
3) достижение названной цели и реализация указанных принципов возможна при организации соуправления физическим воспита-
нием в общеобразовательной организации. Соуправление базируется на совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей, что, в свою очередь, позволяет обеспечить: связь поколений, преемственность традиций; целостное развитие личности подростка, педагога, родителей; возможность проявления себя в созидательном творчестве; свободу выбора и т.д. [4], [5], [6], [8] и др.
Опираясь на вышеизложенные концептуальные положения, можно констатировать, что в физическом воспитании учащихся акценты должны быть перенесены с проблем повышения физических кондиций и решения оздоровительных задач (до настоящего времени остающегося неэффективным) на формирование индивидуальной, личной физической культуры подростка. В этой связи регламентированные формы организации занятий физическим воспитанием в школе должны быть направлены на решение следующих задач:
- повышение физкультурной образованности;
- обучение самостоятельным занятиям физическими упражнениями и формирование установки на собственное самосовершенствование;
- обучение принципам самоконтроля и контроля физической нагрузки во время занятий;
- освоение таких видов физических упражнений, которые можно было бы использовать в продолжение всей жизни (с учетом интересов занимающихся);
- подготовка организма к семейной жизни (у девушек к будущему материнству), к воспитанию детей, обеспеченью их здоровья средствами физической культуры.
Комплексное решение указанных задач требует совершенствования организационных и дидактических основ функционирования школьной системы физического воспитания. Для системного внедрения необходимых инноваций нами
была разработана модель соуправ-ления физическим воспитанием в общеобразовательной организации, ориентированная на формирование физической культуры личности обучающихся (рис. 1).
Субъектами соуправления выступают администрация и педагоги общеобразовательной организации, обучающиеся и их родители, решающие задачи физического воспитания через Школьный совет. В процессе соуправления физическим воспитанием учащихся решаются задачи повышения физкультурной образованности обучающихся, обучения их самостоятельным занятиям физическими упражнениями и способам контроля и самоконтроля за физическими нагрузками, формирования установки на самосовершенствование, достижения оптимального уровня физической подготовленности. Реализация функций соуправления (планирования, организации, контроля и координации деятельности) осуществляется с использованием средств учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и профориен-тационной работы с учетом информации об индивидуальных физкультурно-спортивных ин-
тересах, мотивах, потребностях обучающихся, их национально-региональных особенностей, полученной благодаря механизмам обратной связи.
Разработанная модель представляет собой такую систему управления, которая обеспечивает:
- реальную возможность соуправления учащимися, родителями, педагогами физкультурно-спортивной деятельностью;
- планирование, организацию физкультурно-спортивной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения на основе интересов, потребностей учащихся и их родителей, учета национальных и региональных особенностей, особенностей менталитета, а также
возможностей общеобразовательного учреждения;
- формирование теоретических, конкретно-практических знаний в сфере физической культуры, интереса к различным видам физкультурно-спортивной деятельности;
- формирование потребности в систематических самостоятельных занятиях физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни и реализации этой потребности в повседневной жизни.
Реализация разработанной модели соуправления физическим воспитанием учащихся общеобразовательных школ предусматривает реализацию функций соуправления (планирование, организацию, контроль, координацию) в соответствии со следующими этапами:
1) Предварительный этап. Предусматривает создание коллектива единомышленников среди администрации, педагогов, учащихся и их родителей, объединенных одной целью. Для этого осуществляется изучение интересов, потребностей, особенностей менталитета учащихся и их родителей; диагностируются состояние здоровья, уровень физического развития, физической подготовленности, объемы двигательной активности учащихся. Основными направлениями работы являются пропаганда, агитация, реклама.
2) Этап планирования. Включает планирование учебно-воспитательного процесса, физкультурно-оздоровительнойиспортивно-массовой работы, профориентационной работы в области физической культуры. Деятельность строится на основе учета интересов потребностей, национально-региональных особенностей участников при планировании содержания вариативного компонента общеобразовательной программы.
3) Организационный этап. Предполагает организацию учебно-воспитательного процесса и физкультурно-оздоровительной деятельности, содержание которых выделено на основе интересов и по-
Цель - формирование физической культуры личности (ФКЛ) обучающихся
+
Компоненты ФКЛ
Когнитивный: знания в области ФК,
самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивационно-ценностный: внутренняя положительная мотивация двигательной активности
Деятельностный: оптимальный двигательный режим, самостоятельные занятия физич. упражнениями
повышение физкультурной образованности обучающихся
формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями
обеспечение оптимального уровня двигательной активности обучающихся
Задачи процесса ФВ, ориентированного на формирование ФКЛ
Ценностные ориентиры процесса ФВ. ориентированного на формирование ФКЛ: создание атмосферы сотрудничества, сотворчества; создание ситуации успеха для субъектов образования; свобода выбора содержания и форм физкультурно-спортивной деятельности; создание условий для проявления себя в физкультурно-спортивной деятельности и т.п.
N
У
А
Соуправление
физическим воспитанием (ФВ) в общеобразоватеь ной организации
- средство решения задач и достижения цели
V
Основополагающие принципы процесса ФВ. ориентированного на формирование ФКЛ:
1) единства мировоззренческого и двигательного компонентов;
2) воспитывающего характера обучения;
3) личностно-ориентированного образования;
4) индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; региональное™;
Субъекты
соуправления ФВ +
7/_
администрация, педагоги, обучающиеся, родители
Школьный совет
Критерии
Функции соуправления ФВ +
Планирование
Организация
Контроль
\
координация
Субъект-объекты
соуправления ФВ * —
обучающиеся
1. Когнитивный
2. Мотивационно-ценностный
3. Деятельностный
Обратные связи:
- учет интересов, потребностей, мотивов;
- учет национально-региональных особенностей
Результат: сформированность физической культуры личности обучающихся
Рис. 1. Модель соуправления физическим воспитанием в общеобразовательной организации
требностей учащихся с акцентом на повышение уровня физкультурной образованности и формирование установки на физическое самосовершенствование.
4) Формирующий этап. Ориентирован на формирование общетеоретических и конкретно-практических знаний в сфере физической культуры, переориентация потребностно-мотивационной сферы обучающихся на систематические самостоятельные занятия физическими упражнениями и здоровый образ жизни.
Для обоснования эффективности разработанной модели соуправ-ления физическим воспитанием в условиях общеобразовательного учреждения был организован и проведен формирующий эксперимент. Его участниками стали школьники 8-х классов средних общеобразовательных школ г. Дербента в составе 94 человека. Педагогический эксперимент продолжался два учебных года. Однородность исследуемой выборки (по результатам констатирующего эксперимента) позволила сформировать контрольную (КГ, 46) и экспериментальную (ЭГ, 48) группы, достоверно не отличающихся друг от друга.
Реализация представленной модели началась с создания коллектива единомышленников, одновременно являющихся как субъектом, так и объектом управления, для этого осуществлялась пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни в общеобразовательной школе, а также среди родителей учащихся. Следующим этапом явилась реализация участниками образовательного процесса функций соуправления. Основу организационных условий при этом составили: создание и работа органа соуправления; объединение субъектов вокруг общей цели; организация физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом интересов, потребностей учащихся; организация учебно-воспитательного процесса с
акцентом на повышение уровня физкультурной образованности и формирование установки на физическое самосовершенствование. Планирование и осуществление работы касалось: деятельности Школьного совета, учебно-воспитательного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, про-фориентационной работы в области физической культуры.
Контроль осуществлялся Школьным советом, учащимися, педагогами, родителями и предусматривал предварительный, текущий, итоговый контроль. На практике эти положения реализовывались за счет организации регламентированных занятий не на базе школьного класса, а на базе сформированных учебных групп параллели классов. Эти группы были сформированы с учетом уровня физической подготовленности, физического развития, состояния здоровья, интересов и потребностей учащихся и их родителей, что позволило индивидуализировать процесс физического воспитания. Таким образом, реализация вариативной части учебной программы позволила перестроить одно из занятий в недельном цикле, отказавшись от традиционной классно-урочной системы их организации. В результате формирования учебных групп с учетом вышеперечисленных условий было определено содержание физического воспитания в каждой из этих групп и отличительные особенности методики проведения занятий.
По окончании формирующего эксперимента было проведено итоговое обследование, позволяющее определить уровень сформированное™ физической культуры личности подростков контрольной и экспериментальной групп. Были выявлены статистически значимые изменения, отражающие более высокую степень сформированное™ физической культуры личности подростов экспериментальной группы в сравнении с контрольной:
- средние баллы, полученные подростками по основным разделам теоретико-методических знаний, к окончанию педагогического эксперимента достигли 2,68-2,81 (КГ) и 3,75-4,1 (ЭГ) (р<0,05);
- произошла переориентация потребностно-мотивационной сферы подростков экспериментальной группы на более лич-ностно-ориентированную и ценностно-значимую (внутренний и внешний положительный тип мотивации характерен для 33,6% мальчиков и 32,1% девочек контрольной группы, 92,4% мальчиков и 77,3% девочек экспериментальной группы (р<0,05);
- физкультурно-спортивная активность подростков экспериментальной группы значительно превысила активность подростков контрольной группы (регулярно используют самостоятельные занятия 44,3% подростков экспериментальной группы и 8,7% контрольной; (р<0,05));
- отношение подростков экспериментальной группы к собствен-
ному здоровью стало соответствовать основным характеристикам здорового образа жизни (более 75% подростков экспериментальной группы отказались от табакокурения и употребления алкоголя, а рациональный режим питания, режим отдыха, двигательный режим соблюдают 58,2%, 60,3%, 66,5% подростков соответственно);
- была отмечена оптимизация физической подготовленности подростков экспериментальной группы (достоверно значимо уменьшилось количество подростков, имеющих низкий уровень развития выносливости и силовых способностей).
Результаты экспериментальной работы позволяют говорить о том, что реализация разработанной модели соуправления физическим воспитанием в условиях общеобразовательной школы позволяет эффективно решать задачи, связанные с формированием необходимого уровня физической культуры личности подростков.
Примечания:
1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта подрастающего поколения России в период 2006—2026 гг.) // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 2-6.
2. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязь и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. № 3. С. 11-14.
3. Хакунов Н.Х., Ахтаов P.A. Физическая культура и спорт в современном мире — социальные аспекты: учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов. Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 168 с.
4. Литвина Г.А. Педагогический менеджмент качества физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2009. 24 с.
5. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе // Теория и практика. Новые технологии. М.: Скрипторий, 2004. № 5. С. 56-59.
6. Шамова Т.П., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. М., 2001.
7. Османов Р.З., Гунажоков И.К. Принципы построения процесса физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып. 2. С. 128-134.
8. Османов Р.З. Соуправление физическим воспитанием в общеобразовательной школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 3. С. 232-237.
References:
1. Balsevich V.K. Health-forming function of education in the Russian Federation (Materials on the development of the national project of younger generation of Russia in the period of 2006-2026) // Physical culture, education, teaching, training. 2006. No. 5. P. 2-6.
2. Lubysheva L.I. Physical and sports culture: contents, interrelation and dissociations // Theory and practice of physical culture. 2002. No. 3. P. 11-14.
3. Khakunov N.Kh., Akhtaov R.A. Physical culture and sports in the modern world - social aspects: a manual for students and graduate students. Maikop: ASU publishing house, 2008. 168 pp.
4. Litvina G.A. Pedagogical management of quality of physical training of comprehensive school students: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2009. 24 pp.
5. Tretyakov P.I. Operational management of quality of education at school // Theory and practice. New technologies. M.: Skriptory, 2004. No. 5. P. 56-59.
6. Shamova T.I., Tretyakov P.I., Kapustin N.P. Management of educational systems. M., 2001.
7. Osmanov R.Z., Gunazhokov I.K. The principles of construction of physical training process at a comprehensive school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2013. Issue 2. P. 128-134.
8. Osmanov R.Z. A joint control of physical training at comprehensive school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop: ASU publishing house, 2011. Issue 3.