Научная статья на тему 'Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы'

Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
911
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / PHYSICAL RECREATION / PHYSICAL LEISURE / OUTDOOR WORK ON PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашханок Айвар Казбекович

Объектом настоящего исследования является организация физкультурно-активного отдыха населения, предметом организационно-педагогические основы организации физкультурно-актив-ного отдыха жителей микрорайона средствами физической рекреации. Целью работы стало определение возможностей и способов организации физкультурно-рекреационной деятельности на базе общеобразовательной школы. В статье представлено содержание и этапы деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы, направленной на организацию физкультурно-ак-тивного отдыха учащихся и их семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of the organization of physical and recreational activity in microdistrict on the basis of a comprehensive school

The object of the research is the organization of physical leisure of the population, the subject organizational and pedagogical bases of the organization of physical leisure of inhabitants of microdistrict by the means of a physical recreation. The objective is definition of possibilities and ways of the organization of physical and recreational activity on the basis of comprehensive school. In the article the contents and stages of the pedagogical staff activity of the comprehensive school directed on the organization of physical leisure of pupils and their families has been presented.

Текст научной работы на тему «Основы организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы»

УДК 37.037.1 ББК 74.200.54 Х-29

Хашханок Айвар Казбекович, старший преподаватель кафедры спортивной борьбы ИФК и Дзюдо АГУ, e-mail: khazovasn@rambler. ru.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИКРОРАЙОНЕ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(рецензирована)

Объектом настоящего исследования является организация физкультурно-активного отдыха населения, предметом - организационно-педагогические основы организации физкультурно-активного отдыха жителей микрорайона средствами физической рекреации. Целью работы стало определение возможностей и способов организации физкультурно-рекреационной деятельности на базе общеобразовательной школы. В статье представлено содержание и этапы деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы, направленной на организацию физкультурно-ак-тивного отдыха учащихся и их семей.

Ключевые слова: физическая рекреация, физкультурно-активный отдых, внеклассная работа по физическому воспитанию.

Khashkhanok Aivar Kazbekovich, senior lecturer of the Department of Wrestling of IFC and Judo, ASU, e-mail: khazovasn@rambler.ru.

BASES OF THE ORGANIZATION OF PHYSICAL AND RECREATIONAL ACTIVITY IN MICRODISTRICT ON THE BASIS OF A COMPREHENSIVE SCHOOL

(reviewed)

The object of the research is the organization of physical leisure of the population, the subject -organizational and pedagogical bases of the organization ofphysical leisure of inhabitants of microdistrict by the means of a physical recreation. The objective is definition of possibilities and ways of the organization of physical and recreational activity on the basis of comprehensive school. In the article the contents and stages of the pedagogical staff activity of the comprehensive school directed on the organization of physical leisure of pupils and their families has been presented.

Key words: physical recreation, physical leisure, outdoor work on physical training.

В настоящее актуализировалось противоречие между наличием объективной потребности в организации активного отдыха населения для повышения двигательной активности и оптимизации двигательного режима, возможностью использования для этого потенциала физкультурно-рекреационной деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением данной деятельности. Особое значение имеет активный семейный отдых, который не только способствует оздоровлению и физическому развитию, но и позволяет укрепить семейные связи, улучшить семейный климат, а также реализовать функции семьи, касающиеся физического воспитания детей. Одним из способов организации активного отдыха семей является использование средств и методов физической рекреации в микрорайоне. Организатором физкультурно-рекреационной деятельности может стать общеобразовательная школа, поскольку именно в данном учреждении имеются необходимые специалисты (учителя физической культуры), а также существует возможность организовать просветительскую и пропагандистскую работу на профессиональном уровне.

Для моделирования физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне на базе общеобразовательной школы отметим, в рамках каких задач и функций педагогического коллектива она может рассматриваться. Анализ документов, регламентирующих деятельность СОШ, свидетельствует о том, что нормативно-правовые основы осуществления школьным педагогическим

коллективом физкультурно-рекреационной деятельности, направленной на организацию физкультурно-активного отдыха учащихся и их семей, связаны с такими обязательными направлениями социально-педагогической работы, как: воспитание детей и подростков

(воспитательная работа), работа с родителями (обеспечение взаимосвязи семьи и школы), внеклассная работа по физическому воспитанию [4, 5, 6, 8 и др.].

В частности, среди основных функциональных направлений работы общеобразовательной школы важное место занимает внеучебная (внеклассная) воспитательная деятельность, которой руководит директор школы и его заместитель по воспитательной работе. Непосредственными исполнителями данного направления являются, в первую очередь, классные руководители. Внеклассная воспитательная работа связана, в том числе, с организацией досуга учащихся и предполагает, помимо прочего, организацию спортивно-массовой работы, в которой основную организационно-исполнитель-скую роль играют учителя физической культуры.

Работа школы с родителями учащихся имеет целью создание родительского коллектива для привлечения членов семей учащихся к решению воспитательных, образовательных и иных задач. Данное направление деятельности, помимо создания и организации работы родительского комитета, предполагает и привлечение широкого круга членов семей учащихся к внеклассной воспитательной работе в форме участия в спортивно-массовых, культурно-просветительских и т.п. мероприятиях.

Внеурочная воспитательная работа, реализуемая классными руководителями, включает, в том числе, проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся, а также целесообразную организацию их досуга. В общие задачи классного руководителя входит работа с родителями, обеспечение сотрудничества семьи и школы в решении воспитательных задач, а также организация взаимодействия педагогов при решении и образовательных, и воспитательных проблем и задач.

Внеклассная работа по физическому воспитанию школьников - прямая обязанность учителей физической культуры; общее управление ею осуществляют директор, его заместитель по учебно-воспи-тательной (воспитательной) работе, непосредственное управление осуществляется руководителем методического объединения учителей физической культуры [5, 6, 7 и др.]. Наиболее традиционными в практике работы общеобразовательных школ являются секционная и кружковая формы организации внеклассного физического воспитания. Различные спортивно-массовые мероприятия включаются в общий план школы по воспитательной работе и носят, преимущественно, разовый характер.

Мы предлагает рассматривать физкультурно-рекреационную работу школы как систематическую деятельность, интегрирующую три направления: воспитательная работа, работа с родителями, внеклассное физическое воспитание (рисунок 1).

Организация физкультурно-рекреационной деятельности общеобразовательной школы и управление ею предполагает последовательное решение следующих задач:

- определение наличия физкультурно-рекреационных потребностей у населения (в нашем случае: у детей и их родителей) в контексте организации свободного времени;

- выявление физкультурно-рекреационных предпочтений населения, тех форм и видов активного отдыха, которые являются интересными как детям и взрослым в отдельности, так и для обеих возрастных групп;

- определение осведомленности детей и членов их семей в области способов организации активного отдыха и деятельность по их физкультурно-рекреационному просвещению;

- разработка системы привлечения детей и их родителей к участию в физкультурно-рекреационных мероприятиях (пропаганда физической рекреации, популяризация активного семейного отдыха и т.д.) и реализация этой системы;

- планирование предстоящей физкультурно-рекреационной деятельности на основе предварительного анализа соответствующих потребностей и интересов потенциальных участников, разработка соответствующих программ, сценариев и т.д.;

- определение критериев эффективности физкультурно-рекреационной деятельности (показателей, свидетельствующих о позитивном влиянии активного отдыха на детей и их родителей);

- обеспечение деятельности материальными, финансовыми, информационными, технологическими и кадровыми ресурсами; контроль и координация деятельности и т.п. [9].

Вышесказанное позволяет определить следующий порядок подготовки и организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне с целью организации активного отдыха населения:

1) Исследовательский этап, связанный с:

- определением традиционных способов организации свободного времени школьников и их родителей, доли активного семейного отдыха в структуре семейного досуга - в результате появится возможность выявить наличие / отсутствие потребностей в организации досуга граждан;

- определением предпочтительных для детей и их родителей способов активного отдыха -результаты данных исследований позволят выбрать содержание физкультурно-рекреационной деятельности сообразно интересам и склонностям ее потенциальных участников;

- определением степени осведомленности школьников и членов их семей о значении активного отдыха для жизнедеятельности человека и способах его организации - в зависимости от дефицита тех или иных знаний будет определено содержание просветительской работы.

Рис. 1. Физкультурно-рекреационная деятельность в содержании работы СОШ

з

Поскольку наиболее простым и эффективным способом осуществления подобных исследований является анкетирование, то для реализации первого этапа необходимо разработать соответствующие анкеты.

2) Просветительско-пропагандистский этап, предполагающий, в конечном итоге, привлечение школьников и их семей к участию в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях.

Т.Д. Джаров отмечает, что уровень общей физкультурно-спортивной активности населения зависит от степени соответствующей информированности, наличия определенных знаний в области физической культуры и спорта [3]. Таким образом, активизация спортивной информации и пропаганды позволит значительно повысить и степень вовлеченности населения в физическую рекреацию, и социально-экономический эффект влияния физической культуры и спорта, ее воспитательное воз-действие на население [9 и др.].

Пропагандистская эффективность информации зависит от степени удовлетворенности потребителей этой информацией с точки зрения ее содержания, форм и средств. Чтобы информация о значимости активного отдыха сыграла рекламно-популяризаторскую роль и способствовала вовлечению школьников и их семей в физкультурно-рекреационную деятельность, необходимо, во-первых, подобрать убедительные аргументы и, во-вторых, эмоционально и убедительно донести их до слушателей. Для взрослых такими аргументами могут стать, например, сведения о состоянии здоровья их детей и немедикаментозных способах укрепления организма, улучшения самочувствия с помощью активного отдыха, о положительном влиянии активного совместного отдыха на семейный микроклимат и отношения между детьми и родителями и т.п. Для детей, в зависимости от возраста и пола, убедительными будут сведения о влиянии активного отдыха на внешность, на развитие тех или иных двигательных качеств и способностей, а также возможность общаться со сверстниками и т.п.

3) Организационный этап предполагает подбор конкретных мероприятий, определение времени и места проведения мероприятий, частоты мероприятий в суточном / недельном / месячном бюджете времени, разработку сценариев и, как завершение, - разработку плана физкультурно-рекреационной деятельности.

Активный отдых может быть организован как на свежем воздухе (в местах, предназначенных для физкультурно-спортивных занятий, например, школьном стадионе, а также вне таких мест - на природе, в условиях микрорайона и т.п.), так и в помещении (например, в спортивном зале) - в зависимости от погодных условий, а также содержания мероприятия. Из всех возможных непосредственных форм физической рекреации, применяемых для организации активного отдыха населения, наиболее легкими в организации являются следующие: оздоровительный туризм (прогулки, путешествия, походы и т.п.), спортивные и подвижные игры, физкультурно-спортивные праздники и т.п. [1, 2 и др.]. Для определения конкретного содержания физкультурно-рекреационной деятельности, а также ее временных показателей (периодичность и длительность мероприятий и т.п.)

- то есть, для разработки программы физкультурно-рекреационной работы общеобразовательной школы, - необходимо опираться на результаты исследования соответствующих интересов, запросов, предпочтений будущих участников: школьников и членов их семей.

Для того, чтобы какая-либо целенаправленная деятельность была эффективной и способствовала решению поставленных задач, необходимо знать показатели эффективности, сравнение реальных результатов с которыми позволит определять «недоработки» и корректировать процесс. В соответствии с сущностью физической рекреации и потенциальными результатами (педагогическими, психологическими, медицинскими) влияния активного отдыха на детей, родителей, на семью в целом, мы выделили три группы показателей, по которым, на наш взгляд, можно определить эффективность физкультурно-рекреационной деятельности.

Показатели первой группы непосредственно характеризуют результаты организации физкультурно-рекреационной деятельности, к ним относятся:

1) позитивное отношение участников физкультурно-рекреационной деятельности к семейному физкультурно-активному отдыху;

2) количество участников физкультурно-рекреационных мероприятий и состав участвующих в них семей;

3) положительный эмоциональный фон во время физкультурно-рекреационных мероприятий.

Показатели второй группы характеризуют влияние организованной физкультурно-рекреационной деятельности на их участников, соответствие этого влияния поставленным задачам:

1) знания школьников и их родителей о пользе физкультурно-активного семейного отдыха и способах его организации;

2) структура и содержание досуга школьников и их родителей, способы организации отдыха;

3) отношение учащихся к урокам физической культуры, их родителей - к урокам физической культуры и физическому воспитанию детей;

4) показатели здоровья и самочувствия (настроение, утомляемость, подверженность простудным заболеваниям);

5) семейный микроклимат (степень взаимопонимания, конфликтность и т.п.).

Показатели третьей группы позволяют определить устойчивость результатов. К ним относятся:

1) самостоятельная организация активного семейного отдыха после окончания эксперимента;

2) выраженность физкультурно-активного семейного отдыха в структуре досуга (характеристики семейного отдыха: совместный / индивидуальный, активный / пассивный).

Мы предполагаем, что семейный активный отдых в форме участия в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях будет способствовать повышению мотивации детей к занятиям физической культурой, улучшению их самочувствия и самочувствия членов их семей, улучшению семейных отношений, а также формированию у детей и родителей мотивации, знаний и навыков в области организации активного отдыха.

Литература:

1. Баклыков Л.И., Аванесов В.Н. Анапа - детский курорт. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во,

1989.

2. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. М.: Спорт, 1994. 224 с.

3. Джаров Т.Д. О влиянии некоторых средств массовой информации на развитие физической

культуры и спорта среди учащейся молодежи // Социальные проблемы физической культуры: сб. тр. / под ред. В.И. Жолдака. М., 1975.

4. Кислова Е.И. Взаимодействие семьи и школы [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1september.ru/articles/410137/

5. Педагогика: учебник / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 610 с.

6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И.

Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2005. 608 с.

7. Рузиев А.А. Физическая культура и спорт в системе охраны и укрепления здоровья школьников // Физическая культура. 2003. №3. С. 22-24.

8. Румянцева С.Г. В поисках новых форм общения с родителями [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/arti cles/505352/

9. Хазова С.А., Хашханок А.К. Подготовка специалистов к физкультурно-рекреационной деятельности: монография. Майкоп, 2008. 50 с.

References:

1. Baklykov L.I., Avanesov V.N. Anapa - a children's resort. Krasnodar: Krasnodar. Press, 1989.

2. Balsevich V.K. Human physical activity. M.: Sport, 1994. 224p.

3. Jarov T.D. On the influence of some media on the development of physical culture and sport among young people in school // Physical Education Social Issues: Sat. tr. / Ed. V.I. Zholdak. M., 1975.

4. Kislova E.I. The interaction of family and school [electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/articles/410137/

5. Pedagogy: a textbook / ed. Y.K. Babansky. MA: Education, 1983. 610p.

6. Pedagogy: Textbook for stud. ped. universities and ped. Colleges / ed. P.I. Pidkasistyi. M.: Russian Pedagogical Society, 2005. 608p.

7. Ruziev A.A. Physical education and sports in the protection and promotion of school health // Physical Education. 2003. № 3. P.22-24.

8. Rumyantseva S.G. In search of new forms of communication with parents [electronic resource]. URL: http://festival.1september.ru/articles/505352/

9. Khazova S.A., Hashhanok A.K. The training of specialists for sports and recreational activities: monograph. Maikop, 2008. 50p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.