Научная статья на тему 'Педагогические основы формирования мотивационного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 – 15 лет'

Педагогические основы формирования мотивационного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 – 15 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / мотивация / физическая культура личности. / motor activity / motivation / physical culture of personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Б. Бгуашев, Ю. А. Иоакимиди, В. П. Шрам

В статье рассматривается проблема формирования мотивационной сферы современного подростка, в рамках решения которой предлагается авторская технология формирования мотивационного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 – 15 лет. Ее эффективность проверялась в ходе экспериментальной работы на теоретических и практических занятиях по легкой атлетике, а результатами стали потребность спортсменов в повседневной двигательной активности; приобщение к здоровому образу жизни; сформированность физической культуры личности. Авторы делают вывод о том, что полученные в результате опытно-экспериментальной работы итоги по апробации и практической реализации разработанной технологии формирования мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов 12 – 15 лет позволяют констатировать ее эффективность. Полученные результаты позволяют рекомендовать методику для более активного использования в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Б. Бгуашев, Ю. А. Иоакимиди, В. П. Шрам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON IN ATHLETES OF 12-15 YEARS OF AGE

Тhe article deals with the problem of formation of motivational sphere of the modern teenager, in the framework of which the authors propose the technology of forming the motivational component of physical culture of the individual in athletes who are 12-15 years old. Its effectiveness is tested in the course of experimental work on theoretical and practical classes in athletics, and the results are following: the need for athletes in everyday physical activity; familiarization with a healthy lifestyle; the formation of physical culture of the individual. The authors conclude that the results obtained in the experimental work on the approbation and practical implementation of the developed technology of formation of the motivational component of physical culture of the athletes allow to state its effectiveness. The results also allow to recommend the technique for more active use in educational practice.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы формирования мотивационного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 – 15 лет»

3. Презентация продукта и его популяризация.

Главным достоинством проектной работы является самостоятельность в поиске информации и свобода в отборе, что позволяет учащимся акцентировать внимание на той части информации, которая вызвала у них наибольший интерес.

Работа над созданием проектов, как индивидуальных, так и групповых, развивает в студентах такие важные для их будущей профессии качества, как креативность, инициативность, нестандартное мышление, конкурентоспособность, лидерские качества, умение представлять и отстаивать свою точку зрения, способность к самодисциплине и самоанализу, умение ставить перед собой адекватные своим возможностям цели и выстраивать работу, распределять имеющиеся ресурсы для их достижения, формирует психологическую готовность работать с дедлайнами и критериями.

Таким образом, проектная деятельность выходит за рамки просто процесса создания продукта. Она представляет собой платформу с неисчерпаемыми источниками для практической подготовки и развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности будущего педагога. Результатом проектного обучения в педагогическом вузе должно стать формирование проектной культуры студента. «Проектная культура - профессионально значимое качество специалиста, включающее ценностное отношение к проектной деятельности, владение проектными знаниями и умениями на индивидуально-творческом уровне, стремление к преобразованию действительности и совершенствованию своих проектных способностей» [7]. В этой связи при построении учебных программ с учетом проектной деятельности акцент должен делаться не на строгое соблюдение алгоритма работы над проектом, а на выстраивание логики выполнения проектом, включение всех обучающихся в работу на каждом этапе. Совмест-

Библиографический список

ное разрешение проблем в рамках учебно-проектной деятельности сближает обучающихся, помогает их социализации и профессиональной самоидентификации.

- Организационно-конструктивная сфера. Сюда относится умение грамотно структурировать урок, адаптировать его содержание в зависимости от поставленных задач, умение принимать тактические решения, организовать наиболее эффективным образом как свою деятельность, так и деятельность учащихся. Наибольшую сложность в процессе формирования перечисленных навыков играет их всеохватность, многогранность и погруженность в учебный процесс. То есть полностью сформировать и развивать данную сферу умений и навыков студент сможет лишь тогда, когда только приступит к педагогической деятельности. Любые управленческие и организационные решения привязаны к строго конкретной учебной ситуации и, как правило, не повторяются более, так как абсолютно аналогичных учебных ситуаций не бывает. Мастерство учителя заключается не только во владении управленческими, методическими и организационными навыками, но в умении эффективно их применять.

- Коммуникативная сфера. Умение не просто передавать знания, но и общаться с учениками, создавать personal relation (личные взаимоотношения) с ними, побуждать в детях желание эти знания получить и освоить.

Состоявшиеся отношения между учителем и учеником являются одним из факторов, положительно влияющих не только на социально-эмоциональное развитие учащихся, но и на их академические успехи, выступая в роли стимула в обучении. Забота и участие, проявляемые учителем, побуждают учащихся проявлять больше усердия в учебе, достигая таким образом высоких учебных результатов.

1. Павлова Е.В. Управленческая культура: состояние, проблемы, перспективы развития. Идеи и идеалы. 2016; № 1 (27).

2. Основы социального управления: учебное пособие. Под редакцией В.Н. Иванова. Москва, 2001.

3. Субочев Н.С. Генезис организационной культуры. Социально-гуманитарные знания. 2006; № 6.

4. Ушаков К.М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет. Москва, 2017.

5. Тамарская Н.В. Технологии формирования управленческой культуры педагога в процессе непрерывной профессиональной подготовки. Ярославский педагогический вестник. 2015; № 2.

6. Булатова О.В., Королева В.И. Стиль педагогической деятельности учителя как фактор формирования учебной мотивации у младших школьников. Вестникугроведе-ния. 2012; № 3 (10).

7. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2007.

8. Мамедзаде М.А. кызы. Формирование управленческой культуры студентов - будущих педагогов. Общество: социология, психология, педагогика. 2017; № 1.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва, 2008.

10. Панчук Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Бийск, 2004.

11. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Pavlova E.V. Upravlencheskaya kul'tura: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya. Idei i idealy. 2016; № 1 (27).

2. Osnovy social'nogo upravleniya: uchebnoe posobie. Pod redakciej V.N. Ivanova. Moskva, 2001.

3. Subochev N.S. Genezis organizacionnoj kul'tury. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006; № 6.

4. Ushakov K.M. Kaksdelat'shkolu luchshe, ili Social'nyjkapitalkakprioritet. Moskva, 2017.

5. Tamarskaya N.V. Tehnologii formirovaniya upravlencheskoj kul'tury pedagoga v processe nepreryvnoj professional'noj podgotovki. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015; № 2.

6. Bulatova O.V., Koroleva V.I. Stil' pedagogicheskoj deyatel'nosti uchitelya kak faktor formirovaniya uchebnoj motivacii u mladshih shkol'nikov. Vestnik ugrovedeniya. 2012; № 3 (10).

7. Belova I.L. Razvitieproektnojkul'tury buduschego dizajnera-pedagoga v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.

8. Mamedzade M.A. kyzy. Formirovanie upravlencheskoj kul'tury studentov - buduschih pedagogov. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2017; № 1.

9. Polat E.S., Buharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva, 2008.

10. Panchuk T.A. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti studentov fakul'tetov tehnologii i predprinimatel'stva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bijsk, 2004.

11. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 15.11.19

УДК 37.037 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10049

Bguashev A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University, Head of Department of Theoretical Foundations In Physical Education (Maikop, Russia), E-mail: Aidamir66@mail.ru

loakimidi Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations in Physical Education, Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University (Maikop, Russia), E-mail: Ioakimidi-julija@rambler.ru

Shram V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Foundations in Physical Educaton, Institute of Physical Culture and Judo (Maikop, Russia), E-mail: Schtokolova@mail.ru

FORMATION OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON IN ATHLETES OF 12-16 YEARS OF AGE. The article deals with the problem of formation of motivational sphere of the modern teenager, in the framework of which the authors propose the technology of forming the motivational component of physical culture of the individual in athletes who are 12-15 years old. Its effectiveness is tested in the course of experimental work on theoretical and practical classes in athletics, and the results are following: the need for athletes in everyday physical activity; familiarization with a healthy lifestyle; the formation of physical culture of the individual. The authors conclude that the results obtained in the experimental work on the approbation and practical implementation of the developed technology of formation of the motivational component of physical culture of the athletes allow to state its effectiveness. The results also allow to recommend the technique for more active use in educational practice.

Key words: motor activity, motivation, physical culture of personality.

A.Б. Бгуашев, канд. пед. наук, проф., зав. каф. теоретических основ физического воспитания, директор Института физической культуры и дзюдо

Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, E-mail: Аidamir66@mail.ru

Ю.А. Иоакимиди, канд. пед. наук, доц., Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, г. Майкоп,

E-mail: Ioakimidi-julija@rambler. ru

B.П. Шрам, канд. пед. наук, доц., Институт физической культуры и дзюдо, г. Майкоп, E-mail: Schtokolova@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У ЛЕГКОАТЛЕТОВ 12 - 15 ЛЕТ

В статье рассматривается проблема формирования мотивационной сферы современного подростка, в рамках решения которой предлагается авторская технология формирования мотивационного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 - 15 лет Ее эффективность проверялась в ходе экспериментальной работы на теоретических и практических занятиях по легкой атлетике, а результатами стали потребность спортсменов в повседневной двигательной активности; приобщение к здоровому образу жизни; сформированность физической культуры личности. Авторы делают вывод о том, что полученные в результате опытно-экспериментальной работы итоги по апробации и практической реализации разработанной технологии формирования мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов 12 - 15 лет позволяют констатировать ее эффективность. Полученные результаты позволяют рекомендовать методику для более активного использования в образовательной практике.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивация, физическая культура личности.

На сегодняшний день приобщенность к физкультурно-спортивной деятельности современных подростков еще далека от оптимальной. Многие значительно больше времени уделяют пассивному восприятию спортивной информации, ведь именно двигательный режим является мощным средством оздоровления, средством, снижающим заболеваемость среди молодежи (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов и др.). Предполагается, что особую помощь в этом могут оказать тренеры детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Однако подросток практически не задумывается о необходимости занятий физическими упражнениями в тот период, когда его естественная двигательная активность достаточно высока, поэтому важно именно в это время сформировать соответствующую установку. Только в этом случае он в дальнейшем не отойдет от занятий физкультурой и спортом вообще, даже в условиях, когда его спортивная карьера вследствие тех или иных причин будет завершена.

С завершением спортивной карьеры жизнь спортсмена не завершается, и молодой человек должен войти в послеспортивную жизнь культурным, а, следовательно, и физкультурно образованным индивидом, что накладывает на спортивного педагога дополнительные обязанности по формированию физической культуры на базе повышения общей образованности спортсмена. Перед тренером стоит уже не единая задача достижения спортивных результатов любым способом, а задача двуединая - формировать такое мастерство на базе развития сознательного отношения к спортивному совершенствованию. И такая задача под силу тренеру при соответствующей коррекции целевой установки тренировочного процесса [1 - 5].

Одной из задач подготовки спортсменов в условиях детско-юношеской спортивной школы является формирование физической культуры личности обучаемых на основе повышения их грамотности в области физической культуры и спорта, переориентации мотивационной сферы на повседневную двигательную активность и достижение оптимального уровня физической подготовленности [1], [3].

Одним из доминирующих компонентов физической культуры личности является мотивационный, т.к. способствует формированию положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом. Это в свою очередь способствует формированию личной физической культуры и положительно сказывается на здоровье [2], [5].

Целевое и содержательное наполнение процесса формирования культурной личности направлено на интеллектуальное, нравственно-духовное и, в том числе, профессиональное развитие обучаемого. С этой целью была использована разработанная авторская педагогическая технология формирования мотива-ционного компонента физической культуры личности у легкоатлетов 12 - 15 лет.

Авторская технология характеризуется наличием конкретной цели (формирование мотивационного компонента физической культуры личности); последовательностью взаимодействий тренера и спортсменов, обусловливающих успешное достижение планируемых результатов; психолого-педагогически обоснованным подбором средств и методов, форм организации учебно-тренировочного процесса; наличием инструментария для осуществления обратных связей при оценке состояния педагогического процесса, его коррекции и координации взаимодействия спортивного педагога и учеников. Ее эффективность проверялась в ходе экспериментальной работы на теоретических и практических занятиях по легкой атлетике.

По результатам проведенного констатирующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы из спортсменов, уровень мотивационной сферы которых статистически значимо не различался (Р > 0,05).

Следует отметить, что педагогический эксперимент проходил в условиях реального учебно-тренировочного процесса на базе ДЮСШ.

Формирующий эксперимент проводился в течение 2018 - 2019 учебного

года.

В процессе всего эксперимента особое внимание уделялось теоретическим занятиям по легкой атлетике (20 занятий - по 1 занятию в 2 недели). На них

рассматривались темы, раскрывающие социально-биологические основы физической культуры и спорта; основы здорового образа жизни, теории тренировки организма; закономерности и принципы спортивной тренировки; основы теории и методики оздоровительной тренировки; основы познания физического упражнения и т.д.

Реализация основных задач формирования физической культуры личности подростков в ходе занятий легкой атлетикой осуществлялась в основном с использованием комплексных занятий, которые проводились по общепринятой схеме, состоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Применение данной формы освоения учебного материала не зависело от места проведения занятия и этапа обучения.

Упражнения, особенно в подготовительной части занятия, подбирались с учетом всестороннего воздействия на основные мышечные группы, опорно-связочный аппарат и функциональные системы. В содержание занятий в течение всего периода обучения включались специальные упражнения, развивающие умения и навыки, характерные для легкой атлетики.

Значительное место в содержании занятий отводилось традиционному комплексу физических упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств у легкоатлетов.

Первый этап. Педагогический эксперимент мы начали с решения следующей задачи - когнитивное наполнение учебно-воспитательной деятельности.

Легкоатлеты приобретали на занятиях теоретические и практические знания и умения в области физической культуры и спорта, получали представление о наиболее распространенных видах деятельности в области физической культуры, учились воспроизводить знания, решать некоторые оздоровительные проблемы средствами физической культуры, пользуясь известными алгоритмами, способами и приемами действий. В результате спортсмены постепенно входили в информационное пространство физической культуры; появился познавательный интерес к деятельности в области физической культуры и спорта; они стали самостоятельно изучать специальную литературу по физической культуре и здоровому образу жизни.

Деятельность подростков носила воспроизводящий характер, однако одновременно происходило ее осмысление и переживание; знания и умения адаптировались к конкретным условиям, осуществлялся переход от чистого подражания, копирования - к творческому подражанию.

Решение поставленной выше задачи удалось осуществить в течение 4-х месяцев (сентябрь - декабрь 2018 г.).

Второй этап (январь - май 2019 г.). Чтобы повысить мотивацию к занятиям физической культурой, необходимо в первую очередь активизировать спортсменов, вовлекая в спортивную и общественно значимую деятельность в области физической культуры. Подростки экспериментальной группы были включены в организацию и проведение всех мероприятий, проводимых в рамках физической подготовки в ДЮСШ, а также участие в городских соревнованиях по легкой атлетике.

Следующий этап формирования физической культуры личности легкоатлетов был направлен на решение такой задачи, как включение в общественно значимую деятельность в области физической культуры.

Спортсмены получали удовлетворение от участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, помощи в их организации, что, несомненно, способствовало повышению мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту и формированию установки на здоровый образ жизни. Помощь друг другу, сотрудничество в решении проблем, сопереживание успеха и неудачи создавали благоприятный психологический микроклимат в группе. В свою очередь это способствовало оптимальной реализации индивидуальных возможностей каждого подростка, увеличению объема усваиваемого материала и скорости овладения им, самовыражение подростков в деятельности в области физической культуры становилось открытым и свободным, а эмоциональные реакции на ситуацию -более корректными.

Деятельность спортсменов на втором этом этапе характеризовалась эмоциональной окрашенностью, высокой степенью самостоятельности. Легкоатлеты легко находили решение двигательных, методических заданий.

Объем знаний, полученных спортсменами, стал служить интеллектуальным фундаментом для индивидуального поиска средств в процессе самообразования и самосовершенствования школьников в области физической культуры.

Практические занятия были направлены на освоение основ легкой атлетики в зависимости от специализации спортсмена и развития его физической подготовленности. Контроль за состоянием здоровья помогал учащимся оценить влияние выбранных средств и раскрыть возможность творческого подхода в создании собственных технологий формирования здоровья и при необходимости соответствующей их коррекции.

Освоение спортсменами системы специальных знаний повлияло на изменение взглядов на природу двигательной активности человека, тем самым способствовало процессу самообразования в области физической культуры, развитию творческих способностей использования приобретенных знаний при организации самостоятельных занятий и общественных мероприятий рекреационной, оздоровительной и спортивно-тренировочной направленности.

Для определения сформированности мотивационного компонента физической культуры личности нами было проведено анкетирование, результаты которого значительно отличались от результатов констатирующего эксперимента. Так, до эксперимента лишь 20,69% спортсменов отмечали, что здоровье для них важно наряду с работой, отдыхом, учебой, развлечениями, а в конце - 62,5% в ЭГ и 32% в КГ (Р < 0,05). При ответе на вопрос «Заботитесь ли Вы о своем здоровье?» 83,33% легкоатлетов ЭГ ответили «Постоянно» и 4,16% - «Никогда» (Р < 0,05) в отличие от КГ где 80% испытуемых ответили «Время от времени». По результатам анкетирования за последний год в ЭГ 66,6% учеников пропустили занятия по болезни, из них лишь 4,17% болели более 20 дней. Это свидетельствует о том, что легкоатлеты стали следить за своим здоровьем (ЭГ - 75%, КГ - 40% (Р < 0,05)), понимая его значимость. Так, 91,67% испытуемых ЭГ отметили, что здоровье - это профессионально значимое качество специалиста и элемент имиджа личности, тогда как в КГ 52% спортсменов затрудняются ответить на данный вопрос. Почти 83,3% спортсменов ЭГ самостоятельно изучают специальную литературу по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, питанию (КГ - 40%). В конце эксперимента 83,3% спортсменов отметили, что занимаются самостоятельно физическими упражнениями каждый день или 3 раза в неделю, и лишь 16,6% не занимаются совсем или по настроению, тогда как до эксперимента таких испытуемых было почти 20,4%.

В экспериментальной группе резко изменилась структура мотивации как при внутригрупповом сравнении результатов до и после эксперимента, так и при сопоставлении межгрупповых результатов эксперимента. Следует отметить, что

Библиографический список

при некотором снижении значимости мотивов, лежащих вне сферы физической культуры, резко возросла роль мотивов, относящихся непосредственно к деятельности в области физической культуры и спорта. Это подчеркивает, что легкоатлеты почувствовали не только пользу занятий физическими упражнениями, но и стали понимать в них толк и получать удовольствие от таковых.

Подводя итоги анкетирования, отметим, что было выявлено три уровня сформированности мотивационного компонента физической культуры личности у спортсменов (табл. 1).

Таблица 1

Показатели сформированности мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов (%)

Уровень До эксперимента В конце эксперимента

КГ (n = 25) ЭГ (n = 24)

Низкий 24,49 24 8,3

Р < 0,05

Средний 53,06 48 41,67

Р > 0,05

Высокий 22,45 28 50

Р < 0,05

В контрольной группе не наблюдается значимых изменений в мотиваци-онной сфере спортсменов (Р > 0,05), а в экспериментальной - спортсменов с высоким уровнем развития данного компонента физической культуры становится достоверно больше (50%; Р < 0,05). Достоверные различия и отрицательная динамика наблюдается в экспериментальной группе на низком уровне: 24,49% - до эксперимента и 8,3% - после (Р < 0,05).

Итоги опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации разработанной технологии формирования мотивационного компонента физической культуры личности легкоатлетов 12 - 15 лет позволяют констатировать ее эффективность - в конце эксперимента 50% спортсменов в ЭГ достигли высокого уровня сформированности мотивационного компонента физической культуры личности, тогда как в КГ этот результат составляет 28% (Р < 0,05).

Таким образом, результатами данного эксперимента стали следующие мотивации: потребность в повседневной двигательной активности; приобщение к здоровому образу жизни; сформированность физической культуры личности.

1. Антонян РА., Иоакимиди Ю.А., Клименко А.А. К проблеме организации физкультурно-спортивных мероприятий на местном уровне. Наука. Образование. Молодежь: материалы XIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. 2016: 409 - 412.

2. Воронов Н.А. Физическая культура и личность. Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Сукиасян. 2016: 104 - 106.

3. Дейко В.И. Физическая культура как потребность личности. Теоретические и практические проблемы современного образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017: 37 - 41.

4. Калмыков С.Г. Воспитание психологических черт личности в процессе занятий физической культурой и спортом. Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.М. Поповой. 2016: 142 - 149.

5. Хакунов Н.Х. Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009; № 6 (52): 84 - 89.

References

1. Antonyan R.A., Ioakimidi Yu.A., Klimenko A.A. K probleme organizacii fizkul'turno-sportivnyh meropriyatij na mestnom urovne. Nauka. Obrazovanie. Molodezh': materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh i aspirantov. 2016: 409 - 412.

2. Voronov N.A. Fizicheskaya kul'tura i lichnost'. Rol' innovacij v transformacii sovremennoj nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.A. Sukiasyan. 2016: 104 - 106.

3. Dejko V.I. Fizicheskaya kul'tura kak potrebnost' lichnosti. Teoreticheskie i prakticheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 37 - 41.

4. Kalmykov S.G. Vospitanie psihologicheskih chert lichnosti v processe zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v vysshih uchebnyh zavedeniyah Minsel'hoza Rossii: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej O.M. Popovoj. 2016: 142 - 149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Hakunov N.H. Innovacionnye komponenty pedagogicheskoj sistemy osvoeniya cennostej fizicheskoj kul'tury i sporta. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2009; № 6 (52): 84 - 89.

Статья поступила в редакцию 15.11.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10050

Borlakova F.A., Cand. of Sciences (History), senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru Korkmazova I.U., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF GRADUATES OF ORPHANAGES IN THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC. The article deals with problems faced by graduates of orphanages in the period of social adaptation at the regional level. Due to the results of the diagnosis of the level of social adaptation of graduates of orphanages of the Karachay-Cherkess Republic to independent life, a number of the most acute social, socio-pedagogical and psychological problems that impede the process of social adaptation of students are identified. The identified factors of adaptation and maladjustment made it clear that the preparation of an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.