Научная статья на тему 'Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения'

Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
617
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / СПОРТСМЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / RUNNING TECHNIQUE FOR SHORT DISTANCES / ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крутько Виктория Борисовна, Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, Кожевникова Елена Вячеславовна

Разработана и проверена эффективность методики совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет. Представлены в сравнении изменения показателей легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF IMPROVING RUNNING TECHNIQUE FOR SHORT DISTANCES ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT

The effectiveness of the technique of improving the running technique for short distances of athletes with visual impairment at the age of 12-13 years has been developed and tested. Changes in the parameters of athletes of the control and experimental groups are presented in comparison.

Текст научной работы на тему «Особенности совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения»

УДК 796.422.12:617.7

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ

БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В.Б. Крутько, А.В. Кравец-Абдуллина, Е.В. Кожевникова

Разработана и проверена эффективность методики совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет. Представлены в сравнении изменения показателей легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп.

Ключевые слова: техника бега на короткие дистанции, спортсмены с нарушением зрения.

Отмечая стремительное развитие адаптивной физической культуры в России, необходимо констатировать, что в одном из наиболее значимых с точки зрения социализации и интеграции инвалидов в обществе в виде адаптивной физической культуры - адаптивном спорте - по-прежнему продолжает сохраняться ситуация, которую можно классифицировать, как притеснение, дискриминация данной категории населения нашей страны. Проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов в обществе продолжает оставаться актуальной [1, 3].

Исследованиями специалистов (С.П. Евсеев; Р.А. Толмачев) убедительно показано, что физические упражнения являются действенным средством адаптации инвалидов в обществе. При этом весьма эффективно привлечение инвалидов на специально организованные занятия доступными им видами спорта [1, 5].

Спорт в жизни человека с ограниченными функциональными возможностями выступает как универсальная форма само -совершенствования, самовыражения, самоутверждения, так как преимущественно вся деятельность в спорте направлена на преодоление самого себя [4].

Легкая атлетика как вид специфической двигательной активности, внесенная в программу паралимпийских игр, занимает не последнее место и ей уделяется большое внимание, так как в основе всех видов спорта начальной, базовой подготовки является именно легкая атлетика. Бег пользуется огромной популярностью, из всего многообразия видов спорта он является доступным, лежащим в основе всех видов физического воспитания [1, 5].

Техника бега на короткие дистанции состоит из очень многих элементов, которые на разных скоростях существенно различаются у одного и того же бегуна. Очень часто неправильное выполнение отдельных элементов движения является препятствием для достижения высоких результатов в беге [2].

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о недостаточности и противоречивости средств, методов физической подготовки, используемых при работе со спортсменами, имеющими дефект зрения. О недостаточности исследований свидетельствуют факты анализа литературы по проблеме исследования. О противоречивости средств и методов физической культуры, используемых при работе со спортсменами, имеющими дефект зрения, свидетельствует отсутствие методики совершенствования бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет.

Цель работы: разработать и проверить эффективность методики совершенствования бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет.

Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ №20. В эксперименте принимали участие 16 мальчиков с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет. Были сформированы две группы: первая (п=8) -контрольная (КГ) и вторая (п=8) - экспериментальная (ЭГ).

Для обоснования содержания разработанной нами методики совершенствования техники бега на короткие дистанции с нарушением зрения 12-13 лет, было проведено анкетирование тренеров и был проведен корреляционный анализ между результатами техники бега и физическими качествами легкоатлетов с нарушением зрения.

При статической обработке полученных результатов значимые взаимосвязи были выявлены между:

- координационными способностями и стартом (г=0,81), стартовым разбегом (г=0,87), финишированием (г=0,94);

- скоростными способностями и стартовым разгоном (г=0,74).

Полученные данные корреляционного анализа дают возможность

определить содержание методики, выбор средств совершенствования техники бега на короткие дистанции с нарушением зрения 12-13 лет.

При разработке структуры и содержания методики воспитания выносливости была сделана ориентация на то, чтобы ее применение согласовывалось с основным содержанием, направленностью и логикой построения тренировочного процесса в связи с возрастными особенностями, а также отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья бегунов на средние дистанции с депривацией зрения спортивного класса В3.

Разработанная методика включала в себя упражнения, направленные на развитие ведущих физических качеств, влияющих на технику бега, идеомоторную тренировку с мышечным напряжением.

Для выявления эффективности разработанной методики направленной на совершенствование техники бега было проведено педагогическое тестирование. До проведения педагогического эксперимента достоверных различий между результатами групп не

обнаружено ни в одном из тестовых упражнений (р> 0,05). Полученные данные говорят об одинаковом уровне подготовленности обеих групп до эксперимента.

При изучении техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в конце исследования было выявлено достоверное улучшение в экспериментальной группе в контрольных тестах (р<0,05), когда в контрольной группе наблюдался рост результатов, но достоверно значимых результатов не обнаружено.

Из табл. 1 видим, что до начала эксперимента результаты экспертной оценки в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковые, имеющиеся различия не достоверны (р>0,05). После эксперимента в ЭГ за технику выполнения были получены баллы: старта -6,50±0,20 балла, стартового разгона -7,4±0,30 балла, бега по дистанции -8,20±0,30 балла, финиширования -9,60±0,20 балла.

После эксперимента в КГ за технику выполнения были получены баллы: старта -6,67±0,20 балла, стартового разгона -8,6±0,30 балла, бега по дистанции -7,10±0,90 балла, финиширования -7,30±0,40 балла.

Анализ, полученных в ходе исследования результатов, показал, что из четырех проведенных оценок достоверно значимые различия были выявлены во всех показателях.

Таблица 1

Оценка экспертов контрольной и экспериментальной групп (М±т)

Тесты Группа Начало эксперимента Р Конец эксперимента Р

Старт, балл КГ 6,75±0,20 >0,05 6,67±0,20 <0,05

ЭГ 6,80±0,25 6,50±0,20

Стартовый разгон, балл КГ 6,40±0,10 >0,05 7,40±0,09 <0,05

ЭГ 6,45±0,10 8,60±0,05

Бег по дистанции, балл КГ 6,30±1,20 >0,05 7,10±0,90 <0,05

ЭГ 6,50±0,70 8,20±0,30

Финиширование, балл КГ 6,50±1,90 >0,05 7,30 ±0,40 <0,05

ЭГ 6,90±1,80 9,60±0,20

Определение эффективности разработанной методики только посредством анализа внутригрупповой и межгрупповой динамики результатов в учебно-тренировочном процессе недостаточно. В связи с этим контроль проводился и в соревновательной деятельности, так как соревновательная деятельность дает наиболее полную картину проявления уровня технической подготовки.

В начале эксперимента показатели результата в беге на 60 м с низкого старта в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались (р>0,05) (табл. 2).

Таблица 2

Изменение показателей легкоатлетов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп (М±т)

Тест Группа Начало эксперимента Р Конец эксперимента Р

Бег на 60 м с низкого старта, с КГ 10,75±0,20 >0,05 9,67±0,20 <0,05

ЭГ 10,80±0,25 9,50±0,20

В конце эксперимента результаты в группах выросли, в экспериментальной группе результат равен 9,50 с, в контрольной 9,67 с (р<0,05). Между контрольной и экспериментальной группами при втором тестировании были выявлены значимые различия (р<0,05).

Таким образом, результаты педагогического эксперимента явились доказательством эффективности методики, направленной на совершенствование техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в учебно-тренировочном процессе.

Выводы. В результате анализа научно-методической литературы, анкетного опроса ведущих тренеров было определено, что особенностью в технике бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения является постановка стопы на опору, частота, длина бегового шага и наклон туловища, работа рук.

При статической обработке полученных результатов значимые взаимосвязи были выявлены между: координационными способностями и стартом (г=0,81), стартовым разбегом (г=0,87), финишированием (г=0,94);скоростными способностями и стартовым разгоном (г=0,74).

Выявлено, что реализация разработанной методики позволила добиться значимых изменений во всех тестовых упражнениях спортсменов с нарушением зрения экспериментальной группы.

Список литературы

1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2000. 240 с.

2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 464 с.

3. Крутько В.Б. Особенности спортивных нагрузок слабовидящих спортсменов // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2009. С. 33-36.

4. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения : метод. рекомендации. М., 2002. 102 с.

5. Толмачев Р.А. Показания и противопоказания к некоторым видам спортивной нагрузки для слепых и слабовидящих спортсменов. М.: Федерация спорта слепых, 2005. С. 20-27.

Крутько Виктория Борисовна, канд. пед. наук, доц., krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, канд. пед. наук, доц., alyaav@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кожевникова Елена Вячеславовна, декан, krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

THE FEATURES OF IMPROVING RUNNING TECHNIQUE FOR SHORT DISTANCES

ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT

V.B. Krutko, A. V. Kravets-Abdullina, E. V. Kozhevnikova

The effectiveness of the technique of improving the running technique for short distances of athletes with visual impairment at the age of 12-13 years has been developed and tested. Changes in the parameters of athletes of the control and experimental groups are presented in comparison.

Key words: running technique for short distances, athletes with visual impairment.

Krutko Victoria Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, krutko07@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kravets-Abdullina Aigul Vinirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, alyaav@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kozhevnikova Elena Vyacheslavovna, dean, krutko07@,mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture

УДК 796.011:378.14

ФАКТОРЫ ЗРЕЛИЩНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ

ВЫСТУПЛЕНИЙ

В.Ф. Кудашов, Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова

Рассмотрены аспекты повышения зрелищности спортивных показательных выступлений. Показано, что комплексное использование неспецифических средств выразительности при постановке показательных выступлений спортсменов, а также приемов активизации зрителей должно подчеркивать мастерство спортсменов-актеров.

Ключевые слова: зрелищность, технико-эстетические виды спорта, показательные спортивные выступления.

Спорт и искусство являются одними из важнейших явлений жизни и человеческой культуры. Взаимосвязь искусства и спорта в системе мировой культуры существует с давних пор. Из общности спорта и искусства вовсе не следует, что спорт является искусством, это лишь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.