УДК 796.422.12:617.7
ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ
БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В.Б. Крутько, А.В. Кравец-Абдуллина, Е.В. Кожевникова
Разработана и проверена эффективность методики совершенствования техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет. Представлены в сравнении изменения показателей легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп.
Ключевые слова: техника бега на короткие дистанции, спортсмены с нарушением зрения.
Отмечая стремительное развитие адаптивной физической культуры в России, необходимо констатировать, что в одном из наиболее значимых с точки зрения социализации и интеграции инвалидов в обществе в виде адаптивной физической культуры - адаптивном спорте - по-прежнему продолжает сохраняться ситуация, которую можно классифицировать, как притеснение, дискриминация данной категории населения нашей страны. Проблема физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов в обществе продолжает оставаться актуальной [1, 3].
Исследованиями специалистов (С.П. Евсеев; Р.А. Толмачев) убедительно показано, что физические упражнения являются действенным средством адаптации инвалидов в обществе. При этом весьма эффективно привлечение инвалидов на специально организованные занятия доступными им видами спорта [1, 5].
Спорт в жизни человека с ограниченными функциональными возможностями выступает как универсальная форма само -совершенствования, самовыражения, самоутверждения, так как преимущественно вся деятельность в спорте направлена на преодоление самого себя [4].
Легкая атлетика как вид специфической двигательной активности, внесенная в программу паралимпийских игр, занимает не последнее место и ей уделяется большое внимание, так как в основе всех видов спорта начальной, базовой подготовки является именно легкая атлетика. Бег пользуется огромной популярностью, из всего многообразия видов спорта он является доступным, лежащим в основе всех видов физического воспитания [1, 5].
Техника бега на короткие дистанции состоит из очень многих элементов, которые на разных скоростях существенно различаются у одного и того же бегуна. Очень часто неправильное выполнение отдельных элементов движения является препятствием для достижения высоких результатов в беге [2].
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о недостаточности и противоречивости средств, методов физической подготовки, используемых при работе со спортсменами, имеющими дефект зрения. О недостаточности исследований свидетельствуют факты анализа литературы по проблеме исследования. О противоречивости средств и методов физической культуры, используемых при работе со спортсменами, имеющими дефект зрения, свидетельствует отсутствие методики совершенствования бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет.
Цель работы: разработать и проверить эффективность методики совершенствования бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет.
Педагогический эксперимент проводился на базе ДЮСШ №20. В эксперименте принимали участие 16 мальчиков с нарушением зрения в возрасте 12-13 лет. Были сформированы две группы: первая (п=8) -контрольная (КГ) и вторая (п=8) - экспериментальная (ЭГ).
Для обоснования содержания разработанной нами методики совершенствования техники бега на короткие дистанции с нарушением зрения 12-13 лет, было проведено анкетирование тренеров и был проведен корреляционный анализ между результатами техники бега и физическими качествами легкоатлетов с нарушением зрения.
При статической обработке полученных результатов значимые взаимосвязи были выявлены между:
- координационными способностями и стартом (г=0,81), стартовым разбегом (г=0,87), финишированием (г=0,94);
- скоростными способностями и стартовым разгоном (г=0,74).
Полученные данные корреляционного анализа дают возможность
определить содержание методики, выбор средств совершенствования техники бега на короткие дистанции с нарушением зрения 12-13 лет.
При разработке структуры и содержания методики воспитания выносливости была сделана ориентация на то, чтобы ее применение согласовывалось с основным содержанием, направленностью и логикой построения тренировочного процесса в связи с возрастными особенностями, а также отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья бегунов на средние дистанции с депривацией зрения спортивного класса В3.
Разработанная методика включала в себя упражнения, направленные на развитие ведущих физических качеств, влияющих на технику бега, идеомоторную тренировку с мышечным напряжением.
Для выявления эффективности разработанной методики направленной на совершенствование техники бега было проведено педагогическое тестирование. До проведения педагогического эксперимента достоверных различий между результатами групп не
обнаружено ни в одном из тестовых упражнений (р> 0,05). Полученные данные говорят об одинаковом уровне подготовленности обеих групп до эксперимента.
При изучении техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в конце исследования было выявлено достоверное улучшение в экспериментальной группе в контрольных тестах (р<0,05), когда в контрольной группе наблюдался рост результатов, но достоверно значимых результатов не обнаружено.
Из табл. 1 видим, что до начала эксперимента результаты экспертной оценки в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковые, имеющиеся различия не достоверны (р>0,05). После эксперимента в ЭГ за технику выполнения были получены баллы: старта -6,50±0,20 балла, стартового разгона -7,4±0,30 балла, бега по дистанции -8,20±0,30 балла, финиширования -9,60±0,20 балла.
После эксперимента в КГ за технику выполнения были получены баллы: старта -6,67±0,20 балла, стартового разгона -8,6±0,30 балла, бега по дистанции -7,10±0,90 балла, финиширования -7,30±0,40 балла.
Анализ, полученных в ходе исследования результатов, показал, что из четырех проведенных оценок достоверно значимые различия были выявлены во всех показателях.
Таблица 1
Оценка экспертов контрольной и экспериментальной групп (М±т)
Тесты Группа Начало эксперимента Р Конец эксперимента Р
Старт, балл КГ 6,75±0,20 >0,05 6,67±0,20 <0,05
ЭГ 6,80±0,25 6,50±0,20
Стартовый разгон, балл КГ 6,40±0,10 >0,05 7,40±0,09 <0,05
ЭГ 6,45±0,10 8,60±0,05
Бег по дистанции, балл КГ 6,30±1,20 >0,05 7,10±0,90 <0,05
ЭГ 6,50±0,70 8,20±0,30
Финиширование, балл КГ 6,50±1,90 >0,05 7,30 ±0,40 <0,05
ЭГ 6,90±1,80 9,60±0,20
Определение эффективности разработанной методики только посредством анализа внутригрупповой и межгрупповой динамики результатов в учебно-тренировочном процессе недостаточно. В связи с этим контроль проводился и в соревновательной деятельности, так как соревновательная деятельность дает наиболее полную картину проявления уровня технической подготовки.
В начале эксперимента показатели результата в беге на 60 м с низкого старта в контрольной и экспериментальной группах достоверно не различались (р>0,05) (табл. 2).
Таблица 2
Изменение показателей легкоатлетов 12-13 лет контрольной и экспериментальной групп (М±т)
Тест Группа Начало эксперимента Р Конец эксперимента Р
Бег на 60 м с низкого старта, с КГ 10,75±0,20 >0,05 9,67±0,20 <0,05
ЭГ 10,80±0,25 9,50±0,20
В конце эксперимента результаты в группах выросли, в экспериментальной группе результат равен 9,50 с, в контрольной 9,67 с (р<0,05). Между контрольной и экспериментальной группами при втором тестировании были выявлены значимые различия (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента явились доказательством эффективности методики, направленной на совершенствование техники бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения в учебно-тренировочном процессе.
Выводы. В результате анализа научно-методической литературы, анкетного опроса ведущих тренеров было определено, что особенностью в технике бега на короткие дистанции спортсменов с нарушением зрения является постановка стопы на опору, частота, длина бегового шага и наклон туловища, работа рук.
При статической обработке полученных результатов значимые взаимосвязи были выявлены между: координационными способностями и стартом (г=0,81), стартовым разбегом (г=0,87), финишированием (г=0,94);скоростными способностями и стартовым разгоном (г=0,74).
Выявлено, что реализация разработанной методики позволила добиться значимых изменений во всех тестовых упражнениях спортсменов с нарушением зрения экспериментальной группы.
Список литературы
1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М.: Сов. спорт, 2000. 240 с.
2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 464 с.
3. Крутько В.Б. Особенности спортивных нагрузок слабовидящих спортсменов // Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2009. С. 33-36.
4. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения : метод. рекомендации. М., 2002. 102 с.
5. Толмачев Р.А. Показания и противопоказания к некоторым видам спортивной нагрузки для слепых и слабовидящих спортсменов. М.: Федерация спорта слепых, 2005. С. 20-27.
Крутько Виктория Борисовна, канд. пед. наук, доц., krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,
Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, канд. пед. наук, доц., alyaav@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,
Кожевникова Елена Вячеславовна, декан, krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры
THE FEATURES OF IMPROVING RUNNING TECHNIQUE FOR SHORT DISTANCES
ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT
V.B. Krutko, A. V. Kravets-Abdullina, E. V. Kozhevnikova
The effectiveness of the technique of improving the running technique for short distances of athletes with visual impairment at the age of 12-13 years has been developed and tested. Changes in the parameters of athletes of the control and experimental groups are presented in comparison.
Key words: running technique for short distances, athletes with visual impairment.
Krutko Victoria Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, krutko07@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,
Kravets-Abdullina Aigul Vinirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, alyaav@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,
Kozhevnikova Elena Vyacheslavovna, dean, krutko07@,mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture
УДК 796.011:378.14
ФАКТОРЫ ЗРЕЛИЩНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
В.Ф. Кудашов, Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова
Рассмотрены аспекты повышения зрелищности спортивных показательных выступлений. Показано, что комплексное использование неспецифических средств выразительности при постановке показательных выступлений спортсменов, а также приемов активизации зрителей должно подчеркивать мастерство спортсменов-актеров.
Ключевые слова: зрелищность, технико-эстетические виды спорта, показательные спортивные выступления.
Спорт и искусство являются одними из важнейших явлений жизни и человеческой культуры. Взаимосвязь искусства и спорта в системе мировой культуры существует с давних пор. Из общности спорта и искусства вовсе не следует, что спорт является искусством, это лишь