Литература:
1. Блум Б. С. Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей. Справочник я, когнитивной сферы. - Нью-Йорк : Лонгман, 1956.
2. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 576 с.
3. ГОСТ Р 55750-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения // Изд-в: ФГУП "СТАНДАРТИН-ФОРМ", 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standartgost.rU/g/rOCT_P_55750-2013
4. Новиков Д.Д. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М. : МЗ-Пресс, 2012. -67 с.
5. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// tolkslovar.ru/pl 2604.html
6. Основы разработки электронных образовательных ресурсов: Информация // Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.rU/studies/courses/4103/1165/ lecture/19307
7. Поливариативные задачи. Студопедия (2013 - 2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// studopedia.su/13_161613_variativnie-zadachi.html
8. Профессиональный стандарт педагога // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки. рф/документы/3071
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования //Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки.рф/ документы?диегу=фгос+во
10.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) //Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1"|Ир:/Лллллл/.минобрнауки.рф/доку-менты/7995
11.Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минoбpнayки. рф/документы/ 8073
SOME OF THE PROBLEMS OF PROVIDING PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE FORMATION OF POSITIVE GENDER IDENTITY AMONG ADOLESCENT BOYS
Yaroshenko Evgeniya Valerievna, Senior Lecturer, Institute of Service, Tourism and Design, North-Caucasian Federal University (branch), Postgraduate student, Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aiiev, Pyatigorsk
The article discusses the formation of positive gender identity of teenage boys in the educational process, contribute to their further socialisation. The authors conducted a pilot study to identify motivational orientation of the personality of teenage boys in physical activity. The authors sistematizirovat the results of a study interpretiruya the data obtained and suggest possible ways of their application in sports practice.
Keywords: physical culture; physical development; motivation; gender identity; personality; adolescent boys.
К НЕКОТОРЫМ ПРОБЛЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МАЛЬ ЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается формирование позитивной ген дерн ой идентичности мальчиков подросткового возраста в учебно-образовательном процессе, способствующем дальнейшей их социализации. Авторами проводится экспериментальное исследование по выявлению мотивационной направленности личности мальчиков подросткового возраста на физкультурную деятельность. Авторы систематизируют результаты исследования, интерпретируют полученные данные и предлагают возможные способы применения их в физкультурной практике.
Ключевые слова: физическая культура; уровень физического развития; формирование мотивации; тендерная идентичность; личностные качества; мальчики подросткового возраста.
В XXI веке в период роста информационных потоков, расширения номенклатуры учебных программ школьное образование вы-
УДК 37.012.3 ВАК РФ 13.00.04
©Ярошенко Е.В., 2018
ЯРОШЕНКО Евгения Валерьевна, старший преподаватель, кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), СевероКавказский федеральный университет, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Пятигорск [email protected]
ЪС
ил
ъс о ш
<
С1 ш
*
по
ходит на принципиально новый уровень образовательного экологического, ресурсного, социального, научно-технического, информационного, политического и духовного развития общества. Перестроечные процессы при всей их сложности и противоречивости выдвинули принципиально новые требования к школе в отношении к социальной зрелости подростка.
В современном обществе на школу возлагаются задачи не только качественного обучения, но и воспитания духовно богатого, высоконравственного человека, способного социализироваться в современном мире.
В последнее время в нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как "тендер", которое послужило предметом обсуждения и научного исследования, что, в свою очередь, определило необходимость рассмотрения тендерных ориентаций и тендерной идентичности в детской среде.
Использование основных положений тендерного подхода рационального направления энергии мальчиков подросткового возраста являются методически грамотно организованные занятия физической культурой и спортом, при которых учитываются особенности их полового развития.
Роль учебного предмета "Физическая культура" - совершенно особенная, он способствует развитию у мальчиков подросткового возраста нетолько телесно-двигательных способностей, но и формирует маскулинные, нравственные, психологические качества, которые направлены на формирование позитивной тендерной идентичности. В процессе занятий физической культурой, по нашему мнению, формируются маскулинные качества: конгруэнтность, непоколебимость,уверенность, уравновешенность, целеустремленность; доминантность, чувство свободы, инициативность и многие др.; развиваются нравственные качества: патриотизм, уважение клюдям, честность, милосердие, взаимопомощь, коллективизм, товарищество, и др.; формируется психологическая устойчивость: преодоление трудностей, выдержка и самосовершенствование, стрессо-устойчивость, умение командовать и подчиняться, избавление от агрессивности, дисциплинированность; требовательность к себе и к другим и др.
Психологические особенности мальчиков подросткового возраста (11-14 лет), участвующих в нашем исследовании, являются наиболее значимыми для формирования физической культуры личности и мотивации систематичес-
кими занятиями физическими упражнениями и спортом. Физическое развитие мальчиков-подростков способствует процессу роста и созревания организма и очень тесно связано с величиной их двигательной деятельности [2, 136].
Именно в процессе физкультурной деятельности у мальчиков-подростков изменяются цели самовоспитания, возникают новые потребности, формируются психологические, нравственные, маскулинные качества, пересматриваются стереотипы поведения. Средства и методы физического воспитания во много раз расширяют границы возможной социализации к разнообразным постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Однако учителя физической культуры, в большинстве случаев, заняты улучшением физически развитых детей, нацелены на достижение ими наивысших спортивных результатов. Вследствие недостаточности индивидуального подхода к каждому занимающемуся, вне зависимости от его спортивной формы, у современных подростков назревает проблема, когда при слабой силе воли, отсутствии характера, они не готовы войти во взрослый мир, адаптироваться в нем, и соответственно, скорректировать свое тендерное поведение. В этом подростку, по нашему мнению, может поспособствовать широкий потенциал форм, средств и методов физической культуры, реализующийся в урочной и внеурочной деятельности [4,102].
В рамках нашей исследовательской работы была разработана Программа по формированию позитивной тендерной идентичности мальчиков подросткового возраста посредством физического воспитания, которая рассчитана на учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ. Она разработана в соответствии с Концепцией федерального государственного образовательного стандарта и федеральным государственным стандартом по ступени среднего (полного) общего образования.
Классный руководитель и учитель физической культуры должны способствовать формированию следующих качеств, определяющих позитивную тендерную идентичность мальчиков-подростков: маскулинные, телесно-двигательные, нравственные, психологическую стрессоустойчивость, оптимальную манеру отношений в группе, умение сотрудничать, проявлять уважение к окружающим людям, выработать потребность в здоровом образе жизни.
Цель, предлагаемой нами программы: - обеспечение целостного подхода к формированию позитивной тендерной идентич-
ности (ПГИ) мальчиков подросткового возраста (5-7 классы) посредством физического воспитания.
На основании заданной цели, совместно с учителями нами были обозначены следующие задачи:
1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование ПГИ мальчиков подросткового возраста посредством физического воспитания (5-7 классы) при самостоятельном и коллективном взаимодействии, для готовности проявлять себя в разных сферах социально и личностно значимой деятельности.
2. Сформировать: маскулинные качества: непоколебимость, уверенность, целеустремленность; бесстрашие, чувство свободы, уравновешенность, решительность, инициативность и др.; телесно-двигательные качества; нравственные качества: патриотизм, доброжелательность, уважение к людям, взаимопомощь, коллективизм, товарищество, и др.; психологическую устойчивость: преодоление трудностей, выдержка и самообладание, самосовершенствование, умение командовать и подчиняться, избавление от агрессивности, организованность, требовательность к себе и к другим и др.
3. Выстраивать наиболее благоприятный стиль взаимоотношений в социальной группе, создавая обстановку совместной деятельности, сотворчества.
4. Прививать невосприимчивость к негативным воздействиям социума.
5. Построить систему тесного, многоуров-него сотрудничества учреждений дополнительного образования по физической культуре и спорту с семьей мальчика подросткового возраста, приобщая их к традициям школы, семьи, культуре, истории народов Северного Кавказа.
6. Осуществлять оптимальный выбор методов, видов и форм деятельности подростков, уточняя результаты каждого учебного года.
В программе нами были предложены следующие направления для изучения и обсуждения с учителями:
- современные проблемы формирования ПГИ мальчиков-подростков на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре;
- сущностные характеристики категории "тендер" и дискуссионные вопросы её интерпретаций;
- оптимальные формы и методы формирования ПГИ.
Организация физической культуре в школе - это сложный, многокомпонентный учеб-
ный процесс, включающий в себя развитие телесно-двигательных, личностных, психологических, нравственных качеств занимающихся, осуществляемый в урочной (учебные занятия) и внеурочной форме (тренировки в секциях по видам спорта, спортивно-массовой работы и соревнований). Для развития положительных тендерных качеств мальчиков подросткового возраста мы предлагаем в урочных формах различные технологии: информационно-обучающие, уровневой дифференсации, использование различных спортивных квестов с учетом уровня спортивной подготовки, развития, особенностей мышления и познавательного интереса к предмету; во внеурочной работе -проведение игр народов Северного Кавказа, многодневных туристических походов, туристического многоборья, военно-патриотической игры "Зариница" во время которых у них, по нашему мнению, происходит формирование личностных качеств способствующих успешной социализации воспитываемых. Для учеников было предложено участие в различных беседах, анкетировании, просмотре фильмов, кейсы спортивной тематики, встречи за круглым столом с действующими мастерами спорта, чемпионами края, России, Европы по различным видам спорта, спортивные состязания по видам спорта, командные игры, семейные веселые старты.
Гипотеза. Мы предполагаем, что занятия школьников физической культурой, возможности игровой атмосферы, выгодно отличающейся от стиля учебного процесса, способствуют уменьшению агрессии, напряженности, тревожности по отношению к сверстникам и способствует реализации благоприятного не только физического, но и тендерного самочувствия.
Для выявления динамики функционирования предложенных методов, нами был осуществлен сбор информации, раскрывающий первоначальный уровень ПГИ посредством осуществление наблюдения, бесед, анкетирования. Далее был осуществлен анализ собранной информации.
Составленные нами опросники предназначены для мальчиков подросткового возраста путем выявления системы убеждений и установок относительно маскулинных качеств и мужских ролей. Полученные результаты позволяют выявить группы мальчиков-подростков, которые не разделяют эти нормы, не демонстрируют склонность к традиционным нормам маскулинности и нуждаются в коррекции поведения.
ЪС
UJ
u
UJ
< a.
UJ
*
112
Опросники позволяют предсказать готовность респондента оценивать поведение мужчин в соответствии с традиционной идеологией мужественности. Анализ показателей опросников продемонстрировал их валид-ность и надежность.
В целом, методы диагностики, в представленном нами виде, могут пополнить арсенал психолого-педагогических способов выявлений уровня приверженности подростков нормам мужского поведения.
Количество вопросов в них может быть увеличено или сокращено, некоторые из них могут быть скорректированы, заменены другими (в зависимости от необходимости уточнить те или иные позиции респондента) для выполнения конкретных задач, достижения объективных результатов анализа и оценки работы по формированию ПГИ.
При проведении нами опроса учителей физической культуры, среди которых были следующие вопросы: "Как изменилось поведение мальчиков подросткового возраста на протяжении последних пяти лет?" и "Какие формы, методы и средства физической культуры, по Вашему мнению, нужно использовать для коррекции поведения мальчиков-подростков?" 86% респондентов ответило, что обеспокоены тем, что в последние годы имеется ярковы-раженная тенденция ухудшения поведения данной группы подростков.
78% учителей физической культуры, принявших участие в нашем исследовании, отмечают, что в своей работе по активизации телесно-двигательной деятельности и формированию позитивных тендерных качеств они стараются подходить творчески: применяют различные средства и методы физической культуры и спорта, используют современные технологии, ищут новые подходы кулучшению преподавания предмета, но, тем не менее, интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом из года в год падает. Следовательно, и двигательная активность подростков становится явно недостаточной и, как следствие, по мере взросления подростка, постепенно будет ухудшаться его поведенческие качества.
Причина такого явления, по нашему мнению, заключается в том, что у мальчиков подросткового возраста физическая культура личности не имеет направленности на формирование ПГИ. Для выявления особенности попыток формирования физической культуры подростка, целесообразно провести сравнительный анализ этого процесса у тех из них, кто занимается физическими упражнениями
на уроках, и дополнительно в других спортивно-организационных формах.
Обратимся, прежде всего, к особенностям мотивационной обусловленности личной физкультурной деятельности. Мотивации тесно связаны с деятельностью человека, и если изменяются мотивы вовлечения человека в процесс, то это так же влияет и перестраивает и смысл активности субъекта по отношению к ней и ее уровень [4,17].
Для того чтобы это проанализировать, мы обратимся к подробному рассмотрению мотивации занятий физкультурной деятельностью. Мы провели анкетирование мальчиков-подростков экспериментальной и контрольной групп в 6-х классах. В эксперименте приняло участие 184 мальчика подросткового возраста 11 -12 лет МБОУ СОШ № 3 им. A.C. Пушкина города Пятигорска, МБОУ СОШ № 30 города Пятигорска, Ставропольского края, МБОУ СОШ № 10 города Пятигорска, МБОУ СОШ № 11 село Юца Предгорного района Ставропольского края. 88 человек - в контрольной группе, 96 -в экспериментальной. В ЭГ входили мальчики, занимающиеся физической культурой только на уроках, в КГ - мальчики, которые помимо уроков занимались дополнительно в других спортивно-организационных формах. В ЭГ были проведены мероприятия, по разработанной нами программе (классные тематические собрания, работа с активом и с творческими группами класса, родителями,участие в совместных делах родителей и учеников; выстраивание взаимодействия учителей физкультуры с преподавателями других дисциплин; привлечение мальчиков кучастию на уроках и во внеурочных мероприятиях, к работе в организации и проведении спортивных праздников посредством игр народов Северного Кавказа.
Полученные данные показали, что первое место в мотивации при занятиях физической культурой и спортом и дополнительными занятиями у мальчиков-подростков занимает развитие телесно-двигательных качеств. Следует отметить, что у мальчиков подросткового возраста, занимающихся самостоятельно физическими упражнения или в условиях дополнительного физкультурного образования, второе место занимают мотивы, которые лежат собственно вне сферы физической культуры, это - "умение постоять за себя" (табл. 1).
К сожалению, у мальчиков подросткового возраста, занимающихся на уроках в школе, на втором месте оказался мотив - "получить достойную оценку по предмету", который также лежит вне сферы формирования физической культуры.
Таблица 1 - Мотивация учащихся при занятиях физической культурой и спортом, %
Полученные данные ориентированности мальчиков подросткового возраста, раскрывающие нацеленность на занятиях физической культурой и спортом,участвующих в нашем исследовании, в меньшей степени нацелены на получение удовольствия от занятий физическими упражнениями и в большей степени на прагматизм, который часто заключается в наиболее ярком выражении человеческой сущности.
Таким образом, результаты указали на то, что роль мотивов получения удовольствия от занятий физическими упражнениями в общепринятой их структуре не столь велика, как хотелось бы.
Для более детального понимания проблемы приведем результаты анализа мотивов начала внеурочныхзанятий физическими упражнениями и спортом (см. табл. 2).
Таблица 2 - Мотивы для начала занятий физическими упражнениями и видом спорта
Как показало исследование, тендерные мотивы, в целом, присущи лишь небольшой половине контингента обследуемых мальчиков подросткового возраста. Тендерные мотивы, лежащие вне сферы физической культуры (желание стать популярным, стремление завоевать авторитет сверстников, привлекли успехи занимающихся, совет родителей и близких и т.д.) практически одинаковые.
При сравнении позиций занимающихся дополнительно и самостоятельно физическими упражнениями вышеуказанное сопоставление дает такие результаты: тендерные -
32,5% против мотивов - 43,8%, лежащих вне сферы физической культуры.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что высказанная нами ранее позиция подтверждается -у мальчиков-подростков, не занимающихся самостоятельно физическими упражнениями, не развито чувства мышечной радости.
Изучение и анализ научно-педагогической литературы, и выявленные факты, определяющие уровень формирования мотивации позитивной тендерной идентичности у мальчиков подросткового возраста посредством занятий физическими упражнениями, физической культуры в целом, позволили нам разработать основные подходы и принципы ведения педагогического процесса с целевой направленностью по формированию физической культуры личности параллельно с повышением двигательной активности мальчиков подросткового возраста.
Одним из основных предположений при разработке программы явилось следующее: поскольку подросток практически не задумывается о необходимости занятий физическими упражнениями в тот период, когда его естественная двигательная активность достаточно высока, то важно именно в это время сформировать у него соответствующую установку.
Расширение целевой установки и акцентирование в педагогическом процессе повышения двигательной активности подростка посредством сознательного отношения к делу создает предпосылки для совместного творчества учителя и обучаемого, что трактуется как педагогика сотрудничества, и в последующие периоды жизни обязательно положительно скажется на формировании тендерной идентичности последнего.
Таким образом, в результате внедрения тендерного подхода в образование будут созданы условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности подростка. Следовательно, основным условием достижения положительных результатов в формировании тендерного поведения мальчиков подросткового возраста в ходе учебно-тренировочного процесса по физической культуре служит комплексный подход, обязывающий соблюдать
Мальчики- подростки
Мотив ЭГ (до ЭГ (после КГ (до КГ (после
эксперимента) эксперимента) эксперимента) эксперимента)
Уметь постоять за себя 23,5 28,9 27,9 28,3
Сделать фигуру красивой 19,2 26,7 20,2 20,9
Улучшить настроение 19,0 21,6 18,9 19,0
Получить хорошую оценку 27,4 27,4 1,6 1,7
Понравится противоположному полу 15,7 15,9 10,8 10,7
Самосовершенствоваться 15,9 32,4 26,1 26,7
Стать закаленным 4,9 12,7 23,2 23,2
Быть лучше других 4,6 13,6 5,4 6,0
Развить телесно-двигательные каче- 41,7 54,8 53,4 53,4
ства
Мотив %
Авторитет среди сверстников 5,9
Стать известным спортсменом 12,1
Привлекли успехи занимающихся подростков в этой секции 14,5
Просто нравятся занятия физическими упражнениями 40,1
Необходимость укрепить здоровье 41,3
Пригласил учитель 22,4
единство воздействия на занимающихся средствами и методами физического и тендерного воспитания. Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую ранее гипотезу.
Дальнейшим направлением работы может являться исправление, доработка и дополнение шкал опросников, а также создание аналогичных опросников для определения нормативных установок в отношении поведения девочек.
Литература:
1. Калина О.Г. и др. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков /О.Г. Калина, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 1526.
2. Стрельченко В.Ф. и др.. Влияние физической культуры и спорта на формирование личностных качеств человека / В.Ф. Стрельченко, Е.В. Яро-шенко, М.В. Астахова // Современные тенденции
развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 7 ч. / под общ.ред. Е.П. Ткачевой. - Белгород : ИП Ткачева Е.П., 2015. - Часть VI. - С. 135-138.
3. Баранов A.A. др. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / A.A. Баранов, В.Р. Кучма др. // Сб. мат-лов (выпуск VI); под ред. акад. РАН и РАМН A.A. Баранова, член-корр. РАМН В.Р. Кучмы, - М. : ПедиатрЪ. 2013,- 192 с.
4.Шабанов Л.В. и др. Половая принадлежность и тендерная идентичность подростков из семей различного типа / Л.В. Шабанов, И.Л. Шелехов, H.H. Рубан // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - №8. - С. 100103.
5. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. = Psychologie des Jugendalters // Педология юности. - М.-Л. : Литература, 1931. - 104 с.
6. Ярошенко Е.В. и др.. Значимость физической культуры в формировании тендерного поведения подростков / Е.В.Ярошенко, С.Б. Узденова // Успехи современной науки и образования. - Белгород : Эпицентр, 2017. - Т.2. - № 3. - 218 с. - С. 9-13.