Научная статья на тему 'Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста'

Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ УРОКАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / САМООЦЕНКА / СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SATISFACTION WITH PHYSICAL CULTURE LESSONS / NEED FOR PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT / HEALTH STATUS / SELF-ESTEEM / MIDDLE SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Прокопчук Юрий Андреевич, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Пешков Николай Николаевич, Чернышов Владимир Анатольевич

В статье представлены результаты пилотажного исследования отношения учащихся среднего школьного возраста к здоровью, осознания ими важности здорового образа жизни, физкультурно-спортивной активности, а также доминирующих мотивационных и смысловых оснований образования. В выборку вошли подростки (N=131) в возрасте от 13 до 15 лет. Подросткам была предложена анкета «Здоровье и поведение школьников» состоящая из 82 вопросов. Для статистической обработки данных анкеты применялся расчет частоты встречаемости, коэффициент ассоциации Юла. При описании полученных результатов исследуемые группы были разделены по двум основаниям: 1) классу обучения (7, 8, 9 классы); 2) по половым признакам.Испытуемые в целом удовлетворены уроками физической культуры, причем наибольшую удовлетворенность демонстрируют учащиеся параллели 8 класса. Мальчики, обучающиеся в 9 классе, больше всего заявляют о своих потребностях в физической активности. По мнению мальчиков в 9 классе, у них наиболее всего развита сила, в 7 и 8 классе выносливость. Девочки из 7 и 9 класса выделяют наличие у себя быстроты, в 8 классе выносливости. В целом учащиеся гармонично описывают свое физическое развитие: средний рост, нормальный вес, хорошая фигура. Школьники довольно высоко оценили свое состояние по параметру «состояние здоровья и самооценка», причем такая тенденция сохраняется независимо от возраста респондентов. В выборках мальчиков и девочек выявлены достоверные связи между показателями физической подготовленности и знаниями в области физической культуры и спорта, мотивов физкультурно-спортивной активности, интересу к урокам физкультуры и его значимостью; значимостью психологического сопровождения учащихся и поддержкой родителей, учителей и школьных условий. В выборке девочек взаимосвязь обнаружена между физкультурно-спортивной активностью и физкультурно-спортивной активностью друзей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Прокопчук Юрий Андреевич, Босенко Юлия Михайловна, Распопова Анна Сергеевна, Пешков Николай Николаевич, Чернышов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites of formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age

The article presents the results of a pilot study of middle school age pupils' relationship to health, their awareness of the healthy lifestyle's, physical education's and sports' importance, as well as the dominant motivational and semantic foundations of education. The sample included adolescents (N=131) from 13 to 15 years old. Teenagers were offered a questionnaire " schoolchildren's health and behaviour" consisting of 82 questions. For statistical processing of the questionnaire data, the frequency of occurrence and Udny Yule colligation coefficient were calculated. In describing the results of the study groups were divided on two grounds: 1) the class of training (7th, 8th and 9th forms); 2) by gender. Subjects are generally satisfied with the lessons of physical culture, with the greatest satisfaction showed by pupils from the form 8. Boys in the form 9 are the ones who most often declaretheir need for physical activity. According to the boys in the 9th form, they have the most developed strength, in the 7th and the 8th form, endurance. Girls of the 7th and the 9th form isolated existence of the speed; of the 8th form, endurance. In general, pupils describe their physical development harmoniously: average height, normal weight, good figure. Schoolchildren highly appreciated their condition by the parameter "health and self-esteem", and this trend persists regardless of the age of the respondents. In the samples of boys and girls, we revealed significant links between indicators of physical fitness and knowledge in the field of physical culture and sports, motives of physical culture and sports activity, interest in physical education lessons and its importance; the importance of psychological support of students and support parents, teat parents, tea physical-sportive activity and one of friends is found out.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования физкультурно-спортивной активности детей среднего школьного возраста»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 373.5.016:796

Прокопчук Юрий Андреевич

кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Босенко Юлия Михайловна

кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Распопова Анна Сергеевна

кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Пешков Николай Николаевич

кандидат исторических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Чернышов Владимир Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Фешина Елена Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты пилотажного исследования отношения учащихся среднего школьного возраста к здоровью, осознания ими важности здорового образа жизни, физкультурно-спортивной активности, а также доминирующих мотивационных и смысловых оснований образования. В выборку вошли подростки (N=131) в возрасте от 13 до 15 лет. Подросткам была предложена анкета «Здоровье и поведение школьников» состоящая из 82 вопросов. Для статистической обработки данных анкеты применялся расчет частоты встречаемости, коэффициент ассоциации Юла. При описании полученных результатов исследуемые группы были разделены по двум основаниям: 1) классу обучения (7, 8, 9 классы); 2) по половым признакам.

Испытуемые в целом удовлетворены уроками физической культуры, причем наибольшую удовлетворенность демонстрируют учащиеся параллели 8 класса. Мальчики, обучающиеся в 9 классе, больше всего заявляют о своих потребностях в физической активности. По мнению мальчиков в 9 классе, у них наиболее всего развита сила, в 7 и 8 классе - выносливость. Девочки из 7 и 9 класса выделяют наличие у себя быстроты, в 8 классе - выносливости. В целом учащиеся гармонично описывают свое физическое развитие: средний рост, нормальный вес, хорошая фигура. Школьники довольно высоко оценили свое состояние по параметру «состояние здоровья и самооценка», причем такая тенденция сохраняется независимо от возраста респондентов. В выборках мальчиков и девочек выявлены достоверные связи между показателями физической подготовленности и знаниями в области физической культуры и спорта, мотивов физкультурно-спортивной активности, интересу к урокам физкультуры и его значимостью; значимостью психологического сопровождения учащихся и поддержкой родителей, учителей и школьных условий. В выборке девочек взаимосвязь обнаружена между физкультурно-спортивной активностью и физкультурно-спор-тивной активностью друзей.

Ключевые слова: удовлетворённость уроками физической культуры, потребность в физической активности, развитие физических качеств, состояние здоровья, самооценка, средний школьный возраст.

Проблема физической активности и здоровья людей не теряет актуальности в российской и зарубежной науке [7, с. 19; 8, с. 81; 9, с. 247; 10, с. 177]. Положительное влияние систематической физической нагрузки на качество жизнедеятельности человека не вызывает сомнения [4, с. 194; 5, с. 4]. В современных условиях особую важность приобретает проблема здоровья подрастающего поколения, в связи с чем необходимо обратить внимание на совершенствование методов физического воспитания [1, с. 79; 2, с. 129; 3, с. 27]. Реализовать контроль за состоянием физической активности может мониторинг выявления положительного влияния программы по предмету «Физи-

ческая культура» в общеобразовательных школах. Базируясь на информации, полученной в результате мониторинговых исследований о гендерных особенностях школьников и их индивидуальных качествах, можно совершенствовать качество физического воспитания школьников через реализацию инновационной направленности современного обучения. В соответствии с тенденцией по реализации компетентностного подхода [2, с. 129], нужно сформировать активного, инициативного ученика с хорошими психофизиологическими показателями, способного претворить в жизнь свои цели.

Цель нашего исследования: выявить социально-педагогические предпосылки физического

© Прокопчук Ю.А., Босенко Ю.М., Распопова А.С., Пешков Н.Н., Чернышов В. А., Фешина Е.В., 2019

здоровья, физкультурно-спортивной активности и физической культуры учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Установить роль мониторинга физкультурно-спортивной активности в формировании позитивного отношения к физической активности учащихся средних классов.

2. Изучить удовлетворенность учащихся уроками физической культуры, специфику потребности в физической активности и уровень самооценки развития физических качеств учащихся средних классов.

3. Определить предпосылки становления физ-культурно-спортивной активности учащихся среднего школьного возраста с учетом пола.

В мониторинге среди школьников средних классов общеобразовательной школы (г. Липецк) принимали участие 131 человек (70 мальчиков и 61 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет. При проведении исследования была применена анкета «Здоровье и поведение школьников», состоящая из 82 вопросов, которая определяет параметры: физкультурно-спортивная и социальная активность, физическая подготовленность, психические компоненты, мотивы и интересы к физкультурно-спортивной деятельности. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ассоциации Юла [6].

Чтобы определить отношение учащихся среднего школьного возраста к своему здоровью, значимости здорового образа жизни, физкультурно-спортивной активности, мы проанализировали компоненты анкеты «Здоровье и поведение школьников» и частоту встречаемости их у мальчиков и девочек. Первым этапом анализа стал компонент удовлетворённости уроками физкультуры. Роль в становлении физкультурной активности имеет удовлетворенность учащимися уроками физической культуры (рис. 1). Положительное отношение к урокам выразили 36,1% мальчиков 7 классов, 40,2% 9 классов. Удовлетворенность уроками физкультуры выявлена у 48,9% семиклассников.

Такое отношение у мальчиков повышается к 8 классу (52,3%), но к 9 классу число школьников с такой позицией падает до 44,6%. К 9 классу урок физкультуры «не нравится» 7% мальчиков, потому что им не хватает в программе уроков физкультуры современных направлений спортивной деятельности, таких как workout, занятия скейтбордом и т.д.

У девочек в 7 классе процент «удовлетворенных» уроками физической культуры немного выше (50,8% школьниц), но наблюдается такая же тенденция восприятия урока. Уроки физической культуры «нравятся» 38,3% девочкам 7 класса, 41,1% девочкам 8 класса и 37,9% девочек 9 классов. Не нравятся уроки больше всего семикласс-

девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс

10

20

30

40

50

60

0

□ нравятся □ удовлетворены □ не очень нравятся □ не нравятся

Рис. 1. Частота встречаемости разных уровней удовлетворенности школьников

уроками физкультуры (в %)

девочки 9 класс —

мальчики 9 класс 1 |

девочки 8 класс 1 |

мальчики 8 класс ______

девочки 7 класс 1 |

п I_\_,

мальчики 7 класс Н

I I I I I I I-

0 10 20 30 40 50 60 70

□ нуждается □ не нуждается

Рис. 2. Частота встречаемости различных уровней потребности в физической активности у учащихся в %

ницам (5,5% девочек), в 8 классе всего лишь 2,2% девочек не довольны уроками физкультуры, а к 9 классу на 2% больше учащихся выражают неудовлетворенность уроками физической культуры.

Следующий анализируемый показатель - это «потребность в физической активности», который показывает, что все испытуемые имеют потребность в физической активности любого типа (рис. 2). Постепенно эта потребность повышается у мальчиков с 59,4 до 64,7%, у девочек -с 55,3 до 60,2%. Есть и те респонденты, которые отрицают необходимость физической активности. Численность их снижается от 7 к 9 классу: у мальчиков от 40,6 до 35,3% и у девочек от 44,7 до 39,8%.

Для углубленного анализа представлений о положительном эффекте учебной программы по физической культуре, учащимся были даны вопросы о развитии физических качеств на протяжении всего учебного года (рис. 3). Самооценка развития двигательных качеств учащихся свидетельствует о положительном эффекте программы физического воспитания.

Мальчики выше характеризуют свои физические качества, чем девочки. Большинство мальчиков (40%), обучающихся в 7 классе, отмечают «выносливость», следующим физическим качеством, которое обнаруживают у себя дети, идет «быстро-

та» (у 33,7%), затем «координация» (у 30,3%), «сила» (у 29,6%), и завершает список «гибкость» (у 24,1%). В 8 классе данные категории имеют следующую последовательность: «быстрота» у 35,9%, «выносливость» у 36,3, «сила» у 30,4, «координация» у 27,5 и «гибкость» у 19,5% мальчиков. В 9 классе показатель «сила» отмечают у себя уже 38,9% опрошенных мальчиков. Девочки той же возрастной группы, что и мальчики, менее уверены в развитии свои физических качеств. В 7 классе у 32,6% девочек развита «быстрота», у 31,3 - «выносливость», у 29,6 - «гибкость», у 27,5 - «координация» и у 21,5% - «сила». В 8 классе сохраняется такая же последовательность развития изучаемых параметров: у 30,9% девочек развита «быстрота», у 30,0 - «выносливость», у 27,8 - «гибкость», у 24,9 - «координация» и у 20,4% - «сила». К 9 классу по-прежнему доминирует выносливость у 27,4% девочек. Остальные параметры распределились следующим образом: у 26,2% развита «гибкость», у 24,4 - «выносливость», у 21,4 - «координация» и у 16,7% - «сила».

Опрошенные мальчики лучше всего из физических качеств оценили развитие силы, быстроты и выносливости, а девочки - быстроты, выносливости и гибкости. Важную роль в оценке себя имеют параметры гармоничности физического

девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

□ сила П быстрота □ выносливость □ гибкость □ координация

Рис. 3. Частота встречаемости различных уровней самооценки развития физических качеств учащихся в %

девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс

0 10 20 30 40 50 60 70

-. 1 .........[........

—4™

□ высокий □ средний □ низкий □ не знаю

Рис. 4. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (рост) учащихся в %

развития (оценка роста, веса и фигуры) (рис. 4, 5, 6). Анализ частоты встречаемости показателя «нормальный рост» у мальчиков 7 класса - 61,6 и у девочек - 62,2%, у мальчиков 8 класса - 58,7 и у девочек - 60,1%, у мальчиков 9 класса - 62,2 и у девочек - 63,8% (рис. 4).

Большинство школьников характеризуют свой вес как «нормальный». Есть динамика снижения встречаемости данной оценки веса к 9 классу, как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков частота нормальной оценки веса выше, чем у девочек. Она составляет у мальчиков 7 класса 58,8% и у девочек 55,3, у мальчиков 8 класса - 52,6% и у девочек -51,1, у мальчиков 9 класса - 54,4%, у девочек 3,8%.

52,3% мальчиков и девочек 7 класса считают свою фигуру хорошей. Так же хорошо оценивают свою фигуру 52,6% мальчиков и 50,5 девочек в 8 классе, и 58,8% мальчиков и 51,3 девочек в 9 классе.

Удовлетворенность фигурой увеличивается с ростом этапа обучения. Среди мальчиков больше половины оценили свое здоровье как «полностью здоров». «Вполне здоровыми» себя считают около 35,5% девочек. Количество удовлетворенных обучением мальчиков к 9 классу снижается с 17,4 до 29,6%, как и процент полностью удовлетворенных обучением девочек (с 29,9 до 18,7%).

Дальнейшее изучение взаимосвязи показателей, характеризующих состояние социального, физического и психического здоровья и их взаимосвязь с уровнем физкультурно-спортивной активности было основано на статическом анализе с помощью коэффициента Юла (рис. 7). Физическая подготовленность школьников имеет связь со знаниями в области физкультуры и спорта и у мальчиков (Р=0,78), и у девочек (Р=0,86). В группе мальчиков выявлена связь физической подготовленности и потребности в физкультурно-спортивной активности (Р=0,54), заинтересованности в уроке физкультуры (Р=0,56) и его значимости (Р=0,47). В группе девочек более выражен интерес к уроку физкультуры (Р=0,49), потребность в физкультурно-спортивной активности (Р=0,65) и значимость урока физкультуры ^=0,55).

Данные о связи выраженности физкультурно-спортивной активности с самооценкой физических (визуальных) показателей незначимы. Часто принято считать, что стремление иметь хорошую фигуру является предпосылкой к занятиям спортом и физической культурой. Самооценка фигуры является не значимым критерием, так как установлены низкие показатели у мальчиков (Р=0,29) и у девочек ^=0,39). Самооценка веса незначима для мальчиков (Р=0,10) и девочек (Р=0,03). Для девочек

девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс

10

20

30

40

50

60

70

0

□ маленький □ нормальный □ большой □ не знаю

Рис. 5. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (вес) учащихся в %

девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс

0 10 20 30 40 50 60 70

гшт>, „,.,„■■,;,■■,„■■,.........

........'1.......ГГГГ.......

-

В хорошая □ средняя □ плохая □ не знаю

Рис. 6. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (оценка фигуры) учащихся в %

знания в области физической

_культуры и спорта_

потребность в физкультурно-спортивной активности

заинтересованность уроком физической культуры

значимость урока физической

поддержка учителей

поддержка сверстников

школьные условия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

физкультурно-спортивная активность

физкультурно-спортивная активность друзей

Рис. 7. Достоверные взаимосвязи между физической подготовленностью и показателями отношения школьников средних классов к физической культуре

Примечание: - связи в выборке мальчиков,...........- связи в выборке девочек

значимым параметром в развитии физкультурно-спортивной активности является активность друзей (0=0,46).

Физкультурно-спортивная активность школьников - компонент их образа жизни. В ответах на вопросы о физической активности за пределами учебной деятельности для большинства респондентов обоего пола оказались незначимыми следующие факторы: самостоятельные занятия физической культурой и спортом, занятия в спортивных секциях, собственно уроки физической культуры. У девочек (0=0,46) физкультурно-спортивная активность друзей является мотивацией к активности.

Значимым параметром, определяющим физ-культурно-спортивную активность школьников, выступает психологическое сопровождение. Существенными для повышения физкультурно-спортивной активности школьников являются школьные условия. К ним относят понимание учителями, друзьями важности уроков физкультуры, популяризация физкультуры (у мальчиков 0=0,90, у девочек 0=0,95). Отношение педагогов значимо для формирования мотивов и интересов к занятиям физкультурой для мальчиков (0=0,58) и девочек (0=0,64). Следующим по значимости параметром для школьников является поддержка сверстников (у мальчиков 0=0,55, у девочек 0=0,56). Таким образом, мы выявили достоверную взаимосвязь физкультурно-спортивной активности с самооценкой уровня физического развития.

Мониторинг физкультурно-спортивной активности школьников способствует конструктивному выбору стратегии и технологий формирования позитивного отношения к физической активности молодежи, позволяет не только определить параметры развития широкого спектра особенностей занятий физкультурой, но и выявить уязвимые области на пути формирования компонентов образа жизни и физкультурно-спортивной активности школьника.

Респонденты положительно характеризуют общий уровень здоровья и развития физических качеств, имеют потребность в занятиях физкуль-

турой и в целом довольны уроками физкультуры в школе.

Предпосылками становления физкультурно-спортивной активности учеников среднего школьного возраста обоего пола выступает осведомленность в сфере физической культуры и спорта, потребность в занятиях физической культурой, интерес к уроку физкультуры и его важность, а также социальная поддержка (поддержка со стороны родителей, учителей, сверстников и школы). Для девочек значимым фактором является физкультур-но-спортивная активность друзей.

Библиографический список

1. Босенко Ю.М. Ресурсы эффективной адаптации личности в условиях спортивной деятельности // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2009. - Т. 11. - С. 75-80.

2. Босенко Ю.М. Организация дифференцированного обучения в профильных классах средней общеобразовательной школы / Ю.М. Босенко, В.А. Чернышов, Ю.А. Прокопчук, Т.Х. Емтыль // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. -№ 3 (162). - С. 128-137.

3. Габрелян С.Г., Распопова А.С. Особенности школьной тревожности в подростковом возрасте // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы III Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Краснодар: Изд-во «Парабеллум», 2015. - С. 26-30.

4. Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194-196.

5. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 54 с.

6. Лысенко В.В., Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте. -Краснодар: КГАФК, 1995. - 126 с.

7. Нестеренко Е.И. Формирование здорового образа жизни - важный компонент интерактивного лечения / Е.И. Нестеренко, Н.В. Полунина, Хесус Эстуардо Васкес Абанто // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 5. -С. 18-22.

8. Плешивцева Т.Г., Прокопчук Ю.А. Физкуль-турно-спортивная активность школьников как социально-педагогическая проблема // Тезисы докладов ХЫУ науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа / редколегия: Г. Д. Алексанянц и [и др.]. - 2017. - С. 81-82.

9. Прокопчук Ю.А., Чернышов В.А., Плешивцева Т.Г. Особенности физкультурно-спортивной активности и образ жизни школьников // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. -2017. - Т. 1. - № 1-1. - С. 246-250.

10. ПрокопчукЮ.А., Фомиченко С.В. Особенности формирования здорового образа жизни и физ-культурно-спортивная активность школьников // Материалы науч. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма, 2012. -С. 176-179.

References

1. Bosenko YU.M. Resursy ehffektivnoj adaptacii lichnosti v usloviyah sportivnoj deyatel'nosti // Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta. -2009. - T. 11. - S. 75-80.

2. Bosenko YU.M. Organizaciya differencirovannogo obucheniya v profil'nyh klassah srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly / YU.M. Bosenko, VA. CHernyshov, YU.A. Prokopchuk, T.H. Emtyl' // VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2015. - № 3 (162). - S. 128-137.

3. Gabrelyan S.G., Raspopova A.S. Osobennosti shkol'noj trevozhnosti v podrostkovom vozraste //

Aktual'nye problemy realizacii social'nogo, professional'nogo i lichnostnogo resursov cheloveka: Materialy III Vseros. (zaochnoj) nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Krasnodar: Izd-vo «Parabellum», 2015. - S. 26-30.

4. Demidova S.A., Sorokina I.R. Razvitie social'noj aktivnosti podrostkov v shkole // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g.). - SPb.: Zanevskaya ploshchad', 2014. - S. 194-196.

5. Komkov A.G. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya fizicheskoj aktivnosti detej shkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -SPb., 2000. - 54 s.

6. Lysenko V.V., Dolgov V.A. Matematicheskaya statistika v fizicheskom vospitanii i sporte. -Krasnodar: KGAFK, 1995. - 126 s.

7. Nesterenko E.I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni - vazhnyj komponent interaktivnogo lecheniya / E.I. Nesterenko, N.V. Polunina, Hesus EHstuardo Vaskes Abanto // Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorov'ya. - 2000. - № 5. - S. 18-22.

8. Pleshivceva T.G., Prokopchuk YU.A. Fizkul'turno-sportivnaya aktivnost' shkol'nikov kak social'no-pedagogicheskaya problema // Tezisy dokladov HLIV nauch. konf. studentov i molodyh uchenyh vuzov YUzhnogo federal'nogo okruga / redkolegiya: G.D. Aleksanyanc i [i dr.]. - 2017. -S. 81-82.

9. Prokopchuk YU.A., CHernyshov V.A., Pleshivceva T.G. Osobennosti fizkul'turno-sportivnoj aktivnosti i obraz zhizni shkol'nikov // Integrirovannye kommunikacii v sporte i turizme: obrazovanie, tendencii, mezhdunarodnyj opyt. - 2017. - T. 1. -№ 1-1. - S. 246-250.

10. Prokopchuk YU.A., Fomichenko S.V Osobennosti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni i fizkul'turno-sportivnaya aktivnost' shkol'nikov // Materialy nauch. i nauch.-metod. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. - Krasnodar: Kuban. gos. un-t fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma, 2012. - S. 176179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.