ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 373.5.016:796
Прокопчук Юрий Андреевич
кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Босенко Юлия Михайловна
кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Распопова Анна Сергеевна
кандидат психологических наук Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Пешков Николай Николаевич
кандидат исторических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Чернышов Владимир Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Фешина Елена Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет [email protected], [email protected], [email protected], [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты пилотажного исследования отношения учащихся среднего школьного возраста к здоровью, осознания ими важности здорового образа жизни, физкультурно-спортивной активности, а также доминирующих мотивационных и смысловых оснований образования. В выборку вошли подростки (N=131) в возрасте от 13 до 15 лет. Подросткам была предложена анкета «Здоровье и поведение школьников» состоящая из 82 вопросов. Для статистической обработки данных анкеты применялся расчет частоты встречаемости, коэффициент ассоциации Юла. При описании полученных результатов исследуемые группы были разделены по двум основаниям: 1) классу обучения (7, 8, 9 классы); 2) по половым признакам.
Испытуемые в целом удовлетворены уроками физической культуры, причем наибольшую удовлетворенность демонстрируют учащиеся параллели 8 класса. Мальчики, обучающиеся в 9 классе, больше всего заявляют о своих потребностях в физической активности. По мнению мальчиков в 9 классе, у них наиболее всего развита сила, в 7 и 8 классе - выносливость. Девочки из 7 и 9 класса выделяют наличие у себя быстроты, в 8 классе - выносливости. В целом учащиеся гармонично описывают свое физическое развитие: средний рост, нормальный вес, хорошая фигура. Школьники довольно высоко оценили свое состояние по параметру «состояние здоровья и самооценка», причем такая тенденция сохраняется независимо от возраста респондентов. В выборках мальчиков и девочек выявлены достоверные связи между показателями физической подготовленности и знаниями в области физической культуры и спорта, мотивов физкультурно-спортивной активности, интересу к урокам физкультуры и его значимостью; значимостью психологического сопровождения учащихся и поддержкой родителей, учителей и школьных условий. В выборке девочек взаимосвязь обнаружена между физкультурно-спортивной активностью и физкультурно-спор-тивной активностью друзей.
Ключевые слова: удовлетворённость уроками физической культуры, потребность в физической активности, развитие физических качеств, состояние здоровья, самооценка, средний школьный возраст.
Проблема физической активности и здоровья людей не теряет актуальности в российской и зарубежной науке [7, с. 19; 8, с. 81; 9, с. 247; 10, с. 177]. Положительное влияние систематической физической нагрузки на качество жизнедеятельности человека не вызывает сомнения [4, с. 194; 5, с. 4]. В современных условиях особую важность приобретает проблема здоровья подрастающего поколения, в связи с чем необходимо обратить внимание на совершенствование методов физического воспитания [1, с. 79; 2, с. 129; 3, с. 27]. Реализовать контроль за состоянием физической активности может мониторинг выявления положительного влияния программы по предмету «Физи-
ческая культура» в общеобразовательных школах. Базируясь на информации, полученной в результате мониторинговых исследований о гендерных особенностях школьников и их индивидуальных качествах, можно совершенствовать качество физического воспитания школьников через реализацию инновационной направленности современного обучения. В соответствии с тенденцией по реализации компетентностного подхода [2, с. 129], нужно сформировать активного, инициативного ученика с хорошими психофизиологическими показателями, способного претворить в жизнь свои цели.
Цель нашего исследования: выявить социально-педагогические предпосылки физического
© Прокопчук Ю.А., Босенко Ю.М., Распопова А.С., Пешков Н.Н., Чернышов В. А., Фешина Е.В., 2019
здоровья, физкультурно-спортивной активности и физической культуры учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Установить роль мониторинга физкультурно-спортивной активности в формировании позитивного отношения к физической активности учащихся средних классов.
2. Изучить удовлетворенность учащихся уроками физической культуры, специфику потребности в физической активности и уровень самооценки развития физических качеств учащихся средних классов.
3. Определить предпосылки становления физ-культурно-спортивной активности учащихся среднего школьного возраста с учетом пола.
В мониторинге среди школьников средних классов общеобразовательной школы (г. Липецк) принимали участие 131 человек (70 мальчиков и 61 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет. При проведении исследования была применена анкета «Здоровье и поведение школьников», состоящая из 82 вопросов, которая определяет параметры: физкультурно-спортивная и социальная активность, физическая подготовленность, психические компоненты, мотивы и интересы к физкультурно-спортивной деятельности. Для статистической обработки данных применялся коэффициент ассоциации Юла [6].
Чтобы определить отношение учащихся среднего школьного возраста к своему здоровью, значимости здорового образа жизни, физкультурно-спортивной активности, мы проанализировали компоненты анкеты «Здоровье и поведение школьников» и частоту встречаемости их у мальчиков и девочек. Первым этапом анализа стал компонент удовлетворённости уроками физкультуры. Роль в становлении физкультурной активности имеет удовлетворенность учащимися уроками физической культуры (рис. 1). Положительное отношение к урокам выразили 36,1% мальчиков 7 классов, 40,2% 9 классов. Удовлетворенность уроками физкультуры выявлена у 48,9% семиклассников.
Такое отношение у мальчиков повышается к 8 классу (52,3%), но к 9 классу число школьников с такой позицией падает до 44,6%. К 9 классу урок физкультуры «не нравится» 7% мальчиков, потому что им не хватает в программе уроков физкультуры современных направлений спортивной деятельности, таких как workout, занятия скейтбордом и т.д.
У девочек в 7 классе процент «удовлетворенных» уроками физической культуры немного выше (50,8% школьниц), но наблюдается такая же тенденция восприятия урока. Уроки физической культуры «нравятся» 38,3% девочкам 7 класса, 41,1% девочкам 8 класса и 37,9% девочек 9 классов. Не нравятся уроки больше всего семикласс-
девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс
10
20
30
40
50
60
0
□ нравятся □ удовлетворены □ не очень нравятся □ не нравятся
Рис. 1. Частота встречаемости разных уровней удовлетворенности школьников
уроками физкультуры (в %)
девочки 9 класс —
мальчики 9 класс 1 |
девочки 8 класс 1 |
мальчики 8 класс ______
девочки 7 класс 1 |
п I_\_,
мальчики 7 класс Н
I I I I I I I-
0 10 20 30 40 50 60 70
□ нуждается □ не нуждается
Рис. 2. Частота встречаемости различных уровней потребности в физической активности у учащихся в %
ницам (5,5% девочек), в 8 классе всего лишь 2,2% девочек не довольны уроками физкультуры, а к 9 классу на 2% больше учащихся выражают неудовлетворенность уроками физической культуры.
Следующий анализируемый показатель - это «потребность в физической активности», который показывает, что все испытуемые имеют потребность в физической активности любого типа (рис. 2). Постепенно эта потребность повышается у мальчиков с 59,4 до 64,7%, у девочек -с 55,3 до 60,2%. Есть и те респонденты, которые отрицают необходимость физической активности. Численность их снижается от 7 к 9 классу: у мальчиков от 40,6 до 35,3% и у девочек от 44,7 до 39,8%.
Для углубленного анализа представлений о положительном эффекте учебной программы по физической культуре, учащимся были даны вопросы о развитии физических качеств на протяжении всего учебного года (рис. 3). Самооценка развития двигательных качеств учащихся свидетельствует о положительном эффекте программы физического воспитания.
Мальчики выше характеризуют свои физические качества, чем девочки. Большинство мальчиков (40%), обучающихся в 7 классе, отмечают «выносливость», следующим физическим качеством, которое обнаруживают у себя дети, идет «быстро-
та» (у 33,7%), затем «координация» (у 30,3%), «сила» (у 29,6%), и завершает список «гибкость» (у 24,1%). В 8 классе данные категории имеют следующую последовательность: «быстрота» у 35,9%, «выносливость» у 36,3, «сила» у 30,4, «координация» у 27,5 и «гибкость» у 19,5% мальчиков. В 9 классе показатель «сила» отмечают у себя уже 38,9% опрошенных мальчиков. Девочки той же возрастной группы, что и мальчики, менее уверены в развитии свои физических качеств. В 7 классе у 32,6% девочек развита «быстрота», у 31,3 - «выносливость», у 29,6 - «гибкость», у 27,5 - «координация» и у 21,5% - «сила». В 8 классе сохраняется такая же последовательность развития изучаемых параметров: у 30,9% девочек развита «быстрота», у 30,0 - «выносливость», у 27,8 - «гибкость», у 24,9 - «координация» и у 20,4% - «сила». К 9 классу по-прежнему доминирует выносливость у 27,4% девочек. Остальные параметры распределились следующим образом: у 26,2% развита «гибкость», у 24,4 - «выносливость», у 21,4 - «координация» и у 16,7% - «сила».
Опрошенные мальчики лучше всего из физических качеств оценили развитие силы, быстроты и выносливости, а девочки - быстроты, выносливости и гибкости. Важную роль в оценке себя имеют параметры гармоничности физического
девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
□ сила П быстрота □ выносливость □ гибкость □ координация
Рис. 3. Частота встречаемости различных уровней самооценки развития физических качеств учащихся в %
девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс
0 10 20 30 40 50 60 70
-. 1 .........[........
—4™
□ высокий □ средний □ низкий □ не знаю
Рис. 4. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (рост) учащихся в %
развития (оценка роста, веса и фигуры) (рис. 4, 5, 6). Анализ частоты встречаемости показателя «нормальный рост» у мальчиков 7 класса - 61,6 и у девочек - 62,2%, у мальчиков 8 класса - 58,7 и у девочек - 60,1%, у мальчиков 9 класса - 62,2 и у девочек - 63,8% (рис. 4).
Большинство школьников характеризуют свой вес как «нормальный». Есть динамика снижения встречаемости данной оценки веса к 9 классу, как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков частота нормальной оценки веса выше, чем у девочек. Она составляет у мальчиков 7 класса 58,8% и у девочек 55,3, у мальчиков 8 класса - 52,6% и у девочек -51,1, у мальчиков 9 класса - 54,4%, у девочек 3,8%.
52,3% мальчиков и девочек 7 класса считают свою фигуру хорошей. Так же хорошо оценивают свою фигуру 52,6% мальчиков и 50,5 девочек в 8 классе, и 58,8% мальчиков и 51,3 девочек в 9 классе.
Удовлетворенность фигурой увеличивается с ростом этапа обучения. Среди мальчиков больше половины оценили свое здоровье как «полностью здоров». «Вполне здоровыми» себя считают около 35,5% девочек. Количество удовлетворенных обучением мальчиков к 9 классу снижается с 17,4 до 29,6%, как и процент полностью удовлетворенных обучением девочек (с 29,9 до 18,7%).
Дальнейшее изучение взаимосвязи показателей, характеризующих состояние социального, физического и психического здоровья и их взаимосвязь с уровнем физкультурно-спортивной активности было основано на статическом анализе с помощью коэффициента Юла (рис. 7). Физическая подготовленность школьников имеет связь со знаниями в области физкультуры и спорта и у мальчиков (Р=0,78), и у девочек (Р=0,86). В группе мальчиков выявлена связь физической подготовленности и потребности в физкультурно-спортивной активности (Р=0,54), заинтересованности в уроке физкультуры (Р=0,56) и его значимости (Р=0,47). В группе девочек более выражен интерес к уроку физкультуры (Р=0,49), потребность в физкультурно-спортивной активности (Р=0,65) и значимость урока физкультуры ^=0,55).
Данные о связи выраженности физкультурно-спортивной активности с самооценкой физических (визуальных) показателей незначимы. Часто принято считать, что стремление иметь хорошую фигуру является предпосылкой к занятиям спортом и физической культурой. Самооценка фигуры является не значимым критерием, так как установлены низкие показатели у мальчиков (Р=0,29) и у девочек ^=0,39). Самооценка веса незначима для мальчиков (Р=0,10) и девочек (Р=0,03). Для девочек
девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс
10
20
30
40
50
60
70
0
□ маленький □ нормальный □ большой □ не знаю
Рис. 5. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (вес) учащихся в %
девочки 9 класс мальчики 9 класс девочки 8 класс мальчики 8 класс девочки 7 класс мальчики 7 класс
0 10 20 30 40 50 60 70
гшт>, „,.,„■■,;,■■,„■■,.........
........'1.......ГГГГ.......
-
В хорошая □ средняя □ плохая □ не знаю
Рис. 6. Частота встречаемости различных уровней гармоничности физического развития (оценка фигуры) учащихся в %
знания в области физической
_культуры и спорта_
потребность в физкультурно-спортивной активности
заинтересованность уроком физической культуры
значимость урока физической
поддержка учителей
поддержка сверстников
школьные условия
физкультурно-спортивная активность
физкультурно-спортивная активность друзей
Рис. 7. Достоверные взаимосвязи между физической подготовленностью и показателями отношения школьников средних классов к физической культуре
Примечание: - связи в выборке мальчиков,...........- связи в выборке девочек
значимым параметром в развитии физкультурно-спортивной активности является активность друзей (0=0,46).
Физкультурно-спортивная активность школьников - компонент их образа жизни. В ответах на вопросы о физической активности за пределами учебной деятельности для большинства респондентов обоего пола оказались незначимыми следующие факторы: самостоятельные занятия физической культурой и спортом, занятия в спортивных секциях, собственно уроки физической культуры. У девочек (0=0,46) физкультурно-спортивная активность друзей является мотивацией к активности.
Значимым параметром, определяющим физ-культурно-спортивную активность школьников, выступает психологическое сопровождение. Существенными для повышения физкультурно-спортивной активности школьников являются школьные условия. К ним относят понимание учителями, друзьями важности уроков физкультуры, популяризация физкультуры (у мальчиков 0=0,90, у девочек 0=0,95). Отношение педагогов значимо для формирования мотивов и интересов к занятиям физкультурой для мальчиков (0=0,58) и девочек (0=0,64). Следующим по значимости параметром для школьников является поддержка сверстников (у мальчиков 0=0,55, у девочек 0=0,56). Таким образом, мы выявили достоверную взаимосвязь физкультурно-спортивной активности с самооценкой уровня физического развития.
Мониторинг физкультурно-спортивной активности школьников способствует конструктивному выбору стратегии и технологий формирования позитивного отношения к физической активности молодежи, позволяет не только определить параметры развития широкого спектра особенностей занятий физкультурой, но и выявить уязвимые области на пути формирования компонентов образа жизни и физкультурно-спортивной активности школьника.
Респонденты положительно характеризуют общий уровень здоровья и развития физических качеств, имеют потребность в занятиях физкуль-
турой и в целом довольны уроками физкультуры в школе.
Предпосылками становления физкультурно-спортивной активности учеников среднего школьного возраста обоего пола выступает осведомленность в сфере физической культуры и спорта, потребность в занятиях физической культурой, интерес к уроку физкультуры и его важность, а также социальная поддержка (поддержка со стороны родителей, учителей, сверстников и школы). Для девочек значимым фактором является физкультур-но-спортивная активность друзей.
Библиографический список
1. Босенко Ю.М. Ресурсы эффективной адаптации личности в условиях спортивной деятельности // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2009. - Т. 11. - С. 75-80.
2. Босенко Ю.М. Организация дифференцированного обучения в профильных классах средней общеобразовательной школы / Ю.М. Босенко, В.А. Чернышов, Ю.А. Прокопчук, Т.Х. Емтыль // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. -№ 3 (162). - С. 128-137.
3. Габрелян С.Г., Распопова А.С. Особенности школьной тревожности в подростковом возрасте // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы III Всерос. (заочной) науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Краснодар: Изд-во «Парабеллум», 2015. - С. 26-30.
4. Демидова С.А., Сорокина И.Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 194-196.
5. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 54 с.
6. Лысенко В.В., Долгов В.А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте. -Краснодар: КГАФК, 1995. - 126 с.
7. Нестеренко Е.И. Формирование здорового образа жизни - важный компонент интерактивного лечения / Е.И. Нестеренко, Н.В. Полунина, Хесус Эстуардо Васкес Абанто // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 5. -С. 18-22.
8. Плешивцева Т.Г., Прокопчук Ю.А. Физкуль-турно-спортивная активность школьников как социально-педагогическая проблема // Тезисы докладов ХЫУ науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа / редколегия: Г. Д. Алексанянц и [и др.]. - 2017. - С. 81-82.
9. Прокопчук Ю.А., Чернышов В.А., Плешивцева Т.Г. Особенности физкультурно-спортивной активности и образ жизни школьников // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. -2017. - Т. 1. - № 1-1. - С. 246-250.
10. ПрокопчукЮ.А., Фомиченко С.В. Особенности формирования здорового образа жизни и физ-культурно-спортивная активность школьников // Материалы науч. и науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т физической культуры, спорта и туризма, 2012. -С. 176-179.
References
1. Bosenko YU.M. Resursy ehffektivnoj adaptacii lichnosti v usloviyah sportivnoj deyatel'nosti // Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta. -2009. - T. 11. - S. 75-80.
2. Bosenko YU.M. Organizaciya differencirovannogo obucheniya v profil'nyh klassah srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly / YU.M. Bosenko, VA. CHernyshov, YU.A. Prokopchuk, T.H. Emtyl' // VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. - 2015. - № 3 (162). - S. 128-137.
3. Gabrelyan S.G., Raspopova A.S. Osobennosti shkol'noj trevozhnosti v podrostkovom vozraste //
Aktual'nye problemy realizacii social'nogo, professional'nogo i lichnostnogo resursov cheloveka: Materialy III Vseros. (zaochnoj) nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - Krasnodar: Izd-vo «Parabellum», 2015. - S. 26-30.
4. Demidova S.A., Sorokina I.R. Razvitie social'noj aktivnosti podrostkov v shkole // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VI mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2014 g.). - SPb.: Zanevskaya ploshchad', 2014. - S. 194-196.
5. Komkov A.G. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya fizicheskoj aktivnosti detej shkol'nogo vozrasta: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -SPb., 2000. - 54 s.
6. Lysenko V.V., Dolgov V.A. Matematicheskaya statistika v fizicheskom vospitanii i sporte. -Krasnodar: KGAFK, 1995. - 126 s.
7. Nesterenko E.I. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni - vazhnyj komponent interaktivnogo lecheniya / E.I. Nesterenko, N.V. Polunina, Hesus EHstuardo Vaskes Abanto // Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorov'ya. - 2000. - № 5. - S. 18-22.
8. Pleshivceva T.G., Prokopchuk YU.A. Fizkul'turno-sportivnaya aktivnost' shkol'nikov kak social'no-pedagogicheskaya problema // Tezisy dokladov HLIV nauch. konf. studentov i molodyh uchenyh vuzov YUzhnogo federal'nogo okruga / redkolegiya: G.D. Aleksanyanc i [i dr.]. - 2017. -S. 81-82.
9. Prokopchuk YU.A., CHernyshov V.A., Pleshivceva T.G. Osobennosti fizkul'turno-sportivnoj aktivnosti i obraz zhizni shkol'nikov // Integrirovannye kommunikacii v sporte i turizme: obrazovanie, tendencii, mezhdunarodnyj opyt. - 2017. - T. 1. -№ 1-1. - S. 246-250.
10. Prokopchuk YU.A., Fomichenko S.V Osobennosti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni i fizkul'turno-sportivnaya aktivnost' shkol'nikov // Materialy nauch. i nauch.-metod. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. - Krasnodar: Kuban. gos. un-t fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma, 2012. - S. 176179.