Научная статья на тему 'Special vocational abilities of a physical training teacher'

Special vocational abilities of a physical training teacher Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL TRAINING TEACHER / VOCATIONAL ABILITIES / PHYSICAL TRAINING / COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Жесткова Юлия Константиновна, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

The article deals with the special vocational abilities of a physical education teacher which are necessary for effective work: their physical development, physical training, competitive work, organizational abilities. The research methods that could determine special vocational abilities of a physical training teacher are reflected in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Жесткова Юлия Константиновна, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Special vocational abilities of a physical training teacher»

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Р.Ф. АХТАРИЕВА, Ю.К. ЖЕСТКОВА,

С.Р. ШАРИФУЛЛИНА

(Елабуга)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматриваются специальные профессиональные умения учителя физической культуры, необходимые ему для осуществления эффективной трудовой деятельности: собственные физическое развитие, физическая подготовленность, соревновательная деятельность, организационные умения. Отражены методы исследования, с помощью которых можно определить сформированность специальных профессиональных умений учителя физической культуры.

Ключевые слова: учитель физической культуры, профессиональные умения, физическая подготовленность, соревнование.

На сегодняшний день вопрос профессиональной пригодности педагогов является весьма актуальным. В отличие от деятельности педагогов-предметников, учитель физической культуры должен обладать не только педагогическими умениями, но и двигательными способностями, тем более что он является одним из первых носителей знаний о здоровом образе жизни и физическом развитии в общеобразовательном учреждении. Сложность в формировании у учеников потребности в ведении здорового образа жизни, по мнению И.К. Гунажокова, Н.В. Корягина, Н.Х. Хаку-нова, заключается в том, что «главный ожидаемый результат деятельности учителя физической культуры - психическое и физическое здоровье учащихся - отсрочен и не является ярко выраженным» [8].

В документе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример <...> поведения» [2]. Соответственно, для оптимального формирования у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни, активизации их деятельности на уроках физической культуры педагог для осуществления

физкультурно-спортивной работы должен обладать профессиональными умениями, а также телесной культурой.

Деятельность учителя физической культуры и формирование у него профессионально значимых качеств являлись предметом исследований таких ученых, как Е. Н. Гогунов, И. К. Гунажоков, Е. П. Ильин, Н. В. Корягин, В. А. Крутецкий, Б. И. Мартьянов, П. А. Со-рокун, Н. Х. Хакунов и т. д. Мы согласны с Н.В. Мухаметзяновой, которая видит профессиональную подготовку учителя физической культуры в совокупности спортивной и педагогической подготовки [3]. Рассматривая перечень профессиональных умений будущих учителей физической культуры, можно выделить специфические:

1) Физическое развитие как «процесс изменения морфофункциональных показателей: увеличение массы тела, окружности-объема грудной клетки, улучшение состояния осанки, опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы» [7]. Однако педагог должен не только уметь определить уровень физического развития учащихся, но и сам обладать физическим здоровьем. Помимо этого, хорошая внешняя физическая форма учителя позволяет сформировать благоприятный габи-тарный имидж в глазах учащихся.

При оценке физического развития используются разнообразные способы. К ним относят такие группы методов, как соматоскопия (внешнее общее представление о физическом развитии организма), соматометрия (измерение отдельных частей тела) и физиометрия (определение функциональных показателей).

2) Физическая подготовленность. В про-фессиограмме 050141, отражающей особенности деятельности учителя физической культуры, определены специфические условия физической нагрузки: «... необходимость показывать физические упражнения, осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах), необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения» [1]. Анализируя профес-сиограмму 050141 «Особенности деятельности учителя физической культуры», мы отметили, что в ней отражены такие блоки умений педагога, как психолого-педагогические, профессионально-личностные, частно-методические, коммуникативно-организаторские, исследовательские, и не выделены в отдельный блок двигательные умения. Мы согласны

© Ахтариева Р.Ф., Жесткова Ю.К., Шарифуллина С.Р., 2016

с A.B. Огнистым, К. М. Огнистой в том, что педагог, который занимается физическим воспитанием детей, должен быть физически подготовленным, т. к. это является «составной частью его педагогического мастерства в области физического воспитания. <...> Для проведения занятий по физическому воспитанию и организации физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных праздников педагогу <...> необходимо обладать широким арсеналом двигательных действий и иметь высокий уровень физической подготовленности» [4]. Более того, по мнению Р. Б. Хыбыр-това, A. И. Ушенина, чем выше уровень физической подготовленности, тем устойчивее психика человека, что позволяет повысить его работоспособность [9]. A это особенно необходимо, если учитывать условия работы учителя физической культуры: шум в спортивном зале, необходимость повышать голос из-за работы на большой территории, высокая степень риска получения травмы детьми на уроках.

Одной из популярных форм проверки физической подготовленности являются нормы «Готов к труду и обороне». Учитель физической культуры должен не только знать методику выполнения упражнений и их принятия, но и уметь их выполнять.

3) Собственная соревновательная деятельность. Выступая организатором физкультурно-спортивных мероприятий, учитель должен сам принимать участие в соревнованиях как спортсмен. Это необходимо для того, чтобы ощутить особое состояние, когда человек начинает сравнивать достижения физкультурно-спортивной направленности со своими более ранними результатами или с достижениями других. возникновение конкурентной борьбы и ее результаты не всегда вызывают положительные эмоции, скорее наоборот, например: агрессию, уныние, стремление добиться победы любой ценой и т. д. Педагогу, чтобы научить учеников контролировать их и использовать для улучшения соревновательных показателей, необходимо самому испытать эти чувства. Навыки спортивной деятельности, по мнению Н. в. Мухаметзяновой, и связанные с ними способности к самоуправлению относятся к комплексу профессионально важных качеств [3].

4) Организационная деятельность. соревнование в образовательном процессе может выступать не только как признак спорта, но и как метод, способствующий повышению двигательной, творческой и интеллектуальной активности учеников, однако следует соз-

дать условия, при которых у субъектов соревновательной деятельности возникают желания быть лучше, чем иные субъекты [6]. По мнению Н.В. Мухаметзяновой, «все дисциплины, преподаваемые в вузе, могут прямо или косвенно влиять на профессиональное развитие студентов. Но процесс обучения как последовательность приобретения знаний не всегда учитывает исходные качества и свойства личности, а также условия будущей профессиональной деятельности. К числу непроизвольно развиваемых в процессе профессиональной подготовки профессионально важных качеств учителей физической культуры можно отнести коммуникативные и организационные склонности, так как их реализация может быть опосредована учебным процессом и условиями будущей профессиональной деятельности» [3]. Организационные аспекты проведения соревнований можно наиболее близко прочувствовать в процессе участия в них в роли судьи или волонтера. Одной из форм проведения занятий, повышающей заинтересованность учащихся в физической культуре, также являются соревнования. Учитель физической культуры должен уметь их организовывать и проводить, т. к. существенным недостатком соревнований может стать их неграмотная организация, что, по мнению С. А. Смирнова, может вызвать меркантильное отношение к достижению успеха, стремление победить, используя нерегламентированные способы, а также разногласия среди участников соревнований, распространяющиеся и на иные сферы деятельности [5].

Рассматривая процесс формирования физического совершенства, Р. Б. Хыбыртов, А. И. Ушенин выделяют его многогранность, которая зависит «не только от правильного использования средств и методов физического воспитания, но и от условий трудовой деятельности, наличия свободного времени, материального обеспечения для занятий физической подготовкой и спортом... Однако основным, наиболее активным и эффективным средством обеспечения физического совершенства является физическая подготовка, так как в процессе целенаправленного использования разнообразных по характеру физических упражнений, приемов и действий совершенствуется уровень физической подготовленности сотрудников, а следовательно, и их профессиональное мастерство» [9].

В Елабужском институте (филиале) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) феде-

известия вгпу. педагогические науки

ральный университет» на факультете физической культуры преподается дисциплина «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», которая предусматривает формирование вышеперечисленных специальных профессиональных умений. В качестве основных показателей обучающиеся должны выполнить следующие требования:

• в первый год обучения - подтвердить требования спортивной классификации по разряду, который имел студент при поступлении в вуз; для студентов, не имеющих спортивного разряда, подготовиться по программе третьего разряда по избранному виду спорта;

• во второй год обучения - подтвердить требования имеющегося разряда и готовиться по более высокому разряду; для студентов, не имеющих спортивного разряда, подготовиться по программе третьего разряда по избранному виду спорта;

• в третий год обучения - выполнить более высокий разряд (для студентов, имеющих третий разряд, выполнить второй, для второразрядника - выступить по программе первого и т. д., для студентов, не имеющих спортивного разряда, подготовиться по программе третьего разряда по избранному виду спорта); освоить навыки судьи по спорту (выполнить требования «Судья по спорту»);

• на четвертом году обучения - подтвердить имеющиеся разрядные нормы, освоить требования третьего разряда по «смежному» виду спорта; выполнить требования второй судейской категории по избранному виду спорта;

• на пятом году обучения - подтвердить результаты имеющегося спортивного разряда по избранному виду спорта и по одному «смежному»; повысить судейскую категорию.

На протяжении всех пяти лет обучения студенты ведут «Накопитель информации о формировании профессиональных умений студента факультета физической культуры», который позволяет в одном месте сконцентрировать сведения об этом процессе и проводить анализ полученных данных. Накопитель стал продолжением разработок Х. И. Бекман-сурова «Паспорт здоровья», А.В. Марахотина «Программа-накопитель информации о физическом развитии студента».

Накопитель может быть полезен не только самому студенту, чтобы отслеживать собственное развитие, но и педагогам факультета, чтобы определить влияние семестровой работы (по видам спорта) на физическое развитие студентов, а также директорам образова-

тельных учреждений, которые при приеме на работу могут просмотреть его, чтобы определить уровень профессиональной пригодности будущего работника.

Таким образом, владение будущим учителем физической культуры в совокупности такими специальными профессиональными умениями, как собственное физическое развитие, физическая подготовленность, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в качестве спортсмена, организация спортивного мероприятия, способствует его более комфортному вливанию в профессиональную среду.

список литературы

1. Верещагин В.В. Профессиограмма учителя физической культуры. Серпухов, 2011.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

3. Мухаметзянова Н.В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2007. №5. С.30-33.

4. Огнистый А.В., Огнистая К.М. Физическая подготовленность будущих педагогов в сравнении с мировыми системами оценки // сборник материалов V Всероссийской с международным участием научной конференции. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2016. С. 76-83.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 1998.

6. Сивашинская Е.Ф., Журлова И.В. Педагогика современной школы: курс лекций для студ. пед. спец. вузов / под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. Минск: Экоперспектива, 2009.

7. Тимофеева О.А., Бабич О.В. Исследование уровня физического развития студентов // Валео-педагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения: сб. материалов 10-й Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и студ. Екатеринбург, 2014. С. 324-326.

8. Хакунов Н.Х., Хазова С.А., Гунажоков И.К., Корягин Н.В. Профессионально значимые личностные качества спортивного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2013. №2 (117). С. 153160.

9. Хыбыртов Р.Б., Ушенин А.И. Физическая подготовка - эффективное средство повышения профессионального мастерства сотрудников полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №4 (56). С. 242-245.

* * *

1. Vereshhagin V.V. Professiogramma uchitelja fizicheskoj kul'tury. Serpuhov, 2011.

2. Daniljuk A.Ja., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vos-pitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Pros-veshhenie, 2009.

3. Muhametzjanova N.V. Osobennosti profes-sional'no vazhnyh kachestv budushhih uchitelej fizicheskoj kul'tury // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2007. №5. S.30-33.

4. Ognistyj A.V., Ognistaja K.M. Fizicheskaja podgotovlennost' budushhih pedagogov v sravnenii s mirovymi sistemami ocenki // Sbornik materialov V Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoj konferencii. Rostov n/D.: Izd-vo JuFU, 2016. S.76-83.

5. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij / S.A.Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shijanov, T.I. Babaeva i dr.; pod red. S.A. Smirnova. M.: Akademija, 1998.

6. Sivashinskaja E.F., Zhurlova I.V. Pedagogika sovremennoj shkoly: kurs lekcij dlja stud. ped. spec. vuzov / pod obshh. red. E.F. Sivashinskoj. Minsk: Jekoperspektiva, 2009.

7. Timofeeva O.A., Babich O.V. Issledovanie urovnja fizicheskogo razvitija studentov // Valeo-pedagogicheskie problemy zdorov'eformirovanija podrostkov, molodezhi, naselenija: sb. materialov 10-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh i stud. Ekaterinburg, 2014. S. 324-326.

8. Hakunov N.H., Hazova S.A., Gunazho-kov I.K., Korjagin N.V. Professional'no znachimye lichnostnye kachestva sportivnogo pedagoga // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologija. 2013. №2 (117). S.153-160.

9. Hybyrtov R.B., Ushenin A.I. Fizicheskaja podgotovka - jeffektivnoe sredstvo povyshenija professional'nogo masterstva sotrudnikov policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. №4 (56). S. 242-245.

Special vocational abilities of a physical training teacher

The article deals with the special vocational abilities of a physical education teacher which are necessary for effective work: their physical development, physical training, competitive work, organizational abilities. The research methods that could determine special vocational abilities of a physical training teacher are reflected in the article.

Key words: physical training teacher, vocational abilities, physical training, competition.

(Статья поступила в редакцию 18.08.2016)

О Мунавирова Л.Р., 2016

л. р. мунавирова

(казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Исследуются мотивационный компонент профессиональной компетентности, уровень его сформированности у будущих учителей права. По результатам проведенного исследования предполагаются варианты формирования мотивационной компетентности для обучения студентов и осуществления ими профессиональной деятельности по выбранной специальности.

Ключевые слова: мотивация, компетентность, учитель права, профессиональная компетентность, студент, профессиональная деятельность, уровень сформированности.

Социально-экономические события в современном мире требуют обновления профессионального образования, что служит основанием для актуализации компетентного подхода в подготовке специалистов. Данный подход ориентирован на совершенствование форм обучения, подготовку квалификационных профессиональных кадров, способных воспроизводить знания и умения в современном конкурентном рынке труда. В то же время анализ научных источников по данному вопросу раскрывает факт многомерности трактовок понятия «компетентность». Единого мнения в вопросе оценивания уровня сформированности компетентности обучающихся и педагогов нет (Е.Я. Коган, А.М. Новиков, Б.Д. Эльконин и др.).

Актуализируя вопрос о подготовке будущих специалистов, необходимо проанализировать трактовки понятия «компетентность». Изучение научной литературы дает возможность утверждать, что существует два подхода к рассмотрению данного понятия. Первый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.