УДК 378:796.01
ПОСТРОЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В.П. Шрам, Ю.А. Иоакимиди, М.Х. Коджешау
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия Для связи с авторами: E-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье представлены основные направления развития компетентностного подхода, раскрыты особенности построения компетентностной модели учителя физической культуры, рассмотрены характеристики профессионально-личностного и профессионально-деятельностного компонентов компетентности учителя физической культуры, описаны его компетенции.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, компетентностная модель учителя физической культуры, профессиональная подготовка.
THE DEVELOPMENT OF A COMPETENCE MODEL TEACHER OF PHYSICAL CULTURE Shram V. P., Ioakimidis Y. A., Kojasay M. H. Adygei State University, Maikop, Russia Abstract:
The article presents the main directions of development of competence-based approach, the features of the construct competence models of teacher of physical culture, the characteristics of the professionally-personally and professionally-active components of competence of teachers of physical culture, described its competence.
Key words: competence, competence, competence model of teacher of physical culture, professional training.
В последние годы сформировалась новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования будет определяться тем, насколько выпускники вуза обладают такими качествами, как самостоятельность, организованность, творческость, а также насколько у них развиты умения творчески решать профессиональные задачи, проектировать собственную деятельность, быть готовыми к ускоренной адаптации в меняющихся политических, экономических условиях [1, 2]. Достижению данной цели будет способствовать направленность процесса профессиональной подготовки на формирование у будущих специалистов основ профессиональной компетентности. Говоря о профессиональной деятельности учителя физической культуры, отметим, что сегодня от него требуются высокий уровень культуры, сформированность системы ценностей и убеждений, активная гражданская позиция, заинтересованность в развитии творческого
потенциала своих учащихся, способность к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т.д. [3]. В связи со значительным ростом требований к личности учителя вопросы его профессиональной компетентности становятся весьма актуальными. В то же время, как показал анализ научно-методической литературы и практики образовательного процесса, на сегодняшний день существует противоречия между:
- возросшими требованиями со стороны общества и его членов к качеству образования, в том числе и профессионально-физкультурного, и уровнем компетентности сегодняшних выпускников вузов;
- реальными потребностями общества в специалистах с высоким культурно-творческим потенциалом, активной жизненной позицией и организацией педагогического процесса в высшей школе на основе традиционной знаниевой парадигмы;
- необходимым и реальным уровнем теоретико-практической разработанности технологий реализации компетентностного подхода в процессе подготовки современных специалистов по физической культуре и спорту.
Неразрешенность данных противоречий определила цель и задачи нашего исследования. Цель исследования — выявить и теоретически обосновать структуру профессиональной компетентности учителя физической культуры.
Компетентность — это современная категория в педагогике, активно разрабатываемая сегодня на теоретическом и методологическом уровнях. Профессиональную компетентность как важнейший компонент профессионализма специалиста рассматривают психологи (А.П. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.), педагоги (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, О.М. Шиян и др.), социологи (В.В. Соколова).
В общем виде профессиональную компетентность определяют как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. К категории качеств ученые относят профессионально важные знания, умения и навыки, способности, профессиональную мотивацию, опыт решения профессиональных задач и пр. Их интеграция обеспечивает теоретическую и практическую готовность специалиста к конкретному труду, что проявляется, в первую очередь, в способности реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Таким образом, понятие «компетентность» определяет интегративное качество личности специалиста, характеризующее его как профессионала и позволяющее эффективно реа-лизовывать профессиональную деятельность [4]. Компетенция, по определению, включает круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом, а компетентность
— это обладание компетенцией (знаниями и опытом по определенным вопросам). Переосмысление итогового результата вузовской системы обучения привело к реоргани-
зации целостного подхода к самой системе подготовки будущего специалиста. Компе-тентностный подход к определению уровня профессионализма специалистов пришел на смену квалификационному подходу. Компе-тентностная модель специалиста более гибкая, менее жестко привязана к конкретному объекту или предмету труда и представляет собой описание того, к выполнению каких профессиональных функций специалист должен быть готов и какова должна быть степень его подготовленности [5]. В процессе становления компетентностного подхода в системе образования можно выделить три этапа:
Первый этап — 1960-1970 гг. — характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность». Второй этап — 1970-1990 гг. — характеризуется использованием категории компетенция/ компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные, педагогические, коммуникативные и другие компетенции». Публикуются работы отечественных ученых Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.С. Шаблыгиной и др.
Третий этап — документально, в материалах ЮНЕСКО, очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить [6].
Поскольку в процессе профессиональной деятельности учителю физической культуры необходимо выполнять как общепедагогические (диагностическая, ориентационно-прог-ностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-твор-ческая), так и специфические (оздоровительно-рекреативная, эмоционально-зрелищная, социальная интеграция и социализация личности, коммуникативная, экономическая, соревновательно-эталонная и эвристическо-до-стиженческая) функции, то в содержании его компетентности необходимо выделить несколько групп компетенций. Для структурирования профессиональной компетентности учителя физической культуры обратимся к результатам исследований, проведенных учеными ранее.
Так, А.К. Маркова в данном контексте называет следующие группы компетенций:
— специальная — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;
— социальная — владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, сформирован-ность социальной ответственности за результаты своей деятельности;
— личностная — владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности;
— индивидуальная — владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту [6].
Несколько иной подход к построению ком-петентностной модели специалиста выбран группой санкт-петербургских и московских педагогов. Они выделили следующие группы компетенций:
1) социально-личностные компетенции
— характеризуют общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность. Формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин, в
числе которых — иностранный язык, история, правоведение, физическая культура, психология и т.п.;
2) экономические и организационно-управленческие компетенции — инвариантны к области деятельности, относятся к организации работы коллектива, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества продукции и т.д. Формируются на базе цикла экономических и управленческих дисциплин (экономическая теория, менеджмент, управление качеством продукции и т.д.), а также некоторых специальных разделов психологии (например, психология деловых контактов);
3) общенаучные (компетенции познавательной деятельности) — профессионально ориентированы на все основные группы направлений подготовки (учитель, тренер, организатор физкультурно-спортивной деятельности);
4) общепрофессиональные компетенции
— инвариантны к направлению подготовки, обеспечивают готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в конкретной сфере, в том числе в физической культуре и спорте). Формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин;
5) специальные компетенции (профессионально-функциональные знания и умения)
— обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам труда (в нашем случае — либо учитель ФК, либо тренер, либо спортивный менеджер и т.п.). Предполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в конкретной профессиональной области. Формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации [1, 3, 5]. Объединив оба подхода, мы в структуре профессиональной компетентности учителя физической культуры выделяем два компонента: профессионально-личностную и профессионально-деятельностную. Профессионально-личностная компетент-
ность включает социальный, личностный и индивидуальный компоненты и предполагает овладение социально-личностными и общенаучными компетенциями. В этом случае профессионально-личностная компетентность специалистов проявляется в деятельности как способность:
— планировать и осуществлять коллективную педагогическую и управленческую физкультурно-спортивную деятельность;
— реализовывать в процессе деятельности конструктивное профессиональное общение;
— творчески решать педагогические и управленческие задачи, проблемы и нести ответственность за результаты своей деятельности;
— ориентироваться и решать вопросы социально-экономического развития сферы физической культуры и спорта;
— творчески обогащать собственные профессиональные знания, умения и навыки; адекватно оценивать уровень собственной компетентности; стремиться к постоянному профессиональному развитию;
— осуществлять научно-познавательную и иную творческую профессиональную деятельность.
Специальная компетентность предполагает освоение экономических и организационно-управленческих, общепрофессиональных и специальных компетенций. Здесь профессионально-личностная компетентность специалистов проявляется:
— в эффективной реализации педагогической, управленческой, рекреационной функциях специалиста по физической культуре и спорту;
— как способность проектировать профессиональное развитие;
— как владение приемами, методами, технологиями осуществления профессиональной деятельности (педагогические технологии, технологии принятия управленческих решений, технологии организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, способы популяризации физической культуры и спорта как формы досуга и т.д.);
— в способности решать психолого-педагогические и управленческие проблемы в области физической культуры и спорта.
Высокий уровень развития специальной компетентности позволяет говорить о сформиро-ванности у субъекта труда профессионализма деятельности, представляющего собой качественную характеристику, отражающую «высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктивностью» [1, 3,
7].
И для профессионально-личностной, и для профессионально-деятельностной компетентности группы нормативных параметров позволяют судить о том, насколько тот или иной специалист близок к идеалу. С другой стороны, опираясь на результаты исследования Е.В. Бондаревой, мы выделили в компетентностях учителя функциональный, мотивационный, коммуникативный компоненты:
- функциональный — представляет собой систему приобретенных в вузе знаний: гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных и специализирующих дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста — с учетом их глубины, объема, стиля мышления, норм этики, социальных функций;
- мотивационный — включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной деятельности;
- рефлексивный — включает комплекс навыков самоконтроля, самоанализа, прогнозирования результатов своей деятельности;
- коммуникативный — включает способности налаживать межличностные отношения, формулировать мысли, доходчиво излагать информацию, осуществлять профессиональное взаимодействие [2,8].
Каждая группа компетенций может быть описана посредством выделения трех групп показателей: 1) знания, умения и навыки; 2) личностные качества и способности; 3) опыт деятельности, поведения и общения, содержание которых непосредственно вытекает из
Профессионально-личностная
- владение коллективной профессиональной деятельностью, приемами профессионального и межличностного общения;
- сформированные общегражданские качества;
- наличие опыта саморегуляции поведения и деятельности, стремление к саморазвитию, акмеологическая направленность личности;
- владение приемами самореализации, развития индивидуальности, творческий потенциал, готовность к профессиональному росту;
- способность решать социальные и профессиональные познавательные задачи на уровне инноваций и творчества
Функционально-
когнитивным: объем и качество социально-психологических, общегуманитарных и культурологических знаний, умений и навыков; коммуникативные знания, умения и навыки
Личностно-
психологический: патриотизм,на-личие гражданской позиции, социальная активность, общегражд. и проф. культура, социальная ответственность за свой труд; коммуник.и толерантность
Функционально-практический: опыт конструктивного социального поведения и общения; опыт индивидуальной самореализации в обществе как гражданина; культурносообраз-ное поведение и общение, экологически безопасное поведение
Профессионально-деятельностная
- владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;
- способность организовать коллективную профессиональную деятельность, планировать работу коллег, учащихся, потребителей и управлять ею;
- способность решать общепрофессиональные задачи (в сфере физической культуры и спорта) на творческом профессиональном уровне;
- владение алгоритмами педагогической и экономико-управленческой деятельности, способность вносить элементы новизны, инноваций, продуктивности в свою деятельность, способность моделировать, проектировать профессиональную деятельность, проводить конкретно направленные научные исследования_
Функционально-когнитивный: общепрофессиональные и специальные знания, умения и навыки; рефлексивные умения и навыки
Личностно-психологический: акмеологическая ориентация личности, профессиональная мотивация и познавательные потребности, креативность, профессиональное сознание, прогностические способности,проф. мобильность
Функционально-
практический:
опыт
профессионально-творческого мышления и деятельности, опыт конструктивного профессионального общения; профессионально-культурное общение и деятельность, экологически безопасная профессиональная деятельность
Проявление
Проявление
- эффективное планирование и осуществление социального (профессионально-ориентированного) взаимодействия;
- творческое решение педагогических и управленческих задач, проблем, осознание ответственности за результаты своей деятельности;
- ориентация и способность решать вопросы социально-экономического развития сферы физической культуры и спорта;
- творческое обогащение собственных профессиональных знаний, умений и навыков; адекватная оценка уровня собственной компетентности; стремление к постоянному профессиональному развитию;
- осуществление научно-познавательной и иной творческой_
- эффективное применение приемов, методов, технологий осуществления профессиональной деятельности (педагогические технологии, технологии принятия управленческих решений, технологии организации и проведения спортивно-зрелищных мероприятий, способы популяризации физической культуры и спорта как формы досуга и т.д.);
- эффективное решение психолого-педагогических и управленческих проблем в области физической культуры и спорта
Профессиональная компетентность
Рисунок 1 - Компетентностная модель учителя физической культуры
государственного образовательного стандарта по конкретной специальности. Разработанная модель представлена на рисунке 1.
С учетом всего вышесказанного необходимо сконструировать систему профессиональной
подготовки таким образом, чтобы был предусмотрен обязательный развивающий эффект образовательной среды, возможность приобретения студентами опыта творческой профессиональной деятельности и опыта конструктивного профессионального общения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хазова, С. А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки : монография / С. А. Хазова. - Майкоп, 2011. - 370 с.
2. Бондаренко, М. П. Модель формирования компетентности управленческой ... Методико-технологическое содержание компетентностного подхода, новые модели соревновательной дея-
тельности : монография / М. П. Бондаренко. - М.:
- 2012. - 256 с.
3. Мен, С. Компетенции инновационной деятельности в образовательных стандартах как основание проектирования образовательного процесса по подготовке менеджеров туризма / С. Мен // Тео-рия и методика профессионального образования.
- 2013, том 5. - № 4. - С. 61-66.
4. Сахарчук, Е. С. Профессионализация в туризме: к
вопросу о занятости и формировании компетенций / Е. С. Сахарчук // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2011. - № 3. - С. 91-96.
5. Хазова, С. А. Поликультурная компетентность педагога [Электронный ресурс] : электронное научное издание (монография) / С. А. Хазова, Ф. Р. Хатит. -Майкоп : ЭлИТ, 2015. - ISBN 978-5-9906912-5-4
6. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : 1996. - 278 с.
7. Шрам, В. П. Культура конкурентных взаимодействий как личностное качество конкурентоспособ-
BIBLIOGRAPHY
1. Hazova, S. A. Development of the competitiveness of experts in physical training and sports in the process of training : Monograph / S. A. Hazova. - Maikop, 2011. - 370 p.
2. Bondarenko, M. P. The model of formation of competence management ... methodical and technological content of the competency approach, new models of competitive activities (monograph) / M. P. Bondarenko. - M. - 2012. - 256 p.
3. Man, C. Competencies innovation in educational standards as the basis of the design of the educational process for the preparation of managers of tourism / S. Myung // Theory and a vocational training. - 2013, Volume 5. - number 4. - S. 61-66.
4. Saharchuk, E. S. Professionalization in tourism: the issue of employment and formation of competencies / E. S. Saharchuk // Modern problems of service and
ного специалиста / В. П. Шрам, И. В. Лебедева, С. А. Хазова // Вестник АГУ. Серия "Педагогика и психология". - Майкоп., Выпуск 4. - 2013. - С. - 168-175.
8. Иоакимиди, Ю. А. Педагогическая установка как профессиональная компетенция в структуре профессионально-педагогической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту / Ю. А. Иоакимиди, Н. А. Корохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп : Изд-во АГУ. Вып. 2(178). - № 2. - 2016. - С. 118-125.
tourism. - 2011. - № 3. - S. 91-96.
5. Hazova, S. A. Multicultural competence of teachers [electronic resource]: electronic scientific edition (monograph) / S. A. Hazova, F. R. Hatita. - Maikop : elite, 2015. - ISBN 978-5-9906912-5-4
6. Markova, A. K. Psychology of professionalism / A. K. Markova. - M. : 1996. - 278 p.
7. Shram V. P., Culture competitive interactions as a personal quality competitive specialist / V. P. Shram, I. V. Lebedev, S. A. Hazova // Herald of ASU. A series of "Pedagogy and Psychology". - Maikop, Issue 4. - 2013. - S. 168-175.
8. loakimidi, Y. A. Educational setting as expertise in the structure of professional-pedagogical orientation of the person expert in physical training and sports /Y. A. loakimidi, N. A. Korohova // Herald of Adygeya State University. A series of "Pedagogy and Psychology". - Maikop : Publishing House of the ASU. Vol. 2 (178). № 2. - 2016. - S. 118-125.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шрам Виктория Петровна (Shram Victoria Petrovna) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected].
Иоакимиди Юлия Александровна (loakimidi Julia) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.
Коджешау Маджид Халидович (Kojasay Majid Halidovich) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.